Напоминание

"Путь к творчеству"


Автор: Меньшикова Светлана Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО КАНТЕМИРОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Населённый пункт: п. Кантемировка, Воронежская область
Наименование материала: Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изобразительному искусству
Тема: "Путь к творчеству"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

«Путь

к

творчеству»

со

специализацией

«изобразительное

и с ку с с т во »

и м е е т художественную

направленность.

Представлена

для

дополнительного

образования

и

воспитания

детей.

В

ходе

её

освоения

дети

приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают

практические навыки изобразительного творчества.

Новизна программы проявляется в сочетании традиционных и нетрадиционных

методов и технологий обучения изобразительной деятельности.

В

изобразительной

деятельности

ребёнок

обогащает

свои

представления

о

мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно

поэтому необходимо сочетание традиционных дидактических методов обучения,

которые

учат

ребёнка

действовать

в

рамках

предложенных

схем,

образцов,

представлений,

и

новых

методов

и

технологий,

развивающих

воображение,

побуждающих детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином и

другими материалами.

Задача

педагога

предоставить

свободу

в

отражении

своего

видения

мира

доступными для ребёнка художественными средствами. Такой подход раскрепощает

ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются

условия

свободного

творчества:

ребёнок

может

делать

на

листе

пятна,

мазки,

раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять

сочетание разных материалов и способов создания произведения.

В программе предусмотрено:

ознакомление детей с различными видами графики: от гравюры на картоне до

линогравюры, «Граттаж», «Монотипия», «Гризайль», «Кляксография»;

обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о

различии между станковым изображением и декоративным;

расширение

содержания

тем

по

основам

цветоведения,

сопровождаемое

комплексом разнообразных практических заданий;

выполнение дизайнерских проектов по оформлению интерьеров, рекламных

баннеров и т.п.

обучение работе с разными материалами: карандашом, акварелью, гуашью,

акриловыми и масляными красками.

Использование

развивающих

и

познавательных

игр

помогает

детям

через

нестандартные формы знакомиться с историей искусств, научиться коллективному

творческому взаимодействию. Примером такого взаимодействия является итоговая

игра «Художник и зритель», позволяющая фиксировать и воплощать творческие

идеи, предложения детей, развивать фантазии и воображение.

Программа

основана

на

широком

использовании

оригинальных

методик,

связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приёмов,

способствующих

систематическому

формированию

и

поддержанию

у

детей

мотивации

к

творчеству.

Всевозможные

сказочные

ситуации,

игровые

задания,

театрализованные

действия

стимулируют

интерес,

фантазийные

поиски,

в

результате чего каждый ребёнок независимо от своих способностей ощущает себя

волшебником, творцом, художником.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании

детей.

Содействуя

развитию

воображения

и

фантазии,

пространственного

мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого

потенциала

личности,

вносит

вклад

в

процесс

формирования

эстетической

культуры ребёнка, его эмоциональной сферы. Приобретая практические умения и

навыки

в

области

художественного

творчества

дети,

получают

возможность

удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое

своими силами.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности

ребёнка.

Изобразительному

искусству

принадлежит

одно

из

ведущих

мест

в

процессе

формирования

у

детей

целеустремлённости,

диалектико-материального

подхода

к

явлениям

окружающего

мира.

Кроме

того

занятия

изобразительным

искусством способствуют расширению эстетических потребностей обучающихся,

развитию их мыслительной и творческой активности, развивают умение наблюдать,

анализировать,

запоминать,

учат

понимать

прекрасное,

отличать

настоящее

искусство от дешёвых подделок. Всё это особенно важно в наше время.

Знакомя

с

лучшими

произведениями

зарубежного

и

русского

искусства,

художественное творчество пробуждает

у детей интерес к искусству вообще,

любовь и уважение к культуре своего народа; обучающиеся острее воспринимают

окружающую

действительность,

тоньше

чувствуют

внешнюю

и

внутреннюю

(духовную) красоту.

Искусство

в

сочетании

с

музыкой

и

литературой

помогает

воспитывать

нравственность и патриотизм, формирует моральные и эстетические ценности.

Данная программа позволяет сформировать устойчивый интерес обучающихся к

изобразительному искусству и позволяет решать не только обучающие задачи, но и

создаёт условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в

себе,

доброжелательное

отношение

к

сверстникам,

умение

радоваться

успехам

товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

Сегодня,

когда

во

многих

общеобразовательных

учреждениях

на

изучение

изобразительного

искусства

отводится

отграниченное

время,

развитие

художественного творчества детей и подростков через систему дополнительного

образования становится особенно актуальным.

Отличительная

особенность

программы

состоит

в

её

адаптированности

к

реальным

потребностям,

а

также

возможностям

материально-технической

базы

учреждения дополнительного образования, потребностям ребёнка и его родителей.

В реализации программы принимают участие дети от 6 до 16 лет. Содержание

программы ориентировано на то, чтобы расширить и углубить базовое образование

по изобразительному искусству, основанное преимущественно на изучении таких

видов, как живопись, графика, рисунок. Дети приобретают определённые знания по

истории и теории изобразительного творчества, практические умения и навыки в

данной сфере, которые в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения

занятий

в

тех

видах

деятельности,

которые

окажутся

привлекательными

для

конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по

специализированным

программам

таким

как

«Цветоведение»,

«Рисунок»,

«Графика», «Роспись по дереву».

Расширение и углубление содержания по основам изобразительного искусства в

данной

программе

позволяет

детям

не

только

освоить

базовые

основы

изобразительного

творчества,

но

и

достичь

к

концу

4-ого

года

обучения

общеуглублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе

занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста.

Цели и задачи программы

Цель

программы:

обучение

детей

основам

изобразительной

грамоты

и

их

активное

творческое

развитие

с

учётом

индивидуальности

каждого

ребёнка

посредством

приобщения

к

достижениям

мировой

художественной

культуры

и

практических занятий изобразительной деятельностью,

Цель реализуется через решение задач в сфере обучения, воспитания и развития

Образовательные:

1.

Овладение

знаниями

основ

рисунка,

формирование

навыков

рисования

с

натуры, по памяти, по представлению.

2.

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и

народного искусства.

3.

Знакомство

с

различными

художественными

материалами

и

техниками

изобразительного искусства, формирование умений и навыков работы в различных

техниках.

4.

Знакомство с основными терминами в сфере изобразительного искусства.

Развивающие:

1.

Развитие у детей и подростков изобразительных способностей, эстетического

восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, памяти,

пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.

2.

Развитие эмоциональной отзывчивости на окружающий мир.

3.

