Автор: Сычева Алевтина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №44 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Серпухов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования "Юный техник"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребёнка - детский сад № 44 «Колокольчик»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ – детский сад № 44
«Колокольчик»
_____________Л.В. Голубцова
«____» ______________20__ г
Программа дополнительного образования
«Юный техник»
Разработчик программы
Воспитатель
Сычева Алевтина Геннадьевна
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………
1.2. Планируемые результаты ………………………………… …………....
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и приемы реализации рабочей программы ………….
2.2. Содержание программы ………………………………………………
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников ………………………….
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация предметно - развивающей среды ……………………….
3.2. Перечень литературных источников ………………………………….
I. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем
общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним
общим образованием.
Современное общество живёт среди постоянно увеличивающегося потока
информации, который каждые несколько лет практически удваивается. Не
утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать
практические задачи человеку помогает компьютер. Психологическая
готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная
грамотность, культура использования персонального компьютера, как
средства решения задач деятельности, становятся сейчас необходимыми
каждому человеку независимо от сферы деятельности Лего-технология
робототехника интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах,
объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь
выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
С учетом информационно коммуникативных особенностей современного
общества, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
разработана программа дополнительного образования «Юный техник» по
обучению детей дошкольного возраста компьютерной грамотности и
технического творчества посредством легоконструирования и робототехники
Весьма актуальным на сегодняшний день является и тот факт, что в
современной
дидактике
компьютер
рассматривается
двусторонне:
как
средство обучения и как объект изучения. Наиболее часто ограничиваются
первым
направлением:
компьютер
используется
как
средство
обучения
различным
игровым
и
обучающим
программам.
Однако
полноценное
влияние компьютер как принципиально новое техническое устройство может
оказать
на
развитие
ребенка
лишь
в
том
случае,
если
учитываются
оба
направления.
Тогда
компьютер
становится
инструментом
познания
окружающей действительности.
Информатизация
дошкольного
образования
открывает
педагогам
новые
возможности для развития методов и организационных форм воспитания и
обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть
готовы
к
тому,
что
при
поступлении
в
школу
ребенок
столкнется
с
применением
вычислительной
техники.
Поэтому
заранее
необходимо
готовить
ребенка
к
предстоящему
взаимодействию
с
информационными
технологиями
В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя
различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе.
Современные люди живут в мире увеличения потоков информации,
постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей
информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее
сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть
готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас
необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к
техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но
и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию –
первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен
связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных
технологий.
Всё это нашло своё отражение в программе по обучению компьютерной
грамотности и технического творчества посредством легоконструирования
и робототехники
«Юный техник», предназначенной для детей старшего
дошкольного возраста.
Содержание программы «Юный техник» в соответствии с требованиями
ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел программы «Юный техник» определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию программы дополнительного
образования, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров
Содержательный раздел программы «Юный техник» включает описание
образовательной деятельности с детьми, взаимодействия взрослых с детьми,
взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников
Организационный
раздел
программы
«Юный
техник»
описывает
систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых
для
достижения
целей
парциальной
программы,
а
также
особенности
организации
образовательной
деятельности,
а
именно
описание:
педагогических, кадровых, материально-технических условий, особенностей
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды,
особенностей образовательной деятельности разных видов, место реализации
программы в режимах дня.
Программа дополнительного образования предусматривает работу с детьми
5-7 лет и реализуется в 2 этапа: в старшей и подготовительной к школе
группе. Программа реализуется в течение учебного года: с сентября по
май ежегодно. Непосредственно образовательная деятельность
проводится по подгруппам:
1 раз в неделю – старшая группа. Общее количество занятий в год - 36
1 раз в неделю - подготовительная к школе группа. Общее количество
занятий в год - 36
Продолжительность НОД в старшей группе – 25 минут, в
подготовительной к школе группе – 30 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-
13 от 15.05.2013 №26.
Подбор детей в студию производится в соответствии с их желанием.
Цели программы:
повышение грамотности детей в соответствии с требованиями,
предъявляемыми современным уровнем развития компьютерных
технологий
усвоение теоретических знаний по наиболее продуктивному
использованию компьютерной техники, а также навык работы с
различными прикладными программами
Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие
воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность,
конструирование по собственному замыслу.
