Напоминание

“Рейтинг студента – контроль процесса обучения“


Автор: Малякина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Камышинский филиал ГАПОУ “Волгоградский медицинский колледж”
Населённый пункт: Волгоградская область, город Камышин
Наименование материала: статья
Тема: “Рейтинг студента – контроль процесса обучения“
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КАМЫШИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГАПОУ

ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ

статья на тему:

”РЕЙТИНГ СТУДЕНТА – КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

(учебные дисциплины “Русский язык”, “Литература”)

по специальности Сестринское дело

(для базового уровня)

РАЗРАБОТЧИК:

Малякина Татьяна Николаевна,

преподаватель,

г. Камышин,

2017 год

1

Рейтинг - это расположение в определенном порядке группы студентов,

оцененных

по

различным

критериям.

Использование

различных

критериев

позволяет всесторонне оценить объекты и расположить их по порядку - от

успевающих к неуспевающим.

Однако при составлении рейтинга необходимо четко представлять себе,

для

кого

он

предназначен.

Именно

аудитория-цель,

в

конечном

итоге,

определяет вид рейтинга и способ представления результатов.

Выбор показателей имеет решающее значение при подготовке рейтинга.

При этом важно понимать, что пригодность показателей во многом зависит от

специфики

образования.

Последующие

критерии

составления

рейтинга

нацеливают студентов группы на дисциплину, коллективизм, исполнительность.

Поэтому

при

выборе

показателей

целесообразно

руководствоваться

общими

соображениями

действенности

(действительно

ли

показатель

характеризует тот аспект, который он должен характеризовать?), надежности

(свободен ли показатель от погрешности?) и возможности сравнения (является

ли показатель единственным образом вне зависимости от типа программы или

филиала колледжа?).

В целом если показатель включается в рейтинг, то необходимо доказать

его пригодность для достижения запланированных целей (например, на основе

существующих данных или на основе данных, собранных рейтинга), т.е., его

действенность,

надежность

и

возможность

сравнения.

Не

так

уж

просто

однозначно определить пригодность показателей – возможны противоречивые

свидетельства и мнения.

Например, показатель оценок и прочих критерий на 1 курсе 1 семестра

обучения

намного

выше.

Затеи

он

начинает

колебаться

в

зависимости

от

посещаемости, неподготовленных домашних самостоятельных работ.

Здесь необходимо проработать индивидуальный подход к группам.

Одним

из

самых

распространенных

методов

перевода

выбранных

показателей

в

формат

рейтингования

является

метод

взвешивания

и

суммирования, открытость результатов и выполняемых работ.

Тогда

каждому

показателю

присваивается

вес

в

соответствии

с

придаваемой ему важностью, а затем все показатели суммируются с учетом

весовых коэффициентов для получения итогового балла. В зависимости от

числа

показателей

и

присвоенных

им

весов

один

из

показателей

может

превалировать над остальными или несколько менее важных показателей могут

перевесить один, но критически важный.

Процедура

подсчета

оценок

в

рейтингах

вузов

выглядит

следующим

образом: оценки нормируются по максимальному значению и приводятся к

целому подсчёту по группе.

Вызывает

вполне

понятные

сомнения

возможность

оценить

качество

любого аспекта учебного опыта в баллах.

Рейтинги являются лишь одним из видов справочной информации, и

пользователям

предстоит

самим

оценить

достоверность

результатов

и

надежность методик.

2

Мы

провели

опрос

среди

обучающихся

первых

курсов.

Целью

обследования

было

выявление

основных

критических

моментов

в

формировании рейтинга по учебной дисциплине и определение дальнейших

путей

развития

такого

важного

для

развития

образовательных

систем

инструмента как рейтинг среди групп.

Результаты обследования показали следующее.

1.Почти 85% опрошенных заявили, что рейтинг либо “очень полезен”,

либо “полезен“.

2.Рейтинг

подтягивает

дисциплину,

повышает

работоспособность,

стремление к знаниям и ответам.

Для

ведения

рейтингов,

которым

будет

доверять

большинство

обучающихся, требуется создание и тщательное ведение многолетних рядов

наблюдений, то есть требуются базы данных и знаний, содержащие возможно

наиболее широкий спектр информации.

3.Практически все опрошенные высказывают мнение о положительной

работе в коллективе (группе).

4.Рейтинг даёт возможность больше заниматься подготовкой к учебным

занятиям, причём постоянно.

Рейтинговая система оценки успеваемости обучающихся - это система

организации

учебного

процесса

по

освоению

обучающимися

основной

образовательной программы среднего профессионального образования (СПО),

при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения

дисциплины,

систематически

оцениваются

по

успеваемости,

посещаемости,

дисциплине, форме медицинской одежды.

Основными целями введения системы являются:

-формирование у студентов мотивации к систематической работе, как

аудиторной, так и самостоятельной;

-снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;

-упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения

различных видов и форм текущего, промежуточного контроля;

-реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;

-повышение

состязательности

в

учебе

для

активизации

личностного

фактора;

-получение,

накапливание

и

представление

всем

заинтересованным

лицам,

-соблюдение

Правил

внутреннего

трудового

распорядка

филиала

колледжа.

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов в

рамках рейтинговой системы являются:

-текущий контроль;

-промежуточный контроль (сессия).

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за

уровнем усвоения знаний, умений и навыков за фиксируемый период времени.

Текущий

контроль

осуществляется

в

ходе

учебных

(аудиторных)

занятий,

проводимых по расписанию. Формами текущего контроля являются:

3

- опросы,

- самостоятельная работа студента (конспектирование, реферирование,

подготовка

сообщений

по

теме,

графическое

изображение

работ,

работа

с

текстами и др.);

- проверка выполнения домашних заданий;

- дискуссии, собеседования.

Промежуточный контроль (сессия) - это форма контроля, проводимая по

завершению изучения учебной дисциплины в семестре. В

рабочих учебных

планах

СПО

предусмотрены

следующие

формы

промежуточного

контроля:

экзамен, дифференцированный зачет. Время проведения и продолжительность

промежуточного контроля по учебным дисциплинам семестра устанавливается

графиком учебного отдела филиала колледжа.

Рейтинговая информация по группам размещена на стенде и доступна для

обзора всем обучающимся.

Литература.

1.Волокитина Е.А. История создания рейтинга. Вопросы экономики и труда.

2016. № 4.

2.Оценка рейтингового процесса. Вопросы экономики и труда. 2011. № 3.

4



В раздел образования