Напоминание

"Я живу на планете Земля"


Автор: Федай Елена Алексеевна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Станция юных натуралистов" с.Дивное
Населённый пункт: Ставропольский край, с.Дивное
Наименование материала: авторская дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Я живу на планете Земля"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» с.Дивное


Дополнительна образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Я живу на планете Земля»
Срок реализации – 3года Программа рассчитана на детей школьного возраста 7-10 лет автор- составитель: Федай Елена Алексеевна методист с.Дивное 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современный ребёнок, зачастую оторван от природы, и в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своего родного края. Это стремление необходимо поддерживать и развивать в каждом конкретном ребёнке, включая в процесс дополнительного образования. Именно раннее формирование основ экологического воспитания будет способствовать в дальнейшем решению экологических проблем. Многолетний опыт работы с детьми в этом направлении положен в основу создания дополнительной образовательной программы «Я живу на планете Земля» естественнонаучной направленности. И это говорит, и в этом уже нет никакого сомнения, что познание окружающего мира должно начинаться с раннего детства и происходить на экологической основе. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этом возрасте идёт активный процесс целеустремлённого формирования знаний, чувств, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования. Необходимо донести до детей чёткое представление того, что природа принадлежит тебе, поскольку ты - человек. Но не будет всего этого – зелени, животных и тебе не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем тебе лучше будет жить в этом мире. Ведь ребёнок, в силу особенностей своего мышления лучше усваивает и запоминает то, что непосредственно окружает его, что воздействует на его органы чувств. Поэтому необходимо, чтобы содержание такой программы отражало именно местные условия. Предлагаемая программа естественнонаучной направленности знакомит детей младшего возраста с основами экологических знаний и включает основы краеведения. Экологические знания должны опираться на элементарные естественнонаучные представления. Таким образом, у детей формируется определённая система восприятия объектов живой и неживой природы, процессов и явлений происходящих в ней. На основании восприятия формируется представление ребёнка об окружающем мире, о взаимосвязях в природе, ставится вопрос о его роли в охране природы, при этом внушается правило: «Прежде всего, нужно знать, как и кого охранять» и «Охранять не значит караулить». Актуальность программы обусловлена тем, что программа построена на региональном компоненте. Новизна программы заключается в том, что: 2
- исследовательская работа в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края и сочетается с природоохранной работой.
Цель программы:
развитие экологической культуры подростков, формирование их активной позиции в решении экологических проблем, расширение и углубление знаний о природе, формирование и развитие исследовательских умений и навыков.
Задачи:

Обучающие:
*Формирование и развитие представлений и понятий об окружающей природе, об изменении и взаимосвязи её компонентов,о природе как едином целом; *Изучение законов природы; *Приобретение специальных знаний по вопросам экологии и краеведения; *Приобретение практических навыков по организации здорового образа жизни; *Формирование основных представлений о методах проведения исследовательских работ.
Воспитательные:
*Воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
Развивающие:
*Развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека, самостоятельности и инициативы при проведении исследовательских работ. Основными принципами составления программы являются: Научность - отбор экологических знаний,которые четко определены и не могут быть опровергнуты. Доступность- материал доступный пониманию обучающегося
.
Конкретность- объем знаний увеличивается, и эти знания должны быть конкретными. Наглядность - позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Краеведческий - позволяет обучающемуся понимать ценность окружающего его мира, знать обитателей местной природы и осознавать необходимость ее сохранения. Преемственность - взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, где каждый уровень является непосредственным продолжением предыдущего и основой для последующего, обеспечивая поступательное развитие личности. Возрастной и индивидуальный подход- выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с возрастом обучающихся. Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что она даёт более полные понятия, об экологическом 3
образовании переходя от одного уровня образования к последующему, более сложному
.


