Напоминание

Формирование и дальнейшее развитие музыкальных способностей учащихся младших классов ДШИ


Автор: Вазиева Гузель Имамутдиновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ Актанышского муниципального района РТ"
Населённый пункт: с. Актаныш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование и дальнейшее развитие музыкальных способностей учащихся младших классов ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО ДШИ «Актанышского муниципального района

Республики Татарстан»

Формирование и дальнейшее развитие

музыкальных способностей учащихся

младших классов ДШИ

Составила: преподаватель высшей

квалификационной категории по классу фортепиано

Вазиева Г. И.

С. Актаныш 2017 г.

1. Вступление

2.Первое прикосновение к инструменту

3.Гимнастика

4.Посадка за инструментом

5. Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.

6.Знакомство с ритмом

7. Аппликатурные навыки

8. Знакомство с нотным текстом

9. Слушание музыки в исполнении педагога

10. Заключение

11. Список литературы

1.

Вступление.

«…достигнуть успехов в работе можно, лишь непрерывно развивая

ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и

пианистически…»

Г. Нейгауз.

З а т р о н у т ь

э т у

т е м у

м е н я

п о б у д и л и

с о б с т в е н н ы е

воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном

обучении

детей

игре

на

фортепиано

и

искренний

«порыв»

поделиться

опытом, дать «открытый урок» коллегам по преподаванию.

Вспоминаю

начало

собственного

пути

в

педагогику,

и

первых

учеников… Тогда я только что окончила учебу, за плечами никакого опыта и

мне было всего 22 года. Хорошо, что в г. Казани жила мой преподаватель по

фортепиано Ванечкина И.Л., которая своими советами и нужной литературой

постоянно мне помогала и всеми своими знаниями, умениями и навыками я

обязана ей. Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов

и работа «наощупь», интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и

появилось

что-то

своё

то,

что

на

проверку

давало

хорошие

результаты.

Сейчас мы обучаем игре на фортепиано

всех желающих, а я училась в

музыкальной

школе,

когда

на

фортепианный

отдел

был

конкурс.

Очень

хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно

и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих

ошибок удается избежать. Теперь я понимаю, что преподавателем, тем более

детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным

пианистом,

педагогический

талант

не

всегда

сопутствует

таланту

исполнительскому. Ошибки преподавателя могут нанести на раннем этапе

обучения вред ученику. Обучение игре на фортепиано-очень длинный по

времени

и

сложный

процесс.

Трудно

перечислить

все

качества

преподавателя,

но

главным

несомненно

является

доброта,

уважительное

отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке. Работа

преподавателя

будет

успешной

тогда,

когда

она

опирается

на

глубокое

знание

детской

психологии.

Урок

можно

начинать

только

в

атмосфере

душевного

комфорта,

это

важно

и

для

учителя,

и

для

ученика.

Уловить

душевное

состояние

ребенка,

разговаривать

тихо

и

ласково

с

одними,

использовать эмоционально окрашенную речь с другими-как важно найти

нужную тональность. Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с

детьми,

в

какой-то

степени

импровизация,

но

это

не

отменяет

и

продумывание

каждого

урока.

Повезло

тем,

кому

в

детстве

встретился

хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе, а позже,

когда училась в институте. Я хорошо помню, как доверяла своей учительнице

самые заветные, о чем иногда не знали даже родители, что определило в

итоге мою профессию. Ведь истинный педагог-это настоящий друг.

Основа

начального

обучения

игре

на

фортепиано

-

воспитание

художественного

мышления

учащегося,

эмоциональной

отзывчивости

на

музыкальные

впечатления.

С

первым

уроком

необходимо

развивать

в

учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным всё

более «дифференцированным» слуховым восприятием музыкальной ткани.

Каждое занятие включает несколько разделов, направленных на достижение

различных

задач.

При

этом

педагог

каждый

раз

определяет

порядок

чередования

и

продолжительность

тех

или

иных

разделов.

Количество

уроков, требуемых для прохождения каждого раздела зависит от состава

учеников,

от

быстроты

и

прочности

усвоения

ими

материала,

при

этом

педагоге не следует ни в коем случае проявлять поспешность, т.к. усвоение

начальных знаний, требует особой четкости и ясности.

