Напоминание

"ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"


Автор: Душкина Любовь Дмитриевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВГПЭК"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В

СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Душкина Л.Д.

ГБПОУ ВО «ВГПЭК»,

г. Воронеж

metodvgpek@yandex

Успешное решение экономических задач, сопровождается повышением

роли человеческого фактора. В этой связи социальный заказ нашего общества,

который должна выполнить система Народного Образования - формирование,

творческой, работоспособной деловой личности. В настоящее время в основе

развития

теории обучения (в том числе и творческого мышления) лежит

собственная учебная деятельность обучаемого. Таким образом, деятельностный

подход

к

обучению

должен

быть

взят

на

вооружение

педагогом.

В

педагогической деятельности преподаватель должен

добиваться улучшения

отношения студентов к учебному труду. Очень важно чтобы они не теряли

интерес

к

учению,

не

были

бы

инфантильны,

безынициативны,

занимали

активную

жизненную

позицию.

Новые

технологии

обучения

не

позволяют

превратить обучающегося в пассивного созерцателя, формирует личность.

О деятельностном подходе в обучении

Рассматривая

деятельностный

аспект

самореализации,

И.

С.

Кон

отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение

[1, 2c.]. Любой индивид развивается в деятельности.

Кто ставит цель урока? (Преподаватель.)

Кто реализует цели, выдвинутые преподаватель? (До некоторой степени -

обучающийся, но совместно с преподавателем.)

Кто контролирует действия студентов? (Преподаватель.)

Кто оценивает действия обущаюшихся? (Преподаватель.)

Таким

образом,

студент

частично

выполняет

лишь

один

компонент

деятельности

-

участвует

в

реализации

цели

занятия.

Итак,

выявляется

разорванность деятельности и соответственно развитие обучаемого.

За годы учебы он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после

этого

удивляться

безынициативности,

инфантильности

выпускников,

отсутствию

у

них активной жизненной позиции. В течение всего времени

обучения учащийся являются объектом педагогического воздействия. И одна

из

важнейших

задач

реформы

школы

-

превращение

их

из

объектов

педагогического

воздействия

в

субъекты

собственной

деятельности. Перед

учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности.

Это

сопряжено

с

объективной

необходимостью

принимать

на

себя

ответственность

за

глобальные

последствия

конкретных

педагогических

деяний» [3, 12с.].

Задача

педагога

-

научить

учиться

или

по

-

другому

совершать учебную деятельность. А для этого нужно использовать новые

технологии

обучения.

Первая,

изначальная

форма

-

введение обучающих в

ситуацию коллективной деятельности группы, когда каждый чувствует себя

наравне с преподавателем и участвует в дискуссии по решению всех вопросов,

касающихся организации и проведения работы. Конечная цель этой формы

организации учебной деятельности - осознание каждым студентом факта, что

для развития, необходимо на основе целеполагания научиться планировать ту

работу, которую он еще не совершал, затем реализовать этот план, обязательно

самому себя проконтролировать и оценить работу, а затем с учетом этой оценки

определять новую цель. Вторая форма - коллективная работа в паре или в

четвертке. При этом каждый обучаемый решает небольшую задачу на основе

результатов

индивидуальной

работы

студентами

выполняется

общая

совместная работа; а потом по результатам совместной работы в паре - общая

работа четырех учащихся. Такая форма организации учебной деятельности

целесообразна после изучения темы на стадии содержательного обобщения.

Организация коллективной деятельности

К подготовительной стадии организации учебной деятельности учащихся

следует

отнести

процесс

формирования

минигрупп

(по

4

человека).

Необходимость создания групп

обусловлена тем, что любая деятельность (в

том числе и учебная) носит общественный характер. Впоследствии по мере

необходимости

можно

перекомплектовать

группы,

чтобы

в

них

входили

учащиеся с разным уровнем познавательных возможностей. Экспериментально

мной было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности

является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких

психологических

новообразований,

как

способность

к

адекватному

самоконтролю

и

самооценке.

Поэтому

нужно

начать

с

формирования

у

учащихся этих компонентов деятельности. При этом необходимо подчеркнуть,

что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения

требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой.

Формы реализации самоконтроля и самооценки должны быть на всех этапах

занятия. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом занятии

должна

быть

организована

такая

учебная

деятельность,

при

которой

реализуются

все

ее

компоненты.

Это

возможно

в

том

случае,

если

преподаватель

предусматривает

действия

исполнительском

и

рефлексивно-

оценочном этапах. На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы

и противоречия в знаниях, полученных на предыдущих занятиях обучающийся

совместно с преподавателем формулирует цель занятия и планирует действия

по реализации этой цели. В соответствии с этим планом на операционально-

исполнительском

этапе

он

выполняет

действия,

направленные

на

усвоение

содержания

и

способов

деятельности.

Этот

завершается

действием

моделирования содержания и способов деятельности. Наконец на рефлексивно-

оценочном этапе должны быть осуществлены действия по приложению этих

способов к нестандартным условиям, т. е. обучаемый контролирует и оценивает

усвоение

способа

деятельности

и

степень

его

использования

для

решения

нестандартных задач. Контроль и оценка должны присутствовать на всех этапах

занятия. Так, на ориентировочно - мотивационном этапе в первую очередь

преподаватель

организует

самооценку

выполнения

учащимися

домашнего

задания. Он проводит предварительную беседу с учащимися о значении умения

объективно оценивать себя. Преподаватель говорит о том, что оценка должна

всегда

быть

адекватной

(соответствующей)

как

качеству

и

количеству

вложенного

ими

труда,

так

и

результату

труда.

Если

учащийся

склонен

к

завышению оценки своих возможностей, способностей, то в будущем он будет

претендовать

на

те

виды

работы,

на

которые

фактически

не

способен.

Необходимо обратить

внимание, что нельзя и занижать самооценку. В этом

случае

формируется

робкий,

не

уверенный

в

своих

силах

человек,

всегда

чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в

той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не

замечают

и

большой

ответственной

работы,

с

которой

он

вполне

бы

мог

справиться,

не

поручают.

Такие

люди

особенно

остро

переживают

свое

положение в окружении людей с завышенной самооценкой, нельзя и занижать

самооценку. В этом случае формируется робкий, не уверенный в своих силах

человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои

способности в той или иной работе.

Таким образом, личность как субъекта жизни характеризует потребность

в собственном развитии. [1, 30с.] И все формы организации деятельности

должны выводить педагога на уровень формирования личности обучающихся.

Средством формирования личности при этом является содержание образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / - М.: Мысль, 1991. 30 с

2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат,

1984. 2 c.

3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале

межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 12 с.



В раздел образования