Напоминание

Кружок "Речевичок"


Автор: Михайликова Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда" МОУ детский сад № 309
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кружок "Речевичок"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 309 Красноармейского района Волгограда»

МОУ детский сад № 309

400096, Россия, Волгоград, пр-кт им. Столетова, 36
Тел./факс 8(8442) 65-49-70, Тел. 8(8442) 65-49-75,
Кружок

«Речевичок»
(в подготовительной к школе группе) Руководитель: Воспитатель группы №7 Михайликова Е. В. Кружок проводится 1 раз в неделю по средам (через неделю) Время: 15.30 – 16.00

Пояснительная записка.
В последние годы одним из актуальных вопросов в педагогике стал вопрос о формировании творческой личности – свободной, разносторонне развитой, мыслящей. Предпосылки развития творческой личности возникают достаточно рано у ребенка, ещё дошкольном детстве, когда необычная детская фантазия, богатое воображение, сильна потребность выдумывать и сочинять. Важно помнить, что ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно, что дети создают и творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Для обеспечения интенсивного речевого развития детей, формирования их творческого потенциала, литературно-художественных способностей был создан кружок «Речевичок», задачей которого является воспитание будущего читателя, владеющего начальной системой читательский умений, работой с книгой и текстом, имеющей необходимой художественной, речевой опыт для использования его в собственной творческой деятельности.
Цели:
 Интенсивное формирование речевого развития дошкольников, их творческого потенциала и литературно-художественных способностей.  Формировать понятие у детей о книге, как источнике знаний.  Повышение интереса к сказке, повышение культуры и эстетического восприятия.  Развить устойчивый интерес к загадке, как источнику знаний.  Познакомить детей с жанром рассказа; учить работать с текстом, развивать связную речь, творческие способности и устойчивый интерес к книге.  Знакомство с жанром «стихи»; развивать поэтический слух у детей.  Познакомить детей с детскими публицистическими изданиями; расширять кругозор.  Развитие креативных свойств ребенка через театральную деятельность.

Задачи:
 Использовать наиболее эффективные методы приёмы средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.  Развивать навыки словесного творчества, поэтического слуха, интонационной выразительности речи.  Развивать у детей умение точно чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.  Воспитывать осознанное отношение детей к языку, как изобразительно – выразительному средству, воплощению художественного образа.  Прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты.  Развивать интерес к художественной литературе.
Используемая литература:
1. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей»; Ярославль:ТОО «Гринго»;1995 г. 2. Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»; Владимир: 1995 г; Владимирский институт усовершенствования. 3. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников»; ООО «ТЦ Сфера»; 2004 г. 4. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» - М. :Просвещение; 1985 г. 5. Галанов А. С. «Считалки. Игры – задания для занятий с детьми» - издательство «Школьная Пресса»; 2004 г. 6. Тарабарина Т. И.; Елкина Н. В. « Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»; Ярославль: Академия развития; 1997 г. 7. Коноваленко В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»; ООО «Гном – Пресс»; 1998 г.

Календарное планирование кружка по речевому развитию «Речевичок»

в подготовительной к школе группе

Месяц

Тема

Цель

Методы

обучения

Задачи
Сентябрь 3 неделя «Книга – лучший друг». Формировать понятие у детей о книге, как источнике знаний. Чтение, рассказ, беседа, логические рассуждения, моделирование, игра, труд.
«Как появилась книга»

Задачи:
познакомить детей с историей возникновения книги: от каменного века до современной полиграфии. Игра – путешествие «В типографии».
«Книжкин дом»

Задачи:
познакомить детей с понятием библиотек; учить дифференцировать книги по типам и жанрам; приобщать к умению мыслить творчески; развивать связную речь, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений, развивать умение в изготовлении книжки – самоделки, воспитывать взаимовыручку и поддержку друг друга. Октябрь 1 неделя «В гостях у сказки» Повышение интереса к сказке, повышение культуры и эстетического восприятия; развитие воображение ребёнка, улучшение психологического состояния детей, снятия страха перед сочинительством; развитие творчества и фантазии. Чтение, рассказ, беседа, логические рассуждения, моделирование, игра, перессказ.
«В гости к Бабе Яге»

Задачи:
обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность (мнемотаблицы); учить рассказывать связно, последовательно, выразительно; развитие у детей памяти и внимания. 3 неделя «В гостях у сказки»
«Сказка ложь, да в ней

намёк»

Задачи:
продолжать знакомить детей с жанром сказки, учить делать графические зарисовки к сказке; развивать монологическую речь, память, внимание, образное мышление. Провести игровой тренинг «Завиральная история». Ноябрь 1 неделя Театральная мастерская «Мы Учить детей
Драматизация сказки В.