2.Первое прикосновение к инструменту

Важным условием является постоянное творческое сотрудничество

педагога с родителями. Обязательно приглашаю на первый урок родителей

ученика. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент очень важно,

чтобы на сиденье стула и под ногами были удобные подставки. Делает их

папа для занятий дома, а в школе их несколько, всегда можно подобрать

нужную, да и в классе стоят регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим

удобно и что же дальше? Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим

белым и черным клавишам, но я целый урок или даже несколько уроков

только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках

пишутся ноты. Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть.

Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем простые мелодии. С

первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с

различными музыкальными произведениями, обогащать запас его

музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку,

способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия

музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из

важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу

следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас

любимых произведений, закладываются первоначальные основы

музыкального вкуса. По словам А.Д.Артоболевской «Донотный период игры

обучения на фортепиано - период, когда ребёнок знает названия нот на

клавишах, но не

усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают

формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук,

простейшие аппликатурные приёмы. До первого прикосновения к клавишам,

целесообразно с детьми заниматься гимнастикой, чтобы привести организм

ребёнка в рабочее состояние. Предлагаемые упражнения

активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе

пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное

взаимодействие всех частей игрового аппарата. Учащиеся с увлечением

выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, одновременно

движения координируются с ритмом. Во время выполнения упражнений

ученик следит за качеством крупных движений всей руки: свободой,

ритмичностью, пластичностью, которые сформировались в двигательном

опыте детей ещё до начала их обучения игре на фортепиано. В тесной связи с

большими движениями рук вырабатываются начальные навыки пальцевой

игры.

Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид

деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные

новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему

школьному возрасту. Игра является и первой школой воли; именно в игре

первоначально проявляется способность добровольно, по собственной

инициативе подчиняться различным требованиям. Ценность игровой

деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими

возможностями для формирования детского общества. Игра на уроке в

значительной степени приближает условия обучения в школе к условиям

детского сада, что крайне важно. В ситуации дидактической игры ребёнок

усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного

занятия, ведь в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации

с выполнением определённых правил. Детское музыкальное исполнение

включает пение, музыкально-ритмическое движение, игру на музыкальных

инструментах. Перед игрой на инструменте мы внимательно разглядываем

клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее,

отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши

группами по две и по три). Находим ноту-пограничник до первой октавы,

перед двумя черными клавишами и готовим руку рисовать радуги. Наша

рука-это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее

погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в

верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим

нотку ре, после двух черных клавиш ноту ми, и перед тремя черными

клавишами ноту фа. На четыре нотки есть много песенок, таких как

«Василек», «Веселые нотки», «Кошкин дом» и т.д.

Каждая октава-это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка

(имя выбирает ученик), во второй октаве живет-белочка, в третьей-мышка, в

четвертой-птичка. А в басовом ключе живут медведи -целая семья.

Медвежонок-сын, это малая октава, медведица-мама, это большая октава,

контроктава- это папа, а в суб-контроктаве живет дедушка.

У учащихся музыкальное исполнительство становится всё более

выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне и

непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, в усвоении

определенных способов пения, движения, игры на музыкальном

инструменте, развиваются и специальные способности, например,

музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность

эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное

восприятие (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности

ребёнка выражаются и в способности к слуховому представлению.

Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражается в

способности переживать музыку, «чувствовать» эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. При

помощи дидактических игр, в т. числе стихов, загадок, ребусов, - происходит

развитие творческих способностей у учащихся. Ученикам очень нравится

отгадывать ребусы - слова с использованием названий клавиш фортепиано, а

двигательные упражнения - запоминаются легко и основательно при помощи

стихов.

3. Гимнастика

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней

напряженностью мышц спины и шеи. Это явление «гипертонус» мышц,

зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Преподавателям можно

дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником

нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной

системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого

существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы

образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков

сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли искривления

позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует

несколько различных упражнений, которые помогают ученикам

преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной

системе

1. Упражнение «Шалтай-болтай»

Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом

вперёд. Начинай покачивать ими навстречу друг другу. То, скрещивая, то

разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем,

постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение.

2. Упражнение.

Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать

всему корпусу, и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка

подгибаются. После этого медленно выпрямляются, принимают исходное

положение.

3. Упражнение.

Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они

висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не забывать о

дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально организовано

педагогом, Т.к. многие двигательные «неполадки» учеников, непластичные

движения), бывают нередко связаны с задержкой дыхания, судорожным

подъёмом плеч при вдохе, недостаточно спокойным чередованием вдоха и

выдоха.

4. Упражнение.

Не поднимая плечи сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца

наполнились воздухом, и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный,

бесшумный и полный, после небольшой паузы - снова вдох. Важно

естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием» музыкальной фразы,

с дыханием самой музыки.

Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до

кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча».

5. Упражнение.

Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5

пальцами.

6. Упражнение.

Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не

поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут

почувствовать правильную работу пальцев и укрепить мышцы, участвующие

в ней.

7. Упражнение с мячом.

а) Ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.

б) Перебрасывайте мяч из одной руки в другую по дуге.

Данные упражнения воспитывают ловкость, быстроту реакции.

Хватательные движения развивают сгибатели пальцев, особенно сгибатели

основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони» можно почувствовать

в следующих упражнениях.

8. Упражнение.

Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы

одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине.

9. Упражнение «Иди ко мне»

Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме

первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах.

Упражнения для освобождения рук:

10. Упражнение.

Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой.

Ладони держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и

предплечье составляют единое целое.

11. Упражнение.

Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение

всей рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая

опора на ладонь.

4. Посадка за инструментом.

Посадка ученика за инструментом требует особых условий. Высота

клавиатуры не соответствует росту и длине рук учеников. Сидя, за

инструментом, на обыкновенном стуле, ребёнок не может играть, так как

локти его свисают ниже клавиатуры. Во избежание этого, сиденье стула

должно быть поднято соответственно росту ребёнка настолько, чтобы локти

его при игре находились не ниже уровня клавиатуры. Второе условие

правильной посадки ребёнка за инструментом, наличие подставки для ног.

Соблюдение этих условий обеспечивает ему устойчивую, удобную посадку.

Рекомендации:

Установи стул с жестким сиденьем (с мягким - не подходит) перед

закрытой крышкой пианино. Сядь на стул и вытяни руки кисти перед собой,

чтобы пальцы оказались как раз над серединой крышки. Нужно сидеть на

таком расстоянии и на такой высоте, чтобы нижние поверхности твоих рук -

от локтей до кистей - были на одном уровне с поверхностью клавиш - не

выше и не ниже. Локти тоже должны находиться на этом уровне или чуть

выше. Поэтому высота стула должна быть такой, чтобы твои локти оказались

на одном уровне с клавиатурой или немного выше поверхности клавиш.

Высоту винтового стула отрегулировать легко. Но если стул обычный, то надо

обязательно подобрать подходящий тебе по высоте. Сидя на стуле не

горбись. Корпус держи прямо, но не напряженно. Если твои ноги достают до

пола, то они должны ровно стоять по обе стороны от педалей и как можно

ближе к ним. Если твои ноги до пола не достают, нужно подобрать для них

подходящую скамеечку (подставку для ног).

5. Упражнения для формирования навыков звукоизвлечения.

Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог

должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени

при помощи своих рук. Перед тем как руки опустить на клавиши, надо

показать ребёнку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он

оказался естественно выше запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь

надо сказать ребёнку, что запястье - это как бы мостик, соединяющий руку с

клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже.

Овладение правильными и естественными игровыми навыками - процесс

длительный и сложный требующий терпения и большой сосредоточенности,

как от педагога, так и от ученика. Важным условием для развития

правильных игровых навыков являются: - плавные, не заторможенные и не

резкие движения всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и

собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в мышцах

кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки - это его голос. В

работе с учащимися педагог в нужных случаях «переливает» из своих рук в

руки ученика моторные ощущения, своими руками в буквальном смысле

слова формирует, лепит податливые руки ребёнка, призывает к подражанию,

прибегает к сопоставлениям. С первых же шагов обучения внимание

педагога должно быть направленно на одновременное воспитание у

учащихся фортепианных приёмов двух типов: - широких и свободных

(обязательно организованных) всей рукой и пальцевых движений. Сочетание

движений всей рукой, её крупных частей с мелкими движениями пальцев,

тот фундамент, на котором наиболее целесообразно строить двигательно-

техническую работу с учащимися. Следует помнить, что внешняя форма руки,

её движений всегда определяется функцией этих движений. Основная

функция руки и пальцев - брать различные предметы и манипулировать ими.

