Приобщение детей к русской народной культуре через музейную педагогику
Автор: Леусова Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад "Мастерок" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей к русской народной культуре через музейную педагогику Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к русской народной культуре через музейную
педагогику.
Старина, старина! Как ты была мила нашим предкам, и как мы, их потомки
успели скоро поменять тебя на заморские причуды. Где же национальный
русский дух, традиционная русская кухня, русские зрелища. Как и когда
растеряли мы наше достояние?
«Мы не поймем своего прошлого, не поймем истории, не поймем
характера и души своих предков, и нравственный опыт их жизни
окажется
для
нас
бесполезной
тайной,
если
мы
не
потрудимся
понять ту реальную среду, в которой жил человек».
Ю.Галкин. «Слова и годы». (Размышления о жизни и литературе).
Весь уклад жизни русского народа, накопленный веками, дает нам огромный
педагогический
материал,
неподдельную
радость
жизни.
Многие
обычаи
наших предков понятны и близки сегодняшнему поколению. Еще недавно
казалось, что они растоптаны и уничтожены начисто, но постепенно русская
культура начинает возрождаться. Для того чтобы она не канула навсегда под
натиском современного мира, прививать любовь к ней надо с младенчества.
Зачем
же
современному
маленькому
городскому
жителю,
привыкшему
получать все в готовом виде, знать, как появилась та или иная вещь, тот или
иной продукт на столе в его доме, знать историю Руси? Скорее всего, затем,
что наши дети, впрочем, как и взрослые, в городских условиях привыкают
жить одним днем, не задумываясь не только о прошлом, но и о будущем. Как
же довести до сознания ребенка народную мудрость о том, что все в жизни
человека было продумано. Если делалось что-то то на года, если строилось то
на века. Как не хватает этого понимания современному человеку!
Основой жизни русского человека было родное гнездо – дом, семья, заботы о
завтрашнем дне, о жизни, о здоровье, о будущем детей, о будущем земли-
кормилицы.
Это
ли
не
готовый
богатый
педагогический,
воспитательно-
образовательный
материал?
Рассказывая
о
жилище,
мы
можем
поведать
ребенку об истории, заповедях, обрядах, народной мудрости. Доказать, что
«власть
земли»
–
власть
облагораживающая,
строящая
жизнь,
а
«власть
денег», стремление к пустому накопительству – власть разрушающая.
В
настоящее
время
педагогам
предоставляется
возможность
творческого
подхода
к
воспитательно-образовательному
процессу,
и
конечно,
на
современном этапе невозможно обойти историю своего народа, его культуру,
искусство,
традиции,
обычаи,
обряды,
праздники
-
богатейший
и
живой
материал для работы с детьми. Национальное достояние их изначально несет
в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную
педагогику.
Вот с таким творческим педагогам – наставником мне довелось встретиться
на стажировке. С 1999 года она ведет углубленную работу по приобщению
детей
к
народной
культуре,
традициям
русского
народа.
Совместно
с
воспитателями, родителями и детьми был создан музей «Русская изба». По
крупицам
собирали
предметы
народного
быта:
чугунки,
короба,
туески,
ухваты, утюги, самовары, ступу, прялку, рубель т. д.
Как
опытный
педагог
она
понимала,
что
рассказывать,
объясняя
на
«пальцах», показывая на картинках – это малоэффективный прием. Для того
чтобы
что-то
понять,
ребенок
в
силу
своего
наглядно-действенного
и
наглядно-образного мышления сам должен побывать в этой обстановке, сам
должен «попробовать, подействовать». Нужен специально оборудованный
музей
народного
быта,
в
котором
будут
собраны
только
подлинные
экспонаты, с которыми можно играть, изучать, пробовать с ними работать.
Свободный доступ к музею позволяет детям познать окружающий мир через
предметы старины. В построении музейной экспозиции экспонат расположен
не только на уровне глаз ребенка, но и ниже, что побуждает наклониться,
встать на колени. Ведь дошколятам понятнее и ближе то, что они могут
рассмотреть
и
взять
в
руки.
Использование
«тайных
витрин»,
уголков,
побуждает заглянуть в окно, сундучок, под лавочку, под печку и т. д. Все
экспонаты музея используются на занятиях, в играх и в качестве театрального
реквизита.
В «избе» живет Хозяюшка, одетая в русский национальный костюм. Она
приглашает детей в гости не только попить чайку да поговорить, но и помочь
ей испечь хлеб, заготовить на зиму овощи и фрукты, связать носочки да
вышить салфетку. Речь ее состоит из приговорочек, пословиц и поговорок,
загадок да прибауток, песен и шуток. Слушая интересные поучительные
рассказы русской женщины, дети познавали мудрую науку народной жизни.
Диалоговый
характер
отношений
между
педагогом
и
ребенком
создавал
оптимальные
условия
для
его
развития,
он
становился
не
пассивным
зрителем, а активным участником. Дети не только исполняли колыбельные
песенки, но и качали люльку с младенцем. Находили предметы-отгадки в
избе.
Изготавливали
обереги.
Вырезали
и
разрисовывали
свой
именной
колокол.
Формы проведения занятий педагога-наставника:
Занятия в русской избе с Доброй хозяйкой.
Интегрированные занятия, составными частями которых были развитие
речи, музыка, математика, изобразительная деятельность.
Театрализованная деятельность, основанная на народных традициях.
Методы работы педагога-наставника:
Рассказывание
и
«оживление»
произведений
русского
народного
творчества
в
«избе»
с
использованием
ее
убранства,
предметов
народного быта, с помощью сказочных персонажей.
Дидактические
игры
на
закрепление
полученных
знаний
с
использованием частей избы, предметов народного быта.
Обыгрывание
и
объяснение
народных
поверий
с
оживлением
персонажей: Домового, Бабы Яги, Лешего.
Знакомство с народными промыслами и рукоделием в сопровождении
народных песен, шуток, прибауток.
Занятие по рукоделию: изготовление оберегов; обереговых и обрядовых
кукол к календарным праздникам, вязанию, вышиванию.
В нашем детском саду тоже есть небольшой макет интерьера русской избы,
педагог, который его создал, перешел на другую работу.
Я хочу продолжить ее начинания:
Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа:
ведением
хозяйства,
предметами
деревенского
быта,
домашней
утварью,
русской
кухней,
особенностями
национальной
русской
одежды.
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека:
гостеприимстве, трудолюбии, доброте.
Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые
незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему
в современных городских условиях.
Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и
традициям русского народа.
Расширить и активизировать словарь детей за счет исконно русских
слов, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.