Автор: Юренкова Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №1 р.п Кузоватово
Населённый пункт: р.п. Кузоватово Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Моя малая родина"
Раздел: начальное образование
Основные задачи (цели) изучения курса внеурочной деятельности
« Моя малая Родина» (Растим патриотов) в 1 классе.
Цель :формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к
обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку
зрения,
воспитание
патриотических
качеств
личности
в
соответствии
с
моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и
свобод личности;
сформировать
нравственные
основы
личности,
повысить
уровень
духовной культуры;
сформировать
гуманистическое
отношение
к
окружающему
миру
и
людям;
сформировать
внутреннюю
потребность
личности
в
постоянном
самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к
жизни в современной действительности.
В
результате
реализации
программы
обеспечивается
достижение
обучающимися воспитательных результатов :
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности
и повседневной жизни (1 класс).
Задачи:
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на
основе исторических ценностей России;
сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
воспитание коллективизма и ответственности.
Связь содержания программы с учебными предметами.
В содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в
рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением,
окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Литературное чтение
(анализ и
оценка поступков героев; развитие
чувства прекрасного; развитие
эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык
– раскрытие
воспитательного потенциала русского
языка, развитие внимания к слову и
– экскурсии, например, «Добро и зло
на полотнах художников» и др.;
–беседа «Дом, где живет уважение»;
– ознакомление (по желанию детей и с
согласия родителей) с деятельностью
традиционных религиозных
организаций: экскурсии в места
чувства ответственности за сказанное и
написанное и т.д.
Окружающий мир
(«связь человека и
мира», правила поведения в
отношениях «человек –человек» и
«человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура
народов России («добро и зло»,
«мораль и нравственность», «долг и
совесть», «милосердие и
справедливость» и т.д.).
богослужения, добровольное участие
в подготовке и проведении
религиозных праздников,
– осуществление вместе с родителями
творческих проектов и представление
их;
– ролевые игры, моделирующие
ситуации нравственного выбора ;
Окружающий мир
, – «современная
Россия – люди и государство»,
«наследие предков в культуре и
символах государства, славные и
трудные страницы прошлого», «права
и обязанности граждан, демократия»,
«общечеловеческие правила поведения
в многоликом обществе, права
человека и права ребёнка».
Литературное чтение
– сказки
народов России и мира; произведения о
России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура
народов России – равенство и добрые
отношения народов России.
– беседы и классные часы:
«Биографии народных героев»,
«Боевые знамена рассказывают»,
«Орден твоего дома»;
– просмотр и обсуждение
видеофрагментов, фильмов,
представляющих образцы
гражданского и примеры
антигражданского поведения, в том
числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия
«Кузоватовцы - Герои Великой
Отечественной войны
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и
его команда»
– встречи-беседы с ветеранами войны
и труда, людьми, делами которых
можно гордиться;.
Технология
– роль труда и творчества,
его различные виды, обучение разным
трудовым операциям, важность их
последовательности для получения
результата и т.п.
Окружающий мир
– знакомство с
профессиями и ролью труда (в т.ч.
труда учёных) в развитии общества,
преобразования природы.
Литературное чтение,
изобразительное искусство, музыка –
роль творческого труда писателей,
художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе
- изготовление подарков,;
- клуб интересных встреч;
- работа кружков, творческих
мастерских;
- составление сборника стихов
«Времена года»;
организация Города Веселых
мастеров;
- мини проекты
учебной работы .
Настойчивость в исполнении учебных
заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в
рамках использования технологии
оценивания.
Творческое применение предметных
знаний на практике, в том числе при
реализации различных учебных
проектов.
Работа в группах и коллективные
учебные проекты – навыки
сотрудничества.
Презентация своих учебных и
творческих достижений.
Окружающий мир
– взаимосвязи
живой и неживой природы, природы и
хозяйства человека, экологические
проблемы и пути их решения, правила
экологической этики в отношениях
человека и природы.
Литературное чтение
– опыт
бережного отношения к природе
разных народов, отражённый в
литературных произведениях.
