Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛА РАННЕЙ ПОМОЩИ


Авторы: Корякина Любовь Александровна, Гребенева Наталья Александровна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛА РАННЕЙ ПОМОЩИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л.А. Корякина,учитель-дефектолог;

Н.А. Гребенева, учитель-логопед

отдела ранней помощи,

ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

г. Мурманск, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

особенности

практического использования методики «Сенсорная интеграция» в работе

с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Подробно описаны проблемы обработки сенсорной информации у детей

данной категории.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, дети раннего возраста,

тактильная дисфункция, вестибулярная дисфункция, проприорецептивная

дисфункция.

L. A. Koryakina, defectologist;

N.A. Grebeneva, speech therapist;

department early help,

GOBU MO «Center psychological and

pedagogical, medical and social care»

Murmansk, Russia

THE USE OF TECHNIQUES OF SENSORY INTEGRATION

IN CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK

WITH YOUNG CHILDREN

WITH DISABILITIES

DIVISION OF EARLY CARE

Annotation. The article discusses the features of the practical use of the

method "Sensory Integration" in working with young children with disabilities.

Describes in detail the problem of sensory information processing at children of

this category.

Keywords: sensory integration, young children, tactile dysfunction,

vestibular dysfunction, proprioceptive dysfunction.

Актуальность организации ранней помощи детям с ограниченными

возможностями здоровья сложно переоценить. Первые годы жизни ребенка

рассматриваются

большинством

специалистов

как

сензитивный

период

развития

двигательной,

познавательной

и

речевой

деятельности.

Возникающие

в

этот

период

различные

нарушения

в

развитии,

проявляющиеся

даже

в

минимальной

степени,

в

дальнейшем

могут

привести

к

выраженным

расстройствам

двигательной,

психической

и

речевой сфер в дошкольном и школьном возрасте.

Психолого-педагогическое

сопровождение

сегодня

является

не

просто

суммой

разнообразных

методов

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

но

выступает

как

комплексная

технология,

особая

культура

поддержки

и

помощи

ребенку

в

решении

задач

развития,

обучения, воспитания, социализации.

Представленная

коррекционно-развивающая

методика,

успешно

используется

в

работе

специалистов

отдела

ранней

помощи,

профессионально ориентированна на работу с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

Практический опыт работы ее применения

показывает

положительный

результат

в

работе

с

детьми

с

разными

проблемами в развитии, в том числе: с нарушениями речи, аутичными, с

проблемами

в

эмоционально-личностном

развитии,

с

задержкой

психического

развития.

Это

объясняется

тем,

что

методика

дает

возможность

ставить

и

решать

конкретные

коррекционные

задачи

по

созданию

новых

мотивов,

установок,

их

закреплению

в

реальной

действительности.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Сенсорное

развитие

ребенка

это

развитие

его

восприятия

и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,

величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение

сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот

возраст

наиболее

благоприятен

для

совершенствования

деятельности

органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного

развития

ребенка,

а

с

другой

имеет

самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного

обучения

ребенка

в

детском

саду,

в

школе

и

для

многих

видов

деятельности.

Сенсорное

развитие

детей

раннего

возраста

тесно

связано

с

сенсорной интеграцией.

Существует несколько понятий сенсорной интеграции:

это неврологический процесс, который организует ощущения

от тела и окружающей среды и дает человеку возможность эффективно

функционировать;

это взаимодействие всех органов чувств; она начинается очень

рано, уже в утробе матери; взаимодействие всех органов чувств подразуме-

вает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы че-

ловек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в

соответствии с ситуацией.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются

трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их

измененной

реакцией

на

проприорецептивные,

вестибулярные

либо

тактильные раздражители.

Проприоцептивные

ощущения

это

бессознательное

различие

ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.

Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации

движений головы, а также передвижения тела в пространстве.

Тактильные

ощущения

это

способность

ощущать

и

различать

прикосновения.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди

детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития,

задержка

речевого

развития

и

др.;

так

же

наблюдается

у

детей,

воспитываемых

в

условиях

сенсорной

депривации,

например,

домах

ребенка.

Эти проблемы приводят к «нарушению сенсорной интеграции». В

этом случае у детей, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно

развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны

(гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция:

-

эмоциональное

или

негативное

реагирование

даже

на

легкое

прикосновение;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и

неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;

-

сверхреакция

на

боль

(дети

делают

трагедию

из-за

малейшей

царапины) или очень слабая реакция на боль;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на

воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.;

- избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование

пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;

- делают больно детям или домашним животным во время игры, не

осознавая, что тем больно.

