Напоминание

"Игровые формы на уроках сольфеджио"


Автор: Шереметова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа№4"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Игровые формы на уроках сольфеджио"
Дата публикации: 31.10.2017
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4»

Методическое сообщение

Тема: Игровые формы на уроках сольфеджио.

Преподаватель: Шереметова Е.В.

Псков, 2017г.

Игровые формы на уроках сольфеджио.

Исследования показывают что человек в ходе обучения усваивает 5 %

информации слушая речь, 10% из самостоятельного прочтения книг,

журналов и т.д., 20% визуальной информации, 50% изученной информации в

ходе обсуждения, 75 % информации которая усваивалась когда ее закрепляли

на практике.

Как писал выдающийся педагог- инноватор В.А. Сухомлинский

«Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать,

я стремился перейти к новому виду работы.» Монотонная работа

действительно быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение

внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее чем

взрослые. По этому на уроках обязательно необходимо разнообразить работу

ребенка.

Главное отличие современных методов обучения от традиционных –

создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования

ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность

включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Игровые методики

на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не

только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися

теоретических знаний. Широкую популярность в использовании для

младших классов на уроках сольфеджио получили ладовые и ритмические

игры.

К ладовым играм можно отнести такие как «Приветствие и прощание»,

«Вопрос-ответ»- где преподаватель и учащиеся ведут музыкальный диалог с

использованием импровизации. Или такие игры как «Отгадай загадку»,

«Угадай песенку» в первой отгадываются сыгранные ступени, а вторая

аналогична устному диктанту на известные мелодии.

Среди ритмических игр популярны «Произнеси своё имя»- где ученики

произносят сначала имена по слогам на 2/4, а потом на 3/4 и «Напиши свое

имя» где пропевается фраза с именем, а учащиеся записывают ритмический

рисунок. Так же очень удобно использовать на уроках ритмические карточки,

как для легких ритмических диктантов, так и для одноголосных диктантов

как вспомогательный материал. Можно устраивать учащимся командные

соревнования деля группу на 2 команды.

Очень удобна игра «Ладушки» при прохождении размеров,

определения слабой и сильной доли

Детям младших классов очень нравится использование на занятиях

различных шумовых инструментов, которые они могут сделать даже

самостоятельно. С помощью таких инструментов легко проводить такие

игры как «Бесконечное эхо» где дети по очереди исполняют заданный

ритмический рисунок или «Шумовой оркестр» в начале может представлять

только диалог на заранее выученных стихотворениях с использованием

детских музыкальных инструментов, позже можно включать стихотворения с

ритмическими партитурами по голосам.

Как мне кажется из собственного опыта самыми интересными как для

младших классов, так и для более старших стали дидактические игры

«Музыкальное лото» и «Музыкальное домино» в которым можно

использовать совершенно любой материал например «Интервалы»,

«Трезвучия и их обращения», «Кварто-квинтовый круг тональностей»,

«Доминантсептаккорд с обращениями», а так же можно использовать при

составлении гармонических последовательностей.

Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по указанным

темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу домино.

Задание может выполняться индивидуально, парами, командами.

«Музыкальное лото» отличается тем что вместо косточек домино есть

игровое поле и комплект карточек. Задания дифференцируются в

зависимости от класса учащихся. (В играх «Трезвучия и их обращения»,

«Доминантсептаккорд с обращениями», «Гармонические

последовательности» результаты обязательно пропеваются и закрепляются

игрой на фортепиано.)

Все эти игры есть на просторах интернета, их запросто можно найти.

Но можно не останавливаться на том что есть , дополнять их чем то своим, а

может быть и выдумывать что-то новое. Ведь работа преподавателя это тоже

увлекательный творческий путь.

Игровые формы, используемые на уроке, повышают

заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить

работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный

процесс – заинтересовать. Выполняя какую – либо роль в творческой игре,

даже самый невнимательный и неусидчивый ребенок приобретает многие

положительные качества. Применение игровых форм работы в обучении

помогает как ученикам младших, так и старших классов легче усваивать

новые знания- закрепляя их на практике, заниматься с радостью и

увлечением.

Приложение:

1 Ладовые игры

Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с

психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как

восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле

внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие

любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия,

правила и законы музыкальной науки.

«Музыкальное приветствие и прощание»

Проводится в начале и в завершении урока. Преподаватель пропевает

приветствие или прощание обращаясь ко всей группе, а один из детей или

весь класс должны ответить исполняя ответ на определенных ступенях. набор

приветствий и прощаний будет постепенно расширяться по мере знакомства с

разными ступенями лада.

Пример на приветствие: Преподаватель «Здравствуйте ребята»,

учащиеся: «Здравствуйте!»

Пример на прощание: преподаватель «До свидания девочки, до

свидания мальчики, до свидания белочки, до свиданья зайчики. До свидания

школа, наш урок весёлый!» Ученики: «Все что мы узнали, все домой

забрали.»

«Вопрос-ответ»

Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её

на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со

ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает, какой –

либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на

любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же

тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «На

чём ты приехал в школу?», «Любишь ли ты читать?» и т. д.

«Отгадай загадку»:

Преподаватель играет на инструменте последовательность ступеней.

Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из

ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно

записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в

определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать

для настройки в какой-либо тональности перед диктантом.

«Узнай песенку»:

Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель

говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка»

споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые

показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в

указанной тональности.

«Живое пианино»:

Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша»,

«ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть»

на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто

последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на

участника игры, который пропевает свой звук.

2 Ритмические игры

«Угадайка»

Преподаватель играет музыкальную фразу из знакомой песни,

предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с

ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.

