Напоминание

"ИКТ технологии в повышении профессионального уровня в условиях внедрения ФГОС ДОУ"


Автор: Дроговоз Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Краснозерский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Краснозерское, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "ИКТ технологии в повышении профессионального уровня в условиях внедрения ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дроговоз О.А. старший воспитатель МКДОУ Краснозерский детский сад №5 Новосибирская область, р.п. Краснозерское
ИКТ технологии в повышении профессионального уровня в условиях

внедрения ФГОС ДОУ.
Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность данной работы зависит от умения педагогами рационально и правильно использовать новые информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Для современного педагога информационная культура становится частью общей педагогической культуры. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности. Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Нашим учреждением информационные технологии применяются - в управлении ДОУ, в профессиональной деятельности воспитателей, в образовательном процессе. В своей профессиональной деятельности воспитатели использует офисные программы, Интернет, электронные издания образовательного направления. Освоение офисных программ открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу педагогической деятельности. Использование интернет ресурсов позволяет не только находить и анализировать необходимую информацию, но и быть активным участником
сетевого сообщества: самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их, обмениваться опытом, организовывать работу с родителями. Проектирование непосредственно образовательной деятельности с использованием развивающих игр — это совсем новое направление в деятельности воспитателя ДОУ. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — с детьми должны работать специалисты, знающие возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Таким образом, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов. Образовательные потребности педагогов были изучены с помощью диагностирования, собеседования, систематизации и анализа выявленных проблем-запросов педагогов. В ходе нашего исследования был выявлен следующий ряд противоречий: — потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении; — желанием педагогов и их неумением организовать научно-методическую работу на базе информационных технологий; — неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности; — возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства; — потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса повышения их квалификации в данном направлении; — существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимуще ственно компьютерной грамотно сти, и
необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение ИКТ, в практической деятельности. Для подготовки педагогов к непрерывному развитию ИКТ были использованы следующие формы работы повышения ИКТ компетентности педагогов: методические объединения, система занятий по обучению педагогов владению ПК, мастер – классы, наставничество Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды передового опыта и обучения методам и приемам работы с детьми, были организованы открытые показы работы педагогов, дающие возможность наглядно увидеть разнообразие применения цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми, получить ответы на интересующие вопросы, соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Для подготовки педагогов начального и низкого уровня владения ПК организуется серия практических занятий, которые проводят педагоги высокого уровня. На занятиях воспитатели приобретают практические навыки работы на компьютере, могут получить ответы на возникающие вопросы. Одной из действенных форм оказания содействия в освоении и применении новых технологий, преодолении трудностей и выходе на качественно новый уровень профессионализма является наставничество (работа в паре). Постоянное взаимодействие, обучаемого и обучающего при благоприятной морально-психологической обстановке помогают в преодолении возникающих трудностей, повышают не только мастерство педагогов, но и их самооценку. Творческая группа, созданная в помощь воспитателям ДОУ, разработала систему планирования с учетом ФГТ, шаблоны для написания планов. Это позволяет экономить объем и время работы педагогов при написании плана воспитательно-образовательной деятельности, повышать презентабельность оформления документации. С целью совершенствования умений и навыков проводим педагогические часы по вопросам информатизации: «Создание
мультимедийных презентаций», «Оформление документации», «Участие работ воспитанников и педагогов в международных, всероссийских творческих фестивалях, конкурсах». Важно отметить, что информационно-компьютерные технологии активно используются не только в методической, воспитательно-образовательной работе педагогов, но и в управлении. Их внедрение позволило повысить эффективность управленческой деятельности, и это логичный и необходимый шаг в развитии ДОУ. Все члены администрации на сегодняшний момент владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. Для более оперативного взаимодействия в учреждении создана локальная сеть, позволяющая ускорить работу с информацией. Созданы базы данных: сотрудников детского сада, воспитанников, семей. По инициативе творческой группы педагогов был создан сайт ДОУ. Педагоги пытаются создавать личные сайты. С внедрением информационно- коммуникативных технологий в дошкольном учреждении постепенно изменилась его инфраструктура: методический кабинет дополнился медиатекой, где всем участникам образовательного процесса предоставлен свободный доступ к образовательным ресурсам и ПК. Педагоги имеют возможность в рабочее время моделировать воспитательно-образовательный процесс, создавая компьютерные презентации к НОД, педсоветам, родительским собраниям, методическим объединениям. Мотивационными компонентами профессионального роста педагогов в области информатизации стали осознание включенности дошкольного образования в процессы информатизации, позитивное отношение к использованию информационно-коммуникативных технологий, стремление к образованию и самообразованию. Следует сделать вывод, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов с детьми в ДОУ, а также готовность педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС .


В раздел образования