Напоминание

Рабочая программа по предмету" Фортепианный ансамбль"


Автор: Вазиева Гузель Имамутдиновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ Актанышского муниципального района РТ"
Населённый пункт: с. Актаныш
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету" Фортепианный ансамбль"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"ДШИ Актанышского муниципального района РТ"

"Рассмотрено" на заседании

отделения фортепиано

МБОУ ДО "ДШИ"

Протокол № от г.

_____________ (Фаттахова З.Ю.)

"Согласовано"

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

______________ (Тагирова С.Г.)

"Утверждено «на педсовете

протокол №1 от г.

Приказ от г.

Директор МБОУ ДО"ДШИ"

__________ (Валиева Г. С.)

Рабочая общеразвивающая программа по

предмету

«

Фортепианный ансамбль»

Программу составила преподаватель

высшей квалификационной категории

по классу спец. фортепиано

Вазиева Гузель Имамутдиновна

С. Актаныш 2017 г

1

Оглавление

I. Пояснительная записка……………………………………………….2

Цель учебного предмета

Задачи учебного предмета

Требования к уровню освоения содержания учебного предмета

Сроки реализации и сведения о затратах учебного времени,

формы контроля

II. Содержание учебного предмета………………………………………4

Учебно-тематический план

Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

Примерные программы зачетов

Критерии оценки

Теоретический раздел

Практические занятия

Самостоятельная работа

III. Материально-техническое обеспечение программы……………18

IV. Учебно-методическое обеспечение программы………………….18

Рекомендуемая литература

Основная литература

2

I.

Пояснительная записка

.

Рабочая

программа

составлена

в

соответствии

с

Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации

273-ФЗ

от

29.12.2012»,

письма

Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-

ГИ, примерного учебного плана образовательных программ по видам искусств для

ДШИ от 23.06.2003 г.№ 66-01-16/32 Министерства культуры РФ

Программа составлена на основе учебного плана МБОУ ДО «ДШИ Актанышского

муниципального района РТ» на 2017-2018 учебный год, утвержденного решением

педагогического совета. Внимание педагогов должно быть сконцентрировано на

главной

задаче

современной

музыкальной

педагогики

совершенствовании

всестороннего комплексного воспитания учащихся. Важную роль в этом процессе

играет использование методов обучения, способствующих в возможно большей мере

развитию

у

детей

интереса

к

занятиям

музыкой

и

развитию

их

творческих

способностей. Одной из составляющих комплексного развития учащихся является

предмет

«Фортепианный

ансамбль»,

который

использует

и

развивает

базовые

навыки,

полученные

на

занятиях

в

классе

по

специальности.

Различные

виды

ансамблей (в четыре и восемь рук) позволяют ознакомиться с фрагментами из

симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем

самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих

произведений в концертном зале, театре.

Цели учебного предмета

1.Расширение музыкального кругозора учащихся.

2.Формирование художественного вкуса учащихся.

3.Музыкально-эстетическое воспитание учащихся средствами развития интереса к

ансамблевому музицированию.

4.Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

5.Формирование навыков эффективных способов достижения результата.

Задачи учебного предмета

3

1.Формирование начальных профессиональных навыков игры в ансамбле

2.Приобретение навыков ансамблевого творчества.

3.Освоение специфики исполнительского искусства фортепианного дуэта.

4.Познание

закономерностей

и

своеобразия

интерпретационных

решений

фортепианного дуэта, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки.

6.Закрепление умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле на высоком

художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ преподавателям

Практику

ансамблевого

музицирования

возможно

начинать

уже

с

1-2-го

года

обучения

при

наличии

репертуара,

позволяющего

составлять

ансамбли

из

ровесников-одноклассников. Такие ансамбли успешно выступают уже в 1-м классе

на концертах для родителей, академических и отчетных концертах разных отделов.

Раннее

начало

обучения

связано

с

важной

психологической

установкой

на

воспитание

пианиста,

готового

не

только

к

сольному

исполнительству,

но

получающего

радо сть

от

совме стной

профе ссиональной

работы

с

инструменталистами, вокалистами и в фортепианном дуэте. Участие в «малых»

ансамблях открывает перед ребятами большие возможности активной концертной

практики.

Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя на эстраде увереннее,

раскованнее, испытывают удовольствие от общения со слушателями.

Навыки ансамблевого музицирования усваиваются малышами почти инстинктивно.

Они органично переходят от игры к исполнению пьес для фортепианного дуэта, к

аккомпанементу инструменталисту или хору. Воспитываемое с детства слуховое

внимание позволяет легко освоить общие принципы игры в ансамбле:

— восприятие и реализация «партитурной» записи;

— ритмическая организация и rubato;

— динамическое и тембровое распределение звучности;

— общее дыхание, цезуры и т. д.

4

Учащиеся

постигают

особенности

взаимодействия

фортепиано

с

различными

инструментами,

что

не

только

развивает

их

как

будущих

концертмейстеров

и

ансамблистов, но и обогащает их собственный исполнительский арсенал.

Наиболее популярный вид ансамблевого музицирования в ДМШ/ДШИ — игра в

фортепианном дуэте. Пьесы, адресованные начинающим пианистам-

ансамблистам, можно найти практически в каждой «Школе» или хрестоматии.

Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие ансамблисты,

— синхронность исполнения:

— умение дать ауфтакт или подчиниться ауфтакту партнера;

— представление темпа и пульсации в нем;

— одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и

фразировку (при игре в 4 руки на одном инструменте задача облегчается за счет

зрительного контроля за единством движений).

На следующем этапе работы можно перейти от ритмодвигательных задач к задачам

слуховым

распределению

звучности

между

аккомпанементом

и

мелодией,

выстраиванию динамической линии, единой для двух партий ансамбля, простейшим

тембровым и регистровым задачам.

В дальнейшем при исполнении переложений для фортепиано в 4 руки оркестровых

произведений

тембровые

и

регистровые

задачи

усложняются

исполнители

должны передать звучание конкретных инструментов и объемное звучание оркестра

в tutti.

Особое

значение

имеет

работа

в

фортепианном

дуэте

на

двух

фортепиано.

Исполнители

обретают

большую

двигательную

свободу,

и

каждая

из

партий

ансамбля

становится

более

самостоятельной

и

разнообразной.

При

этом

чисто

ансамблевые

задачи

усложняются.

Партнеры

должны

полностью

перейти

к

слуховому

контролю

за

выполнением

ансамблевых

задач.

Сложнее

становится

распределение

фактуры

например,

аккомпанемента

( р а зд е л е н и е

аккомпанирующего

фактурного

материала

между

обоими

исполнителями)

или

мелодии, исполняющейся в терцовом или секстовом изложении (в терцию, сексту).

Обогащается полифоническая ткань, усложняются задачи «оркестровки» партий —

5

чаще всего один из инструментов играет за духовую группу оркестра, второй — за

струнную. Инструменты становятся равнозначными.

Желательно, чтобы в течение обучения в ДМШ и ДШИ обучающийся поиграл в

составе разных ансамблей — фортепианных, инструментальных, камерных. При

этом

на

разных

этапах

обучения

можно

формировать

устойчивые

составы

ансамблей, имеющие концертную и конкурсную практику.

Требования к уровню освоения содержания учебного предмета

Общеобразовательная

программа

по

предмету

«Фортепианный

ансамбль»

предполагает

тесную

взаимосвязь

процесса

обучения

игре

на

фортепиано

с

различными

музыкально-теоретическими

предметами:

сольфеджио,

музыкальная

литература, хор, аккомпанемент

Ученик должен уметь: читать с листа, подбирать по слуху, играть в ансамбле,

уметь словесно характеризовать исполняемое музыкальное произведение.

Ученик

должен

знать:

характерные

особенности

музыкальных

жанров

и

основные

стилистические

направления,

музыкальную

терминологию,

грамотно

исполнять музыкальные произведения в ансамбле.

Ученик

должен

владеть

навыками

самостоятельной

работы

с

нотами

и

инструментом.

Сроки реализации и сведения о затратах учебного времени, формы контроля

На предмет «Фортепианный ансамбль» отводится по 1 академическому часу в

неделю на протяжении 4- 5 года обучения. Длительность урока – 45 мин.

Форма работы – мелкогрупповая (2-4чел.), включающая практические занятия

с педагогом в классе и самостоятельную работу (с партнером) в ансамбле.

Формами контроля являются контрольные уроки (Iполугодие) и зачеты (II

полугодие).

II. Содержание учебного предмета.

6

Учебно-тематический план.

Четвертый класс

п/

п

Тема

Количество часов

I полугодие

16

1

Чтение с листа в ансамбле:

-знакомство учащихся с новой музыкой

-приобретение ими навыков целостного восприятия

впервые исполняемой музыки

- умения одновременно следить не только за своей

партией, но и за партией партнера.

1

2

Развитие навыков совместного музицирования.

1

3

Педализация.

Педализирует исполнитель партии Secondo. Ему

необходимо внимательно слушать своего товарища.

Полезно предложить учащемуся, исполняющему

партию Secondo, педализировать во время исполнения

другим пианистом партии Ргimо.

1

4

Способы достижения синхронности при взятии и

снятии звука.

Синхронность начала игры.

Дирижерский замах - ауфтакт.

Дыхание.

Синхронное окончание, «снятие звука».

1

5

Индивидуальное разучивание партии.

2

6

Работа над партиями в ансамбле.

3

7

Работа над совместным исполнением.

2

8

Работа над концертным репертуаром, участие в

коллективных мероприятиях.

1

9

Репетиции.

2

10

Концерты.

1

12

Выступления на родительских собраниях.

1

Форма итогового контроля

Контрольный урок

или выступление

на концерте

п/

Тема

Количество

часов

7

п

II полугодие

17

1

Чтение с листа в ансамбле:

-знакомство учащихся с новой музыкой

-приобретение ими навыков целостного восприятия

впервые исполняемой музыки

- умения одновременно следить не только за своей

партией, но и за партией партнера.

1

2

Метро – ритм.

Воспитание ритмической дисциплины у учащихся.

Внутридолевая пульсация.

1

3

Развитие слуха:

гармонического, мелодического, полифонического,

тембро-динамического. Творческий поиск различных

тембровых красок.

1

4

Внимание.

Формирование длительной концентрации внимания и

плавной непрерывности мышления, идущего несколько

впереди движений рук.

Охват сочинения в целом (внимание на самое

существенное).

1

5

Индивидуальное разучивание партии.

3

6

Работа над совместным исполнением.

