Автор: Зубаровская Екатерина Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Урок русского языка 5 класс, ФГОС Раздел: полное образование
«Учитель года - 2015»
«Нужно, чтобы дети,
по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим
самостоятельным процессом
и давал для него
материал» К.Д. Ушинский
1.Учитель: Зубаровская Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
2.ОУ: МБОУ «СОШ №13 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
3.Предмет: Русский язык
4 Класс: 5
5.Категория: 1
6.Педагогический стаж: 17 лет
7.2014-2015 учебный год
Тема урока: «Корень слова»
Тип
урока:
Ур о к
с и с т е м ат и з а ц и и
и
о б о б щ е н и я
з н а н и й
и
у м е н и й
Нетрадиционная форма в организации структуры урока:
- применение приёмов педагогических техник в конструкторе для «сборки урока»;
- приёмы проведения учебно-исследовательской деятельности;
- игровые техники обучения
Продолжительность урока: 20 минут.
Цель
урока: создать условия, при которых ученик самостоятельно выводит правила
русского языка, что позволит иметь ему осознанные прочные знания по теме: «Корень»
Задачи:
1.Обучающие:
- формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ
лексического значения;
- введение понятия «омонимичные корни»;
- формирование навыков разграничения однокоренных и омонимичных корней.
2. Воспитательные:
- развитие интереса к предмету через приемы проведения учебно-исследовательской
деятельности;
-способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений (сотрудничество)
3. Развивающие:
- развитие познавательной деятельности;
-формирование потребность к самостоятельному созданию знаний;
-формирование умения проведения учебно-исследовательской работы.
Оборудование:
Для учителя : ноутбук, динамики, проектор, магниты
Для ученика : пакет с заданиями для групп (3 группы), счетные палочки разных цветов
( красный, желтый, зеленый), значки лидеров (3)
Организация рабочих мест: групповая
Рекомендации по составу класса: обычный 5 класс, в классе может быть и слабый
ученик и сильный.
Подготовка
детей
к
уроку:
базовый
лист
контроля
(основные
правила,
понятия,
формулировки, которые обязан знать каждый).
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
«Вход в
урок«настройка »
1.Начало урока.
Организационны
й момент.
Мобилизация на
урок
2.Планирование
учебной
деятельности –
мотивация на
учебную
деятельность
Видеосюжет о луге( 10 сек)
Чтение стихотворения В.Жака( слайд
«цветы»)
Мы в букет собрали маки жаркие;
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
-Ребята, а почему цветы осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
- В природе ни одно растение не может
существовать без корня.
- Но корни есть не только у растений.
-Назовите ещё предметы, которых есть
корень.
-Очень много значений имеет слово
«корень». Это слово многозначное.
-Сегодня на уроке мы проведем
исследование над одним из них.
- Определить объект исследования вам
поможет «Игра в слова».
-Уберите повторяющиеся буквы в
просматривают
видеоролик ,
слушают музыку
Рассматривают
слайд №1
- Нет корней
-Корень зуба, корень
пера,
математический
корень, корень
ногтя, корень
человека, корень
слова.
- Корень слова
Игровая техника
по методике
Мюнстерберка
Прием вызова –
вызвать
эмоциональный
отклик,
отношение к
теме урока.
словах ( слайд «Угадай слова»)
ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ
КОРЕНЬ
СЛОВА
- Итак, объект нашего исследования …
ситуации успеха
Приём педагогической
Техники
«Удивляй»
Прием
самостоятельное
осмысление текста
Отсроченная отгадка
- Ребята, а разве эта тема вам не знакома?
-Какие понятия связаны с темой «Корень»?
Свои ответы начинайте со слов «Я знаю,
что…»
-Вы совершенно правы.
-Но
для
проведения
исследования
вам
необходимо восстановить в памяти знания,
которые вы получили в 5 классе.
-Продолжите
предложения (слайд
№4
«Продолжи предложения»)
-Что изучает наука морфемика?
-Что называют морфемой?
-Какие морфемы вы знаете?
-А
кто
назовет
пословицы
со
словом
«корень»?
