Напоминание

С севера на юг


Автор: Ганеева Аниса Халимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №119
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: С севера на юг
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока окружающий мир в 4 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока:

С севера на юг.

Цели: способствовать формированию представлений о природных зонах России,

первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной

информацией и анализа полученной информации, со значением природных зон для

человека, с понятием высотная вертикальная поясность, развивать познавательную

активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты

Предметные: овладеть способностью понимать и формулировать учебную

задачу урока;

знать и уметь называть основные природные зоны России, пользоваться

картой природных зон и физической картой, как источником информации,

дать ответ, почему происходит смена природных зон, причины смены зон

в области высотной поясности.

Метапредметные: добывать новые знания. отвечать на вопросы. обобщать

полученные знания и формулировать выводы из изученного материала,

взаимодействовать в паре при выполнение учебных заданий, оценивать

свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать уникальность природного многообразия России

и его ценность как нашего общего достояния.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративная, частично-

поисковая, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, карта физическая, карта

«Природные зоны России»

Ход урока:

I.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира.

Скажите, над каким разделом учебника мы работаем? ( «По

родным просторам») На прошлом уроке с какой темой

познакомились? («Путешествие по морским просторам»)

- Правильно, мы путешествовали по морям, которые омывают

нашу страну. Незаменимой нашей помощницей была…(карта).

-А что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной

поверхности)

-Нужны ли путешественнику знания природы?(…) Давайте

узнаем, достаточно ли у вас знаний для дальнейшего

«путешествия».

II. Актуализация знаний. Проверка

домашнего задания.

1.

-

Проведем небольшую проверку ваших знаний с помощью теста.Вы

ответите на вопросы (5 мин дается).

Взаимопроверка.(Учитель читает, дети проверяют, из данных 4-х

ответов должен быть выбран правильный ответ, если правильно,

рядом ставят+)

- Критерии оценивания на доске. (Оценивают).

- Итак, поднимите руку, сколько человек выполнили на «5», на

«4»ит.д.

2. Работа с картой.

-Попрошу выйти с каждого ряда по 1 ученику. Нужно выбрать себе

задание ( задания в конвертах).

1 конверт.

Показать на карте моря Тихого океана, которые омывают нашу страну.

2 конверт.

Показать на карте моря Атлантического океана, которые омывают нашу

страну.

3 конверт.

Показать на карте моря Северно-Ледовитого океана, которые омывают

нашу страну.

Доп. вопросы классу:

- А Каспийское море? ( Это не море, т.к. оно не соединено с океаном).

- Сколько всего морей омывают берега России? (12 морей).

-Почему так много? ( Страна очень большая, просторная.)

-Да, наша страна так широко раскинулась, вот об этом Рената прочитает

нам стихотворение, мы сейчас дадим ей слово.

III. Самоопределение к деятельности.

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса, и горы.

И север есть у нас, и юг

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг

Там холода и вьюги.

В Москве спать ложатся сейчас.

Луна глядит в оконце

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

Н.Забила.

-Какие картины природы увидел автор на севере нашей страны? На юге?

- Действительно, настолько природа отличается, что формируется много

природных зон в нашей стране. я вам предлагаю совместными усилиями

определить какие природные зоны существуют в России с помощью

карты природных зон.

IV.Изучение темы.

1.

-Какая тема сегодняшнего урока? Кто догадается? Сформулируйте задачи

урока.( Знакомство с природными зонами, знакомство с новым видом

карты, сравнение карт)

- С какими картами мы на уроках работали? (физическая, карта

полушарий, контурная карта).

_ Что означает разные цвета на физической карте? ( высоту над уровнем

моря).

2. Работа с учебником.

- Откройте стр .74-75 учебника. Рассмотрите карту природных зон.

-Скажите, что обозначают разные цвета (Зоны природы).

-Какие природные зоны есть в нашей стране?

- Почему природные зоны сменяют друг друга с севера на юг? ( На севере

холодно, на юге тепло и т.д.).

-Знаний недостаточно, обратимся давайте к учебнику, откройте стр.76.

( Читаем, находим ответ). Почему происходит смена природных зон?

(Лучи солнца падают отвесно. Отвесно- прямо или под прямым углом

когда падают нагревается земля. Чем сильнее нагревается земля, тем

сильнее нагревается воздух и выше температура. )

- Угол, под каким падают на поверхность лучи, меняется постепенно,

поэтому как будет меняться природа? (Постепенно).

-Поэтому и есть основные природные зоны и промежуточные

(переходные).