Развитие потребности в самостоятельной творческой работе.

4.

Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную

деятельность в группе, сотрудничество, общение.

5.

Формирование организационно-управленческих умений и навыков (умение

планировать

свою

деятельность,

определять

проблемы

и

причины

их

возникновения, содержать в порядке своё рабочее место).

Воспитательные:

1.

Формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным

творчеством.

2.

Воспитание уважительного отношения к искусству разных стран и народов.

3.

Воспитание

терпения,

воли,

усидчивости,

трудолюбия,

аккуратности,

целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 (четыре) года обучения при постоянном составе

детей. Занятия в объединении проводятся в соответствии с программой обучения,

требованиями СанПин.

Согласно

Устава

образовательного

учреждения

учебный

год

составляет

34

учебные недели. Полный объём учебных часов – 680, в том числе:

год обучения количество занятий

в неделю

количество

часов в неделю

итого

часов в год

1-й год

2

4

136

2-й год

2

4

136

3-й год

3

6

204

4-й год

3

6

204

Начиная

с

4

года

обучения

программа

предполагает

по

индивидуальным

маршрутам На каждого обучающегося составляется индивидуальный маршрут , в

котором планируется и прослеживается

развитие и достижения обучающегося.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов в год).

Набор детей в группы производится в начале учебного года. Дополнительный

набор осуществляется в течении всего учебного года по результатам тестирования.

В группу второго года обучения предполагается набор обучающихся прошедших

курс первого

года обучения. Однако

возможен

набор и новхых обучающихся

после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня

знаний и умений.

Возраст обучающихся:

1-й год обучения – 6 – 10 лет

2-й год обучения – 9 – 13 лет

3-й год обучения – 11 – 15 лет

4-й год обучения – от 13 лет

Возраст обучающихся, принимающих участие в реализации данного курса, –

это

ещё

одна

отличительная

особенность

программы.

На

момент

принятия

в

объединение возраст детей может быть от 7-и до 15-и лет. Здесь особую роль играет

образовательный

уровень

обучающихся

в

области

изобразительного

искусства.

Поэтому в одной группе могут заниматься и дети 7-летнего возраста, и дети 5-ого

класса. Это даёт более эффективный результат при реализации целей и задач -

старшие помогают малышам и своими действиями подают пример, т.е. играют роль

педагога. А малыши в свою очередь равняются на старших.

Наполняемость групп:

1-й год обучения – не менее 12 человек

2-й год обучения – не менее 10 человек

3-й и 4-й года обучения – от 8 до 10 человек.

Уменьшение численности по годам обучения продиктовано необходимостью

проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Традиционными

являются

практические

и

комбинированные

занятия,

направленные на диагностику знаний (конкурсы, игры), экскурсии, индивидуальные

и групповые формы занятий, на которых дети с высоким уровнем изобразительных

способностей

готовят

работы

к

конкурсам

детского

творчества

и

выставкам,

углубляют знания, совершенствуют умения и навыки в области живописи, рисунка,

композиции,

дизайна,

декоративной

работы,

а

дети

медлительные,

которые

не

успевают выполнить весь объём работ на основных занятиях, имеют возможность

довести работу до конца.

На первых этапах обучения чаще применяются репродуктивные методы, когда

обучающиеся получают знания в готовом виде. В последующем возрастает роль

поисковых

методов.

Упражнения,

метод

иллюстраций,

консультирование

применяются на всех этапах. Особое значение приобретают такие методы, как метод

проекта, беседы с художниками, наблюдение за их работой.

Схема построения занятия:

I.

Организационная часть

II.

Изложение учебного материала

III.

Практическая часть

IV.

Анализ работ, подведение итогов

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К концу обучения дети должны:

1-й год обучения

знать:

основные и дополнительные

цвета;

цветовую гамму красок

(тёплые, холодные цвета);

понятие «симметрия»;

контрасты форм;

свойства красок и графических

материалов;

азы воздушной перспективы

(дальше, ближе);

основные приёмы бумажной

пластики (складывание и

скручивание)

уметь:

смешивать цвета на палитре, получая

нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные

материалы в соответствии со своим замыслом;

грамотно оценивать свою работу, находить

её достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе

2-й год обучения

знать:

контрасты цвета;

гармонию цвета;

азы композиции (статика,

движение);

пропорции плоскостных и

объёмных предметов;

уметь

выбирать формат и расположение листа в

зависимости от задуманной композиции;

соблюдать последовательность в работе

(от общего к частному);

работать с натуры;

работать в определённой гамме;

доводить работу от эскиза до композиции;

использовать разнообразные

выразительные средства (линия, пятно, ритм,

цвет);

работать с бумагой в технике объёмной

пластики

3-й год обучения

знать:

основы линейной перспективы;

основные законы композиции;

пропорции фигуры и головы

человека;

уметь:

работать в различных жанрах;

выделять главное в композиции;

передавать движение фигуры человека и

животных в

различные виды графики;

основы цветоведения;

свойства различных

художественных материалов;

основные жанры

изобразительного искусства

рисунках;

сознательно выбирать художественные

материалы для выражения своего замысла;

строить орнамент в различных

геометрических фигурах (круг, квадрат,

прямоугольник);

критически оценивать как собственные

работы, так и работы своих товарищей

4-й год обучения

знать:

особенности графических и

живописных материалов;

различные живописные техники;

особенности городецкой росписи;

основные стили в искусстве

имена русских художников

(А.Рублёв, Дионисий, Г.Никитин и

т.д.)

уметь:

передавать в изображении предметов пропорции

и характер форм;

передавать объёмность предметов;

соблюдать последовательность выполнения

рисунка;

сознательно добиваться выразительности

линий, пятна, силуэта, гармоничности цветового

решения работы;

использовать выразительные свойства

материалов для создания изображения;

выполнять краткосрочные и длительные работы,

используя различные живописные приёмы и

техники согласно замыслу;

рисовать кистью элементы городецкой

и хохломской росписи, а также создавать на

этой основе собственные композиции

ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Текущий контроль – педагог проводит беседы с детьми, наблюдения за их работой,

выясняет исходный уровень подготовленности.

Промежуточный контроль – осуществляется в конце каждой темы и за полугодие,

когда проводится общий просмотр и анализ работ совместно с детьми.

Итоговый контроль – определяет уровень знаний, умений и навыков по освоению

программы.

Текущий контроль – педагог проводит беседы с детьми, наблюдения за их

работой, выясняет исходный уровень подготовленности.

