Напоминание

Приобщение детей к русской народной культуре через музейную педагогику


Автор: Леусова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Мастерок"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к русской народной культуре через музейную педагогику
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к русской народной культуре через музейную педагогику. Старина, старина! Как ты была мила нашим предкам, и как мы, их потомки успели скоро поменять тебя на заморские причуды. Где же национальный русский дух, традиционная русская кухня, русские зрелища. Как и когда растеряли мы наше достояние? «Мы не поймем своего прошлого, не поймем истории, не поймем характера и души своих предков, и нравственный опыт их жизни окажется для нас бесполезной тайной, если мы не потрудимся понять ту реальную среду, в которой жил человек». Ю.Галкин. «Слова и годы». (Размышления о жизни и литературе). Весь уклад жизни русского народа, накопленный веками, дает нам огромный педагогический материал, неподдельную радость жизни. Многие обычаи наших предков понятны и близки сегодняшнему поколению. Еще недавно казалось, что они растоптаны и уничтожены начисто, но постепенно русская культура начинает возрождаться. Для того чтобы она не канула навсегда под натиском современного мира, прививать любовь к ней надо с младенчества. Зачем же современному маленькому городскому жителю, привыкшему получать все в готовом виде, знать, как появилась та или иная вещь, тот или иной продукт на столе в его доме, знать историю Руси? Скорее всего, затем, что наши дети, впрочем, как и взрослые, в городских условиях привыкают жить одним днем, не задумываясь не только о прошлом, но и о будущем. Как же довести до сознания ребенка народную мудрость о том, что все в жизни человека было продумано. Если делалось что-то то на года, если строилось то на века. Как не хватает этого понимания современному человеку! Основой жизни русского человека было родное гнездо – дом, семья, заботы о завтрашнем дне, о жизни, о здоровье, о будущем детей, о будущем земли- кормилицы. Это ли не готовый богатый педагогический, воспитательно- образовательный материал? Рассказывая о жилище, мы можем поведать ребенку об истории, заповедях, обрядах, народной мудрости. Доказать, что «власть земли» – власть облагораживающая, строящая жизнь, а «власть денег», стремление к пустому накопительству – власть разрушающая. В настоящее время педагогам предоставляется возможность творческого подхода к воспитательно-образовательному процессу, и конечно, на современном этапе невозможно обойти историю своего народа, его культуру,
искусство, традиции, обычаи, обряды, праздники - богатейший и живой материал для работы с детьми. Национальное достояние их изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости и народную педагогику. Вот с таким творческим педагогам – наставником мне довелось встретиться на стажировке. С 1999 года она ведет углубленную работу по приобщению детей к народной культуре, традициям русского народа. Совместно с воспитателями, родителями и детьми был создан музей «Русская изба». По крупицам собирали предметы народного быта: чугунки, короба, туески, ухваты, утюги, самовары, ступу, прялку, рубель т. д. Как опытный педагог она понимала, что рассказывать, объясняя на «пальцах», показывая на картинках – это малоэффективный прием. Для того чтобы что-то понять, ребенок в силу своего наглядно-действенного и наглядно-образного мышления сам должен побывать в этой обстановке, сам должен «попробовать, подействовать». Нужен специально оборудованный музей народного быта, в котором будут собраны только подлинные экспонаты, с которыми можно играть, изучать, пробовать с ними работать. Свободный доступ к музею позволяет детям познать окружающий мир через предметы старины. В построении музейной экспозиции экспонат расположен не только на уровне глаз ребенка, но и ниже, что побуждает наклониться, встать на колени. Ведь дошколятам понятнее и ближе то, что они могут рассмотреть и взять в руки. Использование «тайных витрин», уголков, побуждает заглянуть в окно, сундучок, под лавочку, под печку и т. д. Все экспонаты музея используются на занятиях, в играх и в качестве театрального реквизита. В «избе» живет Хозяюшка, одетая в русский национальный костюм. Она приглашает детей в гости не только попить чайку да поговорить, но и помочь ей испечь хлеб, заготовить на зиму овощи и фрукты, связать носочки да вышить салфетку. Речь ее состоит из приговорочек, пословиц и поговорок, загадок да прибауток, песен и шуток. Слушая интересные поучительные рассказы русской женщины, дети познавали мудрую науку народной жизни. Диалоговый характер отношений между педагогом и ребенком создавал оптимальные условия для его развития, он становился не пассивным зрителем, а активным участником. Дети не только исполняли колыбельные песенки, но и качали люльку с младенцем. Находили предметы-отгадки в
избе. Изготавливали обереги. Вырезали и разрисовывали свой именной колокол. Формы проведения занятий педагога-наставника:  Занятия в русской избе с Доброй хозяйкой.  Интегрированные занятия, составными частями которых были развитие речи, музыка, математика, изобразительная деятельность.  Театрализованная деятельность, основанная на народных традициях. Методы работы педагога-наставника:  Рассказывание и «оживление» произведений русского народного творчества в «избе» с использованием ее убранства, предметов народного быта, с помощью сказочных персонажей.  Дидактические игры на закрепление полученных знаний с использованием частей избы, предметов народного быта.  Обыгрывание и объяснение народных поверий с оживлением персонажей: Домового, Бабы Яги, Лешего.  Знакомство с народными промыслами и рукоделием в сопровождении народных песен, шуток, прибауток.  Занятие по рукоделию: изготовление оберегов; обереговых и обрядовых кукол к календарным праздникам, вязанию, вышиванию. В нашем детском саду тоже есть небольшой макет интерьера русской избы, педагог, который его создал, перешел на другую работу. Я хочу продолжить ее начинания:  Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа: ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней, особенностями национальной русской одежды.  Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте.  Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.  Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям русского народа.  Расширить и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.


В раздел образования