Напоминание

"Возможности педагогической коррекции детей с ранним детским аутизмом"


Автор: Иванова Елена Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ "ККПБ им. В.Х. Кандинского"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности педагогической коррекции детей с ранним детским аутизмом"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Возможности педагогической коррекции детей

с ранним детским аутизмом

учитель-дефектолог

Иванова Елена Федоровна

КГУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского».

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающее

не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение

психического

развития

недостаточно

известно

в

нашей

стране

даже

профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не

могут

получить

квалифицированную

помощь

[2].

Нередки

случаи,

когда

родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой

профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную

борьбу за ребенка.

Аутичный

ребенок

внешне

может

производить

впечатление

избалованного,

капризного,

невоспитанного,

и

непонимание,

осуждение

окружающих

на

улице,

в

транспорте,

в

магазине

сильно

усложняет

положение

и

его

самого,

и

родителей.

В

результате

у

них

рождается

стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет

страх

перед

появлением

в

общественных

местах

т.е.

формируется

вторичная аутизация всей семьи [6].

При

отсутствии

своевременной

диагностики

и

адекватной

помощи,

доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких

детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же

время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы

возможно преодоление аутических тенденций

и постепенное вхождение

ребенка

в

социум

[1].

В

разном

темпе,

с

разной

результативностью,

но

каждый

аутичный

ребенок

может

постепенно

продвигаться

ко

все

более

сложному взаимодействию с людьми.

Коррекционная работа с аутичными детьми сопряжена с определенными

трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной

системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную

адаптацию

ребенка.

Сосредоточенность

на

своих

переживаниях,

уход

от

внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее

место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с

событиями прошедшего, реальное – с фантастическим. Аутизм проявляется

также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает

пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих

(сурдомутизм) [5].

В процессе проведения коррекционной работы необходимо обязательное

соблюдение следующих принципов:

1. Учёт психического состояния ребёнка. Если ребёнок возбуждён, не

следует

его

принуждать,

требовать

выполнения

заданий.

Директивные

методы могут вызвать самоагрессию, агрессию, реакцию ухода от ситуации,

негативизм.

2. Ориентация на интересы ребёнка и доступные ему виды деятельности.

При

педагогической

коррекции

необходимо

учитывать

проблемы

эмоционального

развития

ребенка.

Педагогическая

коррекция

всегда

начинается с установления с ребенком положительного психоэмоционального

контакта, способствующего совместной продуктивной деятельности [3].

У аутичных детей происходит нарушение общения. У них не возникает

потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты, и в

связи с этим формируется аутистический барьер, который защищает их от

общения

с

людьми.

Исходя

из

этого,

в

работе

с

такими

детьми

нужно

придерживаться

некоторых

правил.

При

установлении

контактов

следует

исключить любое давление или «нажим» и даже прямое обращение к ребенку

во избежание неприятных для него ситуаций. Первые контакты с ребенком

необходимо

устанавливать,

когда

он

испытывает

какие-либо

приятные

ощущения.

Постепенно

нужно

увеличивать

число

этих

положительных

моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями,

что с человеком — лучше. Работу по восстановлению у ребенка потребности

в

общении

нельзя

форсировать,

она

может

быть

очень

длительной

[4].

Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка

появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в

контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже

сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми. Эмоциональные

контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном

количестве ребенок может вновь отказаться от общения. Важно помнить, что,

при достижении эмоционального контакта с ребенком, он становится более

ранимым,

поэтому

в

этот

момент

его

особенно

следует

оберегать

от

различных конфликтных ситуаций.

Ни

одно

направление

в

специальной

педагогике

и

психологии

не

предлагает

«всесильных» способов, позволяющих изменить ход развития,

«сделать» ребенка другим [4].

Коррекционная

работа

должна

быть

индивидуальной,

продуманной,

теоретически

обоснованной.

Выбор

основного

коррекционного

подхода

должен

осуществляться

совместно

родителями

и

специалистами

в

зависимости от особенностей ребёнка, семейной ситуации.

В

коррекционной

работе

вообще

нельзя

торопиться

и

форсировать

события. Развитие ребенка часто идет неравномерно, скачками, каждый раз

он должен созреть, чтобы сделать следующий шаг в освоении мира, а затем

опять долго осваиваться и пробовать новые «способы жизни». И если ребёнка

«подталкивать», это может, наоборот, отодвинуть очередной шаг.

Продуманная

коррекционная

работа,

основанная

на

сотрудничестве

специалистов

с

семьёй,

может

дать

положительные

результаты,

которые

пойдут на пользу и ребенку с ранним детским аутизмом, и его семье.

Список литературы:

1.

Аутизм:

методологические

рекомендации

по

коррекционной

работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу).– М.:

Сигналъ, 2002.

2.

Аутизм:

методологические

рекомендации

по

коррекционной

работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М.:

Сигналъ, 2002.

3.

Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы

к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002.

4.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок:

пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное.– М.: Теревинф, 2012г.

5.

Нуриева

Л.Г.

Развитие

речи

у

аутичных

детей:

Методические

разработки.– М.: Теревинф, 2003.

6.

Питерс

Т.

Аутизм.

От

теоретического

понимания

к

педагогическому воздействию. Пер. с англ.– М.: ЛАДОС, 2003.



В раздел образования