Автор: Шаповал Инна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: по теме: "Дидактические игры и мнемотаблицы как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт работы
Воспитателя МБДОУ «Детский сад №26 г.Сыктывкара»
Шаповал Инны Сергеевны
по теме: «Дидактические игры и мнемотаблицы как средство речевого развития
детей старшего дошкольного возраста»
I
Актуальность опыта
Данная работа рассматривает способы формирования речи детей дошкольного возраста,
через применение дидактических игр и использование современной технологии
мнемотехники. В отечественном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит
успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное
развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех
основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития
речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Речевое развитие по-
прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к деятельности воспитателя ДОО.
Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии.
Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализа-
цию государственных стандартов дошкольного образования.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствова-
ние монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание
разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь,
речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение
рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности..
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный
запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспос
обность построить
монолог:
рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Поэтому, возникшее противоречие между
необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сфор-
мированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов
и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой
обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошколь-
ников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.
Ведущая идея опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством ди-
дактических игр в сочетании с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.
1.в пересказе;
3. в составлении рассказов;
2. в заучивании стихотворений;
4. формировании грамматически развитой речи
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС ДО;
-теоретические основы психологического развития дошкольников;
- изучение методической литературы и опыта коллег;
- апробирование инновационных педагогических технологий;
- курсы повышения квалификации.
Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой
рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связ-
ной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами на занятиях позво-
ляет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, применение дидакти-
ческих игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать
их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.
Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями
ФГОС ДО.
II Теоретические подходы к формированию речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, станов-
ления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полно-
ценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием ре-
шения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный
период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок
будет им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведён-
ные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Е.А.Флёрина,
Е.И.Тихеева, К. Д. Ушинский)
В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста яв-
ляется формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом
их возрастных особенностей и возможностей.( Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин).
В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи находится задача раз-
вития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:
- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);
- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого разви-
тия ребенка;
- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической,
фонетической и грамматической сторон речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных
формах диалоге и монологе.
III О дидактических играх и мнемотехнике.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошколь-
ного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не
только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко ре-
шать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Игровые технологии являются со-
ставной частью педагогических технологий.
Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в це-
лях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и сред-
ством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны
психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой дея-
тельности, его отношения с людьми.
Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидак-
тическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников.
Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том,
что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваива-
ют какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся
культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и вос-
питательную игровые составляющие, игровые действия.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как
благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они
дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это си-
стема методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенно-
стях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры расска-
за, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффектив-
ное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополни-
тельных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и раз-
витию речи дошкольников.
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует
творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при
обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоя-
тельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);
- методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);
- методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);
- технология коллажа (Т.В. Большева) и др.
В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освое-
ние детьми знаний об окружающей действительности и развития речи.
Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемо-
таблица.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персо-
нажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых
звеньев сюжета рассказа.
Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в рабо-
те с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуще-
ствляется поэтапно:
- знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);
- перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);
- рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста де-
тей).
По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во
всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов,
мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это
и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая дея-
тельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидак-
тических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую
задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры
является дидактическая задача.
Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы,
что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлоч-
ка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.). Для детей старшего возраста схемы
желательно подбирать в одном цвете.
Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и счи-
талкам.
Цели и задачи педагогической деятельности.
Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта:
- создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной
речи дошкольников через дидактические игры и использование мнемотаблиц..
Следуя этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами иг-
ровых и современных образовательных технологий;
- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способ-
ствовать развитию связной речи;
- проведение диагностики речевого развития дошкольников
- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.
Реализация ведущей идеи опыта.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развива-
ющей предметно-пространственной среды.
Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в
группе - центра речевого развития « Говори правильно»:
- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя
речи;
- изготовление дидактического пособия - игры «Солнышко речистое»;
- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи,
заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художе-
ственной литературы;
- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.
В группе имеются игры:
1. «Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.
2. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.
3. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.
4 «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.
5.»Что? Откуда? Почему?». Цель: учить рассказывать о предметах быта.
6. «Птичий базар». Цель: учить описанию птиц.
7. «Герои русских сказок». Цель: учить пересказывать сказки.
8. «Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных
в родительном падеже множественного числа.
9. «Лото» и другие.