– сбережение природных ресурсов в
ходе учебного процесса: выключение
ненужного электроосвещения,
экономное расходование воды,
упаковочных материалов, бумаги и т.п
– экскурсии в краеведческие и
биологические музеи, парки;
-экскурсии по улице, району, городу;
- заочные путешествия;
- беседы о природе Ульяновской
области
Изобразительное искусство и
Музыка
– приобщение к законам
изобразительного и музыкального
искусства; опыт творческой
деятельности.
Литературное чтение
– приобщение к
литературе как к искусству слова,
опыт создания письменных творческих
работ.
Технология – приобщение к
художественному труду; осознание
красоты и гармонии изделий народных
промыслов; опыт творческой
деятельности.
- посещение театров, филармонии,
Дома художника;
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев,
репродукции о войне, карта города и страны, символы государства , области
района, фотографии улиц.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.
Результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
личностные результаты
— готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты
— освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты
— освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:
замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя,
отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес
школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные
места микрорайона; название главной площади города; дату основания
города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг.
б) уметь:
вести разговор с членами семьи по заданной
теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить
виденное в рассказе, рисунке.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям.
Национальные ценности
:
патриотизм, гражданственность
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания
.
Национальные ценности:
личность, наука, солидарность
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности
: труд и творчество, наука
Знать , что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения,
безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание)
Национальные ценности
: искусство и литература, человечество
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее,
кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга –
лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня,
правила
Посещать музеи, библиотеки, театры
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в
результате реализации программы.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,
регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому
направлению
№
Название
направления
Формы занятий
Подведение
итогов
1.
« Связь
поколений»
Тематические беседы,
предметные недели, встречи с
ветеранами Великой
Отечественной войны, воинами–
интернационалистами, конкурсы,
посещение музеев, праздники,
посвященные памятным датам.
2.
«Растим
патриота и
гражданина
России»
Тематические беседы,
коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины по правовой
тематике, праздник получения
паспорта, дня Конституции,
устный журнал, встречи с
интересными людьми, акции,
диспуты.
3.
«Мой край
родной»
Тематические беседы,
коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины по правовой
тематике, встречи с интересными
людьми, акции, диспуты.
4.
« Я и семья»
Беседы , родительские собрания,
родительский лекторий,
индивидуальное
Анкетирование
детей и родителей
консультирование, совместные
мероприятия, игры,
анкетирование, семейные
праздники, часы общения.
Содержание программы
Программа состоит из 5 блоков
"Моя школа - моя судьба"
«Я и семья»
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Мой край родной»
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное
собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых
выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным
принадлежностям.
Практические занятия
: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка
правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские
собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений»
Цель
: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества,
его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти,
посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр
строя и песни, , спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка,
парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-
музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с
ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского
рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
«Растим патриота и гражданина России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой
направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию
своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления
гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются:
тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы,
викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня
Конституции.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание
ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего
города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека.
Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных
связей и взаимоотношений.
Для реализации программы предлагаются следующие
методы
: наглядный,
словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности « Моя малая
Родина»"(Растим патриотов )соответствует целям и задачам основной
образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-
4классов.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, музей, читальные залы
библиотек, улицы посёлка.
Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
1-2
Здравствуйте, это я!
2
3-5
Мы этого раньше не знали
3
6-7
Дары осени
2
8-10
Улица
3
11-
12
Читаем книги о войне
2
13-
14
Опора семьи (наши бабушки и дедушки)
2
15-
16
Если бы у меня была волшебная палочка
2
17-
18
Я рисую облака
2
19-
20
Моя мама-лучший друг
2
21-
22
Мы - будущее нашего города
2
23-
24
Кем гордится Кузоватово
2
25-
26
Россия - Родина моя
2
27-
28
Твои права и обязанности
2
29-
30
Россия - Родина моя
2
31-
32
Подвиг не уходит в запас
2
33-
35
«Имя героя-солдата имеет честь носить улица»
3
36-
37
Гайдаровская почта
2
38-
40
Их профессия - Родину защищать
3
41-
42
Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"
2
43-
44
Час здоровья
2
45-
46
Традиции родного посёлка
2
47-
48
Посещение театра
2
49-
50
Народные приметы
2
51-
53
С любовью к посёлку
3
54
Мир космоса
1
55-
56
Город-герой Москва
2
57-
58
В гармонии с природой
2
59-
60
Цветной мелок
2
61-
62
День сказок
2
63-
66
Проект «Моя малая родина»
4
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование темы.
