Напоминание

"Г.Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Смысл сказки"


Автор: Шпильчина Оксана Ярославовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №21
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Г.Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Смысл сказки"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока

литературного чтения

в 4 классе на тему:

« Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Смысл сказки».

Педагог:
Шпильчина О.Я.
Автор учебника:
Климанова Л.Ф., Виноградова Л.А., Бойкина М.В.
Тип урока
: изучение нового материала.
Цель:
выяснить основную мысль сказки, определить, как сложилась судьба героев .
Задачи:
— работать с текстом сказки; — формулировать высказывание в рамках учебного диалога; — ввести выражение «жить в своё удовольствие». — определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — рассказывать об отношении автора к героям произведения; — проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице; — выполнять проверку учебного задания; —договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
УУД, формируемые на уроке:

Личностные умения:
— проявлять интерес к сказкам Х.-К. Андерсена.

Познавательные умения:
—раскрывать значение выражений « судьба героев», «жить в своё удовольствие»; — определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; — определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; — определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
—выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
—формулировать высказывание в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Предметные умения:
—работать с текстом сказки; — рассказывать об отношении автора к героям произведения; — рассказывать о собственном отношении к героям произведения; — проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице.
Оборудование и технические средства обучения:
компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, горошины, учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть
:
Климанова Л.Ф., Виноградова Л.А., Бойкина М.В.
Наглядные пособия:
мультимедийная презентация, горошины.
Ключевые слова:
горошины, главные герои сказки,смысл сказки, судьба героев.
Рабочие материалы для обучающихся
: учебник«Литературное чтение 4 класс» 2 часть
:
Климанова Л.Ф., Виноградова Л.А., Бойкина М.В., карточки с заданием. № п /
Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

п 1.
Организационны

й момент
. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Проверяет готовность обучающихся, их настрой на работу. Создает условия у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -Здравствуйте, мои любознательные, думающие, неравнодушные дети! Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить удовольствие от совместной работы, от общения друг с другом и получить новые знания? (дети высказываются) Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
(Слайд 1)
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные: Планирование учебного процесса с учителем и сверстниками, умение слушать и понимать других. Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. 2
Актуализация

знаний.
Цели: -вызвать интерес к уроку; - активизировать каждого учащегося; - развивать вообра- жение, творческие способности; - развивать логиче- ское, творческое, доказательное, Выслушивает точку зрения в с е х учащихся. Создает условия для самовыражения к а ж д о г о у ч е н и к а . П о о щ р я е т в ы с ка зы ва н и я р а з н ы х прогнозов. Подводит к прогнозу на основе анализа. Ставит цепь вопросов, которые не давали бы конкретного ответа на поставленный вопрос. Дает возможность подумать. - С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Слайд
Ведут смысловую обработку заголовка. Прогнозируют содержание работы . Выстраивают свои версии, делятся догадками. Окрашивают свой сюжет в определенную тональность. Участвуют в диалоге с товарищами и учителем. Коммуникативные: Оформление своих мыслей в устной форме; Ведение диалога, слушание и понимание речи других. Работа в паре, умение договариваться. Регулятивные: Высказывание
про-гностическое мыш-ление; - создать условия для коммуникатив- ных навыков; - развивать речь учащихся.
2)
- К какому виду относится эта сказка? На какие вопросы мы получили ответ на прошлом уроке?
(Слайд 3)
(Вид сказки, герои сказки, особенности волшебной сказки) - На какие вопросы нужно еще ответить? ( Какая главная мысль сказки? Главные герои сказки (горошины). Как автор относится к горошинам?). -Что произошло с героями сказки, какова их судьба ? своих предположений на основе заголовка. Познавательные: Учатся делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы. 3
Постановка темы

и цели урока
. Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - Сформулируем тему нашего урока
(Слайд 4)
Ставят цели, формулируют тему урока. - «Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Судьба героев сказки» Озвучивают задачи урока. Регулятивные: Учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке. 4
Осмысление и

