Автор: Дубинина Галина Андреевна
Должность: учитель математики, физики
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская рв(с)ош", Чебулинского района, Кемеровской области
Населённый пункт: поселок 1-й, Чебулинского района, Кемеровской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы учителя
Тема: "Применение мультимедийных презентаций на уроках математики и физики
Раздел: полное образование
1
Управление образования администрации
Чебулинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Применение мультимедийных презентаций
на уроках математики и физики
(обобщение опыта работы )
Исполнитель:
Дубинина Галина Андреевна,
учитель математики, физики
МОУ «Михайловская районная вечерняя
(сменная)общеобразовательная школа »
Чебулинский район
Кемеровская область
(galinadubinina1958@yandex)
Михайловка 2017
2
Содержание стр
1.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.
Мультимедиа презентации как метод обучения. . . . . . . . . . . . . . . 5
3.
Методические приемы, применяемые при использовании
мультимедиа презентаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
4.
Использование мультимедиа презентаций на разных этапах урока
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
5.
Преимущества и недостатки в применении мультимедиа
презентаций на уроках. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
7.
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
8.
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
9.
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3
Введение
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный человек
живёт
в
мире
электронной
культуры.
Меняется
и
роль
учителя
в
информационной
культуре
—
он
должен
стать
ко о рд и н ато р ом
информационного
потока.
Следовательно,
учителю
необходимо
владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы
общаться на одном языке со своими обучающимися.
Применение информационных технологий в процесс обучения математике
и
физике
является
неотъемлемой
частью
сферы
образования.
Данный
факт
предоставляет
возможность
оптимизировать
процесс
обучения,
увеличить
насыщенность
образовательного
процесса.
Новые
технологии
можно
использовать в любом предмете, на любом этапе урока.
Наряду
с
огромным
количеством
ресурсов,
представленных
в
сети
Интернет, в том числе и презентаций к урокам, поиск и отбор необходимых
материалов (удовлетворяющих всем запросам
учителя) занимает достаточно
много времени. Кроме того, учителю удобно иметь такой материал, который бы
позволил учитывать особенности конкретных обучающихся и был адаптирован
под
УМК
по
предмету.
Особенно
это
касается
нашего
образовательного
учреждения, где обучаются уже великовозрасные
ученики.
Ими являются
осуждёнными за самые разные преступления (в том числе и тяжкие). Социально-
демографический профиль учащихся вечерне школы следующий: это лица до 30
лет, имеющие уже определенный жизненный опыт, сформированные негативные
ценностные ориентации.
Отношение к учебной деятельности у обучающихся
чаще
всего
негативное.
У
них
практически
отсутствует
учебная
мотивация,
большинство из них можно отнести к категории педагогически запущенных.
Уровень учебных знаний умений и навыков у обучающихся очень разный, чаще
всего гораздо ниже требуемого стандартом образования. Соответственно, многие
из них имеют очень узкий кругозор и низкий уровень познавательных интересов.
4
Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной
концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся
работа учителя нацелена на поиск новых форм работы, с целью пробуждения
желания
получать
знания,
выработки
у
них
положительной
мотивации
к
обучению. Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее
время,
это
–«Использование
мультимедийных
презентаций
на
уроках
математики, физики, как средство повышения мотивации учения». Целью моей
работы стало обобщение опыта работы по применению ИКТ на преподаваемых
мною
предметах.
Создание
презентаций
к
уроку
позволяет
оптимизировать
учебный
процесс
и
организовать
дистанционную
поддержку
обучения,
что
способствует
получению
и
совершенствованию
навыков
самообучения
и
самообразования.
5
Мультимедийная презентация как метод обучения
В современном обществе часто говорят о мультимедийных технологиях или
мультимедийный способ обучения (далее МСО).
Мультимедиа –
область
компьютерной
технологии,
позволяющая
объединить в компьютере некоторые возможности других технических устройств
(магнитофона,
видеоплейера,
фильмоскопа
и
др.)
что
позволяет
работать
с
программами,
оснащенными
анимацией,
стереозвуком,
видеоизображением
и
другими аудио-видеоэффектами. Восприятие информации обеспечивается сразу
несколькими
органами
чувств,
в
сочетании
с
быстрым
доступом
и
интерактивными возможностями работы с ней.