Промежуточный

контроль

осуществляется

в

конце

каждой

темы

и

за

полугодие, когда проводится общий просмотр и анализ работ совместно с детьми,

где каждая работа оценивается по трём критериям:

уровень работы в целом,

творческий подход,

аккуратность

Оценки:

++ очень хорошо,

+ хорошо,

- плохо.

Результаты фиксируются в карте наблюдений:

Фамилия,

имя ребёнка

Раздел

программы

Уровень

работы

Творческий

подход

Аккуратность

Оценка

Таким образом, ребёнок и родители могут видеть, где он преуспел, а в каком

направлении ему ещё нужно работать.

Итоговый контроль проводится в форме итоговой открытой выставки детских

работ. Педагог совместно с детьми отбирает лучшие интересные работы.

Для

выяснения

степени

усвоения

материала

программы

проводится

также

итоговое занятие в виде игры либо конкурсной программы и тестирование (как по

итогам года, так и по итогам всего курса обучения).

В конце четвёртого года обучения проводится конкурс-выставка творческих

работ.

Каждый

обучающийся

представляет

по

одной

работе,

которую

делает

в

течение всего года, самостоятельно выбирая направление, тему и материалы.

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется таблица:

Фамилия, имя

ребёнка

Дата

Название конкурса,

выставки

Название работы

(художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им

образовательной программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

1

1

II.

Чем и как рисует художник

Выразительные средства рисунка и

живописи.

18

2

16

III.

Форма и характер предметов

Силуэт. Простые фигуры.

Сложные фигуры.

Геометрические тела.

Сложные предметы.

30

6

8

8

8

8

2

2

2

2

22

4

6

6

6

IV.

Разноцветный калейдоскоп

Основные и составные цвета.

Теплый и холодный цвет.

Техника живописи.

26

6

8

12

5

1

2

2

21

5

6

10

V.

Графика

6

2

4

VI.

Композиция

10

2

8

VII.

Изображения фигуры человека

12

2

10

VIII.

Декоративная работа

30

4

26

IX.

Итоговое занятие

2

1

1

итого

136

27

109

Содержание курса первого года обучения

Вводное занятие (2 часа)

«Давайте знакомиться».

Теоретическая часть:

Ознакомление с программой. Техника безопасности.

Беседа «История возникновения искусства».

Практическое занятие

Коллективная работа по теме «Давайте знакомиться».

«Чем и как рисует художник» (18 часов)

Выразительные средства рисунков и живописи.

Теоретическая часть

Беседа «Дружная семья - штрих, линия, мазок и я».

Сказочное повествование «Её величество линия».

Средства выразительности и их возможности.

Отличительные особенности материалов.

Практические занятия

Работа акварелью, способы изображения дождя.

Линия и её настроение.

«Пальчик-фокусник», изображение подводного мира.

«Змея из точек» - метод шрафировки.

Работа цветными карандашами, пастелью, углем, сангиной.

Изображение различных видов линий карандашом, акварелью.

Фантазирование.

Представление

и

изображение

линиями

течения

воды,

перехода через чащу.

Изображение

различных

состояний

осени

в

природе:

ветер,

тучи,

дождь,

туман, яркое солнце.

Техника «Кляксография».

Форма и характер предметов (30 часов)

Силуэт. Простые фигуры (6 часов)

Теоретическая часть

Вводная беседа «Многообразие фигур». Силуэт. Простые фигуры.

Ахроматические цвета. Сказка «Одинокие фигуры».

Практические занятия

Выполнение силуэтов предметов различных по форме. «Солнечный зайчик».

Силуэтный рисунок тушью: веточки дерева с натуры.

Сложные фигуры (8 часов)

Теоретическая часть

Сказочное повествование о фигурах и цвете. Игра «Волшебные фигуры».

Практические занятия

Выполнение композиции «Пёстрый мир».

Выполнение натюрморта «Дары осени» в технике «аппликация».

Выполнение оттиска «Листопад».

Самостоятельная работа «Подводный мир».

Геометрические тела (8 часов)

Теоретическая часть

Вводная беседа «Перевоплощение образов».

Практические занятия

Выполнение из проволоки каркаса геометрических тел.

Выполнение макета «Сказочный город».

Рисование предметов, которые можно изобразить с помощью квадрата, круга,

овала, треугольника.

Изображение сказочных планет Квадробота, Круглика, Треугона.

Занятие-обобщение.

Сложные предметы (8 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Мир вокруг нас». Игра «Зодчий».

Практические занятия

Выполнение из пластилина предметов натюрморта (кувшин, яблоко, кружка).

Составление

композиции

«Мои

игрушки»

(мебель

для

куклы,

машина

будущего).

Аппликация «Фруктовый натюрморт».

Занятие-обобщение «Помоги художнику восстановить картину».

Разноцветный калейдоскоп (26 часов)

Основные и составные цвета (6 часов)

Теоретическая часть

Урок-игра. «Сказка о трёх принцессах».

Практические занятия

Упражнение на получение дополнительных цветов из составных в игровой

форме.

Ролевая игра «Характер цвета».

Тоновая растяжка.

Теплый и холодный цвет (8 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Оттенки природы». Состояние природы и моё настроение.

Холодные и тёплые цвета.

Практические задания

Рисование на тему «Зима и лето на листе».

Тёплая и холодная цветовая гамма.

Эмоции в цвете «Зло и добро».

Техника живописи (12 часов)

Теоретическая часть

Приёмы и техника работы акварельными и гуашевыми красками.

Понятия «монотипия» и «живопись».

Работа

мазками

по

сырому,

набрызгом,

послойным

наложением

цвета

в

технике «монотипия».

Практические занятия

Ровное покрытие одним цветом плоскости.

Растяжка цвета от светлого к тёмному.

Вливание цвета в цвет.

Упражнение «Цветовая угадай-ка».

Выполнение работы «Туманное утро» в технике «алла-прима».

Набрызгивание «Одуванчики».

«Монотипия» – отпечатки с бумаги, со стекла, рисование на свободную тему.

Работа раздельным мазком. Мазок по форме. Рисование точками.

Графика (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Чёрное и белое – основы языка графики».

Граттаж, гризайль, техника исполнения.

Практические занятия

Упражнение на развитие творческого воображения.

Выполнение работы в технике «гризайль» на свободную тему.

Композиция (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Открытие архитектора». Понятия «композиция», «формат» и «ритм».

Практические занятия

Размещение рисунка на плоскости.

Срисовывание с методических таблиц.

Тематическое рисование «Грибы на лужайке».

Составление орнамента. Ритм

Изображение фигуры человека (12 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Образ человека – главная тема искусства». Пропорции человека.

Характер человека.

Игровая ситуация.

