"Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии"
Автор: Кадцина Елена Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ НГО "Центр творчества" Населённый пункт: Свердловская обл., г.Невьянск Наименование материала: статья Тема: "Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии" Раздел: дополнительное образование
Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста
средствами хореографии.
Развитие у каждого человека способности воспринимать мир красоты во
всем
его
разнообразии
и
создавать
прекрасное
в
окружающей
действительности, повседневной жизнедеятельности - необходимое условие
социального
прогресса.
Через
прекрасное
человечество
глубже
познает
реальный
мир
и
самого
себя,
передает
духовный
опыт
подрастающим
поколениям.
Непрерывное
развитие
отечественной
педагогической
науки,
совершенствование образования и воспитания обусловливают необходимость
поиска новых подходов к формированию духовных ценностей личности, ее
эмоциональному и эстетическому совершенствованию, поиска новых форм
организации эстетического воспитания. Важным источником и средством
овладения культурой, выработки у подрастающего поколения эстетического
отношения к миру, развития человеческих эмоций, формирования творческой
личности является эстетическое воспитание.
Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как
процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания
личности
и
соответствующей
ему
деятельности
и
рассматривает
его
в
качестве
одного
из
универсальных
аспектов
культуры
личности,
обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим
становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений
реальности.
Целью эстетического воспитания в современной школе России является
формирование
всесторонне
развитой
личности,
способной
воспринимать,
чувствовать и оценивать прекрасное (трагическое, комическое, безобразное)
во всех сферах жизни, искусстве, поведении, труде, быту и др. Эстетическое
воспитание
осуществляется
в
единстве
с
приобщением
подрастающего
поколения к духовной культуре и творчеству во всех видах деятельности.
Не будет преувеличением сказать, что эстетическим воспитанием
занимались и занимаются великие умы всех времен и народностей. Платон и
Аристотель
–
вершины
философской
мысли
античности,
соединившие
в
эстетическом воспитании нравственное, интеллектуальное и эстетическое.
Идеи эстетического воспитания, зародившись в Греции, были восприняты
другими культурами.
Термин
«эстетика»
происходит
от
греческого
«aisteticos»
(воспринимаемый
чувством).
Философы-материалисты
считали,
что
объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в
основу системы эстетического воспитания.
Осознание значимости эстетического воспитания прошло ряд этапов
развития.
Образно,
на
основе
душевного
строя
чувств,
через
практику
осваивался,
осязался
мир. Начальной «школой» эстетического воспитания
была мифология, миф являлся универсальным инструментом воспитания.
В средние века, когда официально церковь властвовала над всем, когда
христианство являлось педагогическим движением морально-религиозного
направления
новым
качеством
средневекового
воспитания
становится
систематическое
психологическое
самонаблюдение,
самоанализ,
самовоспитание собственного душевного мира.
Эпоха Возрождения выдвинула в качестве ведущего – принцип гуманизма,
возрождая принцип античной эстетики: человек есть мера прекрасного.
В Италии с XV века появляются трактаты о воспитании (до нас дошло 11
трактатов по педагогике) П.Верджерио, М.Веджио, Д.Манетти, Л.Б.Аретино.
Художественное
воспитание
тесно
связывалось
с
вопросами
общего
воспитания.
В историю эстетического воспитания особый вклад внесли выдающиеся
педагоги
Я.А.Коменский
и
И.Г.Песталоцци,
у
которых
эстетическое
–
немаловажный
фактор
воспитывающего
обучения
соответственно
природосообразности.
В эпоху Просвещения выдвинулись новые проблемы эстетического
воспитания и вкуса, подчеркивалось индивидуально-субъективное начало в
эмоциональном восприятии прекрасного.
Исследования, посвященные истории образования в России, говорят о
том,
насколько
неотделимо
эстетическое
воспитание
от
уклада
жизни
россиян,
от
глубокой
связи
с
обрядо
-
языческим
и
православным
мировоззрением, от фольклорного наследия, от общего образования и
в о с п и т а н и я
в
с е м ь е
и
ш к о л е .
Эстетическое
воспитание,
пронизанное
нравственностью,
добродетелью
находилось под властью «церковной педагогики» вплоть до эпохи Петра I.
