Автор: Михайликова Екатерина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда" МОУ детский сад № 309 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Кружок "Речевичок" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда»
МОУ детский сад № 309
400096, Россия, Волгоград, пр-кт им. Столетова, 36
Тел./факс 8(8442) 65-49-70, Тел. 8(8442) 65-49-75,
Кружок
«Речевичок»
(в подготовительной к школе группе)
Руководитель:
Воспитатель группы №7
Михайликова Е. В.
Кружок проводится 1 раз в неделю
по средам (через неделю)
Время: 15.30 – 16.00
Пояснительная записка.
В последние годы одним из актуальных вопросов в педагогике стал
вопрос о формировании творческой личности – свободной, разносторонне
развитой, мыслящей. Предпосылки развития творческой личности возникают
достаточно рано у ребенка, ещё дошкольном детстве, когда необычная
детская фантазия, богатое воображение, сильна потребность выдумывать и
сочинять.
Важно помнить, что ценность детского творчества не в результате, не в
продукте творчества, а в самом процессе. Важно, что дети создают и творят,
упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Для обеспечения интенсивного речевого развития детей, формирования
их творческого потенциала, литературно-художественных способностей был
создан кружок «Речевичок», задачей которого является воспитание будущего
читателя, владеющего начальной системой читательский умений, работой с
книгой и текстом, имеющей необходимой художественной, речевой опыт для
использования его в собственной творческой деятельности.
Цели:
Интенсивное формирование речевого развития дошкольников, их
творческого потенциала и литературно-художественных способностей.
Формировать понятие у детей о книге, как источнике знаний.
Повышение интереса к сказке, повышение культуры и эстетического
восприятия.
Развить устойчивый интерес к загадке, как источнику знаний.
Познакомить детей с жанром рассказа; учить работать с текстом,
развивать связную речь, творческие способности и устойчивый интерес
к книге.
Знакомство с жанром «стихи»; развивать поэтический слух у детей.
Познакомить детей с детскими публицистическими изданиями;
расширять кругозор.
Развитие креативных свойств ребенка через театральную деятельность.
Задачи:
Использовать наиболее эффективные методы приёмы средства,
способствующие созданию интереса, мотивации к речевой
деятельности у воспитанников.
Развивать навыки словесного творчества, поэтического слуха,
интонационной выразительности речи.
Развивать у детей умение точно чувствовать художественную форму,
методику и ритм родного языка.
Воспитывать осознанное отношение детей к языку, как изобразительно
– выразительному средству, воплощению художественного образа.
Прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать
художественные тексты.
Развивать интерес к художественной литературе.
Используемая литература:
1.
Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей»; Ярославль:ТОО
«Гринго»;1995 г.
2.
Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в
детском саду»; Владимир: 1995 г; Владимирский институт
усовершенствования.
3.
Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников»; ООО «ТЦ
Сфера»; 2004 г.
4.
Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» - М.
:Просвещение; 1985 г.
5.
Галанов А. С. «Считалки. Игры – задания для занятий с детьми» -
издательство «Школьная Пресса»; 2004 г.
6.
Тарабарина Т. И.; Елкина Н. В. « Пословицы, поговорки, потешки,
скороговорки»; Ярославль: Академия развития; 1997 г.
7.
Коноваленко В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»; ООО
«Гном – Пресс»; 1998 г.
Календарное планирование кружка по речевому развитию «Речевичок»
в подготовительной к школе группе
Месяц
Тема
Цель
Методы
обучения
Задачи
Сентябрь
3 неделя
«Книга –
лучший
друг».
Формировать
понятие у детей о
книге, как
источнике знаний.
Чтение, рассказ,
беседа,
логические
рассуждения,
моделирование,
игра, труд.
«Как появилась книга»
Задачи: познакомить детей
с историей возникновения
книги: от каменного века до
современной полиграфии.
Игра – путешествие «В
типографии».
«Книжкин дом»
Задачи: познакомить детей
с понятием библиотек;
учить дифференцировать
книги по типам и жанрам;
приобщать к умению
мыслить творчески;
развивать связную речь,
упражнять в употреблении
сложноподчинённых
предложений, развивать
умение в изготовлении
книжки – самоделки,
воспитывать взаимовыручку
и поддержку друг друга.
Октябрь
1 неделя
«В гостях у
сказки»
Повышение
интереса к сказке,
повышение
культуры и
эстетического
восприятия;
развитие
воображение
ребёнка, улучшение
психологического
состояния детей,
снятия страха перед
сочинительством;
развитие
творчества и
фантазии.
Чтение, рассказ,
беседа,
логические
рассуждения,
моделирование,
игра, перессказ.
«В гости к Бабе Яге»
Задачи: обучение детей
рассказыванию с опорой на
наглядность
(мнемотаблицы); учить
рассказывать связно,
последовательно,
выразительно; развитие у
детей памяти и внимания.
3 неделя
«В гостях у
сказки»
«Сказка ложь, да в ней
намёк»
Задачи: продолжать
знакомить детей с жанром
сказки, учить делать
графические зарисовки к
сказке; развивать
монологическую речь,
память, внимание, образное
мышление. Провести
игровой тренинг
«Завиральная история».
Ноябрь
1 неделя
Театральная
мастерская
«Мы
Учить детей
Драматизация сказки В.
Сутеева «Под грибом»
Задачи: развивать у детей
способности в игровом -
поведения, образности речи;
волшебники»
изготовлять
атрибуты к сказке,
учить работать
коллективно,
развивать
творческие
способности,
диалогическую
речь, её
выразительность.
