Напоминание

по классу сольного пения


Автор: Чекалина Гузалия Фирдависовна
Должность: преподаватель по классу сольного пения
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ Актанышского муниципального района РТ"
Населённый пункт: Актанышский район, с. Актаныш
Наименование материала: Рабочая Общеразвивающая программа
Тема: по классу сольного пения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ДШИ Актанышского муниципального района

Республики Татарстан»

«Рассмотрено» на заседании

вокального отделения

МБОУ ДО «ДШИ»

Протокол № ___

от «___»____________ 20___ г.

_________/Чекалина Г.Ф./

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно-

воспитательной работе

________/Тагирова С. Г./

«Утверждено»

на педсовете

протокол № ___

от «___»____________20__г.

Директор МБОУ ДО «ДШИ»

___________ /Валиева. Г. С./

Приказ № ____

от «___»__________20___г.

Рабочая общеразвивающая программа

по классу

Сольного пения

для учащихся 1 – 5 классов (от 7 лет)

(5-ти летний срок обучения )

Количество часов: 2 часа в неделю (72 часов, 36 недель)

Составила: преподаватель I квалификационной категории

по классу сольного пения

Чекалина Гузалия Фирдависовна

с. Актаныш, 2017 год.

1

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом

«Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012»,

письма Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября

2013 г. № 191-01-39/06-ГИ, примерного учебного плана

образовательных программ по видам искусств для ДШИ от 23.06.2003

г. № -66-01-16/32 Министерства культуры РФ.

Программа составлена на основе учебного плана МБОУ ДО «ДШИ

Актанышского муниципального района РТ» на 2017 – 2018 учебный

год, утвержденного решением педагогического совета.

Основой данной программы является учебные программы для детских

музыкальных школ, составители Н.С. Воинова, В.С. Смоляницкая,

В.Д.Бородачева, Колобов Ю.Т.

Данная учебная программа рассчитана на пятилетний курс обучения

поступающих в школу в возрасте от 7 лет. Возможно введение

обучения в подготовительном классе, а также повторение программы в

каком- либо из классов. Дополнительный год занятий рекомендуется

выпускникам с целью совершенствования и подготовки к поступлению

в специальные учебные заведения по данному профилю.

В соответствии с учебным планом на предмет «Сольного пения»

отводится 72 часа в год (36 недель). Занятие проводятся 2 раза в неделю

по 30 минут 1-е классы и по 40 минут со 2-го по 5-е классы. Форма

организации занятий - индивидуальная. При необходимости проводятся

групповые занятия.

Актуальность проблемы музыкально-певческого воспитания учащихся

определяется тем, что данный тип воспитания оказывает влияние не только

на эмоционально-эстетическое развитие личности, но и на развитие его

умственных и психофизических качеств. Кроме того, постановка голоса

оказывает благоприятное влияние на формирование речи, являющейся

материальной основой мышления. Музыкально-певческое обучение

позволяет значительно эффективнее, чем традиционное вокальное

воспитание, выявлять у учащихся резервы их музыкальных способностей и

развивать их.

Сольное пение принадлежит к основным видам исполнительства и

занимает важное место в музыкальном обучении. Сольное пение помогает

решать задачу музыкально- художественного и нравственного воспитания

подрастающего поколения. Именно сольное пение в полной мере, как

искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и

раскрытию творческих способностей. Оно оказывает исключительное

2

влияние на формирование личности. Этому во многом помогает то

обстоятельство, что в пении соединяются воедино музыка и слово.

Для успешного обучения на вокальном отделении необходимо наличие

хороших вокальных и музыкальных данных: певческий голос; музыкальный

слух; память; чувство ритма; здоровый голосовой аппарат; отсутствие

речевых дефектов;

Настоящая программа разработана с учетом потребностей учащихся и

родителей.

В основу программы положена методика Д.Б. Огороднова,

предусматривающая бережное воспитание голоса каждого учащегося,

постепенное выявление и обогащение его естественного тембра и на этой

основе - комплексное развитие всех музыкальных способностей, заложенных

в человеке

Цели и задачи программы

1.

Обучающая цель: Постановка голоса по системе Д.Б.Огороднова;

Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.

Задачи: - сформировать представление о голосовом аппарате

и механизме его действия;

- научить правильно, пользоваться голосовым аппаратом;

- обучить вокальным навыкам;

- сформировать умения доводить вокальные навыки до

автоматизации и совершенствовать их до высокого профессионального

уровня;

- научить оздаравливать свой голосовой аппарат.