форма
Кол-
во
часо
в
Теор
етич
ески
х
Пр
акт
ич
еск
их
Дата
По плану
Факти
чески
1-2
Здравствуйте, это я!
Посвящение в первоклассники
2
+
5.09,7.09
3-5
Мы этого раньше не
знали
Беседа об истории посёлка
3
+
+
12.09,14.09
19.09
6-7
Дары осени
Выставка
поделок
из
плодов
овощей и фруктов
2
+
21.09,
26.09
8-
10
Улица
(рисование, аппликация улицы
на которой находится школа)
3
+
28.09,
3.10,5.10.
11-
12
Ч и т а е м
к н и г и
о
войне
Час чтения
2
+
+
10.10,
12.10
13-
14
Опора
семьи
(наши
бабушки и дедушки)
2
+
17.10
19.10
15-
16
Если бы у меня была
волшебная палочка
Игра-путешествие в страну
"Вообразилию"
2
+
24.10
26.10
17-
18
Я рисую облака
Экскурсия в музей
2
+
7.11
9.11
19-
20
Моя
мама-лучший
друг
Конкурс рисунков
2
+
14.11
16.11
21-
22
Мы - будущее нашего
города
Беседа о профессиях
2
+
+
21.11
23.11
23-
24
К е м
г о р д и т с я
Кузоватово
Беседа
о
почетных
гражданах
посёлка
2
+
+
28.11
30.11
25-
26
Россия - Родина моя
Беседа о символах России
2
+
+
5.12
7.12
27-
28
Т в о и
п р а в а
и
обязанности
2
+
12.12
14.12
29-
30
Россия - Родина моя
Экскурсия
в
музей
школы
№1р.п. Кузоватово
2
+
19.12
21.12
31-
32
Подвиг
не
уходит
в
запас
Чтение книг о войне
2
+
26.12
28.12
33-
35
«Имя
героя-солдата
имеет
честь
носить
улица»
Экскурсия по улицам посёлка
3
+
9.01
11.01
16.01
36-
37
Гайдаровская почта
Поделки
открыток
своими
руками
2
+
18.01
23.01
38-
40
И х
п р о ф е с с и я
-
Родину защищать
Праздник к 23 февраля
3
+
25.01
30.01
2.02
41-
42
К о н к у р с
ч т е ц о в
"Строки
опаленные
войной"
2
+
7.02
9.02
43-
44
Час здоровья
знакомство с чемпионами в
области
спорта.
2
+
14.02
16.02
45-
46
Традиции
родного
посёлка
2
+
21.02
28.02
47-
48
Посещение театра
2
+
2.03
7.03
49-
50
Народные приметы
2
+
9.03
14.03
51-
53
С любовью к посёлку
Составление фотоальбома
3
+
16.03
21.03.23.03
54
Мир космоса
Беседа о космонавте
1
+
5.04
55-
56
Город-герой Москва
2
+
7.04
12.04
57-
58
В
г а р м о н и и
с
природой
Викторина
2
+
+
14.04
19.04
59-
60
Цветной мелок
Ко н к у р с
р и с у н ко в
" М о я
Родина"
2
+
21.04
26.04
61-
62
День сказок
Чтение
русских
народных
сказок, рисунки к сказкам
2
+
+
28.04
4.05
63-
66
Проект
«Моя
малая
родина»
4
+
+
11.05
16.05
18.05
23.05
Приложение №2.
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –
Режим доступа: konf
// www
.ipkps
.
bsu
.
edu
.
ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских
школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова
– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –
Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.
Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.