Автор: Каппес Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр "Виктория"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимосвязь типа девиаций подросткового возраста с особенностями семейного воспитания".
Раздел: дополнительное образование
«Взаимосвязь типа девиаций подросткового возраста с особенностями семейного
воспитания».
Каппес О.Ю., педагог-психолог
ГБУ НСО Реабилитационный
Центр «Виктория» г.Новосибирск
Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте изучалась многими
отечественными и зарубежными авторами (Личко А.Е., 1985; Попов Ю.В., 1994, 2001;
Сирота Н.А., Ялтонский В.М., и др., 2001; Менделевич В.Д., 2001; Шнейдер Л.Б., 2007;
Ремшмидт Х. 1994; Карсон Р., Батчер Дж., Минека С., 2004), тем не менее, актуальность
исследования подростковой девиации в последние годы все возрастает. Связано это не
только со спецификой подросткового возраста, во время которого происходит быстрый
переход
от
детства
к
взрослости,
начиная
с
анатомо-физиологических
изменений,
интеллектуального
и
нравственного
развития.
Большую
роль
играют
социальные
и
социально-психологические
факторы,
с
которыми
сталкивается
подросток
в
силу
особенностей психолого-педагогического воздействия, влияния различных социальных
групп и субкультуры, формирующих систему поступков, противоречащих принятым в
обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов,
неадаптивности,
нарушении
процесса
самоактуализации
или
в
виде
уклонения
от
нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Возрастающая в
последние годы маргинализация населения России, приводит к ухудшению социально-
экономического положения семей подростков и увеличению риска формирования у них
девиантного
поведения.
Широкое
распространение
наркомании
и
алкоголизма,
безнадзорность, социальная запущенность и пр., отражаются на системе воспитания,
формируя у подростков черты аномии, с возрастанием роли малых социальных групп. Все
это приводит к социализации в этих группах и групповой разновидности девиантного
поведения.
Таким образом, проблема формирования девиантного поведения у подростков носит
не только психолого-педагогический, но во многом и социальный характер. Решение ее
будет отражаться на социальной стабильности семьи, как малой социальной группы, а
также
общества
в
целом.
Однако,
несмотря
на
наличие
множества
концептуальных
подходов к ее осмыслению, проблема подростковой девиации до настоящего времени не
решена.
В
частности,
не
получили
своего
подробного
изучения
проблемы
связи
особенностей семейного воспитания с формированием типов девиантного поведения.
На предыдущем месте работы (Профессиональный лицей), мною было проведена
практическая работа, цель которой
заключалась
в получении сведений, обладающих
прогностической
значимостью
в
отношении
диагностируемых
типов
родительского
воспитания, а также в разработке практических рекомендаций для родителей и детей по
коррекции типов родительского воспитания с целью профилактики девиантных форм
поведения.
Работая в Реабилитационном Центре с детьми, употребляющими ПАВ не по
медицинским
показаниям,
и
с
детьми,
попавшими
в
трудную
жизненную
ситуацию,
результаты данного исследования подтверждаются полностью. Цель издания моей статьи:
оказание помощи психологам в работе с семьями и надежда на то, что информация будет
прочитана
родителями,
для
решения
проблемы
на
раннем
этапе
неблагополучно
складывающихся воспитательных процессов.
Для выявления взаимосвязи стиля семейного воспитания и подростковых девиаций, на
констатирующем этапе экспериментальной работы, решались следующие задачи:
- выявить уровень типов девиантного поведения;
- определить стиль семенного воспитания;
- найти взаимосвязь особенностей семейного воспитания на формирование девиаций
подростков.
Решение поставленных задач требовало выделение нескольких групп респондентов:
учащиеся - контрольной группы;
родители учащихся - контрольной группы;
учащиеся - экспериментальной группы;
родители учащихся – экспериментальной группы.
Экспериментальная группа — в нее вошли родители (матери), обратившиеся за
психологической помощью в рамках консультирования по вопросам воспитания детей,
которые
отличались
плохой
успеваемостью,
пропусками
учебных
занятий,
поведенческими нарушениями во внеурочное время, выражающимися мелкими уголовно
ненаказуемыми
действиями
в
виде
хулиганства,
эпизодического
употребления
алкогольных напитков и в связи с этим, находящиеся на педагогическом контроле в лицее
и под наблюдением органов внутренних дел по месту жительства.
Контрольная группа составили также женщины и их дети. Родители, составляющие
эту группу, не нуждались в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с
ребенком. Дети относительно благополучные в плане поведения, не нарушающие учебную
дисциплину,
хорошо
успевающие
на
уроках.
Представители
контрольной
группы
существенно
не
отличались
от
основной
по
социально-экономическим,
возрастным
параметрам.
В соответствие с задачами, решаемыми на констатирующем этапе, были использованы
следующие методы исследования;
тестирование учащихся с целью определения предрасположенности и выявления
уровня типов девиантного поведения;
наблюдение за учащимися в учебно-воспитательном процессе;
анкетирование родителей с целью определения стиля родительского воспитания.
Тестирование учащихся проходило по методике «ДАП-П», которая
является
модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПБ, ВМедА, кафедра психиатрии,
НИЛ-7, 1999). Опросник «ДАП-П» направлен на выявление лиц, склонных к различным
видам девиантного поведения.
Опросник состоит из четырех блоков:
1.
профессиональная направленность;
2.
склонность к аддиктивному поведению;
3.
склонность к делинквентному поведению;
4.
склонность к суициду.
