Напоминание

"Умелые руки"


Автор: Середкина Галина Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Алтарикская СОШ
Населённый пункт: село Алтарик, Иркутская область
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Умелые руки"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алтарикская средняя общеобразовательная школа Программа кружка
«Умелые руки»



2015

г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор тканей, ниток, фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, но и приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда. Кружок « Умелые руки» включает в себя два направления: вязание крючком и шитье мягких игрушек. Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ. Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни. Учащиеся познакомятся с одним из древнейших искусств народно- прикладного творчества изготовление мягких игрушек и кукол. Направленность этих занятий заключается в изготовлении игрушек- самоделок, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Изготовление игрушки - самоделки является одной из форм творческого, эстетического и трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие инициативы, побуждают к положительным эмоциям. Игрушка, сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и результатом творчества. Вещь, над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и методах сборки мягкой
игрушки. Учащиеся узнают о традициях, об искусстве шитья народных костюмов.
Цель
данной программы является – содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства. Данная программа рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.1 час – вязание крючком, 1час - изготовление игрушек. Возраст учащихся 10 – 14 лет. Состав группы – 15 человек.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. материально – техническая база (нитки, крючки, иглы, ткани и вспомогательные инструменты) 2. дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей) 3. методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину) 4. техника безопасности При написании программы учтены следующие
принципы:
 Принцип доступности и последовательности;  Принцип научности;  Учет возрастных особенностей;  Принцип наглядности;  Принцип связи теории с практикой;  Принцип межпредметности.
Методы:
1.Словесные: § Рассказ § Лекция § Беседа § Дискуссия 2.Практический: § Практическая работа 3.Наглядный: § Демонстрация § Иллюстрация 4.Метод проблемного обучения: § Проблемное изложение материала
§ Создание проблемных ситуаций
ДИАГНОСТИКА
№ Содержание Срок Форма 1 Начальная диагностика сентябрь Анкетирование, наблюдение 2 Промежуточная диагностика декабрь Анкетирование 3 Участие в районной выставке прикладного творчества Март- апрель 4 Итоговая диагностика май Анкетирование
Задачи:
1. научить основным приемам вязания крючком, чтению схем, разрабатывать эскизы, подбирать ткани. 2. развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук. развивать трудовую и творческую активность. 3. воспитывать интерес к прикладному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении результатов, чувство взаимопомощи.
Прогнозируемые результаты (вязание крючком)
 Сформированность детского коллектива.  Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
 технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;  технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.
Учащиеся должны уметь:
§ пользовать крючком; § читать схемы и вязать по ним.
№ Название разделов и содержание тем Кол-во часов дата 1
Вводное занятие.
Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика. Теория 1 Практика Всего 1 2
Основные приемы

вязания крючком
. Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания. 1 1 2 3
Упражнения

вязания столбиков

и воздушных

петель.
Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек. 1 2 3 4
Вязание узорного

полотна.
Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте. 1 2 3 5
Прихватка.
1 3 4
Выбор форм. Зарисовка схем оформления. 6
Сумочка.
Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия. 1 4 5 7
Сувениры.
Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление. 1 2 3 8
Кружева,

воротники и

салфетки.
Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев. 1 5 6 9
Панно.
Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание элементов. Оформление изделия. 1 5 6 10
Итоговое занятие.
Итоговая диагностика учащихся. Подведение итогов. 1 1 Всего: 34 часа

Прогнозируемые результаты (изготовление мягких игрушек)
 Сформированность детского коллектива.  Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
Правила безопасного труда; Оборудование и инструменты для ручных работ; Виды игл и ниток; Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки.
Учащиеся должны уметь :
Соблюдать правила безопасного труда; Снимать лекала с журналов; Разрабатывать по эскизу выкройки деталей ; Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха; Пользоваться ручным инструментом. Элементы машиноведения
Тематическое планирование
Дата Кол-во Тема
часов занятия 1 2 Вводное занятие. Ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности с ручным инструментом Элементы машиноведения. Устройство электрической швейной машины. Машинные строчки. Правила ТБ при работе со швейной машиной.
6
1
Изготовление мягкой игрушки –

подушки «Заяц».
Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку. 1 Вырезание лекал. Размещение лекал на ткани. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Раскрой мягкой игрушки 2 Изготовление деталей 1 Сборка игрушки-подушки. 1 Наклеивание глаз и элементов декора.
18

Изготовление мягкой игрушки «Кукла в

народном костюме».
1 1 Изготовление кукол на Руси. Традиции. Ткани, нити. Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку. 2 Изготовление головы куклы. 3 Изготовление туловища, ручек, ножек куклы. 2 Монтаж (сборка) деталей куклы. 1 Изготовление волос куклы. 1 Оформление лица куклы.
1 Изготовление одежды для куклы. Рубашка в народном стиле. 2 Изготовление одежды для куклы. Праздничный сарафан. 2 Изготовление кокошника. 1 Изготовление обуви куклы. 1 Декоративное оформление куклы.
7

Изготовление игрушек по желанию учащихся

(коровка, мышки в костюмчиках, куклы в

народных костюмах)
1 Итоговое занятие ( Выставка работ учащихся) 34часа

ЛИТЕРАТУРА
1.Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007. 2.Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007. 3. Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008. 4.Журнал «Вяжем сами», 2008. 5.Журнал «Вязание: модно и просто», 2007 – 2008. 6.Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999. 7.Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996. 8
.
Работа с мягкой игрушкой А. В. Ефимова М. 1988 г 9.Лоскутики М. Максимова, М. Кузмина Экспресс 1998г. 10.Журналы « Мягкая игрушка». 11. Интернет.


В раздел образования