Автор: Шахмартова Наталья Станиславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Туринская ДШИ"
Населённый пункт: г. Туринск Свердловской области
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства.
Тема: Программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства (фортепиано)"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТУРИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(фортепиано)
Составитель: преподаватель МБОУДОД ДШИ Шахмартова Н.С.
Туринск 2015 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка…………………………………………………. 3-6
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета…………………………………… 7-15
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся…………………… 15
IV.
Формы и методы контроля, система оценок……………………. 16-18
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса………………... 19-20
VI.
Список учебной и методической литературы………………… 21-23
- Список рекомендуемой учебной литературы
- Список рекомендуемой методической литературы
VII.
Сведения о составителе ………………………..………………….…24
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место
и роль в образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано)»
разработана
на
основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методиче ской
деятельно сти
при
р е а л и з а ц и и
общеразвивающих
программ
в
области
искусств»,
направленных
письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Обучение
игре
на
фортепиано
занимает
особое
место
в
музыкальном
образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного
опыта
деятельности
в
области
музыкального
искусства
позволяет
раскрыть
творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства.
Программа
имеет
общеразвивающую
направленность, основывается на
принципе
вариативности
для
различных
возрастных
категорий
детей,
обеспечивает
развитие
творческих
способностей,
формирует
устойчивый
интерес к творческой деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - от 6
до 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на
дальнейшее
профессиональное
обучение,
но
желающих
получить
навыки
музицирования.
Учитывая
разнообразие
индивидуальных
интересов
учащихся,
педагоги
призваны не только обучать игре на инструменте, но и воспитывать в учащихся
любовь к музыке.
Современная психология придает огромное значение заинтересованности в
процессе обучения. «Горячая любовь к делу, глубокий к нему интерес заставляют
человека более настойчиво, более напряженно им заниматься и, тем самым,
энергичнее упражнять свои способности. Педагог должен добиваться, чтобы
соответствующая
деятельность
была
привлекательна
для
ребенка,
чтобы
он
испытывал к ней определенный интерес» (психолог А.Запорожец).
Исходя из выше перечисленного, в репертуарный список данной программы
включены не только широко известные образцы классической музыки, но и
произведения
современных
композиторов.
Многие
пьесы
программны,
отличаются душевной теплотой, мягкой пластичной мелодией, что воспитывает у
детей
умение
чувствовать,
слышать,
а
отсюда
и
владеть
инструментом.
Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием
образа.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков,
расширения
музыкального
кругозора,
закрепления
интереса
к
музыкальным
занятиям, развития исполнительских навыков в занятия инструментом включены
формы ансамблевого музицирования.
3
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление,
чувство ритма, внимание, сосредоточенность, чувство партнерства, формируют
коммуникативные навыки.
Срок реализации учебного предмета
При
реализации
программы
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность
учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая
трудоемкость
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420
часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная
работа.
Недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1- 3 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-3 классы – по 2 часа в неделю.
Сведения о затратах учебного времени
В и д
у ч е б н о й
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
32
38
32
38
210
Самостоятельна
я работа
32
38
32
38
32
38
210
Максимальная
учебная нагрузка
64
76
64
76
64
76
420
4
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность урока в
1 – 2 классах – 40 минут, в 3 классе – 45 минут.
Форма
индивидуальных
занятий
создает
преподавателю
необходимые
условия
для
внимательного
изучения
музыкальных
возможно стей,
трудоспособности,
эмоционально-психологических
особенностей
каждого
ребенка
и
обусловливает
конкретные
дифференцированные
педагогические
задачи и методы работы.
Цель и задачи учебного предмета
Целью
учебного
предмета
является
обеспечение
развития
творческих
способностей
и
индивидуальности
учащегося,
овладение
знаниями
и
представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Образовательные:
приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков
игры
на
фортепиано,
позволяющих
исполнять
музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности и стилевыми традициями;
приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств
выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее
употребляемой музыкальной терминологии;
обучение
навыкам
самостоятельной
работы
с
музыкальным
материалом.