Данная программа является основой базовых данных по экологии на начальном уровне. Обучающиеся имеют возможность пройти обучение постепенно. В дальнейшем эти знания являются основой для изучения предметов естественно - научного цикла: биологии, экологии, географии и т. д. Программа « Я живу на планете Земля» включает четыре компонента: 1) аксиологический (восприятия любви и уважения к природе, как одну из ценностей человека, становление личностных качеств: патриотизм и др.); 2) когнитивный (знакомство с наукой биологией, экологией, географией введение в речевой оборот новых терминов и понятий, др.); 3) деятельностный (умение находить, анализировать и представлять информацию; владение компьютерными программами для создания итоговой работы); 4) творческий (умение провести экологическое исследование, предложить нестандартные способы представления собранной информации и др.). Программа « Я живу на планете Земля» естественнонаучной направленности, рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста (7- 10 лет), срок реализации программы три года: первый год обучаются дети в возрасте 7 -8 лет, на первом году обучения обучающиеся получают элементарные знания о живой и неживой природе, разнообразии растительного и животного мира на земле; второй год обучения дети в возрасте 8-9 лет, на втором году обучения обучающиеся получают знания о взаимосвязях в природных сообществах, навыки ведения исследовательской работы; третий год обучениядетив возрасте 9-10 лет, на третьем году обучения обучающиеся получают знания об экологическом состоянии окружающей среды родного края. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, рассчитаны на теоретические и практические занятия. Занятия могут проводиться со всей группой или индивидуально. В программу могут вноситься необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями, может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы « Я живу на планете Земля» в полном объёме предполагает: *иметь определённый объём экологических знаний; *экологически грамотное поведение обучающихся в окружающей среде; *осознание обучающимися ответственности за всё живое; 4
*умение вести исследовательскую работу. Для оценки реализации дополнительной образовательной программы три раза в год проводится аттестация (начальная- сентябрь, промежуточная- январь, промежуточная (итоговая) - май), используются различные формы и способы проверки: тесты, игры, практические работы, викторины, наблюдения, рефераты, исследовательские работы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
После прохождения курса, обучающиеся должны знать: Первый год обучения: * компоненты живой и неживой природы; * разнообразие растительного и животного мира на земле; * основные понятия об экологии как науке; * значение природы для человека; * характерные признаки лета, осени, зимы, весны. Второй год обучения: * взаимосвязь в природных сообществах; * физические свойства воды, воздуха, почвы; * значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы, меры охраны природы; * правила ухода за комнатными растениями; * названия и различия цветочно-декоративных и плодово-ягодных культур. Третий год обучения: * особенности природы своего края (положение на карте, погода и её изменения по временам года); *представителей животного и растительного мира нашего края; * природные зоны нашего края; * основные понятия о почвах, рельефе и водных ресурсах края; * экологические проблемы края. После прохождения курса, обучающиеся должны уметь: Первый год обучения: *вести наблюдения в природе; * измерять температуру воздуха с помощью термометра; * ухаживать за комнатными растениями; * различать объекты живой и неживой природы. Второй год обучения:
*
распознавать изученные растения и животных; * проводить самостоятельные наблюдения в природе; * определять с помощью опытов изученные физические свойства воды и местных почв; 5
* высаживать цветочно-декоративные, деревья и кустарники. Третий год обучения: *работать с микроскопом; * изготавливать гербарии, составлять коллекции; * самостоятельно выполнять практические работы. Метапредметные результаты: — овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; — освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью педагога цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; — формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; — развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Учебно-тематический план занятий (1 год обучения)
№ п/п Тема занятия Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 - 2. Осень в природе. 24 12 12 3. Подготовка животного мира к зиме. 12 6 6 4. З н а к о м с т в о с к о м н а т н ы м и растениями. 10 6 4 5. Что такое экология? 10 10 - 6. Природа зимой. 20 6 14 7. Растения зимой. 6 3 3 8. Весна в природе. 12 6 6 9. Птицы весной. 14 6 8 10. Растения весной. 20 10 10 11. Грибы. 4 2 2 12. Признаки наступающего лета. 10 4 6 Итого 144 73 71
Содержание программы I года обучения.
6

Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой, программой и режимом работы объединения. Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.
Тема № 2. Осень в природе.
Теория: Неживая и живая природа. Знакомство с растениями окружающей местности. Деревья. Кустарники. Травы.Строение растений: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. Значение природы в жизни человека и её охрана. Экскурсия: Наблюдение за объектами живой природы окружающей местности. Изменения в неживой природе. Погода продолжительность дня. Температура воздуха и воды в водоёмах. Осадки. Экскурсия: Связь изменений неживой и живой природы осенью. Теория: Осень – пора урожаев.Распространение семян и плодов в природе. Овощи. Фрукты. Значение овощных культур в жизни человека.Праздник урожая. Подготовка растений к зиме.Листопад. Осенняя окраска листьев. Экскурсия в парк, лесопосадку с целью наблюдения их состояния в период золотой осени, а затем поздней осени.
Тема № 3.Подготовка животного мира к зиме.