Поэтому, выбирая форму кисти, следует исходить не из её положения в

состоянии покоя (в традиционной форме яблока), а из необходимости ей

работать. Форма руки: естественная, слегка закруглённая форма пальцев,

дающая возможность свободных движений. Опора не в так называемые

«косточки» (пястные фаланговые суставы), а дальше в мякоть, в середину

ладони. Широкое положение ладони является условием независимости

пальцев. При этом следить за тем, что ни один сустав пальцев не

прогибается. Известно, что Ф. Шопен начинал свои занятия с простейшего

упражнения «нон-легато» (поп legato), при котором пальцы находятся в

самом естественном, удобном, «природном» положении (клавиатура под

ладонью). При игре упражнений руки лежат на клавиатуре, но не давят на

неё. Пальцы полусогнуты, и своими «подушечками» активно сцеплены с

клавишами. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна

занимать больше половины фаланги. В результате, между первым и вторым

пальцами образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев организует

естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет

положение кисти на уровне этого «купола». Особая роль принадлежит

первому, пятому пальцам, как упругим «столбикам», на которых держится

вся конструкция.

Педагогу следует постоянно проверять состояние рук ученика при игре.

Постепенное усложнение задач, встречающихся перед учеником, может

вызвать напряжение какой-либо части игрового аппарата, а напряжение,

ставшее привычным, устранить чрезвычайно трудно.

1. Упражнение.

Психологически настраивать на извлечение звука естественным

движением, а не каким - то особенным, непривычным. Считайте до четырёх.

Перед началом упражнения и на паузах (счёт три-четыре) руки спокойно

лежат на коленях. На счёт: раз, два извлекайте звук третьим пальцем, а потом

всеми по очереди, спокойно в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до

конца звучание струны, играть по заданным клавишам в разных октавах.

«Звук» возникает и «перемещается» в подмышечную часть руки ученика.

2. Упражнение.

«Разлёты», «Перелёты», «Радуга».

Перенесение рук с одной клавиши на другую. Рука при этом описывает

в воздухе полукруг. Эти упражнения воспитывают свободную ориентацию на

клавиатуре. Движения скупые и точные. Перенос рук широким, дуговым

движением правую вверх, левую вниз, играть третьим пальцем, а в

дальнейшем каждым пальцем по очереди, по заданным клавишам, для

учеников дошкольного, младшего школьного возраста эти упражнения

можно играть со словами:

«Ой, ты радуга-дуга! Под тобой лежат луга!

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую».

3. Упражнение на двойные ноты «Кузнечики».

Играть по двум черным клавишам (до, ре) 2,3 пальцами: перенести их

через

октаву, рука при этом в воздухе описывает полукруг. Можно

иллюстрировать словами:

«Прыг-скок - на листок. А потом на цветок.

А потом на сучок, Прыг-скок».

4. Упражнение «Лесенка», «Звукоряд».

Перенос заданного пальца подряд по звукоряду.

Следить за рукой. Педагогу представляется возможность самому

придумывать различные варианты упражнений, в зависимости от

конкретных задач, возникающих в процессе работы с учеником. Во время

работы, важно привлечь внимание ученика к пониманию этих движений.

6. Знакомство с ритмом.

На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что

мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый

метроритм. Нет никакой необходимости давать объяснения, почему одни

длительности названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки

связываются с одним наименованием, короткие с другим. Создаются

ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической

записи, причём без всякого счёта, Ритм исполнения мелодий контролируется

слухом. Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять

и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с

ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет

смысла. Музыкальный же текст, чтобы быть попятным, обязательно должен

быть прочитан в своей временной организации.

Знакомство с порядковыми номерами пальцев, первый этап освоения

аппликатуры. Ученик, на уроке в тетради, обводит кисти рук карандашом и

подписывает порядковые номера пальцев.

Упражнение на запоминание порядковых номеров пальцев:

- давать приказы пальчикам;

- угадать какой палец спрятался;

- закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу.

Хорошее знание номеров пальцев и ориентация в них - «фундамент»,

«основа» правильной аппликатуры. Учитель рассказывает и показывает: - с

этой минуты у тебя, как у настоящего пианиста, каждый палец будет иметь

свой номер. Самый сильный - большой палец - будет называться «первый» и

обозначаться цифрой «1». Самый подвижный - указательный палец - будет

называться «второй» и обозначаться цифрой «2». Самый длинный - средний

палец - будет называться «третий» и обозначаться цифрой «3». Самый

неловкий - безымянный палец - будет называться «четвертый» и

обозначаться цифрой «4». Самый слабый палец - мизинец- будет называться

«пятый» и обозначаться цифрой «5». Запомни эти новые

названия своих пальцев, и по-другому их больше не называй.

