Напоминание

"Взаимосвязь типа девиаций подросткового возраста с особенностями семейного воспитания".


Автор: Каппес Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр "Виктория"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь типа девиаций подросткового возраста с особенностями семейного воспитания".
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Взаимосвязь типа девиаций подросткового возраста с особенностями семейного

воспитания».

Каппес О.Ю., педагог-психолог

ГБУ НСО Реабилитационный

Центр «Виктория» г.Новосибирск

Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте изучалась многими

отечественными и зарубежными авторами (Личко А.Е., 1985; Попов Ю.В., 1994, 2001;

Сирота Н.А., Ялтонский В.М., и др., 2001; Менделевич В.Д., 2001; Шнейдер Л.Б., 2007;

Ремшмидт Х. 1994; Карсон Р., Батчер Дж., Минека С., 2004), тем не менее, актуальность

исследования подростковой девиации в последние годы все возрастает. Связано это не

только со спецификой подросткового возраста, во время которого происходит быстрый

переход

от

детства

к

взрослости,

начиная

с

анатомо-физиологических

изменений,

интеллектуального

и

нравственного

развития.

Большую

роль

играют

социальные

и

социально-психологические

факторы,

с

которыми

сталкивается

подросток

в

силу

особенностей психолого-педагогического воздействия, влияния различных социальных

групп и субкультуры, формирующих систему поступков, противоречащих принятым в

обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов,

неадаптивности,

нарушении

процесса

самоактуализации

или

в

виде

уклонения

от

нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Возрастающая в

последние годы маргинализация населения России, приводит к ухудшению социально-

экономического положения семей подростков и увеличению риска формирования у них

девиантного

поведения.

Широкое

распространение

наркомании

и

алкоголизма,

безнадзорность, социальная запущенность и пр., отражаются на системе воспитания,

формируя у подростков черты аномии, с возрастанием роли малых социальных групп. Все

это приводит к социализации в этих группах и групповой разновидности девиантного

поведения.

Таким образом, проблема формирования девиантного поведения у подростков носит

не только психолого-педагогический, но во многом и социальный характер. Решение ее

будет отражаться на социальной стабильности семьи, как малой социальной группы, а

также

общества

в

целом.

Однако,

несмотря

на

наличие

множества

концептуальных

подходов к ее осмыслению, проблема подростковой девиации до настоящего времени не

решена.

В

частности,

не

получили

своего

подробного

изучения

проблемы

связи

особенностей семейного воспитания с формированием типов девиантного поведения.

На предыдущем месте работы (Профессиональный лицей), мною было проведена

практическая работа, цель которой

заключалась

в получении сведений, обладающих

прогностической

значимостью

в

отношении

диагностируемых

типов

родительского

воспитания, а также в разработке практических рекомендаций для родителей и детей по

коррекции типов родительского воспитания с целью профилактики девиантных форм

поведения.

Работая в Реабилитационном Центре с детьми, употребляющими ПАВ не по

медицинским

показаниям,

и

с

детьми,

попавшими

в

трудную

жизненную

ситуацию,

результаты данного исследования подтверждаются полностью. Цель издания моей статьи:

оказание помощи психологам в работе с семьями и надежда на то, что информация будет

прочитана

родителями,

для

решения

проблемы

на

раннем

этапе

неблагополучно

складывающихся воспитательных процессов.

Для выявления взаимосвязи стиля семейного воспитания и подростковых девиаций, на

констатирующем этапе экспериментальной работы, решались следующие задачи:

- выявить уровень типов девиантного поведения;

- определить стиль семенного воспитания;

- найти взаимосвязь особенностей семейного воспитания на формирование девиаций

подростков.

Решение поставленных задач требовало выделение нескольких групп респондентов:

учащиеся - контрольной группы;

родители учащихся - контрольной группы;

учащиеся - экспериментальной группы;

родители учащихся – экспериментальной группы.

Экспериментальная группа — в нее вошли родители (матери), обратившиеся за

психологической помощью в рамках консультирования по вопросам воспитания детей,

которые

отличались

плохой

успеваемостью,

пропусками

учебных

занятий,

поведенческими нарушениями во внеурочное время, выражающимися мелкими уголовно

ненаказуемыми

действиями

в

виде

хулиганства,

эпизодического

употребления

алкогольных напитков и в связи с этим, находящиеся на педагогическом контроле в лицее

и под наблюдением органов внутренних дел по месту жительства.

Контрольная группа составили также женщины и их дети. Родители, составляющие

эту группу, не нуждались в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с

ребенком. Дети относительно благополучные в плане поведения, не нарушающие учебную

дисциплину,

хорошо

успевающие

на

уроках.

Представители

контрольной

группы

существенно

не

отличались

от

основной

по

социально-экономическим,

возрастным

параметрам.

В соответствие с задачами, решаемыми на констатирующем этапе, были использованы

следующие методы исследования;

тестирование учащихся с целью определения предрасположенности и выявления

уровня типов девиантного поведения;

наблюдение за учащимися в учебно-воспитательном процессе;

анкетирование родителей с целью определения стиля родительского воспитания.

Тестирование учащихся проходило по методике «ДАП-П», которая

является

модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПБ, ВМедА, кафедра психиатрии,

НИЛ-7, 1999). Опросник «ДАП-П» направлен на выявление лиц, склонных к различным

видам девиантного поведения.

Опросник состоит из четырех блоков:

1.

профессиональная направленность;

2.

склонность к аддиктивному поведению;

3.

склонность к делинквентному поведению;

4.

склонность к суициду.

