Автор: Зарецкая Анна Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: город Киров, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Теория и методика обучения математике в условиях профилизации общеобразовательной школы и многоуровневого профессионального образования"
Раздел: полное образование
«Теория и методика обучения
математике в условиях профилизации
общеобразовательной школы и
многоуровневого профессионального
образования»
Выполнила
учитель математики
Зарецкая Анна Евгеньевна
2016год
1
Тема: «Технология полного усвоения знаний»
Проблема:
Разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания
образования (современная формулировка) объясняется не их способностью или
неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в
соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра:
- темп обучения;
-способ предъявления учебного материала.
Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения.
Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях,
когда время на изучение материала не ограничивалось.
Он выделил три категории учащихся:
а) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня
знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
б) талантливые (около 5%) - могут учиться в высоком темпе;
в) обычные ученики, составляющие большинство (90%), чьи способности по
усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
ВЫВОД: при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений
во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить
обязательный учебный материал.
Согласно технологии полного усвоения различие в учебных результатах будет
иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения.
В.П. Беспалько на основе работ Дж. Керолла и Б. Блума разработал технологию
критериально-ориентированного обучения (КОО), основным моментом которой
является установка, что все обучаемые способны усвоить необходимый учебный
материал.
В литературе встречаются оба варианта описания этой технологии - и по
Беспалько, и по Кларину.
М.В. Кларин в своей книге предлагает описание этой технологии, называя ее
методикой полного усвоения.
Гуманность технологии КОО заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы
их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми
учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого
невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в
культуру современного общества.
Модель КОО включает следующие элементы (этапы):
Подготавливаются проверочные работы - тесты.
Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы).
Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного
материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке
на разделы может служить та или иная продолжительность изучения
2
материала (2 - 3 занятия, 2 - 3 недели). После выделения учебных единиц
определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в
ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые
позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы.
Основное назначение текущих тестов - выявить необходимость
коррекционных учебных процедур.
Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие
задания.
Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие
материалы по каждому из тестовых вопросов.
Его основа - научно обоснованные учебные цели.
Функции учебных целей в обучении:
-конструирующая, в которой можно выделить прогнозирование и планирование
учебного процесса; план означает расчленение некоторой общей цели на отдельные
структурные компоненты;
-отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевым
ориентирам;
-предусматривающая определение методов, приемов, адекватных целям
-перспективная развивающая, так как видение системы целей дает возможность
учащимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть се системно, в
структурных связях и иерархии содержательных элементов.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ НЕ МОГУТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ ЗА
ОДНО ЗАНЯТИЕ.
Можно предложить формулировать их не для каждого занятия, а при
планировании системы уроков, в тематическом плане, рассчитанном на
многие недели.
Тогда эти цели на каждом занятии выполняют ориентирующую функцию.
Целей должно быть немного (2 - 3).
При их постановке важно учитывать два фактора: воспитывающие и
развивающие возможности содержания учебного материала;
особенности развития класса (возрастные, интеллектуальные,
нравственные и т.д.).
Недостатки в целеполагающей деятельности учителя:
цели формулируются в слишком общем виде
Такие формулировки, отражая только процесс, но не продукт обучения,
практически не дают возможности ответить на вопрос, как ученик должен
продемонстрировать развитие и усовершенствование своего умения:
должен ли он, к примеру, уметь интерпретировать географическую карту,
конструировать се или раскрыть, для чего используется карта;
цели формулируются через изучаемое содержание
3
Однако содержание обучения само по себе однозначно не определяет цели
обучения, данные формулировки только дают указание на предметное
содержание урока, но не несут никаких конструктивных начал для
построения учебного процесса;
цели формулируются через деятельность учителя,
что сосредоточивает его на собственных задачах.
Таким образом, проблема состоит в том, чтобы найти такой способ описания
учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения однозначно
соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.
Описание технологии постановки целей урока было бы неполным без связи с
возможными уровнями усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития
опыта творческой деятельности.
Можно выделить три уровня усвоения.
