Автор: Буримская Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 36
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка. Урок по предмету "Окружающий мир" 3 класс. Тема урока "Наше питание"
Тема: Конспект открытого урока "Наше питание"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 3 класс
Тема урока: «Наше питание».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, ЭОР.
Цели урока предметные:
Формирование здорового образа жизни через обобщение знаний о системе правильного питания.
Познакомить с продуктами питания животного и растительного происхождения.
Дать представление о «полезных» и «вредных» продуктах.
Сформировать представление о питательных веществах: белки, жиры и углеводы.
Сформировать представление о необходимости соблюдения правильного режима питания.
Цели урока метапредметные:
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать умение вычитывать из текста фактуальную информацию, объяснять и оценивать прочитанное.
Развивать умение договариваться при работе в малых группах, учиться аргументировано отстаивать свою точку
зрения и уметь выслушать и принять мнения других участников группы.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Закрепить и проверить знания учащихся по данной теме.
Знать какие продукты являются растительного, а какие животного происхождения.
Уметь объяснять и доказывать необходимость соблюдения правильного режима питания.
Иметь представление о питательных веществах: белки, жиры и углеводы.
Отрабатывать навыки работы в малых группах.
Ход урока:
I. Создание эмоционального фона. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я попрошу каждого из вас повернуться к вашему соседу по
парте и улыбнуться ему. А теперь улыбнитесь, пожалуйста, всем остальным одноклассникам. У вас хорошее настроение?
Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы не случайно начали наш урок с улыбки. Ведь улыбка – залог хорошего
настроения, залог успеха в любой работе. Я надеюсь, что наш урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю
вам успехов и удачи. Пусть вам поможет ваша сообразительность и те знания, которые вы приобрели на предыдущих
уроках! (Слайд 1-3)
II. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Посмотрите на экран и скажите, о чем идет речь в данных высказываниях:
… дороже богатства.
… за деньги не купишь.
Где …, там и красота.
(Ответ: здоровье)
Учитель: Как называются эти высказывания?
(Ответ: пословицы и поговорки)
Учитель: Давайте их прочитаем.
(Здоровье дороже богатства. Здоровье за деньги не купишь. Где здоровье, там и красота.)
Учитель: Как вы думаете, почему мы начинаем урок с поговорок о здоровье? Так называется раздел учебника, который
мы изучаем: «Наше здоровье». Сегодня мы продолжим разговор о здоровье человека. Но прежде, чем узнавать что-то
новое, я предлагаю вам вспомнить то, что мы уже узнали на предыдущих уроках.
Индивидуальная работа. Тестовый опрос.
s://iq2utests/test/run/1009
Тест в онлайн-режиме «Организм человека».
Оценивание, рефлексия.
Учитель: Поднимите руки, кто выполнил тест без ошибок и получил «5»? (получают «веселый смайлик»). Поднимите
руки, кто получил за выполнение теста «4»? (получают «нейтральный смайлик»). Получившие «3» - «грустный
смайлик».
Я надеюсь, что сегодня на уроке веселых смайликов много. От их количества будет зависеть ваша оценка.
III. Открытие темы и целей урока.
1)Вводная беседа.
Учитель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от одного сказочного героя. Он очень хотел попасть к нам на урок, но не
смог. Давайте узнаем, почему. ( Слайд 4)
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. Вчера на обед, как всегда съел дюжину конфет, кусочек торта, запил все любимым
лимонадом. И что-то случилось с моим здоровьем: в глазах потемнело, в животе колет. Совсем не хочется веселиться
и шалить. Да еще, как назло, и мотор не заводится. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. А что
значит: правильно питаться? Помогите мне в этом разобраться.
Учитель: Вы догадались, от кого это письмо?
(Ответ: от Карлсона)
Учитель: Почему Карлсон попал в больницу? Вы согласны помочь Карлсону? Но чтобы научить Карлсона правильно
питаться, нужно самим этому научиться.
Ребята, как вы думаете, нам самим важно знать, как правильно питаться? Почему?
2)Целеполагание и мотивация.
Учитель: Как вы думаете, какой может быть тема урока? Как она может звучать?