Преимущества использования мультимедийных технологий в учебном процессе
заключаются
в
том,
что
современные
МСО
используют
широкий
набор
различных типов данных, сетевое взаимодействие и использование объектов
Internet.
Это дает возможность:
- осуществить индивидуальный подход;
6
- повысить мотивацию к учению;
- повысить эффективность и качество обучения;
- сократить время на подготовку уроков учителям;
- обучать дистанционно.
Задача учителя – сконструировать такой урок, который на его взгляд, мог бы
наиболее
эффективно
достичь
поставленной
учебной
цели.
Одновременное
использование
несколько
информационных
сред:
графику,
текст,
видео,
фотографию,
анимацию,
звуковые
эффекты,
высококачественное
звуковое
сопровождение
дает
два
основных
преимущества
–
качественное
и
количественное.
Качественно
новые
возможности
очевидны,
если
сравнить
словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда
много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем
миллион
раз
услышать».
Мультимедиа
уроки,
таким
образом,
наиболее
оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала,
осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся,
умения
обобщать,
анализировать,
сравнивать,
активизация
творческой
деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения
четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства
товарищества, взаимопомощи.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся
вопросы
о
методах,
приемах,
технологиях
организации
образовательной
деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы
использования
мультимедиа
на
уроке
–
разные,
но
при
их
внедрении
мы
7
выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом
таких
уроков
является
повышение
качества
обучения
за
счет
новизны
деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения
знаний,
но
и
для
их
контроля,
закрепления,
повторения,
обобщения,
систематизации, следовательно успешно выполняются дидактические функции.
Использование
презентаций
в
учебном
процессе
обеспечивает
возможность:
дать
учащимся
более
полную,
достоверную
информацию
об
изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и
воспитательные задачи. Особенно:
при изучении нового материала, предъявления новой информации;
при закреплении пройденногоматериала, отработки учебных умений
и навыков;
при повторении, практического применения полученных знаний,
умений и навыков;
при обобщении, систематизации знаний.
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы
презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации
были
уникальные
факты,
которые
нельзя
объяснить
словами
или
продемонстрировать
другими
средствами.
Например,
видео-,
аудиозаписи
выступлений ученых, экспериментов и т.п.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать
предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты
изучаемых
процессов
и
явлений,
демонстрации
опытов,
видеоэкскурсии),
динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты,
8
проектируя
их
на
большой
экран
с
помощью
LCD-проектора.
При
этом
существенно
меняется
технология
объяснения
–
учитель
комментирует
информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее
дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.
На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании
необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
Принцип
наглядности. Позволяет
использовать
на
любом
у р о к е
иллюстративный
материал,
аудиоматериал,
ресурсы
редких
иллюстраций.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы
все
каналы
восприятия
учащихся
-
зрительный,
механический,
слуховой
и
эмоциональный. Практика обучения выработала большое количество правил,
раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.
1.
Использовать
в
обучении
тот
факт,
что
запоминание
ряда
предметов,
представленных в натуре (на картинке или в моделях) происходит лучше, легче и
быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме,
устной или письменной.
2.
Золотое
правило
обучения:
все,
что
только
можно,
представлять
для
восприятия чувствами, а именно: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи
- обонянием, доступное осязанию - путем осязания.
3.
Никогда
не
ограничиваться
наглядностью
-
наглядность
не
цель,
а
средство обучения, развития мышления учащихся.
4.
Надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания
учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и
образами.
5.
Наблюдения учащихся должны быть систематизированы и поставлены в
отношение
причины
и
следствия
независимо
от
порядка,
в
котором
они
наблюдались.
Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет
неоднократно
возвращаться
к
изученному
или
изучаемому
материалу.
9
Использование
обучающих
программ
позволяет
на
одном
уроке
вызывать
материал предыдущих уроков.
Принцип
научности: преобразование
этого
принципа
при
мультимедиа
обучении
получает
более
фундаментальную
основу.
Принцип
научности
является
важнейшим
принципом
обучения
в
современной
школе,
которая
выступает против влияния суеверий и религиозных догм, против упрощенчества
в содержании обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между
содержанием науки и учебного предмета
Принцип
доступности: данная
технология
интегрируется
с
технологией
дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на
монитор
или
экран
разноуровневые
задания,
контрольно-тестовые
задания,
задания повышенной сложности.