Сутеева «Под грибом»

Задачи:
развивать у детей способности в игровом - поведения, образности речи;
волшебники» изготовлять атрибуты к сказке, учить работать коллективно, развивать творческие способности, диалогическую речь, её выразительность. развивать способность творчески относиться к любому делу, учить общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. 3 неделя Театральная мастерская «Мы волшебники»
«Помоги Сказке»

Задачи:
учить разрешать сложившуюся ситуацию, в которую попадает герой сказки, находить выход из создавшегося положения. Развивать умение мыслить логически, воображение, речь. Провести игровой тренинг «Цепочки – ассоциации». Декабрь 1 неделя «Отгадывать хорошо, а думать лучше» Развить устойчивый интерес к загадке, как источнику знаний. Чтение, сочинительство, художественно- изобразительная деятельность, моделирование, музыкально – театральная деятельность.
«На загадку есть отгадка»

Задачи:
формировать представление о жанре загадки; изучить структуру загадки, учить придумывать загадки с опорой на графические схемы; развивать творческую активность в процессе придумывания разных видов загадок. 3 неделя «Отгадывать хорошо, а думать лучше»
«Драматизация загадки»

(упражнение – этюды)

Задачи:
учить с помощью мимики и жестов показывать характер задуманного, умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра; развивать творческие и коммуникативные способности, умение перевоплощаться. Январь 1 неделя «Как хорошо уметь читать» Познакомить детей с жанром рассказа; учить работать с текстом, развивать Рассматривание, чтение, творческое рассказывание,
Чтение рассказа Н. Носова

«Тридцать зёрен»

Задачи:
познакомить детей с жанром рассказа, учить рассматривать книгу по правилам; давать целостное описание иллюстраций; учить понимать замысел художника; пересказывать содержание текста по иллюстрациям (эпизоды); обратить внимание на юмор
связную речь, творческие способности и устойчивый интерес книге. пересказ, беседы. Игры, музыкально- театрализованна я деятельность, художественно- изобразительная деятельность. писателя; доставлять радость детям от общения с книгой. 3 неделя «Как хорошо уметь читать»
В. Дрогунский

«Заколдованная буква»

Задачи:
учить внимательно слушать и понимать содержание произведения; совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы; понимать юмор писателя, воспитывать интерес к детской художественной литературе. Февраль 1 неделя «Что не складно, то и ладно» Знакомство с жанром «стихи»; развить поэтический слух у детей. Чтение, беседы, сочинительство, игры, театрально- художественная деятельность, изодеятельность.
«Контраст настроений»

(стихи русских поэтов)

Задачи:
продолжить знакомство с жанром «стихи»; развивать поэтический слух у детей; понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; учить выразительно читать наизусть стихотворения о природе, интонационно передавая любование природой. 3 неделя «Что не складно, то и ладно»
«Рифмовочки»

Задачи:
закрепить понятие «рифма»; продолжать учить детей подбирать рифмы к слову; познакомить с игрой «Буриме»; снять страх перед сочинительством; развивать творческие способности, связную речь, мышление. Март 1 неделя «Хочу всё знать» Познакомить детей с детскими публицистическим и изданиями; расширять кругозор. Рассматривание, чтение, беседа, творческое рассказывание, игра, труд, изобразительная деятельность.
«Давайте знакомиться

(детские журналы

«Мурзилка», «Лунтик»,

«Непоседа»)

Задачи:
познакомить детей с детскими периодическими изданиями – газетой и журналом; сравнивать, изучить видеть разницу; прививать желание работать с ними . 3 неделя «Хочу всё знать»
«Решаем и придумываем

головоломки»

Задачи:
активизация мыслительной деятельности детей; закрепить понятие
что такое ребусы, головоломки; умение их разгадывать; развивать мышление, память, творческие способности. Апрель 1 неделя «Театральные подмостки» Развитие креативных свойств через театральную деятельность. Музыкально- театрализованна я деятельность, игровые технологии; развитие диалогической речи, изобразительная деятельность, труд.
Сказки для малышей

«Репка», «Теремок»

Задачи:
развитие диалогической речи у детей средствами игровых технологий; воспитывать у детей коммуникативные способности, заботу о младших. 3 неделя «Театральные подмостки»
«У нас в гостях театр»

Задачи:
прививать любовь к театру, как к новому из видов искусств; воспитывать желание быть участниками действия. Май 1 неделя «Творческий практикум для будущих школьников» Подготовить детей к литературно- словестному творчеству; учить составлять рассказ по рисункам, используя выразительные средства языка. Рассматривание, чтение, творческое рассказывание, пересказ, беседы. Игры, музыкально- театрализованна я деятельность, художественно- изобразительная деятельность.
Викторина «Умные

вопросы»

Задачи:
активизировать мыслительную деятельность детей; расширять кругозор детей; развивать смекалку; побуждать интерес к чтению. 3 неделя Педагогическая диагностика
Ожидаемые результаты:
 способность к творческой деятельности;  сформированность выразительности речи и красноречия;  устойчивый интерес к художественному слову, литературе и театру;  умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


В раздел образования