Автор: Фатеева Елена Николаевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ гимназия №25 Населённый пункт: город Ставрополь Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Контроль обучения иностранным языкам" Раздел: полное образование
Контроль обучения иностранным языкам.
Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как управляемый процесс.
Контроль –это один из многих инструментов управления процессом обучения.
С одной стороны, «контроль» -это компонент учебно-воспитательного процесса,
нацеленного на определение уровня знаний , навыков и умений обучаемого. С другой
стороны, «контроль» -это этап урока, во время которого проводится проверка домашнего
задания или упражнений, выполняемых в классе . Контроль-это способ управления
учебной деятельностью учащихся.
Учитель и ученик по-разному функционируют в процессе контроля. Учитель получает
информацию о ходе учебного процесса, а ученик находит мотивы для дальнейшей
учебной деятельности. Объекты контроля должны совпадать с объектами обучения: 1)
знание слов, грамматических правил, правил чтения и письма; 2) навыки: лексический.
грамматический, произносительный; 3) речевые умения в аудировании, говорении,
чтении.
На уроке ведущее место занимает контроль речевых навыков. Он должен быть
объективным и систематичным, носить дифференцированный характер и оказывать
воспитательное воздействие на учащихся.
В обучении иностранным языкам используются следующие виды контроля: а)текущий;
б) тематический; в) периодический; г) итоговый . Устный контроль может быть:
а) индивидуальным; б) фронтальным; в) комбинированным. Он может проводиться в
форме опроса, анкетирования, тестирования, контрольной работы, экзамена.
Система контроля по иностранному языку представлена в таблице:
Виды контроля
Подходы к
контролю
Объекты контроля
Формы контроля
входной
информационно-
констатирующий,
диагностико-
обучающий
степень
сформированности
языковых умений и
навыков
диагностические
тесты на
определение
уровня владения ИЯ
( компьютерное
тестирование)
текущий
диагностико-
обучающий,
информационно-
констатирующий
по блокам развития
и формирования
языковых речевых
умений и навыков
Презентация
проектов,
портфолио,
тесты достижений
( бланковые и
компьютерные
тесты самоконтроля
и взаимоконтроля)
итоговый
диагностико-
обучающий,
информационно-
констатирующий
уровень
сформированности
всех видов речевой
деятельности
Экзамен
( тесты достижений,
ЕГЭ по выбору 11
класс)
Особое место отводится итоговому контролю. Он должен выявить достигнутый уровень
обученности . При итоговом контроле доминирует оценочная функция . Текущий контроль
обеспечивает обратную связь. В настоящее время на уроках иностранного языка широко
используется парная работа. Она особенно эффективна для развития диалогической речи.
Контроль рабочей пары составляет одну из форм контроля.
В настоящее время широко распространена тестовая форма контроля . Это экономит
время на уроке и позволяет проконтролировать всех учащихся . Тест от английского test
испытание, исследование. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность в
работе и легкость подсчета результатов. Тесты развивают аналитические способности
учащихся; умение выделять главное, обобщать и делать выводы; дисциплинируют
мышление, развивают логику, выделяют качество усвоения языкового материала и
помогают прогнозировать будущие результаты. Все это помогает и в освоении других
школьных предметов.
Учащихся нужно заранее знакомить с критериями оценки. Если тест состоит из 10
заданий, то за выполнение 10-20% учащийся получает неудовлетворительную оценку, от
30 до 50% - удовлетворительную, 60-80% - хорошую,90-100%- отличную.
Методический тест – это « контрольное задание», проводимое в равных для всех
учащихся условиях, когда соблюдены возрастные особенности, характер изучаемого
материала. Тестовая методика используется при проведении экзаменов по иностранным
языкам в форме ЕГЭ и ОГЭ. Итоговый контроль в форме ЕГЭ определяет уровень
подготовки выпускников средней ( полной) общеобразовательной школы по
иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие
учебные заведения. Итоговый контроль свидетельствует об эффективности программы
обучения, выбранного УМК, работы учителя и учащихся. При итоговом контроле
доминирует оценочная функция.
Базовый, повышенный и высокий уровень знаний ЕГЭ соотносится с уровнями
владения иностранным языком , определенными в документах Совета Европы
следующим образом:
*Базовый уровень А2 (Pre-Intermediate)
* Повышенный уровень-В1 ( Intermediate)
* Высокий уровенВ1+ (Upper-Intermediate).
Экзаменационная работа на ЕГЭ по английскому языку включает в себя пять частей:
аудирование, чтение, лексика и грамматика , письмо ( личное и эссе), говорение.
Проверка степени сформированности необходимых умений по аудированию
осуществляется при помощи следующих разновидностей тестов:
тест свободного выбора (multiple choice);
нахождение соответствий ( matching);
верно/неверно ( true/false);
вопросы с кратким ответом (short answer questions);
заполнение пропусков ( gap filling);
краткие записи по прослушанному ( note-taking).
Раздел « Чтение» нацелен на проверку умений учащихся использовать три стратегии
чтения:
с общим пониманием;
с пониманием необходимой информации;
с извлечением полной информации.
В области письма при проведении тестирования проверяется уровень
сформированности умений учащихся использовать письменную речь для решения
коммуникативно-ориентированных задач. Задания могут быть:
написать открытку;
личное письмо;
эссе.
В области говорения проверяется уровень овладения учащимися монологической
и диалогической речью по заданной теме, умение логично составить свое
высказывание, продемонстрировать хорошее владение грамматическими
структурами, хорошим словарным запасом в соответствии с поставленной целью,
умение задавать вопросы; начать ,поддерживать и закончить разговор; выражать свою
точку зрения, принимать совместное решение .Предметом речевой деятельности
является мысль. Язык же- средство формирования мысли.
Подводя итоги , хотелось бы подчеркнуть необходимость комплексного контроля
уровня обученности по иностранному языку. При организации контроля важно
соблюдать следующие требования: объективность, систематичность , разнообразие
форм, дифференцированный подход. Контроль на уроках иностранного языка может
преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит
обучающий характер. Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять
малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными для воспитания
учащихся средством иностранного языка.
Регулярный контроль имеет важное значение для воспитания у учащихся
необходимости систематической работы над языком. Оценка знаний, умений и
навыков учащихся в баллах является средством воспитания учащихся.
Литература.
1.
Денисова Л.Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам.
/ИЯ в школе-1995-№2.
2.
Ариян М.А. Контроль знаний, навыков и умений учащихся. Тестовая система
контроля в обучении иностранным языкам. /ООО « Восток-Запад», 2008.
3.
Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе.
/Москва, 1986.
4.
Фоломкина С.К. Тестирование при обучении иностранному языку. /ИЯ в школе-1986-
№2.
5.
Князева Г.Ю. Тестирование по иностранному языку как средство контроля.
/Москва.1971.
6.
Брейггша М.Е. О контроле базового уровня обученности./ ИЯ в школе-2009-№2.