Напоминание

Методика работы по теме "Иллюстрации к произведениям" на уроках по композиции


Автор: Фешина Ирина Ичыновна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" муниципального образования "Холмский городской округ"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: Методика работы по теме "Иллюстрации к произведениям" на уроках по композиции
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

Методический доклад на тему:

Методика работы по теме

«Иллюстрации к произведениям»

на уроках по композиции

Выполнила: Фешина И.И.,

преподаватель отделения «Изобразительное искусство»

Холмск, 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………

…….3

Методика работы по теме «Иллюстрация к произведениям» на уроках по

композиции……………………………………………………….…….................4

Заключение………………………………………………………………………8

Список литературы………………………………………………………...........9

2

Введение

Сегодня я хочу представить вашему вниманию методический доклад

«Методика

работы

по

теме

«Иллюстрация

произведений»

на

уроках

по

композиции».

Почему я взяла именно эту тему?

Иллюстрация

-

интереснейший

вид

искусства,

но

и

необычайно

трудный,

ведь

от

художника

требуются

разнообразные

знания,

решение

всевозможных

задач

способность

к

перевоплощению,

фантазия,

богатое

воображение и умение читать, не говоря уже об умении выразить все это

художественно убедительно на бумаге. Поэтому приобщение детей к этому

виду творчества обогащает их внутренний мир.

Знакомясь

с

идейным

содержанием

литературного

произведения,

ученики

ближе

знакомится

с

ценностями

человеческой

цивилизации

и

пытается определить свое место в современном мире.

Данная тема актуальна еще и потому что, она входит в содержание

программ по композиции в ДШИ.

Изучение данной темы проходит в классах ДПОП начиная со 2 класса на

примерах

произведений

великих

мастеров

(Тинторетто

«Тайная

вечеря»,

Репин И.Е. «Не ждали» и т.д.),

а также в 4 классе по программе ХЭН,

ученики

учатся

видеть

характерное

и

главное,

пробуют

передавать

эмоциональность сюжета.

3

Методика работы по теме «Иллюстрации к произведениям»

на уроках по композиции

Главными целями являются:

1.

Выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и

четкость ее композиции.

2.

Развитие

интереса

учащихся

к

творчеству

ведущих

художников

иллюстраторов.

3.

Развитие творческое воображение и эмоциональность учащихся.

Обучение

детей

иллюстрированию

должно

основываться

на

знании

сюжетов произведения.

Иллюстрации

не

самостоятельны

по

сюжету.

Ученику,

чтобы

точно

передать

особенности

произведения,

порой

необходимо

изобразить

характерные

детали

быта,

костюмов,

архитектуры,

создать

яркие

и

выразительные образы героев произведения.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

мной

были

поставлены

следующие задачи:

1. Развить у учеников стремление поделиться своими впечатлениями,

при создании композиции.

2. Формировать интерес к созданию иллюстрации.

3.

Научить

детей

способам

восприятия,

наблюдения

явлений

окружающего мира, необходимым для выполнения иллюстраций.

4.

Побуждать

детей

к

самостоятельности,

творчеству.

Передаче

характерного образа.

Реализуя

цели

и

задачи

обучения

детей

иллюстрированию

произведений, я использую различные методы, приемы и способы обучения и

воспитания.

Словесный метод складывается из следующих приемов обучения:

- беседа о творчестве известных художников иллюстраторов;

- инструктирование учеников по подбору необходимого материала для

передачи характера образа героев, бытовых деталей и т. д.;

4

- указания к последовательности работы;

-

сопроводительное

пояснение

к

работе

с

инструкцией

изображения

портрета выбранных героев;

- индивидуальные указания по ходу работы над заданием.

Частично-поисковый метод обучения – так как ученики не всегда

могут

решить

сложную

проблему

и

поэтому

часть

знаний

сообщает

преподаватель,

а

часть

они

добывают

самостоятельно.

На

уроке

по

композиции

при

создании

иллюстрации

к

произведению

работа

была

спланирована таким образом, первым этапом было получение представления

об

иллюст рации,

затем

с амими

учениками

была

с о с т а в л е н а

последовательность этапов работы. Перед тем как начать работу ученики

выполнили

упражнение,

в

котором

они

должны

были

расположить

в

правильной последовательности этапы работы при выполнении иллюстрации

к произведению. (Для этого мной были подготовлены карточки с заданием).

Выполняя это задание учащиеся учатся самостоятельности.

Наглядный

метод

-

оказывает

более

эффективное

действие,

чем

словесное

объяснение.

Поэтому

объясняя

ученикам

принципы

работы,

я

сопровождаю свой рассказ показом различных иллюстраций.

Также с детьми можно провести викторину «Угадай произведение по

иллюстрации».

Для чего я дала детям это задание:

Во-первых,

изучая

иллюстрацию

у

детей

формируется

интерес

к

изучению литературных произведений.

Во-вторых, ученики начали вспоминать сюжет самого произведения,

прокручивать все это у себя в голове, и после этого у них уже складываются

определенные образы, которые помогли им при создании своей собственной

иллюстрации.

Также учащиеся познакомились с различными работами учеников ДХШ.

Такой

метод

приучает

учащихся

к

самоанализу

собственной

работы

и

исправлению ошибок. Однако одной наглядности для успешного решения на

5

практике

законов

рисунка

мало.

Хорошо

сопроводить

рассмотрение

наглядного материала другими приемами, активизирующими мышление и

воображение

ученика.