Развивающие:
развитие интереса к музыкальному творчеству;
развитие
музыкальных
способностей:
слуха,
ритма,
памяти,
музыкальности, артистизма, эмоциональности;
расширение музыкального кругозора;
развитие творческих способностей.
Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса и культуры;
воспитание
активного
слушателя,
зрителя,
участника
творческой
самодеятельности.
5
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоениеучебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация
программы
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства (фортепиано)» обеспечивается:
доступом
каждого
учащегося
к
библиотечным
фондам
и
фондам
фонотеки, аудио и видеозаписей;
учебными
аудиториями
для
индивидуальных
занятий
площадью
не
менее
6
кв.м.,
оснащенными
роялями
или
пианино
и
имеющими
звукоизоляцию.
В
образовательной
организации
должны
быть
созданы
условия
для
содержания,
своевременного
обслуживания
и
ремонта
музыкальных
инструментов.
Библиотечный
фонд
укомплектовывается
печатными,
электронными
изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая
база
должна
соответствовать
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
6
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства
(фортепиано)» рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по
годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность
в
обучении
поможет
учащимся
применять
полученные
знания и умения в изучении нового материала.
Формирование у учащихся
умений
и
навыков
происходит
постепенно:
от
первого
знакомства
с
инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения
музыкального произведения.
Содержание
учебного
предмета
«Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских
программ,
разработанных
с
учетом
индивидуальных
и
возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей
может
разрабатываться
и
использоваться
более
высокий
уровень
сложности
программных требований.
Первый год обучения
Знакомство с инструментом.
Правильная посадка за инструментом.
Работа над организацией рук.
Изучение нотной грамоты.
Развитие чувства ритма, слуха.
Освоение
основные
приемов
игры
на
фортепиано: nonlegato,
legato,
staccato.
Напевное и выразительное исполнение коротких и простых по ритму и
рисунку мелодий.
Восприятие учеником ряда звуков как мелодической линии, то есть как
осмысленной музыкальной фразы.
Элементарное владение звуком фортепиано.
Знакомство с гаммами.
Игра в ансамбле.
В течение учебного года ученик должен разучить 10-12 разнохарактерных
произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера,
этюды и ансамбли.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
7
Знакомство
со
строением
мажорной
и
минорной
гамм,
строением
тонического трезвучия.
Гаммы До, Соль, Ре мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд -
тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
В
течение
учебного
года
учащийся
может
выступать
на
классных
и
академических
вечерах.
Оценки
за
работу
в
классе
и
дома,
а
также
по
результатам публичных выступлений выставляются педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Этюды.
Беренс Г. Соч.70. «50 маленьких фортепианных пьес без октав» (по выбору)
Беркович И. «Маленькие этюды» (по выбору)
Гедике А. Соч.32. «40 мелодических этюдов для начинающих» (по выбору)
Соч.36. «60 легких пьес для начинающих», тетр. 1 (по выбору)
Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих» (по выбору)
«Фортепианная азбука»(по выбору)
Черни К. – Гермер Г. «Избранные фортепианные этюды», ч.1 (по выбору)
Шитте А. Соч. 108. «25 маленьких этюдов» (по выбору)
Соч. 160. «25 легких этюдов» (по выбору)
Произведения полифонического склада
Аарне Э. Полифонический этюд до минор
Барток Б. Противоположное движение домажор, Диалог ля минор
Бах И.С. Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)
Виттхауэр И. Гавот ля минор
Гольденвейзер А. Маленький канон ми бемоль мажор
Зив М. Полифоническая пьеса до мажор
Моцарт Л. Менуэты домажор, ре минор
Русская народная песня «Ах вы, сени»
Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима»
Русская народная песня «Не кукуй, кукушечка»
Русская народная песня «Перевейся, хмелек»
Русская народная песня «Что пошла Параша»
Сигмейстер Э. Вниз по Миссисипи (канон) ми минор
Сперонтес. Менуэт соль мажор
Телеман Г. Пьеса до мажор
Тюрк Д. Ариозо
Хаслер Х. Менуэт си бемоль мажор
8
Пьесы
Абелев Ю. Осенняя песенка
Александров А. Дождик накрапывает, А кто у нас умный
Берлин Б. Пони Звездочка, Марширующие поросята
Весняк Ю. Полька, Дождик
Гайдн И. Немецкие танцы: №1 соль мажор, №2 ре мажор
Гречанинов А. Соч. 98. «Детский альбом»: В разлуке, Мазурка
Кабалевский Д. Вроде вальса
Крутицкий М. Зимою
Любарский Н. И шумит, и гудит, Курочка
ЛяховицкаяС. Где ты, Лека?