Задачи программы:
познакомить детей с компьютером, с историей ЭВМ;
помочь преодолевать при необходимости психологический барьер
между ребенком и компьютером
познакомить с правилами безопасной работы на компьютере,
обеспечивать здоровьесберегающую среду
формировать
опыт
практической,
познавательной,
творческой
и
другой деятельности с современным программным обеспечением
развитие
логического
мышления,
развитие
образного
мышления,
раскрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание
мотивации
к
использованию
собственных
талантов,
интереса
к
решению учебных и жизненных задач
Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать
целостно-расчлененное
представление
о конструируемом
объекте.
Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.
Проводить
ознакомление
с окружающим
миром
с
помощью
моделирования из конструктора Лего,
создание
условий
для
развития
интеллектуальных
и
творческих
способностей
Данные цели достигаются в процессе разнообразных видов деятельности:
игровой, учебной, двигательной, художественной.
Принципы и подходы к формированию программы дополнительного
образованиям «Юный техник»
В соответствии со Стандартом парциальная программа построена на
следующих принципах:
1 Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям (принцип личностного подхода в обучении). Требует, чтобы
содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и
индивидуальному развитию обучаемых
2 Принцип доступности. Заключается в необходимости соответствия
содержания материала, методов и форм обучения уровню развития детей.
Доступность определяется многими факторами: тщательным отбором
содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его
подачи и т.д
3 Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования
представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и
явлений
4 Принцип систематичности и последовательности. Предполагает
преемственность (т.е. логическую последовательность и связь) в процессе
обучения: новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
5
Принцип
воспитывающего
и
развивающего
обучения.
Направлен
на
всестороннее
развитие
личности
ребёнка. Предполагает
развитие
самостоятельности,
инициативы,
творчества;
развитие
познавательных
способностей и творческих сил (умение анализировать, обобщать, выделять
главное, сравнивать, сопоставлять, делать выводы) и др.
Отличительные особенности программы:
Данная рабочая программа позволяет конкретизировать систему работы с
детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач.
Творческий процесс учит детей исследовать, открывать, логически мыслить,
делать выводы. А также в полной мере развивать индивидуальные
способности детей.
Положительным результатом реализации данной программы я считаю не
только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и
сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их
потенциальные возможности, а также участие детей и родителей в конкурсах,
выставках различного уровня, в том числе и с присвоением призовых мест.
1.2 Планируемые результаты:
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы «Юный
техник» (в соответствии с ФГОС ДО).
К семи годам:
узнает правила техники безопасности при работе на компьютере
узнает основные этапы развития ЭВМ, примерные характеристики
поколений ЭВМ;
узнает название и функциональное назначение основных устройств
компьютера,
иметь
представление
о
сущности
информационных
процессов, об основных носителях информации, процессе передачи
информации;
узнает правила работы в компьютерном классе
будет уметь пользоваться игровыми и обучающими программами
будет уметь пользоваться графическим редактором: создание рисунков
и схем, с использованием различных инструментов (карандаш, кисть,
распылитель, заливка, фигуры), закрашивание рисунков с помощью
заливки, распылителя
различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать
собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность,
внимательность, умение работать в коллективе, находчивость,
творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность,
интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую
деятельность, эстетический вкус.
II. Содержательный раздел
2.1. Формы, способы, методы и приемы реализации рабочей программы
Формы проведения:
Предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдано тем,
которые
имеют
многофункциональный
характер,
способствуют
развитию
детей познавательной активности и ее самореализации, интересны самим
детям,
органически
вписываются
в
современный
учебно-воспитательный
процесс.
Педагогический процесс строится в виде:
Интерактивных занятий.
По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или
«игры-открытия».
Ведущим
принципом
построения
занятия
является
принцип развивающего обучения.
Все занятия – интерактивны. Дети выполняют задания в тетрадях, решая
занимательные
задачи,
а
так
же
выполняют
задания
на
компьютерах,
закрепляя полученные знания и навыки работы на компьютере: собирают
пазлы,
рисуют,
играют.
В
такой
атмосфере
гораздо
легче
запоминаются
термины и понятия информатики.
Задача
таких
занятий
не
только
в
том,
чтобы
передавать
информацию,
возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже не
маловажно, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать
новое посредством компьютера. В конечном итоге интерактивные занятия
призваны
развивать
наблюдательность,
зрительную
память,
воображение,
ассоциативное
мышление,
чувственно-эмоциональную
с ф е р у,
познавательную и творческую активность детей.