(Ответ: «Наше питание»).
Учитель: Чему мы можем учиться на уроке, изучая эту тему? Какие вопросы полезно обсудить?
(Ответ: какие продукты полезны для здоровья, а какие продукты нужно употреблять меньше; правила здорового
питания).
Учитель: Многое из того, о чем мы будем сегодня говорить, вам уже известно. Эти вопросы мы обсуждали на классных
часах и на уроках окружающего мира в 1-2 классах. Но будет и новая информация, которая будет для вас полезной, если
вы хотите сохранить здоровье.
( Слайд 5-6)
IV.Открытие нового знания.
1)Беседа.
Учитель: Вы уже подтвердили, что питание важно для человека. И не просто важно, а жизненно важно. Поднимите руки,
кто из вас когда-либо испытывал чувство голода? Опишите ваши ощущения во время этого чувства (в животе урчит,
слабость, плохое настроение и т.д.). Если человек голоден 2-3 дня, начинаются «голодные» обмороки, а через 10-15 дней
наступает смерть.
Учитель: Сколько раз в день полезно принимать пищу?
Учитель: Какой должна быть наша пища? (вкусной, полезной, свежей, разнообразной)
(Слайд 7-8)
2)Практическая работа №1
Учитель: Найдите на партах лист №1. Что на нем изображено?
(Ответ: продукты)
Учитель: На какие 2 группы можно разделить все эти продукты?
(Ответ: продукты из растений и продукты, которые дают животные)
Учитель: Продукты, полученные из растений, называются продуктами растительного происхождения. Продукты,
которые нам дают животные, называются продуктами животного происхождения.
Учитель: Вам предстоит выполнить следующее задание: закрасьте кружок рядом с продуктами растительного
происхождения зеленым цветом, а кружок рядом с продуктом животного происхождения – красным цветом.
3) Взаимооценивание. Рефлексия.
Учитель: Обменяйтесь листами с вашим соседом по парте. Проверьте его работу. Оцените. Внизу листа вы видите три
смайлика: веселый, нейтральный, грустный. Если ваш товарищ не допустил ошибок – отметьте ему веселый смайлик,
если он допустил 1-2 ошибки – отметьте нейтральный смайлик, если ошибок больше двух – поставьте значок рядом с
грустным смайликом. Верните лист соседу.
4) Игра «Идем в магазин» (работа в группах).
Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, подвигаться, но с пользой. Поднимите руки, кто из вас любит
ходить в магазин? Кому приходилось самостоятельно делать покупки?
Сейчас вам предстоит сделать покупки в воображаемом магазине.
(На доске изображения различных продуктов питания)
Задание:
1 группа сложить продукты в 2 корзины: «полезные», «вредные».
2 группа выбрать из предложенных «вкусные», «полезные»
Микроитог: Давайте сравним продукты, выбранные вами. Те продукты, которые вам нравятся (задание 2 группы) – 1
группа отнесла в корзину с названием неполезные. Таким образом, не всегда то, что мы с удовольствием едим, полезно
для нашего организма.
5)Работа в парах с текстом, заполнение таблицы.
Учитель: Но как же понять: полезен продукт или нет?
Ответ: узнать состав.
Учитель: Почему к неполезным продуктам вы отнесли конфеты? Лимонад?
Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые в них содержатся. Основные питательные вещества:
белки, жиры, углеводы и витамины. Я предлагаю вам выяснить значение этих веществ для нашего организма. Откройте
учебники на с.144. Перед вами текст «Питательные вещества». Работая с этим текстом, постарайтесь заполнить таблицу
(лист №2), внося информацию о каждом из веществ.
(Работа в парах)
Учитель: Проверим. Что вы узнали о белках? Об углеводах? О жирах? О пользе витаминов?
(Сверяются данные, внесенные детьми в таблицу, с таблицей в презентации учителя).
Микроитог: Итак, мы узнали основные вещества, которые необходимы для роста и развития нашего организма. Оцените
правильность заполнения вами таблицы (все правильно – веселый смайлик; встретились недочеты – нейтральный
смайлик; не всю информацию удалось найти, было трудно – грустный смайлик).