Уровни усвоения
Учебная цель
(обобщенная)
Конкретизированные
цели, выраженные в
действиях учащихся
Методы обучения
Формы проверки
Уровень
знакомства
представления
(деятельность
учащихся) по
узнаванию
Учащиеся
получают
представление
о чем-либо
Учащиеся опознают,
различают,
классифицируют
(при внешней опоре)
Объяснительно-
иллюстративные:
рассказ, лекция,
демонстрация,
иллюстрация,
работа с книгой,
пробное
выполнение
практических
действий при
внешней опоре
Тест-опознание,
тест-различение;
тест-
классификация;
выполнение
типовых заданий
Алгоритмический
уровень
(воспроизводящая
деятельность
учащихся)
Учащиеся
усваивают
факты,
понятия,
законы, умеют
применять их
в типовых
ситуациях
Учащиеся
описывают,
определяют, находят,
составляют,
выделяют,
объясняют,
вычисляют,
демонстрируют,
формулируют,
воспроизводят (по
памяти, без внешней
опоры)
Репродуктивные:
решение типовых
задач, выполнение
тренировочных
упражнений,
проверочная
беседа,
практические,
лабораторные
работы,
наблюдения
Тест-подстановка,
тест
конструктивный,
все виды
практических
(репродуктивных)
работ
Творческий
уровень
(поисковая
деятельность,
«открытие»
новых знаний,
способов)
Применяют
знания,
умения и
навыки в
нестандартны
х (нетиповых)
ситуациях
Учащиеся
видоизменяют,
реорганизовывают,
обобщают,
систематизируют,
упрощают,
усложняют, находят
причинно-
следственные связи,
выбирают,
оценивают
значимость данных,
формируют новые
цели, находят в
объекте его
составляющие
Проблемное
изложение,
частично-
поисковый,
исследовательский,
эвристическая
беседа
Задачи-проблемы,
проблемные
вопросы,
творческие
работы,
моделирование
Основные характеристики технологии полного усвоения
(по М.В. Кларину)
1.
Общая установка учителя: все ученики могут и должны
освоить данный учебный материал полностью.
2.
Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для
курса, раздела или большой темы.
3.
Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные
единицы.
4.
К каждой учебной единице разрабатываются
диагностические тесты и коррекционный дидактический
материал.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
1. Ориентация учащихся.
-Учитель заявляет своим ученикам, что они начинают учиться «по-
новому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет
неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок
ничем не ограничено.
-Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь
полного усвоения.
В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на
следующих основных идеях:
класс будет учиться по новому методу, который позволяет
достичь хороших результатов, но не большей его части, а всем
учащимся;
каждый ученик получает отметку только на основе результатов
заключительной проверки, по итогам всего курса;
отметка каждого ученика определяется не сравнением с
результатами других учеников, а заранее определенным
эталоном;
каждый ученик; достигший этого эталона, получит отметку
«отлично»;
5
число отличных отметок не ограничивается;
каждый ученик получит любую необходимую помощь;
на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает
серию «диагностических» проверочных работ (тестов),
предназначенных для руководства его продвижением; результаты
этих проверок не оцениваются отметками;
в случае затруднений при выполнении текущих проверочных
работ каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать
альтернативные учебные процедуры;
эти возможности выбора надо незамедлительно использовать.
2. Учебный процесс разбивается на блоки
,
соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (в простом случае
их последовательность соответствует изложению материала в выбранном учителем
учебном пособии).
3. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят
традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров,
которые представляют собой точно, конкретно сформулированные учебные цели (их
перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться
их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной
единицы проводится проверочная работа («диагностический тест»), результаты
которого объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным
критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.
4. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы:
достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие
полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал,
помогать отстающим одноклассникам либо просто могут быть свободны - до начала
изучения следующей учебной единицы.
5. Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом),
после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все
еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению
новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом
уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.
Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам
контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного
раздела, куда входят несколько учебных.
Обязательные правила:
Правило эквивалентной практики - условия обучения и ожидаемые
действия в ходе обучения точно соответствуют ожидаемым действиям
во время теста или проверки.
6
Правило аналогичной практики - возможность упражняться в актах
поведения сходных, но не идентичных с конечным.