4

7

Работа над концертным репертуаром, участие в

коллективных мероприятиях.

2

8

Репетиции.

2

9

Концерты.

1

10

Выступления на родительских собраниях.

1

Форма итогового контроля

Академический

зачет

Пятый класс

п/

п

Тема

Количество

часов

I полугодие

16

1

Чтение с листа в ансамбле:

-знакомство учащихся с новой музыкой

-приобретение ими навыков целостного восприятия

впервые исполняемой музыки

- умения одновременно следить не только за своей

партией, но и за партией партнера.

1

8

2

Работа над фактурой. Усложнение фактуры

аккомпанемента, исполнение двух слоев фактуры в одной

руке разными тембрами, увеличение темпа.

1

3

Анализ произведений.

1

4

Развитие музыкально- слуховых представлений.

1

5

Индивидуальное разучивание партии.

2

6

Работа над совместным исполнением.

2

7

Использование пьес с полифоническими элементами,

различной интерваликой.

1

8

Работа над концертным репертуаром, участие в

коллективных мероприятиях.

2

9

Развитие артистизма.

1

10

Репетиции.

2

11

Концерты.

1

12

Выступления на родительских собраниях.

1

Форма итогового контроля

Контрольный

урок или

выступление на

концерте

п/

п

Тема

Количество

часов

II полугодие

17

1

Чтение с листа в ансамбле:

-знакомство учащихся с новой музыкой

-приобретение ими навыков целостного восприятия

впервые исполняемой музыки

- умения одновременно следить не только за своей партией,

но и за партией партнера.

2

2

Анализ произведений.

2

3

Работа над ритмом. Освоение более сложных размеров и

ритмических группировок.

4

4

Работа над концертным репертуаром, участие в

коллективных мероприятиях.

4

5

Репетиции.

3

6

Концерты

1

7

Выступления на родительских собраниях.

1

Форма итогового контроля

Итоговый зачет

по классу

ансамбля

9

Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

4 класс

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце первого полугодия в

классном

порядке

проводится

контрольный

урок,

на

котором

учащиеся

демонстрируют

уровень

освоения

основной

программы,

а

также

произведения,

изучаемые для ознакомления. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-

2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте

или академическом вечере.

5 класс

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В

конце

первого

полугодия

в

классном

порядке

проводится

контрольный

урок,

на

котором

учащиеся

демонстрируют

уровень

освоения

основной программы, а также произведения, изучаемые для ознакомления. В конце

года

-

зачет

из

1-2

произведений. Публичное

выступление

учащихся

может

приравниваться к зачету.

Примерные программы зачетов

Четвертый класс

1

К.М.Вебер

«Менуэт»

Н.Г.Жиганов

«Мелодия»

2

П. И. Чайковский

«Красная шапочка и волк»

Н.Г.Жиганов

«Танец»

3

И. Штраус

«Полька Трик - трак»

Н.Г.Жиганов

«Романс» из балета «Зюгра»

переложение для двух фортепиано Ф. Хасановой

4

Д. Шостакович

Концертино

Ф. Яруллин

Детский танец из балета «Шурале»

переложение З. Муштари

5

Г. Свиридов

«Молотьба» фрагмент из Поэмы памяти Сергея Есенина,

переложение Е.Денисова

С. Сайдашев

Школьный вальс

Пятый класс

10

1

А.Корелли

Соната № 2 I, II части

Н.Г.Жиганов

Танцы

2

А. Вивальди

Концерт g moll

С. Сайдашев

Вальс из музыки к драме Т.Гиззата «Наемщик»

3

А.Диабелли

Сонатина F dur

А. Луппов

Колыбельная из балета «Лесная легенда»

Переложение З. Муштари

4

Л.Батыркаева

Концерт (юношеский) переложение для двух фортепиано

автора в трёх частях

И.С.Бах

«Менуэт и шутка» из II оркестровой сюиты

5

В.А.Моцарт

Соната D dur

Н.Г.Жиганов

Романс

из

балета

«Зюгра»,

переложение

для

двух

фортепиано Ф. Хасановой

Критерии оценки

Оценка «отлично»

Посадка учащегося.

Безупречное исполнение произведений.

Организация игрового аппарата.

Умение слышать ансамбль в целом и свою партию, как

часть ансамбля.

Умение

достигать

динамической,

ритмической,

ш т р и х о в о й ,

т е м п о в о й

и

и н т о н а ц и о н н о й

согласованности обеих партий.

Умение подхватывать музыкальную ткань при ошибке

своей или партнёра.

Одновременное вступление и завершение исполнения.

Синхронность в движениях и жестах.

Выразительность исполнения

Качество звукоизвлечения.

Техника владения педалью.

Выстраивание произведения как по вертикали, так и

по горизонтали.

Сценичность. Артистизм.

Оценка «хорошо»

Хорошее исполнение произведений.

Понимание стиля и художественного образа. Владение

навыками

исполнения

инструктивного

материала

в

заданном

варианте

(темпе,

динамике,

штриховой

стилистике).

Р а с к р ы т и е

э м о ц и о н а л ь н о - худ о ж е с т в е н н о г о

содержания исполняемых произведений.

Оценка

«удовлетворительно»

И с п о л н е н и е

п р о и з в е д е н и й

с

н е ко т о р ы м и

техническими,

штриховыми,

артикуляционными

и

11

интонационными неточностями.

