Автор: Иванова Елена Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ "ККПБ им. В.Х. Кандинского"
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности педагогической коррекции детей с ранним детским аутизмом"
Раздел: среднее профессиональное
Возможности педагогической коррекции детей
с ранним детским аутизмом
учитель-дефектолог
Иванова Елена Федоровна
КГУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского».
Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающее
не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение
психического
развития
недостаточно
известно
в
нашей
стране
даже
профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не
могут
получить
квалифицированную
помощь
[2].
Нередки
случаи,
когда
родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой
профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную
борьбу за ребенка.
Аутичный
ребенок
внешне
может
производить
впечатление
избалованного,
капризного,
невоспитанного,
и
непонимание,
осуждение
окружающих
на
улице,
в
транспорте,
в
магазине
сильно
усложняет
положение
и
его
самого,
и
родителей.
В
результате
у
них
рождается
стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет
страх
перед
появлением
в
общественных
местах
–
т.е.
формируется
вторичная аутизация всей семьи [6].
При
отсутствии
своевременной
диагностики
и
адекватной
помощи,
доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких
детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же
время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы
возможно преодоление аутических тенденций
и постепенное вхождение
ребенка
в
социум
[1].
В
разном
темпе,
с
разной
результативностью,
но
каждый
аутичный
ребенок
может
постепенно
продвигаться
ко
все
более
сложному взаимодействию с людьми.
Коррекционная работа с аутичными детьми сопряжена с определенными
трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной
системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную
адаптацию
ребенка.
Сосредоточенность
на
своих
переживаниях,
уход
от
внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее
место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смешиваются с
событиями прошедшего, реальное – с фантастическим. Аутизм проявляется
также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает
пользоваться своей речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих
(сурдомутизм) [5].
В процессе проведения коррекционной работы необходимо обязательное
соблюдение следующих принципов:
1. Учёт психического состояния ребёнка. Если ребёнок возбуждён, не
следует
его
принуждать,
требовать
выполнения
заданий.
Директивные
методы могут вызвать самоагрессию, агрессию, реакцию ухода от ситуации,
негативизм.
2. Ориентация на интересы ребёнка и доступные ему виды деятельности.
При
педагогической
коррекции
необходимо
учитывать
проблемы
эмоционального
развития
ребенка.
Педагогическая
коррекция
всегда
начинается с установления с ребенком положительного психоэмоционального
контакта, способствующего совместной продуктивной деятельности [3].
У аутичных детей происходит нарушение общения. У них не возникает
потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты, и в
связи с этим формируется аутистический барьер, который защищает их от
общения
с
людьми.
Исходя
из
этого,
в
работе
с
такими
детьми
нужно
придерживаться
некоторых
правил.
При
установлении
контактов
следует
исключить любое давление или «нажим» и даже прямое обращение к ребенку
во избежание неприятных для него ситуаций. Первые контакты с ребенком
необходимо
устанавливать,
когда
он
испытывает
какие-либо
приятные
ощущения.
Постепенно
нужно
увеличивать
число
этих
положительных
моментов и показывать ребенку собственными положительными эмоциями,
что с человеком — лучше. Работу по восстановлению у ребенка потребности
в
общении
нельзя
форсировать,
она
может
быть
очень
длительной
[4].
Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка
появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в
контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже
сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми. Эмоциональные
контакты с ребенком должны быть строго дозированы. При их чрезмерном
количестве ребенок может вновь отказаться от общения. Важно помнить, что,
при достижении эмоционального контакта с ребенком, он становится более
ранимым,
поэтому
в
этот
момент
его
особенно
следует
оберегать
от
различных конфликтных ситуаций.
Ни
одно
направление
в
специальной
педагогике
и
психологии
не
предлагает
«всесильных» способов, позволяющих изменить ход развития,
«сделать» ребенка другим [4].
Коррекционная
работа
должна
быть
индивидуальной,
продуманной,
теоретически
обоснованной.
Выбор
основного
коррекционного
подхода
должен
осуществляться
совместно
родителями
и
специалистами
в
зависимости от особенностей ребёнка, семейной ситуации.
В
коррекционной
работе
вообще
нельзя
торопиться
и
форсировать
события. Развитие ребенка часто идет неравномерно, скачками, каждый раз
он должен созреть, чтобы сделать следующий шаг в освоении мира, а затем
опять долго осваиваться и пробовать новые «способы жизни». И если ребёнка
«подталкивать», это может, наоборот, отодвинуть очередной шаг.
Продуманная
коррекционная
работа,
основанная
на
сотрудничестве
специалистов
с
семьёй,
может
дать
положительные
результаты,
которые
пойдут на пользу и ребенку с ранним детским аутизмом, и его семье.
Список литературы:
1.
Аутизм:
методологические
рекомендации
по
коррекционной
работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу).– М.:
Сигналъ, 2002.
2.
Аутизм:
методологические
рекомендации
по
коррекционной
работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М.:
Сигналъ, 2002.
3.
Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы
к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002.
4.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок:
пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное.– М.: Теревинф, 2012г.
5.
Нуриева
Л.Г.
Развитие
речи
у
аутичных
детей:
Методические
разработки.– М.: Теревинф, 2003.
6.
Питерс
Т.
Аутизм.
От
теоретического
понимания
к
педагогическому воздействию. Пер. с англ.– М.: ЛАДОС, 2003.