"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
Автор: Байрамгулова Танзиля Наилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ по городу Нижневартовск ДС № 86 "Былинушка" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики" Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
посредством музейной педагогики
Танзиля Байрамгулова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством
музейной педагогики
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду. Основной
целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день
музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую
технологию.
Во многих дошкольных организациях сегодня создаются различные
музеи. Мы предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической
системы образования. Итак, в первую очередь мы определили структуру
модели
музейной
педагогики,
которая
включает
в
себя:
цель,
задачи,
направления, принципы, музейные педагогические технологии.
ЦЕЛЬ:
Направить познавательную деятельность детей на определенный
и запланированный результат.
ЗАДАЧИ:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании;
1
Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в
окружающем мире;
Развитие
творческих
и
организаторских
способностей,
предоставление возможности реализоваться в соответствии со
своими склонностями и интересами;
Обогащение
предметно-развивающей
среды
дошкольной
организации;
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательной
деятельности;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
Развитие речи и расширения словарного запаса;
Воспитание культуры поведения.
Принципы создания мини-музея:
Принцип
интеграции
–
мини-музей
должен
учитывать
содержание
образовательной
программы
дошкольной
организации и помогать в реализации ее общих задач и задач
отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен
предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в
разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в
сюжетно-ролевых
играх,
создавать
поделки
и
включать
их
в
общую экспозицию и т. д.) .
Принцип
природосообразности
–
мини-музей
должен
быть
создан
с
учетом
психофизиологических
особенностей
детей
разного
возраста
и
предусматривать
условия
для
раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип
научности
–
представленные
экспонаты
должны
достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные
процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же
время доступным для ребенка языком.
Принцип
гуманизации
и
партнерства
–
мини-музей
создает
условия
для
всестороннего
развития
ребенка,
поощрения
его
инициативности,
творческой
деятельности
в
рамках
субъект-
2
субъектных
отношений
в
системе
«взрослый
–
ребенок»,
«ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на
приобщение
детей
к
мировой
культуре,
общечеловеческим
ценностям
через
освоение
ценностей
и
норм
национальной
культуры
в
ходе
образовательной
деятельности
в
музейном
пространстве.
Принцип
динамичности
и
вариативности
–
экспозиции
мини-
музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом
возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами,
разными
по
форме,
содержанию,
размерам,
отражающими
историческое,
природное
и
культурное
разнообразие
окружающего мира.
Деятельность музея осуществляется по нескольким направлениям:
Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям
проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские
умения.
В
рамках
исследования
мы
разрабатываем
любую
тему,
интересующую
детей.
Одним
из
основных
принципов
любой
исследовательской
работы
является
комплексность.
Такой
подход
даёт
возможность составить объективное представление об изучаемых явлениях.
В
процессе
исследовательской
работы
происходит
социальная
адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к
существующей проблеме выявляются его ценностные ориентиры.
Экспозиционное (оформительское). То или иное событие, природное
или социальное явление отражается в экспозиции с помощью не только
музейных предметов, но и художественных средств. И поэтому над музейной
экспозицией
работает
группа
педагогов.
Создание
экспозиции
проходит
следующие этапы:
3
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и
задач
её
создания
и
исполнения,
определение
и
обсуждение
тематики
будущей экспозиции;
Разработка
художественного
решения
экспозиции.
В
процессе
художественного
проектирования
разрабатываются
эскизы
и
макеты
экспозиций,
которые
должны
дать
достаточно
точное
представление
о
будущей экспозиции.
Экскурсионное. Основанное на коллективном осмотре экспозиции под
руководством
педагога
по
заранее
намеченной
теме
и
маршруту.
Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при
главенствующей
роли
зрительного
восприятия.
В
детских
музейных
экскурсиях
используется
вопросно-ответный
метод,
приёмы
игры,
театрализации
и
продуктивной
деятельности
ребёнка
(рисунок,
лепка,
моделирование). Подготовка и проведение экскурсии требует от педагога
больших знаний, специальных навыков. Проведение экскурсии обязательно
соответствует требованиям:
Экскурсия строится по отдельным вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться через экспонаты;
Экскурсию
делает
интересной
эмоциональный,
интересный
рассказ.
