Напоминание

"Сентиментализм. Н. Карамзин "Бедная Лиза"


Автор: Тришкина Анна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сентиментализм. Н. Карамзин "Бедная Лиза"
Раздел: полное образование





Назад




Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

ЦЕЛИ: путём анализа повести показать основные художественные

принципы сентиментализма, присущие направлению ценности.

ХОД УРОКА

Человек с дарованием может и в своей комнате,

с пером в руках, быть полезным советодателем

государю, а иногда и спасителем сограждан

своих и отечества.

Д.И. Фонвизин

Говорят, что автору нужны талант и знания:

острый проницательный разум, живое

воображение и прочее.

Справедливо, но сего не довольно.

Ему надобно иметь доброе, нежное сердце,

если он хочет быть другом и любимцем души нашей.

Н. М. Карамзин

1.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новым

литературным направлением сентиментализмом, путём анализа

повести Н.М. Карамзина «Бедая Лиза» выделим основные

художественные принципы сентиментализма, присущие направлению

ценности.

2.

-Какой литературный метод мы рассматривали на предыдущих уроках?

(Классицизм).

- Давайте вспомним основные черты, присущие классицизму.

(Ответы учащихся. По таблице 1)

Основные черты

Классицизм

Сентиментализм

Основной пафос

культ разума

культ чувства

Взаимоотношения

личности и

государства

человек-гражданин,

интерес к

государственным

деятелям

приоритет личной жизни,

интерес к

простому человеку

Изображение героя

внешняя сторона жизни,

акцент на

поступках героев;

внутренняя жизнь

человека, мысли,

чувства, настроения

однозначность характера

героев; неоднозначность

характера

Авторская позиция

объективность

повествования

субъективность

повествования,

неоднозначность

авторской позиции

Ведущие жанры

ода, трагедия, комедия

повесть, дневник, письма,

песня, романс

Роль литературы

поучать, воспитывать

сострадать, пробуждать

лучшие чувства

Нормированность

строгие правила

нарушение норм; культ

природы; элементы

психологизма

- А теперь я прошу обратить ваше внимание на эпиграфы к нашему уроку.

-В чем видит задачу писателя Д.И.Фонвизин?

(писатель- просвещённый гражданин)

-А Н.М. Карамзин?

( быть добрым , сердечным человеком)

3.

Анализировать повесть по плану:

1.Тема.

2.Идея.

3.Жанр.

4.Сюжет.

5.Главные герои.

6.Конфликт.

7.Смысл названия.

Итак:

-Какова тема произведения: (любви)

-жанр-повесть(быль, т.к. дано точное место действия)

-Каков сюжет повести?

(Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный

дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и

становится жертвой своего чувства.)

-Главные герои . Ребята Вам было дано опережающее домашнее задание.

1 вариант должен был найти описание природы в повести. Прочтите эти

отрывки. Какова роль природы в данном произведении?

(

История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы,

постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев.

Примеры эмоциональной наполненности пейзажа: осенний пейзаж

вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного майского

утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, картина

страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе

героини.

Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев.

Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? Автор не

только знакомит с местом действия, но и передаёт печальное настроение,

предвещающее трагическое развитие событий. Пейзаж имеет духовно-

эмоциональный характер.

Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что

противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? Изображая окрестности

Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной громадой домов» и

прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов

«цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете

повести.)

2 вариант должен был найти эпизоды , где присутствует повествователь? Кто

он? Каим человеком он предстаёт?

(Образ рассказчика-повествователявключён в структуру повести на правах ее

полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь –

единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести

переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик

вовлечен в отношения героев. Повествователь кажется чувствительным,

печальным, радостным)

Лбъективна ли позиция автора?

Лирическое отступление

Психологизм

3 вариант и 4 вариант должны были найти эпизоды характеризующие Лизу

и Эраста, по определённым вопросам.Сейчас мы составим таблицу –схему

сопоставительного анализа Лизы и Эраста.

Сопоставительный анализ Лизы и Эраста.

Лиза

Эраст

крестьянка

Происхождение

дворянин

деревня

Где живут?