Практические занятия

Наброски фигуры человека в движении.

Изготовление человека-марионетки из картона.

Рисование на тему «Игры во дворе».

Декоративная работа (30 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Декор, человек, общество и время».

Приёмы работы с различными материалами.

Понятия «аппликация» и «тестопластика».

Практические занятия

Изготовление объёмных открыток-аппликаций.

Панно «Цветы».

Коллективная работа «Весёлая семейка».

Изготовление праздничных сувениров.

Панно «Клубнички».

Итоговое занятие (2 часа)

Диагностика усвоения программы за год обучения

Игра «Путешествие в страну Рисовалия».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

2

-

II.

Рисунок - основа языка всех искусств

20

2

18

III.

Композиция рисунка

10

2

8

IV.

Перспектива

10

2

8

V.

Светотень

14

2

12

VI.

Цвет - основа языка живописи

16

2

14

VII.

Жанры живописи и графики

Анималистический жанр

Пейзаж в графике.

Пейзаж в живописи.

Натюрморт в графике.

Натюрморт в живописи.

32

10

6

6

6

4

6

2

1

1

1

1

26

8

5

5

5

3

VIII.

Фигура человека

10

2

8

IX.

Декоративная работа. Тестопластика

20

4

16

X.

Итоговое занятие

2

1

1

итого

136

25

111

Содержание курса второго года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Теоретическая часть

Беседа «Три группы искусства».

Три сферы художественного творчества.

Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура).

Знакомство с произведениями искусства.

Копирование.

Практические занятия

Копирование рисунка на выбор воспитанников.

Рисунок – основа языка всех искусств (20 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Мир в карандаше». Значение рисунка в работе художника.

Понятия «пропорция», «тень собственная», «тень падающая», «блик»,

«рефлекс».

От точки к объёмному предмету. Плоская и объёмная фактура. Разновидность

штрихов.

Тоновая передача пространства.

Практические занятия

Работа на произвольную тему.

Рисунок по тонированной бумаге ластиком «Зимний лес».

Срисовывание с методических таблиц.

Линейный рисунок различных деревьев.

Рисование штрихом: упражнения по штриховке, рисование животных.

Рисование с натуры яблока, передача светотени на предмете несложной формы

на гладком фоне.

Зарисовка животных с картинок или по представлению. Приёмы работы углём

и сангиной.

Линейный рисунок «Сказочный герой».

Композиция рисунка (10 часов)

Теоретическая часть

Правильность

рисунка.

Разметка

и

построение

(плоских,

круглых,

прямоугольных) предметов.

Статика, динамика, выделение композиционного центра на основе анализа

произведения искусства.

Практические занятия

Срисовывание с методических таблиц.

Упражнение на ритм «Птицы на ветках», «Перелёт птиц».

Выполнение композиций из простых и сложных по форме предметов.

Перспектива (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Почему дали голубые?».

Виды

перспективы.

Использование

перспективы

в

рисунке.

Законы

перспективы, точка схода.

Практические занятия

Рисование дороги, убегающей вдаль к линии горизонта.

Рисунок на свободную тему с использованием правил перспективы.

Светотень (14 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Освещение. Свет как средство организации композиции в картине».

Блик, свет, полутень, тень, рефлекс. Закон контрастов.

Практические занятия

Упражнения «Градация тона» (от светлого к тёмному) – карандаш.

Срисовывание с методических таблиц.

Рисование с натуры кувшина с передачей в рисунке светотени.

Оттиск с аппликации на картоне «Натюрморт».

Цвет - основа языка живописи (16 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Мир, в котором мы живём».

Понятия

о

многообразии

цвета

в

природе.

Техника

живописи.

Понятия

«колорит», «нюанс», «пленэр».

Передача объёма посредством живописи.

Свойства материалов и приёмы работы с ними.

Техника работы акриловыми красками.

Практические занятия

Упражнение «Цветовая угадай-ка» (смешение красок).

Зарисовка цветных мотивов.

Упражнения-зарисовки: цветущая сирень, ветер и пыль на дороге, впечатление

от водной ряби.

Передача цветом различных состояний природы «Весна», «Осень».

Способы работы акварелью.

Цветовой

контраст,

изображение

одного

и

того

же

предмета

на

двух

контрастных по цвету драпировках.

Рисование

акриловыми

красками

на

тему

«Покой»,

«Тишина»,

«Беспокойство», «Движение».

Жанры живописи и графики (32 часа)

Теоретическая часть

Беседа « Понимание окружающей действительности - основа изобразительной

деятельности человека».

Анималистический жанр (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Художники-анималисты». Творчество В.Ватагина, В.Серова.

Этапы построения животных и птиц.

Практические занятия

Композиция «Птичий двор». Наброски животных в разных положениях.

Рисунок животных пятном - мышь, медведь, кошка.

Зарисовка силуэтов животных, рыб, птиц.

Пейзаж в графике (6 часов)

Теоретическая часть

Понятие плановости, линейная перспектива.

Знакомство

с

техниками

эстампа,

офорта,

литографии,

граттажа,

линогравюры, гризайль.

Практические занятия

Работа в технике «офорт».

Выполнение работы в технике «граттаж» на темы «Ночной город», «Городской

пейзаж».

Выполнение работы в технике «гризайль» на свободную тему.

Пейзаж в живописи (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Мой разноцветный мир».

Перспектива, линия горизонта, воздушная перспектива. Колорит, гамма.

Живописный материал (гуашь, акварель, пастель, масло). Приёмы работы

акварельными красками: техника алла-прима, техника рисования сухой кистью.

Практические занятия

Эскизы сельского и городского пейзажа

Архитектурный пейзаж.

Рисование на тему: «Зима в лесу», передача различных зимних состояний.

Пейзаж «Осеннее настроение».

Натюрморт в графике (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа «История возникновения жанра».

Виды жанра. Тиражная графика. Пропорции и композиции в натюрморте,

этапы построения.

Практические занятия

Выполнение натюрморта в технике линогравюры, граттаж - на выбор.

Натюрморт. Постановка из двух предметов несложной формы.

Передача светотени.

Натюрморт в живописи (4 часа)

Теоретическая часть

Беседа «Мир вещей человека».

Композиция, равновесие, заполнение листа. Характер формы и свет.

Драпировка.

Практические занятия

Срисовывание с методических таблиц.

Натюрморт, построенный на сближенных цветах в технике акварель.

Фигура человека (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Человек и его след в окружающей среде».

Пропорции фигуры и лица человека. Гротеск.

Практические занятия

Линейно-конструктивное построение фигуры человека в состоянии покоя и в

движении.

