Автор: Шереметова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа№4"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Игровые формы на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4»
Методическое сообщение
Тема: Игровые формы на уроках сольфеджио.
Преподаватель: Шереметова Е.В.
Псков, 2017г.
Игровые формы на уроках сольфеджио.
Исследования показывают что человек в ходе обучения усваивает 5 %
информации слушая речь, 10% из самостоятельного прочтения книг,
журналов и т.д., 20% визуальной информации, 50% изученной информации в
ходе обсуждения, 75 % информации которая усваивалась когда ее закрепляли
на практике.
Как писал выдающийся педагог- инноватор В.А. Сухомлинский
«Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать,
я стремился перейти к новому виду работы.» Монотонная работа
действительно быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение
внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее чем
взрослые. По этому на уроках обязательно необходимо разнообразить работу
ребенка.
Главное отличие современных методов обучения от традиционных –
создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования
ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность
включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Игровые методики
на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не
только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися
теоретических знаний. Широкую популярность в использовании для
младших классов на уроках сольфеджио получили ладовые и ритмические
игры.
К ладовым играм можно отнести такие как «Приветствие и прощание»,
«Вопрос-ответ»- где преподаватель и учащиеся ведут музыкальный диалог с
использованием импровизации. Или такие игры как «Отгадай загадку»,
«Угадай песенку» в первой отгадываются сыгранные ступени, а вторая
аналогична устному диктанту на известные мелодии.
Среди ритмических игр популярны «Произнеси своё имя»- где ученики
произносят сначала имена по слогам на 2/4, а потом на 3/4 и «Напиши свое
имя» где пропевается фраза с именем, а учащиеся записывают ритмический
рисунок. Так же очень удобно использовать на уроках ритмические карточки,
как для легких ритмических диктантов, так и для одноголосных диктантов
как вспомогательный материал. Можно устраивать учащимся командные
соревнования деля группу на 2 команды.
Очень удобна игра «Ладушки» при прохождении размеров,
определения слабой и сильной доли
Детям младших классов очень нравится использование на занятиях
различных шумовых инструментов, которые они могут сделать даже
самостоятельно. С помощью таких инструментов легко проводить такие
игры как «Бесконечное эхо» где дети по очереди исполняют заданный
ритмический рисунок или «Шумовой оркестр» в начале может представлять
только диалог на заранее выученных стихотворениях с использованием
детских музыкальных инструментов, позже можно включать стихотворения с
ритмическими партитурами по голосам.
Как мне кажется из собственного опыта самыми интересными как для
младших классов, так и для более старших стали дидактические игры
«Музыкальное лото» и «Музыкальное домино» в которым можно
использовать совершенно любой материал например «Интервалы»,
«Трезвучия и их обращения», «Кварто-квинтовый круг тональностей»,
«Доминантсептаккорд с обращениями», а так же можно использовать при
составлении гармонических последовательностей.
Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по указанным
темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу домино.
Задание может выполняться индивидуально, парами, командами.
«Музыкальное лото» отличается тем что вместо косточек домино есть
игровое поле и комплект карточек. Задания дифференцируются в
зависимости от класса учащихся. (В играх «Трезвучия и их обращения»,
«Доминантсептаккорд с обращениями», «Гармонические
последовательности» результаты обязательно пропеваются и закрепляются
игрой на фортепиано.)
Все эти игры есть на просторах интернета, их запросто можно найти.
Но можно не останавливаться на том что есть , дополнять их чем то своим, а
может быть и выдумывать что-то новое. Ведь работа преподавателя это тоже
увлекательный творческий путь.
Игровые формы, используемые на уроке, повышают
заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить
работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный
процесс – заинтересовать. Выполняя какую – либо роль в творческой игре,
даже самый невнимательный и неусидчивый ребенок приобретает многие
положительные качества. Применение игровых форм работы в обучении
помогает как ученикам младших, так и старших классов легче усваивать
новые знания- закрепляя их на практике, заниматься с радостью и
увлечением.
Приложение:
1 Ладовые игры
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с
психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как
восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле
внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие
любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия,
правила и законы музыкальной науки.
«Музыкальное приветствие и прощание»
Проводится в начале и в завершении урока. Преподаватель пропевает
приветствие или прощание обращаясь ко всей группе, а один из детей или
весь класс должны ответить исполняя ответ на определенных ступенях. набор
приветствий и прощаний будет постепенно расширяться по мере знакомства с
разными ступенями лада.
Пример на приветствие: Преподаватель «Здравствуйте ребята»,
учащиеся: «Здравствуйте!»
Пример на прощание: преподаватель «До свидания девочки, до
свидания мальчики, до свидания белочки, до свиданья зайчики. До свидания
школа, наш урок весёлый!» Ученики: «Все что мы узнали, все домой
забрали.»
«Вопрос-ответ»
Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её
на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со
ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает, какой –
либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на
любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же
тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «На
чём ты приехал в школу?», «Любишь ли ты читать?» и т. д.
«Отгадай загадку»:
Преподаватель играет на инструменте последовательность ступеней.
Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из
ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно
записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в
определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать
для настройки в какой-либо тональности перед диктантом.
«Узнай песенку»:
Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель
говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка»
споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые
показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в
указанной тональности.
«Живое пианино»:
Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша»,
«ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть»
на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто
последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на
участника игры, который пропевает свой звук.
