Напоминание

-


Автор: Щукина Альбина Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Черемховский горнотехнический колледж им. М.И.Щадова"
Населённый пункт: город Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Рабочая программа учебной дисциплины Экономика для студентов 1 курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Тема: -
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. М.И ЩАДОВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

_________С.Н.Сычев

___________ 2017 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика

Общеобразовательного цикла

по выбору из обязательных предметных областей

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Черемхово, 2017

РАССМОТРЕНА

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

Методическим советом

общеобразовательных и

колледжа

экономических дисциплин

протокол № _____

Председатель

от «___»________2017 г.

__________ А.А.Щукина

Председатель МС

«___» ____________2017 г.

__________Е.К.Ващук

Рабочая программа учебной дисциплины Экономика разработана на

основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины

Экономика,

рекомендованной

Научно

методическим

советом

Центра

профессионального образования ФГАУ «ФИРО».Протокол № 2 от «26»марта

20 15 г.

Рабочая

программа

предназначена

для

специальности

среднего

профессионального образования на базе основного общего образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Разработчик: Щукина

Альбина

Александровна

-

преподаватель

специальных дисциплин Государственного бюджетного профессионального

образовательного

учреждения

Иркутской

области

«Черемховский

горнотехнический колледж им. М. И. Щадова»

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

31. Объем учебной дисциплины и виды

самостоятельной работы студентов

3.2. Тематический план и содержание учебной

дисциплины«ЭКОНОМИКА»

8

4.

5.

6.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЯ

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

17

17

18

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы

подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с

ФГОС

СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика

и управление.

Содержание

рабочей

программы

«Экономика»

направлено

на

достижение следующих целей:

освоение

основных

знаний

об

экономической

деятельности

людей,

экономике России;

развитие

экономического

мышления,

потребности

в

получении

экономических знаний;

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к

труду и предпринимательской деятельности;

овладение

умением

подходить

к

событиям

общественной

и

политической жизни с экономической точки зрения, используя различные

источники информации;

формирование

готовности

использовать

приобретенные

знания

о

функционировании

рынка

труда,

сферы

малого

предпринимательства

и

индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии

и траектории дальнейшего образования;

понимание

особенностей

современной

мировой

экономики,

место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических

событиях.

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

включает

в

себя:

паспорт

рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной

дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценка

результатов освоения учебной дисциплины.

В

рабочую

программу

включено

содержание,

направленное

на

формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного

освоения ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский

учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

среднего общего образования.

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

«Экономика»

уточняет

содержание

учебного

материала,

последовательность

его

изучения,

распределение

учебных

часов,

тематику

проектов

(рефератов),

виды

самостоятельных

работ,

учитывая

специфику

программы

подготовки

специалистов

среднего

звена

по

специальности 38.02.01

Экономика

и

бухгалтерский учет (по отраслям).

Изучение

общеобразовательной

учебной

дисциплины

«Экономика»

завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной

аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего

общего образования.

В

колледже

на

освоение

учебной

дисциплины

«Экономика»

в

соответствии

с

Учебным

планом программы подготовки специалистов

среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

(по

отраслям) отводится 108 часов (максимальная нагрузка), из которой

обязательная аудиторная нагрузка составляет 72 часа, самостоятельная работа

36 часов. На практические (лабораторные работы) отводится 12 часов.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ (НАЗВАНИЕ)

Освоение

содержания

учебной

дисциплины

Экономика

обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты

Содержание

Общие компетенции

Личностные

-

развитие

личностных,

в

том

числе

духовных

и

физических,

к ач е с т в ,

о б е с п е ч и в а ю щ и х

защищенность

студента

для

определения

жизненно

важных

интересов

личности

в

условиях

кризисного

развития

экономики,

сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний

о б

э ко н о м и ч е с ко й

ж и з н и

общества,

определение

своих

м е с т а

и

р о л и

в

экономическом

пространстве;

-

воспитание

ответственного

о т н о ш е н и я

к

с о х р а н е н и ю

окружающей

природной

среды,

л и ч н о м у

з д о р о в ь ю

к а к

к

индивидуальной и общественной

ценности;

О К

1 .

