Напоминание

"Декоративно-прикладное искусство"


Автор: Сайдова Мария Хыдыркуловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Фантазия"
Тема: "Декоративно-прикладное искусство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Раздел 1.

Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

I.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Фантазия» направлена на развитие творческих способностей детей младшего

и среднего школьного возраста. Она формирует российскую гражданскую

идентичность обучающихся, позволяет овладеть духовными ценностями и

культурой

многонационального

народа

России,

способствует

духовно-

нравственному развитию, воспитанию и сохранению здоровья обучающихся.

Создаёт социальные ситуации развития обучающихся, обеспечивающих их

социальную

самоидентификацию,

посредством

личностно

значимой

деятельности.

Занимаясь

изобразительным

искусством,

обучающиеся

овладевают

практическими навыками художника, осуществляют творческие замыслы, и

развивают художественный вкус, приобретают способность находить красоту

в обычных вещах. Развивают зрительную память и воображение, приучаются

творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Занятия творчеством обогащают духовную жизнь ребёнка. Часто детское

творчество перерастает в профессиональное. Задания обучающимся даются

несложные,

согласно

их

возрасту

и

индивидуальным

особенностям,

и

воспитанники легко их выполняют. Это создаёт «ситуацию успеха», повышает

детскую самооценку и вызывает удвоенное желание заниматься творчеством.

направленность программы – художественная;

направление – изобразительная деятельность;

по уровень - базовый;

по

форме

организации

содержания

и

процесса

педагогической

деятельности – комплексная;

Актуальность

предлагаемой

программы

развитие

творческих

и

коммуникативных

способностей обучающихся,

на

основе

их

собственной

творческой деятельности, и определяется запросом со стороны детей и их

родителей.

Педагогическая целесообразность заключается в:

приобщении детей к культурным ценностям нашей страны;

расширении кругозора;

развитии мелкой моторики рук;

формировании умения аккуратно работать, доводить задание до конца.

Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Фантазия»

в

том,

что

в

ней

художественное

мастерство

сочетается с дизайнерскими идеями, и работой с новыми материалами.

Программа разработана в соответствии с:

федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(принят Государственной Думой 21.12.2012 г.)

Отличительной

особенностью

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

является

то,

что

она

даёт

возможность

каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных (более десяти) видах

изобразительного искусства.

возраст

детей,

участвующих

в

реализации

дополнительной

образовательной программы может варьироваться от 6 до 15 лет (с 1 по

9 класс);

категория

детей,

для

которых

предназначена

программа:

ученики

общеобразовательных школ;

наполняемость групп:

- первый год обучения – 15 человек обучающихся;

-

второй

и

третий

год

обучения

по

12

человек

обучающихся

(количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в

соответствии

с

Уставом

учреждения,

санитарно-гигиеническими

требованиями

к

данному

виду

деятельности

и

региональными

нормативными

документами

в

сфере

дополнительного

образования

детей).

условия

приёма

обучающихся

набор

ведётся

на

основании

результатов

собеседования,

направленного

на

выявление

степени

предварительной

подготовки,

уровня

формирования

интересов

и

мотивации

к

данной

предметной

области.

На

второй

и

третий

год

обучения

обучающиеся

переводятся

на

основании

результатов

промежуточной аттестации.

Форма

обучения

очная.

Занятия

проводятся

с

учётом

возрастных

особенностей обучающихся, в очной форме. Основная форма организации

работы – групповая).

Объём

программы

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Фантазия» рассчитана на 3 года, первый и

второй год обучения по 144 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Третий год - 216 ч, занятия проводятся 2 раза в неделю - по 3 часа.

Режим

занятий.

Занятия

ведутся

по

утверждённому

учебному

плану.

Объединение «Фантазия» реализует дополнительную общеобразовательную

программу в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и

личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и

обеспечивает возможность достижения планируемых результатов).

Цель программы:

формирование и развитие творческих способностей учащихся,

удовлетворение

индивидуальных

потребностей

учащихся

в

интеллектуальном,

художественно-эстетическом,

нравственном

развитии; выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;

формирование общей культуры учащихся.

Задачи

личностные:

развить

этические

чувства,

доброжелательность

и

эмоционально-

нравственную

отзывчивость,

понимание

и

сопереживание

чувствам

других людей;

развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных

ситуациях,

уметь

не

создавать

конфликты

и

находить

выходы из спорных ситуаций;

сформировать

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

мотивировать к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

метапредметные (учение учиться, учение детей мыслить):

сформировать

умения

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения

результата;

сформировать

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности

и

способность

конструктивно

действовать

даже

в

ситуациях неуспеха;

активно использовать речевые средства и средства информационных и

коммуникационных

технологий

(далее

ИКТ)

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор,

обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации

в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета;

образовательные:

приобрести

навыки

самообслуживания;

овладеть

технологическими

приёмами

ручной

обработки

материалов;

усвоить

правила

техники

безопасности;

использовать приобретённые знания и умения для творческого решения

несложных

конструкторских,

художественно-конструкторских

(дизайнерских), технологических и организационных задач;

приобрести

первоначальные

навыки

совместной

продуктивной

деятельности,

сотрудничества,

взаимопомощи,

планирования

и

организации;

овладеть

методами

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности,

решения

творческих

задач,

моделирования,

конструирования

и

эстетического

оформления

изделий,

обеспечения

сохранности продуктов труда.

II.

Учебно-тематический план

В течение учебного года, в конце первого и второго полугодия, проводятся

промежуточные аттестации.

1год обучения

1 год обучения

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теори

я

Пра

ктик

а

Ф

орма

аттестации

(контроля)

1.

Введение

в

образовательную

программу,

техника

безопасности

2

1

1

2.

Композиция «Тропический

остров»

2

1

1

3.

Композиция

«С

Днём

Учителя!»

2

1

1

выставка

«С

Днём

Учителя!»

4.

Композиция

«Цветочная

поляна»

2

1

1

5.

Композиция

«Избушка

в

лесу»

2

1

1

6.

Роспись

гипсовых

барельефов (магниты)

2

1

1

7.

Северодвинская

роспись.

Листья и ягоды

2

1

1

8.

Северодвинская

роспись.

Цветы

2

1

1

9.

Северодвинская

роспись.

Птицы

2

1

1

10.

Северодвинская

роспись.

Кони

4

1

3

11.

Северодвинская

роспись.

Люди

2

1

1

12.

Роспись изделия

8

1

7

выставка

«День

Матери»

13.

Композиция «60 лет Дому

детского творчества»

4

1

3

Выставка

«Юбилей

ДДТ»

14.

Плакат

«60

лет

Дому

детского творчества»

2

1

1

выставка

«Юбилей

ДДТ»

15.

Композиция

«День

Матери»

4

1

3

выставка

«День

Матери»

16.

Открытка из упаковки из-

под яиц «Розы»

6

1

5

выставка

«День

Матери»

17.

Сувенир в технике папье-

маше «Обезьянка»

8

1

7

18.

Интерьерная

кукла

в

технике

папье-маше

«Ангел»

6

1

5

выставка

«Свет

Рождестве

нской

звезды»

19.

Промежуточная аттестация

2

1

1

20.

Композиция

«С

Рождеством!»

4

1

3

выставка

«Свет

Рождестве

нской

звезды»

21.

Композиция

«С

Днём

Святого Валентина!»

4

1

3

выставка

«День всех

влюблённы

х»

22.

Композиция

«Сказки

А.С.

Пушкина»

4

1

3

23.

Композиция «Выборы 2016

г»

2

1

1

выставка

«Выборы

2016 г»

24.

Оригами

«Кролик

с

морковкой»

2

1

1

25.

Открытка «Ладошки»

2

1

1

26.

Поделка

с

компьютерным

диском «Кролик»

4

1

3

выставка

«

8 Марта!»

27.

Поделка с компьютерными

дисками «Котики»

4

1

3

выставка

«8 Марта!»

28.

Композиция

«С

23

Февраля!»

4

1

3

выставка

«День

Защитника

Отечества»

29.

Композиция «С 8 Марта!»

4

1

3

выставка

«8 Марта!»

30.

Композиция «Пасха»

4

1

3

выставка

«Самый

светлый

праздник»

31.

Пасхальное

дерево

в

технике

папье-маше

(дерево,

подставка,

пасхальные

яйца

ленточках)

8

1

7

выставка

«Самый

светлый

праздник»

32.

