Автор: Чугунова Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат № 2"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить
максимальной производительностью органов при сохранении качественных
пределов их функций». Н.М.Амосов
В
последнее
десятилетие
возросло
число
фактов,
которые
раньше
не
составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся.
Год
от
года
возрастают
учебные
нагрузки,
досуг
все
чаще
отдается
компьютерным
играм
и
Интернету,
что
приводит
к
гиподинамии,
нарушениям осанки и зрения. О неблагополучии здоровья населения страны,
и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех
уровнях, вплоть до Президента.[1,С.5]
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В
современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система,
образования
несет
свою,
и
немалую
долю
ответственности
за
здоровье
учащихся. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в
школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия
обучения,
организация
педагогического
процесса,
психологическое
воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени
влияет школа на здоровье своих учеников.
Среди
ряда
причин,
из-за
которых
происходит
нарушение
здоровья
школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость;
2. Высокие учебные нагрузки;
3.
Несоответствие
между
внешними
требованиями
и
возможностями
ребенка.
Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального
общего
образования
ФГОС
и
возрастные
психологические
особенности
младших
школьников,
одной
из
важнейших
задач
является
развитие
у
ребенка
здоровьесберегающих
навыков,
обучение
основам
безопасности
жизнедеятельности,
гармонично
сочетается
с
решением
базовых
задач
начального образования. В нашей школе подготовка к здоровому образу
жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала главным
направлением
в деятельности
педагогов, работающих с детьми начальной
школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
1.
В
школьном
здании
созданы
необходимые
условия
для
сбережения
здоровья
учащихся.
Все
помещения
соответствуют
санитарным
и
гигиеическим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны
здоровья и охраны труда обучающихся.
2.
Созданы
условия
для
качественного
проведения
уроков
физической
культуры и спортивно-кружковой работы:
- работают два спортивных зала;
- имеются тренажерный, теннисный залы;
- имеется игровая площадка;
- учителю физической культуры предоставляются медицинские сведения для
определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого
ученика.
3. Кабинеты начальных классов обеспечены учебной мебелью в соответствии
росто-возрастным особенностям обучающихся.
4. Организованно рациональное питание учащихся.
В
школе
работает
столовая,
позволяющая
организовывать
шестиразовое
питание воспитанников МБОУ «Школа-интернат № 2». Питание школьников
отвечает
санитарно-эпидемиологическим
нормам,
соблюдает ся
калорийность, витаминизация и разнообразие в приготовлении завтраков,
обедов,
полдников,
ужинов.
В
столовой
на
стендах
размещены
информационные плакаты для учащихся «Полезные продукты», «Вода – наш
друг». Учащиеся и их родители имеют возможность ознакомиться с меню,
которое ежедневно вывешивает заведующий столовой.
Организация двигательного режима:
Использование физкультминуток или упражнений – энергизаторов.
Энергизаторы
предполагают
активность
разных
анализаторов
и
актуализируют
разные
способности
детей.
В
результате
использование
энергизатора
восстанавливается
энергия
класса,
внимание
снова
привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психоэмоционального
состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.
Проведение кинезиологических упражнений - наиболее эффективного
средства, благотворно влияющего не только на коррекцию обучения,
но
и
на
развитие
интеллекта,
улучшение
состояния
физического
здоровья и социальную адаптацию детей.
Применение пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе.
Организация подвижной (динамической) перемены (20 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме
дня
учащихся
и
предполагают
проведение
подвижных
игр
на
большой
перемене.
Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости,
тонизируют
нервную
систему,
улучшают
эмоциональное
состояние
и
повышают работоспособность.
С первого класса на каждого обучающегося школы заводится личная
медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все
показатели.
Медицинская
карта
позволяет
проследить,
как
развивается,
взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.
Рациональная организация учебной деятельности обучающихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной
организации их деятельности достигается благодаря систематической работы
педагогического
коллектива
над
вопросами
повышения
эффективности
учебного
процесса,
снижения
функционального
напряжения
и
утомления
детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования
труда и отдыха.
Организация образовательного процесса с учетом гигиенических норм и
требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки:
-
Оптимальный
годовой
календарный
учебный
график,
позволяющий
равномерно чередовать учебную деятельность и отдых:
1
класс
–
33
учебные
недели,
дополнительные
каникулы
в
середине
3
четверти;
2 – 4 классы – 35 учебных недель, разбитых на 4 четверти;
- пятидневный режим обученияв 1 классе;
- в 1-м классе уроки по 35 мин;
-
«ступенчатый
режим»
постепенного
наращивания
учебного
процесса
в
сентябре-октябре в 1 классе;
-
использование
безотметочного
обучения
для
снятия
психологического
напряжения в 1-2 классах;
- облегчённый день в середине учебной недели (учёт биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности);
- динамическая пауза после 3-го урока с обязательным выходом на прогулку;
-
рациональный
объём
домашних
заданий
в
2-4
классах
(1
класс
без
домашних заданий);
- составление расписания с учётом динамики умственной работоспособности
в течение дня и недели;
- в 1-2-ых классах организован дневной сон
- имеется игровая комната.
-
введение
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительного
направления (секция, ОФП);
- применение ИКТ с учётом требований СанПиН. [2,С.280]
Осуществление
мер
по
профилактике
заболеваний,
сохранению
и
укреплению
здоровья
обучающихся,
формированию
основ
экологической
культуры:
-
Ч е р е з включение
в
уроки
образовательного
цикла
элементов
валеологического образования.
На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с
правилами
культуры
чтения
и
письма,
формируются
и
закрепляются
гигиенические
умения
и
навыки
чтения
и
письма
(правильная
осанка,
положение
книги,
тетради
и
т.д.)
В
ходе
уроков
используются
стихи,
пословицы, рассказы валеологической направленности.
На
уроках
окружающего
мира
даётся
наиболее
систематизированное
представление о валеологических знаниях, экологической безопасности, об
экологических
последствиях
хозяйственной
деятельности
людей.
Курс
окружающего мира является интегрированным.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по
вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их
уровня знаний и включает:
проведение
соответствующих
родительских
собраний,
консультаций психолога, соцпедагога, лекций, круглых столов и
т. п.;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной
работе
по
проведению
оздоровительных
мероприятий
и
спортивных соревнований;
создание и распространение буклетов, информационных листов о
детском здоровье, доступной для родителей и т.п. [2,С.287]
Работа
педагогов
МБОУ
«Школа-интернат
№
2»
направлена
на
формирование
у
школьников
устойчивой
мотивации
на
здоровый
образ
жизни, ответственности за состояние своего здоровья.
Изложенная выше система работы показывает, что внедрение в обучение
здоровьесберегающих
технологии
ведет
к
снижению
показателей
заболеваемости
детей,
улучшение
психологического
климата
в
детском
коллективе,
активно
приобщает
родителей
школьников
к
работе
по
укреплению их здоровья.
Использованная
литература:
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология
здоровья
в
школе.–
М.:АРКТИ,2006.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования
МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования» на 2010-2015.