Напоминание

"Контроль обучения иностранным языкам"


Автор: Фатеева Елена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ гимназия №25
Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Контроль обучения иностранным языкам"
Раздел: полное образование





Назад





Контроль обучения иностранным языкам.
Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как управляемый процесс. Контроль –это один из многих инструментов управления процессом обучения. С одной стороны, «контроль» -это компонент учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний , навыков и умений обучаемого. С другой стороны, «контроль» -это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего задания или упражнений, выполняемых в классе . Контроль-это способ управления учебной деятельностью учащихся. Учитель и ученик по-разному функционируют в процессе контроля. Учитель получает информацию о ходе учебного процесса, а ученик находит мотивы для дальнейшей учебной деятельности. Объекты контроля должны совпадать с объектами обучения: 1) знание слов, грамматических правил, правил чтения и письма; 2) навыки: лексический. грамматический, произносительный; 3) речевые умения в аудировании, говорении, чтении. На уроке ведущее место занимает контроль речевых навыков. Он должен быть объективным и систематичным, носить дифференцированный характер и оказывать воспитательное воздействие на учащихся. В обучении иностранным языкам используются следующие виды контроля: а)текущий; б) тематический; в) периодический; г) итоговый . Устный контроль может быть: а) индивидуальным; б) фронтальным; в) комбинированным. Он может проводиться в форме опроса, анкетирования, тестирования, контрольной работы, экзамена. Система контроля по иностранному языку представлена в таблице: Виды контроля Подходы к контролю Объекты контроля Формы контроля входной информационно- констатирующий, диагностико- обучающий степень сформированности языковых умений и навыков диагностические тесты на определение уровня владения ИЯ ( компьютерное тестирование) текущий диагностико- обучающий, информационно- констатирующий по блокам развития и формирования языковых речевых умений и навыков Презентация проектов, портфолио, тесты достижений ( бланковые и компьютерные тесты самоконтроля и взаимоконтроля) итоговый диагностико- обучающий, информационно- констатирующий уровень сформированности всех видов речевой деятельности Экзамен ( тесты достижений, ЕГЭ по выбору 11 класс)
Особое место отводится итоговому контролю. Он должен выявить достигнутый уровень обученности . При итоговом контроле доминирует оценочная функция . Текущий контроль обеспечивает обратную связь. В настоящее время на уроках иностранного языка широко используется парная работа. Она особенно эффективна для развития диалогической речи. Контроль рабочей пары составляет одну из форм контроля. В настоящее время широко распространена тестовая форма контроля . Это экономит время на уроке и позволяет проконтролировать всех учащихся . Тест от английского test испытание, исследование. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов. Тесты развивают аналитические способности учащихся; умение выделять главное, обобщать и делать выводы; дисциплинируют мышление, развивают логику, выделяют качество усвоения языкового материала и помогают прогнозировать будущие результаты. Все это помогает и в освоении других школьных предметов. Учащихся нужно заранее знакомить с критериями оценки. Если тест состоит из 10 заданий, то за выполнение 10-20% учащийся получает неудовлетворительную оценку, от 30 до 50% - удовлетворительную, 60-80% - хорошую,90-100%- отличную. Методический тест – это « контрольное задание», проводимое в равных для всех учащихся условиях, когда соблюдены возрастные особенности, характер изучаемого материала. Тестовая методика используется при проведении экзаменов по иностранным языкам в форме ЕГЭ и ОГЭ. Итоговый контроль в форме ЕГЭ определяет уровень подготовки выпускников средней ( полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Итоговый контроль свидетельствует об эффективности программы обучения, выбранного УМК, работы учителя и учащихся. При итоговом контроле доминирует оценочная функция. Базовый, повышенный и высокий уровень знаний ЕГЭ соотносится с уровнями владения иностранным языком , определенными в документах Совета Европы следующим образом: *Базовый уровень А2 (Pre-Intermediate) * Повышенный уровень-В1 ( Intermediate) * Высокий уровенВ1+ (Upper-Intermediate). Экзаменационная работа на ЕГЭ по английскому языку включает в себя пять частей: аудирование, чтение, лексика и грамматика , письмо ( личное и эссе), говорение. Проверка степени сформированности необходимых умений по аудированию осуществляется при помощи следующих разновидностей тестов:  тест свободного выбора (multiple choice);  нахождение соответствий ( matching);  верно/неверно ( true/false);  вопросы с кратким ответом (short answer questions);  заполнение пропусков ( gap filling);  краткие записи по прослушанному ( note-taking).
Раздел « Чтение» нацелен на проверку умений учащихся использовать три стратегии чтения:  с общим пониманием;  с пониманием необходимой информации;  с извлечением полной информации. В области письма при проведении тестирования проверяется уровень сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Задания могут быть:  написать открытку;  личное письмо;  эссе. В области говорения проверяется уровень овладения учащимися монологической и диалогической речью по заданной теме, умение логично составить свое высказывание, продемонстрировать хорошее владение грамматическими структурами, хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной целью, умение задавать вопросы; начать ,поддерживать и закончить разговор; выражать свою точку зрения, принимать совместное решение .Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же- средство формирования мысли. Подводя итоги , хотелось бы подчеркнуть необходимость комплексного контроля уровня обученности по иностранному языку. При организации контроля важно соблюдать следующие требования: объективность, систематичность , разнообразие форм, дифференцированный подход. Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер. Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными для воспитания учащихся средством иностранного языка. Регулярный контроль имеет важное значение для воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком. Оценка знаний, умений и навыков учащихся в баллах является средством воспитания учащихся.
Литература.
1. Денисова Л.Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам. /ИЯ в школе-1995-№2. 2. Ариян М.А. Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система контроля в обучении иностранным языкам. /ООО « Восток-Запад», 2008. 3. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. /Москва, 1986. 4. Фоломкина С.К. Тестирование при обучении иностранному языку. /ИЯ в школе-1986- №2. 5. Князева Г.Ю. Тестирование по иностранному языку как средство контроля. /Москва.1971. 6. Брейггша М.Е. О контроле базового уровня обученности./ ИЯ в школе-2009-№2.


В раздел образования