Теория:Насекомые осенью. Перелётные птицы и их отлёт в тёплые страны. Зимующие и кочующие птицы. Знакомство с птицами Ставропольского края. Экскурсия: Наблюдение за отлётом птиц. Теория: Подготовка к зимовке зверей и других обитающих в данной местности животных. Линька и её значение. Запасание корма на зиму. Подготовка некоторых животных к зимней спячке. Охрана диких животных.
Тема № 4. Знакомство с комнатными растениями.
Теория: Знакомство с комнатными растениями: уход за ними; полив, рыхление, подкормка. Особенности ухода за растениями в осенне-зимний период. Теория: «Путешествие с комнатными растениями». Практическая работа: работа с календарём погоды. Экскурсия: наблюдение за изменениями, произошедшими в природе.
Тема № 5. Что такое экология?
Теория: Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на примере последствия химической борьбы с малярийным комаром. Откуда берётся и куда девается мусор? Дети выявляют источники мусора в быту, 7
классифицируют мусор (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), обсуждают, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать. Анкета: «Экология дома» Живые существа, которым угрожает исчезновение. Редкие и исчезающие виды растений и животных. «Красная книга Ставрополья». Способы охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Новогодняя акция «Ёлочка зелёная иголочка». Чтение экологических сказок, составление сказок с детьми.
Тема № 6. Природа зимой.
Теория: Сезонные явления в зимнее время: значение снегового покрова для растений и животных, солнце зимой, температура воздуха, осадки, облачность, снегопады, метели. Состояние водоёмов и почвы. Экскурсия: Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. Жизнь животных зимой.Насекомые и рыбы зимой. Жизнь животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой. Экскурсия с целью наблюдения за животными. Зимующие птицы.Их польза привлечение и охрана. Особенности образа жизни и внешнего строения птиц.Подкормка зимующих птиц. Практическая работа: Изготовление простейших кормушек, развешивание их в сквере, парке. Экскурсия: наблюдение за зимующими птицами в природе (внешний вид, добывание корма). Практическая работа: Оформление альбома с фотографиями пернатых, зарисовками, информацией из периодической печати о жизни птиц. Теория: Домашние животные зимой.Забота человека о домашних животных и уход за ними. Выведение разных пород. Значение домашних животных в жизни человека. Экскурсия: Наблюдение за жизнью домашних животных в зимнее время.
Тема № 7. Растения зимой.
Теория: Хвойные и лиственные растения зимой. Жизнь почки. Особенность зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Задержание снега на полях. Экскурсия: Наблюдение за растениями в зимний период. Измерение снежного покрова в разных местах.
Тема № 8. Весна в природе.
8
Теория: Признаки наступления весны в неживой и живой природе. Неживая природа весной, солнце весной. Потепление, таяние снега, особенности облачности, осадки. Состояние водоёмов: ледоход, половодье. Оттаивание почвы, накопление в ней влаги. Экскурсия: Взаимосвязь в живой и неживой природе весной. Изменения поведения животных весной. Изменения условий питания животных. Появления насекомых. Возвращение птиц. Изменения в жизни зверей и других животных. Связь изменения в жизни и поведении животныхс другими изменениями в природе.
Тема № 9. Птицы весной.
Теория:Перелётные птицы, сроки прилёта, различные виды гнездования, вскармливание птенцов. Польза птиц и их охрана. Знакомство с внешним видом перелётных птиц своей местности. Различные виды искусственных гнездований, правила их развески. Практическая работа: Наблюдение за прилётом и поведением птиц, заселением ими гнездовий. Изготовление простейших гнездовий их развеска, очистка и ремонт старых гнездовий. Праздник «Встреча пернатых друзей». Продолжить оформление альбома о птицах.Обобщающее занятие - игра по теме «Птицы весной». Теория: Насекомые вредные и полезные.Жужелица, божья коровка их образ жизни, польза, охрана. Голый слизень, тля, капустная белянка и другие, наиболее распространённые вредители. Вред наносимый ими. Методы борьбы. Экскурсия: Изучение вредных и полезных насекомых.
Тема № 10. Растения весной.
