Автор: Лукашева Ольга Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАНОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Физика" в профессиях
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
"Лицей №4"
Методическая разработка
Внеклассное мероприятие «Физика в профессии шахтер»
Автор: учитель физики Лукашева О.А.
Ленинск-Кузнецкий
2017
Содержание:
Введение…………………………………………………… ………………………………….3
Сценарий мероприятия…………………………………………... …………………..5
Приложение…………………………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………………………..15
Введение
Законы физики— это холсты, на которых Бог творит свои шедевры.
Дэн Браун.
Жизнь человека — череда многочисленных выборов. Самый серьезный в
жизни выбор – это выбор профессии. Ведь профессия , которую мы
выберем, должна приносить нам доход. Каждый мечтает по-моему мнению,
найти для себя ту самую профессию , при слове которой появлялась бы
улыбка на лице.
Кузбасс – горняцкий край, и недаром его называют угольным сердцем
России. На сравнительно небольшой территории здесь сконцентрированы
мощнейшие
залежи
угля,
общие
геологические
запасы
которого
составляют
733,4
миллиарда
тонн.
Более
60
%
добываемого
черного
золота – это уголь из Кузбасса. Его поставляют в более чем 50 стран.
Одной из самых распространённых профессий в Кузбассе является,
конечно же тяжёлая работа шахтёра. Шахтёрский труд является самым
опасным
и
трудным
подвигом.
Ведь
действительно
эта
профессия
приравнивается к подвигу, очень отважному. Профессия шахтера остается
фундаментом
Кузбасса,
угольная
отрасль
останется
таковой
в
долгосрочной перспективе.
Шахтёры согревают нашу родину, добывая
изумрудно-черный уголёк из-под земли.
Угольная
отрасль
находится
в
периоде
активного
развития
и
модернизации:
строят
новые
шахты,
идет
реструктуризация
старых
предприятий, закупается современное оборудование, профилактические
комплексы
Использование в работе методического материала позволяет не только
успешно
формировать
у
обучающихся
положительное
эмоциональное
отношение к рабочей профессии и профессионально значимую мотивацию,
но
и
помогает
решать
важную
проблему
региона,
связанную
с
привлечением молодежи на предприятия угольной и горнодобывающей
отрасли. В ходе данного мероприятия повышается интерес к дисциплине
«Физика»,
потребность
и
необходимость
изучения
дисциплины.
В
результате изучения физики, делаются новые открытия и разработки в
горном деле.
Сценарий внеклассного мероприятия по физике
«Физика в профессии шахтер»
Цели: развитие интереса к профессии шахтёр.
Задачи:
Привитие интереса к изучаемой дисциплине «Физика»
Познакомить обучающих с разнообразным миром профессии
«Шахтер»
Выявить у обучающихся уже имеющиеся знания о профессии
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся
Формировать умение публичного выступления
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда
Форма проведения: игра «Поле чудес»
Оборудование:
крутящийся барабан со стрелкой;
две шкатулки;
ящик;
призы;
мультимедийный проектор;
экран
Оформление:
Портреты
почетных
шахтеров:
Булгаков
Анатолий
Иванович,
Федоренков Виталий Антонович и т.д.
Музыкальное сопровождение: В. Высоцкий. Гимн шахтеров.
Пояснения к игре:
Называть букву только после остановки барабана;
За три подряд правильно угаданные буквы, у вас есть шанс получить
деньги (предлагается две шкатулки);
Если выпадет сектор «Шанс», то у вас есть возможность позвонить кому-
либо и попросить помощи;
Если выпадает сектор «Приз», у вас есть право выбора — играть дальше
или получить приз.
Если выпадает сектор «Плюс», вы можете открыть любую букву.
В ходе игры ведущему помогают ассистенты.
I тур
Выход и представление первой тройки игроков.
Ведущий: Здравствуйте, я рада приветствовать вас на «Поле чудес».
Уважаемые участники игры, сегодня наша игра посвящена одной из самой
почетной профессии в Кузбассе – шахтер, а точнее, науке «Физика» в
профессии шахтер.
Ведущий представляет первую тройку игроков. Называет фамилию, имя,
в каком классе учится.
