Накопительная система оценки при подготовке к экзаменам в 9 классе
Автор: Пешкова Алла Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 59" города Курска Населённый пункт: город Курск Наименование материала: статья Тема: Накопительная система оценки при подготовке к экзаменам в 9 классе Раздел: среднее образование
Накопительная система оценки при подготовке к экзаменам
в 9 классе
В последние годы в российской педагогике идет процесс переосмысления
системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что
одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих
стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию
мотивации достижения успеха, т.е. формированию ключевых компетенций
учащихся.
Согласно
концепции
модернизации
Российского
образования,
при
оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание
на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для
этого необходимо устранить следующие недостатки в традиционной системе
оценивания знаний:
В
проце ссе
проверки
преподаватели
ориентируют ся
преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, а
не на способность самостоятельно действовать в новых ситуациях;
Неправильная мотивация учащихся: желание получить хорошую
оценку ради оценки;
Отсутствие
четкой
системы
контроля,
которая
позволяла
бы
отслеживать усвоение учащимися всех элементов содержания образования на
каждом этапе обучения;
Недостаточность
пятибалльной
шкалы,
которая
ставит
участников
образовательного
процесса
в
жесткие
рамки
и
необъективно
отражает динамику достижений учащихся.
Наша традиционная система оценивания – это система «вычитания»: 5
баллов – задание выполнено без замечаний, «4» - за 1 ошибку, 2 ошибки - «3»
и т.д. Ситуация «вычитания» порождает тревожность у обучаемого. У него
нет положительного стимула, его сравнивают с некоторым недостижимым
эталоном,
и
он
все
время
«плохой».
Кроме
того
часто
возникает
неоднозначная
ситуация,
когда
на
«хорошо»
ученик
не
знает,
но
прикладывает все усилия и старания, а «удовлетворительно» поставить –
рука не поднимается. Поэтому нужны технологии и механизм перехода на
другие системы оценивания.
Современные
исследователи
предлагают
введение
накопительной
системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе
обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной
оценке
относятся,
кроме
того,
используемые
для
оценивания
интервью,
деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и
другие методы.
Накопительные
оценки
позволяют
обучающимся
формировать
положительное
отношение
к
учебе,
так
как
дают
им
возможность
продемонстрировать
то,
как
много
они
знают
и
умеют.
А
это
есть
«суммирующая» система оценивания.
Остановимся более подробно на одном из видов накопительной оценки -
мониторинге
Мониторинговая
технология известна ещё с 70-х годов XX века и
рекомендована для обучения
В основу методики положены основополагающие принципы:
обоснованность и гласность оценивания;
открытость и наглядность оценок;
объективность оценки и самооценки знаний;
индивидуализация обучения;
самостоятельность изучения;
изучение учебного материала с использованием диагностических
карт
Мониторинг предполагает выставление суммарной оценки, которая бы
характеризовала выполненный уровень и объём работы ученика в процессе
усвоения
учебного
материала.
Рейтинг
-
это
объективный
интегральный
критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником
баллов за различные виды работы на уроке
.
Использование мониторинговой карты
при подготовке учащихся к ОГЭ
ОГЭ
по
русскому
языку
комплексно
проверяет
целый
свод
умений
и
навыков, необходимых учащимся для продолжения образования:
1) лингвистическую компетенцию, т.е.
умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
2) языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком,
его словарным запасом и грамматическим строем, а также
соблюдение
языковых норм;
3)
коммуникативную
компетенцию,
то
есть
владение
разными
видами
речевой
деятельности,
умением
воспринимать
чужую
речь
и
создавать
собственное высказывание.
Какие умения и навыки сформированы на оптимальном уровне?
Какие
–
на
допустимом?
Какие,
к
сожалению,
на
критическом?-
такие
вопросы возникают у учителя перед экзаменом его учеников.
Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся
позволяет проверить
уровень
лингвистической,
языковой
и
коммуникативной
компетенций
у
школьников.
Поможет
педагогу
в
этом
мониторинговая
карта .
