Автор: Ганеева Аниса Халимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №119
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: разработка урока
Тема: С севера на юг
Раздел: начальное образование
Конспект урока окружающий мир в 4 классе. УМК «Перспектива»
Тема урока:
С севера на юг.
Цели: способствовать формированию представлений о природных зонах России,
первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной
информацией и анализа полученной информации, со значением природных зон для
человека, с понятием высотная вертикальная поясность, развивать познавательную
активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
Планируемые результаты
Предметные: овладеть способностью понимать и формулировать учебную
задачу урока;
знать и уметь называть основные природные зоны России, пользоваться
картой природных зон и физической картой, как источником информации,
дать ответ, почему происходит смена природных зон, причины смены зон
в области высотной поясности.
Метапредметные: добывать новые знания. отвечать на вопросы. обобщать
полученные знания и формулировать выводы из изученного материала,
взаимодействовать в паре при выполнение учебных заданий, оценивать
свои достижения на уроке.
Личностные: осознавать уникальность природного многообразия России
и его ценность как нашего общего достояния.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративная, частично-
поисковая, индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, карта физическая, карта
«Природные зоны России»
Ход урока:
I.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира.
Скажите, над каким разделом учебника мы работаем? ( «По
родным просторам») На прошлом уроке с какой темой
познакомились? («Путешествие по морским просторам»)
- Правильно, мы путешествовали по морям, которые омывают
нашу страну. Незаменимой нашей помощницей была…(карта).
-А что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной
поверхности)
-Нужны ли путешественнику знания природы?(…) Давайте
узнаем, достаточно ли у вас знаний для дальнейшего
«путешествия».
II. Актуализация знаний. Проверка
домашнего задания.
1.
-
Проведем небольшую проверку ваших знаний с помощью теста.Вы
ответите на вопросы (5 мин дается).
Взаимопроверка.(Учитель читает, дети проверяют, из данных 4-х
ответов должен быть выбран правильный ответ, если правильно,
рядом ставят+)
- Критерии оценивания на доске. (Оценивают).
- Итак, поднимите руку, сколько человек выполнили на «5», на
«4»ит.д.
2. Работа с картой.
-Попрошу выйти с каждого ряда по 1 ученику. Нужно выбрать себе
задание ( задания в конвертах).
1 конверт.
Показать на карте моря Тихого океана, которые омывают нашу страну.
2 конверт.
Показать на карте моря Атлантического океана, которые омывают нашу
страну.
3 конверт.
Показать на карте моря Северно-Ледовитого океана, которые омывают
нашу страну.
Доп. вопросы классу:
- А Каспийское море? ( Это не море, т.к. оно не соединено с океаном).
- Сколько всего морей омывают берега России? (12 морей).
-Почему так много? ( Страна очень большая, просторная.)
-Да, наша страна так широко раскинулась, вот об этом Рената прочитает
нам стихотворение, мы сейчас дадим ей слово.
III. Самоопределение к деятельности.
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса, и горы.
И север есть у нас, и юг
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг
Там холода и вьюги.
В Москве спать ложатся сейчас.
Луна глядит в оконце
Дальневосточник в тот же час
Встает, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Н.Забила.
-Какие картины природы увидел автор на севере нашей страны? На юге?
- Действительно, настолько природа отличается, что формируется много
природных зон в нашей стране. я вам предлагаю совместными усилиями
определить какие природные зоны существуют в России с помощью
карты природных зон.
IV.Изучение темы.
1.
-Какая тема сегодняшнего урока? Кто догадается? Сформулируйте задачи
урока.( Знакомство с природными зонами, знакомство с новым видом
карты, сравнение карт)
- С какими картами мы на уроках работали? (физическая, карта
полушарий, контурная карта).
_ Что означает разные цвета на физической карте? ( высоту над уровнем
моря).
2. Работа с учебником.
- Откройте стр .74-75 учебника. Рассмотрите карту природных зон.
-Скажите, что обозначают разные цвета (Зоны природы).
-Какие природные зоны есть в нашей стране?
- Почему природные зоны сменяют друг друга с севера на юг? ( На севере
холодно, на юге тепло и т.д.).
-Знаний недостаточно, обратимся давайте к учебнику, откройте стр.76.
( Читаем, находим ответ). Почему происходит смена природных зон?
(Лучи солнца падают отвесно. Отвесно- прямо или под прямым углом
когда падают нагревается земля. Чем сильнее нагревается земля, тем
сильнее нагревается воздух и выше температура. )
- Угол, под каким падают на поверхность лучи, меняется постепенно,
поэтому как будет меняться природа? (Постепенно).