В ходе занятий дети “проживают” определенную тематическую ситуацию. В
этих играх “разговаривают” друг с другом ребенок, педагог и компьютер
Познавательных
бесед
–
развивающих
мышление
ребенка,
осмысленное
восприятие получаемой информации. Беседы организуются как итоговые по
окончании определенной темы, так и исторические - в которых дети узнают о
истории
возникновения
компьютера
и
компьютерной
техники,
о
видах
компьютеров.
Олимпиады и конкурсы – организуются два раза в год. Это, своего рода,
итоговые занятия в которых дети демонстрируют свои знания и умения.
Оформления выставок компьютерных рисунков выполненных самими детьми
Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического
опыта и движущая сила развития личности. Выставки бывают тематическими
и
сезонными.
Местом
оформления
выставки
бывает
групповая
комната,
изостудия, холл. Темы выставляемых рисунков определяются содержание
занятий по информатике. Создавая собственные маленькие произведения,
дети
выражают
свое
отношение
к
информационным
технологиям,
приобретают умения работы на компьютере.
Компьютерные
игры
–
самое
сильное
средство
для
обучения,
развития
ребенка. Компьютерные игры подбираются в соответствии с требованиями:
Основной формой работы по программе является непосредственно
образовательная
деятельность,
осуществляемая
фронтально
(или
по
подгруппам) с детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю в
первой (или во второй) половине дня длительностью 30 мин, где 15 мин
отводится на теоретическую часть и 15 мин на практическую часть В год
проводится 36 НОД.
Специально для реализации программы «Юный техник» разработан цикл
бесед-презентаций
с
использованием
ИКТ.
Беседы-презентации
с
использованием ИКТ организуются 1-2 раза в месяц во второй половине дня,
продолжительность - 10 минут, что соответствует требованиям СанПин к
организации деятельности с использованием компьютеров для детей 5-7 лет.
Оборудование: СD-диски «История возникновения компьютера», «Правила
нахождения в компьютером классе» «Компьютерная техника и назначение»,
«Музыка для релаксации» «Гимнастика для глаз», картотека пальчиковой
гимнастики, компьютер, экран, тетради для индивидуальной работы.
В НОД включены:
- физминутки, пальчиковая гимнастика
- работа с электронными дидактическими пособиями
Методы и приемы:
- словесные (объяснение в целом, словесные указания, поощрения, вопросы)
-
наглядные
(демонстрация
изображения
–
частичная
или
полная,
последовательный показ способов изображения – частичный или полный,
работа вместе с ребенком, подробное рассматривание и анализ предмета,
наблюдение,
рассматривание
иллюстраций,
просмотр
презентаций,
использование
схем
поэтапного
выполнения
работы,
электронные
д и д а к т и ч е с к и е
п о с о б и я )
-
игровые
(дидактические
игры,
создание
игровых
ситуаций)
Основные функции технического искусства
Познавательная функция Посещая компьютерные занятия у детей
наблюдается высокое развитие мыслительных операций в процессе игровой
деятельности (умение анализировать, выделять важные свойства объектов,
сравнивать их, соединять части в целое в соответствии с конструкцией
объектов – умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на
основе сходства и различий признаков и др.); улучшается развитие
зрительно-двигательной и кратковременной памяти; пространственного
расположения предметов и пространственных двигательных реакций,
связанных с управлением; совершенствование мелкой и крупной моторики
руки
Развивающая функция Развитие основных психических процессов: памяти,
внимания, воображения, мышления; развитие бережного и ответственного
отношения к своему физическому и духовному здоровью; развивать умение
выделать главное, существенное, обобщать имеющиеся факты;
Воспитательная функция Воспитывается умение преодолевать трудности,
оценивать свои возможности адекватно; быстро и качественно выполнять
задания; уверенность в себе и бережное отношение к информации и
вычислительной техники; воспитывать трудолюбие, стремление достигать
задуманных результатов; воспитание информационной культуры
Интеграция образовательных областей:
«Социально
-
коммуникативное
развитие»
-
Развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
собственных
действий,
развитие
эмоциональной
отзывчивости.
Формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества.
Формирование
основ
безопасного
поведения в быту.
«Познавательное развитие» - Развитие любознательности и познавательной
мотивации, формирование познавательных действий. Развитие воображения
и творческой активности, формирование первичных представлений о себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях
объектов окружающего мира
«Речевое развитие» - Владение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской
литературой.