Отсутствие

мышления,

звуковые

и

ритмические

неровности.

Оценка

«неудовлетворительно»

Исполнение произведений с большими техническими,

штриховыми, артикуляционными и интонационными

неточностями.

Отсутствие поставленной музыкальной задачи.

Нет

совершенствования

элементов

классической

техники.

Плохое знание текста.

Теоретический раздел.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 10 минут, поэтому педагог

тщательно продумывает и отбирает содержание и методы изложения теоретического

материала.

Четвертый класс

1

Изложение исторических данных по теме занятия.

2

Объяснение специальных терминов по теме занятия.

3

Описание и показ основных технических приемов

(технология - выполнения)

4

Знаки альтерации.

5

Паузы.

6

Ритм. Основное и произвольное деление длительностей

7

Акцент. Метр. Ритм. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт.

8

Синкопа.

9

Темп.

1

0

Значение ритма, метра и темпа в музыке.

11

Штрихи, динамические оттенки

1

2

non legato

1

3

legato

1

4

staccato

1

5

f - громко

1

6

mf - не очень громко

1

7

P - тихо

12

1

8

mp – не очень тихо

1

9

педализация

Пятый класс

1

Изложение исторических данных по теме занятия.

2

Объяснение специальных терминов по теме занятия.

3

Описание и показ основных технических приемов (технология - выполнения)

4

Триоль

5

Пунктир

6

Вольты

7

Фактура

8

Музыкальные формы (2х-частная, 3х-частная форма, вариации, сонаты)

9

Музыкальные жанры (марш, песня, танец).

Специальные термины по предмету «Фортепианный ансамбль»

1

Ансамбль

(от

фр.

ensemble

вместе,

множество)

-

совместное

исполнение

музыкального

произведения

несколькими

участниками

и

само

музыкальное

произведение

для

небольшого состава исполнителей.

2

Музыкальный

ансамбль

группа

артистов,

составляющая

единый

художественный

коллектив.

3

Дуэт

коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов.

4

Трио

(итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из

трёх

музыкантов-исполнителей,

вокалистов

или

инструменталистов.

5

Квартет

музыкальный

ансамбль

из

четырёх

музыкантов-

исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

6

Квинтет

(итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный

ансамбль

из

пяти

музыкантов-исполнителей,

вокалистов

или инструменталистов.

7

Секстет

музыкальный

ансамбль

из

шести

исполнителей

или

музыкальное произведение для такого ансамбля

8

Септет

(итал. settetto, от лат. septem — семь) - ансамбль из семи

музыкантов

9

Партия Ргimо

(от лат. prima - первая) – первая партия

10

Партия Secondo

(от лат. Secondo - вторая) – вторая партия

11

Ауфтакт

дирижёрский

жест

(взмах),

предшествующий

начальной

доле звучания.

12

Штрихи

(нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод)

13

исполнения

нот,

группы

нот,

образующих

звук.

Штрихи

определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики

звучания.

13

legato

Плавно, связно – основная форма звуковедения, связана с

навыком плавного и равномерного распределения звука от

тона к тону.

14

non legato

Не слитно. В отличие от легато каждый звук извлекается

отдельно без плавного перехода как в легато.

15

staccato

(итал.

staccato,

букв.

-

отрывисто),

короткое,

отрывистое

исполнение

звуков

-

один

из

приёмов

звукоизвлечения

(противоположен легато).

16

Динамические

оттенки

характеристика степени громкости исполнения музыки.

17

Пианиссимо

очень тихо

18

Пиано

тихо

19

Меццо-пиано

умеренно тихо

20

Меццо-форте

умеренно громко

21

Форте

громко

22

Фортиссимо

очень громко

23

Диминуэндо

постепенное ослабление силы звучания.

24

Крещендо

постепенное увеличение силы звучания.

25

Вольта

музыкальный

термин,

использующийся

для

обозначения

повторяющейся

части

музыкального

произведения.

Практические занятия.

Репертуарный план данной программы может пополняться или изменяться в

зависимости

от

дифференцированного

подхода

к

учащемуся.

При

подборе

репертуара

уровень

сложности

произведения

не

должен

превышать

уровня

технических возможностей в классе специальности.

Четвертый класс

Занимаясь

фортепианным

ансамблем,

учащиеся

приобретают

опыт

ансамблевой игры: учатся слушать друг друга, сопереживать, играть в одной манере,

соблюдать синхронную артикуляцию, внимательно относиться к звуковому балансу,

фразировке.

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия

всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения,

14

доступные

для

успешной

реализации

начального

этапа

обучения.

Партнеры

подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля.

Рекомендуемые произведения

Четвертый класс

Произведения зарубежных композиторов

1

А.Диабелли

Романс

2

В.А. Моцарт

Ария Фигаро

3

Л.Бетховен

Предостережение

4

К.М.Вебер

Менуэт

5

Ф. Шуберт

Серенада

6

Ф. Шуберт

Музыкальный момент

7

Ф. Шуберт

Героический марш

8

И. Штраус

Полька Трик -трак

9

Р. Шуман

Вальс из сюиты «Детский бал»

1

0

И. Брамс

Вальс

11

Ф. Мендельсон

Свадебный марш

1

2

С.Джоплин

Рэг кленового листа

Произведения русских композиторов

1

А.Е. Варламов

«Красный сарафан»

2

М.И.Глинка

«Краковяк»

3

М.И.Глинка

«Марш Черномора»

4

М.И.Глинка

Вальс из оперы «Иван Сусанин»

5

П.И.Чайковский

«Колыбельная в бурю»

6

П.И.Чайковский

Вальс из балета «Спящая красавица».

