Автор: Ильина Роза Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование
Роль дидактических игр в обучении младших школьников
Ильина
Роза
Васильевна
–
учитель
начальных
классов
ГБОУ
РМЭ
«Нартасская
школа-
интернат» Мари-Турекского района Республики Марий Эл
В
младших
классах
одним
из
эффективных
методов
и
приемов,
активно
воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную
сферу,
является
дидактическая
игра.
Игра
способствует
созданию
у
учеников
эмоционального
настроя,
вызывает
положительное
отношение
к
выполняемой
деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно
повторять
один
и
тот
же
материал
без
монотонности
и
скуки.
Содержание
дидактической игры определяется программными задачами и связано с содержанием
занятий и наблюдений в повседневной жизни.
Роль
взрослого
в
дидактической
игре
двойственна:
с
одной
стороны,
он
руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой -
выполняет
роль
участника
игры,
партнера,
направляет
каждого
ребенка
на
выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.
Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Дидактические игры служат для развития познавательной деятельности, для
формирования
собственной
игры,
поведения
в
коллективе
(умения
действовать
сообща,
наблюдать
за
действиями
товарища,
умения
ждать,
стремиться
к
собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
У
большинства
учащихся
моего
класса
наблюдается
речевое
недоразвитие,
несформированность
первоначальных
языков
обобщений,
недо ст аток
мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы.
Использование
дидактических
игр
помогает
мне
в
некоторой
степени
сеять
трудности, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального
осознания,
что
способствует
в
дальнейшем
появлению
элементарного
познавательного интереса к учебным предметам.
В овладении письменной речью дети испытывают такие трудности, как пропуск
букв,
их
замена,
искажение
написания
слов.
С
целью
формирования
фонематического слуха я провожу такие игры, как «Цепочка», это игра для развития
умения выделять первый и последний звук в слове. Слово «молоток», например.
На развитие умения проводить звуко - буквенный анализ, различать гласные и
согласные провожу игру «Угадай слово», например: м - л - к (молоко), с - п - г
( сапог).
Выбор
дидактической
игры
обуславливается
целями,
содержанием,
этапом
урока,
на
котором
она
проводится.
Так
же,
как
сам
урок,
игра
реализует
познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Дидактическая
игра может быть использована на различных этапах урока. 'При проведении устного
счета на уроках математики использую задачи в стихах, задачи - шутки, задачи на
смекалку, например:
Три гуся летят над нами,
Три других над облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
Игра «Придумай рисунок». На доске 4 геометрические фигуры. Что можно
дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок.
Упражнение для устного счета с учетом национально - регионального компонента.
Задание: Расположи карточки так, чтобы ответы, записанные на них, возрастали,
и ты узнаешь самого крупного животного зверя Республики Марий Эл. (Медведь.)
В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению
нового
материала.
Например,
изучение
звука
происходит
его
узнаванием
в
стихотворении, в названиях картинок.
Большое место уделяю дидактическим играм на этапе повторения и закрепления.
При фонетическом анализе слова загадываю загадку.
Задание: отгадать загадку, посчитать звуки и буквы в отгадке. Одну меня не
съешь никогда, А без меня не вкусна еда. (Соль.)
Игра «Лишнее слово» развивает умение отграничивать названия действий от
других
слов.
Называю
ряд
слов,
обозначающих
действие,
и
допускаю
одну
«
ошибку». Дети должны найти лишнее слово.
При
проведении
обобщающего
урока
по
теме
«Сложение
и
вычитание
в
пределах 10» я предложила детям погулять по лесу и нарядить числовые елочки,
дописать на пустых ветках числа.
Как
учитель
начальных
классов,
я
стараюсь
использовать
все
возможности
дидактической игры. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые
действия,
которые
как
бы
маскируют
сложную
познавательную
деятельность,
делают ее более интересной.
Данная тема хорошо разработана в методической литературе. В моей работе
большую помощь оказывают такие книги, как «Дидактические игры на уроках
русского
языка
в
1-
4
классах
вспомогательной
школы»
под
редакцией
А.К.
Аксеновой, «Праздник числа» В.Волиной, «Устный счет на уроках математика»,
«Учимся играя» и другие. Много полезного нахожу в журналах «Начальная школа»,
«Обучение и воспитание школьников», «Дефектология».
При использовании дидактических игр учителями существует ряд сложностей. У
детей
разный
уровень
развития
познавательных
навыков,
а
предлагаемые
игры
направлены на отработку имеющихся учебных навыков. Поэтому в своей работе я
большое
внимание
стараюсь
уделять
по
подбору
и
систематизации
игр,
направленных
на
коррекцию
и
развитие
зрительного
восприятия,
слухового
восприятия, использую игры «Кто что слышит?», «Кто тебя позвал?». Для обучения
ориентировке в пространстве применяю игры «Найти спрятанный предмет», Куда
пойдешь и что найдешь?», для развития тактильно - двигательного восприятия
использую игры «Чудесный мешочек», «Ничего не вижу» (действия с закрытыми
глазами).
Для
развития
и
коррекции
межанализаторных
взаимодействий,
даю
задание хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук или слово. Игровые задания по
коррекции и развитию произвольной памяти, логических приемов запоминания.
Логического
мышления,
например,
характеристика
предмета
по
заданным
признакам, узнавание предметов по описанию, сравнение предметов.
Игровые занятия по развитию способности действовать в уме. Это - ребусы,
анаграммы, кроссворд, которые как правило, составляется из слов, входящих в
изучаемую на данном уроке тему.
Например,
кроссворд
для
закрепления
правописания
слов
с
безударными
гласными (о) .
1. Ночная птица. (Сова) 2. Сигнал, предупреждающий о конце и начале урока.
(Звонок).
Игровые задания по развитию умения рассуждать. Я говорю, например «Дети
бросили
в
лесу
зажженную
спичку».
Ученики
должны
придумать
и
описать
возможные последствия этого события. Ведется работа с пословицами. Ученики
должны дать свое объяснение смысла простых пословиц.
Результатом использования дидактических игр является то, что процесс обучения
становится
более
интересным,
разнообразным
по
характеру
использованных
методов
и
приемов,
а
учащихся
-
более
активными
и
самостоятельными,
дети
меньше утомляются, повышается мотивация к учению.
Список используемой литературы:
1.
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др.
- Магнитогорск, 2009.
2.
Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.:
Сфера. 2013.
3.
Дризгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.:
Просвещение, 1981.
4.
Карпова
Е.В. Дидактические
игры
в
начальный
период
обучения.
М.:
Академия развития, 1997.
5.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение,
1990.
6.
Калмыкова
Е.В.
Игровые
технологии
обучения
в
начальной
школе.
М.:Москва, 2007