«Физическое развитие» -Приобретение опыта в видах деятельности детей,
развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к работе на
компьютере
(компьютерной
игре)
через
развивающие
игры,
логические
задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с
поставленной задачей.
II этап - основной.
Включает
в
себя
овладение
способом
управления
программой
для
достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Включается
гимнастика
для
глаз,
пальчиковая
гимнастика
для
снятия
усталости зрительного, моторного аппарата во время работы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для
глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный
массаж,
массаж
впереди
стоящему,
комплекс
физических
упражнений,
расслабление под музыку) .
2.2. Содержание программы
Перспективный тематический план (подготовительная группа)
Блок «Компьютерная азбука»
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
Правила
работы в
компьютерно
м классе и
техника
безопасности
Знакомство с
лего
конструирова
нием
/ 3 занятия
Познакомить с
правилами
работы в
компьютерном
классе., с
техникой
безопасности
работы с
компьютером и с
гимнастку для
глаз.
Рассказ Смайлика о Правила работы за
компьютером, о технике
безопасности. Продолжать знакомство
с запрещающими и разрешающими
знаками (картинками) Инсценировка
различных ситуаций Знакомство с лего
конструированием
Презентация
«Правила поведения
в компьютерном
классе Упражнения
для глаз
ОКТЯБРЬ
Знакомство с
компьютером
Рассматрива
ние
образцов-
лего моделей
/ 2 занятия
Знакомство с
компьютером, его
свойствами,
назначением.
Познакомить с
историей
возникновения
Для чего нужен компьютер? История
возникновения компьютера Кому
нужен компьютер в работе? Где можно
увидеть компьютер? (беседа)
Рассматривание образцов- лего
моделей
Презентация
«История
возникновения
компьютера»
НОЯБРЬ
Устройство
компьютера
/3занятия
Познакомить с
составными
частями
компьютера, с
устройствами
ввода и вывода
информации
Рассказ Смайлика о составных частях
компьютера: мониторе, системном
блоке, приборах ввода и вывода
информации – принтер, колонки; Дид.
Игра: «Назови правильно» Лего
модели и компьютерная графика
Презентация «Из
чего состоит
компьютер»
Карточки с
изображением
Смайликов
Блок «Компьютерная практика»
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ
ДЕКАБРЬ
Знакомство с
рабочим
столом./
Практикум/
3 занятия
Дать понятие
«рабочий стол»,
научить украшать
«рабочий стол»
Рассказ Смайлика о
Пиктограммах, ярлыках;
Практическое задание: Укрась
«рабочий стол» Построение лего
моделей на рабочем столе
ЯНВАРЬ
Мышь и ее
устройство
Продолжать
знакомить с
устройством ввода –
МЫШЬ.
Рассказ Смайлика о устройстве
ввода – МЫШЬ, ее свойствах,
устройстве, функции.
Практическое применение:
Цветное лего конструирование
Презентация
«Мышка»
Лого пеналы с
муляжами Мышь.
ФЕВРАЛЬ
Знакомство с
мышью. Один
щелчок мыши
Научить нажимать на
левую кнопочку
мыши один раз
Рассказ Смайлика о левой кнопке
мыши, демонстрация одиночного
щелчка мыши
дид. задание «Повтори»
Лего модели -транспорт
Презентация
«Мышка»
Лого пеналы с
муляжами Мышь
Знакомство с
мышью.
Двойной
щелчок мыши
Научить нажимать на
левую кнопочку
мыши два раза,
выполнять двойной
щелчок
Рассказ Смайлика о левой кнопке
мыши, демонстрация двойного
щелчка мыши.
Практические упражнения –
«Сделай так же»
Лего модели -фауна
Презентация
«Мышка»
Лого пеналы с
муляжами Мышь
Знакомство с
мышью
Научить
перетаскивать
элементы с помощью
мыши
Рассказ Смайлика о левой кнопке
мыши, демонстрация способа
перетаскивания мышью.