развивать способность
творчески относиться к
любому делу, учить
общаться со сверстниками в
различных жизненных
ситуациях.
3 неделя
Театральная
мастерская
«Мы
волшебники»
«Помоги Сказке»
Задачи: учить разрешать
сложившуюся ситуацию, в
которую попадает герой
сказки, находить выход из
создавшегося положения.
Развивать умение мыслить
логически, воображение,
речь. Провести игровой
тренинг «Цепочки –
ассоциации».
Декабрь
1 неделя
«Отгадывать
хорошо, а
думать
лучше»
Развить
устойчивый
интерес к загадке,
как источнику
знаний.
Чтение,
сочинительство,
художественно-
изобразительная
деятельность,
моделирование,
музыкально –
театральная
деятельность.
«На загадку есть отгадка»
Задачи: формировать
представление о жанре
загадки; изучить структуру
загадки, учить придумывать
загадки с опорой на
графические схемы;
развивать творческую
активность в процессе
придумывания разных видов
загадок.
3 неделя
«Отгадывать
хорошо, а
думать
лучше»
«Драматизация загадки»
(упражнение – этюды)
Задачи: учить с помощью
мимики и жестов
показывать характер
задуманного, умение
действовать в условиях
вымысла и общаться,
реагируя на поведение
партнёра; развивать
творческие и
коммуникативные
способности, умение
перевоплощаться.
Январь
1 неделя
«Как хорошо
уметь
читать»
Познакомить детей
с жанром рассказа;
учить работать с
текстом, развивать
Рассматривание,
чтение,
творческое
рассказывание,
Чтение рассказа Н. Носова
«Тридцать зёрен»
Задачи: познакомить детей
с жанром рассказа, учить
рассматривать книгу по
правилам; давать целостное
описание иллюстраций;
учить понимать замысел
художника; пересказывать
содержание текста по
иллюстрациям (эпизоды);
обратить внимание на юмор
связную речь,
творческие
способности и
устойчивый
интерес книге.
пересказ, беседы.
Игры,
музыкально-
театрализованна
я деятельность,
художественно-
изобразительная
деятельность.
писателя; доставлять
радость детям от общения с
книгой.
3 неделя
«Как хорошо
уметь
читать»
В. Дрогунский
«Заколдованная буква»
Задачи: учить внимательно
слушать и понимать
содержание произведения;
совершенствовать умение
детей точно по смыслу
отвечать на вопросы;
понимать юмор писателя,
воспитывать интерес к
детской художественной
литературе.
Февраль
1 неделя
«Что не
складно, то и
ладно»
Знакомство с
жанром «стихи»;
развить
поэтический слух у
детей.
Чтение, беседы,
сочинительство,
игры,
театрально-
художественная
деятельность,
изодеятельность.
«Контраст настроений»
(стихи русских поэтов)
Задачи: продолжить
знакомство с жанром
«стихи»; развивать
поэтический слух у детей;
понимать и воспроизводить
образный язык
стихотворения; учить
выразительно читать
наизусть стихотворения о
природе, интонационно
передавая любование
природой.
3 неделя
«Что не
складно, то и
ладно»
«Рифмовочки»
Задачи: закрепить понятие
«рифма»; продолжать учить
детей подбирать рифмы к
слову; познакомить с игрой
«Буриме»; снять страх перед
сочинительством; развивать
творческие способности,
связную речь, мышление.
Март
1 неделя
«Хочу всё
знать»
Познакомить детей
с детскими
публицистическим
и изданиями;
расширять
кругозор.
Рассматривание,
чтение, беседа,
творческое
рассказывание,
игра, труд,
изобразительная
деятельность.
«Давайте знакомиться
(детские журналы
«Мурзилка», «Лунтик»,
«Непоседа»)
Задачи: познакомить детей
с детскими периодическими
изданиями – газетой и
журналом; сравнивать,
изучить видеть разницу;
прививать желание работать
с ними
.
3 неделя
«Хочу всё
знать»
«Решаем и придумываем
головоломки»
Задачи: активизация
мыслительной деятельности
детей; закрепить понятие
что такое ребусы,
головоломки; умение их
разгадывать; развивать
мышление, память,
творческие способности.
Апрель
1 неделя
«Театральные
подмостки»
Развитие
креативных свойств
через театральную
деятельность.
Музыкально-
театрализованна
я деятельность,
игровые
технологии;
развитие
диалогической
речи,
изобразительная
деятельность,
труд.
Сказки для малышей
«Репка», «Теремок»
Задачи: развитие
диалогической речи у детей
средствами игровых
технологий; воспитывать у
детей коммуникативные
способности, заботу о
младших.
3 неделя
«Театральные
подмостки»
«У нас в гостях театр»
Задачи: прививать любовь к
театру, как к новому из
видов искусств;
воспитывать желание быть
участниками действия.
Май
1 неделя
«Творческий
практикум
для будущих
школьников»
Подготовить детей
к литературно-
словестному
творчеству; учить
составлять рассказ
по рисункам,
используя
выразительные
средства языка.
Рассматривание,
чтение,
творческое
рассказывание,
пересказ, беседы.
Игры,
музыкально-
театрализованна
я деятельность,
художественно-
изобразительная
деятельность.
Викторина «Умные
вопросы»
Задачи: активизировать
мыслительную деятельность
детей; расширять кругозор
детей; развивать смекалку;
побуждать интерес к
чтению.
3 неделя
Педагогическая диагностика
Ожидаемые результаты:
способность к творческой деятельности;
сформированность выразительности речи и красноречия;
устойчивый интерес к художественному слову, литературе и театру;
умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.