Принцип
системности: использование
уроков
-
презентаций
позволяет
разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы
предыдущих уроков, объяснять новое.
Принцип
последовательности: как
и
на
традиционных
уроках,
учебный
материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Принцип сознательности и активности
Принцип связи теории с практикой
Принцип перманентности комплексного восприятия информации.
Целью
и
результатом
применения
презентации
как
составляющего
компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся
знаний, умений и навыков.
Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи
преподавателю
и
позволяют
удобно
и
наглядно
представить
материал.
Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно
эффективным
средством.
Мастерски
сделанная
презентация
может
привлечь
внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться
и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами.
10
Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом и мы не
сконцентрируем внимание обучающихся, а наоборот его рассеем . Необходимо
найти
баланс
между
подаваемым
материалом
и
сопровождающими
его
эффектами.
Это
правило
справедливо
для
всех
мультимедиа
презентаций
вообще, но особенно: для обучающих презентаций.
При создании учебных мультимедиа презентаций необходимо учитывать,
с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с
другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам
программные
средства
телекоммуникационной
сети
и
современных
информационных технологий. Необходимо четко придерживаться поставленным
дидактическим и познавательным целям и задачам, так как мультимедиа – это
всего
лишь
средство
реализации
дидактических
задач.
Иными
словами,
успешность
проведения
урока
с
использованием
мультимедиа
зависит
от
качества
используемых
материалов
и
конструкторских
умений
педагогов.
Поэтому
педагогическая,
содержательная
организация
мультимедийных
презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его
использования)
является
приоритетной.
Отсюда
важность
концептуальных
педагогических положений, на которых предполагается строить современный
урок
с
использованием
мультимедийных
презентаций.
Инструмент
этот
настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы
обучения.
При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать
следующие требования:
Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.
Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна
поддерживаться
на
протяжении
всего
урока.
Большое
значение
имеет
четко
определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро
снижается,
если
уровень
поставленных
задач
не
соответствует
уровню
подготовки школьника.
11
Постановка учебной цели и учебных задач с использованием
презентации.
Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного
материала на учащихся.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную
деятельность на уроке.
Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и
содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических
кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование.
При
этом
возникают
трудности
внедрения
интерактивных
мультимедийных
технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным
обеспечением,
созданным
инженерами
для
всеобщего
использования.
Как
правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни
организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных
стандартов,
не
связано
с
учебными
и
рабочими
планами.
Учителям
для
использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их
для
интеграции
в
учебный
процесс.
Это
одна
из
отрицательных
сторон
применения мультимедиа в образовательном процессе.
Можно
выделить
следующие
основные
методические
особенности
организации урока с использованием мультимедиа компонентов:
1)
уроки
с
применением
мультимедийных
презентаций
проводятся
в
любом предметном классе с использованием мультимедиа проекторов;
2) должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое
использование дополнительного обучающего и развивающего материала;
3) четкая постановка триединой цели урока;
12
4) мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного
материала, но не заменяет живого общения учитель- ученик на уроке;
5)
широкий
подбор
иллюстрирующего
материала
для
всестороннего,
детального раскрытия темы урока;
6) роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока.
Применение
мультимедиа
технологий
в
образовании
обладают
следующими достоинствами (по сравнению с традиционным обучением):
-
допускает
использование
цветной
графики,
анимации,
звукового
сопровождения, гипертекста;
- допускает возможность постоянного обновления;
- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов,
например, тестов или рабочей тетради;
- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
-
допускает
возможность
нелинейность
прохождения
материала
благодаря
множеству гиперссылок;
- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных
библиотеках или образовательных сайтах.
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только
соответствующие
принципы
классической
дидактики,
но
и
специфические
принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам
мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные
еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они
13
остаются
крайне
актуальными
и
в
наше
время
при
самых
современных
педагогических технологиях. Вот некоторые из них:
-
распределяй
каждый
материал
на
известные
ступени
и
небольшие
законченные части;
- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и,
не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы
возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только
возможно,
на
следующей
ступени
при
изучении
нового
снова
повторялось
предыдущее.
Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной
графики,
анимации
и
имитации
должно
способствовать
повышению
привлекательности интерактивных уроков.
Сегодня перед школой стоит ещё одна важная задача- создание условий для
сохранения
здоровья
учащихся,
т.е.
