Автор: Кислякова Наталья Станиславовна Должность: воспитатель 1 категории Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д\с №127 "Гуси-лебеди" Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Познание культурного наследия через игру" Раздел: дошкольное образование
ПОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ
.
18 мая отмечается Международный день музеев. В этот день все музеи мира
работают бесплатно.
Для меня, музей - это то место, где собрана история, раритеты чего - либо.
Большую ценность представляют исторические музеи России, их очень
много. Именно в подобных Музеях можно окунуться в историю, проникнуть
в ту или иную эпоху, быт.
Слово «музей» происходит от греческого слова «музейон». В Древней
Греции музейонами называли святилища. В таких святилищах со временем
накапливались предметы, связанные с награждением победителей. Помимо
музейонов, коллекции вещей накапливались в сокровищницах при храмах.
Приношения богам были неотъемлемым элементом культа религии греков. В
качестве благодарности богам преподносили статуи, посуду из драгоценных
металлов, шкатулки, монеты, мебель, картины и т.д. Храмы пополнялись и
трофеями, захваченными во время военных действий. Так было положено
начало коллекционирования предметов , представлявших ценность для
человека.
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников
не посещает музей. Причины самые разные и мы решили спросить у наших
родителей :
Н
ужно
ли ходить с дошколятами
в музеи? Вот что они ответили:
конечно, да!
Во-первых, для того, чтобы малыш не разучился получать удовольствие от
познания нового. Ведь если познавательный интерес, данный каждому от
рождения, постоянно не подпитывать, со временем он затухает, и потом его
уже гораздо сложнее восстановить.
Во-вторых, чтобы ребенок научился вести себя культурно в музее, возле
памятника. Уже с малых лет стоит приучать детей к почтительному
отношению к истории и культуре. Ведь, согласитесь, школьник,
кривляющийся возле памятника героям войны, выглядит отвратительно. А
корни такого поведения заложены в раннем детстве.
В-третьих, полученный эмоциональный опыт отложится в душе дошколенка и
обязательно проявит себя в более позднем возрасте.
В-четвертых, малыш сможет поднять свою самооценку и социальный статус,
рассказав в садике о своем походе в музей. Возможно, дошкольник многого
не запомнит, быстро забудет новые названия и термины, но сущность
увиденного и эмоции останутся в фундаменте его опыта. Они непременно
проявят себя, дав направление дальнейшего развития. Очень часто именно в
таком возрасте воображение ребенка бывает поражено той или иной темой
и становится любимым занятием на всю жизнь.
Многие родители помнят о музеях своего детства как об очень скучных
местах, где, к тому же, нельзя было громко разговаривать, трогать экспонаты,
а передвигаться по помещению можно было только медленно и строем.
Сегодня многое изменилось — музеи все чаще становятся
«интерактивными», и предлагают детям разного возраста экспозиции,
которые на музей или выставку в их классическом понимании абсолютно не
похожи.
Мы с детьми любим играть в « Я поведу тебя в музей». Эта игра посвящена
художественным музеям нашего города. Наша игровая деятельность
происходит следующим образом.
Педагог говорит краткое описание того или иного музея. Например: В
Тольятти есть отличное место. Настоящее раздолье для мальчишек
дошкольного возраста. Там можно ходить целый день. Рассматривать
технику, сидеть и вглядываться в детали. В музее полно военной техники.
Техника в музее разная: самый старый экспонат, пожалуй, трактор
довоенный, есть много самолетов, военных, в основном, танки, тяжелая
бронетехника, пушки, ракеты, старые паровозы, космические летательные
аппараты, десантная техника, вертолеты, автомобили – амфибии, радарные
установки, мины, бомбы, зенитки, грузовики, тяжелые бомбардировщики,
есть даже подводная лодка.
Затем педагог говорит :- « Внимание, вопрос: дайте название этого
объекта».
Дети называют – ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. К.Г. САХАРОВА.
Да, нельзя побывать в Тольятти и не посетить музей АвтоВАЗа .
Один из современных музеев, в который можно ходить даже с самыми
маленькими детьми — Технический музей им. К. Г. Сахарова. Это огромная
экспонатам детям разрешают даже лазить, хотя есть и такие, которые трогать
запрещено. Этот музей
вызывает огромный интерес у молодёжи Тольятти и
гостей города.
Далее педагог даёт описание второго объекта и т.д.
Познавательная игра «Я поведу тебя в музей» очень нравится детям. С
каждым разом они узнают всё больше нового и интересного о каждом из
музеев нашего города.
Как мы привлекаем внимание к музеям? Тематические выставки,
направленные на ознакомление с родным краем и его особенностями,
систематически проводятся для дошкольных групп с учётом возрастных
особенностей. В создании выставок и проведении экскурсионных игровых
бесед участвуют не только педагоги, но и дети и их родители. В нашем
детском саду успешно внедряются различные образовательные технологии. В
частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в детском
саду». Родители вместе с детьми изготавливают из подручных средств
достопримечательности нашего города. Главное отличие от настоящих
музеев в том, что в мини-музее дети могут играть, создавать собственными
руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в
творческом процессе наравне со взрослыми. Совместные работы взрослых и
детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях
своего ребёнка;
Привлечение
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
музеи
в
высшей
степени
целесообразно. Музей
для
дошкольников
является
средством
формирований
целостной
личности,
приобщения
ребенка
к
культурным
ценностям
и
традициям.
При
этом
решаются
важнейшие задачи
по
формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
В самостоятельной деятельности дети любят рассматривать иллюстрации и
фотографии
Ставрополя
–
Тольятти,
наперебой
называют
места,
изображённые на них; организовывать сюжетно - ролевую
игру « Наш
Тольятти»,
заниматься
с
интерактивным
панно
«По
улицам
города»,
беседовать на тему «Угадай, где я был?», а также много рисовать о родном
городе.
Педагоги нашего детского сада проводят с детьми интегрированное занятие
«Так родился наш город», творческие игры «Я строю город», заучивают
пословицы и поговорки, стихи о достопримечательностях Тольятти. Кстати,
родители нам подготовили подборку стихов собственного сочинения о
Самарской Луке, Жигулёвских горах, об автомобилях ВАЗ, чему мы были
очень благодарны.
Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных
ценностей. Прогулка по Русскому музею – классическое путешествие по
русской истории и искусству.
Литература:
1.О.В. Каспарова, В.Н.Гандина «Волжская земля - родина моя»
2.журнал «Начальная школа» №16\2004г.
Кислякова Н. С.