С высоты сегодняшнего дня в эстетико-педагогическом отношении
«вершинами» представляются В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, К.Н.
Вентцель,
Н.И.
Пирогов
и
особенно
К.Д.
Ушинский,
Л.Н.
Толстой
-
сторонники
свободного
воспитания
в
системе
психолого-педагогических
воззрений которых центральное место занимала проблема личности.
В период советской эпохи среди высказываний по эстетическому
воспитанию выделим те, которые исходят не от воздействия педагога на
ученика,
а
от
обратной
связи:
поиска
педагогом
ключика
в
душе
воспитуемого. В свете данного исследования Сухомлинский видел прежде
всего
человеческие
отношения
при
передаче
знаний,
умел
воспринимать
эстетическое во всех проявлениях жизни и учил этому детей, особую роль
отводил искусству.
Художественное творчество в разных проявлениях занимает важное
место
в
духовном,
нравственном,
эстетическом
воспитании
детей.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и
эстетического
воспитания.
Без
него,
без
формирования
способности
к
эстетическому
творчеству
невозможно
решить
важнейшую
задачу
всестороннего и гармоничного развития личности.
Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое
внимание
на
эстетическое
воспитание
детей
дошкольного
и
младшего
школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего
школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения
эстетического
воспитания
и
формирования
нравственно-эстетического
отношения
к
жизни».
Автор
подчеркивает,
что
именно
в
этом
возрасте
осуществляется
наиболее
интенсивное
формирование
отношений
к
миру,
которые
постепенно
превращаются
в
свойства
личности.
Нравственно-
эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и
сохраняются
в
более
или
менее
неизменном
виде
на
всю
жизнь.
Они
способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного.
Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в
посещении
концертов,
театров,
рисовании,
просмотра
фильма,
занятий
хореографией. После чего дети часто изображают увиденное. Они еще не
знают, что это и есть эстетическое отношение. Сильные эмоциональные
переживания надолго сохраняются в памяти, облегчают процесс выработки
убеждений, навыков и привычек поведения, нередко превращаются в мотивы
и стимулы поведения.
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной
сфере.
Мотивы
отношения
детей
к
искусству,
красоте,
действительности
осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что
к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный
мотив.
Это
проявляется
в
том,
что
ребята
относятся
к
искусству
и
действительности именно эстетически.
Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них
эмоционально
окрашенное
отношение.
Младшие
школьники
не
умеют
сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень
непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха,
удовольствия или неудовольствия. Таким образом, необходимо практиковать
постоянное создание радостной атмосферы.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном
возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, связанное с
преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением
их в новые сочетания, комбинации. Развитие воображения у школьников
создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное
эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые
включается
ребенок,
выступает
как
одно
из
важнейших
условий
комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи
появляются и новые требования, которые предъявляются к деятельности,
развивающие
творческие
способности
ребенка.
Это
творческий
характер
деятельности,
оптимальный
уровень
ее
трудности
для
ее
исполнителя,
должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя
в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном
возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных
процессов
школьника.
Например,
формирование
эстетических
идеалов
у
детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе
воспитания
жизненные
отношения,
идеалы
претерпевают
изменения.
В
отдельных
условиях
под
влиянием
товарищей,
взрослых,
произведений
искусства,
жизненных
потрясений
идеалы
могут
претерпевать
коренные
изменения.
«Педагогическая
суть
процесса
формирования
эстетических
идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с
самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные
идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между
людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и
увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной
деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно субъектом и
объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. Если
жизнедеятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она
постоянно
заставляет
его
думать
и
сама
по
себе
становится
достаточно
привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Это
само по себе становится действенным стимулом к приложению необходимых
усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей, открытия
для себя
новых знаний, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Такая практика укрепляет в ребёнке положительную самооценку, повышает
уровень
притязаний,
порождает
в
себе
уверенность
и
чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность
находится
в
зоне
оптимальной
трудности,
т.е.
на
пределе
возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.
С. Выготский называл зоной потенциального развития.
Художественно-эстетическая деятельность стимулирует содержательный
обмен
духовными
ценностями,
способствует
эмоциональному
развитию
воспитанников, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия,
совместного
ощущения
эмоционально-нравственной
атмосферы
и
ее
сотворчества.