разработка
мер
по
здоровьесбережению,
внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы,
методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на
пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Методические приемы, применяемые при использовании
мультимедиа презентаций
Методические приемы, наиболее часто используемые при изучении нового
материала, можно разделить на те, которые использует учитель и ученик.
Использование мультимедиа технологий учителем
14
Мультимедиа,
если
кратко,
—
это
компьютер
+
проектор,
который
позволяет спроецировать на экран информацию любого компьютера из Сети, а
также информацию из телевизора, видеомагнитофона и т.д.
Рассмотрим возможности использования компьютера как сверхэффективного
средства создания проблемных ситуаций на уроках физики. При этом учитель
может, например:
отключить звук и попросить прокомментировать учеников
наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо
не возвращаться к просмотру, если ученики успешно справились с заданием.
Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;
остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный
эксперимент,
попробовать
описать
дальнейшее
протекание
процесса.
Дадим
этому приему условное название «А дальше?»;
продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить
объяснить,
высказать
гипотезу,
почему
это
происходит
именно
так.
Таким
образом можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав ее с темой урока,
либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием
«Почему?»
Использование компьютера учениками
Методические приемы при изучении нового материала здесь можно разделить на
две большие группы.
1.
При
изучении
текстового
материала
деятельность
обучающихся
может
состоять:
в нахождении ответов на поставленные учителем вопросы;
в очень кратком конспектировании;
в заполнении заранее подготовленных таблиц;
в создании единой логической структуры, схемы изучаемого материала и
т.п.
После
работы
с
компьютером
необходимо
подвести
итоги,
ответить
на
вопросы,
возникшие
в
результате
деятельности.
Во
время
устного
контроля
15
можно
проверить
объем
и
качество
усвоенного.
Здесь
эффективны
комментирование кадров учениками
с учебного места
либо ответ у доски,
вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может
содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опорный конспект (ОК),
логическую схему, структуру и т.д.
2. При изучении процессов, явлений, фундаментальных экспериментов перед
ребятами могут быть поставлены следующие задачи: зарисовать схему, сделать
рисунок экспериментальной установки. Затем включить как пункт в «Описание
физического прибора», «Описание физического эксперимента» при дальнейшем
изучении материала;
внести
изменения
в
параметры
установки
(задать
большую
скорость,
уменьшить
диаметр,
увеличить
расстояние
и
т.д.)
и
записать
результаты
(приложение№1);
преобразовать условия протекания физического явления (увеличить давление,
уменьшить температуру и т.д.) и внести данные в таблицу;
составить, зарисовать график протекания процесса и т.п.
Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке
либо на следующем).
Использование мультимедиа презентаций
на различных этапах урока.
Мультимедийные технологии могут быть использованы следующим образом:
16
Анонсирование темы предполагает, что новая тема урока представлена на
слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса
Сопровождение
объяснения
учителя предполагает
использование
специально
созданных
для
конкретных
уроков
мультимедийных
конспектов-
презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки,
видеофрагменты,
анимации,
демонстрацию
последовательности
действий
на
компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным
дублированием действий учащимися на своих рабочих местах (приложение 2).
Информационно-обучающее
пособие предполагает
самостоятельную
деятельность
учеников
по
поиску,
осознанию
и
переработке
новых
знаний.
Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель
самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и
поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по
какой-то причине не успел выполнить задание во время урока, или пропустил
тему.
Учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по
теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу
темы или выполнять творческое задание по изученной теме.
Мультимедийные лекции
– изложение учебного материала, в котором
преподаватель
передает
компьютеру
часть
своих
функций,
что
усиливает
воздействие на учеников, т.к. усвоение учебного материала идет также путем
зрительного
восприятия.
Но
при
этом
преподаватель
не
заменяется
компьютером, а остается главным действующим лицом, в полной мере реализуя
свои индивидуальные творческие особенности. Разнообразие иллюстративного
материала делает
лекцию содержательной.
Мультимедийное
приложение,
позволяющее организовать такую работу,
более полным и включать в себя
материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается
возможность
для
самостоятельного
изучения
разделов
темы,
а
также
для
17
опережающего
обучения.
Наличие
мультимедийного
обеспечения
позволяет
компенсировать
недостаточность
лабораторной
базы,
благодаря
возможности
моделирования
процессов
и
явлений
природы,
что
особенно
актуально
для
проведения отдельных уроков.