2 .

В о с п и т ы в а ю щ а я

ц е л ь : воспитание

культурной,

музыкально-

образованной личности на основе принципов отечественного и зарубежного

искусства;

Приобщение

к

основным

музыкальной

культуры,

к

наследию

русской,

татарской и мировой классики.

З а д ач и : -

воспитать

любовь

к

величайшим

образцам

мировой

и

отечественной вокальной музыки (эстрадное и академическое исполнение);

- привить любовь к народной и национальной музыке

отечественных композиторов и исполнителей;

- воспитать культуру общения учащихся со сверстниками;

- способствовать осознанному отношению к нормам этики и

эстетическим канонам.

3

3.

Развивающая

цель: комплексное развитие музыкальных способностей,

заложенных в человеке;

Развитие музыкально- эстетического вкуса.

Задачи: - развить ладовое чувство, чувство музыкальной формы;

- развить метроритмический и гармонический слух;

- развить образное мышление и музыкальную память;

- развить сценическую речь.

Особенности программы

В отличие от традиционных программ, ориентированных

преимущественно на категорию избранных, талантливых учащихся,

настоящая программа предусматривает занятия со всеми категориями

учащихся и подготовку их к профессиональной вокальной деятельности.

Обучение по программе музыкально – певческого воспитания проходит в

более сжатые, чем предусмотрено методике Д. Б.Огороднова. Сроки (5 лет),

а значит и более интенсивно.

Уже с первого года обучения талантливые воспитанники участвуют в

концертах и конкурсах.

Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих

навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего

развития. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и

развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного,

высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и

обогащающего каждого воспитанника.

Принцип сознательности предполагает формирование сознательного

отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний,

умений и навыков в пении. Задача педагога - научить воспитанника

сознательно контролировать собственное звучание, определять его

достоинства и недостатки.

Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет

зависеть от концентрации внимания учащегося. В то же время, воспитанник

должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются

гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в

постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса.

Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена

художественным целям.

4

Одним из базовых принципов обучения является преемственность.

Старшие (по сроку обучения)воспитанники помогают в вокальном обучении

младших. Так зарождается ансамблевое пение (дует, трио, квартет и т.д.).

Существенное внимание в программе отводится развитию

самостоятельности. Например, в процессе занятия создается проблемная

ситуация, которую учащийся должен самостоятельно разрешить: разобрать

песню, в том числе, по голосам; найти в основной мелодии верхний

подголосок или нижний голос. Программа предусматривает стимулирование

к самостоятельной оценке полученных результатов. Такой подход

способствует развитию тонких слуховых ощущений, необходимых для

выработки вокальных навыков. Воспитанники учатся также сравнивать,

сопоставлять, анализировать вокальное мастерство отечественных и

зарубежных эстрадных певцов.

С первого года обучения идет интенсивное развитие гармонического слуха и

чувства лада. Это позволяет в дальнейшем интонационно четко и

выразительно исполнять произведение двух- и трехголосно, определять на

слух и попевать бэквокал (попевки). В данном случае развивается и

импровизационное чувство. Включаясь в процесс, воспитанник начинает

сочинять свои (вначале примитивные) песни.

Основные методы и приемы, используемые на занятиях вокалом:

Концентрический метод, основоположником которого является

русский композитор и вокальный педагог М. Г. Глинка. На первом

этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более

простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при

этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса

соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями

воспитанника.

Объяснительно – иллюстративный метод включает в себя

традиционные методы: объяснение и показ профессионального

вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать

природную способность к подражанию и вести вокальное обучение

естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения,

выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и

работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику

добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать

кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных

зажимов и напряжений.

5

Игровой метод. В процессе вокального обучения используются

звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием

голосового аппарата.

Метод наблюдения;

Метод упражнений;

На уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы

обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники

вокального исполнения, показ голосом и на инструменте).

Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся

является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья

и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры,

дыхательная и артикуляционная гимнастика.

В образовательном процессе активно используется еще и нетрадиционные

методы (приемы). Для пения в близкой вокальной позиции (субъективные

ощущения, звук у внутреннего основания передних верхних зубов)

применяется такой метод, как свободное тихое пропевание звуков

«нестараясь» или «пение в палец» (указательный палец над верхней губой).