-Вот видите! В вашей памяти
храниться
много знаний, связанных с объектом нашего
исследования! Значит это нужно!
-Данный
урок,
ребята,
хотелось
начать
с
удивительной
истории.
Посмотрите
ее!
( с к а з к а
о
к о р н е ) (видеоролик
«Лингвистическая сказка о слове»)
- Ребята, верите ли вы, что все морфемы
живут всегда вместе и корень есть во всех
словах? Это довольно сложный вопрос,
ответить на него затруднительно, поэтому
-Знакома. Изучали в
начальных классах
-Корень- главная
часть в слове;
-Однокоренные
слова - это слова с
одинаковым корнем.
Рассматривают
слайд №4
-Части слова
-Морфема – это. . .
з н а ч и м а я
ч а с т ь
слова.
Я знаю морфемы:
приставка, корень
суффикс, окончание
-просмотр
видеоролика (1
мин.21сек)-
Самостоятельно
читают текст на
поразмышляем над ним в течение урока, а в
конце нашего исследования попытаемся
дать правильный ответ.
- Каждая исследовательская работа имеет
цель.
-Что вы хотите узнать на уроке?
Отвечать
начинайте
со
слов
«Я
хочу
узнать..».
слайдах.
-
Да
-Нет
- Как находить
корень в слове.
-Во всех ли словах
есть корень.
Для чего корень
нужен в слове.
4.
Систематизация
и обобщение по
теме «Корень»
через
проведение
исследования
теоретических и
практических
знаний.
-Проводить наше исследование будем,
работая в творческих группах.
- План исследования таков. У каждой
группы на столах лежат папки с заданиями.
Достаньте лист зелёного цвета. Это первое
задание исследования. На нем вы видите
таблицу из 3 граф
Содержание
деятельности
Задание
Знание
1 графа-это вопросы, на которые вы
должны ответить, 2- задания к вопросам, 3
графа-это знания, которые получила ваша
группа.. Все свои результаты вы
записываете в графу «Знания». Последний
вопрос является продуктом вашего
исследования.
-В каждой группе -лидер, который будет
записывать ваши групповые исследования в
таблицу и защищать мнение всей группы.
На выполнение каждого задания дается
время.
-Постарайтесь приложить максимум
внимания при выполнении заданий!
Итак, приступаем к выполнению 1 задания.
( 5 минут)
Теоретический блок. 1 группа (вариант
задания смотри в приложении к уроку)
Теоретический блок. 2 группа( вариант
задания смотри в приложении к уроку)
Теоретический блок. 3 группа(вариант
задания смотри приложении к уроку)
Решают задания
Динамическая
пауза.
Структура Тейк-
оф- Тач-даун
Практический
блок заданий
IV . Рефлексия
Прием
педагогических
Теоретический блок. 4 группа(вариант
задания смотри приложении к уроку)
-Время выполнения 1 задания окончилось.
- лидер 1 группы, какое знание вы
получили?
- Лидер 2 группы, какое знание вы
получили?
Лидер 3 группы, какое знание вы получили?
Лидер 4 группы, какое знание вы получили?
Согласны с утверждением встаньте, не
согласны- присядьте
-4 группы получили результаты своих
исследований. Но и ученые- лингвисты так
же работали над темой «Корень слова» .И
вот к каким выводам они пришли. (слайд
№9 «Секреты корня».
Отвечают лидеры
групп.
-
Корень – главная
значимая часть
слова.
-В корне заключено
общее лексическое
значение
однокоренных слов.
-Чтобы найти корень
слова, нужно
подобрать
однокоренные слова.
- Однокоренные
слова – это слова с
одинаковым корнем
и значением.
-Корни,
ко т о р ы е
пишутся и слышатся
одинаково, но имеют
р а з н о е
з н ач е н и е
называются
омонимичными.
-Однокоренные
слова
могут
быть
как
одной
ч а с т и
речи, так и разными
частями речи.
Рассматривают и
читают слайд №9
-Да.