7. Аппликатурные навыки

Знакомство с порядковыми номерами пальцев, первый этап освоения

аппликатуры. Ученик, на уроке в тетради, обводит кисти рук карандашом и

подписывает порядковые номера пальцев.

Упражнение на запоминание порядковых номеров пальцев:

- давать приказы пальчикам;

- угадать какой палец спрятался;

- закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу.

Хорошее знание номеров пальцев и ориентация в них - «фундамент»,

«основа» правильной аппликатуры. Учитель рассказывает и показывает: - с

этой минуты у тебя, как у настоящего пианиста, каждый палец будет иметь

свой номер. Самый сильный - большой палец - будет называться «первый» и

обозначаться цифрой «1». Самый подвижный - указательный палец - будет

называться «второй» и обозначаться цифрой «2». Самый длинный - средний

палец - будет называться «третий» и обозначаться цифрой «3». Самый

8. Знакомство с нотной грамотой

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают

сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к

озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как

ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает

внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и

легко находит нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на

ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью

находит на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет

удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш

глазами и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый

проверенный метод-рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков.

Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно

ученик легко запоминает ноты-до, ре, ми (две сестрички), ноты-фа, соль, ля,

си (три братика). Через несколько уроков дети свободно находят все нужные

клавиши. В своей методике обучения я пробовала систему цвета-

музыкальных представлений Исаака Ньютона, который вывел соответствие

цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы. По Ньютону

каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо

запоминали цвета, но плохо запоминали на какой линейке или между

какими пишутся ноты глазами отыскивая цвет. Чтобы как-то выйти из

затруднительного положения я начала терять цветные карандаши, объясняя,

что нотка потеряла свой цвет и теперь она, например, черная или черно-

белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не

возвращалась. Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с

длительностями нот Самый распространённый метод-приносим на урок

большое красивое яблоко. Целое яблоко-целая нота, разрезаем на две

половины-две половинные ноты и т.д. Одновременно с длительностями нот

изучаем паузы. Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.

Диез

Ну, а это что за знак?

Чем усердно занят так?

– Я диез, Бемоля брат.

Сообщить вам очень рад

Про свою работу –

повышаю ноту.

– А скажи, насколько?

– На полтона только.

Бемоль

Что за знак написан тут?

Для чего он, как зовут?

– Звать меня бемоль, друзья.

Понижаю ноту я.

– А скажи, на сколько?

– На полтона только.

Бекар

Вот бекар – знак непростой:

музыкальный постовой.

За порядком наблюдает,

эти знаки отменяет.

Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на

фортепиано? Это непростой вопрос и внимательный, вдумчивый

преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок

свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в

мир музыки.

10. Слушание музыки в исполнении педагога

Педагог должен систематически знакомить учеников с самыми

разными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать её,

обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус.

Музыкальный материал подбирается таким образом, чтобы ученики могли

сопоставить, сравнить произведение контрастного характера или, наоборот,

найти отличительные черты в близких по содержанию пьесах. Реализуется

задача воспитания интереса учащегося к музыкальным занятиям.

Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки.

Марши.

1. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»)

2. Р. Шуман. «Марш». («Альбом для юношества»).

Танцы.

1. М. Глинка. «Полька».

2. А. Гречанинов. «Вальс».

3. П. Чайковский. «Вальс» из балета «Спящая красавица»; «Танец

маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

4. Д. Шостакович. «Вальс».

Песни.

1. Л. Бетховен. «Сурок».

2. П. Чайковский. «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»,

«Немецкая песенка», «Старинная французская песенка». («Детский

альбом»).

Старинные танцы.

1 И. С. Бах. «Менуэт», «Полонез», «Волынка». («Нотная тетрадь» А.- М.

Бах»).

2. Л. Бетховен. «Экосез»

3. Л. Моцарт. «Бурре».

Детские игры.

1. А. Хачатурян. «Скакалка».

2. П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Похороны

куклы». («Детский альбом»).