работа по теме

урока.
- создать условия для дискуссии. - обеспечить пони- мание текста (смысла слов, словосочетаний); создать условия для дальнейшего про-гностического Организует дискуссию. Просит выстраивать свои версии ответа. Обращает внимание на детали. Выслушивает все мнения. Поощряет учащихся к высказываниям. - У меня в руках маленькая горошина. Что может она сделать? Чтобы ответить на наши вопросы сейчас мы оправимся с вами в зелёный мир, из него перенесёмся в жёлтый, а затем обратно в реальный. - Почему для горошин мир был вначале Работают с авторским текстом. Выстраивают свои версии о судьбе героев. Участвуют в диалоге с товарищами и учителем. Высказывают свое отношение к прочитанному. Размышляют о характере и поступках героев. Осуществляют исследовательскую работу. Осуществляют самопроверку. Личностные: Эмоционально проживают текст, выражают с в о и эмоции. Высказывают свое о т н о ш е н и е к героям текста, их поступкам. Познавательные: Находят ответы на
мышления; - создать условия для самостоятель- ного обдумывания своей точки зрения; - показать множе- ство точек зрения с обоснованием, ссы-лаясь на авторский текст. зеленый, а потом желтый? (Весь мир для них это стручок) - О чем переживают горошины? - Что они предчувствовали? - Каким образом оказались они на воле? Какой вопрос волновал горошины? (Кто пойдет дальше всех?) Как это понять? (Большего добьется, улетит дальше всех) -Как вы считаете: горошины сами выбрали свою судьбу? ( Воля случая) Самая замечательная горошина -это…
(Слайд 5)
Каковы ваши предположения? - Самая маленькая горошина - Самая большая горошина - Никакая - Все горошины - Та горошина, что оказалась в канаве - Те горошины, что пригодились голубю - Какая из 5 горошин с амая замечательная, какой из них повезло больше всех? Довольны ли они своей судьбой? - Я п р е д л а г а ю в а м з а н я т ь с я исследовательской работой. Давайте проследим за судьбой каждой из горошин. - Начнем с мечты каждой горошины. О чем мечтала каждая из них? - А теперь поработаем в парах. - П е р е д в а м и л е ж и т т а б л и ц а Инсценируют фразы сказки. Работают в паре. вопросы в тексте. Делают выводы в результате с о в м е с т н о й с у ч и т е л е м и исследовательской работы в паре. Коммуникативные: Оформляют свои мысли в устной и письменной форме. С л у ш а ю т и п о н и ма ют р е ч ь других, выразительно читают текст. Предметные: Выбирают наиболее точную формулировку главной мысли из ряда предложенных; Размышляют о судьбе героев, их характере и поступках.
(приложение), которую мы будем зап ол н я т ь п о ме р е п о с т у п л е н и я информации. - Найдите в тексте и выпишите, о чем мечтала каждая горошина. (1 горошина – Я лечу в широкий мир. Поймай меня теперь, если сможешь! 2 горошина – А я полечу прямо на солнце; солнце – это как раз такой стручок, какой мне нужен! 3 и 4 горошины – Где бы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём! 5 горошина – Будь что будет!) - Давайте проверим. Изобразим эти горошины. Какие они? - Какая из 5 горошин пошла дальше всех? Докажите. -Вновь поработаем в парах. Найдите в тексте и прочитайте, что же на самом деле произошло с горошинами. ( 1 горошина – очутилась сначала в водосточном жёлобе, а потом попала в голубиный зоб; 2 и 3 горошины - были съедены голубем; 4 горошина – упала в канаву и провалялась в затхлой воде и распухла; 5 горошина – упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох.) - Проверим работу.
- Перед вами 3 высказывания: Жить как придется Жить в свое удовольствие Жить, даря людям добро Как вы их понимаете? - Соотнесите данные высказывания с судьбой каждой горошины. Вывод: у каждой горошины своя судьба. -Мы выяснили, что у каждой горошины судьба сложилась по – своему. Довольны ли горошины своей судьбой? Поясните. - Какова главная мысль сказки «Пятеро из одного стручка»? - Можем ли мы ответить на наш вопрос? - Чему учит сказка? (Приносить людям пользу, любить, доставлять радость) 5
Рефлексия.
Цели: -возвратиться к ключевым словам; - осмыслить текст через пословицы и поговорки; в художественной форме еще раз осмыслить сказку ( основную мысль); - закончить урок на яркой, эмоциональ- ной ноте. Предлагает соотнести главную мысль сказки с предложенными пословицами и высказываниями. Возвращает к первоначальным версиям с целью проанализировать, что совпало, а что – нет. - Давайте вернемся к нашим предположениям. Подтвердились они? - Почему в начале их было несколько? (Эти предположения разных точек зрения). - А с точки зрения автора какая горошина самая замечательная? ( Вдохнула, подарила жизнь маленькой девочке). Выделяют главную мысль сказки через предложенные высказывания и пословицы. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
- Разве это не чудо? - Посмотрите и скажите, есть ли среди пословиц такая, которая подходит к этой сказке.
(Слайд 6)
• Трус собственной тени боится. • Всякому мила своя сторона. • Жизнь дана на добрые дела. • Ученье лучше богатства. • За добро – добром платят. - Объясните свое мнение. - Видите, друзья, даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую пользу, а что же говорить о нас с вами. Мы же можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг, может быть кому – то нужна наша помощь, вдруг нужно помочь маме, бабушке, а может быть поддержать расстроенного друга добрым словом. Вдруг каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина, пустит росточки, расцветёт потом красивым цветком, успокоит сердце человека, которому мы помогли. - Кто согласен с тем, что стоит жить именно так. Встаньте, подойдите ко мне и возьмите по одной горошине. Пусть она напоминает вам о том, что все в жизни зависит от вашего выбора.
(Слайд 7)
- Спасибо за замечательную работу на уроке.


В раздел образования