2. Вестибулярная дисфункция:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или

наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при

езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой.

3. Проприорецептивная дисфункция:

-

умышленно

врезаются

в

окружающие

предметы

и

крушат

все

вокруг;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор

во время ходьбы;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты,

завязки капюшона, карандаши, игрушки;

- трудно понимают расположение тела в пространстве , поэтому они

часто подают;

- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

- плохо удерживают позу;

- не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

снижение самооценки;

фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей;

чувство физической и психологической небезопасности;

трудности в освоении знаний.

Для

того,

чтобы

помочь

ребенку

с

нарушениями

сенсорной

интеграции, необходимо организованное пространство: помещение должно

быть довольно большое и безопасное (наличие покрытия или мата на

полу);

имеется

оборудование,

обеспечивающее

сенсорные

ощущения

(качели,

шведские

стенки,

сухой

бассейн);

есть

оборудование

и

приспособления для организации детских игр.

При

организации

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми

раннего возраста с нарушениями сенсорной интеграции специалистами

отдела ранней помощи создаются специальные условия:

- исключается возможность ребенка отвлекаться;

-

чтобы

помочь

ребенку

удержать

внимание

одномоментно

предъявляется не больше одного задания;

- благоприятный психологический климат с целью формирования

чувства безопасности;

-

снижение

зрительной

перегрузки

(не

используются

ковровые

покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают

свет, бликуют и т.д.);

- снижение слуховой перегрузки (не используются твердые, гулкие

поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные или

обогревательные

приборы,

которые

издают

звук,

мешают

детям

сосредоточится на задании).

В помещении оборудована зона релаксации, где ребенок, который

устал или расстроился, может отдохнуть.

Для

преодоления

сенсорной

интеграции

используются

разные

упражнения.

Тактильная дисфункция.

П р и низкой

сенсорной

чувствительности

можно

использовать

упражнения на развитие мелкой моторики (работа с материалами разной

фактуры и плотности).

П р и высокой

сенсорной

чувствительности

упражнения

на

прикосновение

телу,

к

различным

материалам

с

разной

текстурой,

массаж).

Проводятся игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести

умеренно

тяжелые

предметы,

прыгать.

Ощупывание

руками

разных

поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с

различными

материалами

(шариками

в

сухом

бассейне,

с

песком,

камешками,

крупой,

водой

разной

температуры

и

т.д.).

Если

ребенок

избегает прикосновения с незнакомыми предметами, в работу включаются

знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду

ребенка и искать.

Вестибулярная дисфункция.

Проводятся занятия, которые способствуют развитию вестибулярной

системы

(лошади-качалки,

качели,

карусель

и

кре сла-качалки,

иппотерапия), различные виды игр: игры с большим мячом, традиционные

игры с потешками

(«По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.). и

различные виды упражнений: «Хождения по скамейке, «Перейди через

пропасть», перелезание через стулья, упражнения на качалке (в гамаке).

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- мебель располагается у стены комнаты, чтобы сделать навигацию

проще

- обозначены границы с помощью яркого скотча на полу.

При высокой сенсорной чувствительности: используются все виды

занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, рисование и

раскрашивание. Обязательно изучение материалов различной фактуры.

Так же применяются в работе следующие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой

совершать какие-либо движения;

- учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для

выполнения какого-либо действия;

- любые пальчиковые игры;

- игра в мяч (ловить его);

- хлопки в ладоши;

-

собирать

пирамидки,

доставать

предметы,

нанизывать

крупные

бусины и колечки;

- рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина;

- застегивать пуговицы.

Существуют

разные

виды

деятельности,

которые

либо

приводят

детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В

зависимости

от

поставленных

задач

можно

использовать

подобные

упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.

Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на

мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны»,

лазание по лестнице, перетягивание каната и т.д.

Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание

от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких

предметов и игрушек.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может

помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы,

помочь

ребенку

наладить

контакты,

общение

со

сверстниками

и

взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.

Литература:

1.

Ененкова Л.Н. «Сенсорная интеграция».

2.

Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция».

3.

Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге».

4.

Кэрол Сток Крановиц «Разбалансированный ребенок».



В раздел образования