Напоминание

по теме: "Дидактические игры и мнемотаблицы как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Шаповал Инна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: по теме: "Дидактические игры и мнемотаблицы как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт работы

Воспитателя МБДОУ «Детский сад №26 г.Сыктывкара»

Шаповал Инны Сергеевны

по теме: «Дидактические игры и мнемотаблицы как средство речевого развития

детей старшего дошкольного возраста»

I

Актуальность опыта

Данная работа рассматривает способы формирования речи детей дошкольного возраста,

через применение дидактических игр и использование современной технологии

мнемотехники. В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит

успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное

развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех

основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития

речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Речевое развитие по-

прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО.

Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.

Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализа-

цию государственных стандартов дошкольного образования.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствова-

ние монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание

разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь,

речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение

рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности..

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный

запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспос

обность построить

монолог:

рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Поэтому, возникшее противоречие между

необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сфор-

мированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов

и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой

обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошколь-

ников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

Ведущая идея опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством ди-

дактических игр в сочетании с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.в пересказе;

3. в составлении рассказов;

2. в заучивании стихотворений;

4. формировании грамматически развитой речи

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой

рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связ-

ной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами на занятиях позво-

ляет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применение дидакти-

ческих игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать

их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями

ФГОС ДО.

II Теоретические подходы к формированию речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, станов-

ления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полно-

ценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием ре-

шения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный

период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок

будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведён-

ные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Е.А.Флёрина,

Е.И.Тихеева, К. Д. Ушинский)

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста яв-

ляется формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом

их возрастных особенностей и возможностей.( Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин).

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи находится задача раз-

вития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого разви-

тия ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической,

фонетической и грамматической сторон речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных

формах диалоге и монологе.

III О дидактических играх и мнемотехнике.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошколь-

ного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не

только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко ре-

шать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Игровые технологии являются со-

ставной частью педагогических технологий.

Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в це-

лях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и сред-

ством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны

психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой дея-

тельности, его отношения с людьми.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидак-

тическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том,

что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваива-

ют какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся

культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и вос-

питательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как

благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они

дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это си-

стема методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенно-

стях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры расска-

за, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффектив-

ное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополни-

тельных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и раз-

витию речи дошкольников.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует

творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при

обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоя-

тельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью

контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

- методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);

- методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);

- методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);

- технология коллажа (Т.В. Большева) и др.

В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освое-

ние детьми знаний об окружающей действительности и развития речи.

Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемо-

таблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персо-

нажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых

звеньев сюжета рассказа.

Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в рабо-

те с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуще-

ствляется поэтапно:

- знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);

- перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);

- рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста де-

тей).

По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во

всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов,

мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это

и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая дея-

тельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидак-

тических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую

задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры

является дидактическая задача.

Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы,

что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлоч-

ка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.). Для детей старшего возраста схемы

желательно подбирать в одном цвете.

Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и счи-

талкам.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта:

- создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной

речи дошкольников через дидактические игры и использование мнемотаблиц..

Следуя этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами иг-

ровых и современных образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способ-

ствовать развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников

- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.

Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развива-

ющей предметно-пространственной среды.

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в

группе - центра речевого развития « Говори правильно»:

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя

речи;

- изготовление дидактического пособия - игры «Солнышко речистое»;

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи,

заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художе-

ственной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

В группе имеются игры:

1. «Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

3. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

4 «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

5.»Что? Откуда? Почему?». Цель: учить рассказывать о предметах быта.

6. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц.

7. «Герои русских сказок». Цель: учить пересказывать сказки.

8. «Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

9. «Лото» и другие.

C целью развития лексико-грамматического строя речи детей, было изготовлено дидактиче-

ского пособие - игра «Солнышко речистое», которое представляет собой игровое поле голу-

бого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг и 6 лучей – «солнышко».коро-

бочка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос,

на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на пред-

метные картинки наклеена «липучка».