Развивающая программа «Пазлы
для всей семьи»
Лего модели –дома и здания
Презентация
«Мышка»
«Пазлы для все
семьи»
Лого пеналы с
муляжами Мышь
МАРТ
Знакомство с
клавиатурой
Познакомить с
устройством ввода –
клавиатурой, учит
пользоваться
некоторыми кнопками
Рассказ Смайлика о устройстве
ввода информации клавиатуре, о
ее свойствах, устройстве, о
некоторых кнопочках: кнопки –
буквы; кнопки – цифры;
кнопки – стрелки;Enter; delete;
пробел
Лего модели –улица нашего
города
Презентация
«Клавиатура»
Лого пеналы с
муляжами
Клавиатура.
Знакомство с
программами
Дать понятие
«программа», учить
различать ярлычки
программ
Рассказ Смайлика о ярлычках
знакомых программ:Paint; Tux
Paint; Раскрась –ка. Дид игра:
«Найди ярлычок»
Лего модели –город моей мечты
АПРЕЛЬ
С файлами и
Дать понятие
Рассказ Смайлика о папках и
папками
«папка»,»файл»,
учить различать их
ярлыки
файлах. Рассмотреть внешний
вид, познакомить со свойства.
Дид игра: «Найди и назови
отличие» Лего модели –мой
любимый детский сад
МАЙ
Тестовое
занятие
«Компьютер –
что это?»
Выявить уровень
знаний и умений
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель: Развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Создание
необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей.
Задачи: Создать в детском саду условия для разнообразного по содержанию
и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми, привлекать семьи
воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
Формы работы:
индивидуальное или групповое консультирование;
просмотр родителями занятий
привлечение семей к различным формам совместной с детьми или
педагогами деятельности;
анкетирование;
опрос;
беседы с членами семьи;
наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
формирование единого понимания педагогами и родителями целей и
задач воспитания и обучения детей;
педагогическое просвещение родителей;
общие и групповые родительские собрания;
совместные досуги, праздничные мероприятия;
информационные стенды
Консультации для родителей:
-«Что нужно знать о компьютере»
-«Компьютерная сеть Интернет»
-«Компьютер: вред или польза»
-«Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере»
Взаимодействие
взрослых
с
детьми
является
важнейшим
фактором
развития
ребенка,
причём взрослый выступает в процессе приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности и приобретения ребёнком
общих культурных умений в роли партнера, а не руководителя, поддерживая
и
развивая
мотивацию
ребенка.
Взрослый
участвует
в
реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется
сама
природа
дошкольника.
Ведущими
видами
детской
деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
п р од у кт и в н а я
и
д р . Для
личностно-порождающего
взаимодействия
характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а
строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные
особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения.
Cотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности,
их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда,
где возникают качества развивающейся личности ребенка. Понятие
«совместная деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но
всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной
деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и
осуществление общей деятельности.
Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают
совместные цели, программа действий и разделение функций, координируют
средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Психолого-педагогические
условия,
обеспечивающие
развитие
ребенка
Парциальная программа «Компьютерный мир дошколят» предполагает
создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих
развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми.
2.
Ориентированность
педагогической
оценки
на
относительные
показатели детской успешности.
3. Создание развивающей образовательной среды.
4.
Сбалансированность
репродуктивной (воспроизводящей
готовый
образец) и
продуктивной (производящей
субъективно
новый
продукт)
деятельности.
5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенка дошкольного возраста.
6. Профессиональное развитие педагогов.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основные требования к организации среды:
содержательность, насыщенность;
трансформируемость;
полифункциональность;
вариативность;
тематичность;
доступность;
безопасность;
здоровьесбережение;
эстетичность и привлекательность.
Методическая литература
1.
Образовательное пространство ДОУ «Развитие навыков работы с
компьютером у детей 4-7 лет» издательство учитель автор ЗМ
Габдуллина 2011г
2.
Дополнительное образование ДОУ «Дошкольник + компьютер»
издательство учитель автор ЛА Коч, ЮА Бревнова 2011г
3.
Компьютер для дошкольников ДИ Гордиевич Минск Харвест 2009.
4.
Развивающая информатика. Рабочая тетрадь для 1 (2, 3, 4) класса.
Авторы: Павловский А.И. и др. Год издания — 2012.
5.
Занимательный компьютер. Авторы: Симонович С.В., Евсеев Г.А. Год
издания — 1999..
6.
Компьютер для детей. Автор: Зыкина О. В. Год издания — 2007
7.
Энциклопедия профессора Фортрана. Авторы: Зарецкий А.В. и др. Год
издания — 1991.
8.
Изучаем компьютер Дуванов А Эксмо 2012г.