7

П.И.Чайковский

Концерт №1 для фортепиано с оркестром,

1 часть (фрагмент)

8

Н.Римский-Корсаков

«Белка» отрывок из оперы

«Сказка о царе Салтане»

9

Н.Римский-Корсаков

Отрывок из симфонической сюиты «Шехеразада»

1

0

М.Зив

«По кочкам»

11

М.Зив

«Предчувствие»

1

2

А.К. Глазунов

«Романеска»

1

3

А.К. Глазунов

Отрывок из балета «Барышня - Служанка»

1

4

Н.И.Харито

«Приключения Макса Линдера»

1

С.В.Рахманинов

«Итальянская полька»

15

5

1

6

С.В.Рахманинов

Романс

1

7

А.С. Грибоедов

«Вальс»

Произведения композиторов Татарстана

1

Н.Г.Жиганов

«Танец девушек» из балета «Зюгра»

2

Н.Г.Жиганов

«Танец»

3

Н.Г.Жиганов

«Мелодия»

4

Н.Г.Жиганов

«Вальс»

5

Н.Г.Жиганов

«Романс» из балета «Зюгра»

переложение для двух фортепиано Ф. Хасанова

6

Н.Г.Жиганов

«Танец Шута» из оперы «Алтынчач»

7

Н.Г.Жиганов

Марш

8

Татарская народная песня

обр. М Музафарова

«Аленький цветочек»

9

М.Музафаров

«По ягоды»

1

0

Татарская народная песня

Обр. Л.Батыркаевой

«Тафтиляу»

11

Л.Батыркаева

«Родной язык»

1

2

И.Шамсутдинов

Счастливое детство

1

3

А. Ключарев

«Родина моя - Татарстан»

1

4

А.Ключарев

Иволга

1

5

А.Ключарев

Танец «Сабантуй»

1

7

С.Сайдашев

Песня девушек

1

8

С.Сайдашев

Школьный вальс

1

9

С.Сайдашев

Марш Советской Армии

2

0

С.Сайдашев

Апипа

2

1

С.Сайдашев

Песня девушек

из музыки к драме Т.Гиззата «Бишбуляк»

2

2

С.Сайдашев

Песня из музыки к драме Т.Гиззата «Алая заря»

2

3

Ф. Яруллин

Детский танец из балета «Шурале»

переложение З. Муштари

2

Ю. Виноградов

Танец клоуна

16

4

Произведения Советских композиторов

1

Р. Глиэр

«Колыбельная»

2

Р. Глиэр

«Мазурка»

3

С. Прокофьев

Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк»

4

А. Хачатурян

«Танец девушек»

5

А.Н. Цфасман

«Я хочу танцевать»;

6

Н.П. Раков

«Радостный порыв»

7

Г.С.Фрид

«Веселая прогулка»

8

Г.С.Фрид

«Танец»

9

Н.С.Симонян

«Полька Хоттабыча»

1

0

Г.М. Балаев

«Армянский танец»

11

А.П. Петров

«Песенка с морским дьяволом»

1

2

А. П.Петров

«Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»

1

3

А. П.Петров

«Я шагаю по Москве»

1

4

Р.К. Щедрин

«Царь Горох»

1

5

Р.К. Щедрин

Девичий хор из балета «Конек - Горбунок»

Переложение Ю.Комалькова

1

6

Ж.Л.Металлиди

«Веселое шествие»

Пятый класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

умение слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

умение грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

совместная работа над динамикой произведения;

анализ содержания и стиля музыкального произведения.

В

течение

учебного

года

следует

пройти

3-4

ансамбля

разной

степенью

готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление

учащихся может приравниваться к зачету.

17

Знакомство с оперной и балетной музыкой, с яркими образцами классических

произведений. Учащиеся оттачивают свое исполнительское мастерство в ансамбле,

лучше чувствуют друг друга. Важный элемент исполнительства – выступление на

эстраде, где учащиеся дуэта получают неоценимый опыт.

И с п о л ь з о в а н и е

в

репертуаре

произведений

современной

и

джазовой

музыки

с

их

богатым

ритмическим рисунком.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью

готовности).

Рекомендуемые произведения

Произведения зарубежных композиторов

1

А.Корелли

Соната №2, I, II части

2

А. Вивальди

Концерт d moll, II часть

3

А. Вивальди

Концерт g moll

4

А.Диабелли

Сонатина F dur

5

И.С.Бах

«Менуэт и шутка» из II оркестровой сюиты

6

И.С.Бах

Ария из 3 – й оркестровой сюиты

7

И.С.Бах

Шутка

8

Ф.Э.Бах

«Адажио»

9

Д.Тюрк

«Шторм»

1

0

В.А.Моцарт

Соната D dur

11

Й.Гайдн

Концерт для двух фортепиано D dur

1

2

Й.Гайдн

Концерт для двух фортепиано G dur

1

3

Л.Бетховен

Три марша соч. 45

1

4

Л.Бетховен

Сонатина Ре мажор, соч. 6.

