Автор: Середкина Галина Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Алтарикская СОШ Населённый пункт: село Алтарик, Иркутская область Наименование материала: программа кружка Тема: "Умелые руки" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтарикская средняя общеобразовательная школа
Программа кружка
«Умелые руки»
2015
г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие
является
одним
из
старейших
в
прикладной
трудовой
деятельности
человека.
Подбор
тканей,
ниток,
фасона,
создание
самого
изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только
развитию
творческих способностей детей, их художественного вкуса, но и приучает к
аккуратности,
усидчивости
в
работе,
прививает
навык
общественно
полезного труда.
Кружок « Умелые руки» включает в себя два направления: вязание крючком и
шитье мягких игрушек.
Крючок
удобен
и
прост
в
работе:
порой
не
успеешь
начать
вязание,
смотришь, уже вещь готова. Крючок способен так затейливо запутать нитки,
что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр
или даже вышивку.
В
процессе
занятий,
накапливая
практический
опыт
в
изготовлении
различных
вязаных
изделий,
учащиеся
от
простых
изделий
постепенно
переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение
подрастающего
поколения к
рукодельным
работам,
в
частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и
воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях,
нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Учащиеся
познакомятся
с
одним
из
древнейших
искусств
народно-
прикладного творчества изготовление мягких игрушек и кукол.
Направленность
этих
занятий
заключается
в
изготовлении
игрушек-
самоделок, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это
направление имеет большое значение в развитие творческих способностей
учащихся.
Изготовление игрушки - самоделки является одной из форм творческого,
эстетического и трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие
инициативы, побуждают к положительным эмоциям.
Игрушка, сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и
результатом творчества.
Вещь, над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку,
фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Занятия
кружка
предполагают
рассмотрение
теоретических
вопросов
и
выполнение
практических
работ:
сборка
образцов
мягкой
игрушки,
изготовление
декоративных
изделий.
Все
объекты
труда
должны
быть
максимально
познавательными,
иметь
эстетическую
привлекательность
и
давать
представления
о
последовательности
и
методах
сборки
мягкой
игрушки.
Учащиеся
узнают
о
традициях,
об
искусстве
шитья
народных
костюмов.
Цель данной
программы
является
– содействие
становления
активной
личности через формирование устойчивого интереса к различным видам
прикладного искусства.
Данная программа рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся один
раз в неделю по 1 часу.1 час – вязание крючком, 1час - изготовление
игрушек. Возраст учащихся 10 – 14 лет. Состав группы – 15 человек.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
материально
–
техническая
база
(нитки,
крючки,
иглы,
ткани
и
вспомогательные инструменты)
2. дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы
детей)
3. методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами
узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки
моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
4. техника безопасности
При написании программы учтены следующие принципы:
Принцип доступности и последовательности;
Принцип научности;
Учет возрастных особенностей;
Принцип наглядности;
Принцип связи теории с практикой;
Принцип межпредметности.
Методы:
1.Словесные:
§ Рассказ
§ Лекция
§ Беседа
§ Дискуссия
2.Практический:
§ Практическая работа
3.Наглядный:
§ Демонстрация
§ Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
§ Проблемное изложение материала
§ Создание проблемных ситуаций
ДИАГНОСТИКА
№
Содержание
Срок
Форма
1
Начальная диагностика
сентябрь
Анкетирование,
наблюдение
2
Промежуточная диагностика
декабрь
Анкетирование
3
Участие в районной выставке
прикладного творчества
Март- апрель
4
Итоговая диагностика
май
Анкетирование
Задачи:
1.
научить основным приемам вязания крючком, чтению схем,
разрабатывать эскизы, подбирать ткани.
2.
развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику
рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук. развивать
трудовую и творческую активность.
3.
воспитывать интерес к прикладному творчеству. Воспитывать
аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении результатов,
чувство взаимопомощи.
Прогнозируемые результаты (вязание крючком)
Сформированность детского коллектива.
Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами,
ножницами;
технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных
уборов, сумочек, салфеток и т.п.
Учащиеся должны уметь:
§ пользовать крючком;
§ читать схемы и вязать по ним.
№
Название разделов и
содержание тем
Кол-во
часов
дата
1
Вводное занятие.