Роспись пасхальных яиц

4

1

3

выставка

«Самый

светлый

праздник»

33.

Композиция

«День

космонавтики»

4

1

3

выставка

«День

космонавт

ики»

34.

Композиция «9 Мая - День

Победы»

4

1

3

выставка

«День

Победы»

35.

Композиция

в

технике

витраж «Древний Египет»

4

1

3

36.

Композиция

в

технике

витраж «Древняя Греция»

4

1

3

37.

Композиция

в

технике

витраж «Древний Китай»

4

1

3

38.

Композиция

в

технике

витраж «Древняя Индия»

4

1

3

39.

Контрольный срез

2

1

1

40.

Итоговое занятие

2

2

---

чаепитие,

викторина

Всего:

144

41

104

2 год обучения

п/п

Тема

Обще

е кол-

во

часов

Теори

я

Пра

ктик

а

Форма

аттестации

(контроля)

1.

Введение

в

образовательную

программу,

техника

безопасности

2

1

1

2.

Композиция «День города

Минеральные Воды»

4

1

3

выставка

«День

города»

3.

Композиция

«С

Днём

Учителя!»

2

1

1

выставка «С

днём

Учителя!»

4.

Композиция «Кролики»

2

1

1

5.

Композиция «Овчарка»

2

1

1

6.

Композиция

«Котёнок

с

клубком»

2

1

1

7.

Гипсовые барельефы

2

1

1

8.

Полхов-майданская

роспись. Листья и ягоды

2

1

1

9.

Полхов-майданская

роспись. Цветы

2

1

1

10.

Полхов-майданская

роспись. Птицы

2

1

1

11.

Композиция «60 лет Дому

детского творчества

4

1

3

выставка

«Юбилей

ДДТ»

12.

Плакат

«60

лет

Дому

детского творчества»

2

1

1

выставка

«Юбилей

ДДТ»

13.

Полхов-майданская

роспись. Мельница

2

1

1

14.

Полхов-майданская

роспись. Церковь

4

1

3

15.

Роспись доски

8

1

7

выставка «С

днём

матери!»

16.

Композиция

«День

Матери»

4

1

3

выставка «С

днём

матери!»

17.

Открытка из упаковки из-

под яиц «Розы»

6

1

5

выставка «С

днём

матери!»

18.

Копилка в технике папье-

маше «Обезьянка»

8

1

7

19.

Интерьерная

кукла

в

технике

папье-маше

«Ангел»

10

1

9

выставка

«Свет

Рождествен

ской

звезды»

20.

Промежуточная аттестация

2

1

1

21.

Композиция

«С

Рождеством!»

4

1

3

выставка

«Свет

Рождествен

ской

звезды»

22.

Композиция

«С

Днём

Святого Валентина!»

4

1

3

выставка «С

днём

всех

влюблённых

»

23.

Композиция «Сказки А.С.

Пушкина»

4

1

3

24.

Композиция

«Выборы

2016 г»

4

1

3

выставка

«Выборы

2016 г»

25.

Открытка

«Ладошки»

и

«Божья коровка»

2

1

1

26.

Поделка с компьютерными

дисками «Кролик»

4

1

3

выставка «С

8 Марта!»

27.

Поделка с компьютерными

дисками «Котики»

4

1

3

выставка «С

8 Марта!»

28.

Композиция

«С

23

Февраля!»

4

1

3

выставка «С

днём

защитника

Отечества»

29.

Композиция «С 8 Марта!»

4

1

3

выставка «С

8 Марта!»

30.

Композиция «Пасха»

4

1

3

выставка

«Самый

светлый

праздник»

31.

Пасхальное

дерево

в

технике

папье-маше

(дерево,

подставка,

пасхальные

яйца

на

ленточках, две курочки)

8

1

7

выставка

«Самый

светлый

праздник»

32.

Роспись пасхальных яиц

4

1

3

выставка

«Самый

светлый

праздник»

33.

Композиция

«День

космонавтики»

4

1

3

выставка

«День

космонавти

ки»

34.

Композиция «9 Мая – День

Победы»

4

1

3

выставка

«День

Победы»

35.

Композиция

в

технике

витраж «Готика»

5

1

3

36.

Композиция

в

технике

витраж «Ренессанс»

5

1

1

37.

Композиция

в

технике

витраж «Барокко»

5

1

3

38.

Контрольный срез

2

1

1

39.

Итоговое занятие

2

1

1

чаепитие,

викторина

Всего:

144

41

103

3 год обучения

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теори

я

Практ

ика

Форма

аттестации

(контроля)

1.

Введение

в

образовательную

программу,

техника

безопасности. Композиция

«День

города

Минеральные Воды»

9

1

8

выставка

детских

рисунков

«День

города»

2.

Композиция

«С

Днём

Учителя!»

3

1

2

выставка

рисунков

«С

Днём

Учителя!

3.

Композиция «Крокусы»

3

1

2

4.

Композиция

«Подснежники»

3

1

2

5.

Композиция «Маки»

3

1

2

6.

Гипсовые барельефы

3

1

2

7.

Городецкая

роспись.

Листья, бутоны и ягоды

3

1

2

8.

Городецкая

роспись.

Цветы

3

1

2

9.

Городецкая

роспись.

Птицы

3

1

2

10.

Композиция

«60лет

Дому

детского творчества»

6

1

5

выставка

«Юбилей

ДДТ»

11.

Плакат

«60

лет

Дому

детского творчества»

3

1

2

выставка

«Юбилей

ДДТ»

12.

Городецкая роспись. Кони

3

1

2

13.

Городецкая

роспись.

Люди.

6

1

5

14.

Роспись доски

12

1

11

выставка

«День

Матери»

15.

Композиция

«День

Матери»

6

1

5

выставка

«День

Матери»

16.

Большая

открытка

из

упаковки

из-под

яиц

«Розы»

9

1

8

выставка

«День

Матери»

17.

Копилка в технике папье-

маше «Обезьянка»

12

1

11

18.

Интерьерные

куклы

в

технике

папье-маше

«Ангел» и «Снегурочка»

9

1

8

выставка

«Свет

Рождеств

енской

звезды»

19.

Промежуточная аттестация

2

1

1

20.

Композиция

«С

Рождеством!»

6

1

5

выставка

«Свет

Рождеств

енской

звезды»

21.

Композиция

«С

Днем

Святого Валентина!»

6

1

5

выставка

«День

всех

влюблённ

ых»

22.

Композиция «Сказки А.С.

Пушкина»

6

1

5

конкурс

детской

иллюстра

ций «Дети

и книги»

23.

Композиция

«Выборы

2016 г»

6

1

5

выставка

«Выборы

2016»

24.

Открытка

«Ладошки»

и

«Божья коровка»

3

1

2

выставка

«День

всех

влюблённ

ых»

25.

Поделка с компьютерным

диском «Кролик»

3

1

2

выставка

«С

8

Марта!»

26.

Поделка с компьютерными

дисками «Котики»

3

1

2

выставка

«С

8

Марта!»

27.

Композиция

«С

23

Февраля!»

6

1

5

выставка

«День

защитник

а

Отечества

»

28.

Композиция «С 8 Марта!»

6

1

5

выставка

«С

8

Марта!»

29.

Композиция «Пасха»

6

1

5

выставка

«Самый

светлый

праздник»

III.

Содержание программы

1

год обучения.

Раздел

1.

Введение

в

дополнительную

общеобразовательную

общеразвивающую

программу.

Знакомство

с

содержанием

программы

«Фантазия».

Теория: Основные темы, режим работы, необходимое оборудование, техника

безопасности.

Практика: Презентация по картинам выпускников. Анализ.

Раздел 2. Элементарные термины. Оценка способностей обучающихся.

Тема 1. Композиция «Тропический остров».

Теория: Термины ИЗО (кисточки, мольберт, палитра и т.д.).

Практика: Рисунок на тему: тропический остров.

Тема 2. Композиция «Цветочная поляна»

Теория: Семь цветов радуги.

30.

Пасхальное

дерево

в

технике

папье-маше

(дерево,

подставка,

пасхальные

яйца

на

ленточках, две курочки и

три цыплёнка)

14

1

13

выставка

«Самый

светлый

праздник»

31.

Роспись пасхальных яиц

4

1

3

выставка

«Самый

светлый

праздник»

32.