Майкапар С. «Бирюльки»: Пастушок, В садике
Моцарт С. «12 пьес из нотной тетради В.Моцарта»: Ария, Менуэт ре мажор
Мясковский Н. Вроде вальса
Слонов Ю. Веселая игра
Украинская народная песня «Ой, лопнув обруч»
Филиппенко А. Цыплята
Ансамбли
Варламов А. На заре ты ее не буди
Глинка М. Гудевитер
Кочурбина М. Мишка с куклой
Моцарт В.А. Тема вариаций
Родригес Х. Кумпарсита
Рубинштейн А. Мелодия
Савельев Б. Песня кота Леопольда
Хренников Т. Московские окна, Колыбельная Светланы
Чайковский Б. Урок в мышиной школе
Чайковский П. Вальс цветов (отрывок)
Шаинский В. Кузнечик, Песенка крокодила Гены
Примеры переводных программ
Вариант 1
С.Прокофьев. Болтунья (ансамбль)
Е.Гнесина. Этюд до мажор
Н.Мясковский. Вроде вальса
Вариант 2
"Здравствуй, гостья зима"(ансамбль)
Ю.Абелев. Осенняя песенка
Б.Берлин. Марширующие поросята
9
Второй год обучения
Дальнейшая работа над ранее поставленными задачами.
Освобождающие движения.
Звукоизвлечение.
Добиваться певучести legato, цепкости staccato.
Новые виды в гаммах.
Знакомство с педалью.
Чтение с листа.
Игра в ансамбле.
В течение учебного года ученик должен разучить 10-15 произведений:
3 – 5 этюдов,
3 – 4 разнохарактерные пьесы,
2 – 3 произведения полифонического стиля,
2 – 3 ансамбля.
Гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми мажор двумя руками в 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками в одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Этюды.
Беренс Г. Соч.70. Этюд №50 фа мажор
Беркович И. «Маленькие этюды» (по выбору)
Гедике А. Соч.6. Этюды (по выбору)
Соч.32. Этюды (по выбору)
Гнесина Е. «Фортепианная азбука» (по выбору)
Гречанинов А. Соч.123. «Бусинки»: Этюд соль мажор
Соч.98. Этюд №12 ми мажор
Жилинский А. Этюд си минор
Майкапар А. Этюд ля минор
Сорокин К. Этюд ля минор
Томпсон Д. Этюд соль минор
Черни К. – Гермер Г. «Избранные фортепианные этюды», ч.1 (по выбору)
Шитте Л. Соч.108. Этюды (по выбору)
Произведения полифонического склада
Аглинцова Е. Русская песня
Бах И.С. Менуэт ре минор, Волынка ре мажор, Менуэт соль мажор
Бланджини Ф. Ариетта ми минор
Гендель Г. Менуэт ми минор, Сарабанда ре минор
Дьепар Х. Менуэт ля мажор
Касьянов А. Русская песня соль минор
ЛевидоваЕ.Пьеса
10
Павлюченко С. Фугетта ми мажор
Пахельбель И. Сарабанда фа диез минор
Перселл Г. Ария ре минор
Пирумов А. Маленькая инвенция ми минор
Русская песня «Подойду, подступлю» ля минор
Свиридов Г. Колыбельная песенка
Шорская песня ре минор
Пьесы.