Теория: Первоцветы. Операция «Первоцвет». Набухание почек на деревьях и кустарниках. Распускание листьев, цветение растений. Охрана растений весной. Растения нашей местности, занесённые в «Красную книгу». Наиболее распространенные сорные растения огородов нашей местности: амброзия, лебеда и т. д. Вред, наносимый сорняками всходам культурных растений и здоровью человека. Методы борьбы с сорняками. Экскурсия: Изучение сорняков данной местности.Растения и здоровье.Появление лекарственных растений. Правила сбора и засушивание. Значение лекарственных растений в жизни человека. Игра «Лесная аптека на службе человека». Экскурсия: Изучение лекарственных растений данной местности.
Тема № 11. Грибы.
Теория: Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора. Места произрастания. Викторина «По грибы с лукошком». Экскурсия: Изучения грибов. 9

Тема № 12.Признаки наступающего лета.
Теория: Признаки наступающего лета. Изменение температуры воздуха, высоты солнца, продолжительность дня, сезонные явления природы летом. Экскурсия в парк, лесопосадку, к водоёму с целью наблюдения за изменениями, происходящими в природе с наступлением лета. Теория: Промежуточная аттестация
.

Учебно-тематический план занятий (2 год обучения)
№ п/п Тема занятия Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 - 2. Сезонные изменения в природе. 16 8 8 3. Что такое природа? 10 4 6 4. Природные сообщества. 16 8 8 5. Зимние явления в природе. 12 6 6 6. Жизнь животных зимой. 18 8 10 7. Вода-жидкость. 16 8 8 8. Воздух на Земле. 6 3 3 9. Почва. 8 4 4 10. Весенние явления в природе. 14 6 8 11. Цветочно- декоративные и овощные растения. 8 4 4 12. Плодово-ягодные растения. 6 2 4 13. Лето в природе. 12 6 6 Итого 144 69 75
Содержание программы II года обучения.

Тема № 1Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, режимом работы объединения. Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.
Тема № 2. Сезонные изменения в природе.
Теория: Осень в природе. Сезонные изменения в природе: изменение температуры, высота солнца, продолжительность дня, облачность. Экскурсия. Предсказание погоды по местным признакам. Назначение простейших метеорологических приборов (термометр, флюгер, барометр, осадкомер) Экскурсия на метеостанцию. Подготовка растительного мира к зиме. Осенняя окраска листьев. Листопад. Экскурсия в парк, лесопосадку. Практическая работа: Изготовление гербарного листа с засушенных листьев. Теория: Подготовка к зиме животного мира. Линька, запасание кормов, подготовка к спячке.
Тема № 3. Что такое природа?
10
Теория:Что такое природа.Компоненты живой и неживой природы. Разнообразие растительного мира на Земле. Разнообразие животного мира на Земле. Экскурсия: Экологические связи в природе. Природное равновесие. Значение природы в жизни человека.
Тема № 4. Природные сообщества.
Теория:Природные сообщества (лес, луг, водоём).Хвойные и лиственные леса. Смешанный лес. Ярусность леса. Деревья, кустарники и травы леса. Грибы. Особенности лесов разных природных зон. Животный мир леса: звери, птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Взаимосвязи растений и животных. Цепи питания. Значение леса и его охрана. Экскурсия: Растительный и животный мир водоёмов.Изучения растительного и животного мира водоёмов.
Тема № 5. Зимние явления в природе.
Теория: Связь сезонных явлений в природе с изменениями высоты солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание водоёмов, метели, снегопад: значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоёма зимой. Экскурсия:наблюдение за погодой, за изменениями снегового покрова в течение сезона, толщина льда водоёма, жизнь водных обитателей зимой, появление следов животных на снегу, изменения в жизни растений. Практическая работа: уход за растениями: полив, подкормка, рыхление, опрыскивание. Особенности ухода за растениями в осеннее - зимний период.
Тема № 6.Жизнь животных зимой.
Теория:Особенности жизни диких животных в зимний период: белка, медведь, лиса, волк, лось и другие. Охрана животных. Зимующие птицы, их польза и привлечение. Охрана зимующих птиц.Операция «Кормушка». Практическая работа: изготовление простейших кормушек. Развешивание их в парке, сквере школы. Подкормка птиц. Оформление альбома «Птицы». Экскурсия: Наблюдение за зимующими птицами. Внешний вид, добывание корма на снегу. Теория: Домашние животные в зимний период. Разнообразие домашних животных, выведение новых пород с нужными человеку качествами (яйцекладущие и мясные породы кур; мясные, мясо – шкурные породы кроликов; служебные и декоративные породы собак.) 11
Практическая работа: Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных, коллекцией кормов. Сбор рассказов и статей из газет и журналов о служебной деятельности собак. КВН «Верный друг». Теория: Дикие животные зимой. Охрана диких животных зимой.
