"Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду"
Автор: Мусатова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ - Детский сад №34 "Звездочка" Населённый пункт: г.Серпухов, Московская область Наименование материала: Статья Тема: "Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду».
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая
часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства
близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию
гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных
традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа,
благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные
произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к
родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического
воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть
и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное
искусство является национальным по содержанию, поэтому способно
активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование
патриотических чувств у ребёнка.
Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт
людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий
потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству
осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада,
групповой комнаты, в оформление которых включают произведения
народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно
ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой.
Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает
приёмам декоративной лепки.
Но для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть
сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и
понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративной
лепке.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных
формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои
устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной
художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны.
Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая
миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию,
увлекающую и детей, и взрослых.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям
нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и
шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе
тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим
чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что
необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются,
живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство
тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-
то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой.
Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской
росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда.
Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с
увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными
фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-
шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом
деревянные ложки, плетёные корзины, половинки из лоскутов и другие
предметы народных умельцев. Народное искусство образно, красочно,
оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как
несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых,
лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего
мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные
из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для
росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые
ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера
хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины,
малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и
крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки
расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом:
кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям,
Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских
садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством
педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам
народных изделий.
Народное ДПИ должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их
понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Детские сады
должны располагать достаточным количеством предметов народного
творчества. Это даст возможность украшать интерьеры групп и других
помещений, время от времени заменяя одни предметы другими.
Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных
умельцах, используются на занятиях. Все предметы ДПИ должны храниться
в шкафах педагогического кабинета. Они распределяются по промыслам и
постоянно пополняются новыми предметами. Для детей младших групп
нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских
мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы
нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки,
расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе
групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная.
Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми
посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных
игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения
(бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню
рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время
занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании
других видов лепных работ, отчего изделия становятся более
выразительными.
Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим
интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам.
Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во
время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с
использованием предметов народного творчества помогают развивать
умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том
случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление
детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные
работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу
изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать
ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего
воспитания каждого ребёнка.
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят
от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно
знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному
промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах,
которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы
заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми
пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые,
праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-
франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в
далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к
1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о
народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого
продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными
игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и
базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в
селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком,
месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а
потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе
Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А.
Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции,
создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в
благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят
игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это
барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята,
медведи и др.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия
и роспись его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу,
мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего
получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть
туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши оборки, манжеты,
шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их
налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении
существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в
статичности, пышности форм и яркости окраски.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Не менее известным центром народного промысла является деревня
Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную
глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который
делал игрушки. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению
глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенёва, П.П. Илюхина,
А.И. Лукьянова и др. Люди и животные, выполненные художницами,
отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и очень
выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие
пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех
игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с
маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими,
так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись
яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный,
синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки,
пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают
удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки
фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими
штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём,
переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке
мало, если сравнивать её с дымковской.
Маленький ребёнок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву,
фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён
жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом.
Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски,
некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году
художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки
лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны
лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы
каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими
игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой.
В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый
цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с
большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с
корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики.
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции –
танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят
каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку,
свинью, гуся и утку.
Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по
форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с
короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая
шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и
порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент
нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с
распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек
мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными
элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий,
кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения
деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и
расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся
потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У
каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат
старые народные традиции.
ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА
В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали
изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных
налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную
игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой,
белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков,
кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка
украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой.
Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый
фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожжённой
глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с
резко повёрнутыми шейками и головками, что придаёт им особую
пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются
деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к
народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на
занятиях декоративной лепкой. Вот уже более 350 лет в селе Богородское
вблизи Сергиев-Посада работают резчики по дереву. В их умелых руках
бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы,
которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных
игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут
фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы.
Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной
бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой. Теперь игрушки
отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и
украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают
подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен,
спорт и космос, и все они игрушки-шутки. Традиционным образом является
медведь.
Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик
Н.И. Максимов. Многие годы он обучал резчиков в профессиональном
техническом училище, стремился привить им не только навыки и приёмы
резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому. Богородские игрушки
широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.
ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА
Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными
ремёслами занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники,
кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками
коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда посуду украшали лепными
фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали
мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы.
Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако
синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть
тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек.
Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент
рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы,
тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и
игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей:
Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой
Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др. В настоящее
время художники работают над созданием новых сюжетов и композиций.
Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с
олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают
глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.
Литература
1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
2. Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.
3. Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая
тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.
5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С.
Комаровой. М., 2005.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. М., 2005.
7. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для
воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.