Автор: Бегунова Наталья Владимировна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МОУ гимназия №10
Населённый пункт: город Егорьевск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода".
Раздел: полное образование
Об исследовательской деятельности учащихся в условиях
проектного метода.
Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б
Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что
ведущей деятельностью в подростковом возрасте
является «межличностное общение» учащихся.
«общественно значимая для ребёнка деятельность».
Именно в этом возрасте у школьников появляется
стремление к общению с товарищами вне класса, к
участию во всех происходящих в школе событиях.
тяга к поиску. исследованию, к самореализации.
Одним из направлений такой творческой, исследовательской работы многие
исследователи считают проектно-ориентированную деятельность учащихся. Именно
проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, способна, по
мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный
процесс для школьника личностно- значимым, в котором он сможет полностью
раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности,
фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
-Темы проектов затрагивают различные сферы человеческой деятельности,
благодаря чему учащиеся приобщаются к «взрослым» проблемам, приобретают
навыки решения актуальных вопросов современности. связанных с экологией,
экономикой, образованием.
Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия,
стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных,
коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся.
Для этого учителю необходимо избавиться от его привычной функций
«всезнающего оракула» и попробовать себя в роли консультанта, координатора,
помогающего школьнику учиться, направляющего его познавательную деятельность.
Для того чтоб эффективно использовать идеи проектно-ориентированного
обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его
принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую
технологическую модель.
Анализ российской и зарубежной литературы по проектно-
ориентированному обучению позволил выделить следующие четыре признака этой
технологии: соотнесённость с объективной реальной действительностью;
соотнесённость с субъектом деятельности; ориентация на продукт
деятельности; методическая соотнесённость (Т.Копферман, Р.Зигле).
Рассмотрим эти составляющие более подробно.
1. Соотнесённость с объективной реальной действительностью
предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы, решение которой
требует интегрированных знаний. Как утверждают немецкие исследователи, проект
вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация может возникнуть в
процессе работы над какой-либо учебной темой в ходе обсуждения прочитанного
текста актуальных событий и т.п., когда обнаруживается дефицит знаний,
неспособность решить возникшую задачу что вызывает желание глубже исследовать
создавшуюся проблему.
Так при работе над темой «Ма villе natale » ученики были вовлечены в
беседу о неизвестных страницах города. В процессе разговора выяснилось, что
многие школьники не знают. что сердца многих знаменитых людей покорил
небольшой городок российской глубинки. Писатель С.Т. Славутинский воспел
Егорьевск в своих романах. В Егорьевске начинался путь на сцену великих актрис
Малого театра: Е. Лешковской, Е. Гоголевой, Е.Турчаниновой. Из Парижа сюда
приходили письма от Ивана Тургенева, адресованные сестре В.Н. Житовой.
прожившей в Егорьевске почти всю свою жизнь. В егорьевской гимназии учился
художник Игорь Грабарь, с теплотой и нежностью вспоминавший проведённые здесь
детские годы. Создавшаяся ситуация на уроке побудила чащихся глубже знать
культурную жизнь в городе. В ходе поисков и исследований определилась тема
проекта <Les раgеs inconnues de Egorievsk » результатом которого явилось создание
книжек-брошюр о неизвестных страницах родного города.
2. Соотнесённость с субъектом деятельности предполагает ориентацию на
интерес учащихся, их самоорганизацию и ответственность.
Тема проекта не должна навязываться учащимся, инициатива должна
исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся у них знаний и опыта
должны попытаться решить поставленную задачу. . Учитель же оказывает и
языковою и организаторскую деловую поддержку. Проектно- ориентированное
обучение это обучение, а центре которого находится ученик. Он, ученик, является
объектом деятельности и, как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для
участия в проектной работе учащиеся должны владеть определенными умениями
самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение
читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью,
работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать
свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументировано
отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать,
оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т.д).
Фактор соотнесённости проектного обучения с субъектом деятельности
предполагает воспитание у учащихся чувства ответственности за свою работу и за
общее дело, желание выполнить порученное группе задание.