Тема № 7.Вода-жидкость
. Теория: Три состояния воды; жидкое, твёрдое, газообразное. Вода в природе. Вода - как растворитель, очистка воды фильтрованием. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека, растений, животных. Загрязнение воды. Влияние загрязнения воды на здоровье. Охрана воды. Вода на Земле. Осадки. Родники. Реки. Озёра. Запасы пресной воды на Земле. Вода под землёй. Минеральные источники. Гейзеры. Моря и океаны. Растения и животные морей и океанов. Использование воды человеком. Очистка воды от загрязнений. Практическая работа: О п ы т ы п о и зм е н е н и ю с о с т оя н и я в о д ы : жидкость→лёд→пар. Опыт № 2 «У воды нет вкуса». Опыт № 3 «У воды нет запаха». Опыт № 4 «Вода как растворитель некоторых веществ». Экскурсия в природу с целью наблюдения за водой в природе. Теория: Вода и растения.Приспособленность растений к недостатку и избытку воды. Растения пустыни. Тропический лес. Вода и животные. Животный мир сухих степей и пустынь. Животные тропической зоны. Приспособление животных к недостатку воды и условиям повышенной влажности. Практическая работа: Наблюдениеза комнатными растениями . Сколько воды им нужно? Какую воду, в какое время года используют для полива?
Тема № 8. Воздух на Земле
. Теория:Воздух – как необходимое условие жизни. Состав воздуха. Свойствавоздуха и использование его человеком. Движение воздуха: ветер, ураган, смерч. Последствия загрязнения воздуха. Охрана воздуха. Практическая работа: Свойства воздуха.
Тема № 9. Почва.
Теория:Почва как особое природное образование. Первоначальное понятие о почве. Состав и свойства почвы. Плодородие – основное свойство почвы. Значение плодородия почвы для человека и природы. Влияние воды, ветра и деятельности человека ни почву. Почвы и здоровье человека. Охрана почв. Практическая работа: состав и свойства почвы. 12
Экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями, происходящими с почвенным слоем в результате деятельности человека, ветровой и водной эрозии.
Тема № 10.Весенние явления в природе.
Теория: Признаки наступающей весны в неживой и живой природе. Изменения наклона солнечных лучей, увеличение полуденной высоты солнца, продолжительность дня, потепление и т. д. Значение солнечного тепла и света в жизни природы. Изменения поведения животных с наступлением весны (пробуждение, линька, размножение). Изменения, происходящие в жизни растений с наступлением весны (набухание почек, сокодвижение, появление листьев). Птицы весной, сроки прилёта, связь сроков появления перелётных птиц с изменениями температуры воздуха, вскрытием рек, появление насекомых и другими явлениями в природе. Значение птиц в сельском и лесном хозяйстве. Охрана птиц. Экскурсия: Наблюдение за изменениями, происходящими в неживой и живой природе. Экскурсия:Наблюдение за прилетом птиц их поведением.
Тема № 11.Цветочно-декоративные и овощные растения
. Теория:Цветочно-декоративные и овощные растения.Значение цветочно- декоративных и овощных растений в жизни человека. Основные условия для роста и развития растений. Значение поливки и рыхления почвы, подкормка растений. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями. Вредители культурных растений. Практическая работа: Рыхление почвы на клумбах, делянках. Прополка, полив. Наблюдение за ростом и развитием цветочно-декоративных и овощных растений.
Тема № 12. Плодово-ягодные растения.
Теория: Плодово-ягодные растения. Разнообразие плодово-ягодных растений сада. Различия между ними по внешнему виду: величине, форме, окраске плодов, срокам созревания и вкусовым качествам. Сроки и техника посадки. Способы размножения смородины, малины, крыжовника.Насекомые – вредители плодово-ягодных растений. Знакомство с безвредными методами борьбы с насекомыми – вредителями сада. Практическая работа: наблюдение за насекомыми – вредителями сада: плодожоркой, боярышницей, шелкопрядом. Изготовление определителя плодово-ягодных растений по листьям, изготовление коллекций насекомых – вредителей, муляжей плодов.
Тема № 13.Лето в природе.
