Напоминание

"Языковой портфель как основной инструмент при личностно-ориентированном подходе при обучении английскому языку"


Автор: Дмитриева Ольга Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Языковой портфель как основной инструмент при личностно-ориентированном подходе при обучении английскому языку"
Раздел: полное образование





Назад




Языковой портфель как основной инструмент при личностно-

ориентированном подходе при обучении английскому языку

«Великие дела не делаются вдруг»

Софокл

Мы живем в обществе, которое постоянно меняется, предъявляет требования к

социальному

статусу

человека,

профессиональным

компетенциям,

его

развитию

как

личности на протяжении всей жизни. Нам следует готовить к жизни в обществе гибкого

человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из

основных

положений

личностно-ориентированном

подходе

к

обучению

является

направленность

на

развитие

личности

учащегося

как

активного

субъекта

учебной

деятельности

и

всесторонняя

подготовка

его

к

непрерывному

процессу

образования,

саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Для

того

чтобы

ученик

был

способен

к

самореализации,

самостоятельному

мышлению, необходимо сформировать у него способность к объективной самооценке. В

данное время в школе необходим такой учитель, который может выполнить социальную

задачу

становления

современного

человека.

Этот

учитель

должен

обладать

гибким

инновационным

мышлением,

способностью

к

творческой

профессиональной

деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Развитие способности к самоанализу

профессиональной

деятельности

следует

рассматривать

как

сложный

аналитический

процесс

изучения

учителем

собственного

педагогического

опыта,

основанного

на

самоконтроле,

самодиагностике,

осознание

затруднений

и

оценивание

дальнейших

перспектив саморазвития.

Проблемы и затруднения

Для адекватной оценки своих знаний, прогресса в профессиональной деятельности

необходим определенный эталон. Стать таким эталоном и способствовать формированию

необходимых навыков самооценки может языковой портфель.

Сегодняшним школьникам необходимо знание английского языка для того, чтобы

стать хорошими специалистами, способными успешно решать профессиональные задачи в

рамках современных технологий и участвовать в международном сотрудничестве. Однако

преподавание английского языка недостаточно для обеспечения должного уровня знания

языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке.

Необходимо

разрабатывать

и

использовать

новые

подходы

и

технологии,

нацеленные

на

повышение

мотивации

самостоятельной

учебной

деятельности

школьников. Одной из перспективных технологий является система портфолио, которое

помимо

повышения

мотивации

учебной

деятельности,

позволяет

решать

ряд

других

образовательных задач.

Новизна опыта заключается в:

1.

Комбинации

элементов

известных

методик,

усовершенствование

отдельных сторон педагогических трудностей с учетом особенностей учащихся

2.

Повышении научно-методического уровня учителя

3.

В

разработке

портфеля

учителя,

как

мотивационной

основе

профессиональной деятельности педагога

Педагогические цели языкового портфеля

Идея

коллективного

и

индивидуального

самоанализа

деятельности

школьников

учителя, идея учения без принуждения, которое основано на достижении успеха, на

переживании

радости

познания

через

создание

языковой

среды

и

потребности

в

использовании

английского

языка

как

средства

реального

общения

в

процессе

межкультурного взаимодействия.

Поддержанию интереса к изучению английского языка, а также и других языков

(например,

чувашский

язык),

параллельно

повышению

эффективности

урока

и

активизации учащегося помогает развитию у школьников навыка рефлексии по поводу

проделанной работы.

Сложность введения языкового портфолио заключается в его переосмыслении с

позиции

творческой

самореализации

личности,

в

отборе

методов

и

приемов,

форм

организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей

учащихся.

Теория развития свободной личности является базой внедрения этого опыта. В

зарубежной

теории

и

практике

в

контексте

личностно-ориентированного

подхода

к

обучению

иностранным

языкам

выделяется

концепция

автономии

учащегося

и

автономного обучения. В российской психологии и педагогике обращение к проблеме

автономии учащегося в образовательном процессе определяется общей тенденцией к

гуманизации образования.

Ученые-социологи

А.

Маслоу

и

К.

Роджерс

рассматривают

личность

как

неповторимую

уникальную

цельность

с

заложенным

с

рождения

потенциалом,

способностью к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности. Первые

попытки

теоретического

обоснования

использования

портфолио

изменения

системы

оценивания

знаний

школьников

были

предприняты

в

США

в

начале

80-х

годов.

Портфолио в дальнейшем стало рассматриваться как способ фиксирования, накопления и

оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио определяет и другие педагогические задачи – поддерживает высокую

учебную мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, развивает

навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирует умение учиться,

планировать

и

организовывать

учебную

деятельность,

закладывает

дополнительные

предпосылки и возможности для успешной социализации.

Работая с УМК «Spotlight» (9,10,11 класс), я ввела систему портфолио для того,

чтобы учащиеся могли видеть насколько важно самостоятельно ставить главные цели,

промежуточные цели и достигать их.

Список литературы

1 . О б щ е е в р о п е й с к и е

к о м п е т е н ц и и

в л а д е н и я

и н о с т р а н н ы м

языком:Изучение,обучение,оценка-МГЛУ,2005

2.Коряковцева.Языковой

портфель

для

России-новая

образовательная

технология

в

области обучения иностранным языкам,-Москва: ИПК МГЛУ «Рема»,2009

3.Common European Framework of Reference for Languages:learning,teaching assessment,

Cambridge: Cambridge University Press,2007(9

th

printing)

Дмитриева

Ольга

Петровна,

учитель

английского

языка

высшей

категории,

МБОУ

«Лицей№2» г. Чебоксары



В раздел образования