1

5

Л.Бетховен

Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

1

6

К.М.Вебер

Приглашение к танцу

1

7

К.М.Вебер

Рондо соч.6

1

8

К.М.Вебер

Сонатина № I C dur

1

9

К.М.Вебер

Рондо из сонатины F dur

2

К.М.Вебер

Блестящая полька соч. 72

18

0

2

1

К.М.Вебер

Шесть легких пьес соч.3

2

2

К. Черни

Французский романс «Уезжая в Сибирь»

2

3

А. Дворжак

Славянский танец

2

4

Ф. Шуберт

Три героических марша

2

5

Ф. Шуберт

Шесть экосезов

2

6

Ф. Шуберт

Детский марш

2

7

Ф. Шуберт

Полонез

2

8

И. Штраус

Отец «Радецки-марш» fis moll

2

9

И. Штраус

«Анна-полька»

3

0

Ф.Медельсон

«Песня без слов» соч. 53 №2

3

1

Ф.Медельсон

«Песня без слов» соч.67 №1

3

2

Р. Шуман

Анданте с вариациями

3

3

Р. Шуман

Экспромт из цикла «Восточные картинки»

3

4

И. Брамс

«Венгерский танец» d-moll

3

5

И. Брамс

«Венгерский танец №1»

3

6

И. Брамс

«Венгерский танец» № 5

3

7

К.Сен – Санс

«Карнавал животных» Слон

3

8

Э. Григ

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

3

9

Э. Григ

«Танец Анитры»

4

0

М.Равель

Пять детских пьес

4

1

М.Равель

«Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя

матушка гусыня».

19

4

2

А.Казелла

Маленький марш из цикла «Марионетки»

4

3

А.Казелла

«Полька – галоп»

4

4

М.Мошковский

«Испанский танец» № 4

Произведения русских композиторов

1

М.Глинка

«Романс Антониды» из оп. «Иван Сусанин»

2

М.Глинка

Вальс - фантазия

3

А. Бородин

Аллегретто

4

А.Бородин

Полька

5

А.Бородин

Тарантелла

6

М.Балакирев

Песенка без слов

7

М.Балакирев

Полонез

8

М.Балакирев

30 русских народных песен (переложение автора)

9

М.Мусоргский

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

1

0

П.И.Чайковский

«Красная шапочка и волк»

11

П.И.Чайковский

«Вальс цветов» из балета «Щенлкунчик»

1

2

Н.Римский-Корсаков

«Отрывок» из оп. «Сказка о царе Султане»

1

3

А. Аренский

«Полонез»

1

4

А.Аренский

«Романс»

1

5

Р. Глиэр

«Хоровод» из балета «Медный всадник»

1

6

Р. Глиэр

«Грустный вальс»

1

7

Р. Глиэр

«Концерт

для

голоса

с

оркестром,

I

часть»

(фрагмент);

1

8

Р. Глиэр

Томный танец соч. 61

Произведения композиторов Татарстана

1

Н.Г.Жиганов

Танцы

2

Н.Г.Жиганов

Романс из балета «Зюгра», переложение для двух

фортепиано Ф. Хасановой

3

Н.Г.Жиганов

Полька

4

Ф. Яруллин

Танец

Огненной

ведьмы

и

Шайтана

из

балета

«Шурале»,

переложение

для

двух

фортепиано

Э.

Бурнашевой

5

Ф. Яруллин

«Вальс» из балета «Шурале», переложение для двух

фортепиано Э. Бурнашевой

20

6

А.Ключарев

«Танец с колокольчиками» из балета «Горная быль»,

переложение для двух фортепиано М.Д. Берлин -

Печникова

7

Ш.Шарифуллин

Переложение

для

двух

фортепиано

«Концерт

-

сказка»

8

Л.Батыркаева

Концерт

(юношеский)

переложение

для

двух

фортепиано автора в трёх частях

9

А. Луппов

Колыбельная из балета «Лесная легенда»

Переложение З.Муштари

1

0

С.Сайдашев

Школьный

вальс

для

двух

фортепиано

в

четыре

руки

11

С. Сайдашев

Пляска из музыки к драме Т.Гиззата «Алая заря»

1

2

С. Сайдашев

Вальс из музыки к драме Т.Гиззата «Наемщик»

1

3

С. Сайдашев

Балетная

сюита

из

музыки

к

драме

Т.Гиззата

«Наемщик»

Произведения Советских композиторов

1

С. Прокофьев

Сцена из балета «Ромео и Джульетта

2

С. Прокофьев

«Вальс» из балета «Золушка»

3

С. Прокофьев

Р.Н.П. «Зеленая рощица» Переложение Э Денисова

4

И. Дунаевский

«Песня о бывалом моряке»

5

И. Дунаевский

«Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта»

6

Д. Шостакович

Концертино

7

Г. Свиридов

«Зимняя дорога»

8

Г. Свиридов

«Молотьба»

фрагмент

из

Поэмы

памяти

Сергея

Есенина, переложение Е.Денисова

9

Г. Свиридов

Военный марш обработка В.Пороцкого

1

0

М.Парцхаладзе

Танец

11

А. Петров

«Полька-галоп»

1

2

А. Петров

«Вальс» (из к/ф «Берегись автомобиля»)

1

3

А. Петров

«Романс о романсе»