Для того, чтобы ученик научились петь на всем протяжении диапазона, не

меняя положения гортани, им предлагается пропеть (выполнять) атаку звука,

а в дальнейшем пропеть ее, поддерживая равномерным воздушным потоком

при постепенном открывании рта (на всех ступенях звукоряда). Для

правильного выполнения тоники второй октавы необходимо полное

раскрепощение и свобода голосового аппарата. С этой целью на занятиях

вводятся игровые моменты «мяукаем, как кошка, тихо и свободно» (высокая

певческая позиция).

В целях развития образного мышления в разделе «Пение по нотам»

учащимся предлагается по основной мелодии сочинить верхний, а затем

нижний голос, попевая это упражнение вместе с педагогом в два и в три

голоса (пригласив кого- либо из учащихся).

Учет успеваемости.

Текущий контроль определяет степень усвоения учеником музыкального

материала, эмоционально- оценочное отношение к произведениям, уровень

подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в

усвоении материала.

Форма контроля:

Индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируется стартовые

возможности, творческая результативность в течение года, вокальный

репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и

6

рекомендации на следующий год. Итоговая и промежуточная

аттестация.

Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется

(на контрольных уроках; технических зачетах; на концертных

выступлениях; на переводных академических концертах; на итоговом

экзамене).

В конце первого полугодия и по окончании учебного года проводятся

академические концерты, на которых учащиеся вокального отделения

исполняют 2- 3 произведения согласно программным требованиям.

Со второго года обучения (2-е полугодие) проводятся технические зачеты,

на которых учащиеся исполняют вокализы, вокальные упражнения или

произведения напевного характера.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения

результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на

дальнейшее обучение.

За учебный год в классе сольного пения должно быть пройдено примерно

следующее количество произведений:

- младшие классы: 10- 12

- старшие классы: 8- 10

Выбор репертуара.

Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому

подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших

произведений народной, классической и современной музыки. Высокие

требования следует предъявлять к литературно – поэтическому тексту и

содержанию произведения.

При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой

тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному

голосу и возможностям учащегося. Не допускать завышения репертуара по

степени трудности. Концертный репертуар составляется только из

произведений, пройденных с педагогом в классе.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения

музыкально- художественного кругозора детей. Поэтому произведения

русской, зарубежной и татарской классики должны сочетаться с песнями

современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Подбор программного репертуара осуществляется по следующим

принципам:

Художественная ценность;

Доступность музыкального и литературного текста;

Разнообразие жанров и стилей;

7

Логика компоновки будущей концертной программы;

Соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и

возрасту.

В младших классах учащиеся проходят:

1- 2 вокализа,

9- 10 несложных произведений с текстом.

В старших классах:

1- 2 вокализа,

7- 8 нетрудных вокальных произведений с текстом.

На переводных экзаменах учащиеся исполняют 2- 3 произведения,

пройденные в течение года.

По окончании эстрадного вокала ученик получает свидетельство. Наиболее

одаренные учащиеся продолжают вокальное обучение в высших и средних

специальных учебных заведениях.

Содержание программы

Формирование вокальных навыков.

С первых же уроков по постановке голоса необходимо развивать у

учащегося умение слышать и анализировать свои недостатки в

звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации,

к точности ритма.

Певческая установка и дыхание.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную

корпусную установку учащегося, на свободное положение гортани,

естественную артикуляцию, использование резонаторной функции

голосового аппарата и на певческое дыхание с глубоким, бесшумным, не

перегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха

при пении.

Певческое дыхание является не только одной из основ правильного

звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из

средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно

владеть музыкальной фразой, цезурой, динамикой звука и другими

элементами музыкальной выразительности в пении.

Звуковедение и дикция.

В младших классах необходимо формировать естественный, свободный

звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкую атаку

звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах

(головное звучание).

8

В старших классах продолжается развитие подвижности артикуляционного

аппарата за счет активизации работы губ и языка; развитие дикционных

навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности

при нюансах пиано и пианиссимо.

На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у учащихся

навык пения на «зевке», т.е высоком положении верхнего неба.

1-й год обучения

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его

музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащийся должен:

- иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;

- знать, что такое правильная установка корпуса при пении;

- уметь правильно пользоваться певческим дыханием;

- правильно певческий формировать гласные в сочетании с согласными.