техник «цветок
успеха»
Прием
Отсроченная
отгадка
-Совпали ваши выводы с выводами ученых?
Значит мы справились с 1 исследованием.
Молодцы!
Я предлагаю оценить работу своей группы.
-Если вы справились с заданием – каждый
из вас положит в коробочку зеленую
палочку, если – есть вопросы – то в желтую,
а если не справились – то красную.
Если вы согласны с моим утверждением,
встаньте, если нет- присядьте.
-слово «корень» состоит из 5 букв;
- при помощи корня образуются новые
слова
- корень- главная часть слова
-слова гусь- гусеница-однокоренные
-слове самовар- 2 корня
- Результаты ваших исследований можно
показать в таблице (показ слайда № 10).
Она станет вам опорой при выполнении 2
исследования.
(раздаю на парты карты- таблицы)
- Возьмите белые листы с заданиями №2.
Оно выполняется по такому же плану, как и
первое.
- Предлагаю приступить к исследованию.
(Засекает время).
Практический блок. 1 группа (см.
приложение)
Практический блок. 2 группа (см.
приложение)
Практический блок. 3 группа(см.
приложение)
Практический блок. 4 группа(см.
приложение)
- Итак, какие знания вы получили в
результате исследования практического
задания?
Оценивают работу
группы.
Смотрят слайд №10
Работают по
группам.
Выполняют
практический блок
заданий.
Смотрят слайд №12
Объясняют, какой
продукт получили
- Лидер 1 группы, какое знание вы
получили? (показ слайда №12,13«Задание
практического блока 1 группы)
- Лидер 2 группы, какое знание вы
получили? (показ слайда №14, 15«Задание
практического блока 2 группы)
- Лидер 3 группы, какое знание вы
получили? (показ слайда №16,«Задание
практического блока 3 группы)
- Лидер 4 группы, какое знание вы
получили? (показ слайда №71,«Задание
практического блока 4 группы)
-Вы справились со вторым нашим
исследованием. Оцените работу своей
группы.
-Посмотрите какой цвет палочек
преобладает в вашей коробочке. Возьмите
из папки лепесток такого же цвета и
давайте составим из них цветок успеха
вашей работы на уроке.
-Молодцы, ребята! Мы сегодня
плодотворно поработали на уроке.
-Но
давайте
вернемся
к
загадке,
которая
Рассматривают
слайд №13
- корни снег-снеж,
происходит
чередование
согласных
Рассматривают
слайд №14,15
-читают
получившиеся слова
Рассматривают
слайд №16
- Слова «цирк»,
«Циркуль»имеют
омонимичные корни,
а по значению эти
слова однокоренные.
Рассматривают
слайд №17
-Не от всех корней
можно образовать
однокоренные слова
разных частей речи
Оценивают работу
Дети крепят на
доску лепестки
получается цветок
успеха.
-Есть ли слова без
корня?
поставила
нас
в
тупик
в
самом
начале
нашего урока.
-Кто напомнит ее?
- Ребята, в результате наших исследований
кто- то обнаружил слова, которые не имели
корня?
Ничего не удивило. А сейчас я вас удивлю.
Оказывается корень имеет свои тайны и вот
одна из них. Слово ВЫНУТЬ
единственное в русском языке, которое не
имеет корня. Оно состоит лишь из таких
морфем как приставка и 2 суффикса
А может ли появится в этом слове корень?
(показ слайда№17)
-Нет
а
-Да, подобрать
однокоренные слова
«вынимать»
Рассматривают
слайд №17
V. Вывод урока*
-Я очень рада, что состоялся наш урок.
Но а сейчас приходит время уроку подвести
итог.
-Посмотрим на слайд и закончим
предложения (слайд№19- вывод)
Сегодня я узнал, что…………………………
Мне понравилось……………………
Сегодня я научился……………..
Меня удивило, что………………
Мне бы хотелось…
Урока время истекло, (Слайд 20)
Я вам, ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно .
-До свидания!
-Спасибо вам большое за урок!
Рассматривают
слайд №19
Заканчивают
предложения
Просматривают
слайд №20