Берлин Б. Обезьянки на дереве
Гайдн И. Менуэт соль мажор, Анданте соль мажор
Гендель Г. Менуэт ми минор
Гречанинов А. Маленький попрошайка
Дварионас Б. Прелюдия
Лукомский Л. Полька
Майкапар А. В садике
Моцарт В. Аллегретто
Роули А. В стране гномов
Руббах А. Воробей
Селени И. На детской площадке
Сигмейстер Э. Марш
Симанский М. Грустное настроение
Флярковский А. Раздумье, Пони
Чайковский П. Старинная французская песня
Щуровский Ю. Петух-драчун
Ансамбли.
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Глинка М. Хор «Славься», Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Градески Э. Мороженое
Живцов А. Бульба
Мак-Доуэлл Э. К дикой розе
Савельев Б. Если добрый ты из м/ф «День рождения кота Леопольда»
Спавадеккиа А. Добрый жук из к/ф «Золушка»
Уотт Д. Три поросенка из м/ф «Три поросенка»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»
Танец лебедей из балета «Лебединое озеро»
11
Примеры переводных программ
Вариант 1
А.Живцов. Бульба (ансамбль)
А.Жилинский. Этюд си минор
И.Селени. На детской площадке
Вариант 2
Б.Савельев. Если добрый ты (ансамбль)
А.Майкапар. В садике
Б.Дварионас. Прелюдия
Третий год обучения
Дальнейшая работа над ранее поставленными задачами.
Развитие элементарных технических навыков на материале упражнений,
гамм, этюдов.
Работа с педалью.
Работа с нотным текстом: фразировка, динамика, характер исполняемых
произведений.
Игра в ансамбле.
Чтение с листа.
Музыкальные термины.
В течение учебного года ученик должен разучить 12-13 произведений:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля.
Гаммы ля, ре, ми, соль минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2
октавы.
Примерные репертуарные списки
Этюды.
Беркович И. «Маленькие этюды»: №33-40
Бургмюллер Ф. Арабеска ля минор, Чистота фа мажор
Гедике А. Соч.32. «40 мелодических этюдов для начинающих» (по выбору)
Соч.47. «30 легких этюдов» (по выбору)
Лемуан А. Соч.37. «50 характерных прогрессивных этюдов» (по выбору)
Тамберг Э. Этюд до мажор. Соч.13, №9
Черни К.- Гермер Г. «Избранные фортепианные этюды», ч.1 (по выбору)
Черни К. Соч.821. Этюды (по выбору)
12
Шитте Л. Соч.68. «25 этюдов» (по выбору)
Полифония.
Александров Ан. Кума
Арман А. Фугеттадо мажор
Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М.Бах» (по выбору)
«Маленькие прелюдии и фуги» (по выбору)
Бах Ф.Э. Менуэт фа минор
Гедике А. Фугеттадомажор, соль мажор
Кирнбергер И. Менуэт ми мажор
Кребс И. Менуэт ля минор
Лядов А. Подблюдная
Павлюченко С. Фугетта ля минор
Рамо Ж. Менуэт соль минор
Скарлатти Д. Ария ре минор
Телеман Г. Модерато до минор
Фишер И. Менуэт ре мажор
Эклс Д. Менуэт ре мажор
Произведения крупной формы.
Андре А. Сонатина ля минор
Беркович И. Сонатина до мажор
Бетховен Л. Сонатина соль мажор
Ванхаль И. Сонатина фа мажор, ч.2
Гедике А. Сонатина до мажор. Соч.36.
Клементи М. Сонатина до мажор, Соч.36, №1
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Муха А. Вариации соль мажор (Танец зверюшек)
Николаев А. Про лису (вариации) до мажор
Рейнеке К. Сонатина до мажор
Салютринская Т. Сонатина соль мажор
Стоянов А. Вариации на тему Добри Христова си минор
Хасленгер Т. Сонатина до мажор
Шафран А. Маленькое рондо соль мажор
Шпиндлер Ф. Сонатина до мажор
Пьесы.