Мониторинговая карта представляет собой таблицу, где фиксируется
уровень
орфографических, пунктуационных и речеведческих
умений и
навыков по результатам констатирующих срезов.
В
мониторинговой
карте
«Лестница
успехов»,
разработанной
для
учащихся
среднего
звена,
представлен
перечень
основных
орфограмм
степень
овладения
которыми
отмечается
по
итогам
полугодовых
контрольных работ (в клетке фиксируется количество допущенных ошибок).
Такие мониторинговые карты могут
быть и персональными,
заполняются они учителем или самими учащимися во время работы над
ошибками контрольного среза.
Подготовка к ОГЭ в среднем звене ведется не только на уроках русского
языка, но и на уроках литературы. Здесь уже с 5 класса, учитель ведет
целенаправленную работу в двух направлениях :
1)
обучение приемам сжатия (компрессии ) текста;
2)
формирование умения создавать текст рассуждение на заданную тему.
Мониторинговая карта степени овладения навыком компрессии текста
педагогу позволяет корректировать свою работу, восполняя пробелы в
знаниях учащихся.
Хочется заметить, что умение владеть приёмами сжатого пересказа надо
сформировать у школьников уже к окончанию восьмого класса. Это
высвободит время в 9 классе для работы над другими, не менее важными
умениями и навыками. Уровень умения создавать рассуждение на заданную
тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, стилем и типом речи, фиксируется в мониторинговой карте
«Уровень сформированности умения создавать рассуждение».
И все же при подготовке к ОГЭ основное внимание уделяется
формированию умения комплексной работы с текстом. Мониторинговая
карта отражает перечень умений и навыков, необходимых для выполнения
заданий экзаменационной работы на допустимом и оптимальном уровне.
Здесь следует учесть, что формирование указанных навыков надо
завершить уже в третьей четверти, а последнюю четверть отводим на
коррекцию и совершенствование умений и навыков.
Какой
бы
программой
ни
руководствовался
учитель
в
своей
деятельности, мониторинг знаний, умений и навыков учащихся – один из
надежных способов избежать неудовлетворительных результатов на экзамене
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА
СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА
СЖАТИЯ (КОМПРЕССИИ) ТЕКСТА
Кла
сс
Полуго
дие
Умения
точно
определять
круг
предметов и
явлений
действительн
ости,
отражаемых
в тексте
адекватно
восприни
мать
авторский
замысел
вычлен
ять
главное
в
тексте
точно,
логичн
о и
лакони
чно
излагат
ь текст
сокращ
ать
текст
разным
и
способ
ами
находить в
тексте и
уместно
использо
вать языковые
средства
выразительно
сти
1
2
3
5
1
2
6
1
2
7
1
2
8
1
2
9
1
2
1 – исключение подробных деталей
2 – обобщение однородных явлений
3 – сочетание обобщения и исключения
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА
«ЛЕСТНИЦА УСПЕХОВ»
Орфограммы, пунктограммы
Класс
5 класс
6 класс
I
II
III
IV
I
II
III
IV
1.
Правописание безударных гласных,
проверяемых ударением
2.
Словарные слова
3.
Правописание корней с
чередованием
4.
Непроизносимые согласные в корне
слова
5.
Правописание приставок на З - С
6.
Правописание приставок ПРЕ- и
ПРИ-
7.
Правописание суффиксов
существительных –ЕК и -ИК
8.
Правописание суффиксов
существительных –ЧИК и -ЩИК
9.
Правописание суффиксов -ОВА/-
ЕВА и -ЫВА/-ИВА
10.
Правописание окончаний
существительных
11.
Правописание окончаний
прилагательных
12.
Правописание личных окончаний
глаголов
13.
Правописание Ь и Ъ
14.
Правописание НЕ с
существительными и
прилагательными
15.
Правописание Н и НН в суффиксах
прилагательных
16.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
17.
Тире между подлежащим и
сказуемым
18.
Знаки препинания в предложениях с
обобщающими словами
19.
Знаки препинания в предложениях с
обращениями