Напоминание

Элективный курс "Физика в задачах"


Автор: Воробьева Тамара Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Элективный курс "Физика в задачах"
Раздел: полное образование





Назад




Аттестационная работа

Слушателя курсов повышения квалификации по

программе:

«Проектная и исследовательская деятельность как способ

формирования метапредметных результатов обучения в

условиях реализации ФГОС»

________Воробьева Тамара Александровна________

Фамилия, имя, отчество

________

МОУ СОШ №15, г.Каменск-Уральский________

Образовательное учреждение, район

На тему:

Программа элективного предмета

«Физика в задачах»

Пояснительная записка

Элективный

курс

«Физика

в

задачах»

объемом

68

часов

(2

часа

в

неделю),

предназначен

для

учащихся

10

класса,

изучающих

физику

на

базовом

уровне,

но

интересующихся физикой

и планирующих

сдавать экзамен за курс средней школы по

предмету.

Программа курса учитывает цели обучения

учащихся

по

физике

и

с оответствует

государственному

стандарту

физического

образования.

Актуальность

В современном мире необходимы умения ставить и

решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому

важнейшей целью физического образования является

формирование умений работать со школьной

физической задачей.

Решение задач по физике – сложнейший процесс,

требующий не только знаний по физике и математике,

но и специфических умений.

Перед каждым учителем стоит задача научить

ученика решать задачи. С помощью решения задач

сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях,

создаются и решаются проблемные ситуации,

сообщаются знания из истории техники и науки.

Цель курса:

Научить учащихся решать задачи, используя

различные методы.

Задачи:

развить у школьников образное мышление, необходимое для успешного поиска решения задач;

отработать каждый этап поиска решения задачи (от анализа до проверки ответа на правдоподобность);

углубить знания по методам решения задач;

расширить информационную культуру учащихся;

помочь учащимся в подготовке к экзамену по физике.

Формы обучения:

Урок - лекции (для повторения теоретических основ)

Урок -практические занятия по решению задач

Самостоятельная работа (дома)

Методы обучения:

Объяснительно – иллюстративный (рассказ, объяснение)

Репродуктивный (алгоритмическое предписание)

Частично–поисковый (самостоятельная работа)

Поисково–исследовательский метод

Достижение результатов обучения

отслеживается с помощью тематических

контрольных работ и итоговой работы по окончании

курса. В тематические контрольные работы

включаются тестовые задания и стандартные

задачи. В итоговую работу – вариант ЕГЭ.

Критерии оценивания:

По окончании курса учащиеся получают «зачет» или «незачет».

«Зачет» получают в случае, если выполнены все предусмотренные

программой контрольные работы и итоговая работа. Чтобы

получить «зачет» необходимо решить не менее 2/3 заданий

контрольной работы, а за итоговую работу набрать не менее 40

баллов.

Тема

Кол-во

часов

Содержимое

Физическая

задача.

Классификация

задач

1

Что такое физическая задача. Состав задачи,

Физическая теория и решение задач.

Классификация физических задач по

содержанию, способу задания и решения.

Примеры решения задач. Основные

требования к составлению задач.

Правила и

приемы

решения

физических

задач

1

Общие требования при решении задач. Этапы

решения физической задачи. Работа с текстом

задачи. Анализ физического явления.

Числовой расчет. Анализ решения и его

значение. Использование вычислительной

техники. Различные приемы и способы

решения задач: алгоритмы, аналоги,

геометрические приемы, метод размерностей,

графическое решение.

Содержание

Тема

Кол-во

часов

Содержимое

Эксперимент

1

Абсолютная и относительная погрешность,

погрешность прямого измерения. Среднее

значение физической величины. Практическое

применение основ теории погрешностей.

Максимальная погрешность отсчета.

Основы

кинематики

10

Кинематика материальной точки.

Равномерное, неравномерное и

равнопеременное движение. Средняя

скорость, Средняя путевая скорость.

Графическое представление равномерного и

неравномерного движения. Вращательное

движение твердого тела.

Основы

динамики

12

Стандартные ситуации динамики. Движение

под действием нескольких сил в

горизонтальном и вертикальном направлении,

на наклонной плоскости, связанных тел.

Движение под действием нескольких сил:

вращательное движение. Динамика в поле

сил. Равновесие тел. Гидростатика

Тема

Кол-во

часов

Содержимое

Законы

сохранения

12

Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Потенциальная и

кинетическая энергия. Закон сохранения

энергии. Уравнение Бернулли. Работа и

мощность.

Основы МКТ и

термодинамики

20

Основные положения МКТ. Основное

уравнение МКТ. Газовые законы. Уравнение

состояния идеального газа. Температура.

Энергия теплового движения молекул.

Внутренняя энергия. Изменение внутренней

энергии тел в процессе теплопередачи.

Количество теплоты. Первый и второй закон

термодинамики. Круговые процессы.

Полупроницаемые перегородки. Насыщенный

пар. Поверхностный слой жидкости.

Агрегатные состояния вещества. Тепловые

двигатели.

Тема

Кол-во

часов

Содержимое

Основы

электродинамик

и

10

Закон Кулона. Конденсатор. Соединения

конденсаторов. Постоянный электрический

ток. Закон Ома для участка и полной цепи.

Движение заряженных частиц в электрическом

поле. Правила Кирхгофа.

Итоговая

контрольная

работа

1

Количество занятий Контрольные работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Требования к уровню

подготовки учащихся

методы решение физических задач по различным

разделам курса

Знать:

Уметь:

решать задачи с применением изученных методов;

использовать стандартные алгоритмы решения задач в стандартных ситуациях и измененных, аналогии и графический

метод;

составлять план решения задачи, проверять предлагаемые для решения задачи гипотезы.

Учебно-методическое

обеспечение программы

Абросимов, Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач. –

М.: Издательство «Экзамен»,2006.

Зорин Н.И. «Методы решения физических задач» - М.: ВАКО, 2007.

Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. –М.: Просвещение,

1983.

Кабардин О.Ф. Справочные материалы. –М.: Просвещение,1991.

Губанов В.В. Физика. 10 класс. Тесты. –Саратов: Лицей,2004

Гольдфраб Н.И. Физика. Сборник задач. –М.: Просвещение, 1997.

Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные

материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект – Центр, 2004



В раздел образования