11. Заключение

Когда в начальном периоде музыкальное образование преобладает над

музыкальным восприятием, ученику многое становится трудным, пропадает

стремление к общению с музыкой. Чтобы ребенок мог осознать основы

музыкальной грамоты необходимо подготовить его слух, мышление, ритм,

движение, внимание, пальцы, эмоциональное восприятие. Это важная

вступительная стадия работы начальный период обучения. Результаты

работы, первое выступление ребенка перед слушателями-все это возможно

лишь после того, как музыкальное воспитание проявило и укрепило

природные данные, создало основу для приобщения ученика к дисциплине

музыкального слуха, ритма, исполнительского контроля за звучанием

музыкального произведения. Запоминается все то, что было в первый раз.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок запомнил свои первые занятия на

фортепиано, как приятное, привлекательное, эмоционально яркое событие.

Он должен справляться сразу со многим, чему его учат и у него должно все

получиться! А уже потом будет упорный труд-по мере таланта. Но в самом

начале ребенок должен восхититься и собой и музыкой. Фортепиано-высоко

профессиональный инструмент и требует, чтобы ему было отдано много сил,

внимания и времени. Занятия ребенка в музыкальной школе откладывают

отпечаток и на укладе всей его семьи поэтому на преподавателя фортепиано

ложится ответственность за эмоциональный настрой не только ученика, но и

всей семьи. «Надо сделать интересными для ребят начальные занятия

музыкой, избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у

ребёнка стойкую неприязнь к музыке»

А. Ф. Березняк

Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является

игра. Именно в процессе игры у ребёнка формируются не только

двигательно-технические навыки, но и развиваются внимание, воображение,

управление своим поведением. Полезны игры, отвечающие следующим

требованиям:

- способность порождать интерес у детей;

- обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании

умений, навыков;

- доступность в игре для ребёнка источников новых знаний, умений,

навыков.

Обучению двигательным навыкам, приёмам игры способствуют

упражнения для формирования навыков звукоизвлечения. Изучение нот

должно начаться лишь тогда, когда педагог убеждён, что ученик способен

играть, руководствуясь слухом. Развитие взаимосвязи слуховых

представлений с двигательно-техническими навыками происходит в

процессе подбора мелодий по слуху, в игре в ансамбле с педагогом.

Обучение игре на фортепиано способствует не только формированию

навыков игры, но и помогает развитию творческих способностей, воспитанию

трудовых навыков, музыкального мышления.

Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога.

Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится

на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора

сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность

своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему

собственный путь.

Список литературы

1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие

[Текст]/А.Д.Артоболевская. - М.: Советский композитор, 1987. - 101с.

2. Баренбойм, Л.А., Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих

обучаться игре на фортепиано [Текст]/Л.А.Баренбойм, Н.Н.Перунова. - Л:

Советский композитор, 1988. -168 с.

3. Барсукова, С.А. Азбука игры на фортепиано: Учебно-методическое

пособие [Текст]/С.А.Барсукова. - Ростов н/Д.; Феникс, 2004. -128с.

4. Белованова, М.Е. Музыкальный учебник для детей [Ноты]: для

фортепиано/ Маргарита Белованова. - Учебник. - Ростов н/Д.: Феникс,

2004.-192 с.

5. Горошко, Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких

[Текст]/Н.Н.Горошко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 178с.

6. Милич, Б.Е. Маленькому пианисту. Фортепиано [Текст]/Б.Е.Милич. -

Кифара, 1997. -125 с.

7. Поливода, Б.А. Школа игры на фортепиано: 110 новых пьес. -

Учебно- методическое пособие [Текст]/ Б.А. Поливода, В.Е. Сластененко. -

Ростов н/Д.: Феникс, 2009. -136 с.

8. Тургенева, Э.Ш. Пианист - фантазёр: Учебное пособие по развитию

творческих навыков и транспортированию. Часть I [Текст]/Э.Ш. Тургенева,

А.Н.Малюков. -М.: Советский композитор, 1987. - 79с.

9. Туркина, Е.В. Котёнок на клавишах. Фортепиано для самых

маленьких [Текст]/Е.В.Туркина. -СПб.: Композитор, 2003. - 91с.

10.Шмитд-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических

навыков[Текст] /А.А.Шмидт-Шкловская. - л.: Музыка, 1985. - 69с.



В раздел образования