Композиция

«День

космонавтики»

3

1

2

выставка

«День

космонавт

ики»,

беседа

33.

Композиция «9 Мая – День

Победы»

6

1

5

выставка

«День

Победы»

34.

Композиция

в

технике

витраж «Классицизм»

10

1

9

35.

Композиция

в

технике

витраж «Модерн»

14

1

13

36.

Контрольный срез

3

1

2

37.

Итоговое занятие

3

1

2

чаепитие,

викторина

Всего:

216

41

175

Практика: рисунок «цветочная поляна».

Тема 3. Композиция «Избушка в лесу».

Теория: Цветоведение, цвета (основные и дополнительные цвета).

Практика: рисунок «избушка в лесу».

Раздел 3. Композиция «С Днём Учителя!».

Теория: беседа о профессии «учитель».

Практика: Рисунок на выставку.

Раздел 4. Гипсовые барельефы.

Теория: гипсовые барельефы

Практика: роспись гипсовых магнитов гуашевыми красками.

Раздел 5. Роспись по дереву «Северная Двина».

Тема 1. Листья и ягоды

Теория: История возникновения росписи «Северная Двина»

Практика: рисунок северодвинских листьев и ягод.

Тема 2. Северодвинские цветы

Теория: изучение шести видов северодвинских цветов.

Практика: рисунки северодвинских цветов.

Тема 3. Северодвинские птицы.

Теория: изучение пяти видов птиц (кочеток, кутюшка, райские птицы, птица

Сирин).

Практика: рисунки пяти птиц.

Тема 4. Северодвинские кони.

Теория: характерные особенности северодвинских коней.

Практика: рисунок северодвинских коней.

Тема 5. Изображения людей в северодвинской росписи.

Теория: Традиционные сюжеты в Северодвинской росписи.

Практика: рисунки с людьми.

Тема 6: Роспись деревянного изделия (разделочной доски).

Теория: подготовка изделия к росписи (основные этапы).

Практика: роспись изделия гуашевыми красками.

Раздел 6. Композиция «Дому детского творчества 60 лет».

Тема 1: Композиция «60 лет ДДТ».

Теория: история ДДТ, посещение Музея ДДТ.

Практика: рисунок на тему «60 лет ДДТ».

Тема 2: Плакат «60 лет ДДТ»

Практика: роспись плаката.

Раздел 7. Композиция «С Днём Матери!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 8. Открытка из упаковки из-под яиц «Розы».

Теория: различные цветы из упаковки, варианты оформления интерьера с

помощью цветов из упаковок.

Практика: цветы «розы» и оформление открытки.

Раздел 9. Сувенир в технике «папье-маше» «Обезьянка».

Теория:

история

возникновения

«папье-маше»,

варианты

сувениров,

выполненных в технике «папье-маше».

Практика: создание сувенира «Обезьянка» в технике «папье-маше».

Раздел 10. Интерьерная кукла в технике «папье-маше» «Ангел».

Теория: история появления кукол в жизни человека.

Практика: изготовление куклы «Ангел».

Раздел 11. Промежуточная аттестация.

Теория: тесты: «История возникновения Северодвинской росписи», «История

возникновения техники папье-маше».

Практика: рисунок на свободную тему (оценка способностей обучающихся).

Раздел 12. Композиция «С Рождеством!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 13. Композиция «С Днём святого Валентина!»

Теория: история появления праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 14. Композиция «Сказки А.С. Пушкина»

Теория: чтение сказок А.С.Пушкина

Практика: иллюстрации к сказкам

Раздел 15. Композиция «Выборы 2016».

Теория: беседа «Как стать Президентом»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 16. Композиция в технике «оригами» «Кролик и морковка».

Теория: история возникновения техники «оригами»

Практика: работа для украшения интерьера.

Раздел 17. Открытка «Ладошки».

Теория: история открыток.

Практика: создание открытки.

Раздел 18. Композиции с компьютерными дисками.

Тема 1. Композиция с компьютерным диском «Кролик».

Теория: животные из компьютерных дисков.

Практика: создание композиции.

Тема 2. Композиции с компьютерными дисками «Котики».

Теория: варианты оформления интерьера компьютерными дисками.

Практика: создание композиции.

Раздел 19. Композиция «С Днём Защитника Отечества».

Теория: история возникновения праздника «23 Февраля»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 20. Композиция «8 Марта!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 21. Композиция «Пасха».

Тема 1. Композиция «Пасха»

Теория: история возникновения религиозного праздника

Практика: рисунки на выставку

Тема 2. «Пасхальное дерево» в технике «папье-маше»

Теория: способы изготовления пасхальных деревьев

Практика: изготовление пасхального дерева и пасхальных яиц в «технике

папье-маше».

Тема 3: Роспись пасхального яйца.

Теория: способы росписи пасхальных яиц (расписное яйцо, крашенка и др.)

Практика: роспись пасхального яйца.

Раздел 22. «55 лет в Космосе»

Теория: Юрий Гагарин – первый человек в космосе. Беседа в Музее ДДТ.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 23. Композиция «День Победы».

Теория: история Великой Отечественной Войны.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 24. Композиции в технике «витраж».

Тема 1. «Древний Египет»

Теория: история Древнего Египта

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 2. «Древняя Греция»

Теория: мифы Древней Греции

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 3. «Древний Китай».

Теория: китайская архитектура.

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 4. «Древняя Индия».

Теория: история Индии

Практика: композиция в технике «витраж».

Раздел 25. Итоговая аттестация.

Теория:

тесты

на

темы:

«История

витражной

росписи»,

«История

возникновения техники «оригами».

Практика:

рисунок

на

свободную

тему

(оценка

умений

и

навыков

обучающихся).

Раздел 26. Итоговое занятие.

Теория: награждение наиболее отличившихся обучающихся.

Практика: чаепитие, викторина.

Планируемые результаты:

Умения и навыки:

1 год обучения – формирование начальных навыков.

2 и 3 года обучения – увеличение и закрепление профессиональных навыков.

Обучающиеся должны знать:

историю возникновения росписи Северной Двины;

историю возникновения техники «папье-маше»;

историю возникновения техники «витраж»;

русские народные праздники;

правила техники безопасности, требования к организации рабочего

стола.

Обучающиеся должны уметь:

проявлять фантазию при работе над рисунком, изделием;

владеть культурой речи и культурой общения со сверстниками и

взрослыми;

бережно

относиться

к

сохранению

народных

традиций

нашего

народа.

2

год обучения

Раздел

1.

Введение

в

образовательную

программу.

Знакомство

с

содержанием программы «Фантазия».

Теория: Основные темы, режим работы, необходимое оборудование,

техника безопасности.

Практика: Презентация по картинам выпускников. Анализ.

Раздел 2. Элементарные термины. Оценка способностей обучающихся.

Тема 1. Композиция «животные».

Теория: Термины ИЗО (кисточки, мольберт, палитра и т.д.).

Практика: рисунок на тему «кролики».

Тема 2. Композиция «Овчарка»

Теория: Семь цветов радуги.

Практика: рисунок на тему.

Тема 3. Композиция «Котёнок с клубком».

Теория: Цветоведение, цвета (основные и дополнительные цвета).

Практика: рисунок на тему.

Раздел 3. Композиция «С Днём Учителя!».

Теория: беседа о профессии «учитель».

Практика: Рисунок на выставку.

Раздел 4. Гипсовые барельефы.

Теория: гипсовые барельефы

Практика: роспись гипсовых барельефов гуашевыми красками.

Раздел 5. Роспись по дереву «Полхов-майданская».

Тема 1. Листья и ягоды

Теория: История возникновения росписи «Полхов-Майдан»

Практика: рисунок листьев и ягод.

Тема 2. Полхов-майданские цветы

Теория: изучение видов полхов-майданских цветов.

Практика: рисунки цветов.

Тема 3. Полхов-майданские птицы.

Теория: изучение пяти видов птиц.

Практика: рисунки пяти птиц.

Тема 4. Мельница

Теория: характерные особенности полхов-майданских пейзажей.

Практика: рисунок мельницы.

Тема 5. Изображения церкви в полхов-майданской росписи.

Теория: Традиционные сюжеты в Полхов-майданской росписи.

Практика: рисунки с церквями.

Тема 6: Роспись деревянного изделия (разделочной доски).

Теория: подготовка изделия к росписи (основные этапы).

Практика: роспись изделия гуашевыми красками.

Раздел 6. Композиция «Дому детского творчества 60 лет».