Александров А. Новогодняя полька
Берлин Б. Обезьянки на дереве
Гайдн И. Анданте
Гендель Г. Менуэты фа мажор, ре минор
Дварионас Б. Прелюдия
13
Жилинскис А. Хоровод на солнышке
Кабалевский Д. Клоуны
Майкапар С. Тарантелла
Моцарт В. Андантино ми бемоль мажор
Свиридов Г. Ласковая просьба
Селиванов В. Шуточка
Сигмейстер Э. Уличные игры
Фрике Р. Мазурка
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. «Детский альбом»: Марш деревянных солдатиков, Болезнь куклы,
Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка
Шварц Л. Сказочка
Шитте Л. Танец гномов
Щуровский Ю. Шарманка
Ансамбли.
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Зив М. Машенькина сказка
Казелла А. Маленький марш из цикла «Марионетки»
Матвеев М. Песенка в пути
Хромушин О. Будьте добры
Сборник «Играем вдвоем» Сост. А.Борзенков:
Варламов А. Красный сарафан
Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Евлахов О. Танец восковых фигурок из балета «Ивушка»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Рамо Ж. Тамбурин
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
Чайковский П. Мой Лизочек так уж мал
Примеры итоговых программ
Вариант 1
А.Гедике. Фугетта ре мажор
Б.Берлин. Обезьянки на дереве
М.Зив. Машенькина сказка (ансамбль)
Вариант 2
Г.Перселл. Ария ре минор
А.Лешгорн. Этюд, соч.65, №11
А.Варламов. Красный сарафан (ансамбль)
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
14
Результатом
освоения
программы
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства
(фортепиано)»
является
приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
умений
использовать
выразительные
средства
для
создания
художественного образа;
умений
самостоятельно
разучивать
музыкальные
произведения
различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний
основных
средств
выразительности,
используемых
в
музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков
общения
со
слушательской
аудиторией
в
условиях
музыкально-просветительской
деятельности
образовательной
организации.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
15
Контроль
знаний,
умений,
навыков
учащихся
обеспечивает
оперативное
управление
учебным
процессом
и
выполняет
обучающую,
проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля
успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество
образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание
учебной
дисциплины,
выявление
отношения
к
предмету,
на
ответственную
организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий
контроль
осуществляется
регулярно
преподавателем,
отметки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и
во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
зачеты,
академические
концерты,
контрольные
уроки,
а
также
концерты,
тематические вечера и прослушивания. Участие в концертах приравнивается к
выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное
исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
П р и
п р охож д е н и и
и то го в о й
ат т е с т а ц и и
в ы п у с к н и к
д о л ж е н
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями.
Репертуарные требования (по классам)
16
класс
1 полугодие
2 полугодие
1 класс
XII – зачет (без оценки)
1 вариант
пьеса
ансамбль
2 вариант
2 разнохарактерные пьесы
IV – академический концерт
1 вариант
пьеса
ансамбль
этюд
2 вариант
2 разнохарактерные пьесы
ансамбль
2 класс
XII – зачет (без оценки)
1 вариант
пьеса
ансамбль
2 вариант
2 разнохарактерные пьесы
IV – академический концерт
1 вариант
пьеса
ансамбль
этюд
2 вариант
2 разнохарактерные пьесы
ансамбль
3 класс
XII – зачет (без оценки)
1 вариант
пьеса
ансамбль
2 вариант
2 разнохарактерные пьесы
IV – академический концерт
1 вариант
полифония
или
пьеса
с
элементами полифонии
ансамбль
этюд
2 вариант
полифония
или
пьеса
с
элементами полифонии
ансамбль
пьеса
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося
позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным
критерием оценок учащегося, осваивающего
общеразвивающую программу,
является
грамотное
исполнение
авторского
текста,
художественная
выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
17
формирование
устойчивого
интереса
к
музыкальному
искусству,
к
занятиям музыкой;
наличие
исполнительской
культуры,
развитие
музыкального
мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-исполнительской
деятельности:
сольном,
ансамблевом
исполнительстве;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