Компьютерные
демонстрации проводятся
во
время
урока
в
кабинете
физики с помощью проектора и призваны проиллюстрировать материал данного
урока. Для демонстраций применяются несколько типов цифровых материалов:
короткие
видеофильмы
и
анимации
различных
физических
процессов,
фотографии и наглядные схематические рисунки. При этом следует подчеркнуть,
что
компьютерная
демонстрация
рассматривается
не
как
замена
реального
физического демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение. Что
представляет из себя компьютерная демонстрация? Это слайды, выполненные в
программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная
разработка урока или разработка темы с целями и задачами, основной частью и
заключением,
т.е.
с
определенной
законченной
структурой.
Но,
все-таки,
в
основном – это слайды, которые созданы для помощи учителю при объяснении
нового материала. Они не охватывают весь материал урока, а помогают раскрыть
тот или иной вопрос теории. При желании учитель, создавая компьютерную
разработку
урока,
может
сделать
просто
ссылку
на
этот
демонстрационный
материал.
Следует
учесть,
что
это
не
просто
статические
картинки,
в
них
используются
анимационные
эффекты
с
целью
проследить
логику
того
или
иного определения, свойства, признака.
Формы
и
место
использования
мультимедийной
презентации
(или
даже
отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока,
цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить
некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1.
При
изучении
нового
материала.
Позволяет
иллюстрировать
разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в
18
тех
случаях,
когда
необходимо
показать
динамику
развития
какого-либо
процесса.
2.
При закреплении новой темы
3.
Для проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и
самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности
и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля
знаний, программированный способ накопления оценок.
4.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5.
При
проверке
фронтальных
самостоятельных
работ.
Обеспечивает
наряду с устным визуальный контроль результатов.
6.
При
решении
задач
обучающего
характера.
Помогает
выполнить
рисунок,
составить
план
решения
и
контролировать
промежуточные
и
окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
7.
Средство
эмоциональной
разгрузки. Во
время
проведения
блочных
уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить
видеозаставки
экспериментов
или
мультфильмы
при
этом
у
учеников
исчезает
усталость,
появляется
заинтересованность,
они
ищут
ответы,
обращаются
к
учителю
с
вопросами,
заряжаются
новой
энергией.
Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями
вмешиваться в ход действий и вести диалог.
8.
Как
средство
для
изготовления
раздаточного
дидактического
материала,
кодограмм
и
карточек. Персональный
компьютер
в
руках
учителя, в дополнении со сканером и принтером – это мини-типография
педагога.
Преимущества и недостатки мультимедиа презентаций
19
Рассмотрим
преимущества
использования
презентаций
на
уроках.
Их
несомненно достаточно. Это:
Наглядные
материалы
и
иллюстрации
помогут
на
многих
уроках
достоверно
представить
картину,
которую
может
быть
непросто
объяснить
учителю. Сюда же можно отнести запись важных моментов не с доски, а со
слайда, на котором изображение более четкое и нюансы человеческого почерка
не
мешают
его
воспринимать.
Помимо
этого
ученики
воспринимают
информацию одновременно зрением и слухом, что повышает шансы усвоения
материала.
Презентации
подталкивают
к
диалогу,
активному
поведению,
что
стимулирует учащихся обучаться, развиваться и стремиться к более глубоким
знаниям.
Активная
дискуссия
способна
полностью
поглотить
внимание
человека,
что
практически
исключает
плохое
поведение
и
отвлечение
на
посторонние вещи.
Сложные таблицы, графики и диаграммы проблематично представить на
доске, а вот презентация справится с эти прекрасно. К тому же интерактивное
приложение позволяет включать анимации, видеофайлы, которые помогают в
восприятии схем и других графических объектов.
Правильно созданное приложение позволяет перемещаться с помощью
гиперссылок и быстро переходить к нужному слайду. Особенно это актуально в
случае, когда предлагается выбрать тему урока или же пропустить ненужную
информацию.
Презентации
повышают
производительность
урока,
так
как
способны
преподнести больше материала и задействовать максимум обучающихся.
После
такого
количества
достоинств,
следует
уделить
внимание
и
н ед о с т а т ка м . Общим
недостатком
большинства
существующих
20
мультимедийных
средств
обучения
остается
то,
что
после
их
разработки
начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все
новые
возможности
их
практического
применения.
