Напоминание

"Моя малая родина"


Автор: Юренкова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п Кузоватово
Населённый пункт: р.п. Кузоватово Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Моя малая родина"
Раздел: начальное образование





Назад




Основные задачи (цели) изучения курса внеурочной деятельности

« Моя малая Родина» (Растим патриотов) в 1 классе.

Цель :формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к

обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку

зрения,

воспитание

патриотических

качеств

личности

в

соответствии

с

моделью “Гражданина - патриота России”.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и

свобод личности;

сформировать

нравственные

основы

личности,

повысить

уровень

духовной культуры;

сформировать

гуманистическое

отношение

к

окружающему

миру

и

людям;

сформировать

внутреннюю

потребность

личности

в

постоянном

самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к

жизни в современной действительности.

В

результате

реализации

программы

обеспечивается

достижение

обучающимися воспитательных результатов :

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах,

устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах

поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности

и повседневной жизни (1 класс).

Задачи:

формирование патриотических чувств и сознания учащихся на

основе исторических ценностей России;

сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

воспитание коллективизма и ответственности.

Связь содержания программы с учебными предметами.

В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в

рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением,

окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение

(анализ и

оценка поступков героев; развитие

чувства прекрасного; развитие

эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык

– раскрытие

воспитательного потенциала русского

языка, развитие внимания к слову и

– экскурсии, например, «Добро и зло

на полотнах художников» и др.;

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с

согласия родителей) с деятельностью

традиционных религиозных

организаций: экскурсии в места

чувства ответственности за сказанное и

написанное и т.д.

Окружающий мир

(«связь человека и

мира», правила поведения в

отношениях «человек –человек» и

«человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура

народов России («добро и зло»,

«мораль и нравственность», «долг и

совесть», «милосердие и

справедливость» и т.д.).

богослужения, добровольное участие

в подготовке и проведении

религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями

творческих проектов и представление

их;

– ролевые игры, моделирующие

ситуации нравственного выбора ;

Окружающий мир

, – «современная

Россия – люди и государство»,

«наследие предков в культуре и

символах государства, славные и

трудные страницы прошлого», «права

и обязанности граждан, демократия»,

«общечеловеческие правила поведения

в многоликом обществе, права

человека и права ребёнка».

Литературное чтение

– сказки

народов России и мира; произведения о

России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура

народов России – равенство и добрые

отношения народов России.

– беседы и классные часы:

«Биографии народных героев»,

«Боевые знамена рассказывают»,

«Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение

видеофрагментов, фильмов,

представляющих образцы

гражданского и примеры

антигражданского поведения, в том

числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия

«Кузоватовцы - Герои Великой

Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и

его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны

и труда, людьми, делами которых

можно гордиться;.

Технология

– роль труда и творчества,

его различные виды, обучение разным

трудовым операциям, важность их

последовательности для получения

результата и т.п.

Окружающий мир

– знакомство с

профессиями и ролью труда (в т.ч.

труда учёных) в развитии общества,

преобразования природы.

Литературное чтение,

изобразительное искусство, музыка

роль творческого труда писателей,

художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих

мастерских;

- составление сборника стихов

«Времена года»;

организация Города Веселых

мастеров;

- мини проекты

учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных

заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в

рамках использования технологии

оценивания.

Творческое применение предметных

знаний на практике, в том числе при

реализации различных учебных

проектов.

Работа в группах и коллективные

учебные проекты – навыки

сотрудничества.

Презентация своих учебных и

творческих достижений.

Окружающий мир

– взаимосвязи

живой и неживой природы, природы и

хозяйства человека, экологические

проблемы и пути их решения, правила

экологической этики в отношениях

человека и природы.

Литературное чтение

– опыт

бережного отношения к природе

разных народов, отражённый в

литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в

ходе учебного процесса: выключение

ненужного электроосвещения,

экономное расходование воды,

упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческие и

биологические музеи, парки;

-экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Ульяновской

области

Изобразительное искусство и

Музыка

– приобщение к законам

изобразительного и музыкального

искусства; опыт творческой

деятельности.

Литературное чтение

– приобщение к

литературе как к искусству слова,

опыт создания письменных творческих

работ.

Технология – приобщение к

художественному труду; осознание

красоты и гармонии изделий народных

промыслов; опыт творческой

деятельности.

- посещение театров, филармонии,

Дома художника;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев,

репродукции о войне, карта города и страны, символы государства , области

района, фотографии улиц.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.

Результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности.

личностные результаты

— готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,

отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные

компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,

гражданской идентичности;

метапредметные результаты

— освоенные обучающимися универсальные

учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты

— освоенный обучающимися в ходе изучения

учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области

деятельности по получению нового знания, его преобразованию и

применению, а также система основополагающих элементов научного

знания, лежащая в основе современной научной картины мира

К концу первого года обучения учащиеся должны:

а) знать:

замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя,

отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес

школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные

места микрорайона; название главной площади города; дату основания

города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг.

б) уметь:

вести разговор с членами семьи по заданной

теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить

виденное в рассказе, рисунке.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся:

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям.

Национальные ценности

:

патриотизм, гражданственность

Знать права и обязанности школьника;

Понимать необходимость соблюдения правил;

Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания

.

Национальные ценности:

личность, наука, солидарность

Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

Понимать различие хороших и плохих поступков;

Уметь признавать собственные плохие поступки;

Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности

: труд и творчество, наука

Знать , что лениться – это плохо;

Понимать необходимость трудиться;

Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;

Понимать для чего они;

Ухаживать за цветами;

Рисовать плакаты о сохранности природы.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения,

безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание)

Национальные ценности

: искусство и литература, человечество

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее,

кино);

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга –

лучший друг».

Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня,

правила

Посещать музеи, библиотеки, театры

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в

результате реализации программы.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,

регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому

направлению

Название

направления

Формы занятий

Подведение

итогов

1.

« Связь

поколений»

Тематические беседы,

предметные недели, встречи с

ветеранами Великой

Отечественной войны, воинами–

интернационалистами, конкурсы,

посещение музеев, праздники,

посвященные памятным датам.

2.

«Растим

патриота и

гражданина

России»

Тематические беседы,

коллективные творческие дела,

конкурсы, викторины по правовой

тематике, праздник получения

паспорта, дня Конституции,

устный журнал, встречи с

интересными людьми, акции,

диспуты.

3.

«Мой край

родной»

Тематические беседы,

коллективные творческие дела,

конкурсы, викторины по правовой

тематике, встречи с интересными

людьми, акции, диспуты.

4.

« Я и семья»

Беседы , родительские собрания,

родительский лекторий,

индивидуальное

Анкетирование

детей и родителей

консультирование, совместные

мероприятия, игры,

анкетирование, семейные

праздники, часы общения.

Содержание программы

Программа состоит из 5 блоков

"Моя школа - моя судьба"

«Я и семья»

«Связь поколений»

«Растим патриота и гражданина России».

«Мой край родной»

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное

собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых

выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным

принадлежностям.

Практические занятия

: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка

правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские

собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

«Связь поколений»

Цель

: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества,

его прошлому, настоящему, будущему.

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти,

посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр

строя и песни, , спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка,

парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-

музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с

ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского

рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

«Растим патриота и гражданина России».

Цель заключается в формировании гражданской и правовой

направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию

своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления

гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются:

тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы,

викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня

Конституции.

В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание

ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего

города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека.

Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных

связей и взаимоотношений.

Для реализации программы предлагаются следующие

методы

: наглядный,

словесный, практический.

Наглядный метод

• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;

• экскурсий по городу, целевые прогулки;

Словесный метод

• чтение стихотворений;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• сообщение дополнительного материала;

• загадывание загадок;

• рассматривание наглядного материала;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбор житейских ситуаций;

• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод

• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,

инсценировки и др.);

• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;

• проведение экскурсии различной направленности;

• организация вечеров с родителями, для родителей;

Содержание программы внеурочной деятельности « Моя малая

Родина»"(Растим патриотов )соответствует целям и задачам основной

образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-

4классов.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, музей, читальные залы

библиотек, улицы посёлка.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1-2

Здравствуйте, это я!

