Напоминание

" Физика" в профессиях


Автор: Лукашева Ольга Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАНОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Физика" в профессиях
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение

"Лицей №4"

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие «Физика в профессии шахтер»

Автор: учитель физики Лукашева О.А.

Ленинск-Кузнецкий

2017

Содержание:

Введение…………………………………………………… ………………………………….3

Сценарий мероприятия…………………………………………... …………………..5

Приложение…………………………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………..15

Введение

Законы физики— это холсты, на которых Бог творит свои шедевры.

Дэн Браун.

Жизнь человека — череда многочисленных выборов. Самый серьезный в

жизни выбор – это выбор профессии. Ведь профессия , которую мы

выберем, должна приносить нам доход. Каждый мечтает по-моему мнению,

найти для себя ту самую профессию , при слове которой появлялась бы

улыбка на лице.

Кузбасс – горняцкий край, и недаром его называют угольным сердцем

России. На сравнительно небольшой территории здесь сконцентрированы

мощнейшие

залежи

угля,

общие

геологические

запасы

которого

составляют

733,4

миллиарда

тонн.

Более

60

%

добываемого

черного

золота – это уголь из Кузбасса. Его поставляют в более чем 50 стран.

Одной из самых распространённых профессий в Кузбассе является,

конечно же тяжёлая работа шахтёра. Шахтёрский труд является самым

опасным

и

трудным

подвигом.

Ведь

действительно

эта

профессия

приравнивается к подвигу, очень отважному. Профессия шахтера остается

фундаментом

Кузбасса,

угольная

отрасль

останется

таковой

в

долгосрочной перспективе.

Шахтёры согревают нашу родину, добывая

изумрудно-черный уголёк из-под земли.

Угольная

отрасль

находится

в

периоде

активного

развития

и

модернизации:

строят

новые

шахты,

идет

реструктуризация

старых

предприятий, закупается современное оборудование, профилактические

комплексы

Использование в работе методического материала позволяет не только

успешно

формировать

у

обучающихся

положительное

эмоциональное

отношение к рабочей профессии и профессионально значимую мотивацию,

но

и

помогает

решать

важную

проблему

региона,

связанную

с

привлечением молодежи на предприятия угольной и горнодобывающей

отрасли. В ходе данного мероприятия повышается интерес к дисциплине

«Физика»,

потребность

и

необходимость

изучения

дисциплины.

В

результате изучения физики, делаются новые открытия и разработки в

горном деле.

Сценарий внеклассного мероприятия по физике

«Физика в профессии шахтер»

Цели: развитие интереса к профессии шахтёр.

Задачи:

Привитие интереса к изучаемой дисциплине «Физика»

Познакомить обучающих с разнообразным миром профессии

«Шахтер»

Выявить у обучающихся уже имеющиеся знания о профессии

Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся

Формировать умение публичного выступления

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда

Форма проведения: игра «Поле чудес»

Оборудование:

крутящийся барабан со стрелкой;

две шкатулки;

ящик;

призы;

мультимедийный проектор;

экран

Оформление:

Портреты

почетных

шахтеров:

Булгаков

Анатолий

Иванович,

Федоренков Виталий Антонович и т.д.

Музыкальное сопровождение: В. Высоцкий. Гимн шахтеров.

Пояснения к игре:

Называть букву только после остановки барабана;

За три подряд правильно угаданные буквы, у вас есть шанс получить

деньги (предлагается две шкатулки);

Если выпадет сектор «Шанс», то у вас есть возможность позвонить кому-

либо и попросить помощи;

Если выпадает сектор «Приз», у вас есть право выбора — играть дальше

или получить приз.

Если выпадает сектор «Плюс», вы можете открыть любую букву.

В ходе игры ведущему помогают ассистенты.

I тур

Выход и представление первой тройки игроков.

Ведущий: Здравствуйте, я рада приветствовать вас на «Поле чудес».

Уважаемые участники игры, сегодня наша игра посвящена одной из самой

почетной профессии в Кузбассе – шахтер, а точнее, науке «Физика» в

профессии шахтер.

Ведущий представляет первую тройку игроков. Называет фамилию, имя,

в каком классе учится.

1

задание:

Назовите

устройство,

применяемое

в

шахте

для

преобразования

переменного

напряжения.

Оно

основано

на

явлении

электромагнитной индукции.

Ответ: Трансформатор

По ходу игры происходит знакомство с участниками: чем занимаются в

свободное время, любимое увлечение и т.д.