- Как вы думаете, какие из природных зон России промежуточные?

-Остальные природные зоны называются основными. Перечислите

основные природные зоны( Показ природных зон учителем по ходу

ответов).

- Перед вами на экране карта и карта в учебнике. Сравните, чем

отличаются? ( На экране нет области высотной поясности).

-Сравните физической картой. Где располагаются области высотной

поясности(Где горы.)

- Как изменяется природа в горах? ( Ответы.)Какое явление называется

высотной поясностью, найдите на стр. 76.

V. Беседа.

- Высотная поясность- это закономерная смена природных условий и

ландшафтов в горах по мере возрастания высоты(высоты над уровнем

моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное

сходство в климатических особенностях, размещении растительности и

почв.

Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при

подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 С,

уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает

интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2-3 км

увеличиваются облачность и количество осадков. В результате t воздуха

снижается по мере роста высоты. Кроме того, происходит уменьшение

количества осадков из-за барьерного эффекта- горы создают барьер при

продвижении облаков.

- Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? ( Понижается t-

ра, давление воздуха, мало кислорода, больше ультрафиолетовых лучей)

- Как вы думайте. в каких горах природа разнообразнее: в высоких или

низких?

- Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. А первая

природная зона у подножия та, в которой находятся горы.

VI.Физминутка.

VII. Работа по теме урока.

-Давайте, совершим экскурсию по природным зонам, а потом вы мне

скажете в каких природных зонах находится наша республика.

Экскурсию начинаем с севера на юг, какая природная зона самая

северная? Почему она называется Арктической пустыней? ( Ледяная

пустыня. Очень мало растительности и животных, в самых суровых есть

растительность и животные.)

-А как выживают эти животные?( Их кормит океан).

-Какая природная зона сменяет Арктическую пустыню? (Тундра.)Да,

животный мир и растительность богаче, чем в Арктике. В летнее время t

C выше. Много озер и болот, связано стаиванием снега, эта вода

испаряется медленно из-за низкой температуры.

-Какой писатель посвятил свое творчество природе, людям тундры? (Ю.

Рэтхэу.)

-Какая следующая зона южнее тундры? (Лесотундра.)Это переход к

лесной зоне. Мы движемся южнее, раз южнее –теплее, поэтому и больше

растительности и животного мира.

-Лесная зона-южнее, становится теплее, достаточно много влаги. Это

соотношении тепла и влаги оказывает благоприятное влияние для роста

деревьев. Леса занимают больше половины территории России. Лесное

пространство подразделяется еще на какие зоны? ( Тайга, смешанные и

широколиственные)

- Следующая зона южнее лесных зон? (Лесостепи.)Это переход к степной

зоне. В степях еще теплее, почему мало деревьев? ( В основном только

травы. Мало осадков, для роста деревьев не хватает влаги.)

-Следующая-пустыня. А какая промежуточная зона между степью и

пустыней? ( Полупустыни.) Правильно, полупустыни в России

охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь

мало. Занимают небольшие площади по берегам Каспийского моря, к

западу и к востоку от низовьев Волги.

- Основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. В

этой зоне лежат такие страны, как Греция, Италия. К нам субтропическая

зона словно заглядывает, чтобы подарить настоящее чудо южной

природы.

- А теперь кто сможет сказать, в каких из этих природных зон находится

наша республика? ( Лесная,горная тайга лесостепь,степная) Вот какая

разнообразная природа нашего края. Башкортостан в нескольких

природных зонах находится.

VI. Закрепление изученного материала. Рефликсия.

1.Работа по учебнику. Учащиеся в парах работают по рубрике

« Подумаем!» стр. 77

2.Игра « Найди свое место»

Учитель раздает карточки, где написаны названия зон.

-Выходят те, у кого карточки с названиями основных зон. Встаньте в

том порядке, как зоны сменяются. А промежуточные зоны займите

свои места.

Можно еще раз повторить для закрепления.

3. Выполнение задания № 3 в рабочей тетради стр. 44.Проверочная

работа с последующей взаимопроверкой .

-В каких природных зонах вы побывали когда путешествовали с

родителями? Где бы хотели побывать?

VII. Подведение итога урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Почему происходит смена природных зон?

-Чем объясните смену природных зон в области высотной поясности?

-В какой природной зоне мы живем?

VIII. Домашнее задание.

Прочитать статью на стр.76, р/т. стр.45, задание 6

Небольшое сообщение о животном мире или о растительности Арктики

( по выбору). Подумать, что тебе хотелось бы узнать о природных зонах

России.



В раздел образования