Автор: Душкина Любовь Дмитриевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВГПЭК"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: среднее профессиональное
«ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Душкина Л.Д.
ГБПОУ ВО «ВГПЭК»,
г. Воронеж
metodvgpek@yandex
Успешное решение экономических задач, сопровождается повышением
роли человеческого фактора. В этой связи социальный заказ нашего общества,
который должна выполнить система Народного Образования - формирование,
творческой, работоспособной деловой личности. В настоящее время в основе
развития
теории обучения (в том числе и творческого мышления) лежит
собственная учебная деятельность обучаемого. Таким образом, деятельностный
подход
к
обучению
должен
быть
взят
на
вооружение
педагогом.
В
педагогической деятельности преподаватель должен
добиваться улучшения
отношения студентов к учебному труду. Очень важно чтобы они не теряли
интерес
к
учению,
не
были
бы
инфантильны,
безынициативны,
занимали
активную
жизненную
позицию.
Новые
технологии
обучения
не
позволяют
превратить обучающегося в пассивного созерцателя, формирует личность.
О деятельностном подходе в обучении
Рассматривая
деятельностный
аспект
самореализации,
И.
С.
Кон
отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение
[1, 2c.]. Любой индивид развивается в деятельности.
Кто ставит цель урока? (Преподаватель.)
Кто реализует цели, выдвинутые преподаватель? (До некоторой степени -
обучающийся, но совместно с преподавателем.)
Кто контролирует действия студентов? (Преподаватель.)
Кто оценивает действия обущаюшихся? (Преподаватель.)
Таким
образом,
студент
частично
выполняет
лишь
один
компонент
деятельности
-
участвует
в
реализации
цели
занятия.
Итак,
выявляется
разорванность деятельности и соответственно развитие обучаемого.
За годы учебы он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после
этого
удивляться
безынициативности,
инфантильности
выпускников,
отсутствию
у
них активной жизненной позиции. В течение всего времени
обучения учащийся являются объектом педагогического воздействия. И одна
из
важнейших
задач
реформы
школы
-
превращение
их
из
объектов
педагогического
воздействия
в
субъекты
собственной
деятельности. Перед
учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности.
Это
сопряжено
с
объективной
необходимостью
принимать
на
себя
ответственность
за
глобальные
последствия
конкретных
педагогических
деяний» [3, 12с.].
Задача
педагога
-
научить
учиться
или
по
-
другому
совершать учебную деятельность. А для этого нужно использовать новые
технологии
обучения.
Первая,
изначальная
форма
-
введение обучающих в
ситуацию коллективной деятельности группы, когда каждый чувствует себя
наравне с преподавателем и участвует в дискуссии по решению всех вопросов,
касающихся организации и проведения работы. Конечная цель этой формы
организации учебной деятельности - осознание каждым студентом факта, что
для развития, необходимо на основе целеполагания научиться планировать ту
работу, которую он еще не совершал, затем реализовать этот план, обязательно
самому себя проконтролировать и оценить работу, а затем с учетом этой оценки
определять новую цель. Вторая форма - коллективная работа в паре или в
четвертке. При этом каждый обучаемый решает небольшую задачу на основе
результатов
индивидуальной
работы
студентами
выполняется
общая
совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре - общая
работа четырех учащихся. Такая форма организации учебной деятельности
целесообразна после изучения темы на стадии содержательного обобщения.
Организация коллективной деятельности
К подготовительной стадии организации учебной деятельности учащихся
следует
отнести
процесс
формирования
минигрупп
(по
4
человека).
Необходимость создания групп
обусловлена тем, что любая деятельность (в
том числе и учебная) носит общественный характер. Впоследствии по мере
необходимости
можно
перекомплектовать
группы,
чтобы
в
них
входили
учащиеся с разным уровнем познавательных возможностей. Экспериментально
мной было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности
является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких
психологических
новообразований,
как
способность
к
адекватному
самоконтролю
и
самооценке.
Поэтому
нужно
начать
с
формирования
у
учащихся этих компонентов деятельности. При этом необходимо подчеркнуть,
что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения
требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой.
Формы реализации самоконтроля и самооценки должны быть на всех этапах
занятия. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом занятии
должна
быть
организована
такая
учебная
деятельность,
при
которой
реализуются
все
ее
компоненты.
Это
возможно
в
том
случае,
если
преподаватель
предусматривает
действия
исполнительском
и
рефлексивно-
оценочном этапах. На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы
и противоречия в знаниях, полученных на предыдущих занятиях обучающийся
совместно с преподавателем формулирует цель занятия и планирует действия
по реализации этой цели. В соответствии с этим планом на операционально-
исполнительском
этапе
он
выполняет
действия,
направленные
на
усвоение
содержания
и
способов
деятельности.
Этот
завершается
действием
моделирования содержания и способов деятельности. Наконец на рефлексивно-
оценочном этапе должны быть осуществлены действия по приложению этих
способов к нестандартным условиям, т. е. обучаемый контролирует и оценивает
усвоение
способа
деятельности
и
степень
его
использования
для
решения
нестандартных задач. Контроль и оценка должны присутствовать на всех этапах
занятия. Так, на ориентировочно - мотивационном этапе в первую очередь
преподаватель
организует
самооценку
выполнения
учащимися
домашнего
задания. Он проводит предварительную беседу с учащимися о значении умения
объективно оценивать себя. Преподаватель говорит о том, что оценка должна
всегда
быть
адекватной
(соответствующей)
как
качеству
и
количеству
вложенного
ими
труда,
так
и
результату
труда.
Если
учащийся
склонен
к
завышению оценки своих возможностей, способностей, то в будущем он будет
претендовать
на
те
виды
работы,
на
которые
фактически
не
способен.
Необходимо обратить
внимание, что нельзя и занижать самооценку. В этом
случае
формируется
робкий,
не
уверенный
в
своих
силах
человек,
всегда
чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в
той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не
замечают
и
большой
ответственной
работы,
с
которой
он
вполне
бы
мог
справиться,
не
поручают.
Такие
люди
особенно
остро
переживают
свое
положение в окружении людей с завышенной самооценкой, нельзя и занижать
самооценку. В этом случае формируется робкий, не уверенный в своих силах
человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои
способности в той или иной работе.
Таким образом, личность как субъекта жизни характеризует потребность
в собственном развитии. [1, 30с.] И все формы организации деятельности
должны выводить педагога на уровень формирования личности обучающихся.
Средством формирования личности при этом является содержание образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / - М.: Мысль, 1991. 30 с
2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат,
1984. 2 c.
3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале
межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 12 с.