Победителем первого тура стал (а) Ф.И.

По окончании первого тура, все участники получают памятные сувениры.

Игра со зрителями

Уважаемые зрители, ответьте на вопрос:

Назовите

физическое

явление,

которое

является

спутником

всякого

движения, а следовательно работы любых машин в шахте?

Ответ: Трение

Победителем игры со зрителями стал(а) Ф.И.

II тур

Звучит музыка.

Ведущий приглашает к барабану вторую тройку игроков и представляет их.

Задание на второй тур.

Назовите механизм в шахте, который увеличивает вращающий момент и

уменьшает угловую скорость?

Ответ: Редуктор

Знакомство с участниками по ходу игры: чем занимаетесь в свободное

время, любимое увлечение и т.д.

Победителем второго тура стал ( а) Ф. И.

По окончании второго тура, все участники получают памятные сувениры.

III тур

Звучит музыка.

Ведущий приглашает третью тройку игроков к барабану и представляет

их.

Задание третьего тура.

Как называется в шахте инструмент или оружие для прожигания любой

руды. В его основе лежит явление индуцированного излучения?

Ответ: Лазер

Знакомство с участниками по ходу игры: чем занимаетесь в свободное

время, любимое увлечение и т.д.

Победителем третьего тура стал ( а ) Ф. И.

По окончании третьего тура, все участники получают памятные сувениры.

Финал

Звучит музыка.

Ведущий приглашает победителей трех туров на финальную игру.

Задание финального тура.

Что берут с собой английские горняки, спускаясь в шахту?

Ответ: Канарейка

Победителем финальной игры стал ( а ) Ф. И .

Ведущий предлагает сыграть финалисту в супер игру.

Супер игра

Задание для супер игры.

Назовите прибор, предназначенный для определения содержания метана и

углекислого газа в рудничном воздухе действующих проветриваемых

горных выработках шахт. Действие прибора основано на измерении

смещения интерференционной картины

Ответ: Интерферометр

Разрешаю открыть любые две буквы.

Даю минуту на размышление.

Заключение

Итак, мы закончили игру. Поздравляю с победой (Ф. И. победителя) и

желаю ему(ей) дальнейших успехов.

Закончить нашу встречу я хочу словами из студенческой песни:

Физика! Какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук!

Физика- опора и основа

Всех без исключения наук

Спасибо за игру, до новых встреч!

Приложение 1

В. Высоцкий. Гимн шахтеров

Не космос - метры грунта надо мной,

И в шахте на до праздничных процессий.

Но мы владеем тоже внеземной

И самою земною из профессий.

Любой из нас, ну, чем не чародей,

Из преисподней наверх уголь мечем.

Мы топливо отнимем у чертей,

Свои котлы топить им будет нечем.

Припев:

Взорвано, уложено, сколото

Черное надежное золото.

Да, сами мы, как дьяволы, в пыли.

Зато наш поезд не уйдет порожний.

Терзаем чрево матушки-Земли,

Но на земле теплее и надежней.

Вот вагонетки, душу веселя,

Проносятся, как в фильме о погонях.

И шуточку: "Даешь стране угля!"

Мы чувствуем на собственных ладонях.

Припев:

Взорвано, уложено, сколото

Черное надежное золото.

Да, мы бываем в крупном барыше,

Но роем глубже: голод - ненасытен.

Порой копаться в собственной душе

Мы забываем, роясь в антраците.

Воронками изрытые поля

Не позабудь и оглянись во гневе,

Но нас, благословенная Земля,

Прости за то, что роемся во чреве.

Припев:

Взорвано, уложено, сколото

Черное надежное золото.

Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток

Вот череп вскрыл отбойный молоток,

Задев кору большого полушарья.

Не бойся заблудиться в темноте

И захлебнуться пылью - не один ты!

Вперед и вниз! Мы будем на щите -

Мы сами рыли эти лабиринты!

Припев:

Взорвано, уложено, сколото

Черное надежное золото.

Литература:

Королев, Ю.А. Историко - физические викторины: после уроков//

Физика в школе. – 1993. - №3. - С. 56-58.

Лапина, И.Я. Внеклассная работа по физике/ И. Я. Лапина. – М. :

Просвещение, 1977. – 224с. Ил.

Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе:

кн. для учителя/ И. Л. Юфанова. – М. : Просвещение, 1990.-159с.



В раздел образования