Тема 1: Композиция «60 лет ДДТ».

Теория: история ДДТ, посещение Музея ДДТ.

Практика: рисунок на тему «60 лет ДДТ».

Тема 2: Плакат «60 лет ДДТ»

Практика: роспись плаката.

Раздел 7. Композиция «С Днём Матери!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 8. Открытка из упаковки из-под яиц «Розы».

Теория: различные цветы из упаковки, варианты оформления интерьера

с помощью цветов из упаковок.

Практика: цветы «розы» и оформление открытки.

Раздел 9.Копилка в технике «папье-маше» «Обезьянка».

Теория: история возникновения «папье-маше», копилки, выполненные в

технике «папье-маше».

Практика: создание копилки «Обезьянка» в технике «папье-маше».

Раздел 10. Интерьерная кукла в технике «папье-маше» «Ангел».

Теория: история появления кукол в жизни человека.

Практика: изготовление куклы «Ангел».

Раздел 11. Промежуточная аттестация.

Теория: тесты: «История возникновения Полхов-майданской росписи».

Практика:

рисунок

на

свободную

тему

(оценка

способностей

обучающихся).

Раздел 12. Композиция «С Рождеством!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 13. Композиция «С Днём святого Валентина!»

Теория: история появления праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 14. Композиция «Сказки А.С. Пушкина»

Теория: чтение сказок А.С.Пушкина

Практика: иллюстрации к сказкам

Раздел 15. Композиция «Выборы 2016».

Теория: беседа «Как стать Президентом»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 16. Композиция в технике «оригами» «Кролик и морковка».

Теория: история возникновения техники «оригами»

Практика: работа для украшения интерьера.

Раздел 17. Открытка «Ладошки».

Теория: история открыток.

Практика: создание открытки.

Раздел 18. Композиции с компьютерными дисками.

Тема 1. Композиция с компьютерным диском «Кролик».

Теория: животные из компьютерных дисков.

Практика: создание композиции.

Тема 2. Композиции с компьютерными дисками «Котики».

Теория: варианты оформления интерьера компьютерными дисками.

Практика: создание композиции.

Раздел 19. Композиция «С Днём Защитника Отечества».

Теория: история возникновения праздника «23 Февраля»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 20. Композиция «8 Марта!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 21. Композиция «Пасха».

Тема 1. Композиция «Пасха»

Теория: история возникновения религиозного праздника

Практика: рисунки на выставку

Тема 2. «Пасхальное дерево» в технике «папье-маше»

Теория: способы изготовления пасхальных деревьев

Практика:

изготовление

пасхального

дерева

и

пасхальных

яиц

в

«технике папье-маше», петушка и курочки.

Тема 3: Роспись пасхального яйца.

Теория: способы росписи пасхальных яиц (расписное яйцо, крашенка и

др.)

Практика: роспись пасхального яйца.

Раздел 22. «55 лет в Космосе»

Теория: Юрий Гагарин – первый человек в космосе. Беседа в Музее

ДДТ.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 23. Композиция «День Победы».

Теория: история Великой Отечественной Войны.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 24. Композиции в технике «витраж».

Тема 1. «Готика»

Теория: история Средневековья

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 2. «Ренессанс»

Теория: эпоха Возрождения

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 3. «Барокко».

Теория: Стиль барокко.

Практика: композиция в технике «витраж».

Раздел 25. Итоговая аттестация.

Теория:

тесты

на

темы:

«История

витражной

росписи»,

«История

возникновения техники «оригами».

Практика:

рисунок

на

свободную

тему

(оценка

умений

и

навыков

обучающихся).

Раздел 26. Итоговое занятие.

Теория: награждение наиболее отличившихся обучающихся.

Практика: чаепитие, викторина.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

историю возникновения Полхов-майданской росписи;

правила

техники

безопасности,

требования

к

организации

рабочего

места.

Обучающиеся должны уметь:

самостоятельно готовить бумажную массу;

«выдувать» куриное яйцо;

проявлять фантазию при работе над рисунком, изделием;

владеть

культурой

речи

и

культурой

общения

со

сверстниками

и

взрослыми;

бережно относиться к сохранению народных традиций нашего народа.

3

год обучения

Раздел

1.

Введение

в

образовательную

программу.

Знакомство

с

содержанием программы «Фантазия».

Теория: Основные темы, режим работы, необходимое оборудование,

техника безопасности.

Практика: Презентация по картинам выпускников. Анализ.

Раздел 2. Элементарные термины. Оценка способностей обучающихся.

Тема 1. Композиция «Цветы».

Теория: Термины ИЗО (кисточки, мольберт, палитра и т.д.).

Практика: рисунок на тему: «крокусы».

Тема 2. Композиция «Подснежники»

Теория: Семь цветов радуги.

Практика: рисунок.

Тема 3. Композиция «Маки».

Теория: Цветоведение, цвета (основные и дополнительные цвета).

Практика: рисунок.

Раздел 3. Композиция «С Днём Учителя!».

Теория: беседа о профессии «учитель».

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 4. Гипсовые барельефы.

Теория: гипсовые барельефы

Практика:

роспись

гипсовых

рамок

для

фотографий

гуашевыми

красками.

Раздел 5. Роспись по дереву «Городецкая».

Тема 1. Листья и ягоды

Теория: История возникновения Городецкой росписи

Практика: рисунок городецких листьев и ягод.

Тема 2. Городецкие цветы

Теория: изучение шести видов цветов.

Практика: рисунки цветов.

Тема 3. Городецкие птицы.

Теория: изучение видов птиц (петух, кукушка, лебедь, павлин).

Практика: рисунки птиц.

Тема 4. Городецкий конь.

Теория: характерные особенности городецкого коня.

Практика: рисунок коня.

Тема 5. Изображения людей в городецкой росписи.

Теория: Традиционные сюжеты в Городецкой росписи.

Практика: рисунки с людьми.

Тема 6: Роспись деревянного изделия (разделочной доски).

Теория: подготовка изделия к росписи (основные этапы).

Практика: роспись изделия гуашевыми красками.

Раздел 6. Композиция «Дому детского творчества 60 лет».

Тема 1: Композиция «60 лет ДДТ».

Теория: история ДДТ, посещение Музея ДДТ.

Практика: рисунок на тему «60 лет ДДТ».

Тема 2: Плакат «60 лет ДДТ»

Практика: роспись плаката.

Раздел 7. Композиция «С Днём Матери!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 8. Открытка из упаковки из-под яиц «Розы».

Теория: различные цветы из упаковки, варианты оформления интерьера

с помощью цветов из упаковок.

Практика: цветы «розы» и оформление открытки.

Раздел 9. Копилка в технике «папье-маше» «Обезьянка».

Теория:

история

возникновения

«папье-маше»,

варианты

копилок,

выполненных в технике «папье-маше».

Практика: создание копилки «Обезьянка» в технике «папье-маше».

Раздел 10. Интерьерная кукла в технике «папье-маше» «Ангел».

Теория: история появления кукол в жизни человека.

Практика: изготовление куклы «Ангел».

Раздел 11. Промежуточная аттестация.

Теория:

тесты:

«История

возникновения

Городецкой

росписи»,

«История возникновения техники папье-маше».

Практика:

рисунок

на

свободную

тему

(оценка

способностей

обучающихся).

Раздел 12. Композиция «С Рождеством!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунок на выставку.

Раздел 13. Композиция «С Днём святого Валентина!»

Теория: история появления праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 14. Композиция «Сказки А.С. Пушкина»

Теория: чтение сказок А.С.Пушкина

Практика: иллюстрации к сказкам

Раздел 15. Композиция «Выборы 2016».

Теория: беседа «Как стать Президентом»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 16. Композиция в технике «оригами» «Кролик и морковка».

Теория: история возникновения техники «оригами»

Практика: работа для украшения интерьера.

Раздел 17. Открытка «Ладошки».

Теория: история открыток.

Практика: создание открытки.

Раздел 18. Композиции с компьютерными дисками.

Тема 1. Композиция с компьютерным диском «Кролик».

Теория: животные из компьютерных дисков.

Практика: создание композиции.

Тема 2. Композиции с компьютерными дисками «Котики».

Теория: варианты оформления интерьера компьютерными дисками.

Практика: создание композиции.

Раздел 19. Композиция «С Днём Защитника Отечества».