Тест-опросник родительского отношения (опросник родительского отношения – ОРО),

разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным (Варга А.Я. 1986; Столин В.В., 1982) пред -

ставляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление ро -

дительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по во -

просам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отноше -

нию к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенно-

стей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал.

1.

«Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отно -

шение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребе-

нок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает

своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

2.

«Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Со -

держательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и пла-

нах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу

и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

3.

«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к

симбиотическим отношениям с ребенком.

4.

«Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за

поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отноше -

нии отчетливо просматривается авторитаризм.

5.

«Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ре-

бенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отно-

шении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему лич-

ную и социальную несостоятельность.

В результате проведенного исследования было установлено:

1.

Важным фактором формирующим отклонения в психосоциальном развитии подростка

является семейное неблагополучие.

2.

Семейное неблагополучие соотносится со специфическими стилями родительского

отношения

в

виде «Авторитарной

гиперсоциализации»,

«Принятия-отвержения»,

«Симбиоза», и стиля «Маленький неудачник» по

данным опросника родительского

отношения (Варга А.Я. 1986; Столин В.В., 1982). Полученные результаты отражают

разные типы детско-родительского взаимодействия, но в целом, нарушают у ребенка

способность

к

самостоятельному

освоению

ролевого

поведения

в

соответствии

с

требованиями окружающих условий.

3.

Обнаружена зависимость в виде нарастания использования данных специфических

деструктивных

стилей

детско-родительского

взаимодействия

по

мере

увеличения

предрасположенности ребенка к девиантному поведению.

4.

Гипотеза

исследования

подтвердилась:

стиль

детско-родительских

отношений

коррелирует

с

некоторыми

специфическими

типами

девиантного

поведения.

Для

делинквентного

поведения

в

большей

степени

характерны

«Авторитарная

гиперсоциализация» и стиль «Принятие – отвержение». Для аддиктивного поведения

характерны

проявления

стилей

«Принятие

отвержение»,

«Авторитарная

гиперсоциализация». Для суицидального поведения характерны стили «Принятие –

отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация» и стиль «Маленький неудачник».

5.

Предполагается

высокая

вероятность

опосредованного

влияния

специфического

детско-родительского

стиля

на

проявление

подростковой

девиации,

через

формирование самоотношения и самооценки подростка и как следствие – дальнейшего

нарушения социализации.

При анализе полученных результатов были получены данные о взаимоотношениях

между показателями этих методик и поведенческими проявлениями девиантного поведе-

ния у подростков обследованной группы. Такая верификация позволяет использовать дан-

ные методики для выявления вероятности возникновения различных форм девиантного

поведения и стиля семейного воспитания. Однако, ограниченная выборка (128 человек) не

позволяет давать более широкую и устойчивую интерпретацию полученных данных, по-

скольку девиантное поведение является многоаспектным и сложным, зависящим от целого

комплекса параметров, не анализированных в данной работе исходя из поставленных це -

лей и задач. Так, например, возможно дальнейшее изучение формирования девиантного

поведения у подростков при взаимоотношении различных клинических (например, зави-

симость от психоактивных веществ у родителей) и психосоциальных показателей (напри -

мер, низкий социально-экономический статус). Возможны и другие варианты изучения

данной проблемы.

В результате сравнения между собой разных групп испытуемых: контрольная

и

экспериментальная, я выяснила, что:

-

отношение

родителей

к

подростку

обуславливает

возникновение

комплекса

психоэмоциональных состояний (тревога, дискомфорт) отражающихся на самооценке и

дальнейшей социализации личности, приводящей ее к девиации;

-

девиантное

поведение

может

носить

попытку

ответа,

совладания

с

трудностями

негативных

взаимоотношений

между

взрослыми

и

подростком,

при

неблагоприятном

социально-психологическом климате в семье.

Анализ семейной ситуации у обследованных и ее воздействие на психосоциальное

развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней

социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физиче -

ского или психического насилия, ведущих в свою очередь к различным формам девиаций;

в других случаях имеет факт вовлечения подростков в раннюю преступную деятельность с

формированием устойчивых форм деликвентного и аддиктивного поведения.

Таким образом, семейная социализация закладывает фундамент будущего человека.

В семье человек получает свой первый социальный опыт. В этой связи важно, чтобы

ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у

родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, недопустимо, когда

ребенок

является

свидетелем

конфликтов.

Все

эти

неблагоприятные

факторы

могут

привести

к

дисгармонии

созревания

эмоционально-волевой

сферы

ребенка

и

формированию различных форм девиантного поведения.

Рисунок 1. – Уровень профессиональной направленности учащихся

Рисунок 2 – Результаты теста «Родительские отношения»

Рисунок № 3 – предрасположенность к девиантному поведению.

Рисунок 4 – Соотношение стиля семейного воспитания и предрасположенности

девиантного поведения.

Рисунок 5 – взаимосвязь стиля семейного воспитания с типом девиаций.

Рисунок 6 – Влияние стиля воспитания на деллинквентное поведение

Деллинквентное

поведение

«Авторитарная

гиперсо

циализация»

«Принятие

отвержение»

Рисунок 7 – Влияние стиля воспитания на аддиктивное поведение

Рисунок 8 Влияние стиля воспитания на суицидальное поведение.

Аддиктивное

поведение

«Авторитарная

гиперсо

циализация»

«Принятие

отвержение»

«Принятие

отвержение»

«Маленький

неудачник»

«Авторитарная

гиперсо

циализация»

Суицидальное

поведение



В раздел образования