Автор: Рубанова Нина Николаевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Среднебелое
Населённый пункт: с. Среднебелое 2, Амурская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ирациональные уравнения"
Раздел: полное образование
Провела Рубанова Н.Н.
МАОУ СОШ с. Среднебелое
2016-2017 уч.год
Тема: Иррациональные уравнения.
Цели урока:
1.
Вспомнить понятие иррациональных уравнений и показать способы их
решений.
2.
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом
материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность,
мышление, познавательный интерес.
3.
Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
4.
способствовать развитию навыков решения иррациональных
уравнений;
5.
прививать навыки самооценки.
Оборудование: карточки с тестом, проектор, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы
«Иррациональные
уравнения»,
вспомним
методы
решения
уравнений
и
пройдем небольшой
тест на проверку
знаний.
Но для начала
вспомним
прошлый материал.
II. Устная работа
1.
Какие уравнения являются иррациональными: (Слайд №3).
а)
0
6
х
; б)
9
3
2
х
; в)
5
4
3
х
;
г)
3
2
х
х
; д)
4
4
х
?
2.
Решите уравнение: (Слайд №4).
а)
1
5
х
; б)
5
2
х
; в)
3
х
; г)
2
3
х
; д)
2
1
х
.
3.
Найдите область определения функции: (Слайд №5).
а)
х
у
6
; б)
3
1
х
х
у
; в)
х
х
1
.
III. Проверка домашнего задания (фронтальная).
№417, №418, №419, №422.
IV. Решение иррациональных уравнений.
Методические примечания: (Слайд №7,№8 и №9).
1. При решении иррациональных уравнений проверка не делается, если
используются следующие равносильные преобразования:
А) уравнение вида
,
)
(
)
(
2
2
n
n
x
g
x
f
где n
N,
равносильно системе f(x)=g(x),
f(x)=0.
Б) уравнение вида
),
(
)
(
2
x
g
x
f
n
где n
N,
равносильно системе f(x)=g
2n
(x),
g
(x)≥0.
2. Кроме стандартного приема возведения в квадрат (n-ую степень) обеих
частей уравнения, при решении иррациональных уравнений иногда очень
удобен прием замены переменной, который значительно сокращает время
решения.
Пример1 (решение у доски)
2
5
5
2
х
х
х
Решение:
х
2
+5х+5=(х+2)
2
,
х
2
+5х+5= х
2
+4х+4,
х = -1,
х+2≥0 , х≥-2, х ≥ -2.
Ответ: х=-1.
Пример2 (самостоятельно)
2
3
2
х
х
Решение:
2х-3=х-2 ,
х=1,
2х-3≥0 , х≥1,5.
Ответ: решений нет.
Пример3 (решение у доски)
7
5
3
3
2
2
х
х
х
х
Решение:
Добавим к обеим частям уравнения по 5, получим
5
7
5
3
5
3
2
2
х
х
х
х
Пусть
t
х
х
5
3
2
, где t ≥0, t
2
=х
2
-3х+5.
Получим новое уравнение: t
2
+ t -12=0.
Корни уравнения: t
1
=3; t
2
=-4 – не подходит, так как t ≥0.
Вернемся к замене:
3
5
3
2
х
х
х
2
-3х+5=9,
х
2
-3х-4=0,
х
1
=4; х
2
=-1.
Проверка подстановкой показывает, что оба корня подходят.
Ответ: -1; 4.
V. Тестирование (раздается каждому ученику с таблицей ответов,
которую они заполняют и сдают учителю).
Вариант 1
Часть А (оценка 3)
1.
5
х
а)
5
; б) -5; в) 5; г) 25.
2.
3
1
х
а) 2; б) 4; в) 8; г) 9.
3.
8
2
х
а) 6; б) ±
36
; в) 36; г) -6.
4.
3
5
2
х
а) ±4; б) ±2; в) 2; г) -2.
5.
3
9
3
х
а) 18; б) ±18; в) -18; г) 6.
Часть В (оценка 4)
1.
5
1
х
х
а) 8; б) 3; 8; в) 3; г) -3; -8
.
2.
0
1
х
х
а) 0; б) 1; в) 0; 1; г) -1.
3.
4
2
3
х
х
а) -7; б) ±7; в)
7
; г) 7
.
4.
х
х
1
3
а) -2; 1; б) 2; в) 2; -1; г) -1.
5.
6
6
1
х
х
а) -10; 3; б) 3; в) -10; г) 10; -3.
Часть С (оценка 5)
1.
х
х
х
4
2
3
2
2
а) -7; б) 2; в) 7; -2; г) -7; 2;
2.
5
3
1
4
х
х
х
а) нет решений; б) -4; в) -3; г) 1;
3.
0
2
8
4
х
х
а) -2; 1; б) 1; в) -2; г) -1; 2;
4.
x
x
cos
sin
5
,
1
а)
Z
n
n
,
2
6
; б)
Z
n
n
,
2
6
;
в)
Z
k
k
k
,
6
)
1
(
; г)
Z
k
k
k
,
6
)
1
(
1
Ф.И.
ученика
Часть______
Ответы
1.
2.
3.
4.
5.
Ф.И.
ученика
Часть______
Ответы
1.
2.
3.
4.
5.
Вариант 2
Часть А (оценка 3)
1.
6
х
а)
6
; б) 6; в) -6; г) 36.
2.
3
2
х
а) 1; б) 7; в) 5; г) 9.
3.
11
4
х
а) 49; б)
40
; в) 7; г) -7.
4.
5
3
2
х
а) ±5; б) ±
28
; в) 8; г) -
28
.
5.
2
28
3
х
а) 36; б) ±6; в) ±20; г) 6.
Часть В (оценка 4)
1.
2
1
2
х
х
а) 1; 5; б) 1; в) 5; г) -1; -5
.
2.
0
2
х
х
а) 0; 2; б) 0; в) 2; г) -2.
3.
12
3
4
х
х
а) -4; б) ±4; в)4; г) 8
.
4.
9
9
2
х
х
а) 0; б) 0; -1; в) -1; г) 0; 1.
5.
х
х
х
2
2
а) 0; -0,4; б) 0; -2,5; в) 2,5; 0; г) 0,4; 0.
Часть С (оценка 5)
1.
2
1
7
х
а) 24; б) 8; в)
80
; г) -24;
2.
6
4
3
2
3
х
х
х
а) 3; б) нет решений; в) -1,5; г) -4;
3.
0
4
5
6
3
х
х
а) 4
6
; б) -1; 4
6
; в) -1; г) 1; 4
6
;
4.
x
x
sin
cos
5
,
1
а)
Z
n
n
,
2
3
2
; б)
Z
n
n
,
2
3
2
;
в)
Z
n
n
,
2
3
2
; г)
Z
n
n
,
2
3
VI. Итоги урока.
Закончить предложения:
Я могу…
Я оцениваю свои знания на…, потому что…
VII. Домашнее задание:
1)
п.33, №№ 420 (г), 424 (г), 425 (г).
2)
Составить
три
уравнения
(с
решением),
используя
методические
примечания.