Автор: Филимоновская Светлана Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СШ №26
Населённый пункт: Смоленская область город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Диагностический материал для обследования речи обучающихся"
Раздел: начальное образование
Обследование речи обучающихся 1-2 класса сОВЗ по серии картин Каше
«Синичка»
Оборудование:Картинный материал Каше «Синичка», фигурка птички ,
вырезанная из картона,
I.Обучающемуся предлагается разложить картинки в нужной
последовательности, чтобы получился рассказ.Уточняется время года,
изображенное на картинке.
II.Обследование лексики.
1.Предметный словарь. Назови что это?(батарея, подоконник ,
форточка,рама, ветка,штора, воротничок,рукав)
2.Глагольный словарь.Оценивается качество словаря и умение составить
предложение .
-Ответь на вопрос «Что Рома делает?»(открывает, поддерживает,
выпускает).Обучающийся составляет предложение с этими словами.
3.Словарь признаков предметов.Обучающийся отвечает на вопрос ,заданный
логопедом .
-Рубашка какая?(теплая, клетчатая)
-Кофточка какая ?(шерстяная , мягкая).
-Как ты скажешь про синичку, какая она?(маленькая, замерзшая).
-Веточка какая ?(заснеженная,тонкая)
Уточняем ориентировку во времени, знание частей суток. (Утро, день, вечер,
ночь)
4.Антонимы.
Рома и Катя играют в игру «Скажи наоборот»
Рома Катя
Холодный день Теплый
Теплее Холоднее
Голодная птичка Сытая птичка
Я старше , а ты младше
Я высокий , а ты низкая
Ты стоишь выше , а я ниже
III.Обследование грамматического строя
1.Словоизменение
А).Добавь пропущенное слово ОКНО в предложение с опорой на картинки.
Дети стояли у (окна)
Синичка сидела за( за окном)
Дети смотрят в (окно)
Добавь пропущенное слово ЗЕРНО в предложение
Дети насыпали синичке (зерно)
У Ромы пакет с (зерном).Дети кормят синичку (зерном)
Не осталось в пакете (зерна)
Рома и Катя играют в игру «Один –много)
Рома сказал : «За окном белая снежинка»
Катя : «За окном много белых снежинок»
Рома: «Закрытая форточка»
Катя: «Много Закрытых форточек»
Рома: «Заснеженное дерево»
Катя :«Много заснеженных деревьев)
Б).Уточняем словоизменение прилагательных по родам.
День зимний , а как сказать про ночь?(зимняя),
про вечер?(зимний),
про утро?(зимнее)
День весенний , а как сказать про утро , вечер, ночь?
4.Употребление предлогов (действия с картонной птичкой.)
Синичка летает в комнате .Залетела В шкаф .
Пролетела НАД головой.
Села НА стол.
5.Согласование
-Можно назвать синичку зимняя гостья?
Увидели кого(зимнюю гостью)
Принесли клетку кому?(зимней гостье)
Дети заботились о ком? (О зимней гостье)
Ухаживали за кем ?(за зимней гостьей)
Любовались кем?(зимней гостьей)
Не стало кого ?(зимней гостьи)
Согласование сущ.+числит.Сосчитай вместе с Ромой перышки, а с Катей
снежинки( одно перышко, два перышка , 5 перышек и так до 10) )
2.Словообразование .
А )существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Игра
«Скажи ласково»
Ветка –веточка,птица-птичка, цветок-цветочек,клетка-клеточка,Рома-
Ромочка,Катя-Катенька.
Б).Как называются птенцы у вороны-воронята. У галки-галчата,у скворца-
скворчата, у орла-орлята.
В).Образование прилагательных от существительных.
Дерево-деревянный .Найди деревянный предмет на картинке .
Стекло-стеклянный . Найди деревянный предмет на картинке .
Железо-железный . Найди деревянный предмет на картинке.
Пластмасса –пластмассовый . Найди деревянный предмет на картинке.
Глина –глиняный . Найди деревянный предмет на картинке.
Г).Образование притяжательных прилагательных на материале частей тела
птицы.
Хвост чей?Птичий
Клюв чей?Птичий.
Лапки чьи?Птичьи.
Глаза чьи?Птичьи.
Перышко чье?Птичье.
Клетка чья?Птичья
Д).Образование с помощью префиксов .Закончи предложение , изменяя
слово лететь.
Синичка к окну (подлетела)
В окно (влетела)
По комнате (полетала)
В кухню (улетела)
Из кухни в комнату (прилетела)
В клетку )залетела)
Из клетки (вылетела)
3. Синтаксис.
А).Составление сложно-подчиненого предложения .Почему дети выпустили
птичку? Потому что …….
Б).Послушай внимательно слова:веточка, синичка ,сидеть.Составь с этими
словами предложение.(Обучающийся второго класса записывает
предложение в тетрадь),Первоклассник чертит схему предложения,
обозначяя каждое слово прямой линией.
В).Послушай внимательно .Правильно ли я скажу предложение .»Дети
выпустили птичку тѐплый , весенний днѐм.
4.Понимание сложных грамматических конструкций .
Скажи правильно: зима перед весной или весна перед летом?
Снег покрыт землей или земля покрыта снегом?
VI.Фонематическая система языка (фонематическое восприятие ,
фонематичекие представления, фонематический анализ слов)
1.Повтори песенку птички .
Би-пи-би-пи
Со-цо-со-цо
Са-за-за-са
Да-та –да та
2.Найди на картине и назови слова со звуком «с», «р».определи место звуков
в слове .
3.Для обучающихся 2 класса)
Назови 2, 3,4 звук в словах окно, рама, кофта.
Сравни по значению и написанию слова СУК-СОК
VIII.Связная речь.Составить рассказ по серии картин