3. Методическая соотнесенность проекта предполагает учёт уровня
обученности и обучаемости учащихся, их предметных знаний, общеучебных и
специально учебных умений, их социальной компетентности, т.е. умений
взаимодействия с членами группы. Успешность проекта зависит во многом от того,
насколько глубоко осознана цель проекта всеми членами команды. Проект
предполагает собственную ответственность учащегося за распределение времени, за
содержание и формы работы.
4. Ориентация на продукт деятельности.
Большинство исследователей считают, что проект ориентирован главным
образом на результат, т.е. на продукт деятельности (А. Шмицель, К.Фрей, К. Налега,
Р. Вике). В конечных продуктах заключена огромная мотивация, которая важна для
общей организации урока (Р.Вике). Ориентация на продукт, считают Т. Копферман и
Р. 3игле, дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед
зрителем и поэтому все работают с полной отдачей.
Следует, однако, подчеркнуть, что ряд других исследователей ориентируют
проектную деятельность скорее на процесс, чем на продукт. Такую точку зрения
разделяют многие учителя иностранного языка, поскольку они считают, что суть
проектной деятельности при изучении иностранного языка - это прежде всего
коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности, а не
наоборот. План будущего проекта может носить более или менее развёрнутый
характер. Вот как может выглядеть план-набросок проекта в старших классах по теме
«Notre métier»:
Что является содержанием проекта?
-Профессии
-Выбор профессии учащимися, учителями, родителями, знакомыми.
Какие вопросы возникают в ходе работы над проектом?
-Сколько всего профессий в мире?
- Как часто выбираются те или иные профессии?
-Какую информацию о профессиях нужно знать, чтобы сформировался
выбор профессий?
- Как часто люди ошибаются в выборе профессии и почему?
-Как выбирали свою профессию учителя?
-Довольны ли родители своей профессией?
-Что должна приносить профессия – удовольствие или деньги?
-Почему профессия космонавта сейчас не модна?
Как мы будем решать эти проблемы?
-Возьмем интервью у родителей
-Проведем опрос среди учеников
-Опросим учителей и знакомых
-Изучим СМИ
-Посетим некоторые предприятия, сфотографируем
-Узнаем у учителей, какие профессии выбрали выпускники, уже окончившие
школу
Организация деятельности.
-Договориться о встрече с…
-Решить вопрос с фотоаппаратом, диктофоном
-Распечатать задания в команде
Что будет результатом (продуктом) проекта?
-Альбом
-Рекламный проспект
-Стенгазета
-Выставка
-Радиопередача
5. Подведение итогов, фаза рефлексии, имеет большое значение. Следует
отметить, что обсуждение итогов проекта теряет всякий смысл, если функцию
оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель. Очень важно, чтобы
учащиеся это делали самостоятельно с помощью учителя.
-Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта
от начала до конца)
-Как мы это сделали? анализируют задачи, методы их решения, трудности,
неудачи, интересные находки и спонтанные идеи)
- Зачем мы это сделали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта,
пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)
-Какие навыки мы приобрели во время этой работы? (Вопрос помогает
оценить умения, приобретённые ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что
для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют
также и организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за
порученное дело).
- Какие роли нам пришлось сыграть, осуществляя эту работу? (В процессе
обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта
потребовало от них использования различных ролей: менеджера. секретаря,
журналиста и т.д.)
-Что вы можете сказать о своем участии в этой работе и о деятельности всей
группы в целом? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных
учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку
группы. Многие делают для себя открытие: «Я даже не предполагал, как я уже много
знаю в языке!» Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые
резервы каждого, что также способствует успеху).
-Что можно было сделать ещё? (Учащиеся обсуждают процесс проект- ной
деятельности: что можно было сделать быстрее. лучше. в чём и каких им не хватало
знаний, что они в следующий раз сделают иначе.)
Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не
только конечный, но и промежуточные результаты, осознать правильность выбора
цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы
и выполнения плана работы.
ОШИБКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
К сожалению, зачастую наблюдается путаница в понимании обучающимися
и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.
Ошибки применения проектного метода в школе можно разделить на 2
большие группы: - ошибки, связанные с применением самого метода проектов;
-ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта.
Ошибки, связанные с применением самого метода проектов
1.Имитация проектной деятельности. Идет подмена основной задачи,
фактически происходит традиционное изучение тематического материала, который
затем оформляется в виде «проекта». В данном случае речь идет о традиционном
реферате с подготовкой презентации.
Нацеленность на презентацию - широко распространенная ошибка у
начинающих работать с проектным методом. Все акценты в работе расставляются
таким образом, чтобы подготовить качественную презентацию по теме проекта. При
этом совершенно забывается, что проект нацелен на решение конкретной проблемы,
именно решение проблемы является целью проекта, а презентация результатов – это
уже подведение итогов сделанной работы. Данная ошибка имеет принципиальное
значение, поскольку ориентирует подрастающее поколение не на реальные дела, а на
показушность.
2. Смешение понятий «проект» и «научное исследование», «проект» и
«коллективное мероприятие», «проект» и «социологическое исследование», «проект»
и «деловая или ролевая игра» и т.д.
Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта
1.Недостаточно внимания уделяется поиску и выбору актуальных и
интересных идей. Проект разрабатывается для решения проблемы. Задача – найти
проблему, которая будет по- настоящему значима для ребенка, так, чтобы ее
успешное решение было для него действительно важно. В этом случае высокий
мотивационный потенциал обеспечит вовлеченность, активность,
заинтересованность, ответственность, находчивость.
2. Слабый анализ проблемного поля. Полноценный анализ проблемного
поля, к сожалению, скорее исключение, чем правило. Даже в начальной школе
учителю надо стремиться вывести ребят на осмысление причинно-следственных
отношений, а в следующих классах это уже насущная потребность. Цепочка
изучения такова: Выявление (поиск) противоречий – описание проблем, вытекающих
из противоречий – описание актуальности, выбранной проблемы. От качества и
полноты анализа проблемного поля зависят выбор объекта и предмета исследования,
формулирование гипотезы-предположения, а самое главное определение цели и
постановка задач
3. Формальное целеполагание. Очень часто школьные проекты, минуя
анализ проблемного поля, сразу начинаются с готовой формулировки цели,
предложенной учителем.
4. Неэффективные формы презентации проекта. Качественно
подготовленная презентация проекта должна продемонстрировать с одной стороны,
объективные доказательства решения проблемы, а, с другой стороны, наглядно
показать педагогу и самим учащимся спектр и глубину освоенных знаний.
Презентация – это праздник, это завершение большой напряженной работы, поэтому
формализм и скука не должны омрачать радость данного события. Постройте
презентацию следующим образом: 1. слайд титульный. Название работы, авторы,
научные руководители. 2. Слайд. Объект, предмет, гипотеза 3. Слайд. Цель и задачи.
4. 4 – 11 слайды. Выполнение действий по каждой из задач, таблицы или графики,
связанные с работой. 5. Последний слайд. Выводы. Оптимальное количество слайдов
12-15. Основное правило: минимум текста. Текст – это устное сопровождение
презентации.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что именно проектная
деятельность помогает учителям и ученикам сделать шаг навстречу друг другу,
чтобы вместе шагать в этот трудный и загадочный мир познания истины, где каждый
может раскрыть себя, проявив свои скрытые способности. В этом мире есть общая
команда, которая поддержит, выручит, подскажет. И, главное, процесс обучения
становится важным, привлекательным, личностно-значимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод. 2002. №9.
2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка / Т.В.
Душеина // ИЯШ. – 2008. - № 5.
3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании// «Первое
сентября», выпуск 01, 2001 г.
4. Побокова О.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа /
О.А. Побокова // Новые возможности общения: достижения лингвистики,
технологии.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся
практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.
Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004.