Автор: Малинина Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель клинических дисциплин
Учебное заведение: Березниковский медицинский колледж
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в обучении по дисциплине: "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях в хирургии"
Раздел: среднее профессиональное
Использование информационных технологий в обучении по
дисциплине: «Сестринский уход при различных состояниях и
заболеваниях в хирургии»
Компьютер сегодня, настолько вошел в нашу повседневность, что прожить без него
уже не представляется возможным. Методика работы с использованием информационных
технологий представляет собой педагогический процесс, предполагающий достижение
следующих целей:
- Использование компьютера в качестве универсального дидактического средства,
позволяющего организовать обучение на основе личностно ориентированных технологий
- Повышение мотивации к обучению предмета «сестринский уход при различных
состояниях и заболеваниях в хирургии»
- Повышение информационной культуры студентов способных грамотно работать с
информацией,
умеющий
самостоятельно
мыслить,
видеть
возникающие
в
реальной
действительности проблемы и искать пути их решения
Использование
информационных
технологий
ориентировано
на
деятельный
компонент образования, что позволяет в большой степени реализовать индивидуальные
способности, возможности и интересы студента. В ходе их использования происходит
расширение мотивов учения, появления мотивов достижения целеполагания, контактного
взаимодействия, сотрудничества. Возникает высокая готовность к совместному действию
во
всякого
рода
коллективном
учебном
труде.
Использование
информационных
технологий в учебном процессе рассчитано на урочную и внеурочную формы работы,
индивидуальную и индивидуально-групповую, а также фронтальную работу и работу в
малых группах. Мультимедийную продукцию можно с успехом применять как на этапах
объяснения, закрепления и контроля на традиционных уроках, так и в инновационных
формах урока (проблемный урок, урок-лекция, урок-игра, демонстрация видеофильмов и
др.). Использование которых позволяет:
- Побудить и закрепить интерес
- Иллюстрировать изучение учебного материала
- Формировать условия учебной проблемы, познавательные задачи
- Обобщать и систематизировать материал
- Продемонстрировать процессы, недоступные для обозрения или не видимые не
вооруженным глазом. Так снятый фильм «Подготовка к работе операционной сестры» дает
возможность
перенести
студентов
в
атмосферу
операционной,
про следить
последовательность действий медсестры, а также выделить наиболее важное (стоп-кадр,
крупный план). Кроме того, использование видеофильмов дает возможность за короткий
срок показать схему длительного процесса, например, технику проведения наркоза, гемо
сорбции. А также видеофильм позволяет проводить уроки экскурсии туда, куда нельзя
провести студентов в связи с режимом повышенной стерильности (операционный зал,
отделение реанимации, отделение переливания крови.
Методы
и
приемы,
которые
используются
для
организации
обучающие
интерактивной деятельности студентов, очень вариативны, но все они направлены на
организацию обмена информацией между педагогом и студентами и зависят от тематики и
формы урока. В своей работе я использую следующие:
Традиционно излагаю новый материал лекционно, значительная часть изучаемой
темы
излагается
крупными
блоками
при
этом
использую
в
качестве
демонстраций
информационные
фрагменты
для
всей
группы
фронтально
–
то
есть
изображение
с
монитора выводится с помощью проектора на большой экран. В данном случае чаще
используют мультимедийные аудио, видео материалы, слайдовые и флеш презентации.
Исходя
из
сложности
изучаемой
темы
и
структуры
лекции
все,
либо
отдельные
мультимедийные блоки сопровождают дополнительными пояснениями, комментариями. В
качестве
дополнения
можно
так
же
порекомендовать
студентам
краткие
сведенья
о
информационных
ресурсах
по
изучаемой
теме.
По
завершению
работы
студенты
составляют
отчет
об
изученном
материале
в
виде
конспектов,
кластеров,
диаграмм,
таблиц,
графологических
структур,
ответов
на
вопросы.
Преподаватель
помогает
студентам
проанализировать
полученную
информацию,
сравнить
факты,
события
и
сгруппировать их, производить оценку. А также разъясняет связь между предыдущими
знаниями и новыми.
Не менее интересными в плане интеграции интернет ресурсов как мне кажется
могут стать семинары, диспуты. Для данного вида уроков характерно:
- Внеурочная работа студентов с интернет ресурсами
- Индивидуальная по поиску информации для подготовки докладов, рефератов,
сообщений и т.п.
- Творческая работа студентов по материалам интернет ресурсов и представление ее
результатов в виде флеш презентации
- Написание рецензий на опубликованные в интернет ресурсах статьи, по теме
изучаемого программного материала;
А также работа непосредственно на уроке, когда выступающий:
- Использует для сопровождения своего доклада (реферата) мультимедийные файлы
- Апеллирует в качестве доказательной базы, в качестве примера для обсуждения на
семинаре можно предложить несколько видео фрагментов и других видео материалов.
Таким образом в зависимости от формы урока, в соответствии с поставленной
дидактической целью осуществляется выбор и интеграция мультимедийных материалов в
и
учебный
процесс.
Правильное
использования
виртуальных
ресурсов
на
практике
способствует оптимизации и эффективности учебного процесса. Конечной целью любого
образовательного процесса является подготовка квалифицированного ученика.