В
формировании
эстетической
и
художественной
культуры
личности
искусство
хореографии
является
важнейшим
аспектом
эстетического воспитания. Занятия этим искусством приносят ребёнку такие
ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо
иных источников.
Хореография – это один из самых богатых источников эстетического
воздействия на ребенка. Прежде всего, он формирует художественное «Я»
ребенка,
влияет
на
правильную
осанку,
знакомит
с
основами
актерского
мастерства, этикета, манеры поведения.
Ребенок, обладающий балетной осанкой, захватывает окружающих. Но ее
формирование – процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера,
которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти
качества
годами
воспитываются
педагогами-хореографами
и
определяют
успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни,
движет детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом
стоящего
в
танце,
нельзя
опоздать,
потому
что
в
зависимости
от
тебя
находятся
другие.
Нельзя
не
изучить,
не
выполнить,
не
доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в
хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они
выделяются
не
только
своей
осанкой,
но
и
прической,
чистотой
и
элегантностью
ношения
обычной
одежды.
Воспитание
этикета
является
одной из важнейших сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота
о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией
решают
эти
задачи.
Хореографическое
искусство
для
ребенка
является
дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее.
Таким образом, занятия хореографией имеют большое значение для
эстетического
развития
детей.
Дети
начинают
чувствовать
эстетику
поведения в быту, подтянутость и вежливость становятся нормой поведения.
Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом
своего
костюма
и
прически.
Хореография
как
средство
эстетического
воспитания
имеет
большое
значение
в
эстетическом
развитии
младших
школьников, поскольку средства танцевального искусства прививают любовь
к прекрасному.
Формы и методы воспитания детей в творческом коллективе
1.
Приступая к постановочной работе, рассказываю детям об истории
народа, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах,
традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все
это необходимо объяснить на доступном для них языке, возможно с
показом
красочных
иллюстраций,
преподне сти
мат е р и а л
эмоционально, выразительно.
2.
В
целях
повышения
эффективности
воспитательной
работы
важно
использовать
проблемную
методику.
В
процессе
занятий
возможно
предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить
ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их
программы
обучения.
Дети
сначала
робко,
а
потом
и
смело,
при
поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу
Каждый
прожитый
день,
каждое
занятие,
репетиция
или
концерт
изменяют интересы и возможности детей.
3.
Специально
подбираю
репертуар
по
их
возрасту,
что
способствует
формированию возвышенных идеалов.
4.
Совместно анализируем
концертные выступления
коллектива. Я
останавливаюсь
как
на
положительных,
так
и
на
отрицательных
моментах
программы.
Важно
уделить
внимание
каждому
ребенку,
учитывая
его
индивидуальные
особенности
характера.
Вовремя
сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом
помогут раскрыться способностям детей.
5.
Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен
опытом между коллективами и творческая помощь друг другу. Участие
детей в концертах, конкурсах, фестивалях придает стимул в учебно-
тренировочной
работе,
позволяет
приобрести
опыт
собственной
творческой деятельности. А конкретные успехи доставляют радость
детям.
6.
Проводим вечера отдыха с участием детей и родителей (Новый год,
заключительное мероприятие в конце года).
7.
Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость
детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так
как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
8.
Исполнительское
мастерство
педагога-руководителя,
е го
профессиональный
показ
должен
восхищать
детей,
вызывать
стремление ему подражать, эстетически развивать.
9.
Использую
в
хореографической
деятельности
игровые
технологии,
включаю в занятия элементы актёрского мастерства, что способствует
раскрепощению детей.
10. Каждую субботу на сайте (Вконтакте) выкладываю или видео по
хореографии,
или
музыкальный
материал.
Коллективный
просмотр
специальных
фильмов,
прослушивание
музыки
сближает
детей
и
педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я могу
тактично направлять детей в русло правильных рассуждений. (Дети
должны прокомментировать увиденное!)