П о н и м а т ь

с у щ н о с т ь

и

социальную

зн ач и мо с т ь

с в о е й

будущей

профессии.

ОК 2. Организовывать

собственную

деятельность

исходя

из цели и способов ее

достижения,

определенных

руководителем.

ОК

4.

Осуществлять

поиск

информации,

н е о бход и м о й

д л я

эффективного

выполнения

профессиональных

задач

Метапредметные

-

о в л а д е н и е

у м е н и я м и

сформулировать представления об

экономической науке как системе

теоретических

и

прикладных

наук,

изучение

о собенно сти

применения

экономиче ского

анализа

для

других

социальных

наук,

понимание

су щ н о с т и

о с н о в н ы х

н а п р а в л е н и й

современной

экономиче ской

мысли;

-

о в л а д е н и е

с т у д е н т а м и

ОК 2 Организовывать

собственную

деятельность

исходя

из цели и способов ее

достижения,

определенных

руководителем.

О К .

5Владеть

информационной

культурой,

а н а л и з и р о в а т ь

и

оценивать

н а в ы к а м и

с а м о с т о я т е л ь н о

определять

свою

жизненную

п о з и ц и ю

п о

р е а л и з а ц и и

поставленных

целей,

используя

правовые

знания,

подбирать

соответ ствующие

п р а в о в ы е

документы

и

на

их

о снове

проводить экономический анализ

в

к о н к р е т н о й

ж и з н е н н о й

ситуации с целью их разрешения;

-

ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

воспринимать

и

перерабатывать

информацию,

полученную

в

процессе изучения общественных

наук,

вырабатывать

в

с е б е

качества гражданина Российской

Федерации,

воспитанного

на

ценно стях,

закрепленных

в

к о н с т и т у ц и и

Р о с с и й с к о й

Федерации;

-

ге н е р и р о ва н и е

з н а н и й

о

многообразии взглядов различных

у ч е н ы х

п о

в о п р о с а м

к а к

э ко н о м и ч е с ко г о

р а з в и т и я

Российской

Федерации,

так

и

Мирового сообщества;

-

у м е н и е

п р и м е н я т ь

исторический,

социологический,

ю р и д и ч е с к и й

п о д х о д

д л я

в с е с т о р о н н е г о

а н а л и з а

общественных явлений;

и н ф о р м а ц и ю

с

использованием

информационно-

коммуникационных

технологий.

О К .

6Раб от ат ь

в

коллективе и команде,

эффективно

общаться

с коллегами,

руководством,

потребителями.

Предметные

-

сформированность

системы

знаний об экономической сфере в

ж и з н и

о б щ е с т в а ;

к а к

п р о с т р а н с т в е ,

в

к о т о р о м

осуществляется

экономическая

деятельность

индивидов,

семей,

о т д е л ь н ы х

п р е д п р и я т и й

и

государства;

-

п о н и м а н и е

с у щ н о с т и

экономических

институтов,

их

роли в социально-экономическом

развитии

общества;

понимание

значения

этических

норм

и

нравственных

ценно стей

в

О К

1 .

П о н и м а т ь

с у щ н о с т ь

и

социальную

зн ач и мо с т ь

с в о е й

будущей

профессии.

ОК 2. Организовывать

собственную

деятельность

исходя

из цели и способов ее

достижения,

определенных

руководителем.