Планы и задачи
кружка. Правила
поведения на
занятиях.
Демонстрация
изделий.
Инструкция по
технике
безопасности.
Начальная
диагностика.
Теория
1
Практика
Всего
1
2
Основные приемы
вязания крючком .
Ассортимент
крючков и нитей.
Правильное
положение рук при
работе. Освоение
приемов вязания.
1
1
2
3
Упражнения
вязания столбиков
и воздушных
петель.
Условные
обозначения. Запись
схем.
Изобретательные
цепочки. Картины
из цепочек.
1
2
3
4
Вязание узорного
полотна.
Изменение фактуры
вязаного полотна.
Способы вязания.
Правила вязания
круга, квадрата,
пятигранника.
Понятие о рапорте.
1
2
3
5
Прихватка.
1
3
4
Выбор форм.
Зарисовка схем
оформления.
6
Сумочка.
Построение чертежа
для сумочки. Выбор
и зарисовка схем
узоров. Вязание
изделия.
1
4
5
7
Сувениры.
Зарисовка эскизов.
Вязание сувениров,
оформление.
1
2
3
8
Кружева,
воротники и
салфетки.
Способы вязания
воротников по
выкройке. Два
способа выполнения
кружев: на цепочке
и по краю ткани.
Чтение схем
салфеток,
воротников, кружев.
1
5
6
9
Панно.
Выбор рисунка.
Нанесение эскиза на
ткань, вывязывание
элементов панно.
Пришивание
элементов.
Оформление
изделия.
1
5
6
10
Итоговое занятие.
Итоговая
диагностика
учащихся.
Подведение итогов.
1
1
Всего: 34 часа
Прогнозируемые результаты (изготовление мягких игрушек)
Сформированность детского коллектива.
Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
Правила безопасного труда;
Оборудование и инструменты для ручных работ;
Виды игл и ниток;
Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки.
Учащиеся должны уметь :
Соблюдать правила безопасного труда;
Снимать лекала с журналов;
Разрабатывать по эскизу выкройки деталей ;
Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха;
Пользоваться ручным инструментом.
Элементы машиноведения
Тематическое планирование
Дата
Кол-во
Тема
часов
занятия
1
2
Вводное занятие. Ручные стежки и строчки.
Правила техники безопасности с ручным
инструментом
Элементы машиноведения. Устройство
электрической швейной машины. Машинные
строчки. Правила ТБ при работе со швейной
машиной.
6
1
Изготовление мягкой игрушки –
подушки «Заяц».
Знакомство с лекалами и количеством деталей.
Снятие лекал с журнала на кальку.
1
Вырезание лекал. Размещение лекал на ткани.
Обводка лекал на ткани. Определение
припусков на швы. Раскрой мягкой игрушки
2
Изготовление деталей
1
Сборка игрушки-подушки.
1
Наклеивание глаз и элементов декора.
18
Изготовление мягкой игрушки «Кукла в
народном костюме».
1
1
Изготовление кукол на Руси. Традиции. Ткани,
нити.
Знакомство с лекалами и количеством деталей.
Снятие лекал с журнала на кальку.
2
Изготовление головы куклы.
3
Изготовление туловища, ручек, ножек куклы.
2
Монтаж (сборка) деталей куклы.
1
Изготовление волос куклы.
1
Оформление лица куклы.
1
Изготовление одежды для куклы.
Рубашка в народном стиле.
2
Изготовление одежды для куклы.
Праздничный сарафан.
2
Изготовление кокошника.
1
Изготовление обуви куклы.
1
Декоративное оформление куклы.
7
Изготовление игрушек по желанию учащихся
(коровка, мышки в костюмчиках, куклы в
народных костюмах)
1
Итоговое занятие ( Выставка работ учащихся)
34часа
ЛИТЕРАТУРА
1.Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
2.Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007.
3. Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008.
4.Журнал «Вяжем сами», 2008.
5.Журнал «Вязание: модно и просто», 2007 – 2008.
6.Максимова М. В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
7.Рукоделие. Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996.
8 . Работа с мягкой игрушкой А. В. Ефимова М. 1988 г
9.Лоскутики М. Максимова, М. Кузмина Экспресс 1998г.
10.Журналы « Мягкая игрушка».
11. Интернет.