Проведение
занятий
требует
дифференцированного
подхода
к
обучающимся,
внимательного
отношения
к
интересам
и
возможностям
каждого ребенка.
Сверхзадачей
педагога,
занимающегося
музейной
педагогикой,
является
создание
условий
для
выработки
у
обучающихся
позиции
созидания,
позиции
не
стороннего
наблюдателя,
а
заинтересованного
исследователя.
Особенно
эффективны
в
музейной
педагогике
игровые
технологии,
технология
коллективных
творческих
дел,
технологии
проблемного
и
индивидуального
обучения.
Как
один
из
вариантов
технологии
4
индивидуального обучения мы используем метод проектов. Это комплексный
метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс.
Некоторые
музейные
занятия
сохраняют
преемственность
с
традиционными
формами
работы,
что
выражается
в
реализации
детско-
взрослых
совместных
проектов,
в
которой
взрослый
выступает
отчасти
организатором, отчасти консультантом. Для повышения интереса к музейным
занятиям используем нетрадиционные формы:
занятия
в
форме
соревнований
и
игр,
конкурсов,
турниров,
эстафет, викторин;
занятия,
основанные
на
формах,
жанрах
и
методах
работы,
известных в общественной практике: исследование;
занятия с использованием фантазии: сказка, сюрприз.
Обучающиеся посещают музей после предварительной подготовки и в
процессе
занятий,
когда
не
устали
и
готовы
к
восприятию.
Отбираем
экспонаты
для
экскурсионного
показа
с
учетом
возрастных
интересов
ребёнка.
Итогом
посещения
музея
является
самостоятельное
творчество
обучающихся (рисунок, поделка, аппликация, создание моделей и т. д.) .
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,
насколько
владеет
педагог
умениями
развивать
и
поддерживать
познавательные
интересы
обучающихся,
создавать
атмосферу
творчества,
групповой
ответственности.
Характер
педагогической
деятельности
постоянно
ставит
воспитателя
в
коммуникативные
ситуации,
требуя
проявления
качеств,
способствующих
эффективному
межличностному
взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию,
гибкость,
общительность,
способность
к
сотрудничеству.
Именно
эти
каче ства
стимулируют
со стояние
эмоционального
ком ф о р т а ,
интеллектуальной активности, творческого поиска.
Мини-музеи в дошкольной организации актуальны и эффективны. Они
дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
5
На
наш
взгляд,
одним
из
условий
образовательных
областей
педагогического
процесса
для
успешного
развития
познавательной
самостоятельности детей является развивающая предметно-игровая среда.
Полученные
ребенком
знания
в
свою
очередь
воплощаются
в
развлечениях и праздниках. Практическим выходом в нашем мини-музее
«Богатырская застава» стали праздники, экскурсии и развлечения: «Богатыри
земли Русской», «День народного единства», «Защитники Отечества», «Они
сражались за Родину» и т. д.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс способствует
более тесному контакту воспитателей, специалистов, социальных партнеров
и родителей и обеспечивает взаимную ответственность за его результаты,
выраженные в развитии личности ребенка.
Работа
в
музее
тесно
связана
со
многими
сторонами
жизни
в
дошкольной
организации.
Здесь
проходят
занятия
по
развитию
речи,
изодеятельности,
исследовательской
деятельности,
работа
по
проектной
деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями и социальными
партнерами, приобщению к миру прекрасного через музейное восприятие
окружающего.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольной
организации дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства
приобщенным
к
истории,
культуре
и
к
одному
из
ее
замечательных
проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем
возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных
выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к
«настоящему» музею.
Музей
играет
познавательную
и
воспитательную
роль,
а
также
способствует
укреплению
сотрудничества
дошкольной
организации,
социальных партнеров и семьи. Практика показывает, что создание мини-
музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у
6
взрослых
желания
узнать
больше.
Это
подтверждают
рассказы
воспитанников
о
посещениях
в
выходные
дни
выставок,
залов
краеведческого
музея,
а
также
активная
помощь
родителей
в
подборе
материалов для групповых музеев.
Музейная педагогика, как средство духовно-нравственного воспитания
имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов
воспитания обучающихся.
Так
давайте
воспитывать
наших
детей
так,
чтобы
в
будущем
они
сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других
народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со
всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время
такой маленькой планете Земля!
7