ОК.3Принимать

р е ш е н и я

в

экономической

деятельно сти

отдельных

людей

и

общества,

сформированностьуважительного

о т н о ш е н и я

к

ч у ж о й

собственности;

-

с ф о р м и р о в а н н о с т ь

экономиче ского

м ы ш ле ния :

умения принимать рациональные

р е ш е н и я

в

у с л о в и я х

относительной

ограниченности

доступных ресурсов, оценивать и

принимать ответственность за их

возможные последствия для себя,

своего

окружения

и

общества

в

целом;

-

владение

навыками

поиска

а ктуа л ь н о й

э ко н о м и ч е с ко й

и н ф о р м а ц и и

в

р а з л и ч н ы х

источниках,

включая

Интернет;

у м е н и е

р а з л и ч а т ь

ф а к т ы ,

а р г у м е н т ы

и

о ц е н о ч н ы е

суждения;

- анализировать, преобразовывать

и

использовать

экономическую

и н ф о рм а ц и ю

д л я

р е ш е н и я

практических

задач

в

учебной

деятельности и реальной жизни;

-

сформированность

навыков

проектной

деятельности:

умение

разрабатывать

и

реализовывать

п р о е к т ы

э ко н ом и ч е с ко й

и

междисциплинарной

напра вле нно с т и

на

о с н о в е

б а з о в ы х

э к о н о м и ч е с к и х

знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные

зн а н и я

и

с ф о р м и р о в а н н ы е

н а в ы к и

д л я

э ф ф е к т и в н о г о

исполнения основных социально-

э к о н о м и ч е с к и х

р о л е й

(потребителя,

производителя,

покупателя, продавца, заёмщика,

акционера,

наёмного

работника,

работодателя,

налогоплательщика);

с т а н д а р т н ы х

и

нестандартных

ситуациях и нести за

них ответственность.

О К .

4Осуществлять

п о и с к

и

использование

информации,

н е о бход и м о й

д л я

эффективного

выполнения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития.

-

способность

к

личностному

с а м о о п р е д е л е н и ю

и

самореализации в экономической

деятельности,

в

том

числе

в

области

предпринимательства;

з н а н и е

о с о б е н н о с т е й

современного

рынка

т р уд а ,

влад ение

эт икой

т р уд о в ы х

отношений;

- понимание места и роли России

в

с о в р е м е н н о й

м и р о в о й

экономике;

-

умение

ориентироваться

в

текущих экономических событиях

в России и в мире.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой

(проектом) не предусмотрена

-

Итоговая аттестация в форме экзамена

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныЭКОНОМИКА

Наименование

разделов и тем

заняти

я

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоени

я

1

2

3

4

5

Введение

1

Содержание учебного материала

2

Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества.

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими науками. Роль экономики при

подготовке специалистов в современных условиях. Понятие об экономике.

2

2

Раздел 1.

Экономика и

экономическая

наука

14

Тема 1.1

Потребности

человека и

ограниченность

ресурсов

2

Содержание учебного материала

2

Потребности

человека

и

ограниченность

ресурсов.

Экономические

потребности

общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические

ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических

ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

2

Тема 1.2

Факторы

производства.

Прибыль и

рентабельность

3

Содержание учебного материала

2

Факторы

производства.

Прибыль

и

рентабельность.

Факторы

производства.

Заработная

плата.

Формы

оплаты

труда.

Поощрительные

системы

оплаты

труда.

Прибыль.

Структура

прибыли.

Планирование

прибыли.

Рентабельность.

Рента.

Земельная

рента.

Научные

подходы

к

категории

процент.

Основные

теории

происхождения процента.

2

4

Практическая работа № 1.2 Анализ основных экономических показателей:

прибыль, рентабельность. Методы анализа прибыли.

2

Тема 1.3

Выбор и

альтернативная

стоимость

5

Содержание учебного материала

2

Выбор

и

альтернативная

стоимость.

Экономический

выбор.

Метод

научной

абстракции.

Стоимость.

Потребительная

и

меновая

стоимость.

Альтернативная

стоимость. Альтернативные затраты.

2

Тема 1.4

Типы

6

Содержание учебного материала

2

Определение основных характеристик типов экономических систем. Традиционная

2

экономических

систем

экономика.

«Чистая»

рыночная

экономика.

Механизм

свободного

образования

цен.

Принцип

рациональности.

Основные

государственные

функции

при

рыночной

экономике.

Административно-командная

экономика.

Условия

функционирования

командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие

государства в хозяйственной деятельности.