Рисование с методических таблиц (изучение пропорций лица, составление

схемы).

Зарисовка фигуры человека с натуры.

Тематическое рисование «спортивные соревнования».

Декоративная работа (20 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Декор в интерьере».

Материалы и инструменты, последовательность работы.

Тестопластика.

Роспись по дереву. «Мезенская роспись».

Практические занятия

Панно «Цветы».

Самостоятельная работа на выбор обучающихся.

Сувениры к праздникам.

Упражнения

в

рисовании

элементов

мезенской

росписи,

составление

композиций.

Роспись разделочной доски.

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов за год – игра «Художник и зритель».

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

2

-

II.

Рисунок – основа изобразительного

творчества

12

2

10

III.

Человек и пространство

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной

перспективы.

Пейзаж – настроение

Городской пейзаж

44

10

10

12

12

8

2

2

2

2

36

8

8

10

10

IV.

Изображение человека

14

2

12

V.

Цвет в изобразительном искусстве

Цвет и окраска.

Тон. Контраст.

Тональные отношения. Композиция.

Тональное и ритмическое равновесие.

Тон в живописи.

Светотень.

58

6

10

10

10

10

12

12

2

2

2

2

2

2

46

4

8

8

8

8

10

VI.

Композиция

20

2

18

VII.

Архитектура

в изобразительном искусстве

Изображение архитектурных

сооружений.

Декоративные элементы.

18

6

12

4

2

2

14

4

10

VIII.

Декоративная работа

Декупаж.

Тестопластика.

Картины из зёрен.

26

6

16

4

3

1

1

1

23

5

15

3

IX.

Учебно-оформительская графика

8

2

6

X.

Итоговое занятие

2

2

-

итого

204

39

165

Содержание курса третьего года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Теоретическая часть

Беседа «Творческий путь великих художников».

Практические занятия

Рисунок на свободную тему.

Рисунок – основа изобразительного творчества (12 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Рисунок-основа мастерства художника».

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка и набросок с натуры.

Графические материалы.

Практические занятия

Зарисовка с натуры отдельных травянисты растений и веточек.

Рисование с натуры овощей и фруктов.

Фигура человека в движении.

Наброски зарисовки животных в различных позах.

Человек и пространство (44 часа)

Теоретическая часть

Беседа «Мир вокруг нас».

Практические занятия

Рисование по памяти, воображению в любом жанре (гуашь, акварель).

Изображение пространства (10 часов).

Теоретическая часть

Виды

перспективы

и

изображение

пейзажа.

Перспектива

как

средство

выражения.

Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта.

Практические занятия

Изображение

по

памяти

или

воображению

людей,

домашних

предметов

(отсутствие пространства в изображении).

Знакомство с перспективой. Построение предметов на уровне глаз, выше и

ниже уровня глаз.

Перспективное изображение «Город».

Рисование на тему «Солнечный день».

Правила линейной и воздушной перспективы (10 часов).

Теоретическая часть

Беседа «Почему дали голубые».

Перспектива - как учение о способах передачи глубины пространства.

Плоскость картины.

Точка

зрения.

Горизонт

и

его

высота.

Уменьшение

удалённых

предметов,

перспективное сокращение.

Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменение контрастности.

Практические занятия

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы.

Срисовывание с методических таблиц.

Рисование по памяти и воображению «Вид из окна», «Туман в горах».

Линейный рисунок «Улица моей мечты».

Пейзаж – настроение (12 часов).

Теоретическая часть

Беседа «Природа и художник».

Освещение в природе. Роль колорита в пейзаже. Занятие – фантазирование.

Понятия «этюд», «цветовая гамма»

Практические занятия

Работа по памяти, по представлению с предварительным выбором яркого

личного впечатления от природы «Лето», «Дерево», «Зимнее солнце», «Закат».

Рисование по представлению с использованием музыкального и литературного

ряда.

Занятие-фантазия «После дождя», «Пейзаж с радугой».

Рисование на свободную тему.

Городской пейзаж (12 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Разные образы города в истории искусства».

Практические занятия

Работа над графической композицией городского и сельского пейзажа.

Аппликация «Мой посёлок»

Зарисовки уличных пейзажей с натуры (уголь).

Работа по сырому «В городе дождь».

Изображение человека (14 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Человек и эволюция».

Строение фигуры человека и основные пропорции. Пропорции лица.

Набросок как вид рисунка.

Особенности и виды наброска.

Практические занятия

Срисовывание с методических таблиц фигуры человека.

Наброски фигуры человека по памяти.

Зарисовка рук.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (балет, цирк, спорт).

Срисовывание с методических таблиц лица человека.

Иллюстрирование сказки (на выбор) с изображением 2-3 фигур человека.

Цвет в изобразительном искусстве (58 часов)

Цвет и окраска (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Многообразие цвета». Компоновка.

Практические занятия

Работа над натурой (группа людей, вид из окна, группа деревьев) на выбор.

Рисование по памяти (тема на выбор обучающихся).

Тон. Контраст (10 часов)

Теоретическая часть

Контрасты тёмного и светлого. Цветовая среда. Передача цветом настроения.

Практические занятия

Выполнение

рисунка

из

тёмных

по

цвету

предметов

по

сравнению

с

окружением – пейзаж с деревом на фоне неба; хлеб и кружка; инструменты на доске.

Выполнение аппликации узора из чёрных плашек на белом, сером фоне; белых

на чёрном, тёмно-сером фоне.

Выполнение работы по памяти, представлению на передачу определённого

состояния в природе «Солнечный день», «Буран», «Гроза».

Выполнение работы в любом жанре на передачу состояния радости, покоя,

уюта.

Тональные отношения. Композиция (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа « Тональные отношения и картина». Анализ картин.

Согласование большого и малого, тёмного и светлого в композиции.

Цветовые отношения в живописных работах. Близкие и контрастные оттенки.

Практические занятия

Рисунок пейзажа или натюрморта.

Рисунок по памяти или представлению от непосредственного впечатления от

увиденного «Интересный человек», «Пейзажный мотив».

Живописная работа с близкими по цвету предметами и фоном (пейзаж с

травой и кустами, натюрморт на зелёноватом или золотистом фоне).

Выполнение композиции в технике аппликации в 3-4 цвета на свободную тему

или на одну из предложенных «Цветущий кактус», «Букет из осенних трав», «Птицы

на ветке».

Тональное и ритмическое равновесие (10 часов)

Теоретическая часть

Композиция листа. Цветовые отношения. Тёплая и холодная гамма.

Практические занятия

Рисование с натуры «Цветок в горшке».