При работе с учащимися необходимо пользоваться средним регистром и

интервалами в медленном темпе. Обращать особое внимание на чистоту

интонаций. Следить за тем, чтобы не было форсированного пения. Не

завышать репертуар. Формирование вокальных навыков на основе

академической манеры пения. Развитие нижнего отрезка диапазона голоса.

Формирование смешенного голосообразования на основе современных

педагогических методов (программированное обучение с минимальным

шагом программы, коллективно - индивидуальные формы работы).

Постановка голоса, развитие ладового и метроритмического чувство, чувства

музыкальной формы, умения управлять голосовым аппаратом при спокойном,

непринужденном и тихом пении.

Учебно - тематический план

Тема

Количество

часов

1.

Певческая установка.

7

2.

Работа над дыханием (понятие о певческом дыхание,

дыхательная гимнастика).

8

3.

Принципы артикуляции речи и пения (речевые

упражнения для развития артикуляционного аппарата).

8

4.

Работа над звуком (пение гласных, произношение

согласных, характер звуковедения, распевание).

8

5.

Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона

за счет упражнений на развитие головного и грудного

8

9

регистров).

6.

Координация между слухом и голосом (Чистота

интонации, упражнения для выработки правильной

певческой позиции).

8

7.

Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой

призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение

дефектов).

8

8.

Работа над исполняемым произведением.

12

9.

Слушание вокальных произведений. Лучшие

достижения мировой вокальной культуры. Русская

вокальная школа, Татарская вокальная школа,

Итальянская «бельканто», современная вокальная

школа. Беседы об эстрадных джазовых и

академических исполнителях.

2

10.

Этика поведения на сцене. Режиссура песен.

Нахождение художественного образа в произведении.

Работа с микрофоном и аудиоаппаратурой.

2

11.

Национально – региональное воспитание через

народную музыку отечественных композиторов и

исполнителей.

1

Итого часов

72

План работы на уроке

1-й класс

1.

Дыхательная гимнастика 3м.

2.

Речевые упражнения 3м.

3.

Распевание 8м.

4.

Работа над исполняемым произведением 12 м.

5.

Анализ занятия 2 м.

6.

Задание на дом 2 м.

Всего: 30 минут.

2-й год обучения

Во втором годе обучения должна вестись работа над углублением вокально-

технических и музыкально - художественных навыков, приобретенных на

первом годе обучения.

В результате второго года обучения учащийся должен:

10

- расширить диапазон голоса желательно до 1,5 октав, работать над

сглаживанием регистров;

- выравнивать звучность гласных и добиваться правильного, четкого

произношения согласных;

- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры.

Развитие вокально-речевых навыков и среднего отрезка диапазона.

Формирование естественного и красивого тембра голоса. Постановка голоса,

развитие вокальных навыков в полном соответствии с жестом, как

выразителем чувств человеческой души. Развитие музыкальности,

двигательной культуры, артистизма. Раскрепощение тела, воспитание

пластичности двигательного аппарата. Использование наглядных схем-

алгоритмов, позволяющих добиться мышечной свободы, как в пении, так и в

дирижерских жестах. Выработка вокального мастерство - точности показа по

алгоритму без лишних движений усилий. Формирование красивого тембра

голоса и свободной выразительной артикуляции (высокая, низкая позиция).

Пробуждение и развитие и в ученике художника- артиста, инструментами

которого является голос, артикуляция, жест и доброе сердце. Стимулирование

активности, прилежности, точности, эмоциональности и эстетичности

действий и движений при выполнении всех заданий.

Учебно - тематический план

Тема

Количество

часов

1.

Певческая установка.

3

2.

Работа над дыханием (понятие о певческом дыхание,

дыхательная гимнастика).

8

3.

Принципы артикуляции речи и пения (речевые

упражнения для развития артикуляционного аппарата).

8

4.

Работа над звуком (пение гласных, произношение

согласных, характер звуковедения, распевание).

8

5.

Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона

за счет упражнений на развитие головного и грудного

регистров).

8

6.

Координация между слухом и голосом (Чистота

интонации, упражнения для выработки правильной

певческой позиции).

8

7.

Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой

призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение

8

11

дефектов).

8.

Работа над исполняемым произведением.

10

9.

Слушание вокальных произведений. Лучшие

достижения мировой вокальной культуры. Русская

вокальная школа, Татарская вокальная школа,

Итальянская «бельканто», современная вокальная

школа. Беседы об эстрадных джазовых и

академических исполнителях.

4

10.

Этика поведения на сцене. Режиссура песен.