C целью развития лексико-грамматического строя речи детей, было изготовлено дидактиче-
ского пособие - игра «Солнышко речистое», которое представляет собой игровое поле голу-
бого цвета, обозначающее небо, на него наклеен желтый круг и 6 лучей – «солнышко».коро-
бочка, в которой в файлах лежат карточки с описанием игр, и предметные картинки. Поднос,
на котором располагаются предметные картинки в ходе игры. На солнечные лучи и на пред-
метные картинки наклеена «липучка».
Цель данного пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.
Задачи, которые решаются в ходе использования данного пособия: обогащать словарный
запас; упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они;
формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных; упраж-
нять в согласовании существительных и числительных. Способствовать развитию умения
подбирать к предмету несколько слов - признаков.
Речевые игры, входящие в пособие:
1.«Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной
теме.
2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего
рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений;
активизация глагольного словаря.
4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных
прилагательных.
5. «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.
6. «Сколько?» Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во
вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный сти-
мулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить зна-
ния и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в ра-
боте.
Обоснование выбора игровых технологий и мнемотехники.
Выбор данных технологий в первую очередь связан с тем, что я работаю с детьми старшего
дошкольного возраста, а игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидак-
тическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднаме-
ренно, формируются необходимые знания, умения и навыки. С помощью дидактических игр
обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей
(существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия,
предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная па-
мять. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование ориги-
нальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевид-
на. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное средство при обучении
связной речи дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,
и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают собы-
тия, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запо-
минание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблица - это
средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те суще-
ственные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать по-
лученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в
схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематич-
но. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают
детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде,
одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям
самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, уста-
новить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас
детей.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект
их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они
выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц я провожу в три этапа. На первом
этапе показываю детям схему и объясняю содержание условных знаков. Закрепляю знания
на первом этапе в игровой форме, например с помощью игр: «Расшифруй знаки-символы»
(показываю таблицу, а ребёнок объясняет значение символов), «Исправь ошибку»
( показываю таблицу и объясняю содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а
ребёнок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (показываю предмет и на-
зывает любой его признак или свойство). Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом де-
реве», ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
На втором этапе даю детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, я обязатель-
но последовательно показываю на схеме клеточки.
На третьем этапе дети составляют описательный рассказ с помощью таблицы самостоя-
тельно.
Для обучения заучиванию стихотворений, использую опорные схемы-рисунки. Это очень
увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка по-
сле прослушивания, сопровождающегося просмотром схем - рисунков, позволяет значитель-
но быстрее запомнить текст.
Сначала выразительно читаю стихотворение, затем сообщаю, что это стихотворение дети бу-
дут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворения с опорой на мнемотаблицу, задаю во-
просы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль, выясняю, ка-
кие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме, потом чи-
таю отдельно каждую строчку стихотворения, дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Далее дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу, по памяти зарисовывают
мнемотаблицу.
При работе над формированием связной речи я использую наглядное моделирование. Напри-
мер при пересказе текстов использую картинно-графический план, который может быть
представлен как в виде мнемоталиц по сказкам, так и в виде виде графических схем - моде-
лей.
Так, например, при пересказе сказки «Хаврошечка» подвожу детей к пониманию, что сказку
можно записать схемой, а в этой схеме использовать знаки символы. Имея перед собой на-
глядную модель, дети рассказывают сказку. Внимание дошкольников акцентируется на на-
глядные опоры, это помогает детям не «потерять» основную последовательность событий
сказки и пересказывать близко к тексту.
Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах органи-
зации непосредственно образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и инди-
видуальной, в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом ра-
боты на данном этапе служили мнемотаблицы и дидактические игры. Умения пересказа по
опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. С детьми, имею-
щими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении
рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.
Результативный компонент опыта
Результатом целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей.
Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников.
Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился ин-
терес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные ис-
тории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети
преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемо-
схемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у де-
тей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и
быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.
С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обога-
тился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи
детей.
В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи до-
школьников подтвердила свою эффективность.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей старшей
группы. Наблюдение проводилось в период с 15 сентября 2016 по 15 апреля 2017
Результаты показали положительную динамику речевого развития детей
высокий
средний
низкий
15.09.2016
15%
75%
10%
15.01.2017
30%
65%
5%
15.04.2017
45%
55%
%
Вывод:
Данные показатели говорят о практической целесообразности применения дидактических
игр и мнемотаблиц для формирования речевой активности детей старшего дошкольного воз-
раста.
Заключение.