предусматривает
исполнение
программы,
соответствующей
году
обучения,
наизусть,
выразительно; отличное знание текста, владение
необходимыми
техниче скими
п р и е м а м и ,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание
стиля исполняемого произведения; использование
художественно
оправданных
техниче ских
приемов,
позволяющих
создавать
художествен-
ный образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
программа
соответствует
году
обучения,
грамотное
исполнение
с
наличием
мелких
т е х н и ч е с к и х
н е д о ч е т о в ,
н е б о л ь ш о е
несоответствие темпа, недостаточно убедительное
донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при
исполнении
обнаружено
плохое
знание
нотного
т е кс т а ,
т ех н и ч е с к и е
о ш и б к и ,
х а р а к т е р
произведения не выявлен
2
(«неудовлетворительно»)
незнание
наизусть
нотного
текста,
слабое
владение
навыками
игры
на
инструменте,
подразумевающее плохую посещаемость занятий
и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки)
отражает
достаточный
уровень
подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
18
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний
срок
реализации
программы
учебного
предмета
позволяет:
перейти
на
обучение
по
предпрофессиональной
программе,
продолжить
самостоятельные
занятия,
приобщиться
к
любительскому
сольному
и
ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
применения
различных
подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических,
музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь
более
высоких
результатов
в
обучении
и
развитии
творческих
способностей учащихся, полнее
учитывать индивидуальные возможности и
личностные
особенности
ребенка
позволяют
следующие
методы
дифференциации и индивидуализации:
разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
разная
мера
помощи
преподавателя
учащимся
при
выполнении
учебных заданий;
вариативность темпа освоения учебного материала;
индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной
задачей
применения
принципов
дифференциации
и
индивидуализации
при
объяснении
материала
является
актуализация
полученных
учениками
знаний.
Важно
вспомнить
именно
то,
что
будет
необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала
учащимся
предлагается
воспользоваться
ранее
полученной
информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую
может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная
организация
учебного
процесса,
успешное
и
всестороннее
развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно
от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный
план,
своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный
материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и академическим
концертам,
включающие
художественный
и
учебный
материал
различной
степени
трудности,
являются
примерными,
предполагающими
варьирование,
дополнение
в
соответствии
с
творческими
намерениями
преподавателя
и
особенностями конкретного ученика.
Общее
количество
музыкальных
произведений,
рекомендованных
для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что
педагог
в
работе
над
репертуаром
будет
добиваться
различной
степени
завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
19
класса,
третьи
–
с
целью
ознакомления.
Все
это
определяет
содержание
индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений
классической
и
современной
музыки,
опыт
сольного
и
ансамблевого
музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания,
умения и навыки в исполнительской практике.
Методы
работы
над
качеством
звука
зависят
от
индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и
музыкально-игровых навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского
материала,
дальнейшее
расширение
и
совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
20
1.
Список рекомендуемой учебной литературы
Азбука игры на фортепиано. Ростов-на-Дону. 2002
Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2. Москва. 1991
Альбом пьес и ансамблей. Мл.и ср. кл. Ростов-на-Дону, 2005
Альбом советской детской музыки. Том X. Младшие классы. Москва. 1984
Альбом советской детской музыки. Том XI. Младшие классы. Москва. 1986
Альбом ученика-пианиста. 1 кл. Ростов-на-Дону, 2006
Альбом ученика-пианиста. 2 кл. Ростов-на-Дону, 2006
Альбом ученика-пианиста. 3 кл. Ростов-на-Дону, 2007
Альбом ученика-пианиста. Концерты и ансамбли для фортепиано. Мл.иср.кл.