1

4

Р. Щедрин

«Девичий хоровод» из бал. «Конек - горбунок»

1

5

Н.Агафонников

Танец с лентами

1

6

Н.Агафонников

Счастливый финиш

1

7

В. Гаврилин

Генерал идет

1

В. Гаврилин

Марш

21

8

1

9

В. Гаврилин

Одинокая гармонь

2

0

Г. Балаев

«Горный ручей»

2

1

Г. Балаев

«Танго»

2

2

Г. Балаев

«Вечерний город»

2

3

Г. Балаев

«Испанский танец»

2

4

Г. Балаев

«На горной тропе» с-moll

2

5

Г. Балаев

«Вальс»

2

6

Г. Балаев

«В низенькой светелке»

2

7

Г. Балаев

«Ехал на ярмарку ухарь- купец»

2

8

Г. Балаев

«То не ветер ветку клонит»

Произведения современных композиторов

1

Матевосян А.

«Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»

2

Л.Рид, Б.Мейсон

«Прощальный вальс»

3

И. Фролов

«Шутка-сувенир»

4

Ю. Маевский

«Веселая румба»

5

Д.Мартин

«Прогулка»

6

П е р е л .

Н .

Дмитриевской

«Рождественский гимн»

7

муз.

Ф.Лея

перел.

Н.

Дмитриевской

«История любви»

8

М.Легран – В.Дулова

«Мелодия» из к/ф «Шербургские зонтики»

9

Б. Кемпферт В.Дулова

«Путники в ночи»

1

0

М.Шмитц – В.Дулова

«Джазовый этюд»

11

Ж.Косма,

переел.

Н.

Дмитриевской

«Опавшие листья»

1

2

С.Джоплин

«Рэг»

1

3

С.Джоплин

«Артист эстрады»

1

4

А.Вилькельдо

«Эль-Чокло» (танго)

22

1

5

В. Дашкевич

«Увертюра» из к/ф «Приключения Шерлока Холмса

и доктора Ватсона»

1

6

Э. Абрэу

«Тико-тико» (самба)

1

7

Н. Смирнова

«Восточный напев»

1

8

Н. Смирнова

Пьеса в испанском стиле

1

9

Н. Смирнова

Бразильский карнавал

2

0

Н. Смирнова

Воспоминание о французском кино

2

1

Н. Смирнова

Танго

Требования к самостоятельной работе

РАЗБОР:

1.

умение

медленно

исполнять

пьесы

в

сопровождении

метронома,

обращая

внимание на аппликатуру, длительности, паузы, штрихи, динамику;

2.

умение выделять сложные фразы и работать над ними отдельно.

ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ:

1.

выучивание

музыкальных

отрывков,

повторение

их

до

закрепления

в

памяти;

2.

запоминание в первую очередь сходных музыкальных отрывков или тем;

3.

обращение

внимания

на

повторение

одинаковых

построений,

разделение

мелодии

и

сопровождения,

выучивание

отдельных

элементов

пьесы,

что

способствует большей прочности запоминания;

4.

умение

самостоятельно

работать

в

ансамбле

с

партнером,

отрабатывая

поставленные в классе задачи.

III. Материально – техническое обеспечение программы.

Фортепиано

(два

инструмента),

проигрыватель,

магнитофон,

метроном,

библиотечные

фонды

и

фонды

фонотеки,

аудио-

и

видеозаписи,

портреты

23

композиторов, наглядные пособия. Во время самостоятельной работы обучающиеся

могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

IV. Учебно – методическое обеспечение программы.

Четвертый класс.

«Альбом

нетрудных

переложений

для

фортепиано

в

4

руки».

Москва.

«Музыка».1989.

Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. / Г.

Балаев, А. Матевосян. - Ростов н/ Д: Феникс, 2000. - 72 с.

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко. – Москва: Кифара, 1997.

- 83 с.

Джаз в 4 руки для учащихся средних классов Сост. и переложение В.Дуловой Изд.

«Союз художников». Санкт-Петербург. 2001

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано

(Ноты) / А. Дубровина. - Новосибирск: Окарина, 2006. - 70 с.

Захарова

Л. Ансамбли

для

фортепиано

(Ноты) /

Л.Захарова. -

Ростов

н/

Д:

Феникс,2010. – 119 с.

«Зимний вечер» фортепианные ансамбли для учащихся ДМШ. Сост. Л.Фигуровская.

3-5 год обучения. Изд. «Арт-классик» Новосибирск. 2000

Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М.

Иванова. - Санкт-Петербург: Полифото-пресс, 1996. -100 с.

Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки. (Ноты) /

Л. Коршунова. – Новосибирск: Окарина, 2006. – 72 с.

Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л.

Криштоп. - Санкт-Петербург: Северный олень, 1997. - 82 с.

Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре

руки. Вып. 2 (Ноты) / Ю. Маевский. - Санкт Петербург: Композитор, 2002.

«Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли». Вып. 1. Сост. С.А.Барсуков. Ростов-на-

Дону. «Феникс».2003

24

Сборник

пьес

для

фортепиано

в

4

руки.

Сост.

Н.Азарашвили.

«Советский

композитор». Ленинград.1963

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ

(Ноты)/ Н. Смирнова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -54с.

Счастливенко Л. В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Второй

выпуск. (Ноты)/ Л.Счастливенко. – Новосибирск, 2007. -74 с.