«Подбери карточки к заданному размеру»

Игра направлена на развитие чувства метра. Педагог показывает детям

маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка –

это один такт. Далее эти карточки-такты с различными вариантами

ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих

детей, каждому из которых задаётся свой размер: например – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,

6/8. Задача-минимум – выбрать из имеющихся карточек ритмические

рисунки, подходящие к заданному размеру; задача-максимум – выложить

выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить

её (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.

«Ладушки»

Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования

сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет

пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки.

Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в

«ладушки». Вначале, конечно, бывает путаница, но потом малыши с

удовольствием играют и легко выполняют задание – определение размера в

произведении.

«Запиши своё имя»

Преподаватель исполняет музыкальную фразу в которой упоминается

имя одного из учеников, затем вся группа пропевает ее вместе с

дирижированием. Тот ребенок которого назвали должен выйти к доске и

записать ритм мелодии. Или дети могут давать ответы с помощью

ритмических карточек.

«Произнеси свое имя»

Преподаватель исполняет пьесу в размере 2/4. каждый ученик

поочередно называет свое имя (например: «Са-ша». «Ва-ня», «Ма-ша») и при

этом прохлопывают сильную и слабую долю в одном такте. такое же задание

дети выполняют под музыку в размере ¾ (например «Са-шень-ка», «Ва-неч-

ка», «Ма-шень-ка».

«Бесконечное эхо»

Преподаватель показывает ученикам ритмическую карточку, а ребята

по очереди исполняют ее на разных детских музыкальных инструментах.

«Шумовой оркестр»

Игра в начале может представлять только диалог на заранее

выученных стихотворениях с использованием детских музыкальных

инструментов, позже можно включать стихотворения с ритмическими

партитурами по голосам.

3 . Игры с интервалами, аккордами и другими музыкальными

элементами. Наглядные пособия( дидактические игры).

«Игра по командам»

Учащиеся делятся на 2 команды. а доска на две части. Обе группы

детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку

интервалов. каждый участник команды записывает по 1-2 интервала по

очереди. В конце игры результаты сравниваются. победила та команда,

участники которой допустили меньше ошибок.

«Кто победил»

В игре надо использовать карточки интервалов. дети заранее

раскладывают их на партах. что бы быстро найти в нужный момент и встают.

Преподаватель играет интервалы, дети показывают нужную карточку. если

кто- то ошибся, тот садится, но продолжает отвечать. Победил тот кто

последним ответил правильно и остался стоять до конца.

«Допеваем интервал»

Преподаватель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном

звуке, в которой упоминается один из интервалов, например: «Спой большую

терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх

или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает

вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.

«Ритмические диктанты»

Преподаватель играет или простукивает диктант, учащиеся на скорость

выкладывают ритм карточками. с каждым разом можно усложнять добавляя

карточки с размером, раскладывая карточки по тактам.

«Музыкальное домино»

Теоретические сведения: «Интервалы», «Трезвучия и их обращения»,

«Кварто-квинтовый круг тональностей»

Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по

указанным темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу

домино. Задание может выполняться индивидуально, парами, командами. .

Задания дифференцируются в зависимости от класса учащихся. Например, по

интервальному домино:

-Учащиеся 1-го, начала 2-го года обучения собирают домино, не

учитывая качественную характеристику интервала

- Учащиеся 2-го года обучения, познакомившиеся с интервалами до ч5,

собирают домино частично до ч5, учитывая качественную

характеристику, а сексты и септимы не учитывая.

- Все остальные года обучения собирают домино, учитывая

качественную характеристику всех интервалов.

Оценивается преподавателем:

-Правильность определения элементов.

- Правильность определения элементов за определенное время.

Возрастной диапазон использования игры: комплект «Интервалы» - все

классы, комплект «Трезвучия и их обращения» - начиная с 3 года

обучения, комплект «Кварто-квинтовый круг тональностей» с 4 года

обучения.

«Музыкальное лото. Тональности и знаки.»

Комплект карточек с названиями тональностей, игровое поле с

буквенным обозначением тональностей. Задание: верно разложить карточки

на игровом поле. А так же вместо буквенных обозначений можно

использовать карточки с изображением ключевых знаков.

Шарады «Весёлые нотки»

Учащимся раздаются карточки с шарадами, где с помощью нот

зашифрованы слова. Задача детей, кок можно быстрее разгадать свою

карточку.

«Самый правильный и быстрый»

Учащимся раздаются карточки с заданиями, где необходимо исправить

ошибки и определить интервалы. Выигрывает тот кто быстрее и правильнее

выполнит задание по карточкам. После выполнения задания можно что бы

учащиеся поменялись карточками и проверили друг друга, выставив оценки

под контролем преподавателя. Такой вид игры можно использовать на

контрольных работах.

Список используемой литературы.

1. Белая Н.В. «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на

уроках.» I и II часть: С/Пб, «Композитор» 2009г

2. Замуруева О.В. развиваем музыкальный и ритмический слух-Изд.2-е-

Ростов н/Д: Феникс,2015.-93 с.- (Мир вашего ребенка)

3.Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт –

Петербург: Композитор, 2006

4.Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по

сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС

Доминанта, 2004. – 31 с

5.Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил –

песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,

2010. – 92 с.

6. Махова Л.В. Игровые методики на уроках сольфеджио в ДШИ

(методический доклад) г. Верхний-Уфалей, 2015г.

7.МБОУ ДОД «Констанитиновская школа искусств» Дидактическая игра

«Музыкальное домино» 2012г.

8. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их

родителей. Учебник-сказка.

— СПб.: Композитор, 1999. — 76 с.

9.Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997

10.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000.

№8. С. 134 – 136

11.

Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом

воспитании младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.



В раздел образования