Тест-опросник родительского отношения (опросник родительского отношения – ОРО),
разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным (Варга А.Я. 1986; Столин В.В., 1982) пред -
ставляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление ро -
дительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по во -
просам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отноше -
нию к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенно-
стей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал.
1.
«Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отно -
шение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребе-
нок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает
своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
2.
«Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Со -
держательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и пла-
нах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу
и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
3.
«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к
симбиотическим отношениям с ребенком.
4.
«Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за
поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отноше -
нии отчетливо просматривается авторитаризм.
5.
«Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ре-
бенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отно-
шении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему лич-
ную и социальную несостоятельность.
В результате проведенного исследования было установлено:
1.
Важным фактором формирующим отклонения в психосоциальном развитии подростка
является семейное неблагополучие.
2.
Семейное неблагополучие соотносится со специфическими стилями родительского
отношения
в
виде «Авторитарной
гиперсоциализации»,
«Принятия-отвержения»,
«Симбиоза», и стиля «Маленький неудачник» по
данным опросника родительского
отношения (Варга А.Я. 1986; Столин В.В., 1982). Полученные результаты отражают
разные типы детско-родительского взаимодействия, но в целом, нарушают у ребенка
способность
к
самостоятельному
освоению
ролевого
поведения
в
соответствии
с
требованиями окружающих условий.
3.
Обнаружена зависимость в виде нарастания использования данных специфических
деструктивных
стилей
детско-родительского
взаимодействия
по
мере
увеличения
предрасположенности ребенка к девиантному поведению.
4.
Гипотеза
исследования
подтвердилась:
стиль
детско-родительских
отношений
коррелирует
с
некоторыми
специфическими
типами
девиантного
поведения.
Для
делинквентного
поведения
в
большей
степени
характерны
«Авторитарная
гиперсоциализация» и стиль «Принятие – отвержение». Для аддиктивного поведения
характерны
проявления
стилей
«Принятие
–
отвержение»,
«Авторитарная
гиперсоциализация». Для суицидального поведения характерны стили «Принятие –
отвержение», «Авторитарная гиперсоциализация» и стиль «Маленький неудачник».
5.
Предполагается
высокая
вероятность
опосредованного
влияния
специфического
детско-родительского
стиля
на
проявление
подростковой
девиации,
через
формирование самоотношения и самооценки подростка и как следствие – дальнейшего
нарушения социализации.
При анализе полученных результатов были получены данные о взаимоотношениях
между показателями этих методик и поведенческими проявлениями девиантного поведе-
ния у подростков обследованной группы. Такая верификация позволяет использовать дан-
ные методики для выявления вероятности возникновения различных форм девиантного
поведения и стиля семейного воспитания. Однако, ограниченная выборка (128 человек) не
позволяет давать более широкую и устойчивую интерпретацию полученных данных, по-
скольку девиантное поведение является многоаспектным и сложным, зависящим от целого
комплекса параметров, не анализированных в данной работе исходя из поставленных це -
лей и задач. Так, например, возможно дальнейшее изучение формирования девиантного
поведения у подростков при взаимоотношении различных клинических (например, зави-
симость от психоактивных веществ у родителей) и психосоциальных показателей (напри -
мер, низкий социально-экономический статус). Возможны и другие варианты изучения
данной проблемы.
В результате сравнения между собой разных групп испытуемых: контрольная
и
экспериментальная, я выяснила, что:
-
отношение
родителей
к
подростку
обуславливает
возникновение
комплекса
психоэмоциональных состояний (тревога, дискомфорт) отражающихся на самооценке и
дальнейшей социализации личности, приводящей ее к девиации;
-
девиантное
поведение
может
носить
попытку
ответа,
совладания
с
трудностями
негативных
взаимоотношений
между
взрослыми
и
подростком,
при
неблагоприятном
социально-психологическом климате в семье.
Анализ семейной ситуации у обследованных и ее воздействие на психосоциальное
развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней
социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физиче -
ского или психического насилия, ведущих в свою очередь к различным формам девиаций;
в других случаях имеет факт вовлечения подростков в раннюю преступную деятельность с
формированием устойчивых форм деликвентного и аддиктивного поведения.
Таким образом, семейная социализация закладывает фундамент будущего человека.
В семье человек получает свой первый социальный опыт. В этой связи важно, чтобы
ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у
родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, недопустимо, когда
ребенок
является
свидетелем
конфликтов.
Все
эти
неблагоприятные
факторы
могут
привести
к
дисгармонии
созревания
эмоционально-волевой
сферы
ребенка
и
формированию различных форм девиантного поведения.
Рисунок 1. – Уровень профессиональной направленности учащихся
Рисунок 2 – Результаты теста «Родительские отношения»
Рисунок № 3 – предрасположенность к девиантному поведению.
Рисунок 4 – Соотношение стиля семейного воспитания и предрасположенности
девиантного поведения.
Рисунок 5 – взаимосвязь стиля семейного воспитания с типом девиаций.
Рисунок 6 – Влияние стиля воспитания на деллинквентное поведение
Деллинквентное
поведение
«Авторитарная
гиперсо
циализация»
«Принятие
отвержение»
Рисунок 7 – Влияние стиля воспитания на аддиктивное поведение
Рисунок 8 Влияние стиля воспитания на суицидальное поведение.
Аддиктивное
поведение
«Авторитарная
гиперсо
циализация»
«Принятие
отвержение»
«Принятие
отвержение»
«Маленький
неудачник»
«Авторитарная
гиперсо
циализация»
Суицидальное
поведение