Теория: история возникновения праздника «23 Февраля»

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 20. Композиция «8 Марта!».

Теория: история возникновения праздника.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 21. Композиция «Пасха».

Тема 1. Композиция «Пасха»

Теория: история возникновения религиозного праздника

Практика: рисунки на выставку

Тема 2. «Пасхальное дерево» в технике «папье-маше»

Теория: способы изготовления пасхальных деревьев

Практика:

изготовление

пасхального

дерева

и

пасхальных

яиц

в

«технике папье-маше», петушка и курочки, трёх цыплят.

Тема 3: Роспись пасхального яйца.

Теория: способы росписи пасхальных яиц (расписное яйцо, крашенка и

др.)

Практика: роспись пасхального яйца.

Раздел 22. «55 лет в Космосе»

Теория: Юрий Гагарин – первый человек в космосе. Беседа в Музее

ДДТ.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 23. Композиция «День Победы».

Теория: история Великой Отечественной Войны.

Практика: рисунки на выставку.

Раздел 24. Композиции в технике «витраж».

Тема 1. «Классицизм»

Теория: Стиль «классицизм»

Практика: композиция в технике «витраж»

Тема 2. «Модерн»

Теория: искусство «модерна»

Практика: композиция в технике «витраж»

Раздел 25. Итоговая аттестация.

Теория: тесты на темы: «История витражной росписи».

Практика:

рисунок

на

свободную

тему

(оценка

умений

и

навыков

обучающихся).

Раздел 26. Итоговое занятие.

Теория: награждение наиболее отличившихся обучающихся.

Практика: чаепитие, викторина.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

различные архитектурные стили;

русские народные праздники;

правила

техники

безопасности,

требования

к

организации

рабочего стола

Обучающиеся должны уметь:

делать разные цветы из упаковки (розы, подснежники, маки);

самостоятельно делать бумажную массу;

самостоятельно отливать формы из гипса;

проявлять фантазию при работе над рисунком, изделием;

владеть культурой речи и культурой общения со сверстниками и

взрослыми;

бережно относиться к сохранению народных традиций нашего

народа.

Компетенции

и

личностные

качества,

которые

могут

быть

сформированы и развиты в результате занятий по программе:

В сфере личностных УУД (универсальные учебные действия) у учащихся

будут сформированы:

Учебно-познавательный интерес к изобразительному творчеству, как

одному из видов изобразительного искусства;

«Чувство прекрасного» и эстетические чувства, на основе знакомства с

мультикультурной картиной современного мира;

Возможность

реализовать

творческий

потенциал

в

собственной

художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию

и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении

практических творческих работ;

Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

Способность

к

самооценке,

на

основе

критерия

успешности

деятельности;

Заложены

основы

социально

ценных

личностных

и

нравственных

качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к

делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,

уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

Эмоционально-ценностное

отношение

к

искусству

и

к

жизни,

осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

Выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной

выразительности,

для

создания

творческих

работ.

Решать

художественные

задачи,

с

опорой

на

знания

о

цвете,

правилах

композиции, усвоенных способах действий;

Учитывать

выделенные

ориентиры

действий

в

новых

техниках,

планировать свои действия;

Осуществлять пошаговый

и

итоговый

контроль

в

своей

творческой

деятельности;

Отбирать

и

выстраивать

оптимальную

технологическую

последовательность

реализации

собственного

или

предложенного

замысла;

Адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими людьми;

Навыкам работы с разными материалами и навыкам создания образов,

посредством различных техник;

Вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения, на

основе оценки и характере сделанных ошибок;

Осуществлять

поиск

информации

с

использованием

литературы

и

средств массовой информации.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

Различать

изученные

виды

декоративно-прикладного

искусства,

представлять их место, и роль, в жизни человека и общества;

Понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в

предметном мире, и уважать их;

Приобретать

и

осуществлять

практические

навыки

и

умения

в

художественном творчестве;

Осваивать

особенности

художественно-выразительных

средств,

материалов

и

техник,

применяемых

в

декоративно-прикладном

творчестве;

Развивать

художественный

вкус,

как

способность

чувствовать

и

воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

Художественно-образному,

эстетическому

типу

мышления,

формированию целостного восприятия мира;

Развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, способность аргументировать свою

точку

зрения,

по

отношению

к

различным

произведениям

изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих

задач;

Научатся

более

углублённому

освоению

понравившегося

ремесла

и

изобразительно-творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

Первоначальному

опыту

осуществления

совместной

продуктивной

деятельности;

Сотрудничать

и

оказывать

взаимопомощь,

доброжелательно

и

уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;

Формировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную

позицию;

Задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;

Адекватно

использовать

речь

для

планирования

и

регуляции

своей

деятельности.

В результате занятий декоративным творчеством, у обучающихся разовьются

такие

качества

личности,

как

умение

замечать

красивое,

аккуратность,

трудолюбие, целеустремлённость.

Раздел 2.

Комплекс организационно-педагогических условий

I.

Календарный учебный график

Календарный

учебный

график

это

составная

часть

образовательной

программы (Закон № 273-ФЗ), определяющая: количество учебных недель,

количество учебных дней, продолжительность каникул, сроки контрольных

процедур, даты начала и окончания учебных периодов/этапов. Календарный

учебный

график

является

обязательным

приложением

к

дополнительной

общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.

Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года: 2 сентября

Режим

работы

объединения:

по

расписанию

Окончание учебного года: 31 мая

Продолжительность

занятий

определяется

образовательной

программой: 45 минут х 2

Регламентирование

образовательного

процесса

на

учебный год: 36 недель

Продолжительность

перемены:

15

минут

Сменность занятий: 2 смены

2. Режим работы в период школьных каникул:

В период осенних и весенних школьных каникул проводятся занятия в разной

форме: учебные занятия, экскурсии, соревнования, другие формы работы.

В период с 01.06. по 31.08.-летние каникулы.

В период с 30.12. по 9.01.-новогодние каникулы (нерабочие праздничные дни).

3.Организация промежуточной и итоговой аттестации:

Вид аттестации

Сроки проведения

1.

начальная

сентябрь

2.

промежуточная

декабрь

3.

итоговая

май

II.

Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих

аспектов:

-материально-техническое

обеспечение

-

характеристика

помещения

соответствует

нормам

СанПин;

перечень

оборудования,

инструментов

и

материалов,

необходимых

для

реализации

программы

расчёте

на

количество учащихся).

-психолого-педагогическое сопровождение;

-кадровое обеспечение –

Сайдова Мария Хыдыркуловна, педагог дополнительного образования,

первой категории;

Лепихова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог, первая категории.

Ряднова

Лидия

Ивановна,

педагог-организатор,

руководитель

музея

ДДТ.

Методика отслеживания результатов.

Педагогическое наблюдение:

Педагогический

анализ

результатов

анкетирования,

тестирования,

конкурсов

внутри

коллектива,

участия

в

мероприятиях

(викторины,

игровые

программы),

выставки

творческих

работ,

активности

обучающихся на занятиях.

Мониторинг:

педагогический

мониторинг

(контрольные

задания

и

тесты, диагностика личностного роста и продвижения, ведение журнала

учёта); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка

учащегося,

оформление

листов

индивидуального

образовательного

маршрута, ведение портфолио, оформление фотоотчётов).

После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная

или итоговая аттестация обучающихся.

III.Методическое

обеспечение

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей образовательной программы.

методы

обучения

(словесный,

наглядный,

практический;

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный)

и

воспитания

(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

форма организации образовательного процесса: групповая.

формы организации учебного занятия – беседа, выставка, мастер-класс,

открытое занятие, экскурсия в музей.

дидактические

материалы

раздаточные

материалы,

упражнения,

образцы изделий.

План воспитательной работы объединения « Фантазия»

Работа

с

обучающимися

Наименов

ание

Сроки

Педагог

ответствен

1.

Создание

атмосферы,

помогающей

объединению детей (дни рождения,

устраивать чаепития).

В течение

года.

Сайдова

М.Х.

2.

Организация

тематических

выставок.

В течение.

года.

Сайдова

М.Х.

3.

Посещение

выставок:

«Город

мастеров»,

музей

им.Бибика.

Посещение

кинотеатра

«Октябрь»

(просмотр

фильмов

о

жизни

и

творчестве

Леонардо

да

Винчи,

о

Яне Дельфийском.