13
Теория: Признаки наступающего лета. Изменение полуденной высоты солнца, продолжительность дня, сезонные явления природы летом.Лекарственные растения, сроки и способы их сбора. Экскурсия: Ознакомление с изменениями, произошедшими в природе. Экскурсия: Ознакомление с лекарственными растениями данной местности. Сбор лекарственных растений для изготовления гербария «Лекарственные растения нашей местности» Теория: Промежуточная аттестация.
Учебно-тематический план занятий (3 год обучения)
№ п/п Тема Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 2 - 2. Сезонность в природе. 14 10 4 3 Родной край. 8 8 - 4. Рельеф и полезные ископаемые края, района. 4 2 2 5. Климат нашего края, района. 8 2 6 6. Водные ресурсы края, района. 10 6 4 7. Почвы края. 4 2 2 8. Растительность края. 6 2 4 9. Животный мир края. 6 2 4 10. Зима в природе нашего края. 14 4 10 11. Охрана и привлечение зимующих птиц. 14 8 6 12. Природные зоны края. 6 4 2 13. Экологические проблемы нашего края. 6 4 2 14. Весна в природе. 16 6 10 15. Раннецветущие растения. 8 4 4 16. Весенний практикум 18 8 10 Итого 144 74 70
Содержание программы III года обучения.

Тема № 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой, режимом работы объединения. Техника безопасности на теоретических и практических занятиях
Тема № 2. Сезонность в природе.
Теория:Связь сезонных изменений в природе (живая, неживая природа) с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолодание. Практическая работа: Предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных: наблюдения за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада). Экскурсия: Наблюдение за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа их жизни, линька, спячка. 14
Отлёт птиц в тёплые края. Птицы нашей местности. Экскурсия: Наблюдение за отлётом птиц (сбор в стаи, прощание с родными местами).
Тема № 3. Родной край
. Теория: Что мы называем родным краем (край, район, село в котором мы живём). Наш край на карте мира, карте России.Географический адрес края. Географический адрес нашего района, села. Экскурсия по достопримечательным местам нашего села. История освоения и заселения Ставропольского края. Основные национальности, живущие в Ставропольском крае.
Тема № 4. Рельеф и полезные ископаемые края, района.
Теория: Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского к р а я , Апанасенковскогорайона. Практическая работа: Изучение рельефа нашей местности.
Тема № 5. Климат нашего края, района
. Теория: Климатообразующие факторы. Осадки, атмосферное давление, ветры. Сезоны года края. Практические работа: наблюдения за погодой нашей местности. Работа с календарём погоды: построение розы ветров по месяцам, подведение итогов дней с переменной облачностью, облачными днями, ясными днями, днями с осадками. Закономерность изменения температуры с сезонными изменениями в природе.
Тема № 6.Водные ресурсы края, района
. Особенности размещения вод. Речная сеть Ставропольского края. Характеристика главных рек. Горные и равнинные реки. Части реки (исток, устье). Каналы, водохранилища, пруды, озёра, ледники, подземные воды. Минеральные источники. Охрана вод. Кавказские минеральные воды – значение в жизни края и всей страны. Внутренние воды Апанасенковского района (реки, озёра, пруды, водохранилища, оросительные каналы – их значение в с/х хозяйстве района). Экскурсия к водоёму.Наблюдение за живыми организмами, живущими в данном водоёме и растительным миром.
Тема № 7. Почвы края, района.
Теория: Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Роль растений, животных и климатических условий в образовании почв. Образование плодородного слоя почвы в лесу, на лугу. Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана почв в Ставропольском крае. Эрозия почв. 15
Практическая работа: Сбор образцов местных пород. Определение состава почв. Простейший анализ почвы. Изготовление коллекций почв, схем почвенных разрезов.
Тема № 8. Растительность края.
Теория: Разнообразие растительности: растительность полупустыни, степи, широколиственных лесов и альпийских лугов. Охрана растительности. Экскурсия в степь с целью изучения растительности. Экскурсия с целью знакомства с растениями окружающей местности. Деревья, кустарники, травы.
Тема № 9.Животный мир края.
Теория: Животный мир Ставропольского края и Апанасенковскогорайона. Разнообразие животного мира: животные полупустыни, степей, лесов, альпийского пояса водоёмов. Охрана животных. Животные в зимнее время на примере животных нашей местности. Экскурсия в парк, степь, лесопосадку с целью изучения животного мира окружающей местности. Наблюдение, зарисовки. «Красная книга». Животные нашей местности, занесённые в «Красную книгу».