Нахождение художественного образа в произведении.

Работа с микрофоном и аудиоаппаратурой.

4

11.

Национально – региональное воспитание через

народную музыку отечественных композиторов и

исполнителей.

3

Итого часов

72

План работы на уроке

2-й класс

1.

Дыхательная гимнастика 3м.

2.

Речевые упражнения 3м.

3.

Распевание 5м.

4.

Пение вокализа 4 м.

5.

Работа над исполняемым произведением 21 м.

6.

Анализ занятия 2 м.

7.

Задание на дом 2 м.

Всего: 40 минут.

3-й год обучения

В третьем году обучения должна продолжаться работа над:

- расширением диапазона голоса, выравниванием звучности голоса на всем

диапазоне;

- развитием четкой дикции, выразительностью слова в речитативах,

сглаживанием переходных нот;

- развитием и укреплением певческого дыхания и чистой интонации.

В зависимости от способностей учащегося начинается работа над

подвижностью голоса в упражнениях, над выявлением тембра, над

выработкой всевозможных динамических оттенков, а также знакомство с

форшлагами, группетто и т.п.

12

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует

стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные

возможности учащегося, его творческую мысль.

Организация работы голосового аппарата учащихся на более совершенной

научно- технической и психофизической основе. Развитие всех основных

элементов технологии и постановки голоса на более высоком

художественном уровне: певческое дыхание (нижнее - реберное), смешанное

голосообразование, работа резонаторной системы (надсвязочная, глоточная и

ротовая полость). Изменение тембра голоса через изменение объема и формы

голоса. Развитие широкого диапазона и силы голоса- 2,5, 3 октавы и более.

Достижение твердого стана и развитие певческой опоры, яркость и

выразительность на легато. Развитие динамического диапазона. Овладение

техническими приемами: стаккато в быстром темпе, широкое легато в

медленном темпе на одной гласной, формирование звука. Четкое

выразительное произношение согласных в начале- середине и, особенно, в

конце слов и фраз. Работа над характером и художественным исполнением

упражнений.

Учебно - тематический план

Тема

Количество

часов

1.

Певческая установка.

2

2.

Работа над дыханием (понятие о певческом дыхание,

дыхательная гимнастика).

7

3.

Принципы артикуляции речи и пения (речевые

упражнения для развития артикуляционного аппарата).

7

4.

Работа над звуком (пение гласных, произношение

согласных, характер звуковедения, распевание).

8

5.

Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона

за счет упражнений на развитие головного и грудного

регистров).

8

6.

Координация между слухом и голосом (Чистота

интонации, упражнения для выработки правильной

певческой позиции).

7

7.

Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой

призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение

дефектов).

7

8.

Работа над исполняемым произведением.

9

13

9.

Слушание вокальных произведений. Лучшие

достижения мировой вокальной культуры. Русская

вокальная школа, Татарская вокальная школа,

Итальянская «бельканто», современная вокальная

школа. Беседы об эстрадных джазовых и

академических исполнителях.

6

10.

Этика поведения на сцене. Режиссура песен.

Нахождение художественного образа в произведении.

Работа с микрофоном и аудиоаппаратурой.

7

11.

Национально – региональное воспитание через

народную музыку отечественных композиторов и

исполнителей.

4

Итого часов

72

План работы на уроке

3-й класс

1.

Дыхательная гимнастика 3м.

2.

Речевые упражнения 3м.

3.

Распевание 7м.

4.

Пение вокализа 7 м.

5.

Работа над исполняемым произведением 16 м.

6.

Анализ занятия 2 м.

7.

Задание на дом 2 м.

Всего: 40 минут.

4-й год обучения

Четвертый год обучения должен дать возможность педагогу выявить

вокально – технические и исполнительские данные учащегося. Основная

работа состоит в укрепление певческого дыхания, интонаций и пр.

Необходимо развивать у учащегося интерес к лучшим художественным

образцам народных, классических и эстрадных музыкальных произведений.

Выработка последовательности и непринужденности в работе,

формирование навыков произвольных, координированных движений,

способности согласованно управлять голосовым аппаратом, руками и всем

телом. Доведение вокальных навыков до автоматизма на более высоком

профессиональном уровне. Завершение работы над развитием музыкальной

фразы, над тяготением слабых долей в сильные, неустойчивых ступеней в

устойчивые, в разных темпах и в разном штриховом оформлении. Работа по

профессиональному исполнению произведений. Развитие умения искреннего

14

выражения чувств, стремления делать это одновременно голосом, губами и

руками. Пение красивым, звонким, полетным и звучным голосом.

