Напоминание

"Диагностический материал для обследования речи обучающихся"


Автор: Филимоновская Светлана Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СШ №26
Населённый пункт: Смоленская область город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Диагностический материал для обследования речи обучающихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Обследование речи обучающихся 1-2 класса сОВЗ по серии картин Каше

«Синичка»

Оборудование:Картинный материал Каше «Синичка», фигурка птички ,

вырезанная из картона,

I.Обучающемуся предлагается разложить картинки в нужной

последовательности, чтобы получился рассказ.Уточняется время года,

изображенное на картинке.

II.Обследование лексики.

1.Предметный словарь. Назови что это?(батарея, подоконник ,

форточка,рама, ветка,штора, воротничок,рукав)

2.Глагольный словарь.Оценивается качество словаря и умение составить

предложение .

-Ответь на вопрос «Что Рома делает?»(открывает, поддерживает,

выпускает).Обучающийся составляет предложение с этими словами.

3.Словарь признаков предметов.Обучающийся отвечает на вопрос ,заданный

логопедом .

-Рубашка какая?(теплая, клетчатая)

-Кофточка какая ?(шерстяная , мягкая).

-Как ты скажешь про синичку, какая она?(маленькая, замерзшая).

-Веточка какая ?(заснеженная,тонкая)

Уточняем ориентировку во времени, знание частей суток. (Утро, день, вечер,

ночь)

4.Антонимы.

Рома и Катя играют в игру «Скажи наоборот»

Рома Катя

Холодный день Теплый

Теплее Холоднее

Голодная птичка Сытая птичка

Я старше , а ты младше

Я высокий , а ты низкая

Ты стоишь выше , а я ниже

III.Обследование грамматического строя

1.Словоизменение

А).Добавь пропущенное слово ОКНО в предложение с опорой на картинки.

Дети стояли у (окна)

Синичка сидела за( за окном)

Дети смотрят в (окно)

Добавь пропущенное слово ЗЕРНО в предложение

Дети насыпали синичке (зерно)

У Ромы пакет с (зерном).Дети кормят синичку (зерном)

Не осталось в пакете (зерна)

Рома и Катя играют в игру «Один –много)

Рома сказал : «За окном белая снежинка»

Катя : «За окном много белых снежинок»

Рома: «Закрытая форточка»

Катя: «Много Закрытых форточек»

Рома: «Заснеженное дерево»

Катя :«Много заснеженных деревьев)

Б).Уточняем словоизменение прилагательных по родам.

День зимний , а как сказать про ночь?(зимняя),

про вечер?(зимний),

про утро?(зимнее)

День весенний , а как сказать про утро , вечер, ночь?

4.Употребление предлогов (действия с картонной птичкой.)

Синичка летает в комнате .Залетела В шкаф .

Пролетела НАД головой.

Села НА стол.

5.Согласование

-Можно назвать синичку зимняя гостья?

Увидели кого(зимнюю гостью)

Принесли клетку кому?(зимней гостье)

Дети заботились о ком? (О зимней гостье)

Ухаживали за кем ?(за зимней гостьей)

Любовались кем?(зимней гостьей)

Не стало кого ?(зимней гостьи)

Согласование сущ.+числит.Сосчитай вместе с Ромой перышки, а с Катей

снежинки( одно перышко, два перышка , 5 перышек и так до 10) )

2.Словообразование .

А )существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Игра

«Скажи ласково»

Ветка –веточка,птица-птичка, цветок-цветочек,клетка-клеточка,Рома-

Ромочка,Катя-Катенька.

Б).Как называются птенцы у вороны-воронята. У галки-галчата,у скворца-

скворчата, у орла-орлята.

В).Образование прилагательных от существительных.

Дерево-деревянный .Найди деревянный предмет на картинке .

Стекло-стеклянный . Найди деревянный предмет на картинке .

Железо-железный . Найди деревянный предмет на картинке.

Пластмасса –пластмассовый . Найди деревянный предмет на картинке.

Глина –глиняный . Найди деревянный предмет на картинке.

Г).Образование притяжательных прилагательных на материале частей тела

птицы.

Хвост чей?Птичий

Клюв чей?Птичий.

Лапки чьи?Птичьи.

Глаза чьи?Птичьи.

Перышко чье?Птичье.

Клетка чья?Птичья

Д).Образование с помощью префиксов .Закончи предложение , изменяя

слово лететь.

Синичка к окну (подлетела)

В окно (влетела)

По комнате (полетала)

В кухню (улетела)

Из кухни в комнату (прилетела)

В клетку )залетела)

Из клетки (вылетела)

3. Синтаксис.

А).Составление сложно-подчиненого предложения .Почему дети выпустили

птичку? Потому что …….

Б).Послушай внимательно слова:веточка, синичка ,сидеть.Составь с этими

словами предложение.(Обучающийся второго класса записывает

предложение в тетрадь),Первоклассник чертит схему предложения,

обозначяя каждое слово прямой линией.

В).Послушай внимательно .Правильно ли я скажу предложение .»Дети

выпустили птичку тѐплый , весенний днѐм.

4.Понимание сложных грамматических конструкций .

Скажи правильно: зима перед весной или весна перед летом?

Снег покрыт землей или земля покрыта снегом?

VI.Фонематическая система языка (фонематическое восприятие ,

фонематичекие представления, фонематический анализ слов)

1.Повтори песенку птички .

Би-пи-би-пи

Со-цо-со-цо

Са-за-за-са

Да-та –да та

2.Найди на картине и назови слова со звуком «с», «р».определи место звуков

в слове .

3.Для обучающихся 2 класса)

Назови 2, 3,4 звук в словах окно, рама, кофта.

Сравни по значению и написанию слова СУК-СОК

VIII.Связная речь.Составить рассказ по серии картин



В раздел образования