(Слайд 10-12)
Физкультминутка
6)Практическая работа №2 (определение содержания веществ в продуктах).
Учитель: Где можно узнать информацию о том, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в тех или
иных продуктах?
Ответ: на упаковке продукта.
Учитель: Сейчас мы будем учиться находить эту информацию на упаковках различных продуктов. Каждой рабочей паре
я предлагаю упаковку продукта. Найдите информацию о содержании питательных веществ (белков, жиров, углеводов,
витаминов). Эту информацию внесите в таблицу (лист№3).
(Работа в парах с упаковками продуктов: молоко, макароны, овсяные хлопья, шоколад).
Учитель: Давайте обменяемся информацией.
(Дети зачитывают данные, занесенные в таблицу. У учителя все данные занесены в сводную таблицу презентации).
Микроитог: Сделаем вывод: какой из этих продуктов наиболее богат белком? Жирами? Углеводами? Витаминами?
Оцените правильность заполнения вами таблицы (выберите смайлик).
(Слайд 13)
7)Работа над правилами здорового питания.
Учитель: Ребята, мало знать о содержании питательных веществ. Нужно еще помнить и соблюдать правила питания. Я
хочу вам напомнить еще об одном сказочном герое, у которого тоже возникли проблемы со здоровьем.
(Читает стихотворение К. Чуковского «Робин Бобин Барабек»)
Учитель: Почему заболел живот у Робина Бобина?
Ответ: ел все подряд и очень много, т.е. не соблюдал правила здорового питания.
Учитель: Давайте проверим, знаете ли вы эти правила. Встаньте. Я буду называть правила здорового питания
вперемежку с вредными советами. Если я называю верное правило – хлопаете в ладоши; вредный совет – топаете
ногами.
В твоем рационе должно быть как можно больше сладостей.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
Перед сном надо хорошенько покушать.
Нужно стараться кушать в одно и то же время.
Старайся есть разнообразную пищу.
(Слайды 14-15)
Учитель: Садитесь. Я предлагаю продолжить нашу работу над правилами. Каждой группе я предлагаю набор правил
питания с вредными советами.
Задача 1 группы: выбрать только полезные советы.
Задача 2 группы: отобрать только «вредные» советы.
Если хочешь – ешь только пельмени хоть каждый день.
Сладкого и жирного надо есть поменьше.
Не надо есть много жареного, соленого.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
На обед достаточно съесть бутерброд и запить любимым лимонадом.
Наедаться перед сном вредно.
Каша – это невкусная и скучная еда. Никакой пользы, одно мучение.
(Работа в группах)
Учитель: Проверим вашу работу.
(Каждая группа зачитывает выбранные советы. За правильность выполнения задания каждому члену группы - смайлик).
Учитель: Молодцы. Я предлагаю вам эти полезные советы отправить Карлсону, чтобы он тоже знал правила здорового
питания.
V. Итог урока.
Учитель: Наш разговор о правильном питании завершается. Я надеюсь, что ваших знаний об этом стало гораздо больше.
Чему мы учились на уроке?
Закончите фразы, которые вы видите на экране:
Продукты бывают …. и …. происхождения.
Питательные вещества – это …., …., …. и ….
Наша пища должна быть …., …., ….
Слайд № 16
Учитель: Посчитайте, сколько веселых смайликов вы заработали на уроке. Тем, кто набрал 5 и больше – отметка «5»;
набравшим 4 –«4».
VI. Рефлексия.
Учитель: Я думаю, что ваше настроение станет еще лучше, потому что я приготовила для вас небольшой сюрприз -
сладкое, но полезное для здоровья угощение. Как вы думаете, о чем говорится:
Это сладкое лекарство.
Оно, друзья, полезно всем.
Похоже внешне на ириску,
Зовется он … (гематоген).
(Угощение детей гематогеном )
Учитель: Ребята, давайте и нашему Карлсону передадим это сладкое, но полезное угощение вместе с правилами
правильного питания, которые мы составили на уроке, и пожелаем ему поскорее выздороветь и больше не болеть.