Динамические характеристики
Наблюдение за обучающимися, фиксирование изменений в динамике их
развития,
сопоставление
имеющихся
данных
с
эталонными
позволяют
оценить
индивидуальные
особенности психомоторного,
эстетического
и
творческого развития каждого обучающегося. Развитие интереса к занятиям
по хореографии можно судить по уровню эстетического восприятия, его
эмоциональности. Психомоторное, творческое и эстетическое развитие детей
рассматриваю
в
целостности,
но
для
закрепления
динамики
развития
условно выделяю показатели по каждому направлению воспитания.
Выделяю следующие показатели критериев:
психомоторного развития – музыкальность, координация движений
(Приложение №1),
эстетического развития – эстетическое восприятие
Высокий
-
внимательное,
сосредоточенное
состояние
в
процессе
слушания музыки, импровизации и исполнении танца.
Способность
выразить свои суждения о танце.
Средний – нестабильность внимания в процессе слушания музыки,
сочетание
желания
к
танцу
с
эмоциями
равнодушия,
влияние
настроения.
Низкий – отсутствие внимания при слушании музыки и исполнении
танца,
нежелание
выразить
своих
суждений
о
танце,
музыке
(Приложение №2, Приложение №4, анкета),
творческого
развития
–
творческие
проявления
и
воображение
(Приложение №1).
Приложение №1
Критерии оценки (с использованием методик А.И.Бурениной,
М.С.Боголюбской):
Критерий
Высокий уровень
(5 баллов)
С р е д н и й
уровень
(2-4 балла)
Низкий уровень
(0-1 балл)
1. Музыкальность –
способность воспринимать и
передавать в движении образ и
основные средства выразите-
льности, изменять движения в
соответствии с фразами, тем-
пом и ритмом. Оценивается
соответствие исполнение
движений музыке (в процессе
самостоятельного исполнения –
без показа педагога).
Движения выражают
музыкальный образ,
совпадают с тонкой
нюансировкой,
фразами.
Движения
передают только
общий характер,
темп, метроритм
музыки.
Движения не
совпадают с темпом,
ритмом,
ориентированны
только на начало и
конец звучания, а
также на счет и показ
педагога.
2. Эмоциональность -
Выразительность мимики и
пантомимики, умение переда-
вать в позе, жестах разнообра-
зную гамму чувств, исходя из
музыки и содержания
композиции (радость, страх,
восторг и т.д.), умение выра-
зить свои чувства не только в
движении, но и в слове.
Дети эмоциональны,
подпевают во время
движений, мимика
богата и
выразительна.
Ребенок
неэмоционален,
мимика бедна,
движения
невыразительны,
занимает место в
отдалении от
педагога, оценка
которого его не
интересует.
3. Волевая сфера -
Волевые качества,
определяющие творческую
активность: решительность,
настойчивость,
инициативность, смелость,
выдержка и самообладание.
Ребенок преодолевает
трудности (быструю
утомляемость и
болевые ощущения), не
теряется в непри-
вычных сценических
условиях, в момент
прекращения музы-
кального сопровож-
дения, смены напра-
вления, скорости,
характера движений,
смены партнеров.
Ребенок не
всегда
справляется с
трудностями, из
предложенных
педагогом
повторов
движений
выполняет не
все (больше
половины
повторов).
Ребенок может
пропустить половину
повторов движений,
жалуется на
усталость (при
хорошем состоя-
нии здоровья),
теряется в
непривычных
условиях исполнения.
4. Воображение и творческие
проявления - умение
импровизировать под знако-
мую и незнакомую музыку на
основе освоенных на занятиях
движений, а также
придумывать собственные,
оригинальные «па».
Творческая одаренность
проявляется в особой
выразительности движений,
нестандартности пластичес-
Ребенок способен к
импровизации,
созданию новых,
оригинальных образов
и движений.
Способность к
импровизации с
использованием
знакомых
образов и
движений.
Способности к
импровизации нет,
исполняет движения
только по показу
педагога.
ких средств и увлеченности
ребенка самим процессом
движения под музыку.
5. Память - способность
запоминать музыку и
движения. В данном виде
деятельности проявляются
разнообразные виды памяти –
музыкальная, зрительная,
двигательная.
Ребенок запоминает
композицию после 3-5
исполнений по показу.
Детям
необходимо для
запоминания 6-7
повторений
композиции
вместе с
педагогом.
Потребность в
большом количестве
повторений – более 9
раз.