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ

(Ноты)/ Н. Смирнова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -54с.

Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс

(Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004. – 108 с.

Хрестоматия пед. репертуара. вып. II, 3-4 кл. Сост. Н. Любомудровой, К. Сорокина,

А. Туманян, изд. «Музыка». Москва.1966

Хрестоматия по татарской музыке, Ч.1 / сост. Э. К. Ахметова, Л. К. Батыркаева, Е. А.

Соколова,

В.

М.

Спиридонова,

К.А.

Шашкина.

Казань:

Татарское

книжное

издательство, 1987. – 140 с.

Пятый класс

Альбом для домашнего музицирования для фортепиано. вып.2. Сост. С. Мовчан.

Москва. «Музыка».1996

«Альбом

нетрудных

переложений

для

фортепиано

в

4

руки».

Москва.

«Музыка».1989

Г. Балаев «Фортепианные ансамбли» Ростов-на-Дону. «Феникс».2000

Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г.

Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000. - 72 с.

Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев, Матевосян А. –

Ростов Н/ Д: Феникс, 2000. - 102 с.

«Вместе весело играть». Фортепианные ансамбли. Изд. «Союз художников»

Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко. -М: -Кифара,1997-83с.

«Джаз, и не только...» пьесы для фортепиано в 4 руки. Изд. «Композитор».

Державин

М. Ансамбли

для

старших

классов

(Ноты)/М.Державин.

-СПб:

Композитор, 1997. -69с.

25

Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс,

2005. -212с.

Дубровина А. Шедевры классической музыки в переложении для двух фортепиано

(Ноты)/А. Дубровина. -Новосибирск: Окарина, 2006. -70с.

Захарова

Л. Ансамбли

для

фортепиано

(Ноты) /

Л.Захарова. -

Ростов

н/

Д:

Феникс,2010. – 119 с.

Санкт-Петербург.

Играем в ансамбле. Облегченные переложения популярной музыки для средних

классов детских муз. школ. изд. «Союз художников». Санкт-Петербург.2003

Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического

репертуара. Нотная папка пианиста №5. Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М.

Михайлова. - Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.

Криштоп

Л.

Брат

и

сестра.

К

200-летию

со

дня

рождения

Шуберта

Ф.

(Ноты)/Л.Криштоп. -Санкт-Петербург: Северный олень, 1997-82с.

«Любимые мелодии в 4 руки» изд. «Союз художников» Санкт-Петербург. Сост. и

обр. В.Дуловой

Н. Мордасов Сборник джазовых произведений для фортепиано. Изд. «Феникс».

Ростов-на-Дону.1999

«Музыкальные забавы». Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. Ю.

Маевский. Вып. 1. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург.2002

Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Изд. «Союз художников». Санкт-

Петербург.2002

Пыстин Г. Рояль на троих (Ноты) / Г. Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2004. – 32 с.

Пыстин Г. Альбом популярных пьес. Аранжировки для двух фортепиано (Ноты) / Г.

Пыстин. - Новосибирск: Окарина, 2006. - 38 с.

Сборник

ансамблевых

перелож.

для

фортепиано.

Сост.

Л.В.Гурьянова.

Изд.

«Композитор». Санкт-Петербург

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч. III. 1961

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ

(Ноты)/ Н. Смирнова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -54с.

26

«Фокстрот».

Хрестоматия педагогического репертуара. вып. II, 3-4 кл. Сост. Н. Любомудровой, К.

Сорокина, А. Туманян, изд. «Музыка». Москва.1966

Хрестоматия по татарской музыке, Ч.1 / сост. Э. К. Ахметова, Л. К. Батыркаева, Е. А.

Соколова,

В.

М.

Спиридонова,

К.А.

Шашкина.

Казань:

Татарское

книжное

издательство, 1987. – 140 с.

Перечень учебно – методических материалов по предмету.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва “Музыка”, 1982

Баренбойм

Л.

Пути

к

музицированию.

Ленинград

“Советский

композитор”

Ленинградское отделение, 1979

Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой

половины XIX вв. М.: Музыка, 1991

«Вопросы

фортепианной

педагогики»

Сборник

статей

под

общей

редакцией

В.

Натансона. вып.3. Изд. «Музыка». М.:1971

Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971

Готлиб А. «Первые уроки фортепианного ансамбля» Москва, 1974

Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, - М., 1973

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971

Гофман

И.

«Фортепианная

игра»

и

«Вопросы

и

ответы

о

фортепианной

игре»

Классика – 21 век. М.,1998.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. Москва “Музыка”, 1988

Сухомлинский В. А. О воспитании. Москва, 1982

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., «Музыка», 1988

Малинковская А. Фортепиано – исполнительское интонирование. М., «Музыка»,

1990

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов.комп.,

1961

27

Светозарова

Н.,

Кременштейн

Б.

Педализация

в

процессе

обучения

игре

на

фортепиано. М., 1965

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5. М.: Музыка, 1988

Светозарова

Н.,

Кременштейн

Б.

Педализация

в

процессе

обучения

игре

на

фортепиано, - М., 1963

Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов.комп., 1987

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М. “Сов. композитор” 1989

Шавкунов

И.

«Игра

на

синтезаторе».

Методика

и

программа

обучения.

Изд.

«Композитор». Санкт-Петербург. 2001

Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище Классика – XXI,

2002

Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – Классика-XXI, 2001

28



В раздел образования