Напоминание

"Роль дидактических игр в обучении младших школьников"


Автор: Ильина Роза Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа-интернат"
Населённый пункт: Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль дидактических игр в обучении младших школьников

Ильина

Роза

Васильевна

учитель

начальных

классов

ГБОУ

РМЭ

«Нартасская

школа-

интернат» Мари-Турекского района Республики Марий Эл

В

младших

классах

одним

из

эффективных

методов

и

приемов,

активно

воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную

сферу,

является

дидактическая

игра.

Игра

способствует

созданию

у

учеников

эмоционального

настроя,

вызывает

положительное

отношение

к

выполняемой

деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно

повторять

один

и

тот

же

материал

без

монотонности

и

скуки.

Содержание

дидактической игры определяется программными задачами и связано с содержанием

занятий и наблюдений в повседневной жизни.

Роль

взрослого

в

дидактической

игре

двойственна:

с

одной

стороны,

он

руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой -

выполняет

роль

участника

игры,

партнера,

направляет

каждого

ребенка

на

выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Дидактические игры служат для развития познавательной деятельности, для

формирования

собственной

игры,

поведения

в

коллективе

(умения

действовать

сообща,

наблюдать

за

действиями

товарища,

умения

ждать,

стремиться

к

собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

У

большинства

учащихся

моего

класса

наблюдается

речевое

недоразвитие,

несформированность

первоначальных

языков

обобщений,

недо ст аток

мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы.

Использование

дидактических

игр

помогает

мне

в

некоторой

степени

сеять

трудности, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального

осознания,

что

способствует

в

дальнейшем

появлению

элементарного

познавательного интереса к учебным предметам.

В овладении письменной речью дети испытывают такие трудности, как пропуск

букв,

их

замена,

искажение

написания

слов.

С

целью

формирования

фонематического слуха я провожу такие игры, как «Цепочка», это игра для развития

умения выделять первый и последний звук в слове. Слово «молоток», например.

На развитие умения проводить звуко - буквенный анализ, различать гласные и

согласные провожу игру «Угадай слово», например: м - л - к (молоко), с - п - г

( сапог).

Выбор

дидактической

игры

обуславливается

целями,

содержанием,

этапом

урока,

на

котором

она

проводится.

Так

же,

как

сам

урок,

игра

реализует

познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Дидактическая

игра может быть использована на различных этапах урока. 'При проведении устного

счета на уроках математики использую задачи в стихах, задачи - шутки, задачи на

смекалку, например:

Три гуся летят над нами,

Три других над облаками,

Два спустились на ручей.

Сколько было всех гусей?

Игра «Придумай рисунок». На доске 4 геометрические фигуры. Что можно

дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок.

Упражнение для устного счета с учетом национально - регионального компонента.

Задание: Расположи карточки так, чтобы ответы, записанные на них, возрастали,

и ты узнаешь самого крупного животного зверя Республики Марий Эл. (Медведь.)

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к усвоению

нового

материала.

Например,

изучение

звука

происходит

его

узнаванием

в

стихотворении, в названиях картинок.

Большое место уделяю дидактическим играм на этапе повторения и закрепления.

При фонетическом анализе слова загадываю загадку.

Задание: отгадать загадку, посчитать звуки и буквы в отгадке. Одну меня не

съешь никогда, А без меня не вкусна еда. (Соль.)

Игра «Лишнее слово» развивает умение отграничивать названия действий от

других

слов.

Называю

ряд

слов,

обозначающих

действие,

и

допускаю

одну

«

ошибку». Дети должны найти лишнее слово.

При

проведении

обобщающего

урока

по

теме

«Сложение

и

вычитание

в

пределах 10» я предложила детям погулять по лесу и нарядить числовые елочки,

дописать на пустых ветках числа.

Как

учитель

начальных

классов,

я

стараюсь

использовать

все

возможности

дидактической игры. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые

действия,

которые

как

бы

маскируют

сложную

познавательную

деятельность,

делают ее более интересной.

Данная тема хорошо разработана в методической литературе. В моей работе

большую помощь оказывают такие книги, как «Дидактические игры на уроках

русского

языка

в

1-

4

классах

вспомогательной

школы»

под

редакцией

А.К.

Аксеновой, «Праздник числа» В.Волиной, «Устный счет на уроках математика»,

«Учимся играя» и другие. Много полезного нахожу в журналах «Начальная школа»,

«Обучение и воспитание школьников», «Дефектология».

При использовании дидактических игр учителями существует ряд сложностей. У

детей

разный

уровень

развития

познавательных

навыков,

а

предлагаемые

игры

направлены на отработку имеющихся учебных навыков. Поэтому в своей работе я

большое

внимание

стараюсь

уделять

по

подбору

и

систематизации

игр,

направленных

на

коррекцию

и

развитие

зрительного

восприятия,

слухового

восприятия, использую игры «Кто что слышит?», «Кто тебя позвал?». Для обучения

ориентировке в пространстве применяю игры «Найти спрятанный предмет», Куда

пойдешь и что найдешь?», для развития тактильно - двигательного восприятия

использую игры «Чудесный мешочек», «Ничего не вижу» (действия с закрытыми

глазами).

Для

развития

и

коррекции

межанализаторных

взаимодействий,

даю

задание хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук или слово. Игровые задания по

коррекции и развитию произвольной памяти, логических приемов запоминания.

Логического

мышления,

например,

характеристика

предмета

по

заданным

признакам, узнавание предметов по описанию, сравнение предметов.

Игровые занятия по развитию способности действовать в уме. Это - ребусы,

анаграммы, кроссворд, которые как правило, составляется из слов, входящих в

изучаемую на данном уроке тему.

Например,

кроссворд

для

закрепления

правописания

слов

с

безударными

гласными (о) .

1. Ночная птица. (Сова) 2. Сигнал, предупреждающий о конце и начале урока.

(Звонок).

Игровые задания по развитию умения рассуждать. Я говорю, например «Дети

бросили

в

лесу

зажженную

спичку».

Ученики

должны

придумать

и

описать

возможные последствия этого события. Ведется работа с пословицами. Ученики

должны дать свое объяснение смысла простых пословиц.

Результатом использования дидактических игр является то, что процесс обучения

становится

более

интересным,

разнообразным

по

характеру

использованных

методов

и

приемов,

а

учащихся

-

более

активными

и

самостоятельными,

дети

меньше утомляются, повышается мотивация к учению.

Список используемой литературы:

1.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках

средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др.

- Магнитогорск, 2009.

2.

Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.:

Сфера. 2013.

3.

Дризгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.:

Просвещение, 1981.

4.

Карпова

Е.В. Дидактические

игры

в

начальный

период

обучения.

М.:

Академия развития, 1997.

5.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение,

1990.

6.

Калмыкова

Е.В.

Игровые

технологии

обучения

в

начальной

школе.

М.:Москва, 2007



В раздел образования