Достаточно
редкими
являются
случаи
создания
мультимедийных
продуктов
с
заранее
определенными свойствами для реализации определенной методики обучения
и решения дидактических задач. При разработке мультимедийных средств
обучения,
как
правило,
акцент
делается
не
на
обучение,
не
на
помощь
ученику, а на технологию программной реализации.
Существует множество достаточно общих возможных негативных аспектов
применения мультимедийных средств обучения в системе образования. В их
числе
рассеивание
внимания,
возможное
отсутствие
обратной
связи,
времеемкость, недостаточная доступность и ряд других аспектов. Таких как :
Дороговизна
аппаратуры.
Не
каждая
школа
может
позволить
себе
приобретение
проектора
и
ноутбука.
К
тому
же
не
один
курс
нуждается
в
изложении материала таким способом.
Сложности при создании презентаций. Они могут возникать не только с
программным
обеспечением,
но
и
вследствие
недостатка
знаний,
которые
помогают правильно оформлять слайды, чтобы они не были перегружены и
несли максимум информации учащимся.
Не всем детям легко воспринимать текстовые материалы, а создавать урок
из ярких картинок тоже нельзя, поэтому такой вид изложения может все-таки
найти своих противников.
Презентации
могут
вызывать
не
только
активные
обсуждения,
но
и
яростные споры, провоцирующие хаос в классе, который не всегда удается сразу
ликвидировать.
21
Вывод можно сделать только один – недостатки презентаций в основном зависят
от создателя, а перечень достоинств должен призывать к их использованию на
большинстве уроков для повышения интереса учащихся и результатов экзаменов.
Заключение
Таким
образом,
каждый
учитель,
используя
информационно
-
коммуникативные
технологии
в
преподавании
в
условиях
модернизации,
открывает
для
себя
новые
интересные
возможности
в
профессиональной
деятельности,
благодаря
чему
для
учителя
-
работа,
а
для
его
учеников
-
обучение станут радостнее и увлекательнее.
Не
следует
забывать
об
утомляемости
детей
однообразной
учебной
деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий,
но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам
для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление,
интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке. И в то же
время нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести
к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует
повышению
утомляемости
детей.
Поэтому,
можно
отметить
необходимое
условие овладение учителем приемами и методами использования мультимедиа
как средство реализации здоровьесберегающих технологий.
Немало
важным
является
и
то,
что
заранее
готовясь
к
уроку,
преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power
Point»
программы
«Office»
необходимое
количество
слайдов,
дополняя
видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации.
Естественно,
что
это
значительно
повышает
требования
к
квалификации
преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной
техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. В процессе
изложения
урока
преподаватель
эпизодически
представляет
информацию
на
слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного
22
материала учащимися. Эффективность применения интерактивного урока в ходе
преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в
виде
графиков,
логических
схем,
таблиц,
формул,
широко
используемых
преподавателями дисциплин технического профиля. Таким образом, участие в
процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает
качество
образования.
Использование
предложенной
методики
активизирует
процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и
эффективность
учебного
процесса,
позволяет
достичь
большей
глубины
понимания учебного материала.
23
Литература:
1.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз,
1956
2.
Дьяконов В. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-
38
3.
Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С.
21-27.
4.
Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-
Санкт-Петербург, 2000.
5.
Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для
повышения
уровня
мотивации
всех
участников
образовательного
процесса» 2008г.
6.
Титоренко
Г.А.
Современные
информационные
технологии.
М.:
ЮНИТИ, 1999.
7.
Шутенко,
А.В.
Методы
проведения
учебных
занятий
с
использованием
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий /
8.
А.В. Шутенко [Электронный документ].– (pedsovet/publ/26-
1-0-841). 05.04.2010.
9.
Губина
Т.
Н.
Мультимедиа
презентации
как
метод
обучения
//
Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347.
.
24
Приложение 1
Примеры использования компьютера в разных видах эксперимента.
Компьютер как элемент учебной экспериментальной установки используется
на
разных
этапах
урока
и
практически
во
всех
видах
эксперимента
(чаще
демонстрационный эксперимент и лабораторная работа).