Тема 1.5

Собственность и

конкуренция

7

Содержание учебного материала

2

Собственность

и

конкуренция. Понятие собственности. Собственность как основа

социально - экономических отношений. Собственность как экономическая категория в

современном

понимании.

Формы

собственности:

государственная,

муниципальная,

частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.

Монополия.

Монополистическая

конкуренция.

Олигополия.

Антимонопольная

политика государства.

2

Тема 1.6

Экономическая

свобода. Значение

специализации и

обмена

8

Содержание учебного материала

2

Экономическая свобода. Значение специализации и обмена. Понятие экономической

свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена.

Организованный

и

хаотичный

обмен.

Принудительный

и

добровольный

обмен.

Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

2

Самостоятельная работа

Составление экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Составление таблицы по научным школам и направлениям экономики

Составление тестовых заданий, кроссвордов, лабиринтов

Решение задач

6

Раздел 2.

Семейный бюджет

4

Тема 2.1

Источники доходов

семьи, основные

виды расходов

семьи. Сбережения

населения.

Страхование

9

Содержание учебного материала

2

Семейный бюджет. Сбережения населения. Страхование. Источники доходов семьи.

Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная

заработная плата и реальные и номинальные доходы.

2

10

Практическая работа № 2.1 Определение семейного бюджета. С согласия родителей

просчитать семейный бюджет. Проанализировать два основных вида семейных доходов.

Инфляция и ее последствия для семейного бюджета. Безработица и ее экономическое

влияние на семью. Составить и проанализировать доходы и расходы семьи

2

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Оформить презентацию по теме «Семейный бюджет»

6

Раздел 3.

Товар и его

стоимость

4

Тема 3.1

Товар и его

стоимость

11

Содержание учебного материала

2

Товар

и

его

стоимость.

Понятие

стоимости

товара.

Соотношение

полезности

и

стоимости товаров.

2

12

Практическая работа № 3.1 Расчет предельной полезности двух товаров

Практическое значение убывающей предельной полезности.

2

Самостоятельная работа

Составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Подготовка реферата по теме «Мнения ученых экономистов 17 – 18 веков по стоимости

товара»

4

Раздел 4.

Рыночная

экономика

14

Тема 4.1

Рыночный

механизм.

Рыночное

равновесие.

Рыночные

структуры

13

Содержание учебного материала

2

Рыночный

механизм.

Рыночное

равновесие.

Рыночные

структуры.

Круговорот

производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы,

влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция

равновесия

рынка.

Устойчивость

равновесия.

Эластичность

спроса

по

цене.

Эластичность

спроса

по

доходу.

Перекрестная

эластичность

спроса.

Эластичность

предложения. Рыночные структуры.

2

14

Практическая

работа

4.

1

Анализ

спроса

и

предложения,

рыночного

равновесия

2

Тема 4.2

Экономика

предприятия.

Организационно –

15

Содержание учебного материала

2

Экономика

предприятия.

Организационно

правовые

формы.

Предприятие

(фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды

предпринимательской

деятельности.

Цели

предпринимательской

деятельности.

правовые формы

Структура

целей

организации,

ее

миссия.

Классификация

предприятий.

Организационно - правовые формы предприятий.

Тема 4.3

Организация

производства

16

Содержание учебного материала

2

Организация

производства.

Общая

и

производственная

структура

предприятия.

Инфраструктура

предприятия.

Типы

производственной

структуры

хозяйствующих

субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.

Основные формы организации производства.

2

17

Организация производства. Основной капитал. Классификация элементов основного

капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства.

Оборотные

средства.

Производственная

функция.

Материально

-

технические

и

социально-экономические

факторы.

Нормирование

труда.

Характеристика

производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели

уровня производительности труда.

2

Тема 4.4

Производственные

затраты. Бюджет

затрат

18

Содержание учебного материала

2

Производственные затраты. Бюджет затрат. Издержки предприятия и себестоимость

его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство.

Факторы,

влияющие

на

себестоимость.

Предельные

издержки

производства.