Правило незамедлительного сообщения результатов -
незамедлительное сообщение ученикам результатов каждого действия.
Разновидности технологии полного усвоения.
"План Келлера" (другое название - "Персонализированная система обучения") -
система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и
педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных заведений. Первоначально план
разрабатывался в 1963-1964 гг. группой американских и бразильских преподавателей
под руководством Ф.С. Келлера как система преподавания психологии в Бразильском
университете; в 1968 г. предложена автором в обобщенном виде как
общедидактическая система учебной работы в высшей школе.
Основные черты "плана Келлера":
1. ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала, включая
требование полного усвоения предыдущего раздела как непременное условие
перехода к следующему;
2. индивидуальная работа учащихся в собственном темпе;
3. использование лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся
4. применение печатных учебных пособий и руководств для изложения учебной
информации;
5. текущая оценка усвоения материала по разделам курса так называемыми
прокторами - ассистентами преподавателя из числа аспирантов или студентов,
отлично усвоивших курс.
Наибольшее распространение «план Келлера» получил в вузах США, где
применяется в преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарно-
общественных дисциплин. Экспериментальные проверки, проведенные в 70-80-х гг.,
подтвердили более высокую эффективность "плана Келлера" в достижении
поставленных учителями учебных целей.
Характерными чертами этой системы являются следующие:
1. В начале учебного года ученики проходят предварительную проверку
(тестирование) с целью определить начальный уровень.
2. Затем следует тестирование по выявленному начальному блоку. Его цель -
определить, какими умениями школьник владеет изначально.
3. Оценив результаты предварительного тестирования, учитель составляет для
каждого ученика указания.
4. Учащийся получает учебные материалы и поочередно прорабатывает учебные
цели (фрагменты материала).
5. Проработав все цели (фрагменты), ученик проходит заключительный тест по всему
блоку учебных целей (фрагмент учебного материала).
6. В случае неудачи в отношении одной или нескольких учебных целей
соответствующий отрезок обучения повторяется.
Современной модификацией технологии полного усвоения можно считать
технологию уровневой дифференциации.
7
формы дифференциации:
1.
Внешняя дифференциация -создание на основе определенных принципов
(интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов,
проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых
содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные
требования различаются.
2.
Внутренняя (уровневая) дифференциация - совокупность методов,
форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных
особенностей учащихся на основе выделения разных уровней учебных
требований.
- основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учащихся
- направленность внимания не только на детей, испытывающих трудности в
обучении (традиционное направление), но и на одаренных детей
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают
меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая
учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни
требований к его усвоению.
Функции базового уровня:
-
наполняет реальным содержанием тезис о базовом характере средней
общеобразовательной школы по отношению к системе непрерывного
образования
-
определяет нижнюю границу результата полноценного и качественного
школьного образования
-
ликвидация перезагрузки школьника
-
освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы
сможем направить его усилия в область склонностей и интересов
Требования к базовому уровню:
должен быть открытым
учебный процесс не должен быть ограничен уровнем обязательных
требований к результатам
нельзя представлять в виде «суммы знаний»
его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения,
доступных проверке и контролю за их достижением.
совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна
быть реально выполнима
вся система планируемых обязательных результатов должна быть
заранее известна и понятна школьнику
должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не
допускающей разночтений
Как оценивать достижения учащимися базового уровня обученности?
Педагогически оправдана система оценивания, основанная на «принципе сложения»:
положительная оценка должна выставляться за достижение определенного
минимально достаточного уровня подготовки. Таким образом задается норма. Более
высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответственно
оценивается более высоким баллом.
8
Для эффективной реализации развивающего обучения содержание образования
не может быть ограничено требованиями минимума, но:
уровень предъявления учебной информации не должен быть неоправданно
высоким ни по объему, ни по сложности
нельзя предъявлять учебный материал на уровне требований к
обязательным результатам обучения.
Технология полного усвоения
ориентирует обучение в школе и в каждой ее ступени на конечный результат в виде
конкретных знаний и умений учащихся по учебному предмету.