"Работа с историческим источником на уроках истории как способ формирования патриотизма"
Автор: Калугина Наталья Вениаминовна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ №86 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: "Работа с историческим источником на уроках истории как способ формирования патриотизма" Раздел: среднее образование
Работа с историческим источником на уроках истории как способ
формирования патриотизма.
Под системой патриотического воспитания понимается совокупность
органов государственной власти и общественных организаций, а также их
деятельность по формированию у граждан высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания
является формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина - патриота Родины. Систему патриотического воспитания
формируют государство и общественные организации. Ее задача – дать
молодежи понятие о патриотическом сознании, о величии Родины, воспитать
гражданина России. Уроки истории всегда были призваны способствовать
воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный
материал для чего дает изучение истории России.
В связи с этим определены задачи патриотического воспитания в
концепции стандартов второго поколения:
Социализация школьников, формирование гражданской культуры,
приобщение к ценностям демократического, правового государства,
формирования гражданского общества;
Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности
к судьбе своей Родины;
Восстановления образа человека нравственного как личности цельной,
самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение
ценностей русской национальной истории и культуры.
С идеей общности судьбы учащиеся знакомятся на первых уроках
отечественной истории: « Восточные славяне в древности».
Можно без каких-либо комментариев привести здесь выдержку из
«Истории Государства Российского» Карамзина: «Презирая непогоды,
свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду;
питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою;
с чрезвычайною лёгкостию всходили на крутизны, спускались в расселины;
смело бросались в опасные болота и в глубокие реки. Думая без сомнения,
что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в
движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли без
всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей.
Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и
мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они
казались смуглыми, и все без исключения были русые, подобно другим
коренным европейцам». На основе данного отрывка в описаниях
современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.
Греческие летописи не упоминают ни об одном главном или общем
Полководце Славян: они имели вождей только частных; сражались не
стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, и всегда пешие,
следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению совей
особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной
осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но
бросаясь прямо в середину врагов. Не эти ли строки вызывают чувство
уважения и гордости за своих предков.
Примером безграничного героизма является пример Дмитрия Донского на
Куликовом поле:
У самого же великого князя все доспехи были помяты, пробиты, но на
теле его не было ран, а сражался он с татарами лицом к лицу, находясь
впереди всех в первой схватке. Многие князья и воеводы не раз говорили ему:
«Князь господин, не стремись впереди сражаться, но позади будь или на
крыле, или где-либо в стороннем месте». Он же отвечал им: «Да как же я
скажу: “Братья мои, подвигнемся все вместе до единого”, а сам свое лицо
скрою и стану прятаться позади? Не могу так поступить, но хочу как
словом, так и делом первым быть и на виду у всех главу свою сложить за
свою братию и за всех христиан. Пусть и другие, это видя, будут отчаянны
в своей дерзости». И как сказал, так и сделал, сражаясь тогда с татарами
впереди всех. И сколько раз справа и слева от него его воинов избивали, а
самого обступали, подобно воде, со всех сторон! И много ударов нанесли ему
по голове, и по плечам его, и по утробе его, но Бог защитил его в день брани
щитом истины и оружием благоволения осенил главу его, десницею своей
защитил его и рукою крепкою и мышцею высокою спас его Бог, давший
крепость ему.
А если вспомнить события Отечественной войны 1812г., которые
описывает сам Наполеон. Приятно сознавать, что больше всего Наполеона
шокировало и восхитило поведение русского народа. О народной войне
Наполеон говорил: "Самая грозная армия не может успешно вести войну
против целого народа, решившегося победить или умереть. Мы имели дело
уже не с жителями Литвы, равнодушными зрителями великих событий,
совершающихся вокруг них. Всё население, составленное из природных
русских, при нашем приближении оставляло свои жилища. На нашем пути
мы встречали только покинутые или выжженные селения. Бежавшие
жители образовывали шайки, которые действовали против наших
фуражиров. Они нигде не беспокоили сами войска, но захватывали всех
мародеров и отставших".
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без
патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить
людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому
патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством
духовного, политического и экономического возрождения страны, её
государственной целостности и безопасности. Патриотическое воспитание на
уроках истории одна из приоритетных направлений в работе учителей.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных
усилий не только в закреплении традиционного, оправдавшего себя временем
такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной
деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих
этот процесс.