Например,

при

выполнении

иллюстрацию

к

литературному произведению, можно в процессе такой работы использовать

фрагменты

музыкальных

произведений,

написанных

по

мотивам

литературных произведений («Руслан и Людмила» былинно- эпическая опера

Михаил Иванович Глинки, «Щелкунчик» Петр Ильич Чайковский).

Практический метод формирует навыки и умения учеников работать

над заданием. Иллюстрация становится более привлекательной, если она

красочна.

Однако

художник

должен

внимательно

изучить

произведение,

обращать внимание на эмоциональную окраску того или иного сюжета.

При выполнении учениками иллюстрации к произведению мы работаем

по следующему плану:

1.

Выбор сюжета;

2.

Наброски с натуры в связи с темой выбранного произведения;

3.

Выполнение эскиза.

4.

Компоновка на листе;

5.

Выполнение окончательного рисунка в цвете;

6.

Выставка и обсуждение выполненных работ.

Важнейшим

и

более

сложным

этапом

в

работе

учеников

над

иллюстрированием

произведения

является

компоновка

изображаемых

объектов. При выполнении эскиза каждый ученик заранее продумал, что в его

рисунке будет главным, определил точку зрения, с которой он будет рисовать

все объекты. Когда ученики приступили к прорисовке, начали строить и

уточнять перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести работу с

учащимися. Для их удобства мной была подготовлена таблица с понятиями и

примерами основных приемов композиции.

Цветовое решение эскиза ученики продумали еще до начала работы.

Когда они наметили композицию в общих чертах карандашом, был сделан

небольшой

вспомогательный

эскиз

в

цвете,

наметив

общее

решение

6

обобщенно,

без

лепки

объемов

предметов

и

без

деталей,

однако

было

передано их освещение, т. к. оно является одним из главных элементов в

цветовом решении иллюстрации. Падающие тени - дополнительный элемент

для

организации

цельного

цветового

решения.

При

работе

над

освещенностью,

обращаю

внимание

учащихся

на

силуэты

композиции.

Чтобы изображение легче читалось, следует темные объекты помещать на

светлом фоне и наоборот.

На

втором

уроке

приступаем

к

выполнению

основного

рисунка,

используя в качестве подсобного материала выполненный на пришлом уроке

эскиз и наброски. Особое внимание нужно обратить на методику урока. На

уроке некоторые ученики столкнулись с такой проблемой, имея удачные

композиционные замыслы, они не смогли изобразить их в композиции. Здесь

я

остановила

работу

и

выполнила

быстрые

рисунки,

конструктивное

построение объектов которые вызвали затруднения, на классной доске. У

некоторых ребят не получалось построить фигуру человека, тогда на помощь

приходит товарищ и принимает нужную форму. Не менее важен момент

завершения работы над композицией. Когда мы уточняли и конкретизировали

форму отдельных предметов, получилось так что у некоторых учащихся

потерялась цельность рисунка, появилась пестрота, тональная дисгармония.

В этом случае, для визуального восприятия я использую репродукции и

иллюстрации художников.

В

конце

урока

организую,

обсуждение

работ

и

делаю

это

систематически, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию.

Ученики ответили на вопросы «достигнута ли поставленная цель, выполнены

основные задачи урока, где и почему возникли сложности и как они решили

свои

проблемы»,

определили

свое

эмоциональное

состояние

на

уроке.

Оценили результаты уровня усвоения изучаемого материала.

При

обсуждении

во

всех

работах

мы

стараемся

увидеть

что-то

интересное, в более слабых работах отмечаю что-то хорошее, чтобы ученик

не потерял веру в себя, и не потерял интереса к рисованию.

7

При анализе работ даю ученикам возможность высказать свои мнения.

По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления

в памяти правил и законов композиции.

8

Заключение

Методика обучения детей иллюстрированию произведений требует от

педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу. Методика как

искусство

преподавания

состоит

в

том,

чтобы

вовремя

оказать

помощь

ученику,

объяснить

материал

просто

и

понятно,

наладить

с

ним

психологический контакт.

Подводя

итоги

могу

сделать

вывод,

как

бы

глубоко

ученик

не

прочувствовал литературное произведение, как бы ясно не представлял себе

выбранных персонажей, он не сможет правильно изобразить героев, если у

него

нет

навыков

рисования

с

натуры,

если

он

не

освоил

законов

перспективы, светотени, цвета, элементарные правила изображения человека.

Определенных успехов ученик может достичь, лишь в том случае, если

учитель

правильно

выстроит

свою

работу

последовательно

организуя

выполнение тем и указанных в них задач уроков.

Следуя

всем

рекомендациям

учащиеся

научаться

использовать

полученные знания и навыки на практике: самостоятельно иллюстрировать и

выражать глубинные смыслы литературного произведения, начнут понимать

стиль

автора,

настроение

и

атмосферу

произведения.

Таким

образом,

иллюстрирование

художественных

произведений

является

важным

направлением работы с детьми в детской школе искусств.

9

Список литературы

1.

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства

в школе. - М., 2000

2.

Ненашев, М. Ф. Книга в нашей жизни. // «Юный художник». – 1988. -

№ 11

3.

Панов, В. П. Работа над иллюстрацией. // «Юный художник». – 1988.

- №11

4.

Методика

организации

уроков

коллективного

творчества.

-

М.,

Владос, 2004

10



В раздел образования