Автор: Овчинникова Светлана Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Орлова Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Секреты четных и нечётных чисел"
Раздел: среднее образование
Занятие математического кружка в 6 классе
«Секреты четных и нечетных чисел»
Задачи на четность и нечетность – классика олимпиадной математики. Решения
головоломок с применением четности и нечетности чисел всегда отличались
необычайной логической красотой и абсолютной прозрачностью выводов. Они
основываются на простейших свойствах арифметических операций (обычно на
сложении и вычитании).
Цели: 1. Знакомство учащихся с категориями математических задач, выходящих за
пределы школьной программы, успешное решение которых позволит школьникам более
уверенно чувствовать себя при изучении базового материала, а также подготовит их к
математической олимпиаде.
2. Развитие интереса к математике.
3. Развитие личности учащихся.
Разминка: (Этап мотивации). Математический калейдоскоп (решение занимательных
задач)
1.
( Этап изучения нового материала)
Число – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета
и измерения. Со временем люди научились не только называть числа, но и обозначать их
цифрами
. Цифры 0, 2, 4, 6, 8 являются четными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 нечетными. Из признака
делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются
четными, остальные – нечетными.
Всякое четное число можно представить в виде 2n, где n – целое число.
Например:18=2х9
Всякое нечетное число можно представить в виде 2n+1, где n – целое число.
Например: 19=2х9+1
2. Проверка домашнего задания (отчет групп о проверке четности или нечетности
суммы нескольких слагаемых ). Выдвижение гипотез о четности суммы любого
числа слагаемых.
3.Четность суммы:
1)
Сумма любого числа четных слагаемых – четна. (доказательство привести на
доске)
2)
Если число нечетных слагаемых четно, то и сумма - четна. (Доказательство
показать на доске)
3)
Если число нечетных слагаемых нечетно, то и сумма – нечетна.
(Доказательство показать на доске)
3. Решение задач: (Этап закрепления)
1) Четно или нечетно значение суммы 1+2+3+…+2012? (ответ: четно)
Вопросы:1. Сколько нечетных слагаемых? (5000)
2. Какой: четной или нечетной будет их сумма? Какое свойство использовали?
3. Сколько четных? (5000)
4. Какой: четной или нечетной будет их сумма?
2) Четно или нечетно значение суммы 1+3+5+…+2013?
Вопросы: 1. Какие здесь слагаемые?
2. Сколько их?
3. Четной или нечетной будет их сумма? ( Ответ: нечетной).
3) Определить на четность числа: х+х, х+х+1001, 3(х+1), если х нечетное. (Ответ:
четное, нечетное, четное).
4)
Можно ли разменять 100 рублей при помощи 25 монет достоинством 1 и 5
рублей? (Ответ: нет, сумма нечетного числа нечетных слагаемых – число
нечетное).
5)
Кузнечик прыгает по прямой: первый раз на 1 см, второй раз на 2 см и т. д.
Может ли он через 25 прыжков вернуться на прежнее место? (Нет, чтобы
вернуться на прежнее место, общее число сантиметров должно быть четно, а сумма
1+2+3+…+25 нечетна.).
6) В школе 1657 учащихся, причем мальчиков на 204 больше, чем девочек.
Доказать, что такого не может быть. (Если девочек х, то всего учеников 2х+204, а
это число четное).
4. Работа в парах с последующей проверкой. Игра « Математическая карусель».
1) Четно или нечетно значение суммы: 1+2+3+…+1000?
2) 1+3+5+…+99. Четно или нечетно значение суммы?
3) В доме лифт с кнопками +2 и -4. Можно ли с 3 этажа попасть на 8?
5. Домашнее задание:
Решите задачи:
1)
Верно ли равенство 1х2+2х3+3х4+…+99х100=20002008? (Ответ: да, сумма
четных слагаемых всегда четна)
2)
В наборе было 35 гирек массой 1г, 2г,3г, …,35г. Можно ли их разложить на две
равные по массе кучки, если гирьки в 1г, 3г и 5г потеряли? (Ответ: нет, 17
четных, 18 нечетных – 3 = 15 нечетных слагаемых на 2 не делится).
3)
Можно ли в выражении 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10 расставить вместо звездочек
знаки плюс или минус, чтобы получилось 100? (Ответ: нет).
6. Рефлексия (Нарисовать на листе бумаги смайлик, выражающий настроение
ученика, показать).
.