город

Нежная, чистая,

трудолюбивая

характер

Добрый, умный ,

слабый, ветреный

Любит беззаветно

Отношение друг к другу

Любит, но разум берёт

вверх

Бросилась в пруд

Итог судьбы

Был несчастлив, не мог

утешиться, считал себя

виноватым в смерти

Лизы

-Итак , однозначны ли характеры героев?

(Нет.)

- Кто главный герой повести? Каковы мотивы её поступков?

(Чувство)

-Конфликт. Понятие конфликта.Какой здесь конфликт внешний или

внутренний? Между чем и чем? ( разум и чувство).Что побеждает ? А в

классицизме?

- смысл заглавия ?

Вывод: Почему побеждает чувство?

. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных,

простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились

своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее

развитие литературного процесса.

4. Заполните самостоятельно основные черты сентиментализма

Основные черты

Классицизм

Сентиментализм

Основной пафос

культ разума

культ чувства

Взаимоотношения

личности и

государства

человек-гражданин,

интерес к

государственным

деятелям

приоритет личной жизни,

интерес к

простому человеку

Изображение героя

внешняя сторона жизни,

внутренняя жизнь

акцент на

поступках героев;

однозначность характера

человека, мысли,

чувства, настроения

героев; неоднозначность

характера

Авторская позиция

объективность

повествования

субъективность

повествования,

неоднозначность

авторской позиции

Ведущие жанры

ода, трагедия, комедия

повесть, дневник, письма,

песня, романс

Роль литературы

поучать, воспитывать

сострадать, пробуждать

лучшие чувства

Нормированность

строгие правила

нарушение норм; культ

природы; элементы

психологизма

Определение

Сентиментализм –это непродуктивный творческий метод и литературное

направление эпохи Просвещения, в котором вместо классицистического

культа разума утверждался культ чувства». Само название «сентиментализм»

(от англ. SENTIMENTAL – чувствительный, фр. SENTIMENT – чувство)

указывает на то, что чувство становится центральной эстетической

категорией этого направления. )

Рефлексия. Возвратимся к эпиграфам, ребята, какой путь , по –вашему

мнению, более воздействует на читателя тот , который предлагает Д.И.

Фонвизин или Н.М. Карамзин?

Тест

1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная

Лиза»?

1) классицизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) реализм

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»

1) рассказ

2) роман

3) повесть

4) поэма

3. Укажите главную тему произведения.

1) тема любви

2) тема природы

3) тема предательства

4) тема материнства

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

1) в Петербурге и его предместье

2) в Москве и её предместье

3) в Киеве и его предместье

4) в Воронеже и его предместье

5. О ком идёт речь?

«...довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вёл

всегда трезвую жизнь».

1) об отце Лизы

2) об отце матери Лизы

3) об Эрасте

4) об отце Эраста

6. О ком идёт речь?

«...довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но

слабым и ветреным».

1) об отце Лизы

2) об отце матери Лизы

3) об Эрасте

4) об отце Эраста

7. Как встретились герои произведения?

1) во время бала

2) в берёзовой роще

3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши

4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная

2) безграничная

3) случайная

4) героиня не любила Эраста

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?

1) надёжной

2) сильной

3) ничтожной

4) не способной выдержать испытания

10. Каково отношение автора к своей героине?

1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.

2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.

3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.

4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

1) презирает его

2) осуждает предательство по отношению к Лизе

3) понимает его, сочувствует ему

4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

13. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования

2) по картинам природы можно судить о времени года

3) природа передаёт настроение Лизы

4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

14. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

1) Эраст

2) мать Лизы

3) Лиза

4) повествователь

Проверка теста

4.

Домашнее задание

Послушайте отрывок из повести

Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз

удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну.

Они принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы

Лизав моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору,

принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, -

говорила она, - чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё

раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт

себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к

нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен

крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла

подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить

себе, что она чувствовала сию минуту.

Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в

последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая

трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по

восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях

свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь, с ним,

прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.

Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени,

подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее

– и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная,

лишилась чувств и памяти.

Напашите небольшое сочинение?

1 вариант? Почему Лиза, прощаясь с Эрастом , «прощалась с душой своею»?

2 вариант: Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте, помогают

передать авторскую позицию?



В раздел образования