Напоминание

Урок русского языка 5 класс, ФГОС


Автор: Зубаровская Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка 5 класс, ФГОС
Раздел: полное образование





Назад





Разработка урока на муниципальный этап конкурса

«Учитель года - 2015»
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский 1.Учитель: Зубаровская Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы 2.ОУ: МБОУ «СОШ №13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ 3.Предмет: Русский язык 4 Класс: 5 5.Категория: 1 6.Педагогический стаж: 17 лет 7.2014-2015 учебный год
Тема урока:
«Корень слова»
Тип

урока:
Ур о к с и с т е м ат и з а ц и и и о б о б щ е н и я з н а н и й и у м е н и й Нетрадиционная форма в организации структуры урока:
-
применение приёмов педагогических техник в конструкторе для «сборки урока»; - приёмы проведения учебно-исследовательской деятельности; - игровые техники обучения
Продолжительность урока:
20 минут.
Цель

урока:
создать условия, при которых ученик самостоятельно выводит правила русского языка, что позволит иметь ему осознанные прочные знания по теме: «Корень»
Задачи:

1.Обучающие:
- формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения; - введение понятия «омонимичные корни»; - формирование навыков разграничения однокоренных и омонимичных корней.
2. Воспитательные:
- развитие интереса к предмету через приемы проведения учебно-исследовательской деятельности; -способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений (сотрудничество)
3. Развивающие:
- развитие познавательной деятельности; -формирование потребность к самостоятельному созданию знаний; -формирование умения проведения учебно-исследовательской работы.
Оборудование:

Для учителя
: ноутбук, динамики, проектор, магниты
Для ученика
: пакет с заданиями для групп (3 группы), счетные палочки разных цветов ( красный, желтый, зеленый), значки лидеров (3)
Организация рабочих мест:
групповая
Рекомендации по составу класса:
обычный 5 класс, в классе может быть и слабый ученик и сильный.
Подготовка

детей

к

уроку:
базовый лист контроля (основные правила, понятия, формулировки, которые обязан знать каждый).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

«Вход в

урок«настройка
»
1.Начало урока.

Организационны

й момент.

Мобилизация на

урок

2.Планирование

учебной

деятельности
– мотивация на учебную деятельность Видеосюжет о луге( 10 сек) Чтение стихотворения В.Жака(
слайд

«цветы»)
Мы в букет собрали маки жаркие; Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! -Ребята, а почему цветы осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок! - В природе ни одно растение не может существовать без корня. - Но корни есть не только у растений. -Назовите ещё предметы, которых есть корень. -Очень много значений имеет слово «корень». Это слово многозначное. -Сегодня на уроке мы проведем исследование над одним из них. - Определить объект исследования вам поможет «Игра в слова». -Уберите повторяющиеся буквы в просматривают видеоролик , слушают музыку Рассматривают слайд №1 - Нет корней -Корень зуба, корень пера, математический корень, корень ногтя, корень человека, корень слова. - Корень слова

Игровая техника

по методике

Мюнстерберка
Прием вызова – вызвать эмоциональный отклик, отношение к теме урока. словах
( слайд «Угадай слова»)
ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ КОРЕНЬ СЛОВА - Итак, объект нашего исследования


( слайд «Корень слова»)
Слайд№2 - Корень слова Слайд №3
3.

Актуализация

знаний

мотивация

Проверка с

ответами
«Базовый лист контроля»
Прием

Создание

ситуации успеха
Приём педагогической Техники «Удивляй» Прием самостоятельное осмысление текста
Отсроченная отгадка
- Ребята, а разве эта тема вам не знакома? -Какие понятия связаны с темой «Корень»? Свои ответы начинайте со слов «Я знаю, что…» -Вы совершенно правы. -Но для проведения исследования вам необходимо восстановить в памяти знания, которые вы получили в 5 классе. -Продолжите предложения
(слайд

№4

«Продолжи предложения»)
-Что изучает наука морфемика? -Что называют морфемой? -Какие морфемы вы знаете? -А кто назовет пословицы со словом «корень»? -Вот видите! В вашей памяти храниться много знаний, связанных с объектом нашего исследования! Значит это нужно! -Данный урок, ребята, хотелось начать с удивительной истории. Посмотрите ее! ( с к а з к а о к о р н е )
(видеоролик

«Лингвистическая сказка о слове»)
- Ребята, верите ли вы, что все морфемы живут всегда вместе и корень есть во всех словах? Это довольно сложный вопрос, ответить на него затруднительно, поэтому -Знакома. Изучали в начальных классах -Корень- главная часть в слове; -Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем. Рассматривают слайд №4 -Части слова -Морфема – это. . . з н а ч и м а я ч а с т ь слова. Я знаю морфемы: приставка, корень суффикс, окончание -просмотр видеоролика (1 мин.21сек)- Самостоятельно читают текст на
поразмышляем над ним в течение урока, а в конце нашего исследования попытаемся дать правильный ответ. - Каждая исследовательская работа имеет цель. -Что вы хотите узнать на уроке? Отвечать начинайте со слов «Я хочу узнать..». слайдах. - Да -Нет - Как находить корень в слове. -Во всех ли словах есть корень. Для чего корень нужен в слове.
4.