6. Внимание – способность
сосредотачиваться, не отвле-
каться от музыки и процесса
движения. При воплощении
элементов танца у исполни-
телей возникают следующие
объекты внимания: танец,
музыка, перемещение в
сценическом пространстве и
общение с партнерами.
Ребенок правильно
выполняет
ритмическую
композицию от начала
до конца
самостоятельно.
Ребенок выпол-
няет
композицию с
некоторыми
“помарками”,
иногда
отвлекается,
упускает “нить
движения”, ему
требуются
подсказки.
Ребенок испытывает
затруднения в
исполнении
композиции из-за
рассеянности
внимания.
7. Артистизм (особенности
сценического поведения и
самочувствия). Понятие
«артистизм» включает в себя
яркую эмоциональность,
фантазию и чувство меры. В
хореографии артистизм - это:
способность к восприятию
танцевальных композиций в
целом;
способность воспринимать и
откликаться танцевальным
движением на все
музыкальные нюансы;
способность выражать
пластикой движений
настроения, заложенные в
музыке.
Исполняя
танцевальный номер
на сцене, дети ярко
проявляют и
музыкальность, и
выразительность
пластики и мимики.
Выступают спокойно
и уверенно,
эмоционально
заразительно.
Дети исполняют
танец скованно,
робко,
неэмоционально,
иногда неритмично
(ускоряют или
замедляют движения),
- что является
следствием
воздействия на них
обстановки сцены,
чувства
неуверенности в себе.
8. Специальные
хореографические данные -
(Выводится средний балл по
всем измерениям).
Координация (согласованность
движений тела):
Шаг
(При
вертикальном
положении корпуса):
Прыжок (Во время прыжка с
натянутыми стопами):
Подъем (В положении стоя при
открывании
ноги
в
сторону
носком в пол):
Гибкость
(В
положении
стоя
лицом к опоре во время прогиба
назад
угол
между
частью
позвоночника
от
поясницы
вверх
(торсом)
и
опорой,
от
которой
корпус
отклоняется
назад):
Выворотность
(В
положении
лежа
на
спине,
поясница
прижата
к
полу,
ноги
согнуты
в
коленях, стопы
соединены):
Исполняют заданную
комбинацию без
ошибок, уверенно.
Нога свободно подни-
мается на любую
высоту выше 90
0
Расстояние от пяток до
пола значительно выше
размера стопы.
Расстояние от пятки до
пола не менее 1/2
расстояния от носка
до пятки по проекции
стопы.
Угол 90
0
и больше.
Колени свободно
лежат на полу.
Исполняют ком-
бинацию с
неболь- шими
недочетами, не
достаточно
уверенно, но ис-
правляются
после 3-5
повторов.
Поднимание
ноги на 90
0
свободно, без
напряжения.
Расстояние от
пяток до пола
не менее
размера стопы.
Расстояние от
пятки до пола
равно или
немного меньше
1/2 расстояния
от носка до
пятки по
проекции
стопы.
Угол – не менее
45 градусов.
Расстояние от
пола до коленей
не более 10 см
Исполняют
комбинацию
неуверенно, ошибки
при исполнении
каждого второго
движения.
Поднимание ноги
ниже 90
0
Расстояние от пяток до
пола меньше размера
стопы, при этом топы
не вытяги- ваются
во время прыжка.
Расстояние от пятки
до пола намного
меньше 1/2
расстояния от носка
до пятки по
проекции стопы.
Угол – менее 45
градусов.
Расстояние от пола до
коленей не более 10
см, поясница не
прижата к полу.
На основании критериев оценки результаты выкладываются на
Индивидуальный профиль способностей (Приложение №3).
Приложение 2.
Анкета.
Дорогой друг! Мы предлагаем Вам анкету. Просим внимательно прочитать, подумать и
ответить на вопросы. Спасибо за помощь!
1. Какой вид искусства Вам больше всего нравится? Подчеркните:
Театр Современная музыка Классическая музыка литература
Кино Изобразительное искусство Танец
2.
Сколько лет Вы занимаетесь хореографией?_________________________
3.
Нравится
ли
Вам
собственное
исполнение
танцевальных
дви же н и й ?
__________________
4.