Проводить

беседы

«Жизнь

и

творчество

Сандро

Боттичелли»,

«Альбрехт Дюрер», «Микеланджело

Буонарроти».

В течение

года.

Сайдова

М.Х.

Работа с родителями

1.

Проведение родительских собраний в

объединении.

2

раза

в

год.

Сайдова

М.Х.

2.

Привлечение

родителей

к

общественной жизни ДДТ.

В

течение

года.

Сайдова М.

Петрич О.И

3.

Открытые

занятия

для

родителей

обучающихся.

В

течение

года.

Сайдова

М.Х.

Методическая работа

1.

Участие в педагогическихсоветах.

По

плану

ДДТ.

Сайдова

М,

Петрич О.И.

2.

Участие в методических советах.

По

плану

ДДт.

Сайдова

М.Х.,

Петрич О.И.

3.

Изучение

методической

литературы

для практического применения.

В

течение

года.

Сайдова

М.Х.

4.

Взаимопосещение занятий.

В

течение

года.

Сайдова М.

5.

Работа

над

темой

по

самообразованию: «Папье-маше»

В

течение

3 лет

Сайдова М.

Работа по сохранению здоровья и пропаганде здорового образа жизни

Проведение инструктажа по технике безопасности во время занятий –

сентябрь и в течение года;

Беседы с родителями о необходимости провожать и встречать детей

после занятий в вечернее время;

Обсуждение маршрутов безопасного пути на занятия в объединение –

сентябрь и в течение года;

Разработка и проведение бесед для родителей – сентябрь;

Беседа с детьми и родителями «За здоровый образ жизни и правильное

питание», «Вредные привычки», «Что такое здоровье», «В борьбе со

стрессом» - в течение года;

Разработка комплекса упражнений для поддержания правильной осанки,

его внедрение в разминку– в течение года.

IV. Список литературы

Для педагога:

1.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Узоры Северной Двины.

Пермогорская роспись», Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2004.

2.

Рабочая тетрадь по основам наролного искусства «Городецкая роспись»,

Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2004.

3.

Рабочая

тетрадь

по

основам

наролного

искусства

«Полхов-майданская

роспись», Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2007.

4.

«Поделки

и

фигурки

из

«папье-маше».

Увлекательное

рукоделие

и

моделирование», В.Надеждина, «Харвест», 2008.

5.

«Самоделки из папье-маше в подарок», Н.Б. Бельтюкова, М., «АСТ», 2006.

6.

«Оригинальные поделки из яиц», А.Тойнберн, «Академия развития», 2008.

7.

«Подарочки для мамочки», Г.В. Иванова, ООО «Издательство Тригон»,

2007.

8.

«Юным любителям кисти и резца», А.С. Щипанов, М. «Просвещение»,

1981.

9.

«7 и 37 чудес света», И. Можейко, М., «Вече», 2005.

10.

«Узоры

и

орнаменты

для

мастера.

Для

дома

и

заработка»,

В.Чебан,

Ростов-на-Дону, «Феликс», 2000.

11.

«Основы изобразительной грамоты»; Г.В. Беда; Москва, « Просвещение»,

1989.

12.

«Рисунок шаг за шагом», У.Пауэлл, М., «АСТ Астрель», 2006.

13.

«Рисуем цветы», У.Пауэлл, М., «АСТ Астрель», 2006.

14.

«Основы рисования. Цветы и бутоны», К.Керликовски, М., «Арт-родник»,

2008.

15.

«Рисуем пейзаж», С.Молцмен; Минск, «Попурри», 2001.

16.

«Шедевры русской живописи»; Москва.: «Белый город», 2005.

17.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», М., «Педагогика-Пресс»,1992.

18.

«Энциклопедия

для

детей.

Искусство,

архитектура,

изобразительное

и

прикладное искусство 17-20 веков», М., «Мир энциклопедий Аванта +

Астрель», 2008.

19.

Энциклопедия «Роспись», Н.Величко, М. «АСТ-Пресс», 2015.

Для обучающихся и родителей:

1.

Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Узоры Северной Двины.

Пермогорская роспись», Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2004.

2.

Рабочая тетрадь по основам наролного искусства «Городецкая роспись»,

Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2004.

3.

Рабочая

тетрадь

по

основам

наролного

искусства

«Полхов-майданская

роспись», Ю.Г. Дорожин, М., «Мозаика-Синтез», 2007.

4.

«Основы изобразительной грамоты»; Г.В. Беда; Москва, «Просвещение»,

1989.

5.

«Юным

любителям

кисти

и

резца»,

А.

С.

Щипанов;

Москва,

«Просвещение», 1981.

6.

«Поделки

и

фигурки

из

«папье-маше».

Увлекательное

рукоделие

и

моделирование», В.Надеждина, «Харвест», 2008.

7.

«7 и 37 чудес света», И. Можейко, М., «Вече», 2005.

8.

«Основы рисования. Цветы и бутоны», К.Керликовски, М., «Арт-родник»,

2008.

9.

«Энциклопедия

для

детей.

Искусство,

архитектура,

изобразительное

и

прикладное искусство 17-20 веков», М., «Мир энциклопедий Аванта +

Астрель», 2008.

10.

«Шедевры русской живописи»; Москва, «Белый город», 2005.

Контрольный тест

Приложение 1

на тему: «История развития Северодвинской росписи»

(1 год обучения)

1.

В какой области России появилась Северодвинская роспись?

а) Архангельская область;

б) Московская область;

в) Владимирская область.

2.

В Северодвинскую роспись входят росписи:

а) Пермогорская роспись, Ракульская и Борецкая;

б) Ракульская роспись;

в) Только Борецкая роспись;

3.

Характерные особенности Северодвинской росписи:

а) роспись выполняется на дереве;

б) роспись выполняется темперными красками;

в) в росписи используются красный, жёлтый и зелёный цвета.

4.

Как раньше называли художника-иконописца?

а) травщик;

б) ягодник.

5.

Как раньше велась роспись? Что наносили первым?

а) сначала гусиным пером наносился чёрный контур, а потом заливался цветом;

б) сначала элемент наносится цветом, а потом наносится чёрный контур;

6.

Для приготовления самодельной краски использовали глину, минералы

и:

а) яичный белок;

б) яичный желток.

7.

В каком веке появилась Пермогорская роспись?

а) 11

б) 12

в) 13

8.

Пермогорская роспись появилась в деревнях:

а) Черевково, Большой Березник и Грязинская;

б) Мокрая Едома.

9.

Элементы Пермогорской росписи:

а) белый фон и красные травные завитки;

б) красные и белые зубчики;

в) травные завитки, цветы, птицы, люди, лошади.

10.

В каком веке появилась Ракульская роспись?

а) 11

б) 12

в) 13

11.

Элементы Ракульской росписи:

а) крупные декоративные листья;

б) жёлтый фон и петух.

12.

Как называется деревня, в которой появилась Ракульская роспись:

а) Ульяновская;

Приложение 2

б) Владимирская;

13.

В каком веке появилась Борецкая роспись?

а) 14

б) 15

в) 16

14.

Элементы Борецкой росписи:

а) белый фон и позолота;

б) травные завитки, птицы, цветы;

15.

Как называется деревня, в которой появилась Борецкая роспись?

а) деревня Борок;

б) село Пучуга;

в) деревни под общим названием Нижняя Тайма.

16.

Какие изделия расписывались Северодвинской росписью?

а) только посуда;

б) весь дом (лавки, сундуки, шкафы, посуда, стены, потолок).

17.

Какие сюжеты писались в Пермогорской и Борецкой росписях?

а) только свадебный выезд;

б) разные бытовые темы (посиделки, застолье, сватовство, пейзажи, львы и

единороги, пароходы и т.д).

Правильные ответы:

1) а

2) а

3) а, б, в

4) а

5) а

6) б

7) а

8) а, б

9) а, б, в

10) а

11) а, б

12) а

13) б

14) а, б

15) а, б, в

16) б

17) б

Оценка уровня знаний.

17 - 12 правильных ответов - отличный уровень знаний.

11 - 6 правильных ответов – средний уровень знаний.

5 – 0 правильных ответов – низкий уровень знаний.