Тема № 10.Зима в природе нашего края
. Теория: Связь сезонных явлений в природе с изменением высоты солнца. Признаки зимы: изменение полуденной высоты солнца, замерзание местных водоёмов, метели, снегопады, значение снежного покрова для растений, жизнь травянистых растений под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоёмов зимой. Знакомство с растительностью окружающей местности. Практическая работа: наблюдение объектов живой и неживой природы окружающей местности красоты природы. Наблюдение погоды по приборам, предсказание погоды по местным признакам, ведение записей в «календаре природы». Подведение итогов наблюдений за месяц и их обработка. Вычерчивание графика температуры, розы ветров, диаграммы.
Тема № 11.Охрана и привлечение зимующих птиц.
Т е о р и я : З и м у ю щ и е п т и ц ы н а ш е й м е с т н о с т и , и х п о л ь з а и привлечение.Устройство кормушек и систематическая подкормка. Экскурсия: наблюдение за птицами в природе (внешний вид, поведение, время пробуждения, голоса птиц, взаимоотношения пернатых, поедание корма в кормушке, время кормления, вид поедаемого корма, время появления на кормушках разных птиц). Определение птиц нашей местности по внешнему виду.Продолжение оформления альбома «Птицы». Экскурсия в природу для знакомства с зимующими птицами, зарисовки.
Тема № 12. Природные зоны края.
16
Природные зоны Ставропольского края: ландшафт полупустынь, степей, лесостепей, предгорий и гор. Охрана природных комплексов. Зона, в которой мы живем – степь. Растительность и животные степи. Экскурсия: наблюдение за растительным и животным миром и изменениями, произошедшими в природе.
Тема №13. Экологические проблемы нашего края.
Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. Загрязнение атмосферы. Проблема отходов. Сохранение здоровья людей. Экскурсия: Выявление стихийных свалок в черте села.
Тема №14.Весна в природе.
Теория: Признаки наступления весны в нашей местности: изменение температурного режима, изменения высоты солнца, увеличение количества солнечных дней. Признаки наступления весны в живой природе: набухание почек, появление раннецветущих растений, появление первых насекомых и т. д. Практическая работа: наблюдение погоды по приборам и предсказание погоды по местным признакам, ведение записей показаний приборов и наблюдений в «календаре природы». Экскурсия: Изучение весенних явлений в природе в данной местности. Возвращение перелётных птиц нашей местности к местам гнездований. Связь сроков прилёта птиц с изменением температурного режима, вскрытием рек ото льда, появлением насекомых и другими сезонными изменениями. Значение птиц в с/х и лесном хозяйстве. Охрана птиц. Практическая работа: Наблюдение за птицами, возвращение к старым местам гнездований, постройка новых гнёзд, высиживание птенцов. Экскурсия к местам гнездований, зарисовка.Продолжение оформления альбома «Птицы Апанасенковья».
Тема №15.Раннецветущие растения.
Теория: Появление первоцветов в нашем районе. Охрана «Красная книга Ставрополья» Первоцветы нашего района, занесённые в «Красную книгу». Операция «Первоцвет». Экскурсия в степь с целью наблюдения красоты природы. Насекомые опылители. Значение опыления для растений.
Тема № 16. Весенний практикум.
Теория: С чего начинать научное исследование? Знакомство с методиками исследования. Практическая работа: Проведения собственных исследований. Индивидуальная работа. Выступление на конференциях. Работа над проектом. Теория: Итоговая аттестация. 17

Методическое обеспечение программы « Я живу на планете Земля»
Методы организации учебно- воспитательного процесса Разновидность методов Приёмы 1.Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности обучающихся а) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации беседа, рассказ, лекция, инструктаж. б) методы наглядной иллюстрации, передачи информации и зрительного восприятия информации демонстрация опыта, наблюдение. в) методы передачи информации с помощью практической деятельности практические работы, опытническая работа, работа над проектами. 2 . М е т о д ы стимулирования и мотивации а) эмоциональные поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор знаний. б) познавательные создание проблемной ситуации выполнение заданий на смекалку. в) волевые предъявление учебных требований; информация об обязательных результатах обучения; прогнозирование будущей деятельности. г) социальные создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность в результатах своей работы. 3. Методы контроля и самоконтроля а) устные индивидуальный опрос, устный опрос. 18
б) письменные анкетирование, тестирование, выполнение проверочных заданий. в) самоконтроль и взаимоконтроль самоконтроль, парный контроль. 4.Формы организации работы на занятиях индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Формы проведения занятий.