Урок «Строение вещества» (демонстрационный эксперимент)
Цель: изучить строение вещества в разных агрегатных состояниях, выявить
некоторые
закономерности
строения
тел
в
газовом,
жидком
и
твердом
состояниях.
При объяснении нового материала для наглядной демонстрации расположения
молекул в разных агрегатных состояниях используется компьютерная анимация.
Компьютер
позволяет
показать
процессы
перехода
из
одного
агрегатного
состояния в другое, увеличение скорости движения молекул при увеличении
температуры, явление диффузии, давление газа.
Урок решения задач по теме: «Движение под углом к горизонту».
Цель: изучить баллистическое движение, его применение в повседневной жизни.
25
С помощью компьютерной анимации можно показать, как меняется траектория
движения тела (высота и дальность полета) в зависимости от начальной скорости
и угла падения. Подобное использование компьютера позволяет сделать это за
несколько минут, что экономит время для решения других задач, избавляет
учащихся от необходимости делать рисунок к каждой задаче (чего они не очень
любят делать).
Модель демонстрирует движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Можно изменять начальную высоту, а также модуль и направление скорости
тела. В режиме «Стробоскоп» на траектории через равные промежутки времени
показываются
вектор
скорости
брошенного
тела
и
его
проекции
на
горизонтальную и вертикальную оси.
Лабораторная работа «Исследование изотермического процесса».
Цель: Экспериментально установить взаимосвязь между давлением и объемом
газа при постоянной температуре.
Работа
полностью
сопровождается
компьютером
(название,
цель,
выбор
оборудования, порядок выполнения работы, необходимые расчеты). Объектом
является
воздух
в
трубке.
Рассматриваются
параметры
в
двух
состояниях:
исходном
и
сжатом.
Делаются
соответствующие
расчеты.
Сравниваются
результаты, по полученным данным строится график.
Экспериментальная задача: определение числа Пи путем взвешивания.
Цель: определить значение числа Пи разными способами. Показать, что оно
может быть равно 3,14 путем взвешивания.
Для проведения работы вырезаются квадрат и круг из одного материала так,
чтобы радиус круга равнялся стороне квадрата, взвешиваются эти фигуры. Через
отношение масс круга и квадрата вычисляется число Пи.
26
Экспериментальная задача: расчет работы и кинетической энергии.
Цель:
показать,
как
зависит
значение
механической
работы
и
кинетической
энергии от различных условий задачи.
При помощи компьютера очень быстро выявляется зависимость между силой
тяжести
(весом
тела),
силой
тяги,
углом
приложения
силы,
коэффициентом
трения.
В
модели
иллюстрируется
понятие
механической
работы
на
примере
движения
бруска
на
плоскости
с
трением
под
действием
внешней
силы,
направленной под некоторым углом к горизонту. Изменяя параметры модели
(массу
бруска
т,
коэффициент
трения,
модуль
и
направление
действующей
силы F), можно проследить за величиной работы, совершаемой при движении
бруска,
силой
трения
и
внешней
силой.
Убедитесь
в
компьютерном
эксперименте,
что
сумма
этих
работ
равна
кинетической
энергии
бруска.
Обратите внимание, что работа силы трения А всегда отрицательна.
Подобные
задачи
можно
использовать
при
контроле
знаний
учащихся.
Компьютер быстро позволяет менять параметры задачи, создавая тем самым
большое количество вариантов (исключается списывание). Преимущество такой
работы - быстрая проверка. Работа может быть проверена сразу в присутствии
учеников. Учащиеся получают результат и могут сами оценить свои знания.
27
Приложение 2
Использование мультимедийного сопровождения на уроке математики ,
при изучении темы: "Площадь. Формула площади прямоугольника .
На организационном этапе использовать слайд с высказываниями великих
математиков, настроить обучающихся к работе на уроке:
На этапе проверки знаний выполнить математическую разминку:
и поработать устно:
28
При подготовки к усвоению нового учебного материала , для организации
познавательной деятельности учащихся, попросить обучающихся самим
сформулировать тему урока решив кроссворд:
Определив тем самым тему урока, на экране появится слайд:
На этапе усвоения новых знаний можно предложить целый ряд опорных
слайдов:
29
На этапе проверки понимания изученного, предложить устную работу, чтобы
установить уровень усвоения и устранения пробелов в понимании новой темы.
Так же предлагается решить тест в двух вариантах, который проецируется
на экран