Автор: Степанова Вера Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 63 г.Улан-Удэ"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Решение математических задач средствами MS Excel"
Раздел: полное образование
РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL
Интенсификация
научных
исследований
и
инженерных
разработок
в
современном
мире
обусловила необходимость в программном обеспечении, позволяющем получать результат
сложных
математических
задач
в
приемлемые
сроки.
В
настоящее
время
программные
средства, ориентированные на решение математических задач, весьма обширны. Различными
фирмами и институтами был создан ряд программных продуктов, как коммерческих, так и
относящихся к свободному программному обеспечению. К их числу относятся, например,
MathLab, Math, Mathematica, Maple, Scilab, Maxima и др. Математические пакеты охватывают
основные
разделы
математики
и
позволяют
производить
большинство
необходимых
математических расчетов. Однако изучение математических пакетов – это дополнительная,
трудоемкая
задача.
В
то
же
время
в
курсе
информатики
обычно
включено
изучение
электронных
таблиц
MS
Excel.
MS
Excel
уступает
специализированным
математическим
пакетам, но с его помощью может быть решено большое количество математических задач.
Решение систем уравнений с двумя неизвестными графическим способом
Многие прикладные задачи в технике, экономике и других областях сводятся к решению
системы уравнений.
Решение системы уравнений с двумя неизвестными можно найти и графическим способом.
Решением такой системы будут координаты точки пересечения линий, заданных уравнениями
системы.
Графический
способ
зачастую
дает
только
приближенное
решение.
Точность
решения зависит от шага табуляции – чем меньше шаг, тем точнее решение.
Для решения системы уравнений необходимо:
1. определить диапазон аргумента х, на котором линии пересекутся;
2. привести (если это необходимо) уравнения системы к виду:
;
3. построить графики линий в одной плоскости;
4. определить координаты точек пересечения.
Рассмотрим пример решения системы уравнений.
Задача. Найти приближенное решение системы уравнений:
)
sin(
*
3
9
2
2
x
y
y
x
Этап 1. Создание рабочей таблицы с данными
Введем значения аргумента х в диапазоне [-2,5;2,5] с шагом 0.1.
В ячейку A2 введем первое значение аргумента из диапазона: -2,5 (в ячейке А1 - заголовок), в
ячейку А3 – второе значение аргумента: -2,4 (первое значение плюс шаг). Выделив диапазон
А2:А3, автозаполнением получим все значения аргумента (за правый нижний угол блока
протянем до ячейки А42). В последней ячейке должно быть последнее значение аргумента из
диапазона: 2
Вычислим значения для окружности. В ячейку В2 введем формулу: =КОРЕНЬ(9-А2^2).
Автозаполнением скопируем эту формулу в диапазон В3:В42.
Функция КОРЕНЬ возвращает только положительное значение, поэтому вычисленные
значения – это значения верхней полуокружности. Вычислим значения для нижней
полуокружности. Они будут отличаться от вычисленных только знаком. Введем в ячейку С2
формулу: =-КОРЕНЬ(9-А2) и скопируем ее в диапазон С3:С42.
Вычислим значения для второй кривой. Введем в ячейку D2 формулу: =3*SIN(А2). Скопируем
формулу в диапазон D3:D42.
Этап 2. Построение графиков
Вызовем Мастер диаграмм (кнопка
на панели инструментов Стандартная). В
появившемся диалоговом окне выберем тип диаграммы гладкие графики.
Нажатием кнопки Далее перейдем к шагу 2 Мастера диаграмм. На первой вкладке Диапазон
данных указываем диапазон (выделяем с помощью мыши диапазон B11:D61). Необходимо
удостовериться, что выбрано Ряды в: столбцах.
Перейдем на вкладку Ряд и введем с помощью мыши диапазон подписей оси х: А11:А61
Можно пропустить шаг 3 и сразу нажать на кнопку Готово.
4.
На построенной диаграмме видно, что линии пересекаются в двух точках.
Следовательно, данная система имеет два решения (координаты точек пересечения).
Для нахождения координат наведем указатель мыши на точку пересечение и щелкнем
левой кнопкой. Появится надпись с указанием искомых координат: Ряд «y=3sinx».
Точка «1». Значение: 2,79. (В надписи будет написано Ряд 3 вместо Ряд «y=3sinx»,
если на шаге 2 Мастера диаграмм не были введены названия рядов). Точка «1»
соответствует значению х, а Значение: 1, – соответствует у (если щелчок мыши был по
точке на верхней полуокружности, то значение для той же точки будет отличаться и
равняться 1,, поскольку метод дает только приближенные решения). Таким образом,
одно приближенное решение системы:
Х1=1,2 у1=2,79
Аналогично найдем второе приближенное решение системы:
Х2=-1,2 у2=-2,789
Решение систем линейных уравнений
Графический метод дает лишь приближенное решение. Для решения систем линейных
уравнений можно применять и другие способы решений. Рассмотрим решение систем
линейных уравнений с использованием матриц и операций над ними.
Матрица размера
- прямоугольная таблица чисел, содержащая n строк и m
столбцов.
Элементы матрицы – числа, составляющие матрицу.
Матрицы обозначаются заглавными буквами латинского алфавита, а элементы матрицы –
строчными буквами с двойной индексацией:
- матрица А размера
Матрица-строка – матрица, состоящая из одной строки:
Матрица-столбец – матрица, состоящая из одного столбца:
Квадратная матрица – матрица, число строк у которой равно числу столбцов.
Для каждого числа
существует обратное число
и для квадратных матриц вводится
аналогичное понятие. Матрица, обратная по отношению к квадратной матрице А,
обозначается А-1 .