Ценообразование. Доход предприятия.

2

19

Практическая работа № 5.1 Расходы организации, экономическое содержание

2

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Подготовка рефератов по темам «Характеристика рыночных структур», «Роль малого

бизнеса в экономике России», «Конкуренция – важный аспект развития экономики»

4

Раздел 5

Труд и заработная

плата

10

Тема 5.1

Рынок труда.

Заработная плата и

мотивация труда

20

Содержание учебного материала

2

Рынок

труда.

Заработная

плата

и

мотивация

труда.

Проблемы

спроса

на

экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена

труда.

Понятие

заработной

платы.

Номинальная

и

реальная

заработная

плата.

Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты

труда.

2

21

Практическая работа № 6. 1

Основные способы купли – продажи рабочей силы.

Заработная

плата

(позиция

работника

и

работодателя).

Расчет

трудовых

показателей предприятия

2

Тема 5.2

Безработица.

Политика

государства в

области занятости

22

Содержание учебного материала

4

2

Безработица.

Фрикционная

безработица.

Структурная

безработица.

Циклическая

безработица. Управление занятостью.

23

Политика государства в области занятости населения

Тема 5.3

Наемный труд и

профессиональные

союзы

24

Содержание учебного материала

2

Наемный

труд

и

профессиональные

союзы.

Правовая

основа

деятельности

профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав

профсоюзов.

Обязанности

профсоюзов.

Модели

функционирования

рынка

труда

с

участием профсоюзов.

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Подготовка рефератов по темам «Формы и системы оплаты труда», «Материальная

заинтересованность работников», «Роль профсоюзов в защите интересов работающих»,

«Значение и сущность работы службы занятости в России»

6

Раздел 6

Деньги и банки

8

Тема 6.1

Деньги и их роль в

экономике

25

Содержание учебного материала

2

Деньги и их роль в экономике. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство

обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как

средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение

обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

2

Тема 6.2

Банковская

система

26

Содержание учебного материала

2

Банковская система. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система

РФ. Правовое положение центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.

Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции

коммерческих

банков.

Лицензии

на

осуществление

операций.

Виды

банковских

операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

2

Тема 6.3

27

Содержание учебного материала

2

Ценные бумаги.

Фондовый рынок

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная

стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный

рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции.

Аккумуляция

капитала.

Межотраслевые

переливы

капитала.

Переход

управления

к

эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

2

Тема 6.4 Инфляция

и ее социальные

последствия

28

Содержание учебного материала

2

Инфляция и ее социальные последствия. Инфляция. Измерение уровня инфляции.

Типы

инфляции.

Причины

возникновения

инфляции.

Инфляция

спроса.

Инфляция

предложения.

Социально-экономические

последствия

инфляции.

Государственная

система антиинфляционных мер

2

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Подготовка

рефератов

по

темам

«Центральный

банк

и

его

роль

в

экономике»,

«Финансовый кризис 1998 года в России»

Выполнение

презентаций

по

темам

«Инфляция»,

«Происхождение

денег:

монет,

бумажных и символических денег»

4

Раздел 7

Государство и

экономика

10

Тема 7.1

Роль государства в

экономике

29

Содержание учебного материала

2

Роль государства в экономике. Государство как рыночный субъект. Экономические

функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое

регулирование

экономики.

Финансовое

регулирование.

Социальное

регулирование.

Общественные блага и спрос на них

2

Тема 7.2

Налоги. Система и

функции

налоговых органов

30

Содержание учебного материала

2

Налоги.

Система

и

функции

налоговых

органов.

Система

налогообложения.

Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов.

Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов

2

Тема 7.3

Государственный

бюджет

31

Содержание учебного материала

2

Государственный

бюджет.

Понятие

государственного

бюджета.

Основные

статьи

доходов

государственного

бюджета.

Структура

бюджетных

расходов.

Дефицит

и

профицит

государственного

бюджета.

Роль

государства

в

кругообороте

доходов

и

2

расходов. Государственный долг и его структура

Тема 7.4

Показатели

экономического

роста.

