Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"


Автор: Чугунова Тамара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат № 2"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

«Здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить

максимальной производительностью органов при сохранении качественных

пределов их функций». Н.М.Амосов

В

последнее

десятилетие

возросло

число

фактов,

которые

раньше

не

составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся.

Год

от

года

возрастают

учебные

нагрузки,

досуг

все

чаще

отдается

компьютерным

играм

и

Интернету,

что

приводит

к

гиподинамии,

нарушениям осанки и зрения. О неблагополучии здоровья населения страны,

и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех

уровнях, вплоть до Президента.[1,С.5]

Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В

современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система,

образования

несет

свою,

и

немалую

долю

ответственности

за

здоровье

учащихся. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в

школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия

обучения,

организация

педагогического

процесса,

психологическое

воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени

влияет школа на здоровье своих учеников.

Среди

ряда

причин,

из-за

которых

происходит

нарушение

здоровья

школьников, выделяются:

1. Чрезмерная занятость;

2. Высокие учебные нагрузки;

3.

Несоответствие

между

внешними

требованиями

и

возможностями

ребенка.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального

общего

образования

ФГОС

и

возрастные

психологические

особенности

младших

школьников,

одной

из

важнейших

задач

является

развитие

у

ребенка

здоровьесберегающих

навыков,

обучение

основам

безопасности

жизнедеятельности,

гармонично

сочетается

с

решением

базовых

задач

начального образования. В нашей школе подготовка к здоровому образу

жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала главным

направлением

в деятельности

педагогов, работающих с детьми начальной

школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

1.

В

школьном

здании

созданы

необходимые

условия

для

сбережения

здоровья

учащихся.

Все

помещения

соответствуют

санитарным

и

гигиеическим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны

здоровья и охраны труда обучающихся.

2.

Созданы

условия

для

качественного

проведения

уроков

физической

культуры и спортивно-кружковой работы:

- работают два спортивных зала;

- имеются тренажерный, теннисный залы;

- имеется игровая площадка;

- учителю физической культуры предоставляются медицинские сведения для

определения оптимальной индивидуальной физической нагрузки для каждого

ученика.

3. Кабинеты начальных классов обеспечены учебной мебелью в соответствии

росто-возрастным особенностям обучающихся.

4. Организованно рациональное питание учащихся.

В

школе

работает

столовая,

позволяющая

организовывать

шестиразовое

питание воспитанников МБОУ «Школа-интернат № 2». Питание школьников

отвечает

санитарно-эпидемиологическим

нормам,

соблюдает ся

калорийность, витаминизация и разнообразие в приготовлении завтраков,

обедов,

полдников,

ужинов.

В

столовой

на

стендах

размещены

информационные плакаты для учащихся «Полезные продукты», «Вода – наш

друг». Учащиеся и их родители имеют возможность ознакомиться с меню,

которое ежедневно вывешивает заведующий столовой.

Организация двигательного режима:

Использование физкультминуток или упражнений – энергизаторов.

Энергизаторы

предполагают

активность

разных

анализаторов

и

актуализируют

разные

способности

детей.

В

результате

использование

энергизатора

восстанавливается

энергия

класса,

внимание

снова

привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психоэмоционального

состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.

Проведение кинезиологических упражнений - наиболее эффективного

средства, благотворно влияющего не только на коррекцию обучения,

но

и

на

развитие

интеллекта,

улучшение

состояния

физического

здоровья и социальную адаптацию детей.

Применение пальчиковой гимнастики на уроках в начальной школе.

Организация подвижной (динамической) перемены (20 минут).

Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме

дня

учащихся

и

предполагают

проведение

подвижных

игр

на

большой

перемене.

Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости,

тонизируют

нервную

систему,

улучшают

эмоциональное

состояние

и

повышают работоспособность.

С первого класса на каждого обучающегося школы заводится личная

медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все

показатели.

Медицинская

карта

позволяет

проследить,

как

развивается,

взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.

Рациональная организация учебной деятельности обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной

организации их деятельности достигается благодаря систематической работы

педагогического

коллектива

над

вопросами

повышения

эффективности

учебного

процесса,

снижения

функционального

напряжения

и

утомления

детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования

труда и отдыха.

Организация образовательного процесса с учетом гигиенических норм и

требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки:

-

Оптимальный

годовой

календарный

учебный

график,

позволяющий

равномерно чередовать учебную деятельность и отдых:

1

класс

33

учебные

недели,

дополнительные

каникулы

в

середине

3

четверти;

2 – 4 классы – 35 учебных недель, разбитых на 4 четверти;

- пятидневный режим обученияв 1 классе;

- в 1-м классе уроки по 35 мин;

-

«ступенчатый

режим»

постепенного

наращивания

учебного

процесса

в

сентябре-октябре в 1 классе;

-

использование

безотметочного

обучения

для

снятия

психологического

напряжения в 1-2 классах;

- облегчённый день в середине учебной недели (учёт биоритмологического

оптимума умственной и физической работоспособности);

- динамическая пауза после 3-го урока с обязательным выходом на прогулку;

-

рациональный

объём

домашних

заданий

в

2-4

классах

(1

класс

без

домашних заданий);

- составление расписания с учётом динамики умственной работоспособности

в течение дня и недели;

- в 1-2-ых классах организован дневной сон

- имеется игровая комната.

-

введение

внеурочной

деятельности

спортивно-оздоровительного

направления (секция, ОФП);

- применение ИКТ с учётом требований СанПиН. [2,С.280]

Осуществление

мер

по

профилактике

заболеваний,

сохранению

и

укреплению

здоровья

обучающихся,

формированию

основ

экологической

культуры:

-

Ч е р е з включение

в

уроки

образовательного

цикла

элементов

валеологического образования.

На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с

правилами

культуры

чтения

и

письма,

формируются

и

закрепляются

гигиенические

умения

и

навыки

чтения

и

письма

(правильная

осанка,

положение

книги,

тетради

и

т.д.)

В

ходе

уроков

используются

стихи,

пословицы, рассказы валеологической направленности.

На

уроках

окружающего

мира

даётся

наиболее

систематизированное

представление о валеологических знаниях, экологической безопасности, об

экологических

последствиях

хозяйственной

деятельности

людей.

Курс

окружающего мира является интегрированным.

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по

вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их

уровня знаний и включает:

проведение

соответствующих

родительских

собраний,

консультаций психолога, соцпедагога, лекций, круглых столов и

т. п.;

привлечение родителей (законных представителей) к совместной

работе

по

проведению

оздоровительных

мероприятий

и

спортивных соревнований;

создание и распространение буклетов, информационных листов о

детском здоровье, доступной для родителей и т.п. [2,С.287]

Работа

педагогов

МБОУ

«Школа-интернат

направлена

на

формирование

у

школьников

устойчивой

мотивации

на

здоровый

образ

жизни, ответственности за состояние своего здоровья.

Изложенная выше система работы показывает, что внедрение в обучение

здоровьесберегающих

технологии

ведет

к

снижению

показателей

заболеваемости

детей,

улучшение

психологического

климата

в

детском

коллективе,

активно

приобщает

родителей

школьников

к

работе

по

укреплению их здоровья.

Использованная

литература:

Смирнов

Н.К.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

и

психология

здоровья

в

школе.–

М.:АРКТИ,2006.

Основная общеобразовательная программа начального общего образования

МБОУ «Школа-интернат № 2 основного общего образования» на 2010-2015.



В раздел образования