Профессионально, выразительное исполнение произведений. Развитие

умения одинаково минимально расходовать звуковую и дыхательную

энергию на всех ступенях высоты и силы звука.

Учебно - тематический план

Тема

Количество

часов

1.

Певческая установка.

2

2.

Работа над дыханием (понятие о певческом дыхание,

дыхательная гимнастика).

5

3.

Принципы артикуляции речи и пения (речевые

упражнения для развития артикуляционного аппарата).

8

4.

Работа над звуком (пение гласных, произношение

согласных, характер звуковедения, распевание).

8

5.

Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона

за счет упражнений на развитие головного и грудного

регистров).

8

6.

Координация между слухом и голосом (Чистота

интонации, упражнения для выработки правильной

певческой позиции).

7

7.

Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой

призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение

дефектов).

7

8.

Работа над исполняемым произведением.

8

9.

Слушание вокальных произведений. Лучшие

достижения мировой вокальной культуры. Русская

вокальная школа, Татарская вокальная школа,

Итальянская «бельканто», современная вокальная

школа. Беседы об эстрадных джазовых и

академических исполнителях.

6

10.

Этика поведения на сцене. Режиссура песен.

Нахождение художественного образа в произведении.

Работа с микрофоном и аудиоаппаратурой.

7

11.

Национально – региональное воспитание через

народную музыку отечественных композиторов и

6

15

исполнителей.

Итого часов

72

План работы на уроке

4-й класс

1.

Дыхательная гимнастика 3м.

2.

Речевые упражнения 3м.

3.

Распевание 5м.

4.

Пение вокализа 8 м.

5.

Работа над исполняемым произведением 17 м.

6.

Анализ занятия 2 м.

7.

Задание на дом 2 м.

Всего: 40 минут.

5-й год обучения

В пятым классе продолжается работа над закреплением полученных ранее

вокально-технических навыков. Соответственно способностям обучающихся

продолжается работа над подвижностью голоса, использованием различных

динамических оттенков, происходит знакомство с мелизмами в вокальных

произведениях (форшлаг, трель, группетто).

Особое место отводится упражнения, которые служат выработке ровной

кантилены. В программу пятого года обучения входит вокальные

упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия,

арпеджио, скачки на квинту, октаву вверх и вниз, а также упражнения,

построенные на пунктирном и синкопированном ритме.

Учебно - тематический план

Тема

Количество

часов

1.

Певческая установка.

2

2.

Работа над дыханием (понятие о певческом дыхание,

дыхательная гимнастика).

6

3.

Принципы артикуляции речи и пения (речевые

упражнения для развития артикуляционного аппарата).

6

4.

Работа над звуком (пение гласных, произношение

согласных, характер звуковедения, распевание).

7

5.

Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона

за счет упражнений на развитие головного и грудного

7

16

регистров).

6.

Координация между слухом и голосом (Чистота

интонации, упражнения для выработки правильной

певческой позиции).

7

7.

Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой

призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение

дефектов).

6

8.

Работа над исполняемым произведением.

10

9.

Слушание вокальных произведений. Лучшие

достижения мировой вокальной культуры. Русская

вокальная школа, Татарская вокальная школа,

Итальянская «бельканто», современная вокальная

школа. Беседы об эстрадных джазовых и

академических исполнителях.

7

10.

Этика поведения на сцене. Режиссура песен.

Нахождение художественного образа в произведении.

Работа с микрофоном и аудиоаппаратурой.

7

11.

Национально – региональное воспитание через

народную музыку отечественных композиторов и

исполнителей.

7

Итого часов

72

План работы на уроке

5-й класс

1.

Дыхательная гимнастика 3м.

2.

Речевые упражнения 3м.

3.

Распевание 5м.

4.

Пение вокализа 8 м.

5.

Работа над исполняемым произведением 17 м.

6.

Анализ занятия 2 м.

7.

Задание на дом 2 м.

Всего: 40 минут.

Примерный репертуарный список

для младших классов.

1.

Абт. Вокализ № 1

2.

Абт. Вокализ № 2

17

3.

Абт. Вокализ № 3

4.

Абт. Вокализ № 7

5.

«Песижыры » Ф. Абубакиров

6.

«Кубэлэк» Ф. Абубакиров

7.