Для нахождения обратной матрицы используется функция из категории Математические
МОБР(массив),
где массив – это числовой массив с равным количеством строк и столбцов.
Как и над числами, над матрицами можно производить ряд арифметических операций. В
частности, можно вычислять произведение матриц. Но перемножать можно не любые
матрицы, а только те, у которых число столбцов первой матрицы равно числу строк второй.
Также нужно помнить, что умножение матриц некоммутативно, то есть АВ≠ВА.
Для нахождения произведения двух матриц используется функция из
категории Математические
МУМНОЖ(массив1; массив2),
где массив1 и массив2 – перемножаемые массивы
Решением системы n линейных уравнений с n неизвестными
называется такая совокупность n чисел x1, x2, …, xn, при подстановке которых каждое
уравнение системы обращается в верное равенство.
Систему можно записать в виде матричного уравнения:
,
где А – матрица коэффициентов при переменных:
;
Х – матрица-столбец неизвестных:
;
В – матрица-столбец свободных членов:
.
Существует ряд методов решения систем, ориентированных на вычисления вручную.
Предполагая использование компьютера для проведения вычислений, наиболее
целесообразно рассмотреть решение системы такого вида в общем виде (метод обратной
матрицы).
Решением системы таким методом будет матрица-столбец
.
Рассмотрим пример решения системы уравнений методом обратной матрицы.
Задача. Решить систему линейных уравнений
Решение
1. Введем матрицу А – значения коэффициентов при неизвестных. В нашем случае это будет
матрица, состоящая из 3 строк и 3 столбцов. Введем элементы матрицы в диапазон А1:С3
2. Введем вектор В – значения свободных членов в диапазон Е1:Е3
3. Найдем обратную матрицу А-1. Для этого необходимо:
выделить блок ячеек для результата такого же размера, что и матрица А. Например, А5:С7;
запустить Мастер функций (кнопка Вставка функций на панели
инструментов Стандартная) и найти в категории Математические функцию МОБР.
в поле Массив ввести диапазон матрицы А (А1:С3).
нажать сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ENTER (иногда обратная матрица не появляется в
выделенном диапазоне, тогда необходимо повторить нажатие клавиш при выделенном
диапазоне). В результате в выделенном диапазоне А5:С7 должна появиться обратная
матрица:
4. Найдем решение системы уравнений – вектор Х. Для этого умножим обратную матрицу А-1
на вектор В. Необходимо:
выделить блок под результирующую матрицу (в нашем случае - вектор). Его размерность
будет n x m, где n – количество строк у матрицы А-1, а m –количество столбцов у
матрицы В. В нашем случае размерность будет 3х1. Выделим, например, диапазон Е5:Е7
выбрать функцию МУМНОЖ с помощью Мастера функций. В поле Массив1 ввести диапазон
матрицы А-1 (А5:С7), в поле Массив2 – диапазон матрицы-вектора В (Е1:Е3).
нажать сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ENTER. В результате в выделенном диапазоне
появится вектор Х:
где х1=4, х2=2, х3=1 – решение системы уравнений
5. Для того чтобы проверить найденное решение необходимо подставить найденное решение
в исходное матричное уравнение
. То есть при умножении матрицы А на матрицу-
вектор Х должен получиться вектор В.
Числовые последовательности
При решении многих прикладных математических задач приходится рассматривать суммы,
составленные из большого количества слагаемых. Широко распространенными числовыми
последовательностями являются арифметическая и геометрическая прогрессии.
Для нахождения членов прогрессии в Excel можно использовать стандартные средства, а
также специальную процедуру Прогрессия (Правка → Заполнить → Прогрессия).
Рассмотрим примеры задач.
Задача. Найти сумму первых 8 членов арифметической прогрессии с а1=2 и разностью
прогрессии d=4.
Решение.
1. Найдем члены прогрессии. Можно это сделать двумя способами.
1 способ. Введем в ячейку А1 первый член прогрессии - 2, в ячейку А2 введем значение
второго с учетом разности – 6 (2+4). Выделим блок А1:А2 и автозаполнением найдем
остальные члены прогрессии (протянем до ячейки А8);
2 способ. Введем в ячейку А1 первый член прогрессии – 2. Выделим блок А1:А8. Запустим
процедуру (Правка → Заполнить → Прогрессия). В диалоговом окне в поле Шаг введем
значение разности прогрессии – 4 (необходимо удостовериться, что выставлены
значения: Расположение – по столбцам, Тип - арифметическая)
2 Найдем сумму полученных членов прогрессии. Для этого установим табличный курсор в
ячейку А9 и нажмем кнопку Автосумма
на панели инструментов Стандартная и вводим
диапазон суммирования А1:А8. Результат – сумма первых 8 членов арифметической
прогрессии – 128.
Задача. Вычислить все члены геометрической последовательности с первым членом b1=2 и
знаменателем q=2,5, не превосходящие 500.
Решение.
1. Введем в ячейку А1 значение первого члена прогрессии – 2.
2. Выполним команду Правка → Заполнить → Прогрессия.
3. В диалоговом окне Прогрессия переключатель Расположение поставим в положение по
столбцам, Тип – в положение геометрическая, в поле Шаг введем значение знаменателя
прогрессии – 2,5, в поле Предельное значение – 500.
Задания для самостоятельного решения
Графически решить систему:
Зависимость спроса на некоторый товар у от его цены х выражается уравнением
,
а зависимость предложения z от цены товара – уравнением
.
Найти точку равновесия - точку пересечения кривых спроса и предложения (решить систему
уравнений графическим способом).
Вычислите:
Найдите обратную матрицу для матрицы:
Решите систему уравнений:
Вычислите все члены арифметической прогрессии с а1=4 и разностью прогрессии d=3, не
превосходящие 17