Для повышения эффективности учебного процесса на занятиях в объединении « Я живу на планете Земля» используются различные формы проведения занятий, это: беседа, рассказ, игра - путешествие,викторина, экскурсия, дидактическая игра, наблюдения, самостоятельная работа, работа с карточками, викторина, устный журнал.
Условия реализации программы.
*Наличие учебного кабинета; *Наличие информационно - методического обеспечения программы; *Наличие материально- технического оснащения.
Информационно - методическое обеспечение программы.
правила техники безопасности на занятиях, во время экскурсий, походов, при выполнении практических работ;положение об аттестации;тесты - опросники; анкеты.
Материально- техническое оснащение
кабинет; столы; стулья; компьютер; сканер;принтер;телевизор; DVD; фотоаппарат;музыкальный центр; микроскопы; гербарии; коллекции насекомых; лупы; наглядные пособия; дидактический материал. В конце каждого раздела проводится обобщающее итоговое занятие. Анализ уровня теоретической и практической подготовки обучающихся проводится два раза в год (промежуточная - январь, итоговая аттестация- май)
Библиографический список для педагога.
1.Аквилева Г.Н. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М., Владос1998 г. 2.Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972 г. 3.Глазачев С. Грехова Л. Сотникова Н. Экологическое образование 1999 г. 4.Демидова А.П. Содержание и организация труда младших школьников на учебно – опытном участке. М.,1975 г. 5.Журналы «Юный натуралист». 6.Запартович Б. Криворучко Э. Соловьев Л. С любовью к природе. Педагогика 1978 г. 19
7.Плешаков А. Зелёный дом Просвещение 1999 г. 8.Попова Т. Мир вокруг нас. М., 1998 г. 9.Савельева В. Магомедов К. География Ставропольского края 1987 г. 10.Тамбиев А. Живые пути планеты. М: 1994г. 11.Гусев В. Живой уголок. «Лесная промышленность» 1995г. 12.ФормазовА.Спутник следопыта «Московский университет»1997г. 13.Свиридонов Г. Растения и здоровье. «Профиздат», 1998г. 14.Лебедев А.Ваши домашние любимцы. «Церера» 1999г. 15.Симкин Г.Перелётные и зимующие птицы. «Лесная промышленность».2001г. 16.КурнишниковаТ. География растений с основами ботаники. «Просвещение» 1999г. 17.Ивченко С. Занимательно о ботанике. «Молодая гвардия» 1998г. 18.Блинникова В.Зоология с основами экологии. «Просвещение»1996г. 19.Родина В.Цветоводство в школе. «Просвещение» 2001г. 20.Порембская Л.Труд и наблюдения в школе. «Просвещение» 2004г. 21.Папорков М. Школьные походы в природу. «Просвещение» 2010г. 22.Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение 1986г. 23.Верзилин Н.П. Растения в жизни человека. Л, 2001г. 24.Биологический энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия. 25.Грехова Л.И. В союзе с природой.- М.: Ставрополь: Сервис- школа, 2003г. 26.Лемешев Я.В. Природа и мы.- М.:2005г.
Библиографический список для обучающихся.
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под редакцией С.В.Алексеева- м.: АОМДС, 1996 г. 2.Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев, МИРОС- Международн. отношения, 1999 г. 3.Лифтянский Н.Г. Лечебные свойства овощей. С-ПБ.: «Весь» 2002 г. 4.Мартынов С.М. Овощи + фрукты+ ягоды= здоровье. М.: Просвещение,1998 г. 5.Пивоваров В.Ф. Овощи России. М.: «Российская смена»,2003 г. 6.Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Советы создающему экологическую тропу. Стерлитамак, 2003 г. 7.Чаус Б.Ю., Чаус З.А. исследование искусственной экосистемы. Стерлимак 20
2006 г. 8.Запаржович Б. Криворучко Э. Соловьев Л. С любовью к природе. Педагогика , 1978 г. 9.Плешаков А. Зелёный дом Просвещение 1999 г. 10.Журналы «Юный натуралист». 11.Папорков М. Школьные походы в природу. «Просвещение».1999г 12.Лебедев А.Ваши домашние любимцы. «Церера» 1999г 13.Гусев В. Живой уголок. «Лесная промышленность» 1995г. 14.Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 1972 г. 15.Ивченко С. Занимательно о ботанике. «Молодая гвардия».1998г. 21


В раздел образования