Автор: Шевелева Светлана Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№6
Населённый пункт: г.Морозовск Ростовская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Русская народная сказка "Рукавичка"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения.
Класс:1 «Б»
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
Задачи:
-обучать плавному, выразительному, осознанному чтению
целыми словами.
-определять главную мысль, отвечать на поставленные вопросы учителя;
-развивать речь, мышление.
-умение читать сказку по ролям.
-умение сравнивать с другим произведением.
Оборудование:
- На доске: таблички СКАЗКИ - АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь
Распечатки с пословицами, карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь,
выставка книг.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветствую учащихся, проверяю готовность класса и оборудования; эмоционально
настраиваю на учебную деятельность.
-Долгожданный дан звонок-
Начинается урок
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
Снова к нам прийти.
II. Актуализация знаний
Прочитайте ( сначала
ШЕПОТОМ
, повторно читают
ГРОМКО
) стихотворение…
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
-Для чего нам нужны уроки литературного чтения?
III. Постановка учебной задачи, целепологание
Предлагаю из отдельных букв составить слово .(С К А З К А)
(Буквы лежат у ребят в пенале. Они находят эти буквы и составляют слово)
- Что такое сказка?
- Какие бывают сказки?
Какие русские народные сказки знаете?
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
(У ребят под учебником лежат карточки)
-Ребята, поставьте числа, по порядку начиная с меньшего.
(19,14,13,12,15,18,17,16,11)
-Переверните карточки, какое слово получилось?
РУКАВИЧКА
- А вы знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?
- Какая тема урока?
- Какие цели вы ставите на урок?
Фиксирую на доске.
- Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой?
- Попробуйте предположить по названию, о чём эта сказка?
Кто прав? Хотите узнать?
- Тогда давайте прочитаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас
сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.
IV. Работа по теме урока
Чтение сказки учителем.
- Понравилась ли вам сказка?
А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.(Слайд)
IV. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
1.
Чтение слов.
Назовите действующих лиц сказки.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
под-хо-дит – подходит
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
Какие слова вам были непонятны?
2. Объясните значение слов:(Словари использую)
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил.
Физминутка
Я называю разных животных. Вы приседаете, если такие есть в сказке «Рукавичка»,
если нет, то хлопаете в ладоши над головой).
Сорока, мышка, белка, лисичка, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей,
кабан, корова, медведь,
( Во время физминутки даю детям шапочки с героями сказки. Эти дети читают сказку по
ролям)
V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ПО РОЛЯМ.
1. Беседа по прочитанному:
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– Назовите героев сказки «Рукавичка» .(выбирают шапочки с героями сказки и
строятся в порядке заселения)
IV. Работа по теме урока
Ребята, на какую сказку похожа сказка «Рукавичка»?
Работа в группах:
- На партах лежат листы бумаги и карточки со словами (героями сказок).
- Расположите персонажей двух сказок по
порядку с помощью карточек.
1 группа—Теремок;
2 группа- Рукавичка.
- Сравните свои результаты с эталоном.( Слайд)
Что заметили?
3-группа-«Собери пословицы»
4-группа –Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
Сила сломит всё, а ум – силу.
Жить – Родине служить.
Учение – свет, а неученье – тьма.
В тесноте, да не в обиде.
VI. Закрепление
Читают повторно вслух по цепочки, используя карандаш для определения ошибок
товарища.
Анализируют ошибки.
VII. Итоги урока.
Рефлексия
Оценивание (Слайд)
-Чему учит сказка «Рукавичка»?
( Доброта, дружба)
У вас на партах лежат рукавички.(бумажные)
Кому понравился урок раскрасьте рукавичку –желтым цветом. Если
кому –то, что-то не понравилось – красным цветом.
(Рукавички детские выкладываю в форме сердечка. В центре
слова: доброта, дружба)