Автор: Володина Виктория Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: УПОО "Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Поэзия периода Великой Отечественной войны: Строки, опаленные войной..."
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка урока
по дисциплине «Литература»
по теме «Поэзия периода Великой Отечественной войны:
Строки, опаленные войной...»
Разработчик: Володина В.В., преподаватель русского языка и литературы
УПОО «Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»
Цели занятия:
Образовательные:
сформировать
представление
об
особенностях
развития
литературы
периода Великой Отечественной войны;
показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа;
познакомить учащихся с именами поэтов - фронтовиков, с многообразием
тем поэзии;
показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;
посредством поэтического слова осознать трагедию русского народа и
показать глубину переживаний в годы страшных испытаний.
Воспитательные:
вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся;
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
пробудить у учащихся интерес к поэзии военных лет, истории страны,
желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
Развивающие:
развивать чуткость восприятия образной речи;
навыки
самостоятельного
анализа
и
оценки
художественного
произведения;
подготовки сообщений по нескольким источникам;
выразительного чтения стихотворения наизусть;
делать записи, выбирая главное.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: комбинированный урок.
Методы
обучения: сообщение
учащихся,
лекция
с
элементами
беседы,
элементы анализа стихотворений, чтение наизусть, письменные задания.
Оборудование:
мультимедийные
презентации,
раздаточный
материал
«Кроссворд «Поэзия ВОВ», видеозаписи чтения стихотворений, видеозаписи
песен военных лет, плакаты «Великая Отечественная война».
Междисциплинарные
связи:
история,
русский
язык,
информационные
технологии.
Формируемые компетенции:
ОК
2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий.
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Структура и ход занятия
1)
Организационный момент — 5 минут.
2)
«Вставай, страна огромная!»: вклад военных корреспондентов и поэтов-
фронтовиков в победу — 20 минут.
3)
Разнообразие тематики военной поэзии — 20 минут.
4)
Наиболее яркие представители: Константин Симонов, Юлия Друнина,
Михаил Исаковский, Ольга Берггольц — 40 минут.
5)
Подведение итогов. Оценивание — 5 минут.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
1
слайд:
Тема
нашего
сегодняшнего
занятия
очень
непростая
в
эмоциональном плане — сегодня мы вспомним известную нам по средней
школе и познакомимся с новыми для нас элементами поэзии ВОВ.
22 июня 1941 года началась война. Российская земля стала свидетельницей
бессмертного
подвига
воинов,
отстоявших
честь
и
независимость
Родины.
Люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на
Волге, на священной Сталинградской земле.
И от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов.
2 слайд: Мы сегодня будем говорить об особенностях поэзии военных лет,
познакомимся с многообразием её тем. Постараемся доказать, что лирический
род литературы самый оперативный, популярный жанр военного периода.
Ваша
задача
—
активно
участвовать
в
занятии,
записывая
выборочно
основные моменты и внимательно слушая. В конце урока мы с вами проверим
вас на внимательность.
3 слайд: Начнем занятие с того, что вспомним историю. Посмотрите, пож-
та, на экран. Знаком ли вам этот лозунг? «Всё для фронта! Всё для победы!»
-
таков был лозунг КП СССР, который свидетельствовал о превращении войны в
единый боевой лагерь, работающий на победу. И для нас с вами сейчас важно
отметить, что не только экономика была полностью переформирована, работая
на армию. Не только заводы и фабрики создавали товары для фронта, не только
медучреждения производили лекарства.
4 слайд: Журналисты, литераторы, поэты тоже были активно вовлечены в
военные
действия.
В
1941
году
литература
надела
фронтовую
шинель
и
шагнула в бой. Вместе с рядовыми солдатами и офицерами она прошли путь до
Берлина.
Одним из военных корреспондентов был поэт Александр Гитович. Вот
как
он
писал
о
труде
военкоров
в
одноименном
стихотворении
«Военные
корреспонденты», август 1943.
Мы знали всё: дороги отступлений,
Забитые машинами шоссе,
Всю боль и горечь первых поражений,
Все наши беды и печали все.