2 Ритмические игры
«Угадайка»
Преподаватель играет музыкальную фразу из знакомой песни,
предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с
ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Подбери карточки к заданному размеру»
Игра направлена на развитие чувства метра. Педагог показывает детям
маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка –
это один такт. Далее эти карточки-такты с различными вариантами
ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих
детей, каждому из которых задаётся свой размер: например – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,
6/8. Задача-минимум – выбрать из имеющихся карточек ритмические
рисунки, подходящие к заданному размеру; задача-максимум – выложить
выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить
её (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.
«Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования
сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет
пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки.
Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в
«ладушки». Вначале, конечно, бывает путаница, но потом малыши с
удовольствием играют и легко выполняют задание – определение размера в
произведении.
«Запиши своё имя»
Преподаватель исполняет музыкальную фразу в которой упоминается
имя одного из учеников, затем вся группа пропевает ее вместе с
дирижированием. Тот ребенок которого назвали должен выйти к доске и
записать ритм мелодии. Или дети могут давать ответы с помощью
ритмических карточек.
«Произнеси свое имя»
Преподаватель исполняет пьесу в размере 2/4. каждый ученик
поочередно называет свое имя (например: «Са-ша». «Ва-ня», «Ма-ша») и при
этом прохлопывают сильную и слабую долю в одном такте. такое же задание
дети выполняют под музыку в размере ¾ (например «Са-шень-ка», «Ва-неч-
ка», «Ма-шень-ка».
«Бесконечное эхо»
Преподаватель показывает ученикам ритмическую карточку, а ребята
по очереди исполняют ее на разных детских музыкальных инструментах.
«Шумовой оркестр»
Игра в начале может представлять только диалог на заранее
выученных стихотворениях с использованием детских музыкальных
инструментов, позже можно включать стихотворения с ритмическими
партитурами по голосам.
3 . Игры с интервалами, аккордами и другими музыкальными
элементами. Наглядные пособия( дидактические игры).
«Игра по командам»
Учащиеся делятся на 2 команды. а доска на две части. Обе группы
детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку
интервалов. каждый участник команды записывает по 1-2 интервала по
очереди. В конце игры результаты сравниваются. победила та команда,
участники которой допустили меньше ошибок.
«Кто победил»
В игре надо использовать карточки интервалов. дети заранее
раскладывают их на партах. что бы быстро найти в нужный момент и встают.
Преподаватель играет интервалы, дети показывают нужную карточку. если
кто- то ошибся, тот садится, но продолжает отвечать. Победил тот кто
последним ответил правильно и остался стоять до конца.
«Допеваем интервал»
Преподаватель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном
звуке, в которой упоминается один из интервалов, например: «Спой большую
терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх
или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает
вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.
«Ритмические диктанты»
Преподаватель играет или простукивает диктант, учащиеся на скорость
выкладывают ритм карточками. с каждым разом можно усложнять добавляя
карточки с размером, раскладывая карточки по тактам.
«Музыкальное домино»
Теоретические сведения: «Интервалы», «Трезвучия и их обращения»,
«Кварто-квинтовый круг тональностей»
Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по
указанным темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу
домино. Задание может выполняться индивидуально, парами, командами. .
Задания дифференцируются в зависимости от класса учащихся. Например, по
интервальному домино:
-Учащиеся 1-го, начала 2-го года обучения собирают домино, не
учитывая качественную характеристику интервала
- Учащиеся 2-го года обучения, познакомившиеся с интервалами до ч5,
собирают домино частично до ч5, учитывая качественную
характеристику, а сексты и септимы не учитывая.
- Все остальные года обучения собирают домино, учитывая
качественную характеристику всех интервалов.
Оценивается преподавателем:
-Правильность определения элементов.
- Правильность определения элементов за определенное время.
Возрастной диапазон использования игры: комплект «Интервалы» - все
классы, комплект «Трезвучия и их обращения» - начиная с 3 года
обучения, комплект «Кварто-квинтовый круг тональностей» с 4 года
обучения.
«Музыкальное лото. Тональности и знаки.»
Комплект карточек с названиями тональностей, игровое поле с
буквенным обозначением тональностей. Задание: верно разложить карточки
на игровом поле. А так же вместо буквенных обозначений можно
использовать карточки с изображением ключевых знаков.
Шарады «Весёлые нотки»
Учащимся раздаются карточки с шарадами, где с помощью нот
зашифрованы слова. Задача детей, кок можно быстрее разгадать свою
карточку.
«Самый правильный и быстрый»
Учащимся раздаются карточки с заданиями, где необходимо исправить
ошибки и определить интервалы. Выигрывает тот кто быстрее и правильнее
выполнит задание по карточкам. После выполнения задания можно что бы
учащиеся поменялись карточками и проверили друг друга, выставив оценки
под контролем преподавателя. Такой вид игры можно использовать на
контрольных работах.
Список используемой литературы.
1. Белая Н.В. «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на
уроках.» I и II часть: С/Пб, «Композитор» 2009г
2. Замуруева О.В. развиваем музыкальный и ритмический слух-Изд.2-е-
Ростов н/Д: Феникс,2015.-93 с.- (Мир вашего ребенка)
3.Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт –
Петербург: Композитор, 2006
4.Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по
сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС
Доминанта, 2004. – 31 с
5.Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил –
песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,
2010. – 92 с.
6. Махова Л.В. Игровые методики на уроках сольфеджио в ДШИ
(методический доклад) г. Верхний-Уфалей, 2015г.
7.МБОУ ДОД «Констанитиновская школа искусств» Дидактическая игра
«Музыкальное домино» 2012г.
8. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их
родителей. Учебник-сказка.
— СПб.: Композитор, 1999. — 76 с.
9.Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997
10.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000.
№8. С. 134 – 136
11.
Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом
воспитании младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.