Ростов-на-Дону, 2010
Ансамбли. Вып.13. Средние классы. Москва. 1990
Ансамбли. Пьесы для 2 ф-но. Средние классы. Вып.1. Москва. 1973
Ансамбли. Средние классы. Вып. 10. Москва. 1981
Ансамбли. Средние классы. Вып.14. Москва. 1991
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Москва, 1992
Балаев Г. Фортепианные ансамбли.
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Москва. 1970
Беркович И. Маленькие этюды для фортепиано. Киев.
Библиотека юного пианиста. 2 кл. В.2. Москва, 1958
Богословский Н. 12 легких пьес для фортепиано в 4 руки
Букет в джазовых тонах. Легкие джазовые транскрипции классических мелодий.
С.-Петербург, 1999
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 1 кл. Ростов-на-Дону, 2006
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 2 кл. Ростов-на-Дону, 2006
Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 3-4 кл. Ростов-на-Дону, 2007
Воспоминания старого рояля. Том 1,2,3 (+CD). Челябинск, 2005
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. Санкт-Петербург. 1997
Для самых маленьких. Вып.2. Москва. 1974
Дьяченко Н. Музыкальные картинки. Москва. 1992
Жилинскис А. Пьесы для ф-но. Младшие и средние классы. Москва. 1980
Зив М. Прогулка по клавишам. Пьесы для ф-но в 4 руки. Москва. 1981
Играем вдвоем. Ансамбли для ф-но в 4 руки. Москва. 1990
Калинка. Альбом начинающего пианиста. Москва. 1991
Коровицын В. Детский альбом. Ростов-на-Дону, 2007
Коровицын
В.
Музыкальное
путешествие
по
странам
Западной
Европы.
Челябинск, 2007
Кравченко Б. Пусть меня научат (детский альбом)
Кувшинников
Н.,
Соколов
М.
Школа
игры
на
фортепиано.
Для
1-ого
года
обучения. Москва, 1964
Легкие сонатины для начинающих пианистов. 2-4 годы обучения. С.-Петербург,
2008
Маленькому пианисту. Сост. Б.Милич. Москва. 1994
Малыш за роялем. Москва, 1992
Матвеев М. Разноцветные камешки. Сборник легких пьес для ф-но в 4 руки.
Ленинград. 1982
21
Музыкальная коллекция. 2-3 кл. Ростов-на-Дону, 2008
Музыкальная мозаика. 2-3 кл. В.5. Ростов-на-Дону, 2007
Музыкальная мозаика. 2-4 кл. В.4. Ростов-на-Дону, 2007
Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано. 2 кл. Москва. 1985
Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано. 4 кл. Москва. 1983
Педагогический
репертуар.
Хрестоматия
для
фортепиано.
Этюды.
Вып.1.
Москва. 1991
Перунова Н. Музыкальная азбука. Ленинград. 1990
Полифонические пьесы. Младшие классы. Вып. 2. Москва. 1979
Поплянова Е. Наиграл сверчок. Ч.1. Челябинск, 2005
ПопляноваЕ. О чем поет соловушка. Челябинск, 2005
Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Санкт-Петербург. 2001
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 1-2 кл. Вып.2. Ростов-на-Дону. 2003
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 кл. Вып.1,2. Ростов-на-Дону. 2003
Ребиков В. Избранные пьесы. Ленинград. 1957
Рыбицкий. Уже играю. Альбом пьес для фортепиано.
Савельев Ю. Фортепианные пьесы для детей. На крыльях весны. Москва, 2005
Сборник полифонических пьес. Ленинград. 1958
Сборник пьес для фортепиано. 1-2 кл. Вып.1. Ростов-на-Дону. 2002
Сборник пьес для фортепиано. 3-4 кл. Вып.1. Ростов-на-Дону. 2002
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1,2. Москва. 1979
Симонова
Т.
Чудесные
клавиши.
Пособие
для
начинающего
пианиста.
С.-
Петербург, 2002
Слон-бостон. Танцевальные пьесы для ф-но в 4 руки. Средние и старшие классы.