2

3-5

Мы этого раньше не знали

3

6-7

Дары осени

2

8-10

Улица

3

11-

12

Читаем книги о войне

2

13-

14

Опора семьи (наши бабушки и дедушки)

2

15-

16

Если бы у меня была волшебная палочка

2

17-

18

Я рисую облака

2

19-

20

Моя мама-лучший друг

2

21-

22

Мы - будущее нашего города

2

23-

24

Кем гордится Кузоватово

2

25-

26

Россия - Родина моя

2

27-

28

Твои права и обязанности

2

29-

30

Россия - Родина моя

2

31-

32

Подвиг не уходит в запас

2

33-

35

«Имя героя-солдата имеет честь носить улица»

3

36-

37

Гайдаровская почта

2

38-

40

Их профессия - Родину защищать

3

41-

42

Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"

2

43-

44

Час здоровья

2

45-

46

Традиции родного посёлка

2

47-

48

Посещение театра

2

49-

50

Народные приметы

2

51-

53

С любовью к посёлку

3

54

Мир космоса

1

55-

56

Город-герой Москва

2

57-

58

В гармонии с природой

2

59-

60

Цветной мелок

2

61-

62

День сказок

2

63-

66

Проект «Моя малая родина»

4

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы.

форма

Кол-

во

часо

в

Теор

етич

ески

х

Пр

акт

ич

еск

их

Дата

По плану

Факти

чески

1-2

Здравствуйте, это я!

Посвящение в первоклассники

2

+

5.09,7.09

3-5

Мы этого раньше не

знали

Беседа об истории посёлка

3

+

+

12.09,14.09

19.09

6-7

Дары осени

Выставка

поделок

из

плодов

овощей и фруктов

2

+

21.09,

26.09

8-

10

Улица

(рисование, аппликация улицы

на которой находится школа)

3

+

28.09,

3.10,5.10.

11-

12

Ч и т а е м

к н и г и

о

войне

Час чтения

2

+

+

10.10,

12.10

13-

14

Опора

семьи

(наши

бабушки и дедушки)

2

+

17.10

19.10

15-

16

Если бы у меня была

волшебная палочка

Игра-путешествие в страну

"Вообразилию"

2

+

24.10

26.10

17-

18

Я рисую облака

Экскурсия в музей

2

+

7.11

9.11

19-

20

Моя

мама-лучший

друг

Конкурс рисунков

2

+

14.11

16.11

21-

22

Мы - будущее нашего

города

Беседа о профессиях

2

+

+

21.11

23.11

23-

24

К е м

г о р д и т с я

Кузоватово

Беседа

о

почетных

гражданах

посёлка

2

+

+

28.11

30.11

25-

26

Россия - Родина моя

Беседа о символах России

2

+

+

5.12

7.12

27-

28

Т в о и

п р а в а

и

обязанности

2

+

12.12

14.12

29-

30

Россия - Родина моя

Экскурсия

в

музей

школы

№1р.п. Кузоватово

2

+

19.12

21.12

31-

32

Подвиг

не

уходит

в

запас

Чтение книг о войне

2

+

26.12

28.12

33-

35

«Имя

героя-солдата

имеет

честь

носить

улица»

Экскурсия по улицам посёлка

3

+

9.01

11.01

16.01

36-

37

Гайдаровская почта

Поделки

открыток

своими

руками

2

+

18.01

23.01

38-

40

И х

п р о ф е с с и я

-

Родину защищать

Праздник к 23 февраля

3

+

25.01

30.01

2.02

41-

42

К о н к у р с

ч т е ц о в

"Строки

опаленные

войной"

2

+

7.02

9.02

43-

44

Час здоровья

знакомство с чемпионами в

области

спорта.

2

+

14.02

16.02

45-

46

Традиции

родного

посёлка

2

+

21.02

28.02

47-

48

Посещение театра

2

+

2.03

7.03

49-

50

Народные приметы

2

+

9.03

14.03

51-

53

С любовью к посёлку

Составление фотоальбома

3

+

16.03

21.03.23.03

54

Мир космоса

Беседа о космонавте

1

+

5.04

55-

56

Город-герой Москва

2

+

7.04

12.04

57-

58

В

г а р м о н и и

с

природой

Викторина

2

+

+

14.04

19.04

59-

60

Цветной мелок

Ко н к у р с

р и с у н ко в

" М о я

Родина"

2

+

21.04

26.04

61-

62

День сказок

Чтение

русских

народных

сказок, рисунки к сказкам

2

+

+

28.04

4.05

63-

66

Проект

«Моя

малая

родина»

4

+

+

11.05

16.05

18.05

23.05

Приложение №2.

Список литературы

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных

символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –

Режим доступа: konf

// www

.ipkps

.

bsu

.

edu

.

ru

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –

М.:Вако, 2007

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание

школьников. – 2005. - №1. – 147с.

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских

школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /

сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова

– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического

воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по

воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.

Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

9. О воспитательном компоненте Федерального государственного

образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание

школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –

Смоленск: Русич, 1996.

11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.

О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.

Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.

– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.



В раздел образования