Набросок пейзажа в устойчивом и неустойчивом равновесии на листе.

Живописная работа в любом жанре в тёплой или холодной гамме.

Тон в живописи (10 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Великие живописцы».

Переходы тона от тёмного к светлому, градация тона и его контрасты.

Светосила (светлота) цвета.

Практические занятия

Упражнения (плавные переходы от тёмного к светлому, контрасты тёмного и

светлого, белое на чёрном, пятно, линия).

Аппликация на свободную тему из светло-серых и тёмно-серых плашек на

белом и чёрном фоне.

Живописная

работа

в

любом

жанре

с

разными

по

светлоте

оттенками

красного или коричневого тона.

Живопись (натюрморта, пейзажа) в холодной гамме, переход от тёмного к

светлому.

Композиция на свободную тему или на одну из предложенных «Камни у

воды», «Сумерки», «Яркая осень».

Светотень (12 часов).

Теоретическая часть

Роль светотени в тональных отношениях.

Цвет, относительность понятий тёплого и холодного цвета.

Практические занятия

Рисование

натюрморта

(интерьера)

по

представлению

при

вечернем

освещении.

Рисование натюрморта со светлыми предметами при боковом освещении или

против света (чашка и яйцо).

Натюрморт с натуры (белые предметы) на оранжевом (синем) фоне (акварель).

Композиция (20 часов)

Теоретическая часть

Образное решение самостоятельных композиций в рисунке с использованием

возможностей тона и светотеневых решений.

Образно-эмоциональных решений в цвете живописных композиции.

Практические занятия

Композиция в любом жанре на свободную тему с передачей в тоне состояния

освещения и настроения (графический материал).

Живопись пейзажа «Солнечный день».

Тематическое рисование «Туманный день» (акварель).

Рисование интерьера с фигурой человека или домашним животным при любом

освещении.

Занятие-обобщение.

Архитектура в изобразительном искусстве (18 часов)

Изображение архитектурных сооружений (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Виды архитектуры».

Угловое и фронтальное положение.

Практические занятия

Срисовывание с методических таблиц «Угловое и фронтальное построение

архитектурных сооружений».

Эскиз интерьера (дома) с одной точкой схода во фронтальном и угловом

положении.

Декоративные элементы (12 часов)

Теоретическая часть

Беседа

«История

развития

декоративных

элементов.

История

древнего

русского зодчества».

Наружные и внутренние декоративные элементы. Орнамент, витраж, мозаика.

Настенные техники - имитация под гобелен, мрамор.

Плоские, вогнутые, выпуклые элементы.

Практические занятия

Зарисовка декоративных элементов интерьера.

Техника имитации под мрамор, гобелен.

Витражная техника.

Эскиз оформления интерьера с использованием изученных элементов декора

на

выбор

«Зимний

сад»,

«Классная

комната»,

«Экспозиция

выставки»

с

последующим выполнением в цвете.

Декоративная работа (26 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Декор в современном мире».

Материалы и инструменты. Этапы работы.

Декупаж (6 часов)

Теоретическая часть

Вводная беседа. Техника исполнения.

Практические занятия

Изделия

в

технике

декупаж

«Разделочная

доска»,

«Спил

дерева»,

панно

«Маки».

Тестопластика (16 часов)

Теоретическая часть

Этапы работы.

Практические занятия

Изделия на выбор – «Клоун», «Букет цветов», «Хитрый кот», «Испанка».

Картины из зёрен (4 часа)

Теоретическая часть

Вводная беседа. Материалы техника исполнения.

Практические занятия

Панно «Букет фиалок».

Учебно – оформительская графика (8 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Виды шрифтов и их назначения».

Цвет и шрифт. Рубленый и рисованный шрифт.

Виды оформительской графики.

Практические занятия

Выполнение рисованного шрифта.

Рубленый шрифт.

Эскиз рекламного баннера на свободную тему с последующим выполнением в

цвете.

Оформление витрины магазина.

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов за год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

2

1

1

II.

Копирование

16

2

14

III.

Человек и пространство в изобразительном

искусстве

Изображение пространства.

Композиция и её закономерность.

Пейзаж – большой мир.

Многофигурные композиции.

48

4

6

12

26

7

1

2

2

2

41

3

4

10

24

IV.

Декоративное искусство в современном мире

Связь времён в народном искусстве.

Искусство Гжели.

Искусство Городца.

Работа по дереву.

70

10

20

18

22

8

2

2

2

2

62

8

18

16

20

V.

Тематическая картина

Бытовой жанр.

Исторический жанр.

Иллюстрирование и книжная графика.

52

14

24

14

6

1

4

1

46

13

20

13

VI.

Лепка

14

2

12

VII.

Итоговое занятие

2

2

-

итого

204

28

176

Содержание курса четвёртого года обучения.

Вводное занятие (2 часа)

Решение организационных вопросов. Повторение раннее пройденного.

Копирование (16 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Копия и её роль в изобразительном искусстве». Правила работы.

Практические занятия

Выполнение копий с последующим анализом работ.

Человек и пространство в изобразительном искусстве (48 часов)

Изображение пространства (4 часа)

Теоретическая часть

Беседа

«Жанры

в

изобразительном

искусстве.

Перспектива

как

учение

о

способах передачи глубины и пространства».

Практические занятия

Пейзаж «Горная речка».

Работа по памяти и представлению «Мираж».

Композиция и её закономерность (6 часов)

Теоретическая часть

Беседа

«Основные

виды

пластической

композиции.

Роль

и

значение

композиции в создании художественного образа».

Практические занятия

Создание композиции с целью выявления выразительных средств.

Архитектурные фантазии «Выставочный зал», «Зона отдыха».

Пейзаж – большой мир (12 часов)

Теоретическая часть

Беседа

«Пейзаж,

как

самостоятельный

жанр

в

искусстве.

Эпический

и

романтический пейзаж Европы».

Освоение техники масляной живописи.

Практические занятия

Выполнение эскиза на тему «Древний китайский пейзаж».

Работа

по

представлению

с

предварительным

выбором

яркого

личного

впечатления от состояния природы.

Изображение изменчивых и ярких цветовых состояний весны.

Многофигурные композиции (26 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Изображение человека в центре любого жанрового произведения.

Сюжет и содержание в картине. Умение видеть жизнь вокруг себя».

Понятия «сюжет», «образ».

Практические занятия

Изображение

труда

в

искусстве

древних

восточных

цивилизаций

и

античности.

Бытовые

темы

и

их

воплощение

в

искусстве

народов

Китая

и

Японии.

Восточная миниатюра.

Радости и горести повседневной жизни.

Изображение мотивов в жизни разных народов.