Цель данного пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия: обогащать словарный

запас; упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они;

формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных; упраж-

нять в согласовании существительных и числительных. Способствовать развитию умения

подбирать к предмету несколько слов - признаков.

Речевые игры, входящие в пособие:

1.«Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной

теме.

2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего

рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений;

активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных

прилагательных.

5. «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

6. «Сколько?» Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.

Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во

вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный сти-

мулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить зна-

ния и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в ра-

боте.

Обоснование выбора игровых технологий и мнемотехники.

Выбор данных технологий в первую очередь связан с тем, что я работаю с детьми старшего

дошкольного возраста, а игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидак-

тическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднаме-

ренно, формируются необходимые знания, умения и навыки. С помощью дидактических игр

обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей

(существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия,

предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная па-

мять. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование ориги-

нальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевид-

на. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное средство при обучении

связной речи дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,

и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают собы-

тия, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запо-

минание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблица - это

средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те суще-

ственные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать по-

лученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в

схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематич-

но. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают

детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде,

одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям

самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, уста-

новить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас

детей.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект

их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они

выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц я провожу в три этапа. На первом

этапе показываю детям схему и объясняю содержание условных знаков. Закрепляю знания

на первом этапе в игровой форме, например с помощью игр: «Расшифруй знаки-символы»

(показываю таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку»

( показываю таблицу и объясняю содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а

ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (показываю предмет и на-

зывает любой его признак или свойство). Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом де-

реве», ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

На втором этапе даю детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, я обязатель-

но последовательно показываю на схеме клеточки.

На третьем этапе дети составляют описательный рассказ с помощью таблицы самостоя-

тельно.

Для обучения заучиванию стихотворений, использую опорные схемы-рисунки. Это очень

увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка по-

сле прослушивания, сопровождающегося просмотром схем - рисунков, позволяет значитель-

но быстрее запомнить текст.

Сначала выразительно читаю стихотворение, затем сообщаю, что это стихотворение дети бу-

дут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворения с опорой на мнемотаблицу, задаю во-

просы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль, выясняю, ка-

кие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме, потом чи-

таю отдельно каждую строчку стихотворения, дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Далее дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу, по памяти зарисовывают

мнемотаблицу.

При работе над формированием связной речи я использую наглядное моделирование. Напри-

мер при пересказе текстов использую картинно-графический план, который может быть

представлен как в виде мнемоталиц по сказкам, так и в виде виде графических схем - моде-

лей.

Так, например, при пересказе сказки «Хаврошечка» подвожу детей к пониманию, что сказку

можно записать схемой, а в этой схеме использовать знаки символы. Имея перед собой на-

глядную модель, дети рассказывают сказку. Внимание дошкольников акцентируется на на-

глядные опоры, это помогает детям не «потерять» основную последовательность событий

сказки и пересказывать близко к тексту.

Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах органи-

зации непосредственно образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и инди-

видуальной, в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом ра-

боты на данном этапе служили мнемотаблицы и дидактические игры. Умения пересказа по

опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. С детьми, имею-

щими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении

рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.

Результативный компонент опыта

Результатом целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей.

Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников.

Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился ин-

терес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные ис-

тории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети

преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемо-

схемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у де-

тей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и

быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обога-

тился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи

детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи до-

школьников подтвердила свою эффективность.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей старшей

группы. Наблюдение проводилось в период с 15 сентября 2016 по 15 апреля 2017

Результаты показали положительную динамику речевого развития детей

высокий

средний

низкий

15.09.2016

15%

75%

10%

15.01.2017

30%

65%

5%

15.04.2017

45%

55%

%

Вывод:

Данные показатели говорят о практической целесообразности применения дидактических

игр и мнемотаблиц для формирования речевой активности детей старшего дошкольного воз-

раста.

Заключение.

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в про-

цессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и ре-

чевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игро-

вую деятельность и речевую активность.

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт до.

2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999

3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой .Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – из-

д.Волгоград:Учитель 2016

5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. –6.Выготский Л. С.

Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 7.Гербова В. В. Занятия по развитию

речи с детьми 4 – 6 лет.

8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.

9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемо-

техники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”,

2009.

11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Лого-

пед 2008, №4, с. 102-115

12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных

рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А.

Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском

саду.М.,1994.

15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты

занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей до-

школьного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду.

2004

Приложение № 1

Речевые игры.

1.«Лето – зима», «Весна – осень»

Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки

(зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изоб-

ражением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объяс-

няя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

2. «Он, она, оно, они»

Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и

множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она,

мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики

картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

3.«Летит, плывет, ползет»

Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает),

земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением пред-

метов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое

решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

4.«Большой - маленький»

Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суф-

фиксами увеличения.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети

выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в

центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре

– великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

5. «Что делает? »

Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация гла-

гольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выклады-

вают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит

вкусную кашу.)

6.«Приготовим сок или варенье»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди вы-

кладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они

приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)

7.«Сколько?»

Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выклады-

ваются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количе-

ство предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В дан-

ной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

8.«Какой?»

Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой? ». Дети вы-

кладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, исполь-

зуя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)

9. «Чей хвост? »

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных жи-

вотных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

9. «Чей? Чья? Чьё? Чьи? »

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки, кубик

Ход игры: Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик,

выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши ухо). Каж-

дый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое сло-

во в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, бели-

чьи лапы и т. д.).

Приложение № 2

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения пересказу.

Мнемотаблица к русской народной сказке Зимовье зверей

Вариант модели русской народной сказки «Хаврошечка».

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения составлению описатель-

ных рассказов.

Мнемотаблица «Зима».

1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5-

дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, ле-

пят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.

Мнемотаблица описание овощей.

Мнемотаблица описание мебели.

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для заучивания стихов.

Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения

П.Воронько “Пирог” А.Плещеев “Весна”

Приложение № 3

Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использова-

ния дидактических игр и мнемотаблиц.

Дата

Образовательная деятельность

цель

Сентябрь

Речевая игра «Какой?».

Рассказывание на тему «Я и моя се-

мья» по мнемотаблице

Закрепление умения подбирать к

предмету несколько признаков.

учить детей рассказыванию, воспи-

тывать любовь и уважение к членам

своей семьи,активизировать словарь

Октябрь

Заучивание стихотворения И.Белоусо-

ва «Осень» по мнемотаблице

Речевая игра «Лето – зима», «Весна –

осень»

Помочь детям запомнить и вырази-

тельно читать стихотворение И.Бело-

усова «Осень»

Обогащение словаря путем подбора

слов по данной теме.

Ноябрь

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

по мнемотаблице

Речевая игра «Приготовим сок или ва-

ренье»

Учить пересказывать сказку,опира-

ясь на мнемотаблицу

Формирование навыков образования

относительных прилагательных.

Декабрь

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Одежда»

Заучивание стихотворения И.Сурикова

«Детство» по мнемотаблице

Учить описанию предметов одежды

Помочь детям запомнить и вырази-

тельно читать стихотворение И.Су-

рикова «Детство»

Январь

Заучивание стихотворения А.

Фета«Кот поёт,глаза прищуря…».по

мнемотаблице

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Зима»

Помочь детям запомнить и вырази-

тельно читать стихотворение А.Фета

«Кот поёт,глаза прищуря…»

Учить составлять рассказ,называя

приметы зимы.

Февраль

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Мебель»

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Транспорт»

Учить описанию предметов мебели

Учить описанию видов транспорта

Март

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Профессия»

пересказ русской народной сказки

«Хаврошечка»,используя метод моде-

лирования

Учить составлять рассказ о профес-

сии

Учить пересказу сказки, опираясь на

модель – схему сказки.

Апрель

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Весна»

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Космос»

Учить составлять рассказ,называя

приметы весны

Учить составлять рассказ о космосе

Май

Составление рассказа по мнемотабли-

це «Насекомые»

Дидактическая игра «Чего не стало».

Учить составлять описательный

рассказ о насекомых.

упражнять в образовании существи-

тельных

в родительном падеже множествен-

ного числа.



В раздел образования