Экономические

циклы

32

Содержание учебного материала

2

Показатели

экономического

роста.

Экономические

циклы.

Понятие

валового

внутреннего

продукта.

Цели

национального

производства

и

состав

ВВП.

Методы

расчета

ВВП.

Метод

потока

расходов.

Метод

потока

доходов.

Метод

добавленной

стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП.

Экономический цикл. Основные факторы экономического роста

2

Тема 7.5

Основы денежно –

кредитной

политики

государства

33

Содержание учебного материала

2

Основы денежно – кредитной политики государства. Понятие кредитно-денежной

политики. Цели и задачи кредитно - денежной политики. Инструменты кредитно-

денежной

политики.

Операции

на

открытом

рынке.

Политика

изменения

учетной

ставки.

Нормы

обязательных

резервов.

Политика

«дорогих»

и

«дешевых»

денег.

Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования

2

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

Подготовка рефератов по темам «История возникновения налогов», «Влияние кредитно

– денежной политики государства на доходы населения»

Выполнение презентаций по темам «Возникновение налогообложения», «Статьи на

социальные расходы в Государственном бюджете России»

4

Раздел 8

Международная

экономика

6

Тема 8.1

Международная

торговля –

индикатор

интеграции

национальных

экономик

34

Содержание учебного материала

2

Международная

торговля

индикатор

интеграции

национальных

экономик.

Международная

торговля

и

мировой

рынок.

Международное

разделение

труда.

Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.

Протекционизм

в

международной

торговой

политике.

Причины

ограничений

в

международной

торговле.

Фритредерство.

Таможенная

пошлина.

Государственная

политика в области международной торговли

2

Тема 8.2

Валюта. Обменные

курсы валют

35

Содержание учебного материала

2

Валюта.

Обменные

курсы

валют.

Понятие

валюты.

Валютный

курс

и

его

характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика

2

Тема 8.3

Глобализация

мировой

экономики

валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы,

объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания

циклического

характера,

различия

в

процентных

ставках

и

переливы

капитала,

ожидания относительно будущей динамики валютного курса

Глобализация мировой экономики. Глобальные экономические проблемы

Тема 8.4

Особенности

современной

экономики России

36

Содержание учебного материала

2

Особенности современной экономики России. Экономические реформы в России.

Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая

экономика

2

Самостоятельная работа

Продолжение составления экономического терминологического словаря.

Составление интеллект – конспектов, опорных конспектов (по вопросам к параграфам)

2

Итого

108

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Экономика.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Экономика»;

Технические средства обучения:

- компьютер с мультимедийным проектором;

-

подборка

компьютерных

программ

для

изучения

дисциплины, диски

с

электронными плакатами (презентации);

- наглядные пособия по дисциплине

5.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Для студентов

Основная литература:

О-1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10,11 классов

общеобразовательных учреждений. – М.: 2012

О-2. Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-

экономического профиля. Учебник. – М.: 2014

О-3. Грязнова А.Г. Экономика: Учебник, 10-11 классы. – М.: 2014

О-4. Касьянова А.К. Экономика. 10-11 классы. Учебник. – М.: 2014

О-5. Липсиц И.В. Основы экономики. – М.: 2013

О-6. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для учащихся учреж. нач.

проф. образ. – М.: 2013

О-7.

Терещенко

О.Н.

Основы

экономики:

учебник

для

студентов

учреж.

сред.проф. образ. – М.: 2014

Для преподавателей

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской

Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17

мая 2012 г. № 413

3.Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении

изменений в приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего

образования».

Интернет-ресурсы

aup (Административно-управленческий портал).

economicus (Проект института «Экономическая школа»).

informika

(Государственное

научное

предприятие

для

продвижения новых информационных технологий в сферах образования и

науки России).

economictheory.narod (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).

ecsocman.hse

(Федеральный

образовательный

портал

«Экономика,

социология, менеджмент»).

6.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В

РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением

Было

Стало

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения



В раздел образования