«Зэнгэркул» С. Сайдашев

8.

«Ты соловушка, умолкни» М. Глинка

9.

«Шофер буласымкилэ» Л. Батыр - Булгари

10. «Наш край» Д. Кабалевский

11. Татарская народная песня «Кэрия - Зэкэрия»

12.Татарская народная песня «Туган тел»

13.«Чиялэрчэчэкатсын»С. Сайдашев

14. «Безненэби» С. Сайдашев

15. «Яратканбезненэни»Л. Батыр – Булгари

16. Русская народная песня «Вдоль да по речке»

17.«Кибеткэкитеэни» Р. Зарипов

18. «Курчаккакулмэктегэм»Л. Батыр – Булгари

19.Французкая народная песня «Колыбельная»

20. «Биилэритек - читеклэр»Л. Батыр – Булгари

21. «Безненчебилэр» Г. Беляева

22. «Балыкчы» Т. Валеева

23. «Татар телем – туган тел» В. Агапов

24. Русская народная песня «У зари- то у зориньки»

25. Татарская народная песня «Ай, былбылым»

26. Т. Попотенко сл. В. Виктора «Котенок и щенок»

27. «Газизтуган як» В. Агапов

28. «Жир йокысы» И.Давлетшин

29. «Наш край» Д. Кабалевский

30. Татарская народная песня «Аниса»

31. Татарская народная песня «Караужа авылы кое»

32. Французкая народная песня «Три сестры принцессы»

33. «Тургайлар» Т. Валеев

34. «Сайра, сандугач» Г. Беляева

35. «Чишмэ» Дж. Файзи

36. Татарская народная песня «Чияле»

37. Татарская народная песня «Сандугач - кугэрчен»

38.Французкая песня обр. Веккрлена «Пастушка»

39. В. Моцарт «Детские игры»

40. Л. Бетховен «Малиновка»

Примерный репертуарный список

18

для старших классов.

1.

Абт. Вокализ № 4, 5, 6,13, 16, 17

2.

Зейдлер Вокализ № 1, 3, 5, 10, 13

3.

«Школьный вальс» С. Сайдашев

4.

«Эх,кунелле омэсе»С. Сайдашев

5.

Татарская народная песня «Туган ил»

6.

Татарская народная песня «Тан жыры»

7.

Татарская народная песня «Тэфтилэу»

8.

«Жаворонок» М. Глинка

9.

Русская народная песня «Волга - реченка»

10.«Приход весны» В. Моцарт

11.«Халиса»С. Сайдашев

12.«На заре ты ее не буди» А. Варламов

13.И. С. Бах «За рекою старый дом»

14.А. Дюбук «Не брани меня, родная»

15.«Юл жыры» Ф. Ахметов

16.Татарская народная песня «Ай, былбылым»

17.Татарская народная песня «Шома бас»

18.Татарская народная песня «Борьян егетлэре»

19.Татарская народная песня «Чибэр кызга»

20.«Бэйрэм жыры» М Музаффаров

21.«Туган ил» М Музаффаров

22.«Старый добрый клавесин» И. Гайдн

23. «Заход солнца» Э.Григ

24.«Жаворонок» М. Глинка

25.«Колыбельная Волховы» Н. Римский – Корсаков

26.«Песня о тачанке» К. Листов

27.«Укутучым» И. Закиров

28.«Весенняя» В. Моцарт

29.Татарская народная песня «Бибкэй»

30.Татарская народная песня «Кун авылы кое»

31.Татарская народная песня «Сибелэ Чэчэк»

32.Татарская народная песня «Онсэ авылы кое»

33.«Приход весны» В. Моцарт

34.«Туган илемэ» М Музаффаров

35.«Туган як» М Музаффаров

36.«Син катмадын» М Музаффаров

37.«Яшь туристлар жыры» С. Сайдашев

38.«Уят Якты ометлэр» М. Имашев

19

39.«Боркет» Ф.Галиев

40.«Улыбка» Н. Богословский

41.Англиская народная баллада «Слуги короля Артура»

42. «Вернись в Сорренто» Э. Куртис

43.«Одинокая гармонь» Б. Мокроусов

44.«Песня о волшебном цветке» Ю. Чичков

45.Татарская народная песня «Урманнарда йордем»