И нам с овчинку показалось небо
Сквозь «мессершмиттов» яростную тьму,
И тот, кто с нами в это время не был, —
Не стоит и рассказывать тому.
За днями дни. Забыть бы, бога ради,
Солдатских трупов мерзлые холмы,
Забыть, как голодали в Ленинграде
И скольких там не досчитались мы.
Нет, не забыть — и забывать не надо
Ни злобы, ни печали, ничего…
Одно мы знали там, у Ленинграда,
Что никогда не отдадим его.
И если уж газетчиками были,
И звали в бой на недругов лихих,
То с летчиками вместе их бомбили
И с пехотинцами стреляли в них.
И, возвратясь в редакцию с рассветом,
Мы спрашивали: живы ли друзья?
Пусть говорить не принято об этом,
Но и в стихах не написать нельзя.
Стихи не для печати. Нам едва ли
Друзьями станут те редактора,
Что даже свиста пули не слыхали, —
А за два года б услыхать пора.
Да будет так. На них мы не в обиде.
Они и ныне, веря в тишину,
За мирными приемниками сидя,
По радио прослушают войну.
Но в час, когда советские знамена
Победа светлым осенит крылом,
Мы, как солдаты, знаем поименно,
Кому за нашим пировать столом.
5 слайд: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на
митинг.
Александр
Фадеев
выступил: «Писатели Советской страны знают
свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с
оружием в руках. Многие будут сражаться пером». Полем боя для таких
солдат стали газеты «Известия», «Красная звезда», «Правда». Слайд 6.
7 слайд: (По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в
действующей армии служило свыше тысячи писателей, более 400 не вернулись
с войны). Свыше тысячи военных корреспондентов, поэтов и писателей ушли на
фронт. Каждый третий погиб. Это были образованнейшие люди, многим из них
было лет чуть больше, чем вам сейчас. Многим не суждено было вернуться с
войны.
Давайте посмотрим с вами небольшой ролик, где представлены портреты
погибших на полях сражений поэтов ВОВ
Видеоролик о погибших поэтах-фронтовиках
Всеволод
Багрицкий не должен был воевать по близорукости, но он
нашел обходные пути и попал в действующую армию. Учился на актера, писал
стихи, но опубликовать их смогла его мать только после его смерти в 1942 году.
Николай Майоров наш с вами земляк, родился в Симбирской губернии.
Сохранилось очень мало его стихотворений, многие утеряны. Погиб в 1942
году.
Николай Отрада погиб еще до начала ВОВ — в финскую кампанию в
1940
году.
Он
попал
в
окружение
и
пытался
прорваться,
но
был
убит.
Посмертно принят в Союз писателей СССР.
Иосиф
Уткин
погиб,
возвращаясь
из
партизанского
отряда,
где
делал
заметки
для
статьи,
в
авиационной
катастрофе
в
1944
году.
Сегодня
мы
услышим его стихотворение.
Один из погибших поэтов (его фотографию вы видели на записи) - Муса
Джалиль,
татарский
поэт,
был
расстрелян
в
плену
за
пособничество
подпольной
организации,
планирующей
побег.
Многие
его
стихотворения
повествуют о судьбе военнопленных — солдат, женщин, детей.
Видеозапись стихотворения «Чулочки
Несомненно, они понимали, чем рискуют, отправляясь на войну, но не
могли оставаться в стороне. Их статьи в газетах, строки, передаваемые по
радио,
и,
конечно
же,
стихотворения
расходились
тысячами
копий,
переписывались вручную. С песнями солдаты шли в бой.
Переоценить вклад поэтов-фронтовиков в воодушевлении советских солдат
сложно. Песни военных лет поднимали дух бойцов, вели в атаку — за Родину,
за семью.
8 слайд: Но сказать, что поэты выполняли только социальный заказ, будет
кощунственным. Многие из них ушли добровольцами на войну. Об искренности
свидетельствует
и
тот
факт,
что
первые
стихотворения
и
первые
песни
появились еще до провозглашения знаменитого лозунга.