На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в про-
цессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и ре-
чевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игро-
вую деятельность и речевую активность.
Список литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт до.
2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999
3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996
4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой .Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – из-
д.Волгоград:Учитель 2016
5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. –6.Выготский Л. С.
Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 7.Гербова В. В. Занятия по развитию
речи с детьми 4 – 6 лет.
8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.
9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемо-
техники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”,
2009.
11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Лого-
пед 2008, №4, с. 102-115
12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных
рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.
13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А.
Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.
14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском
саду.М.,1994.
15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты
занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей до-
школьного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду.
2004
Приложение № 1
Речевые игры.
1.«Лето – зима», «Весна – осень»
Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки
(зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изоб-
ражением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объяс-
няя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).
2. «Он, она, оно, они»
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и
множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она,
мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики
картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.
3.«Летит, плывет, ползет»
Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает),
земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением пред-
метов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое
решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)
4.«Большой - маленький»
Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суф-
фиксами увеличения.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети
выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в
центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс –ищ (если в центре
– великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
5. «Что делает? »
Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация гла-
гольного словаря.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выклады-
вают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит
вкусную кашу.)
6.«Приготовим сок или варенье»
Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди вы-
кладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они
приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)
7.«Сколько?»
Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выклады-
ваются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количе-
ство предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В дан-
ной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
8.«Какой?»
Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом «Какой? ». Дети вы-
кладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, исполь-
зуя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
9. «Чей хвост? »
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных
прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных жи-
вотных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.
9. «Чей? Чья? Чьё? Чьи? »
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных
прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки, кубик
Ход игры: Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик,
выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши ухо). Каж-
дый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое сло-
во в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, бели-
чьи лапы и т. д.).
Приложение № 2
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения пересказу.
Мнемотаблица к русской народной сказке Зимовье зверей
Вариант модели русской народной сказки «Хаврошечка».
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения составлению описатель-
ных рассказов.
Мнемотаблица «Зима».
1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5-
дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, ле-
пят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.
Мнемотаблица описание овощей.
Мнемотаблица описание мебели.
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для заучивания стихов.
Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения
П.Воронько “Пирог” А.Плещеев “Весна”
Приложение № 3
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использова-
ния дидактических игр и мнемотаблиц.
Дата
Образовательная деятельность
цель
Сентябрь
Речевая игра «Какой?».
Рассказывание на тему «Я и моя се-
мья» по мнемотаблице
Закрепление умения подбирать к
предмету несколько признаков.
учить детей рассказыванию, воспи-
тывать любовь и уважение к членам
своей семьи,активизировать словарь
Октябрь
Заучивание стихотворения И.Белоусо-
ва «Осень» по мнемотаблице
Речевая игра «Лето – зима», «Весна –
осень»
Помочь детям запомнить и вырази-
тельно читать стихотворение И.Бело-
усова «Осень»
Обогащение словаря путем подбора
слов по данной теме.
Ноябрь
Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
по мнемотаблице
Речевая игра «Приготовим сок или ва-
ренье»
Учить пересказывать сказку,опира-
ясь на мнемотаблицу
Формирование навыков образования
относительных прилагательных.
Декабрь
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Одежда»
Заучивание стихотворения И.Сурикова
«Детство» по мнемотаблице
Учить описанию предметов одежды
Помочь детям запомнить и вырази-
тельно читать стихотворение И.Су-
рикова «Детство»
Январь
Заучивание стихотворения А.
Фета«Кот поёт,глаза прищуря…».по
мнемотаблице
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Зима»
Помочь детям запомнить и вырази-
тельно читать стихотворение А.Фета
«Кот поёт,глаза прищуря…»
Учить составлять рассказ,называя
приметы зимы.
Февраль
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Мебель»
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Транспорт»
Учить описанию предметов мебели
Учить описанию видов транспорта
Март
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Профессия»
пересказ русской народной сказки
«Хаврошечка»,используя метод моде-
лирования
Учить составлять рассказ о профес-
сии
Учить пересказу сказки, опираясь на
модель – схему сказки.
Апрель
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Весна»
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Космос»
Учить составлять рассказ,называя
приметы весны
Учить составлять рассказ о космосе
Май
Составление рассказа по мнемотабли-
це «Насекомые»
Дидактическая игра «Чего не стало».
Учить составлять описательный
рассказ о насекомых.
упражнять в образовании существи-
тельных
в родительном падеже множествен-
ного числа.