Систематизация

и обобщение по

теме «Корень»

через

проведение

исследования

теоретических и

практических

знаний.
-Проводить наше исследование будем, работая в творческих группах. - План исследования таков. У каждой группы на столах лежат папки с заданиями. Достаньте лист зелёного цвета. Это первое задание исследования. На нем вы видите таблицу из 3 граф
Содержание

деятельности

Задание

Знание
1 графа-это вопросы, на которые вы должны ответить, 2- задания к вопросам, 3 графа-это знания, которые получила ваша группа.. Все свои результаты вы записываете в графу «Знания». Последний вопрос является продуктом вашего исследования. -В каждой группе -лидер, который будет записывать ваши групповые исследования в таблицу и защищать мнение всей группы. На выполнение каждого задания дается время. -Постарайтесь приложить максимум внимания при выполнении заданий! Итак, приступаем к выполнению 1 задания. ( 5 минут) Теоретический блок. 1 группа (вариант задания смотри в приложении к уроку) Теоретический блок. 2 группа( вариант задания смотри в приложении к уроку) Теоретический блок. 3 группа(вариант задания смотри приложении к уроку) Решают задания

Динамическая

пауза.

Структура Тейк-

оф- Тач-даун

Практический

блок заданий
IV
. Рефлексия

Прием

педагогических
Теоретический блок. 4 группа(вариант задания смотри приложении к уроку) -Время выполнения 1 задания окончилось. - лидер 1 группы, какое знание вы получили? - Лидер 2 группы, какое знание вы получили? Лидер 3 группы, какое знание вы получили? Лидер 4 группы, какое знание вы получили? Согласны с утверждением встаньте, не согласны- присядьте -4 группы получили результаты своих исследований. Но и ученые- лингвисты так же работали над темой «Корень слова» .И вот к каким выводам они пришли. (слайд №9 «Секреты корня». Отвечают лидеры групп. - Корень – главная значимая часть слова. -В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. -Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова. - Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем и значением. -Корни, ко т о р ы е пишутся и слышатся одинаково, но имеют р а з н о е з н ач е н и е называются омонимичными. -Однокоренные слова могут быть как одной ч а с т и речи, так и разными частями речи. Рассматривают и читают слайд №9 -Да.

техник «цветок

успеха»
Прием Отсроченная отгадка -Совпали ваши выводы с выводами ученых? Значит мы справились с 1 исследованием. Молодцы! Я предлагаю оценить работу своей группы. -Если вы справились с заданием – каждый из вас положит в коробочку зеленую палочку, если – есть вопросы – то в желтую, а если не справились – то красную. Если вы согласны с моим утверждением, встаньте, если нет- присядьте. -слово «корень» состоит из 5 букв; - при помощи корня образуются новые слова - корень- главная часть слова -слова гусь- гусеница-однокоренные -слове самовар- 2 корня -
Результаты
ваших исследований можно показать в таблице (показ слайда № 10). Она станет вам опорой при выполнении 2 исследования. (раздаю на парты карты- таблицы) -
Возьмите
белые листы с заданиями №2. Оно выполняется по такому же плану, как и первое. -
Предлагаю
приступить к исследованию. (Засекает время). Практический блок. 1 группа (см. приложение) Практический блок. 2 группа (см. приложение) Практический блок. 3 группа(см. приложение) Практический блок. 4 группа(см. приложение) - Итак, какие знания вы получили в результате исследования практического задания? Оценивают работу группы. Смотрят слайд №10 Работают по группам. Выполняют практический блок заданий. Смотрят слайд №12 Объясняют, какой продукт получили
- Лидер 1 группы, какое знание вы получили? (показ слайда №12,13«Задание практического блока 1 группы) - Лидер 2 группы, какое знание вы получили? (показ слайда №14, 15«Задание практического блока 2 группы) - Лидер 3 группы, какое знание вы получили? (показ слайда №16,«Задание практического блока 3 группы) - Лидер 4 группы, какое знание вы получили? (показ слайда №71,«Задание практического блока 4 группы) -Вы справились со вторым нашим исследованием. Оцените работу своей группы. -Посмотрите какой цвет палочек преобладает в вашей коробочке. Возьмите из папки лепесток такого же цвета и давайте составим из них цветок успеха вашей работы на уроке. -Молодцы, ребята! Мы сегодня плодотворно поработали на уроке. -Но давайте вернемся к загадке, которая Рассматривают слайд №13 - корни снег-снеж, происходит чередование согласных Рассматривают слайд №14,15 -читают получившиеся слова Рассматривают слайд №16 - Слова «цирк», «Циркуль»имеют омонимичные корни, а по значению эти слова однокоренные. Рассматривают слайд №17 -Не от всех корней можно образовать однокоренные слова разных частей речи Оценивают работу Дети крепят на доску лепестки получается цветок успеха. -Есть ли слова без корня?
поставила нас в тупик в самом начале нашего урока. -Кто напомнит ее? - Ребята, в результате наших исследований кто- то обнаружил слова, которые не имели корня? Ничего не удивило. А сейчас я вас удивлю. Оказывается корень имеет свои тайны и вот одна из них. Слово ВЫНУТЬ единственное в русском языке, которое не имеет корня. Оно состоит лишь из таких морфем как приставка и 2 суффикса А может ли появится в этом слове корень?
(показ слайда№17)
-Нет а -Да, подобрать однокоренные слова «вынимать» Рассматривают слайд №17
V. Вывод урока*
-Я очень рада, что состоялся наш урок. Но а сейчас приходит время уроку подвести итог. -Посмотрим на слайд и закончим предложения
(слайд№19- вывод)
Сегодня я узнал, что………………………… Мне понравилось…………………… Сегодня я научился…………….. Меня удивило, что……………… Мне бы хотелось… Урока время истекло,
(Слайд 20)
Я вам, ребята благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно
.
-До свидания! -Спасибо вам большое за урок! Рассматривают слайд №19 Заканчивают предложения Просматривают слайд №20


В раздел образования