23
июня,
на
второй
день
войны,
появилось стихотворение
Алексея
Суркова «Присягаем победой»:
В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.
Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.
Слушай, Родина! В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
9 слайд: Первой песней войны по праву считается известная каждому из
н а с «Священная
война».
Текст
песни
был
написан
24
июня Василием
Лебедевым-Кумачем и опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда», 25
июня к ней написал музыку композитор Александр Васильевич Александров,
руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Он написал мелом
на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы
и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с
оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте,
откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Это было 26 июня.
10 слайд: Вот как это было по воспоминаниям современников: «С первых
же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале
наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На
суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у
всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения.
Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные
энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, песня призывала
каждого к ответственности за судьбу страны.
Запись: Песня «Священная война»
11 слайд: По временным рамкам поэзию ВОВ можно условно разделить на
3 этапа:
1)
Многие песни, написанные еще до ВОВ, нашли свое предназначение
на полях сражений. Таковыми в первую очередь являются знаменитые строки
Михаила Исаковского «Катюша» 1939 года, приводить здесь которые даже не
имеет смысла — мы их все знаем наизусть. По тексту можно понять, что поется
о мирном времени, но уже чувствовалось приближение грозы — необходимость
беречь родную землю.
Об этом стихотворении мы еще вспомним сегодня.
12 слайд:
2)
Песни военных лет, о которых мы поговорим подробнее.
Это Анна Ахматова, голос которой после 20 лет молчания заговорил с
новой силой в стихотворении «Мужество».
Э т о Александр
Твардовский,
своей
поэмой
«Василий
Теркин»,
написанной между боем и боем, поднимал боевой дух каждого солдата.
Это Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Семен Гудзенко, Константин
Симонов, Николай Старшинов, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Евгений
Долматовский, Дмитрий Кедрин, Юрий Левитанский, Алексей Сурков,
Илья Эренбург и многие-многие другие.
13 слайд:
3)
Послевоенная поэзия. Тема ВОВ и по сей день занимает значительное
место в творчестве поэтов и писателей, и, наверное, не перестанет звучать
никогда.
Через несколько десятилетий подросло поколение, которое видело войну
глазами детей. Это Владимир Высоцкий («Высота», «Все ушли на фронт»,
«Штрафные батальоны», «Песня о госпитале»), Роберт Рождественский (поэма
«Реквием», стихотворения «Баллада о красках», «Сорок трудный год», «На
земле
безжалостно
маленькой»),
Булат
Окуджава
«До
свидания,
мальчики»
(который воевал семнадцатилетним мальчишкой в последние годы войны) и
многие другие, творчество которых мы будем изучать позже.
Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной - помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для вселенной двадцать лет - мало,
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: "Я вернусь, мама!"
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы - и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Роберт Рождественский
Звучит песня В.Высоцкого «Высота» (исполнение под гитару)
14
слайд: Разнообразие
тематики
военной
поэзии.
Писали
обо
всем,
что
помогало верить в победу и надеяться. Разберем некоторые темы подробнее.
1)
Малой Родины. В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей
«малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где
он оставил часть своей души, свою боль и радость. Образ березок в этих
стихотворениях
становится
символом
родного
дома,
родного
края.
(зачитывается заранее выученное учеником стихотворение К.Симонова
«Родина»).
2)
Смерти и бессмертия. Многие авторы писали о том, что видели своими
глазами и переживали самостоятельно. О страхе смерти и желании жить
писал
в
своих
стихотворениях
молодой
поэт
Семен
Гудзенко.
(зачитывается
заранее
выученное
учеником
стихотворение С.Гудзенко
«Перед
атакой»). Уже
в
самом
конце
войны
начинает
писать
свое
знаменитое стихотворение-завещание выжившим «Я убит подо Ржевом»
А.Твардовский — о том, что никто из погибших не будет забыт, и в этом
их бессмертие. (зачитывается заранее выученное учеником стихотворение
А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»).