Выполнение композиции «Плач Ярославны», лепка.

Изображение временного пространства в изобразительном искусстве.

Портрет

старика

Хоттабыча,

Соловья

Разбойника,

братца

Иванушки

и

сестрицы Алёнушки.

Занятие-обобщение.

Декоративное искусство в современном мире (70 часов)

Связь времён в народном искусстве (10 часов)

Теоретическая часть

Вводная беседа «Древние корни народного искусства».

Приёмы росписи. Создание собственных композиций.

Отличительные особенности различных видов росписи.

Практические занятия

Составление композиции «Народные праздничные обряды».

Тематическое рисование «Мир русской избы».

Искусство Гжели (20 часов)

Теоретическая часть

Экскурсия в прошлое. История возникновения гжельской росписи.

Особенности гжельской росписи.

Практические занятия

Упражнения по выполнению элементов росписи.

Роспись керамической плитки.

Лепка объёмных предметов для росписи.

Составление композиции из элементов гжельской росписи.

Искусство Городца (18 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Птица и конь – главные герои городецкой росписи».

Основные элементы росписи.

Практические занятия

Изучение элементов городецкой росписи.

Упражнения по выполнению основных элементов росписи.

Составление эскиза композиции городецкой росписи для разделочной доски.

Работа по дереву (22 часа)

Теоретическая часть

Приёмы выполнения работы. Техника письма.

Роспись берёзового спила, по бересте, пейзаж на яичной скорлупе.

Практическая часть

Пейзаж на берёзовом спиле.

Декоративное изображение растений – силуэт.

Творческая работа «Пейзаж Родины моей».

Занятие – закрепление (гризайль).

Тематическая картина (52 часа)

Бытовой жанр (14 часов)

Теоретическая часть

Беседы о художниках-графиках, живописцах. Длительные поэтапные работы.

Практические занятия

Тематическое рисование «Школьная пора».

Тематическое рисование «За праздничным столом».

Тематическое рисование «Утро скрипача».

Исторический жанр (24 часа)

Теоретическая часть

Беседа « По страницам истории».

Практическая часть

Живописная отображение исторических событий в тематических картина:

«Эпоха динозавра»,

«Дети природы»,

«Крещение Руси»,

«Старинные корабли».

Иллюстрирование и книжная графика (14 часов)

Теоретическая часть

Беседы «По дорогам сказки»,

«Иллюстрирование в изобразительном искусстве».

Практические занятия

Выполнение иллюстраций к сказкам «Марья – царевна», «Дикие лебеди».

Иллюстрирование любимого произведения.

Лепка (14 часов)

Теоретическая часть

Беседа «Детёныши животных в произведениях скульпторов-анималистов».

Практические занятия

Лепка рельефа.

Лепка животных по памяти и представлению.

Лепка фигуры человека в движении.

Итоговое занятие (2 часа)

Диагностика усвоения обучающимися образовательной программы за 4-е года

обучения.

Тестирования.

Конкурс-выставка творческих работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

Формы проведения занятий:

беседы,

экскурсии,

практические и самостоятельные работы,

ролевые игры,

игровые ситуации,

сказочное повествование,

игры-импровизации,

элементы пантомимы.

Беседы

об

изобразительном

творчестве

основаны

на

показе

произведений

искусства. Они воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему. Дети

учатся понимать содержание картин и средств художественной выразительности.

Экскурсии

воспитывают

бережное

отношение

к

памятникам

старины,

природе

родного края, расширяют представления об окружающем мире.

Занятия

обогащаются

использованием

кинофильмов,

диафильмов,

диапозитивов, показом репродукций, проведением экскурсий в музеи, к памятникам

искусства.

Для

выполнения

поставленных

учебно-воспитательных

задач

программой

предусмотрены следующие основные виды занятий:

вводное занятие,

ознакомительное занятие,

занятие по памяти,

тематическое занятие,

проверочное занятие,

конкурсно-игровое занятие,

комбинированное занятие,

итоговое занятие,

выполнение копий,

рисование с натуры,

рисунок,

живопись,

работа на свободную тему,

занятия фантазирования и эксперимента,

декоративная работа,

лепка,

аппликация с элементами дизайна,

беседы об изобразительном искусстве.

Эти

занятия

должны

быть

тесно

взаимосвязаны,

дополнять

друг

друга

и

проводятся в течение всего курса обучения с учётом особенностей детской природы

и при наличии контроля со стороны педагога.

Для реализации учебно-воспитательного процесса программой предусмотрено

использование методических и демонстрационных материалов, опубликованных в

методической литературе и сети Интернет.

Методические

материалы

разработки

учебных

занятий,

итоговых

игр,

викторин, программа работы на натуре.

Дидактические материалы – тесты на проверку знаний по отдельным темам,

итогам года, итогам прохождения программы, словари художественных терминов

(их ведут все обучающиеся начиная с третьего года обучения), презентации к темам

«Жанры

изобразительного

искусства»,

«Роспись

по

дереву»,

«Икона»,

альбомы

заданий

по

росписи,

народной

игрушке,

орнаменту,

образцы

упражнений

(графические прописи), рисунки-сказки, шаблоны, учебные карточки, подвижные

бумажные куклы, рабочие схемы, таблицы.

В

качестве

демонстрационного

материала

используется

подборка

книг

по

изобразительному

искусству,

репродукции

художественных

произведений,

серия

таблиц

по

разным

темам,

фотографии

растений,

животных,

архитектурных

сооружений, образцы работ по темам.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

В процессе реализации программы используется следующее оборудование:

-мольберты,

-кубы для постановки,

-светильники для освещения постановок,

-натурный фон состоит из предметов быта, драпировок, муляжей фруктов и

овощей.

Основные учебные материалы

бумага для рисунка и акварельная,

-краски гуашевые, акриловые, масляные,

-кисти беличьи, колонковые, щетинные, синтетические разных размеров,

-палитры,

-пастель,

-карандаши восковые, цветные, простые разной твёрдости,

-ластики,

-фломастеры,

-маркеры,

-восковые мелки,

-уголь, сангина,

-тушь чёрная, перья,

-гелевые ручки,

-клей ПВА,

-ножницы,

-цветная и другие виды разной по свойствам бумаги,

-гофрокартон, картон.

Конспект занятия на тему: "Пейзаж - настроение".

Цель: расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве,

который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в

творческой деятельности.

Задачи:

- познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью

состояния природы в разных ее состояниях: утром, вечером и т. д.; передавать

красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже,

настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками;

- развивать творческое воображение, технику работы кистью;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин с изображением пейзажей: Ф. Васильев

«Мокрый луг», С. В. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая

виноградом» и т. д. Словарь: пейзаж.

