Автор: Дмитриева Ольга Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Языковой портфель как основной инструмент при личностно-ориентированном подходе при обучении английскому языку"
Раздел: полное образование
Языковой портфель как основной инструмент при личностно-
ориентированном подходе при обучении английскому языку
«Великие дела не делаются вдруг»
Софокл
Мы живем в обществе, которое постоянно меняется, предъявляет требования к
социальному
статусу
человека,
профессиональным
компетенциям,
его
развитию
как
личности на протяжении всей жизни. Нам следует готовить к жизни в обществе гибкого
человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из
основных
положений
личностно-ориентированном
подходе
к
обучению
является
направленность
на
развитие
личности
учащегося
как
активного
субъекта
учебной
деятельности
и
всесторонняя
подготовка
его
к
непрерывному
процессу
образования,
саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Для
того
чтобы
ученик
был
способен
к
самореализации,
самостоятельному
мышлению, необходимо сформировать у него способность к объективной самооценке. В
данное время в школе необходим такой учитель, который может выполнить социальную
задачу
становления
современного
человека.
Этот
учитель
должен
обладать
гибким
инновационным
мышлением,
способностью
к
творческой
профессиональной
деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Развитие способности к самоанализу
профессиональной
деятельности
следует
рассматривать
как
сложный
аналитический
процесс
изучения
учителем
собственного
педагогического
опыта,
основанного
на
самоконтроле,
самодиагностике,
осознание
затруднений
и
оценивание
дальнейших
перспектив саморазвития.
Проблемы и затруднения
Для адекватной оценки своих знаний, прогресса в профессиональной деятельности
необходим определенный эталон. Стать таким эталоном и способствовать формированию
необходимых навыков самооценки может языковой портфель.
Сегодняшним школьникам необходимо знание английского языка для того, чтобы
стать хорошими специалистами, способными успешно решать профессиональные задачи в
рамках современных технологий и участвовать в международном сотрудничестве. Однако
преподавание английского языка недостаточно для обеспечения должного уровня знания
языка при использовании традиционных методов и форм работы на уроке.
Необходимо
разрабатывать
и
использовать
новые
подходы
и
технологии,
нацеленные
на
повышение
мотивации
самостоятельной
учебной
деятельности
школьников. Одной из перспективных технологий является система портфолио, которое
помимо
повышения
мотивации
учебной
деятельности,
позволяет
решать
ряд
других
образовательных задач.
Новизна опыта заключается в:
1.
Комбинации
элементов
известных
методик,
усовершенствование
отдельных сторон педагогических трудностей с учетом особенностей учащихся
2.
Повышении научно-методического уровня учителя
3.
В
разработке
портфеля
учителя,
как
мотивационной
основе
профессиональной деятельности педагога
Педагогические цели языкового портфеля
Идея
коллективного
и
индивидуального
самоанализа
деятельности
школьников
учителя, идея учения без принуждения, которое основано на достижении успеха, на
переживании
радости
познания
через
создание
языковой
среды
и
потребности
в
использовании
английского
языка
как
средства
реального
общения
в
процессе
межкультурного взаимодействия.
Поддержанию интереса к изучению английского языка, а также и других языков
(например,
чувашский
язык),
параллельно
повышению
эффективности
урока
и
активизации учащегося помогает развитию у школьников навыка рефлексии по поводу
проделанной работы.
Сложность введения языкового портфолио заключается в его переосмыслении с
позиции
творческой
самореализации
личности,
в
отборе
методов
и
приемов,
форм
организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей
учащихся.
Теория развития свободной личности является базой внедрения этого опыта. В
зарубежной
теории
и
практике
в
контексте
личностно-ориентированного
подхода
к
обучению
иностранным
языкам
выделяется
концепция
автономии
учащегося
и
автономного обучения. В российской психологии и педагогике обращение к проблеме
автономии учащегося в образовательном процессе определяется общей тенденцией к
гуманизации образования.
Ученые-социологи
А.
Маслоу
и
К.
Роджерс
рассматривают
личность
как
неповторимую
уникальную
цельность
с
заложенным
с
рождения
потенциалом,
способностью к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности. Первые
попытки
теоретического
обоснования
использования
портфолио
изменения
системы
оценивания
знаний
школьников
были
предприняты
в
США
в
начале
80-х
годов.
Портфолио в дальнейшем стало рассматриваться как способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио определяет и другие педагогические задачи – поддерживает высокую
учебную мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, развивает
навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирует умение учиться,
планировать
и
организовывать
учебную
деятельность,
закладывает
дополнительные
предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работая с УМК «Spotlight» (9,10,11 класс), я ввела систему портфолио для того,
чтобы учащиеся могли видеть насколько важно самостоятельно ставить главные цели,
промежуточные цели и достигать их.
Список литературы
1 . О б щ е е в р о п е й с к и е
к о м п е т е н ц и и
в л а д е н и я
и н о с т р а н н ы м
языком:Изучение,обучение,оценка-МГЛУ,2005
2.Коряковцева.Языковой
портфель
для
России-новая
образовательная
технология
в
области обучения иностранным языкам,-Москва: ИПК МГЛУ «Рема»,2009
3.Common European Framework of Reference for Languages:learning,teaching assessment,
Cambridge: Cambridge University Press,2007(9
th
printing)
Дмитриева
Ольга
Петровна,
учитель
английского
языка
высшей
категории,
МБОУ
«Лицей№2» г. Чебоксары