46.«Жырларым» С. Сайдашев

47. «Бибисара»С. Сайдашев

48. «Песня Майсары» С. Сайдашев

49. «Песня Батыржана» С. Сайдашев

50. «Кандыр буе» С. Сайдашев

51. «Хороши весной в саду цветочки» Б. Мокроусов

52. «Саумы, кояш» М. Музаффаров

53. «Дулкыннар» Р. Яхин

54. «Туган авылым» Т. Шарипов

55. «Чишмэлэр иле» И. Давлетшин

56. «Калитка» А. Обухов

57. «Улетела пташечка» А. Гурелев

58. Русская народная песня «Лучинушка»

59. Чешская народная песня «Ивушка»

60. «Голлэр иле» С. Шамсина

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся к окончанию обучения должен научиться исполнять

произведения различные по стилю и характеру, русских, современных,

татарских и зарубежных композиторов, народные песни.

Учащиеся должен приобрести следующие навыки:

- чистота интонации;

- чистота и естественность тембра;

- элементарные основы певческого дыхания;

- владение основами легато, нон легато, стаккато;

- отчетливая дикция при осознанном формировании согласных и гласных

звуков;

- элементарное владение музыкальной формой.

Программа выпускного экзамена:

1.Романс русского или зарубежного композитора

2.Романс татарского композитора

20

3.Народная песня (русская, татарская и т.д.)

4.Песня или романс современного татарского композитора

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Профессиональный концертмейстер;

Кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано),

музыкальным центром;

Концертный зал с необходимым техническим оборудованием –

микрофоны, радиотехническая аппаратура;

Музыкально – дидактический материал;

Нотная библиотека;

Фонотека;

Учебные пособия, электронные учебники, инструментальные

фонограммы.

Список литературы

1.

Д. Б. Огороднов «Система постановки голоса». М.: 1980 г.

2.

Г. Панофка «Искусство пения»

3.

Г.П. Стулова «Развитие детского голоса»

4.

Г.П. Сергеева «Практикум по методике музыкального воспитания в

начальной школе: - М.: 1998 г»

5.

Н.М.Малышева «О пении. Из опыта работы с певцами». М.: 1993 г.

6.

Л. Дмитриев «Основы вокальной методики». М.: 1990 г.

7.

И. Пряников «Советы обучающимся пению». М.: 1990 г.

8.

В. Емельянов «Развитие голоса, координация и тренинг». М.: 1994 г.

9.

Н.П. Варшавская «Некоторые принципы вокальной методики».

Казань2007 г.

10.«Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной

школы» 1- 7 классы. М.: 1990 г.

11.Ф.Абт. «Школа пения»1985 г.

12.Г. Зейдлер «Вокализы» (Искусства пения). М.: 2001 г.

13.Д. Бахтизина «Вокализы» Башкирия. 2001 г.

14.«Серебряные голоса» песни для детей на стихи Г. Зайнашева, 2008 г.

15.«Хэрефле шакмаклар»Л. Батыр- Булгари.

16.«Укучылар жырлый» Татар мэктэплэренен 4- 5 сыйныф укучылары

очен жыр дэреслэре буенча хрестоматия, 1974 г.

17.«Музыка дэреслэре очен хрестоматия» 1- 5 класс,1998 г.

18.«Тургай» балалар очен хэм яшьусмерлэр очен жырлар, 1996 г., 1998

г.,2002 г.

21

19.«Репертуар начинающего певца» М.: 2002 г.

20.«Комеш тавышлар» Г.Беляева.

21.«Старинные русские романсы» М.: 2004 г.

22.«Татар халыкынын 100 жыры» в оброботке Р. Еникеева, 1999 г.

23.«Кояшлы жыр» балалар очен жырлар В. Валеев, 2008 г.

24.«Мэхэббэт утлары» Р. Яхин,1990 г.

25.«Тибрэнэ жыр кунелдэ»М. Музаффаров,1976 г.

26.«Якты монлар» Л. Батыр-Булгари, жырлар, 1988 г.

27.«Без донья балалары» жырлар, 2001 г.

28.«Их, кунел ачабыз» М. Кашипов, 1996 г.

29.«Уткэннэрем кайта жыр булып» И. Давлетшин, 2004 г.

30. «Сольное пение» - Типовая программа

31.«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов.

Новосибирск, 1991 г.

32. «Вокал в популярной музыке» В. И. Коробка, Москва 1989 г.

33. Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению 7. Е.

Писарская «Вокальный букварь», Москва, 1996 г.

34.«Детский голос» под ред. В. Шацкой. Москва, 1997 г.

22



В раздел образования