Почему Вы занимаетесь хореографией (подчеркните подходящие ответы):
научиться танцевать современные танцы
физическое самосовершенствование
интересно познакомиться с разными видами, стилями хореографии
выступать с танцами
общение с друзьями
получаю удовольствие от движения под музыку
желание родителей
5.
Пользуетесь ли Вы в жизни теми знаниями, умениями, которые получаете на уроках
хореографии?___________________
6.
Порекомендуете ли Вы своему другу (подруге) заниматься хореографией или нет?
Почему?_______________
7.
Какая часть занятий (или вид) Вам больше нравится?______________
8.
Читали
Вы
какую-нибудь
литературу
о
танце?
Если
помните
какую
и
о
чем,
напишите.________________
9.
Хотели бы Вы узнать что-либо о хореографическом искусстве?________________
10. Как
Вы
думаете,
с
какими
видами
искусства
“дружит”
хореография?
Почему?
____________
11. Как часто Вы бываете на концертах, в театре?
Достаточно часто
Редко
не бываю
12. К а к
В ы
д у м а е т е ,
д л я
ч е г о
н у ж н о
и с к у с с т в о
в
ж и з н и ?
_________________________________________________________
Программа мониторинга в хореографической деятельности представлена в таблице.
Разделы
диагностики
Критерии и показатели
Методы
диагностики
Мотивация
Мотивы, интересы, ценности
Анкетирование
наблюдение
Эстетическая
воспитанность
Эстетический вкус, эстетический
к р у г о з о р ,
э с т е т и ч е с к о е
восприятие
Наблюдение,
анкетирование,
результаты работ
Психомоторное
развитие
Музыкальность,
а рт и с т и зм ,
специальные
хореографические
данные, внимание, память
Наблюдение,
измерение
Творческое
развитие
Т в о р ч е с к и е
п р о я в л е н и я ,
воображение
Наблюдение,
проявление
авторской
позиции
Приложение №3
Индивидуальный профиль
способностей
Р
В
С
П
А
С
Х
Д
В
Б
А
Л
Л
Ы
:
В
Ы
С
О
К
И
Й
У
Р
О
В
Е
Н
Ь
С
Р
Е
Д
Н
И
Й
У
Р
О
В
Е
Н
Ь
Н
И
З
К
И
Й
У
Р
О
В
Е
Н
Ь
5
4
3
2
1
0
0
К
р
и
т
е
р
и
и
:
М
-
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
о
с
т
ь
Э
-
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
с
т
ь
В
И
Т
П
–
в
о
о
б
р
а
ж
е
н
и
е
и
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
е
п
р
о
я
в
л
е
н
и
я
В
С
–
в
о
л
е
в
а
я
с
ф
е
р
а
П
–
п
а
м
я
т
ь
А
–
а
р
т
и
с
т
и
з
м
С
Х
Д
–
с
п
е
ц
и
а
л
ь
н
ы
е
х
о
р
е
о
г
р
а
ф
и
ч
е
с
к
и
е
д
а
н
н
ы
е
В
–
в
н
и
м
а
н
и
е
Опираясь на теорию Б.Т.Лихачева, можно выделить следующие уровни
эстетической воспитанности:
Оптимальный,
который
предполагает
нормальное
развитие
анализаторов,
психических
и
эмоциональных
процессов.
Так,
в
проявлении
авторской
позиции,
в
исполнении,
импровизации
в
хореографии:
обучающийся
проявляет
хороший
у р о в е н ь
сформированности
эстетического
вкуса
при
подборе
музыки
и
хореографического
текста;
использует
сопоставление
образов
хореографии
с
изобразительным
искусством
и
поэзией;
кроме
хореографии
занимается
и
другими
видами
художественно-
эстетической деятельности.
Специализированный, который приводит к некоторой односторонности
в
развитии,
ибо
деятельность
ребенка
только
в
одном
каком-либо
направлении (музыка, изобразительное искусство, литература и т.д.)
ограничивает его в развитии сущностных сил и подавляет проявление
богатых
детских
возможностей
в
других
областях
человеческой
деятельности.
В
хореографии
этот
уровень
проявляется
в
сосредоточении
внимания
на
технике
движений,
недостаточно
внимательном
отношении
к
выбору
музыкального
произведения,
выражению музыкального образа в танце. Мало интересуется другими
видами художественно-эстетической деятельности.