Ленинград. 1991
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Ростов-на-Дону, 2007
Соловьев В. Школьный бал. Сборник пьес для ф-но в 4 руки. Ленинград. 1988
Сонатины и вариации. 1-2 кл. Вып.1,2. Ростов-на-Дону. 2002
Торопова Н. Музыкальные зарисовки. Мл.иср.кл. Ростов-на-Дону, 2008
Торопова Н. Музыкальная страна. Ростов-на-Дону, 2014
Тургенева Э., Малюков А. Пианист – фантазер. Москва, 1990
Фадеев В. Нам не тесно и не скучно. Пьесы для ф-но в 4 и 6 рук. С.-Петербург,
2012
Фортепианная игра. Ред. А.Николаева. Москва. 1980
Фортепиано. 2 кл. Киев. 1978
Фортепиано. 3 кл. Киев. 1978
Фортепиано. 4 кл. Киев. 1982
Хачатурян А. Избранные пьесы. Москва. 1988
Хватов Д. Пьесы на одну страницу. Москва. 2005
Хрестоматия педагогического репертуара для ф-но. 3 кл. Москва. 1999
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1-2 кл. Москва. 1966
Хромушин О. Композиции на темы произведений Дж. Гершвина в 4 руки. Санкт-
Петербург. 2001
Чайковский Б. Детская музыка. Москва. 1979
Чайковский П. Детский альбом. Москва. 1983
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Г.Гермера. Киев. 1974
22
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Л.Криштоп. Тетр. 1. Младшие и
средние классы. Санкт-Петербург. 1996
Шитте Л. 50 этюдов для ф-но. Ростов-на-Дону. 1999
Шостакович Д. Избранные нетрудные пьесы. Москва. 1990
Шостакович Д. Нетрудные пьесы. Вып.1. Москва. 1975
Этюды. 1 кл. Киев. 1983
Этюды. 2 кл. Киев. 1988
Этюды. 3 кл. Киев. 1983
Этюды. 4 кл. Киев. 1988
Юному музыканту-пианисту. 2 кл. Ростов-на-Дону. 2006
Юному музыканту-пианисту. 3 кл. Ростов-на-Дону. 2006
Ядова И. Не хочу играть гаммы. Челябинск, 2006
2.
Список рекомендуемой методической литературы
Альтерман С. Сорок уроков начального обучение музыке детей 4-6 лет. Тетради
1,2. С.-Петербург, 1999
Баренбойм Л. Фортепиано и начальное музыкальное обучение. Москва, 2005
Брагина О. На уроках А.Д.Артоболевской. Москва, 2005
Вицинский
А.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным
произведением. Москва, 2008
Гольденвейзер
А.
Из
бесед
о
музыкальном
воспитании
и
обучении
детей.
Москва, 2005
Достал Я. О начальном обучении менее способных детей. Москва, 2005
Калантарова Е. Начальное обучение пианистов.
Начало работы над полифонией.
Начало работы над педалью.
Начало работы над гаммами. Москва, 2005
Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Ленинград, 1988
Корыхалова Н. Играем гаммы. Москва, 1995
Кременштейн
Б.
Воспитание
самостоятельности
учащихся
в
классе
специального фортепиано. Москва, 2009
Савшинский С. Детская фортепианная педагогика
О работе с музыкально одаренными детьми. Москва, 2005
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва. 1989 г.
Фейгин М. Одноголосная мелодия в начальном обучении игре на фортепиано.
Москва, 2005
Цетлин Е. К вопросу об организации руки начинающего пианиста в «донотном»
периоде обучения. Москва, 2005
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Москва, 2007
VII. СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ
23
Шахмартова Наталья Станиславовна, 1973 год рождения
Образование среднее специальное: Асбестовское музыкальное училище, 1992 г.,
преподаватель, концертмейстер.
Первая квалификационная категория по должности «преподаватель»,
Высшая квалификационная категория по должности «концертмейстер».
Стаж работы: 23 года.
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Туринская Детская школа искусств»
Телефон: 8(34349) 2-23-81
Адрес: 623900 Свердловская область, г. Туринск, ул. Спорта, 21
24