Автор: Жаркова Марина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Волна" ГБОУ СОШ №3 им. М.Ф.Леонова Населённый пункт: село Приволжье,Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Береза" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы.
Образовательная область «Художественно - эстетическое
развитие».
Тема: «Береза»
Основная образовательная область: Художественно – эстетическое
развитие
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки
средствами разного вида искусства.
Задачи:
Художественно – эстетическое развитие: Познакомить детей с новой
нетрадиционной техникой рисования. Формировать умения детей правильно
передавать строение дерева в рисунке. Развивать фантазию, творчество
детей.
Познавательное развитие: Расширить представления детей об образе
березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать,
получать новые знания.
Речевое развитие: Формировать умение логично излагать свои мысли,
анализировать, делать выводы. Развивать умение выразительно читать стихи.
Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать чувство
патриотизма, любви к Родине, к родному краю, любовь к природе и бережное
к ней отношение.
Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал и оборудование: Мультимедийное пособие «Береза», белый мел,
палочки, тарелочки, краска гуашь, пена для бритья, «непроливайки»,
целлофановые пакеты, салфетки, тонированные листы бумаги, аудиозапись
русской народной песни «Во поле береза стояла».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.
Наглядные: рассматривание, сравнивание.
Практические: пальчиковая гимнастика, рисование
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
Физкультминутка , пальчиковая гимнастика
Игровая
Пальчиковая гимнастика «Березка»,
Познавательно –
исследовательская
Наблюдение, рассматривание
Коммуникативная
Беседа, вопросы
Музыкальная
Слушание аудиозаписи
Изобразительная
Рисование
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
Чтение загадки, стихотворений, рассказывание
пословиц, поговорок
Элементарный бытовой
труд, самообслуживание
Поручения
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность
воспитателя
Деятельность
воспитателя
Ожидаемые
результаты
1
Ребята, послушайте
загадку: Не заботясь о
погоде, В сарафане
белом ходит, в один из
теплых дней май
сережки дарит ей.
(Слайд 1)
Дети внимательно
слушают загадку,
отгадывают ее
Сформировано
умение слушать и
воспринимать текст.
У детей развито
логическое
мышление.
2
«Сегодня мы с вами
многое узнаем о
березе, садитесь на
стульчики у экрана»
Дети садятся
напротив экрана
Вызван
познавательный
интерес к
деятельности
3
«Береза – символ
России, символ
красоты русской
природы. Ею можно
восхищаться в любое
время года. Где можно
увидеть березу? Как
называется лес, где
растут одни березы?
(слайд 2)
Дети отвечают на
вопросы воспитателя,
рассматривают
изображение на
экране
Развито умение
поддерживать беседу.
Активизирован
словарь детей.
4
«Чем береза
отличается от других
деревьев? Кто знает,
как называют белую
кору у березы?
(Слайд 3) Из бересты
делали различные
изделия. Какие?
(Слайд 4)
Дети отвечают на
вопросы воспитателя,
рассматривают кору
березы, называют
изделия из нее,
рассматривают
изделия на экране
Сформирован
интерес к
исследовательской
деятельности,
развито умение
анализировать, делать
выводы. У детей
развито
представление об
изделиях из бересты.
5
Воспитатель: «В
древней Руси
существовало
множество обычаев и
обрядов, связанных с
березой. На Троицу
заготавливали
березовые ветки, из
них плели венки и
носили на праздник.
Троицкая зелень -
очень действенный
оберег от злых сил. Ее
Дети слушают,
отвечают, ведут
хоровод «Во поле
береза стояла»
Развито умение
слушать,
воспринимать
информацию,
дополнять ее
имеющимися
знаниями,
самостоятельно вести
хоровод.
бросали в огород,
надевали на рога
коровам, чтобы они
давали больше молока,
молодые березки
сажали по краям
огородов и под окнами
дома. А что еще было
традицией на Троицу?
А ну, честной народ,
становись-ка в
хоровод! (слайд5)
6
С березой связано
много примет, о ней
сочиняли пословицы,
поговорки. А вы
знаете их? (слайд 6,7)
Дети отвечают,
рассказывают
пословицы,
поговорки, приметы о
березе.
У детей развита
память, мышление,
умение объяснять
значение пословиц
7
О березе сочиняли
стихи, рассказы. Кто
из вас знает стихи о
березе? (Слайд 8)
Дети читают стихи:
Словно девица
русская,
приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка
листвой шевелит.
Только ветер играет в
косах длинных
листвы, Только звезды
мигают ночью ей с
высоты. Рано утром
встает она солнце
встречать,
Улыбнувшись,
посмотрит в
зеркальную гладь.
И, наверно, на свете
нет березы родней,
Ведь береза – частица
России моей
Ты до того,
берёзонька, красива,
И в полдень жаркий,
и в часы росы,
Развито умение
выразительно читать
стихи
Что без тебя
немыслима Россия,
И я немыслим без
твоей красы.
8
К образу березы
обращались и
обращаются
художники. Березу
рисуют и дети. (Слайд
10,11)
Рассматривают
иллюстрации
художников, детей.
Развит интерес к
рисованию дерева
9
Ребята, а вы хотите
нарисовать березку?
Тогда давайте
отдохнем и
приготовим пальчики к
работе.
На поляне нашей
Дерево растет,
Но черненьких
полосок, ему не
достает.
Кусочек пластилина
Легонько отщипнем
Колбаски раскатаем
И плотно так прижмем
Теперь свою березку
Мы сразу узнаем!
Дети отвечают,
выполняют
физкультминутку -
пальчиковую
гимнастику
Приседают,
прижимают ладошки
к полу
Встают, поднимают
руки над головой и
растопыривают
пальцы
Ладонями делают
поперечные движения
перед грудью
Щипки двумя
пальцами
Прямые движения
ладоней
Поочередно
прижимают кончики
пальцев к коленям
Поднимают руки над
головой
Растопыривают
пальцы
Закреплены
здоровьесберегающи
е технологии. У детей
развито умение
сочетать движения с
текстом.
10
Ребята, вспомните,
какими способами мы
с вами умеем
рисовать? Но сегодня я
познакомлю вас с еще
одним – это рисование
с помощью пены для
бритья. Показ
Дети называют
нетрадиционные
способы
изображения,
наблюдают за новой
техникой рисования.
Развит интерес к
нетрадиционному
рисованию
изображения березки
мелом и пеной для
бритья.
11
Ребята, приступайте к
работе.
Дети самостоятельно
рисуют березу в
разное время года (по
желанию)
Развиты навыки
нетрадиционного
рисования,
аккуратного
обращения с краской
12
Дети, давайте сделаем
выставку ваших
рисунков.
Дети выставляют
свои работы,
рассматривают их,
рассказывают о
наиболее
выразительных
рисунках
У детей развито
эстетическое
восприятие, умение
объективно
оценивать работы
товарищей
13
О чем сегодня
беседовали? Что
нового узнали?
Интересно ли было
рисовать новыми
материалами?
Дети рассказывают о
полученных знаниях
Закреплен
познавательный
материал