Поверхностный
уровень
образуется,
если
возникает
разрыв
между
развитием
анализаторов,
психических
процессов
ребенка
и
его
эмоциональным реагированием на произведения искусства и явления
действительности.
Владение
каким-либо
языком
искусства
недостаточное для выражения образа, эмоционального состояния. Не
проявляет
устойчивость
в
увлечениях
какими-либо
видами
художественно-эстетической деятельности.
Приложение №4
Показатели эстетической воспитанности
Показатели
Оптимальный
уровень
Специализированн
ый уровень
Поверхностный
уровень
Эстетический
вкус,
особенности
восприятия
(анкетирование
)
- Богатство,
интегрированность
испытанных
эмоционально-
чувственных
переживаний,
образность,
- Замечают наиболее
яркие, интересные
моменты в хореографии
и строят на этом свои
суждения и оценки.
- оценки и суждения
касаются технической,
- Оценка
ограничивается
словами: "нравится",
"не нравится",
эмоциональность
восприятия почти не
проявляется,
- Авторство
оригинальность
языка,
- оценки и
суждения носят
индивидуальный
характер
- Музыку для танца
выбирают не
случайно,а
вдумчиво, соотнося
стиль музыки и
хореографии.
- Движения
выражают характер
музыки, а не
инсценируют текст
песни,
разнообразны.
- Стремятся
выразить в танце
нравственно-
эстетические
чувства и
переживания.
хореографической
стороны произведения
- Выбирают
музыкальный материл
для танца из знакомого
репертуара, или «из
того что есть» наиболее
хорошего эстетического
уровня.
-Склонны использовать
элементы
инсценировки текста
песни в танце, выбор
движений не
разнообразен.
- Выражая настроение в
танце, не всегда
сохраняют целостность
образа.
- неспособность
высказать
эстетическую оценку
и суждения по поводу
значимости
произведения.
- Подбор
музыкального
материала низкого
эстетического уровня
(популярные песни
сомнительного
содержания,
неподходящая для
танца музыка),
- необузданное
самовыражение
(повторение
однообразных
движений,
бессмысленное
топтание на месте и
др.)
- подражание,
имитация.
Эстетический
кругозор
-Познавательные
проекты
интегрированные,
знания из разных
областей применяет
в хореографии.
Интересуется
биографией
известных артистов.
-Принимает участие
более чем в половине
предложенных
программой
познавательных
проектах. Знания по
отдельным видам
хореографического
искусства
-Не принимает
участие в
познавательных
проектах или не
доводит работу до
завершения.
Знания поверхностны.
Посещает культурные
мероприятия редко
-Посещает
культурные
мероприятия часто
-Посещает культурные
мероприятия иногда, в
основном по
хореографии.
Используя данные показатели, а также критерии эстетической
воспитанности (эстетический вкус, эстетический кругозор, уровень развития
восприятия и т. п.), можно оценить эстетическую воспитанность в
области музыки и танца.
Список литературы
1.
Выготский
Л.С.
Мышление
и
речь
/Ред.
Г.Н.
Шелогурова.
М.:
Лабиринт, 1996.
2.
Каган
М.С.
Эстетика
как
философская
наука.
СПб.:ТООТК
"Петрополис", 1997. 544с.
3.
Каптерев
И.П.
об
эстетическом
воспитании
//
Страницы
истории
педагогики, Вып. 12.- Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 1999, с.29-35.
4.
Лихачев
Б.Т.
Теория
эстетического
воспитания
школьников.
–
М.:
Просвещение, 1985.-176с
5.
Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. –
Самара: Бахрах, 1998.
6.
Максимюк. С.П. Педагогика: Начальное пособие. – К.: Кондор, 2005. –
667 с.
7.
Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе.
- Свердловск, 1966.
8.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. для студ.
высш.
уч.
зав./под
ред.
В.А.Сластенина,
И.А.Колесниковой.
–
М:
Изд.центр «Академия», 2006. – 288с.
9.
Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2000.
– 72 с.
10. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования. – М.: Владос, 2003. – 256 с.
11.
Шацкий
С.Т.
об
эстетическом
воспитании
//
Страницы
истории
педагогики. Вып. 8. - Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 1997, с. 17-20