Литература:

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.

Пауэлл У. Ф. Уроки рисунка и живописи. Разберемся в цветовой гамме. М. АСТ –

Астрель, 2006.

Симкина П. Л., Титаровский Л. В. Азбука здоровья. Курск,2005.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

Сообщение темы и целей.

2. Теоретическая часть.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти

изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.

И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их

главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно

пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть

«маленькие голландцы».

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или

иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника .Есть

пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы.

Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как поэтично

художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные

дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она

наполнена их криком.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. Левитана,

блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам

Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали

перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку,

овражки, на склонах которых еще не сошел снег.

Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только

о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво,

так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя

на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает? С французского языка оно

переводится как «местность, страна».

Обычно так называют реальный вид какой – либо местности. Но и этим словом

обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.

Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века

пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем - то второстепенным.

Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи

стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной природы

вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж

называется пейзажем настроения.

Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство людей

эмоционально реагируют на цвет. Наиболее трудным в пейзаже является передача

настроения, которое он пробуждает. Хотя настроение и атмосфера – слишком

неясные качества для выражения их средствами живописи, лучше всего их

показывать через цвет, однако не обязательно множество оттенков. Монохромная

картина – один из способов передачи различных тонов (светлых, темных и средних)

одного цвета. Монохроматическая цветовая схема идеальна для создания

настроений; картина с преобладанием низких (темных) оттенков кажется

умиротворенной и таинственной, а если на полотне преобладают высокие (светлые)

тона, настроение будет приподнятым и солнечным. Простая органическая палитра

может давать почти те же результаты.

«Высокая тональность»

Картина, написанная в очень светлых тонах с максимальным использованием

белого, называется картиной в «высокой тональности». Подобное использование

цвета создает ощущение света и воздушности. В таких работах изменение тона едва

уловимо.

«Средняя тональность»

«Средняя тональность» картины создается добавлением цвету серого (полученного

смешиванием белого и черного). Работая над такой цветовой гаммой, надо очень

продуманно смешивать краски, чтобы не переборщить с цветом. Излишек серого

заглушает другие цвета, и картина становится тусклой. Идея этого метода состоит

лишь в легком приглушении оттенков.

«Нижняя тональность»

Использование красок с добавлением к ним черного цвета создает в картине

настроение, называемое «нижней тональностью». Лунный свет играет на водной

поверхности, темные тона синего и черный подчеркивают его яркость. Тем не менее,

черный необходимо использовать только для легкого приглушения цветов, иначе вся

картина может стать мрачной. Старайтесь, чтобы ваши краски в смеси выглядели

живо.

3. Актуализация знаний.

Сегодня на занятии вам предлагается выполнить рисунок пейзажа по памяти в одном

из состояний природы.

Природа нашей страны удивительно красива и многообразна. Осенью она

торжественна и красочна. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья,

голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки – это яркий солнечный день.

Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва

деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.

Представьте себе такую картину: поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое

голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осины создают

неповторимую палитру. Тихо в лесу. Нет – нет да раздастся лишь звонкий хруст

сухих сучков под ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на

землю листа. Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к

звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь. Тут и тяжелая последняя

зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

Красочная палитра сентября – этого поистине чародея цвета!

Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания, рождается

замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть осеннего

разноцветья.

Можно приступать к рисованию.

Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка

начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем

нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого

приступайте к детальной проработке рисунка.

4. Практическая часть.

- выполните рисунок пейзажа в одном из состояний природы (ветер, дождь, яркое

солнце и т. д.). В рисунке должны четко просматриваться времена года (работа

карандашом).

5. Физминутка.

Посмотрите: мы олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени,

А теперь немного лени

Руки не напряжены

И расслаблены

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

- выполнить рисунок в цвете (работа красками)

Во время практической работы проводятся целевые обходы: 1) контроль

организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов

работы; 3) оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения; 4)

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Подведение итогов занятия.

- что вы можете сказать о колорите своей работы? В какой тональности она

выполнена?

- как изменяется цвет в зависимости от освещения?

- какие выводы вы сделали?

Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком – то пейзаже

чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное,

что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным. Выставка работ

обучающихся.

Список литературы

Айзенбарт Б. Полный курс акварели для начинающих. АСТ. Внешсигма. М., 2001 г.

Антипова М. Солёное тесто. АД «Владис», 2007 г.

Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству, 1 класс. ООО

«Вако», 2008.

Величко Н.В. Роспись М., «Аст-пресс», 1999 г

Волков И.П. Художественная студия в школе. М., Просвещение, 1993 г.

Воинова Н.П., Енин А.В. Уроки рисования.

Гераш Дёрте Картины-силуэты. АРТ-Родина, 2010 г.

Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись, Жостовский поднос. М., «Мозаика-синтез», 2001

г.

Дяченко Н.Т. Учись рисовать. Киев. «Радянська школа», 1984 г.

Каменева Е.С. Твоя палитра

Кискаль И. Солёное тесто. Профиздат, 2002 г.

Копцева

Т.А.

Программа

по

изобразительному

искусству

для

дошкольников

«Художник и природа», М. Т.Ц. «Сфера», 2001 г.

Костерин Н.П. Учебное рисование, 1986 г.

Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. М.,

Просвещение, 1999 г.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в школе 1-3 класс.

М., Просвещение, 1979 г.

Марысев В. Рисование. Теория 3-5 класс. «Айрис-Пресс», 1999 г.

Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. Ярославль,

«Академия развития», 2001 г.

Орлова П.В. Хохломская роспись. М., «Мозаика-синтез», 1998 г.

Пухова О.А. Маленький художник. ООО «Феникс», 2008 г.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

Руссинг Х. Масляная живопись для начинающих. «Внешсигма» 1998г.

Сборник. Учись рисовать. «Айрис-Пресс», 1999 г.

Спасевич В.П. Пейзаж и действительность. М., Просвещение, 1989 г.

Ходдинотт Б. Рисование для чайников. Москва. Санкт-Петербург. Киев, 2009 г.

Черницкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе. М. Просвещение, 1991 г.

Шеремет Е.В. Лучшие поделки из солёного теста. Издательский дом «Фактор», 2008.

Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. «Эксмо» Москва, 2010 г.

Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. «Эксмо» Москва, 2010 г.

Шматова О. Самоучитель по рисованию маслом. «Эскмо» Москва, 2010 г.

Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами.

«Эксмо» Москва, 2008 г.



В раздел образования