-Поэтому и есть основные природные зоны и промежуточные
(переходные).
- Как вы думаете, какие из природных зон России промежуточные?
-Остальные природные зоны называются основными. Перечислите
основные природные зоны( Показ природных зон учителем по ходу
ответов).
- Перед вами на экране карта и карта в учебнике. Сравните, чем
отличаются? ( На экране нет области высотной поясности).
-Сравните физической картой. Где располагаются области высотной
поясности(Где горы.)
- Как изменяется природа в горах? ( Ответы.)Какое явление называется
высотной поясностью, найдите на стр. 76.
V. Беседа.
- Высотная поясность- это закономерная смена природных условий и
ландшафтов в горах по мере возрастания высоты(высоты над уровнем
моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное
сходство в климатических особенностях, размещении растительности и
почв.
Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при
подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 С,
уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает
интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2-3 км
увеличиваются облачность и количество осадков. В результате t воздуха
снижается по мере роста высоты. Кроме того, происходит уменьшение
количества осадков из-за барьерного эффекта- горы создают барьер при
продвижении облаков.
- Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? ( Понижается t-
ра, давление воздуха, мало кислорода, больше ультрафиолетовых лучей)
- Как вы думайте. в каких горах природа разнообразнее: в высоких или
низких?
- Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. А первая
природная зона у подножия та, в которой находятся горы.
VI.Физминутка.
VII. Работа по теме урока.
-Давайте, совершим экскурсию по природным зонам, а потом вы мне
скажете в каких природных зонах находится наша республика.
Экскурсию начинаем с севера на юг, какая природная зона самая
северная? Почему она называется Арктической пустыней? ( Ледяная
пустыня. Очень мало растительности и животных, в самых суровых есть
растительность и животные.)
-А как выживают эти животные?( Их кормит океан).
-Какая природная зона сменяет Арктическую пустыню? (Тундра.)Да,
животный мир и растительность богаче, чем в Арктике. В летнее время t
C выше. Много озер и болот, связано стаиванием снега, эта вода
испаряется медленно из-за низкой температуры.
-Какой писатель посвятил свое творчество природе, людям тундры? (Ю.
Рэтхэу.)
-Какая следующая зона южнее тундры? (Лесотундра.)Это переход к
лесной зоне. Мы движемся южнее, раз южнее –теплее, поэтому и больше
растительности и животного мира.
-Лесная зона-южнее, становится теплее, достаточно много влаги. Это
соотношении тепла и влаги оказывает благоприятное влияние для роста
деревьев. Леса занимают больше половины территории России. Лесное
пространство подразделяется еще на какие зоны? ( Тайга, смешанные и
широколиственные)
- Следующая зона южнее лесных зон? (Лесостепи.)Это переход к степной
зоне. В степях еще теплее, почему мало деревьев? ( В основном только
травы. Мало осадков, для роста деревьев не хватает влаги.)
-Следующая-пустыня. А какая промежуточная зона между степью и
пустыней? ( Полупустыни.) Правильно, полупустыни в России
охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь
мало. Занимают небольшие площади по берегам Каспийского моря, к
западу и к востоку от низовьев Волги.
- Основная часть субтропической зоны находится южнее нашей страны. В
этой зоне лежат такие страны, как Греция, Италия. К нам субтропическая
зона словно заглядывает, чтобы подарить настоящее чудо южной
природы.
- А теперь кто сможет сказать, в каких из этих природных зон находится
наша республика? ( Лесная,горная тайга лесостепь,степная) Вот какая
разнообразная природа нашего края. Башкортостан в нескольких
природных зонах находится.
VI. Закрепление изученного материала. Рефликсия.
1.Работа по учебнику. Учащиеся в парах работают по рубрике
« Подумаем!» стр. 77
2.Игра « Найди свое место»
Учитель раздает карточки, где написаны названия зон.
-Выходят те, у кого карточки с названиями основных зон. Встаньте в
том порядке, как зоны сменяются. А промежуточные зоны займите
свои места.
Можно еще раз повторить для закрепления.
3. Выполнение задания № 3 в рабочей тетради стр. 44.Проверочная
работа с последующей взаимопроверкой .
-В каких природных зонах вы побывали когда путешествовали с
родителями? Где бы хотели побывать?
VII. Подведение итога урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Почему происходит смена природных зон?
-Чем объясните смену природных зон в области высотной поясности?
-В какой природной зоне мы живем?
VIII. Домашнее задание.
Прочитать статью на стр.76, р/т. стр.45, задание 6
Небольшое сообщение о животном мире или о растительности Арктики
( по выбору). Подумать, что тебе хотелось бы узнать о природных зонах
России.