15.12.2016 был проведен контрольный тест и получены результаты:

1 группа (1 год обучения)

отличный уровень знаний – 3 учащихся

Приложение 3

средний уровень – 12 учащихся

низкий уровень ------

2 группа (2 год обучения)

отличный уровень знаний – 5 учащихся

средний уровень - 7 учащихся

низкий уровень ------

3 группа (3 год обучения)

отличный уровень знаний – 7 обучающихся;

средний уровень знаний – 5 обучающихся;

низкий уровень знаний ---

Контрольный тест

по Декоративно-прикладному искусству

на тему: «Подготовка изделия к росписи»

(1,2,3 год обучения)

1.

Как называется деревянная заготовка?

а) бельё;

б) наволочка;

в) одеяло.

2.

Какое дерево подходит для изготовления заготовок?

а) липа, берёза, клён;

б) дуб, сосна, бук.

3.

Как подготовить изделие к росписи?

а) пошкурить шкуркой № 0, зашпаклевать дырки, и покрыть грунтом;

б) просто зашкурить;

в) зашкурить и зашпаклевать.

4.

Чем нужно шпаклевать изделия?

а) шпатлёвка для дерева;

б) шпатлёвка для стен и потолка;

в) опилками дерева, смешанными с клеем ПВА.

5.

Какой грунт подходит для росписи темперой?

а) картофельный крахмал;

б) желатин, яичный белок;

в) лак для дерева.

6.

Какой лак подходит для покрытия изделия?

а) лак для дерева ПФ-283;

б) лак для ногтей;

в) лак для волос.

7.

Чем можно тонировать поверхность изделия?

а) карандашной пудрой;

б) гуашью, акварелью;

в) марганцовка.

Правильные ответы:

Приложение 4

1) а

2) а

3) а

4) а, в

5) а, б, в

6) а

7) а, б, в

Оценка уровня знаний.

1-2 неправильных ответа – отличный уровень знаний.

3-5 неправильных ответов – средний уровень знаний.

6-7 неправильных ответов – низкий уровень знаний.

Контрольный тест

по Декоративно-прикладному искусству

на тему: «Кисти и краски»

(1,2,3 год обучения).

1.Какой формы кисти пригодны для росписи?

а) плоские

б) круглые

2. Из каких волос делают кисти?

(воспитанник самостоятельно даёт ответ).

3. Нужно ли постригать кисточку?

а) нет

б) да

4.

Что можно делать заострённым деревянным кончиком кисти?

а) наносить точки, росинки

б) мешать краски.

5.

Можно ворсистой частью смешивать, растирать краски?

а) да

б) нет.

6.

Можно оставлять кисточки в банке с водой?

а) да

б) нет.

7.

Кисти нужно мыть:

а) проточной водой

б) тёплой водой с мылом.

8.

Если ворс кисти смялся, как его распрямить?

а) намылить ворс мылом и оставить на 2 часа

б) намочить водой

9.

Из каких материалов травщики готовили самодельную краску?

а) глина, минералы

б) сок местных деревьев

в) использовали привозные краски (лазурь, кармин, немецкий бакан).

10.

Связующим веществом в самодельных красках использовался:

а) яичный белок

б) яичный желток

Приложение 5

11.

Какие виды красок вы знаете?

(воспитанник самостоятельно даёт ответ).

12.Какой гуашью лучше рисовать?

а) художественная гуашь

б) плакатная.

13.

Темперу какого типа лучше использовать?

а) казеиновая темпера

б) восково-масляная

в) поливинилацетатная (ПВА).

14.

Покрывая изделие краской, чем лучше это делать?

а) большой кистью

б) валиком или куском поролона.

Правильные ответы:

1)

б

2)

Белка, колонок, соболь, пони, коза, кошка (воспитанник должен дать 3-6

правильных ответов).

3)

а

4)

а, б

5)

б

6)

б

7)

б

8)

а

9)

а, б, в

10)

б

11)

Масляные, клеевые (акварель, гуашь), акриловые, анилиновые, восково-

масляные (воспитанник должен назвать 4-5 видов красок).

12)

А

13)

в

14)

а, б

Контрольный тест

по Декоративно-прикладному искусству

на тему: «Городецкая роспись»

( 3год обучения)

1.

Какие географические особенности способствовали возникновению

Городецкого промысла?

а) богатство лесов, неплодородная земля, близость к крупным ярмаркам;

б) близость к реке Волге.

2.

Как называются части Городецкой прялки?

а) копылок, гребень, донце;

б) лопасть, вертикальный стояк, донце.

3.

Какие этапы прошёл промысел?

а) донца резные, донца расписные;

б) донца резные с инкрустацией, донца расписные;

Приложение 6

в) донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и

росписью, донца расписные.

4.

В семейных мастерских изготовлением донец занимались:

а) отец с старшим сыном;

б) все члены семьи;

5.

Чем инкрустировались прялочные донца?

а) морёной липой;

б) морёной ольхой;

в) морёным дубом.

6.

Что такое «шкантики»?

а) деревянные гвоздики;

б) вырезанные фигурки людей и лошадей.

7.

Когда

в

Городецком

промысле

появляются

первые

расписные

прялки?

а) в середине 18 века;

б) в середине 19 века.

8.

Почему прекратили производство резных донец?

а) никто не хотел покупать;

б) очень трудоёмкий процесс производства резных донец.

9.

Что способствовало выработке единого стиля в росписи?

а) организация мастерской;

б) общение художников.

10.

Этапы работы Городецкой росписи:

а) подмалёвок, оттеневка, разживка;

б) подмалёвок,тенёвка, разбел, бликовка, чертёжка.

11.

Как расписывались донца?

а) по вертикали донца;

б) по горизонтали донца;

в) донце делилось на 2-3 яруса.

12.

Как назывались донца, выполненные из сучковатых заготовок и

расписанные для продажи на базаре?

а) рядовыми;

б) сучковатыми;

в) уникальными.

13.

Как назывались донца, выполненные из качественной древесины и

прекрасно расписанные?

а) подарочными;

б) дорогими.

14.

Как назывались донца с подписями?

а) дорогой;

б) уникальный.

15.

Кто возродил Городецкий промысел в 20 веке?

а) Игнатий Лебедев;

б) Аристарх Коновалов?

16.

Сколько видов композиций вы знаете?

Приложение 7

а) четыре;

б) три;

в) два.

17.

Какое значение имеет мотив «конь»?

а) символ семьи;

б) символ солнца.

18.

При выполнении сюжетной росписи основной сюжет пишется:

а) в верхней части вертикальной доски;

б) в средней части;

в) в нижней части.

19.

Лица людей в Городецкой росписи:

а) всегда обращены на зрителя;

б) обращены на зрителя и развёрнуты в три четверти.

20.

Сюжетные сцены изображают:

а) только убранство комнат;

б) только уличные сцены;

в) уличные сцены или сцены в интерьере.

21.В сюжетных композициях используются цветочные орнаменты?

а) да;

б) нет.

22.

Делают ли Городецкие мастера иллюстрации к сказкам?

а) да;

б) нет.

23.

Декоративные

панно

подписывают

различными

пословицами,

поговорками пожеланиями?

а) да;

б) нет.

24.

Какие породы деревьев используют в промысле?

а) все породы;

б) породы, которые не трескаются и не рассыхаются.

25.

Какими красками выполняется Городецкая роспись?

а) темпера;

б) гуашь;

в) масляные краски, казеиново-масляные, гуашевые.

26.

Роспись выполняют:

а) только на фоне дерева;

б) на грунтованной цветом основе;

в) на фоне чистого дерева и на грунтованной основе.

27.

Каким лаком можно покрывать изделие?

а) масляный лак;

б) масляный лак и нитролак;

в) нитролак.

28.

Роспись выполненную масляными красками нужно покрывать:

а) масляным лаком;

б) нитролаком.

Приложение 8

Правильные ответы.

1) а 15) б

2) а 16) б

3) в 17) б

4) б 18) а

5) в 19) б

6) а 20) в

7) б 21) а

8) а 22) а

9) б 23) а

10) а 24) б

11) в 25) в

12) а 26) в

13) б 27) б

14) б 28) а

Оценка уровня знаний

28-19 – отличный уровень знаний

18-9 – средний уровень знаний

9 -0 – низкий уровень знаний

Контрольный тест по ДПИ

на тему «Полхов-Майданская роспись» (2 год обучения).

1. В каком веке появилась Полхов-Майданская роспись?

а) в 18 веке; б) в 19 веке; в) в 20 веке.

2. В какой области находится село Полховский Майдан?

а) Нижегородская область;

б) Рязанская область;

в) Московская область.

