Автор: Воробьева Тамара Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Элективный курс "Физика в задачах"
Раздел: полное образование
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по
программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ
формирования метапредметных результатов обучения в
условиях реализации ФГОС»
________Воробьева Тамара Александровна________
Фамилия, имя, отчество
________
МОУ СОШ №15, г.Каменск-Уральский________
Образовательное учреждение, район
На тему:
Программа элективного предмета
«Физика в задачах»
Пояснительная записка
Элективный
курс
«Физика
в
задачах»
объемом
68
часов
(2
часа
в
неделю),
предназначен
для
учащихся
10
класса,
изучающих
физику
на
базовом
уровне,
но
интересующихся физикой
и планирующих
сдавать экзамен за курс средней школы по
предмету.
Программа курса учитывает цели обучения
учащихся
по
физике
и
с оответствует
государственному
стандарту
физического
образования.
Актуальность
В современном мире необходимы умения ставить и
решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому
важнейшей целью физического образования является
формирование умений работать со школьной
физической задачей.
Решение задач по физике – сложнейший процесс,
требующий не только знаний по физике и математике,
но и специфических умений.
Перед каждым учителем стоит задача научить
ученика решать задачи. С помощью решения задач
сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях,
создаются и решаются проблемные ситуации,
сообщаются знания из истории техники и науки.
Цель курса:
Научить учащихся решать задачи, используя
различные методы.
Задачи:
развить у школьников образное мышление, необходимое для успешного поиска решения задач;
отработать каждый этап поиска решения задачи (от анализа до проверки ответа на правдоподобность);
углубить знания по методам решения задач;
расширить информационную культуру учащихся;
помочь учащимся в подготовке к экзамену по физике.
Формы обучения:
Урок - лекции (для повторения теоретических основ)
Урок -практические занятия по решению задач
Самостоятельная работа (дома)
Методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный (рассказ, объяснение)
Репродуктивный (алгоритмическое предписание)
Частично–поисковый (самостоятельная работа)
Поисково–исследовательский метод
Достижение результатов обучения
отслеживается с помощью тематических
контрольных работ и итоговой работы по окончании
курса. В тематические контрольные работы
включаются тестовые задания и стандартные
задачи. В итоговую работу – вариант ЕГЭ.
Критерии оценивания:
По окончании курса учащиеся получают «зачет» или «незачет».
«Зачет» получают в случае, если выполнены все предусмотренные
программой контрольные работы и итоговая работа. Чтобы
получить «зачет» необходимо решить не менее 2/3 заданий
контрольной работы, а за итоговую работу набрать не менее 40
баллов.
Тема
Кол-во
часов
Содержимое
Физическая
задача.
Классификация
задач
1
Что такое физическая задача. Состав задачи,
Физическая теория и решение задач.
Классификация физических задач по
содержанию, способу задания и решения.
Примеры решения задач. Основные
требования к составлению задач.
Правила и
приемы
решения
физических
задач
1
Общие требования при решении задач. Этапы
решения физической задачи. Работа с текстом
задачи. Анализ физического явления.
Числовой расчет. Анализ решения и его
значение. Использование вычислительной
техники. Различные приемы и способы
решения задач: алгоритмы, аналоги,
геометрические приемы, метод размерностей,
графическое решение.
Содержание
Тема
Кол-во
часов
Содержимое
Эксперимент
1
Абсолютная и относительная погрешность,
погрешность прямого измерения. Среднее
значение физической величины. Практическое
применение основ теории погрешностей.
Максимальная погрешность отсчета.
Основы
кинематики
10
Кинематика материальной точки.
Равномерное, неравномерное и
равнопеременное движение. Средняя
скорость, Средняя путевая скорость.
Графическое представление равномерного и
неравномерного движения. Вращательное
движение твердого тела.
Основы
динамики
12
Стандартные ситуации динамики. Движение
под действием нескольких сил в
горизонтальном и вертикальном направлении,
на наклонной плоскости, связанных тел.
Движение под действием нескольких сил:
вращательное движение. Динамика в поле
сил. Равновесие тел. Гидростатика
Тема
Кол-во
часов
Содержимое
Законы
сохранения
12
Импульс. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Потенциальная и
кинетическая энергия. Закон сохранения
энергии. Уравнение Бернулли. Работа и
мощность.
Основы МКТ и
термодинамики
20
Основные положения МКТ. Основное
уравнение МКТ. Газовые законы. Уравнение
состояния идеального газа. Температура.
Энергия теплового движения молекул.
Внутренняя энергия. Изменение внутренней
энергии тел в процессе теплопередачи.
Количество теплоты. Первый и второй закон
термодинамики. Круговые процессы.
Полупроницаемые перегородки. Насыщенный
пар. Поверхностный слой жидкости.
Агрегатные состояния вещества. Тепловые
двигатели.
Тема
Кол-во
часов
Содержимое
Основы
электродинамик
и
10
Закон Кулона. Конденсатор. Соединения
конденсаторов. Постоянный электрический
ток. Закон Ома для участка и полной цепи.
Движение заряженных частиц в электрическом
поле. Правила Кирхгофа.
Итоговая
контрольная
работа
1
Количество занятий Контрольные работы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Требования к уровню
подготовки учащихся
методы решение физических задач по различным
разделам курса
Знать:
Уметь:
решать задачи с применением изученных методов;
использовать стандартные алгоритмы решения задач в стандартных ситуациях и измененных, аналогии и графический
метод;
составлять план решения задачи, проверять предлагаемые для решения задачи гипотезы.
Учебно-методическое
обеспечение программы
Абросимов, Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач. –
М.: Издательство «Экзамен»,2006.
Зорин Н.И. «Методы решения физических задач» - М.: ВАКО, 2007.
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. –М.: Просвещение,
1983.
Кабардин О.Ф. Справочные материалы. –М.: Просвещение,1991.
Губанов В.В. Физика. 10 класс. Тесты. –Саратов: Лицей,2004
Гольдфраб Н.И. Физика. Сборник задач. –М.: Просвещение, 1997.
Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные
материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект – Центр, 2004