3)
Не могли и обойти поэты тему ненависти к врагу. Стоит сказать о том,
что эта тема с каждым прожитым на фронте днем звучала все яростнее.
(зачитываются заранее выученное учеником стихотворения «К.Симонова
«Убей его!», М.Светлова «Итальянец, А.Суркова «Расплата»).
4)
Боевого
братства
и
товарищества.
Многие
авторы
в
своих
стихах
упоминают о «славной фронтовой семье», которая поддерживала его в
самые
страшные
минуты.
(зачитывается
заранее
выученное
учеником
стихотворение «А.Твардовского «Баллада о товарище»).
5)
Любви и верности. Конечно же, о родной семье и о любимой женщине не
могли
не
писать,
ведь
зачастую
письма
с
родины
от
жены
или
возлюбленной поддерживали воинов перед атакой. (зачитываются заранее
выученные
учеником
стихотворения И.Уткина «Ты пишешь письмо
мне…», Е.Долматовского «Моя любимая»).
6)
Вины.
Эта тема стоит особняком — чувство вины выживших перед теми,
кто пал на полях сражений, вопреки всем доводам разума. (зачитывается
заранее выученное учеником стихотворение А.Твардовского «Я знаю,
никакой моей вины»).
7)
Героического
прошлого. Поэты осознавали, что за плечами у них стоит
Родина со славным прошлым,
перед которой стоит новое испытание, и
солдаты не должны подвести героическое прошлое своей страны, не
должны
подвести
своих
предков.
(зачитывается
заранее
выученное
учеником стихотворение С.Васильева «Поле русской славы»).
Наиболее яркие представители (доклады и презентации студентов).
1)
Константин Симонов (презентация по творчеству, дать заранее задание
подготовить)
Прослушивание записи стихотворения «Жди меня»
2)
Юлия
Друнина
(презентация
по
творчеству,
дать
заранее
задание
подготовить)
3)
Михаил Исаковский (презентация по творчеству, дать заранее задание
подготовить)
Звучит песня «Огонек» на слова Михаила Исаковского
4)
Ольга
Берггольц
(презентация
по
творчеству,
дать
заранее
задание
подготовить)
Закрепление материала.
Кроссворд
«Поэзия
периода
Великой
Отечественной
войны» (раздается
каждому на парту)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
ВОПРОСЫ:
1. Песня на стихи М.Исаковского о девушке, поющей песню для своего
друга-пограничника.
2. Имя главного героя-бойца самой известной поэмы А.Т. Твардовского.
3. Поэма Р.Рождественского, в которой автор призывает помнить погибших
на фронтах Великой Отечественной войны.
4.
Стихотворение
Ю.Друниной,
посвященное
погибшей
подруге-
однополчанке, имя которой и стало названием стихотворения.
5. Поэт-фронтовик, автор стихотворения «Итальянец».
6. Стихотворение А.Суркова, первые строки которого начинаются со слов
«Бьется в тесной печурке огонь...»
7. «Священная …» - первая песня Великой Отечественной войны.
8. Одна из основных фронтовых газет.
9. … Джалиль — татарский поэт-фронтовик, погибший в немецком плену.
10.
Город,
в
котором
погиб
герой
стихотворения
А.Твардовского,
завещавший мирное небо оставшимся в живых.
11. Песня на стихи М.Исаковского о бойце Великой Отечественной войны,
сражавшемся благодаря вере в девушку, которая ждала его дома.
12. Ленинградская поэтесса-блокадница.
13. Военная песня В.Высоцкого.
В завершении нашего занятия мне хочется задать вам, ребята, вопрос:
удалось ли сегодняшним выступающим убедить вас в то, что военная лирика
способствовала в какой-то степени победе советских войск?
И действительно, лирические, интимный, подчас простые стихотворения
помогали поэтам на поле брани, воодушевляли солдат на сражения, подвиги.
Ведь за каждым из них стояли родные и близкие, как и за авторами всех песен и
стихотворений. Строчки были знакомы каждому солдату.
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!