3. Сколько видов Полхов-Майданской росписи вы знаете?

а) цветочная роспись;

б) пейзажная и цветочная.

4. Какими красками пишут Полхов-Майданскую роспись?

а) анилиновыми красителями;

б) акварельными красками;

в) гуашью и анилиновыми красителями.

5. После нанесения основных цветов, каждый элемент обводится чёрным

цветом. Как это называется?

а) чертёжка;

б) штриховка.

6. Как в Полхов-Майданской росписи называют большие цветы?

а) розы; б) розаны.

7. В П-М цветочной росписи есть насекомые?

а) да;

Приложение 9

б) нет.

8. Как называют птиц в Полхов-Майданской росписи?

а) павлины;

б) птички-невелички;

в) чудо-петушок.

9. Как в П-М росписи называются пейзажные картинки?

а) рассвет; б) заря.

10. Что изображено на пейзажных картинках?

а) деревья;

б) сельские домики, церковь, мельница.

Правильные ответы:

1) в

2) а

3) б

4) в

5) а

6) а

7) а

8) б,в

9) б

10) а,б

Контрольный тест по ДПИ

на тему «Витраж и витражные краски»(1, 2 и 3 года обучения)

1. Как переводится слово «витраж»?

а) витрум – стекло;

б) витрум – прозрачный.

2. Что украшают витражи?

а) окна;

б) перегородки, ширмы, фойе.

3. Где впервые стали делать витражи?

а) в Древнем Египте;

б) в Древнем Риме;

в) в Древней Греции.

4. Что представляет собой традиционный витраж?

а) стекло, покрашенное в разные цвета;

б) разноцветные кусочки стекла, скреплённые между собой свинцом.

5. Когда витраж приобрёл огромную популярность?

а) в эпоху Средневековья (11-15 века);

б) в эпоху Модерна (начало 20 века).

6. Какие здания украшали витражи в эпоху Средневековья?

а) дома богатых и знатных людей;

б) общественные здания: ратуша, собор.

7.Какие нужны материалы, чтобы сделать современный витраж?

а) рисунок и витражные краски;

Приложение 10

б) рисунок, витражные краски и стекло.

8. Что нужно наносить раньше – контур или заливку?

а) контур;

б) заливку.

9. Когда витражные краски высыхают, что получается?

а) толстый, непрозрачный слой;

б) прозрачная, эластичная плёнка.

10. Как можно использовать витраж?

а) рисовать витражные картины;

б) делать аппликации и украшать стеклянную посуду, окна, мебель.

Правильные ответы.

1) а

2) а

3) б

4) а

5) а, б

6) а, б

7) б

8) а

9) б

10) а,б

Оценка уровня знаний

10 - 7 правильных ответов - отличный уровень знаний.

6 - 4 правильных ответов – средний уровень знаний.

3 - 0 правильных ответов – низкий уровень знаний.

19.05 и 20.05.2016 был проведен контрольный тест и получены результаты:

1 группа (1 год обучения):

отличный уровень знаний – 12 чел

средний уровень знаний – 3 чел

низкий уровень знаний ---

2 группа (2 год обучения):

отличный уровень знаний – 11 чел

средний уровень знаний – 1 чел

низкий уровень знаний ---

3 группа (3 год обучения):

отличный уровень знаний – 7 чел

средний уровень знаний – 5 чел

низкий уровень знаний ---

Контрольный тест по ДПИ на тему «Гипс» (1,2, 3 года обучения)

1. Как ещё называют гипс?

а) алебастр; б) гранит.

2. Чем разводят гипс?

а) водой; б) клеем ПВА.

Приложение 11

3. Где используют гипс?

а) в медицине;

б) в скульптуре

в) в строительстве.

4. Расписывать гипс можно сразу после отливки?

а) да; б) нет, гипс должен сохнуть в течение суток.

5. Чем можно расписывать гипс?

а) акварелью;

б) гуашью;

в) витражными красками.

6. Где взять формы для отливки гипса?

а) купить в магазине;

б) самому слепить из пластилина;

в) гипсу не нужна никакая форма.

7. Нужно намазывать форму перед отливкой?

а) нет; б) да, вазелином.

8. Сколько времени нужно гипсу, чтобы застыть?

а) 10 минут; б) 30 минут; в) всю ночь.

9. Расписывая гипс, можно покрывать его гелем с блёстками?

а) нет; б) да, но только неокрашенный гуашью гипс.

10. Расписанное гипсовое изделие нужно покрывать лаком?

а) нет; б) да, чтобы краски не размазывались и не осыпались.

Правильные ответы.

1) а

2) а

3) а, б, в

4) б

5) а, б

6) а, б 7) б 8) б 9) б 10) б

Контрольный тест по истории искусств

на тему «Древний Египет» (1 год обучения)

1.

Народ Древнего Египта создал величайшую цивилизацию в истории

человечества. Сколько тысяч лет назад образовался Древний Египет?

а) три тысячи лет назад

б) четыре тысячи лет назад

в) пять тысяч лет назад

2. Как называется река, протекающая через весь Египет?

а) река Евфрат

б) река Нил

в) река Тигр

3. На берегах Нила рос водяной тростник, из которого делали бумагу. Как

называется этот тростник?

а) кувшинка

б) папирус

4. Как назывался правитель Египта?

а) фараон

б) жрец

в) писец

5. Фараон носил двойную корону. Какого она цвета?

а) золотая с синими полосками

б) белая с зелеными перьями

в) белая с красным

6. Как называлась первая столица Египта?

а) Фивы

б) Мемфис

в) Александрия

7. Что такое «пирамида»?

а) царская гробница

б) храм

8. Кто, первым из фараонов построил пирамиду, и она была из 6 ступеней?

а) Хеопс

б) Джосер

в) Рамзес II

9. Кто такой «сфинкс»?

а) лев

б) существо с туловищем льва и головой человека

10. Чью пирамиду охраняет большой сфинкс?

а) пирамиду Хеопса

б) пирамиду Хефрена

в) пирамиду Микерина

11. Что такое «мумия»?

а) сохранённое тело, которое высушивали натроном и заворачивали в бинты

б) злобное зомби

12. Как изображался Ра, бог солнца?

а) в виде ястреба

б) с телом человека и головой ястреба

13. Как изображался бог Осирис, повелитель царства мёртвых?

а) как царь с зелёным лицом

б) в короне с перьями «атеф»

14. Как изображалась богиня Бастет, покровительница кошек?

а) как кошка

б) с телом женщины и головой львицы

15. Как изображался бог Анубис, защитник мумий?

а) в виде черной собаки

б) с телом человека и головой собаки

16. Как изображался Тот, бог мудрости и письма?

Приложение 13

а) бабуином

б) человеком с головой ибиса

17. Что носили знатные мужчины?

а) делали макияж и носили парик из черных волос

б) набедренную повязку из белого льна

в) золотые украшения

18. Что носили знатные женщины?

а) делали макияж и носили парик

б) платье из белого льна

в) золотые украшения: серьги, ожерелья, браслеты, кольца

19. Как женщины наносили духи?

б) опрыскивали себя из флакона

б)

клали

на

голову

благовонный

жир,

когда

он

плавился,

высвобождался

сладкий аромат

20. Какую прическу носили мальчики и девочки?

а) длинные волосы

б) бритая голова

в) бритая голова с длинным локоном на боку

21. Как звали последнюю царицу Египта?

а) Клеопатра

б) Нефертити

в) Александра

Правильные ответы

1.

В

2.

Б

3.

б

4.

а

5.

в

6.

б

7.

а

8.

б

9.

б

10.б

11.а

12а,б

13а,б

14 а,б

15а,б

16а,б

17а,б,в

18а,б,в

19б

20в

21а

Оценка уровня знаний

Приложение 14

21 -15 правильных ответов - отличный уровень знаний.

14 - 8 правильных ответов – средний уровень знаний.

7 - 0 правильных ответов – низкий уровень знаний.

19.05 и 20.05.2016 был проведен контрольный тест и получены результаты:

1 группа (1 год обучения):

отличный уровень знаний – 11 чел

средний уровень знаний – 1 чел

низкий уровень знаний ---

2 группа (2 год обучения):

отличный уровень знаний – 12 чел

средний уровень знаний ---

низкий уровень знаний ---

3 группа (3 год обучения):

отличный уровень знаний – 13 чел

средний уровень знаний – 2 чел

низкий уровень знаний ---



В раздел образования