1
задание:
Назовите
устройство,
применяемое
в
шахте
для
преобразования
переменного
напряжения.
Оно
основано
на
явлении
электромагнитной индукции.
Ответ: Трансформатор
По ходу игры происходит знакомство с участниками: чем занимаются в
свободное время, любимое увлечение и т.д.
Победителем первого тура стал (а) Ф.И.
По окончании первого тура, все участники получают памятные сувениры.
Игра со зрителями
Уважаемые зрители, ответьте на вопрос:
Назовите
физическое
явление,
которое
является
спутником
всякого
движения, а следовательно работы любых машин в шахте?
Ответ: Трение
Победителем игры со зрителями стал(а) Ф.И.
II тур
Звучит музыка.
Ведущий приглашает к барабану вторую тройку игроков и представляет их.
Задание на второй тур.
Назовите механизм в шахте, который увеличивает вращающий момент и
уменьшает угловую скорость?
Ответ: Редуктор
Знакомство с участниками по ходу игры: чем занимаетесь в свободное
время, любимое увлечение и т.д.
Победителем второго тура стал ( а) Ф. И.
По окончании второго тура, все участники получают памятные сувениры.
III тур
Звучит музыка.
Ведущий приглашает третью тройку игроков к барабану и представляет
их.
Задание третьего тура.
Как называется в шахте инструмент или оружие для прожигания любой
руды. В его основе лежит явление индуцированного излучения?
Ответ: Лазер
Знакомство с участниками по ходу игры: чем занимаетесь в свободное
время, любимое увлечение и т.д.
Победителем третьего тура стал ( а ) Ф. И.
По окончании третьего тура, все участники получают памятные сувениры.
Финал
Звучит музыка.
Ведущий приглашает победителей трех туров на финальную игру.
Задание финального тура.
Что берут с собой английские горняки, спускаясь в шахту?
Ответ: Канарейка
Победителем финальной игры стал ( а ) Ф. И .
Ведущий предлагает сыграть финалисту в супер игру.
Супер игра
Задание для супер игры.
Назовите прибор, предназначенный для определения содержания метана и
углекислого газа в рудничном воздухе действующих проветриваемых
горных выработках шахт. Действие прибора основано на измерении
смещения интерференционной картины
Ответ: Интерферометр
Разрешаю открыть любые две буквы.
Даю минуту на размышление.
Заключение
Итак, мы закончили игру. Поздравляю с победой (Ф. И. победителя) и
желаю ему(ей) дальнейших успехов.
Закончить нашу встречу я хочу словами из студенческой песни:
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика- опора и основа
Всех без исключения наук
Спасибо за игру, до новых встреч!
Приложение 1
В. Высоцкий. Гимн шахтеров
Не космос - метры грунта надо мной,
И в шахте на до праздничных процессий.
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.
Любой из нас, ну, чем не чародей,
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей,
Свои котлы топить им будет нечем.
Припев:
Взорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Да, сами мы, как дьяволы, в пыли.
Зато наш поезд не уйдет порожний.
Терзаем чрево матушки-Земли,
Но на земле теплее и надежней.
Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погонях.
И шуточку: "Даешь стране угля!"
Мы чувствуем на собственных ладонях.
Припев:
Взорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Да, мы бываем в крупном барыше,
Но роем глубже: голод - ненасытен.
Порой копаться в собственной душе
Мы забываем, роясь в антраците.
Воронками изрытые поля
Не позабудь и оглянись во гневе,
Но нас, благословенная Земля,
Прости за то, что роемся во чреве.
Припев:
Взорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток
Вот череп вскрыл отбойный молоток,
Задев кору большого полушарья.
Не бойся заблудиться в темноте
И захлебнуться пылью - не один ты!
Вперед и вниз! Мы будем на щите -
Мы сами рыли эти лабиринты!
Припев:
Взорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
Литература:
Королев, Ю.А. Историко - физические викторины: после уроков//
Физика в школе. – 1993. - №3. - С. 56-58.
Лапина, И.Я. Внеклассная работа по физике/ И. Я. Лапина. – М. :
Просвещение, 1977. – 224с. Ил.
Юфанова, И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе:
кн. для учителя/ И. Л. Юфанова. – М. : Просвещение, 1990.-159с.